Тихий послушник Божий 31 марта 2008 г. 18:36 Воспоминания протоиерея Николая Артемова, ключаря кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, о почившем Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Восточно-Американском и Нью-Йоркском Лавре . Опубликовано в газете «Русская мысль» от 28 марта 2008 г. (4691)). Крест своего нового служения Христу — быть митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви — владыка Лавр принял на свои плечи в критический момент. Русская Церковь в целом вступила в качественно новое измерение, внутри же Русской Зарубежной Церкви отношение к этим изменениям было различное, вплоть до крайнего неприятия. Этому способствовали старческие немощи ее Первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Трудно сказать, выражал ли радикализм, отвергающий Московскую Патриархию и любую возможность диалога с ней, подлинное отношение самого владыки Виталия или же, скорее, позицию окружившей его группы. Был момент, когда митрополит Виталий осознал, что издание противоречивых указаний от его имени наносит вред Церкви, и он попросился на покой. После этого Архиерейским Собором был избран владыка Лавр. Буря вокруг ушедшего, а потом и «возвратившегося» митрополита Виталия захлестнула Русскую Зарубежную Церковь… В день избрания бывший Первоиерарх поздравил нового митрополита и обещал свою поддержку, но вскоре все обернулось иначе. Думается, что митрополит Лавр и до своего избрания понимал, что нечто подобное может, даже должно произойти. Его сердце принимало Русскую Зарубежную Церковь, с которой он срастался с самой своей юности, как часть всецелой Русской Церкви. Для него она была местом явления живого Христа, несмотря на все бури и невзгоды, на которые он смотрел своим невозмутимо спокойным, но и глубоко страдающим взором. Он приносил эти человеческие страсти Христу — Единому Спасителю, зная и испытывая вновь и вновь, что значит это наименование Господа. Родившийся 1 января 1928 года в селе Ладомирово, где тогда спасались монахи, вышедшие из Почаевской лавры, он юношей пришел в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и там сердце его отдалось всему, что выражало глубинную суть Православия. Так он стал тихим послушником Божиим. Он пробыл им всю жизнь, до самой своей кончины в то воскресенье, когда Церковь празднует Торжество Православия. Господь даровал Своему послушнику приготовиться Чистой седмицей — первой неделей Великого Поста. Владыка Лавр был на всех богослужениях, служил сам Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу, потом занемог и ушел в свой скит, а в ночь под Торжество Православия во сне отошел в тихое пристанище Господа своего. Никого при нем не было. Рано утром протодиакон Виктор Лохматов, прошедший полвека с ним, нашел владыку как бы спящим — таким, каким часто будил его, — лежащим с заложенной за головой рукою.

http://patriarchia.ru/db/text/387257.htm...

поиск:   разделы   рассылка Тихий послушник Божий Источник:  Патриархия. ру Воспоминания протоиерея Николая Артемова, ключаря кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, о почившем Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Восточно-Американском и Нью-Йоркском Лавре. Опубликовано в газете " Русская мысль " от 28 марта 2008 г. (4691)). Крест своего нового служения Христу – быть митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви – владыка Лавр принял на свои плечи в критический момент. Русская Церковь в целом вступила в качественно новое измерение, внутри же Русской Зарубежной Церкви отношение к этим изменениям было различное, вплоть до крайнего неприятия. Этому способствовали старческие немощи ее Первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Трудно сказать, выражал ли радикализм, отвергающий Московскую Патриархию и любую возможность диалога с ней, подлинное отношение самого владыки Виталия или же, скорее, позицию окружившей его группы. Был момент, когда митрополит Виталий осознал, что издание противоречивых указаний от его имени наносит вред Церкви, и он попросился на покой. После этого Архиерейским Собором был избран владыка Лавр. Буря вокруг ушедшего, а потом и " возвратившегося " митрополита Виталия захлестнула Русскую Зарубежную Церковь... В день избрания бывший Первоиерарх поздравил нового митрополита и обещал свою поддержку, но вскоре все обернулось иначе. Думается, что митрополит Лавр и до своего избрания понимал, что нечто подобное может, даже должно произойти. Его сердце принимало Русскую Зарубежную Церковь, с которой он срастался с самой своей юности, как часть всецелой Русской Церкви. Для него она была местом явления живого Христа, несмотря на все бури и невзгоды, на которые он смотрел своим невозмутимо спокойным, но и глубоко страдающим взором. Он приносил эти человеческие страсти Христу – Единому Спасителю, зная и испытывая вновь и вновь, что значит это наименование Господа. Родившийся 1 января 1928 года в селе Ладомирово, где тогда спасались монахи, вышедшие из Почаевской лавры, он юношей пришел в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и там сердце его отдалось всему, что выражало глубинную суть Православия. Так он стал тихим послушником Божиим. Он пробыл им всю жизнь, до самой своей кончины в то воскресенье, когда Церковь празднует Торжество Православия. Господь даровал Своему послушнику приготовиться Чистой седмицей – первой неделей Великого Поста. Владыка Лавр был на всех богослужениях, служил сам Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу, потом занемог и ушел в свой скит, а в ночь под Торжество Православия во сне отошел в тихое пристанище Господа своего. Никого при нем не было. Рано утром протодиакон Виктор Лохматов, прошедший полвека с ним, нашел владыку как бы спящим – таким, каким часто будил его, – лежащим с заложенной за головой рукою.

http://religare.ru/2_52405.html

Таким образом, вопрос о восстановлении единства Русской Православной Церкви разделил РПЦЗ и породил внутренние напряжения, грозящие перерасти в новый церковный раскол. На очередном заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, проходившем 10–13 июля 2001 года, решением большинства иерархов митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх РПЦЗ, по состоянию здоровья и ввиду преклонного возраста был отправлен на покой. Избрание нового Первоиерарха, которым стал возведённый в сан митрополита архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурло), произошло на внеочередном Архиерейском Соборе РПЦЗ, состоявшемся 23 октября 2001 года. Миротворческая политика нового Первоиерарха, направленная на уврачевание раскола и восстановление единства Русской Православной Церкви, вызывала разногласия в среде духовенства и епископата РПЦЗ. Противники диалога с Московским Патриархатом, в число которых к 2001 году входили епископ Каннский Варнава (Прокофьев) и российские архиереи, за исключением епископа Ишимского Евтихия (Курочкина), убедили митрополита Виталия (Устинова) пересмотреть своё согласие с увольнением на покой и снова встать во главе РПЦЗ. В результате обострившегося конфликта произошёл раскол, разделивший Русскую Зарубежную Церковь на две части: Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра [РПЦЗ (Л)] и Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия [РПЦЗ (В)]. Примечательно, что по отношению к образовавшемуся расколу российские иерархи РПЦЗ разделились поровну. Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко), настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ (В), а епископ Ишимский Евтихий (Курочкин) и присоединившийся к нему несколько позже епископ Симферопольский Агафангел (Пашковский) поддержали позицию РПЦЗ (Л) 789 . Оказавшиеся в меньшинстве, сторонники митрополита Виталия (Устинова) официально зарегистрировали свою новообразованную юрисдикцию под наименованием «Русская православная церковь в изгнании».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако по отношению к данной группировке продолжает применяться наименование РПЦЗ юрисдикции митрополита Виталия [РПЦЗ (В)]. Вскоре после раскола были совершены хиротонии новых иерархов РПЦЗ (В). Ими стали епископ Мансонвилльский Сергий Киндяков, епископ Сакраментский Владимир Целищев и епископ Гренадский Варфоломей Воробьёв. Несогласованность данных архиерейских поставлений с архиепископом Лазарем Журбенко и епископом Вениамином Русаленко побудили последних заявить о своей отчуждённости от РПЦЗ (В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих Архиерейского совещания российских преосвященных. Учитывая возможность скорого отделения российских епархий, митрополит Виталий (Устинов) в декабре 2001 года начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах было восстановлено поминовение имени первоиерарха РПЦЗ (В) митрополита Виталия. В ответ на это первоиерарх РПЦЗ (В) своим распоряжением от 11 марта 2002 года дозволил Архиерейскому совещанию российских преосвященных самостоятельно проводить архиерейские хиротонии 790 . Данное решение явилось исполнением давних пожеланий архиепископа Лазаря Журбенко. Все недоразумения, возникавшие в его взаимоотношениях с Архиерейским Синодом РПЦЗ, имели своей первопричиной глубокую убежденность архиепископа Лазаря в том, что РИПЦ непременно должна представлять собой такую же самоуправляемую часть Русской Православной Церкви, какой являлась РПЦЗ. В августе 2002 года архиепископ Лазарь Журбенко и епископ Вениамин Русаленко совершили рукоположения епископа Боровического Дионисия Алферова, епископа Верненского Иринея Клипенштейна, епископа Жлобинского Гермогена Дуникова и епископа Щадринского Тихона Пасечника. Все новопоставленные иерархи являлись викариями архиепископа Лазаря. Следует отметить, что решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ (В), ни с митрополитом Виталием (Устиновым).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этого «послания» очевидно, что протоиерей Алексий Аверьянов был запрещен в священнослужении митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием и, как следует из Указа священнику Алексию Аверьянову, он за самовольное оставление прихода вплоть до выяснения обстоятельств и покаяния запрещается в священнослужении. Однако вместо покаяния Матери Церкви он предпочел перейти в Русскую Православную Церковь за рубежом, где и был принят в клир. Однако там, спустя два года, в 1992 году он получает Указ за подписью Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) о том, что ему надлежит воздержаться от священнослужения в виду поданной на него жалобе некоей Наталии Осиновой. По всей видимости, не вняв Указу своего Святителя, протоиерей Алексий Аверьянов продолжил совершать богослужения вплоть до 1995 года, возвратившись в Россию. В том же году Первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий подписал Указ на имя Епископа Ишимского и Сибирского Евтихия (Курочкина) о том, что на заседании Архиерейского Синода имели суждение о деле запрещенного священника Алексия Аверьянова. В постановлении написано, что: «...протоиерея Алексея Аверьянова, следует точно засвидетельствовать о его служении в запрещенном состоянии и, в случае его служения в этом состоянии, поднять вопрос о снятии сана». Преосвященный епископ Евтихий по всей видимости выполнил поручение митрополита Виталия и осведомился совершает ли запрещенный в сане протоиерей Алексий Аверьянов богослужения в храме города Подольска, о чем и доложил рапортом. Ответом на рапорт епископа Евтихия был выпущен Указ за подписью митрополита Виталия что 20 февраля 1996 года Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей слушал в судебном заседании дело протоиерея Алексия Аверьянова, которое было внимательно исследовано и разобрано, после чего было вынесено мотивированное определение о лишении его сана за нарушение церковных канонов. Также было поручено епископу Евтихию вручить лично протоиерею Алексию Аверьянову под расписку данный Указ. Однако, как следует из выписки журнала заседания Архиерейского Синода РПЦЗ от 7 мая 1996 года, епископ Евтихий прибыл в Подольск, чтобы вручить Указ протоиерею Алексию о лишении его сана, но тот его «отказался принять и впустить в храм и архиерей уехал, передав указ о запрещении прот.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/24/blagod...

Еще в 1941 г. он был хиротонисан во епископа Брестского и назначен викарием к митр. Пантелеимону, с которым и оставался до конца его дней 4 . Два других митрополита – Анастасий (Грибановский) и Серафим (Ляде) – в лагере не жили, но регулярно приезжали для проведения богослужений в Большом Шляйсгайме. Что касается белого духовенства, служившего в лагере, то из 22 священников на его территории проживали 12 [Корнилов, 90]. В Большом Шляйсгайме действовало два храма – основной, во имя Архангела Михаила, и при гимназии, носивший имя прп. Иова Почаевского . Настоятелем Архангельского храма с осени 1945 г. являлся архиеп. Пантелеимон (Рудык) (УПЦ) 5 , в июне 1948 г. в связи с его отъездом в Аргентину храм возглавил еп. Димитрий (Маган) (УПЦ) [Корнилов, 25]. Причтом гимназической церкви руководил прот. Василий Бощановский 6 , а с августа 1949 г. – еп. Григорий (Боришкевич) 7 . После разгрома немецких войск Гамбург со всей северной частью Германии вошел в британскую зону оккупации. Устроение духовной жизни здесь складывалось во многом благодаря усилиям двух монахов. Эмигрант «первой волны» архим. Нафанаил (Львов) прибыл в Гамбург вместе с иером. Виталием (Устиновым) из Берлина, где они служили последние месяцы войны в кафедральном соборе; оба являлись служителями монастыря прп. Иова Почаев-ского в Ладомировой (Словакия) 8 . В мае 1945 г. Архиерейским синодом РПЦЗ архим. Нафанаил был назначен управляющим Северогерманским викариатством, которое насчитывало 19 приходов. Основным местом служения о. Нафанаила был расположенный в Гамбурге храм во имя прп. Прокопия Устюжского, настоятелем которого являлся о. Стефан Ляшевский 9 . При этом храме усилиями обоих монахов в 1946 г. было создано братство прп. Иова Почаевского [Зайде]. С именами о. Нафанаила и о. Виталия связано устроение церковной жизни в лагере Фишбек, где находилось около двух тысяч человек – беженцы с территорий Белоруссии, Украины и России [Нафанаил, 524]. В лагере был сооружен храм во имя Успения Божьей Матери, настоятелем которого стал игумен, а затем архимандрит, Виталий (Устинов). Принадлежность настоятеля лагерного храма к монашеству во многом повлияла на организацию богослужебной жизни лагеря, был установлен суточный круг богослужения [Нафанаил. Воспоминания, 3]. Для проведения церковных служб нужны были помощники, о. Виталий (Устинов) организовал в лагере курсы псаломщиков. Архимандрит Нафанаил не жил в лагере, но часто приезжал к о. Виталию, и они вместе служили. В сентябре 1946 г., после хиротонии архим. Нафанаила в епископа Брюссельского и Западноевропейского, северогерманскими приходами стал управлять еп. Афанасий (Мартос) 10 , также посещавший лагерь Фишбек для совершения богослужений. Из воспоминаний владыки известно, что в 1946 г. в лагерях возглавляемого им викариатства в его подчинении находилось 25 священников и 5 дьяконов [Корнилов. На службе, 30].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Виталий (Устинов), митрополит]. Слово Митрополита Виталия на литургии в день хиротонии Епископа Евтихия//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1994. — 17 (1518) от 1/14 сентября 1994. С. 7 – 8. Евтихий [(Курочкин)], епископ Ишимский и Сибирский. Выступление//Деяния IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. С. 210. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1995. — 22 – 23. С.146 – 147. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1995. — 22 – 23. С.145 – 146. Из жизни епархий//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 1. С. 12 – 13. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 27. С.78. Анатол i й [Кузнецов], i ерей . Приход в честь Собора Трех Святителей//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1998. — 9 (1606) от 1/14 мая 1998. С. 13. Из жизни епархии//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 3. С. 15 – 16. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1996. — 25. С.72 – 74. Из жизни епархий//Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. — München, 1996. — 5. С. 28. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 28 – 29. С. 156. «Русский Пастырь» беседует с сельским священником о. Феофаном//Русский Пастырь. — San Francisco, 1996. — 24. С. 59. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 1998. — 9 (1606) от 1/14 мая 1998. С. 2. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1998. — 32. С. 86. Там же. С. 87 – 88. По епархиям Зарубежья//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 33 – 34. С. 153. ОБЩАЯ С. 147 – 155. Виталий [(Устинов)], митрополит . Воззвание Русской Зарубежной Церкви в связи с нападением НАТО на Сербию//Uмnepckiй Встникъ. — Québec, 1999. — 47, июль 1999. С. 2.

http://bogoslov.ru/article/6193184

Проанализировав возникшую ситуацию, Священноначалие Русской Зарубежной Церкви полностью встало на точку зрения Великой княгини Марии Владимировны. Архиерейский Синод согласился, что создавшееся положение «не только делало семейную жизнь Истицы невыносимо тяжелой, но и вместе с тем угрожало осуществлению той задачи, какая ставилась Ею и Ее Семьею, а именно воспитание Сына Православным Христианином и приготовление Его в будущем к возглавлению Российской Царственной Семьи» . Отношение к дому Романовых Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий (Устинов), конец 1980-х годов. К сожалению, почти ровно через два года, 8/21 ноября 1985 года, митрополит Филарет скончался. В январе 1986 года состоялся Архиерейский Собор, на котором в результате жребия новым Первоиерархом стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов). Одним из результатов этого избрания стало увольнение на покой секретаря Архиерейского Синода епископа Вашингтонского и Флоридского Григория (Граббе). Владыка, несмотря на неоднозначную репутацию среди епископата и клира РПЦЗ, обладал огромным административным опытом и выдающимися богословскими знаниями. И хотя он далеко не во всем соглашался с Главой Российского Императорского Дома, но смолоду и до глубокой старости хранил верность династии. Глава Российского Императорского Дома Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Владимир Кириллович, 1988. В противоположность епископу Григорию, митрополит Виталий никогда особенно не выделялся своим легитимизмом, и, хотя во время торжеств 1000-летия Крещения Руси Первоиерарх оказал необходимое уважение Императорской Семье, он также не переставал заигрывать с ее противниками. Об этом вынужден был с горечью писать владыке Григорию Великий князь Владимир Кириллович 26 июля 1990 года: Митрополит Виталий и члены Архиерейского Синода поздравляют Великого Князя Владимира Кирилловича с днем Тезоименитства. Джэксон, штат Нью-Джерси, 28 июля 1988 года.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/26/...

В религиозном отношении РПЦЗ считала себя единственной истинной духовной наследницей дореволюционного православия, но власти постоянно оказывали ей противодействие и не передавали церковных сооружений, а в случае перехода общин РПЦ в РПЦЗ отбирали здания и возвращали Русской Православной Церкви. Так, в октябре 1994 года после долгих судебных разбирательств из крипты церкви Новодевичьего монастыря в Петербурге была изгнана община священника Сергия Перекрестова, дольше других карловацких общин владевшая собственным церковным зданием. Поддержка карловацких приходов приобретала политическое звучание и понималась как борьба за свободу совести. Используя сложившуюся политическую ситуацию, Петербургский ХДС выступил в защиту притесняемых русских " зарубежных " приходов. На очередном заседании исполкома ХДС СПб 13 марта 1991 года Виталий Савицкий предложил членам Союза выступить инициаторами создания в Петербурге второго прихода РПЦЗ  . Он резко отозвался о " совдеповской " Церкви, чем вызвал протесты многих членов исполкома, которым не понравился оскорбительный для Московской патриархии тон. В ответ В. Савицкий вынужден был оговориться, что вовсе не предполагал, будто весь ХДС СПб перейдет под омофор митрополита Виталия (Устинова), первоиерарха РПЦЗ. Однако заинтересованность ряда членов организации в карловчанах была очевидна. Трое членов ХДС СПб составили руководство второй общины, и 21 мая 1991 года один из них, посетив Нью-Йорк, получил от владыки Виталия благословение на открытие этого прихода. В. Савицкий также вошел в руководство общиной. Возможно, он воспринимал карловчан как " диссидентскую " церковь и предполагал, что она станет духовным центром либеральной церковной оппозиции и достойным союзником христианской демократии. Несмотря на разногласия внутри ХДС СПб, отношения с РПЦЗ складывались благополучно. Ее представители приглашались на заседания исполкома и совершали молебны перед открытием конференций и собраний. Поскольку активных возражений со стороны членов партии, в том числе и протестантов, не возникало, то действия лидеров ХДС СПб можно было интерпретировать как соответствующие общей партийной линии.

http://religare.ru/2_26509.html

В марте 1994 г. вышедшие из подчинения Синода РПЦЗ Л. и Валентин (Русанцов) объединили свои структуры в «Высшее временное церковное управление Российской православной свободной церкви», председателем к-рого стал Л. В дек. 1994 г. на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви Л. и Валентин (Русанцов) подписали Акт о примирении, однако уже в февр. 1995 г. они были вторично запрещены Синодом РПЦЗ в священнослужении. В мае того же года Л. разорвал общение с Валентином (Русанцовым) и обратился к руководству Зарубежной Церкви с прошением о пересмотре его дела. В дек. 1995 г. Синод РПЦЗ разрешил Л. совершать богослужения в Одессе, но временно оставил в силе запрет на адм. управление епархией. С нач. 1996 г. происходило противостояние между Л. и находившимся в Одессе Симферопольским еп. РПЦЗ Агафангелом (Пашковским). В сент. 1996 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил определить решение по Л. на российском епископском совещании. В окт. того же года Архиерейское совещание российских преосвященных РПЦЗ восстановило Л. в правах правящего архиерея Одесской и Тамбовской епархии и избрало своим председателем. С нач. 2001 г. Л. выступал с резкой критикой Синода РПЦЗ за курс на сближение с Московским Патриархатом. Отказался признать решения Архиерейского Собора РПЦЗ, который избрал 24 окт. 2001 г. первоиерархом митр. Лавра (Шкурлу) . Формально поддерживал претензии бывш. первоиерарха митр. Виталия (Устинова) на руководство Зарубежной Церковью, однако вступил в конфликт с его окружением. В июле 2003 г. Л. отказался считать сложившуюся вокруг митр. Виталия структуру правопреемником Архиерейского Синода РПЦЗ. В связи с этим было объявлено о полной независимости РИПЦ и о преобразовании Архиерейского совещания российских преосвященных в Архиерейский синод под председательством Л. Возглавляемая им неканоническая церковная орг-ция объединяла до 40-50 общин в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, из них только ок. 10 располагали собственными храмами. Позднее к РИПЦ присоединилось неск. приходов в Сев.

http://pravenc.ru/text/2462535.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010