Архив Пн Заявление первоиерарха Русской Зарубежной Церкви высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра в связи с кончиной митрополита Виталия (Устинова) 27 сентября 2006 г. 13:18 Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр выступил с заявлением в связи с кончиной бывшего первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), преставившегося 25 сентября на 97-м году жизни. Преклоняясь перед волей Божией, мы, архипастыри, пастыри и паства Русской Православной Церкви Заграницей, со скорбью сообщаем о кончине митрополита Виталия (Устинова), которая последовала 12/25 сентября с.г. около полудня. Владыка митрополит Виталий, находясь на покое, к большой нашей скорби, нельзя сказать, что по своей воле, но из-за окружения своего, отстранился от нас. Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души. Во время Второй мировой войны, будучи иеромонахом, а потом и архимандритом, отец Виталий сохранил жизнь очень и очень многим, помог спастись от страшных выдач и последующих бедствий и страданий. Нельзя забыть и того, что Владыка митрополит потрудился и для блага нашей Святой Церкви. Молодым он поступил в монастырь на Карпатах, в Ладомировой. Там он был наборщиком церковно-славянских богослужебных книг. Затем после окончания войны, став епископом, он занимался издательским и церковно-просветительным делом. Владыка служил архипастырем в Южной Америке, в Бразилии и в Канаде. Он был четвертым Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, с 1986 г. по 2001 г. Сим предписывается на наших приходах совершать поминовение новопреставленного митрополита Виталия, а также и служение панихид в третий, девятый и сороковой день. + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. 12/25 сентября 2006 г. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Троицкий монастырь. Официальный сайт РПЦЗ Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/146158.htm...

В 1938 году прибыл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово 28-летний Ростислав Устинов, который в 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталия, «отчасти в честь аввы и основателя монастыря владыки Виталия (Максименко)». Будущий первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) через всю свою жизнь пронес это благодарное чувство, и где бы он ни подвизался – в Германии, Англии, Бразилии, Канаде, он везде старался исполнить заветы основателя братства архиепископа Виталия (Максименко). Всюду и он учреждал печатни и нес людям слово правды на русском, английском и французском языках. При наступлении советской армии братство в Ладомирове покинуло монастырь, понимая, какая расправа грозит монахам в советской России. В своих воспоминаниях инок Всеволод (Филипьев) описывает: «В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов – двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий (Устинов) решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне – первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор». Маленького Васю Шкурла, который родился в Ладомирово 1 января 1928 года, крестил архимандрит Виталий (Максименко), а позже, уже в Джорданвилле, в 1948 году, он же постригал его в монашество и долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Вот так тесно переплелись судьбы трех первоиерархов РПЦЗ – митрополита Антония, митрополита Виталия (Устинова) и митрополита Лавра – с судьбой владыки Виталия (Максименко). В Америке усилиями архимандрита Пантелеимона (Нижника; † 1985) был приобретен небольшой участок земли близ города Джорданвилля, где отец Пантелеимон и его единомышленники хотели создать монастырскую обитель.

http://pravoslavie.ru/4409.html

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр призвал совершать поминовение своего предшественника, новопреставленного митрополита Виталия, во всех приходах РПЦЗ 27 сентября 2006 г. 19:34 Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр выступил с заявлением в связи с кончиной бывшего первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) . «Преклоняясь перед волей Божией, мы, архипастыри, пастыри и паства Русской Православной Церкви Заграницей, со скорбью сообщаем о кончине митрополита Виталия (Устинова), которая последовала 12/25 сентября с.г. около полудня», — говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Русской Зарубежной Церкви . Митрополит Лавр выразил сожаление в связи с тем, что владыка Виталий, находясь на покое, «к большой нашей скорби, нельзя сказать, что по своей воле, но из-за окружения своего, отстранился от нас». Однако, отмечает митрополит Лавр, поминовение владыки Виталия как болящего никогда не прекращалось в храмах РПЦЗ. «И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души», — сказано в обращении первоиерарха РПЦЗ. Этим документом митрополит Лавр предписал «на наших приходах совершать поминовение новопреставленного митрополита Виталия, а также и служение панихид в третий, девятый и сороковой день». Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге в 1910 году в семье офицера Черноморского флота Петра Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармского генерала, всю свою жизнь прослужившего на Кавказе. В 1920 году, во время гражданской войны в России, Ростислав Устинов был определен в корпус, основанный в Феодосии генералом Врангелем. При отступлении Белой армии и в связи с этим эвакуации корпуса, молодой Ростислав попал в Константинополь, а оттуда переехал в Югославию, где учился в кадетском корпусе в Белой Церкви. В 1923 году мать будущего первоиерарха выписала своего сына в Константинополь и оттуда с ним переехала в Париж, где поместила его во Французский колледж имени святого Людовика, в городе Лемань. По окончании колледжа он вернулся к матери в Канны.

http://patriarchia.ru/db/text/146161.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Яко один от древних " Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи 17.09.2007 372 Время на чтение 20 минут 12/25 сентября 2007 года исполнится год с того дня, когда в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы. Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия. Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое, о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия. Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году от лица джорданвилльской братии: " В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви вдали от нашего братства. Но где бы Вы ни находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства " ( " Православная жизнь " , N 8, 2001 г., Джорданвилль).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В годы правления архиеп. Виталия в Монреале было приобретено и обустроено здание для кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца (храм сгорел в 1997, в наст. время восстановлен). В Монреале также было обустроено архиерейское подворье. В Эдмонтоне было построено новое здание для Владимирского собора. Правосл. храмы были построены и в др. канад. городах. В Мансонвилле (пров. Квебек) был основан Преображенский муж. скит, издавался епархиальный «Православный вестник в Канаде». Наиболее чтимой святыней епархии являлась мироточащая Монреальская Иверская икона Божией Матери, привезенная в 1982 г. с Афона Иосифом Муньосом (бесследно исчезла в 1997, после убийства в Греции ее хранителя И. Муньоса). В 1984 г. по представлению архиеп. Виталия было установлено празднование Монреальской Иверской иконе Божией Матери 24 нояб., в день, когда она начала мироточить. После избрания архиеп. Виталия (Устинова) в янв. 1986 г. первоиерархом РПЦЗ с возведением в сан митрополита Нью-Йоркского и Восточноамериканского правящий архиерей на Монреальскую кафедру назначен не был. Канадская епархия оставалась под непосредственным попечением митр. Виталия. 12 июля 1996 г. состоялась хиротония игум. Михаила (Донскова) во епископа Торонтского, викария Монреальской и Канадской епархии. 10 июля 2001 г. на заседании Синода РПЦЗ митр. Виталий дал согласие уйти на покой в связи с преклонным возрастом, однако в ночь на 26 окт. того же года был вывезен группой духовенства и мирян в Преображенский муж. скит в Мансонвилле. 27 окт. от имени митр. Виталия было распространено «Чрезвычайное заявление», содержавшее отказ от передачи полномочий избранному Архиерейским Собором РПЦЗ новому первоиерарху митр. Лавру (Шкурле) . Понимая, что престарелый митр. Виталий оказался заложником интриг своего окружения, Торонтский еп. Михаил (Донсков) пытался оградить бывш. первоиерарха от влияния изолировавшей его в Мансонвилле группировки, но эти попытки оказались неудачными и привели лишь к обострению ситуации. 29 нояб. 2001 г. в целях урегулирования обстановки в Канадской епархии решением Синода РПЦЗ еп. Михаил был переведен из Канады. Позднее он получил назначение на Бостонскую викарную кафедру. Приходы на востоке Канады временно перешли под окормление Манхаттанского еп. Гавриила (Чемодакова), викария Восточноамериканской епархии. Приходы на западе Канадской епархии подчинялись Сан-Францисскому и Западноамериканскому еп. Кириллу (Дмитриеву) . 14 мая 2008 г. еп. Гавриил (Чемодаков) стал правящим архиереем Монреальской и Канадской епархии. Решением Архиерейского Собора РПЦЗ 10-17 мая 2011 г. он был возведен в сан архиепископа. В наст. время Канадская епархия насчитывает более 20 приходов. Функционирует 2 дома престарелых: Свято-Владимирский (Оттава) и Смоленской иконы Божией Матери (Джэксонс-Пойнт, пров. Онтарио). В епархии действуют школа псаломщиков и фонд молодежи.

http://pravenc.ru/text/1470185.html

С 1996 г. на протяжении пяти последующих лет приходы «лазаревской» ветви Российской Катакомбной Церкви, вслед за своим духовным лидером архиепископом Лазарем (Журбенко), продолжали мирное пребывание в юрисдикции РПЦЗ. В 1998 г. обе епархии «лазаревской» ветви РПКЦ, находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, прошли процедуру официальной регистрации под наименованием «Русская Истинно-Православная Церковь» (РИПЦ) . В том же году митрополит Виталий (Устинов) , первоиерарх РПЦЗ, издал указ, согласно которому данное наименование вводилось и в церковный оборот. В конце 2001 года РПЦЗ раскололась на две части - РПЦЗ юрисдикции митрополита Лавра ( РПЦЗ(Л) ) и РПЦЗ юрисдикции митрополита Виталия ( РПЦЗ(В) ). Архиепископ Одесский Лазарь (Журбенко) и епископ Черноморский Вениамин (Русаленко) , настроенные наиболее оппозиционно, вошли в состав РПЦЗ(В). Несогласованность новых архиерейских поставлений РПЦЗ(В) с архиеп. Лазарем и еп. Вениамином побудили последних заявить о своей отчужденности от РПЦЗ(В), прекращении поминовения митрополита Виталия и сосредоточении высшей церковной власти в России вокруг состоявшего из них же самих " Архиерейского Совещания Российских Преосвященных " . Митр. Виталий (Устинов) в декабре 2001 г. начал переговоры с российскими архиереями, предлагая им на условиях компромисса сохранить единство с РПЦЗ. (В) при получении значительной самостоятельности в церковном управлении. Вскоре в российских приходах РИПЦ было восстановлено поминовение имени митрополита Виталия. Образование Синода " Русской Истинно-Православной Церкви " и отделение РИПЦ от РПЦЗ(В) С 17 по 18 апреля 2002 г. в Воронеже проходило II Всероссийское Совещание архиереев, духовенства и мирян РИПЦ. Главнейшим постановлением данного собрания было решение о необходимости скорого проведения хиротоний новых архиереев " Русской Истинно-Православной Церкви " и последующего преобразования " Архиерейского Совещания Российских Преосвященных " в Архиерейский Синод РИПЦ. В августе 2002 г. архиепископ Лазарь (Журбенко) и епископ Вениамин (Русаленко) совершили целый ряд архиерейских посвящений. Решение об образовании новых епископских кафедр и учреждении кандидатур новых иерархов не были согласованы ни с Синодом РПЦЗ(В), ни с митр. Виталием (Устиновым), что породило новое обострение во взаимоотношениях " Архиерейского Совещания Российских Преосвященных " с Синодом РПЦЗ(В).

http://drevo-info.ru/articles/22963.html

Первая из них, во имя св. Иоанна Шанхайского в юрисдикции Одесско-Тамбовской епархии РПЦЗ под рук. еп. Лазаря (Журбенко), была зарегистрирована в марте 1997 г. в Киеве. В апр. 1997 г. в Мышеловке в Голосеевском р-не Киева зарегистрирована община святых Бориса и Глеба, которую возглавил свящ. Николай Фуртатенко, клирик в юрисдикции Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ. Впосл., в июне 1997 г., также в юрисдикции Ишимско-Сибирской епархии зарегистрирован мужской монастырь св. Иоанна Шанхайского в Лукьяновке (в черте Киева), который возглавил иером. Алексий (Пергаменцев), впоследствии «епископ Солтановский и Малороссийский» в юрисдикции раскольнической группы митр. Виталия (Устинова). Также в апр. 1998 г. зарегистрирован приход св. Царственных Мучеников в г. Ирпень Киевской обл. Все 4 общины зарегистрированы под названием «Российская истинно-православная церковь», на что было благословение со стороны тогдашнего первоиерарха РПЦЗ митр. Виталия (Устинова), и все они после образования раскола митр. Виталия в 2001 г. перешли в юрисдикцию этой группы. В 2007 г. началось строительство храмового комплекса в с. М. Солтановка Васильковского р-на, к-рый включает муж. скит святых Захарии и Елисаветы, а также обитель милосердия св. Иоанна Кронштадтского. Настоятелем скита стал Тихон (Антонов), «хиротонисанный» 3 окт. 2010 г. во «епископа» Васильковского, викария Малороссийской епархии. В тот же период регистрируются новые общины: приход св. Георгия этой же юрисдикции в г. Бровары под рук. иерея Александра Веберова, и жен. мон-рь св. Иоанна Кронштадтского в Киеве, настоятельницей которого стала мон. Марфа (Аверина). В 2004-2006 гг. управляющий приходами РПЦЗ еп. Агафангел (Пашковский) зарегистрировал в Киеве и Киевской обл. новые общины в составе централизованной орг-ции - Одесской епархии РПЦЗ. В 2004 г. с уведомлением о своей деятельности обратились община мон-ря РПЦЗ во имя прп. Серафима Саровского в пос. (ныне город) Буча Ирпенского горсовета Киевской обл. и приход РПЦЗ в с. Лебедёвка Вышгородского р-на. В мае 2006 г. зарегистрирована Михаило-Архангельская община в Печерском р-не Киева, а в нояб. 2006 г.- Георгиевская община в Шевченковском р-не Киева. После того как в 2007 г. еп. Агафангел перестал подчиняться предстоятелю РПЦЗ и создал свою независимую структуру, обе общины вместе с ним ушли в раскольническую группу Агафангела.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Скончался четвертый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий 25 сентября на 97-м году жизни отошел ко Господу четвертый по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейший митрополит Виталий, с октября 2001 г . пребывавший на покое в своей резиденции при Спасо-Преображенском монастыре в Канаде. Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге в 1910 году в семье офицера Черноморскаго флота Петра Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармскаго генерала, всю свою жизнь прослужившаго на Кавказе. В 1920 году, во время гражданской войны в России, Ростислав Устинов был определен в корпус, основанный в Феодосии генералом Врангелем. При отступлении Белой армии и в связи с этим эвакуации корпуса, молодой Ростислав попал в Константинополь, а оттуда переехал в Югославию, где учился в кадетском корпусе в Белой Армии. В 1923 году мать будущаго первоиерарха выписала своего сына в Константинополь и оттуда с ним переехала в Париж, где поместила его во Француский колледж имени святаго Людовика, в городе Лемань. По окончании колледжа он вернулся к матери в Канны. В 1934 году Ростислав Петрович Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (тогда еще конный) полк. Дослужившись до чина бригадира, Ростислав отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь. В 1938 году он поступил в монастырь преподобнаго Иова Почаевскаго на Карпатах. В 1939 году трудник Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год – в малую схиму. В 1941 году в городе Братиславе отец Виталий был рукоположен митрополитом Берлинским и Германским Серафимом в сан иеромонаха с поручением ему окормлять из монастыря два села у самой границы Польши. Вторая мировая война принудила монашеское братство покинуть свою обитель ввиду наступления красных полчищ. Иеромонах Виталий, в силу обстоятельств, оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом развил широкую миссионерскую деятельность в среде русских беженцев и военнопленных. Новое наступление красных заставило обоих молодых священноиноков обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где для них открылось другое поле деятельности: спасение тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. Хорошее знание иностранных языков, а особенно английскаго, отцами Виталием и Нафанаилом, в соединении с неистощимой энергией и настойчивостью действительно спасли жизнь множеству русских людей.

http://pravoslavie.ru/18597.html

В начале 1993 г. РПЦЗ приняла в свои ряды архимандрита Адриана (Старины), нынешнего " митрополита Днепропетровского и Московского " в т.н. " Киевском патриархате " , известного также своими гомосексуальным похождениям. Однако вскоре после перехода в РПЦЗ порочность Адриана стала ясна даже столь неразборчивым в приеме " перебежчиков " зарубежными архиереям. Епископ Варнава рассказал на Архиерейском Соборе РПЦЗ, что делегация из г. Ногинска просила его остановить дело принятия архимандрита Адриана (Старины). Адриан был обвинен в изнасиловании в 1991 г. двух мальчиков-прислужников, один из которых повесился. Другой пострадавший мальчик Виталий был незаконно присужден к тюремному заключению за кражу икон из Ногинского собора, которое было устроено для того, чтобы отвлечь внимание от его обвинений против архимандрита Адриана. Епископ Варнава прочитал по этому поводу письмо родителей Виталия 16 марта 1993 года на основании решения церковного суда Указом N 33 Архиерейского Синода РПЦЗ архимандрит Адриан " за тяжкие нравственные преступления, невозможные в церковной ограде " был запрещен в служении и освобожден от всех церковных должностей и обязанностей. Однако Адриан, пользовавшийся полной поддержкой Валентина Русанцова, продолжал оставаться в составе Суздальской епархии РПЦЗ, одновременно войдя в общение с " Киевским патриархатом " , о чем свидетельствует его письмо Русанцову Последний отказался от Адриана только после увещеваний митрополита Виталия в марте 1994 г. Однако захваченные тогда помещения (кроме Богоявленского собора г. Ногинска, который был возвращен РПЦ МП в 1997), до сих пор остаются в руках " митрополита Днепропетровского " Адриана. Интерес к т.н. " Киевскому патриархату " в РПЦЗ проявляли не только Иоасаф (Шибаев) и Адриан (Старина). В связях с украинскими раскольниками позже были изобличены секретарь Московского подворья РПЦЗ прот. Алексей Аверьянов, благочинные РПЦЗ прот. Сергий Перекрестов (С.Петербург), игум. Серафим Кучинский, иером. Стефан Линицкий, иподиакон Александр Михальченков. Представитель Архиерейского Синода в России епископ Каннский Варнава (Прокофьев) вместе со своим секретарем прот. Алексеем Аверьяновым 23 июля 1993 г. обратился с воззванием к Филарету (Денисенко) о принятии их в молитвенное общение. " Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, через возглавляемый Вами Киевский Патриархат дать нашей церковной деятельности юридическую основу и принять в братское общение " , - говорится в официальном обращении еп. Варнавы Более того, Варнава не просто передал обращение Филарету и " патриарху Киевскому " Владимиру Романюку на официальном бланке Синода РПЦЗ. Он приезжал в Киев, где участвовал в богослужении во Владимирском соборе вместе с ними. Филарет на подобные демарши представителей РПЦЗ отреагировал мгновенно, распространив вышеупомянутое заявление в СМИ и пригласив Превоиерарха РПЗЦ митр. Виталия (Устинова) прибыть в Киев для установления " братского общения " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/24/...

Митрополит Лавр Крест своего нового служения Христу – быть Митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви – владыка Лавр (Шкурла) принял на свои плечи в критический момент. Русская Церковь в целом вступила в качественно новые измерения, внутри же Русской Зарубежной Церкви отношение к этому было различное, вплоть до крайнего противостояния. Этому способствовали старческие немощи ее Первоиерарха, Митрополита Виталия (Устинова). Был ли радикализм, отвергающий Московскую Патриархию и любую возможность диалога с ней, выражением подлинного отношения самого владыки Виталия или же это была, скорее, позиция окружавшей его группы, сказать труднее, чем кажется на первый взгляд. Был момент, когда Митрополит Виталий осознал, что издание противоречивых указаний от его имени наносит вред Церкви, и он попросился на покой. После этого Архиерейским Собором был избран владыка Лавр. Буря вокруг ушедшего, а потом и «возвратившегося» Митрополита Виталия захлестнула Русскую Зарубежную Церковь… В день избрания бывший Первоиерарх поздравил нового Митрополита и обещал свою поддержку, но вскоре все обернулось иначе. Думается, что Митрополит Лавр и до своего избрания понимал, что нечто подобное может и даже должно произойти. Его сердце обнимало Русскую Зарубежную Церковь, с которой он сросся с самой своей юности, как часть всецелой Русской Церкви. Для него она была местом явления живого Христа, несмотря на все бури и невзгоды, на которые владыка смотрел своим невозмутимо спокойным, но и глубоко страдающим взором. Он приносил эти человеческие страсти Христу – единому Спасителю, зная и испытывая вновь и вновь, что значит это наименование Господа. Родившийся 1 января 1928 года в селе Ладомирова, где тогда спасались монахи, вышедшие из Почаевской лавры, он юнейшим пришел в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и там сердце его прилепилось ко всему, что выражало глубинную суть Православия. Так он стал тихим послушником Божиим. Он пробыл им всю жизнь, до самой своей кончины в то воскресенье, когда Церковь празднует Торжество Православия. Господь даровал Своему послушнику приготовиться чистой седмицей, первой неделей Великого поста. Владыка Лавр был на всех богослужениях, служил сам литургию Преждеосвященных даров в пятницу, потом занемог и ушел в свой скит, а в ночь под Торжество Православия во сне отошел в тихое пристанище Господа своего. Никого при нем не было. Протодиакон Виктор Лохматов, прошедший полвека рядом с ним, нашел владыку таким, каким обычно будил его – лежащим «руки под головой, как я его всегда видел спящим».

http://pravoslavie.ru/5079.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010