Духовенство многих российских приходов направило десятки писем с протестами и негативными оценками решений прошедшего собора. Начались и первые разрывы общения, и прекращение поминовения имени митрополита Виталия за богослужениями, что, в свою очередь, вынудило епископа Евтихия призвать клириков к дисциплине . Наряду с идеологической обработкой и критикой Русской Православной Церкви, эти факты предопределили дальнейший путь таких клириков. В будущем практически все они уклонились в раскол, влившись в десятки мелких неканонических юрисдикций, большей частью декларирующих свое преемство от РПЦЗ. В декабре 2000 года появилось заявление митрополита Виталия (Устинова) о несогласии со сделанными заявлениями по поводу сближения с Московским Патриархатом. Этот документ внес еще больше смущения в ряды духовенства и мирян РПЦЗ не только в России, но и по всему миру. Епископ Евтихий, единственный из епископов РПЦЗ, живущих в России, остался верен Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Свою связь с РПЦЗ сохранил лишь епископ Агафангел (Пашковский), постоянно проживавший в Одессе, в Украине. На январь 2001 г. епархия епископа Евтихия насчитывала «40 приходов, имеющих возможность свободно исповедовать свою приверженность Русской Зарубежной Церкви» , однако не менее половины этих общин уже выступили с резкой критикой как состоявшегося в октябре 2000 г. Архиерейского Собора, так и самого епископа Евтихия и фактически находились на пути к очередному разделению. Ситуация в течение 2001 г. накалялась. В январе об отзыве своей подписи под решениями Собора заявил архиепископ Вениамин (Русаленко) , что только усилило оппозиционные настроения. Тем не менее епископ Евтихий не поддался мощной пропаганде, сохраняя юрисдикционную и дисциплинарную связь с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В мае 2001 г. епископ Евтихий принял участие в рукоположении архимандрита Агапита (Горачека) в сан епископа Штутгартского, викария Берлинско-Германской епархии РПЦЗ . В сентябре 2001 г. в Воронеже прошло «пастырское совещание российского духовенства РПЦЗ» на котором присутствовали архиепископы Лазарь и Вениамин и епископ Агафангел.

http://bogoslov.ru/article/6193184

В жесткой оппозиции к Патриархии с 1997 года находились " ревнители " (лично к Патриарху они сохраняли относительную лояльность). Но с 2000 года, когда стало ясно, что канонизация царской семьи неизбежна, большая часть " ревнителей " ( " Русская линия " ) стала заметно лояльнее. Вообще, в результате этой канонизации поток критики в адрес Патриархии определенно ослаб. Новая волна критики возникла в связи с кампанией против ИНН. Первоначально в ней участвовали практически все православные националисты, но после февральского 2001 года пленума Богословской комиссии в " джихаде ИНН " остались немногие, и эти немногие стали стремительно раскалываться не только с прямо примыкающими к Патриархии православными националистами, но даже и с оппозиционными, но поддержавшими решения пленума. Возник довольно четкий раскол, и, кажется, лишь Душенов, непримиримо оппозиционный, но и не явный " антииннэнист " , оказался посередине. Важно подчеркнуть, однако, что все конфликты православных националистов с Патриархией не побуждают их уходить в РПЦЗ. Возможно, определенное размежевание с РПЦЗ восходит еще к конфликту ее бывшего первоиерарха митр. Виталия (Устинова) и митр. Иоанна (Снычева) 8 , но так или иначе, РПЦЗ не играет практически никакой роли в деятельности российских православных националистов (сотрудничество о. Александра Шаргунова с о. Стефаном Красовицким – исключение), и с заменой митр. Виталия на митр. Лавра ничего пока не изменилось. Разногласий с Патриархией, которые можно было бы назвать религиозными, у православных националистов немного. Они занимают более определенную позицию по отношению к церковному календарю и языку богослужения, и даже в умеренных изданиях встречаются попытки обосновать эту преданность по аналогии с иконопочитанием. Групп, а скорее отдельных деятелей, впадающих в более или менее явное идолопоклонство по отношению к языку или календарю, совсем немного даже среди радикалов. Правда, идолопоклонство слишком легко усвояемо недостаточно подготовленными людьми, поэтому даже эти эпизодические отклонения могут иметь несоразмерно широкий резонанс среди верующих.

http://religare.ru/2_7478.html

Про следующий подвиг Владыки Виталия мне рассказывал мой ныне покойный тесть, Юрий Владимирович Изместьев, очевидец насильственной репатриации русских военнопленных после Второй мировой войны в Германии. Будучи молодым иеромонахом, отец Виталий Устинов однажды пролежал пять часов перед колёсами грузовика, на котором англичане должны были отправить русских военнопленных обратно в СССР. Приведу и другой пример: летом 1944 г. Красная Армия приближалась к Карпатам. Журнал " Православная Русь " , издававшийся обителью преподобного Иова Почаевского в Словакии, никогда не скрывал своего отрицательного отношения к коммунизму. Нетрудно было предвидеть судьбу насельников монастыря, захвати их Советы, поэтому большая часть братии предпочла уйти на Запад. Особенно нелегко было решиться на такой шаг местным уроженцам, в том числе и молодому послушнику Василию, будущему Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, которого иеромонах Виталий благополучно доставил в Братиславу, где находилась большая часть монастырской братии, оказавшейся потом в Джорданвилле, США. Как будет судить история о «подвиге служения» Митрополита Виталия? Я предполагаю, будут помнить, что он ушел в раскол, да и всё. А как Бог будет судить об этом «подвиге служения», этого я, разумеется, не знаю. Однако, я не могу говорить о нём без благодарности и благоговения. О том, как Бог будет судить Патриарха Сергия, мы также не знаем. Но благоговейную память о нём среди паствы РПЦ мы в любом случае понять можем. - Считаете ли Вы, что вопрос об экуменизме решён? - Нет, этот вопрос не вполне решен. О нерешённости этого вопроса ясно сказано и в итоговом документе «об отношении Православной Церкви к инославным и межконфессиональным организациям». Здесь о существующих формах «экуменической» деятельности говорится: «необходимо, чтобы в ближайшее время был решен вопрос о том, насколько существующие формы межхристианского сотрудничества позволяют православным представителям быть свободным от причастности к воззрениям и практике, противоречащим духу Православия». Таким образом, критический вопрос о правильных «формах межхристианского сотрудничества» остается открытым.

http://pravoslavie.ru/4625.html

10 июля 2000 г. в связи с преклонным возрастом первоиерарха РПЦЗ Восточноамериканского и Нью-Йоркского митр. Виталия (Устинова) назначен его заместителем. 13 июля 2001 г., после заявления митр. Виталия об уходе на покой, постановлением Архиерейского Синода на Л. было возложено временное ведение адм. дел РПЦЗ до созыва внеочередного Архиерейского Собора. 24 окт. того же года избран на Архиерейском Соборе РПЦЗ первоиерархом Зарубежной Церкви. Возведен в митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского (постановлением Собора Сиракузско-Троицкая епархия была присоединена к Восточноамериканской). Избрание Л. проходило в сложной обстановке. Ряд клириков выразили несогласие с курсом Архиерейского Собора и Синода РПЦЗ на восстановление единства Русской Церкви. К этой позиции под давлением окружения присоединился бывш. первоиерарх РПЦЗ митр. Виталий, дезавуировавший собственные заявления об уходе на покой. Тем не менее противникам Л. не удалось оспорить легитимность его избрания и увести за собой в раскол значительную часть паствы. 24 сент. 2003 г. на приеме в Генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке Президент России В. В. Путин передал Л. приглашение патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Москву. 8-12 дек. того же года при Покровском храме в Найаке, шт. Нью-Йорк, под председательством Л. прошло Всезарубежное пастырское совещание. Его целью было определить отношение священнослужителей и паствы Зарубежной Церкви к восстановлению канонического общения внутри Русского Православия. 15 дек. Л. возглавил заседание Архиерейского Собора РПЦЗ, на котором было постановлено учредить комиссию по переговорам с Московским Патриархатом по вопросам достижения церковного единства. 14-28 мая 2004 г. состоялся 1-й офиц. визит Л. в Россию. 7-14 мая 2006 г. под его председательством в Сан-Франциско прошел IV Всезарубежный Собор, на к-ром была продолжена выработка курса на восстановление единства Русской Церкви. Состоявшийся 15-19 мая того же года Архиерейский Собор РПЦЗ одобрил проект Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. 6 сент. Архиерейский Синод окончательно утвердил текст Акта в исправленной редакции. 17 мая 2007 г. в Москве, в храме Христа Спасителя, перед литургией в праздник Вознесения патриарх Алексий II и Л. поставили свои подписи под Актом о каноническом общении.

http://pravenc.ru/text/2462409.html

Это лишь подтверждает тот факт, что на самом деле катакомбниками он принят не был. Как видно из письма В. Чекалина, с Московским Патриархатом он порвал лишь в январе 1989 г., т. е. после лишения его диаконского сана. Позже, с октября 1990 г., он стал выдвигать уже иную версию, согласно которой порвал с РПЦ в мае 1984 г. Однако такое его утверждение противоречит его же свидетельствам от 1989 года. В декабре 1989 — январе 1990 г. В. Чекалин сумел каким-то образом выехать из СССР в США, где явился на заседание Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Здесь он выступил перед членами Синода и ответил на их вопросы. По этому поводу в протоколе Синода РПЦЗ от 31 января 1990 г. сказано: «Слушали: 1. Письмо-прошение, поступившее на имя Председателя Архиерейского Синода, Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, за подписью “недостойный послушник Викентий”, от 17 июля 1989 года, присланное по почте из г. Тулы, СССР. В этом письме проситель — монах Викентий дает краткие сведения о себе и далее указывает, что он является епископом Катакомбной Церкви в России. «Поэтому, обсудив обстоятельства сего дела, Архиерейский Синод определяет: Под протоколом стоят подписи Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), секретаря Синода архиепископа Лавра (Шкурлы), членов Синода: архиепископа Антония (Медведева), епископа Лазаря (Журбенко), епископа Даниила (Александрова), епископа Илариона (Капрала) . Членом Синода, который проводил индивидуальное дознание Чекалина, был епископ Лазарь (Журбенко), тайно рукоположенный в РПЦЗ для Катакомбной Церкви в СССР еще в 1982 г. Он задал Чекалину ряд наводящих вопросов, на которые тот не смог достоверно ответить и начал путаться, благодаря чему и были раскрыты самозванство и авантюра тульского визитера . Тогда же на Синоде РПЦЗ было высказано подозрение, что Чекалин является агентом КГБ, подосланным в Синод под видом «катакомбного епископа» с целью внедриться в РПЦЗ и возглавить создание в СССР ее легальных церковных структур под контролем советских органов госбезопасности.

http://bogoslov.ru/article/6025766

– Как относился митрополит Лавр к прежнему первоиерарху РПЦЗ митрополиту Виталию (Устинову), особенно после того как от его имени прозвучали заявления о возвращении его на престол первоиерарха? – Мы владыку Виталия хорошо знали, и мы понимали, что с ним происходило, поэтому отрицательно к нему было относиться просто невозможно. Он был чрезвычайно энергичный, деятельный, прямолинейный человек. Но к этому времени у него совершенно ослабела способность к действию, а по характеру он оставался таким же, как и прежде. Православная Церковь почитает своих старцев. Но владыка Виталий в тот момент уже не понимал ситуацию правильно, его вводили в заблуждение. Когда ему сказали, что он давал противоречивые указания, и он убедился в этом, он сказал: " Братья, я управлять не могу!» – и попросился на покой. А потом другие стали пользоваться его забывчивостью, стали давать ему неправильные лекарства. Как к этому мог относиться владыка Лавр? Он мог только соболезновать и понимать. Для него это был крест. Когда первоиерархом избрали владыку Лавра, митрополит Виталий выступил сразу, обещал ему свою поддержку, сказал слово очень прочувствованное. Потом все изменилось. Ситуация, которую пришлось владыке Лавру пережить, была трагическая. Но с другой стороны, мы же не организация какая-то. Мы – Церковь, а Церковь – это Тело Христово, а в Теле Христовом самое главное – любовь. Если человек в такой немощи находится, можно только сожалеть, что он попал в руки людей, которые это используют, и молиться о нем, поэтому именно владыка Лавр совершил и отпевание владыки Виталия. Когда владыке Лавру дали на рецензию статью о митрополите Виталии для " Православной энциклопедии», то он попросил ту часть, которая описывает эти негативные моменты, все-таки убрать. Он не хотел, чтобы оставалась какая-то оскомина, считал, что об этом расколе лучше не вспоминать. – Часто ли бывал владыка Лавр в вашей епархии, в храме, в котором Вы служите? – Он был у нас на рукоположении владыки Агапита в мае 2001 года, затем в мае 2003 года он был у нас на заседании Синода. Он также освящал у нас придел. В 2003 году во время работы Синода принесли в наш храм икону, которая сильно мироточила в этот день у дочери одной из наших активных прихожанок. Икону Божией Матери положили в храме, владыка Лавр приложился и сказал, что благоухание такое же, какое исходило от мироточивой Монреальской Иверской иконы.

http://pravoslavie.ru/4168.html

4 . Авксентия (Пастраса), епископа Гардикийского; 5 . Геронтия (Мариолиса), епископа Пирейского и Саламинского 319 . Новые архиерейские хиротонии создали необходимые условия для реформирования системы управления «флоринитской» юрисдикции. В результате произошедших преобразований Церковный совет был заменён «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции. Спустя немногим более полгода после описанных событий скончался епископ Кикладский Парфений (Скурлис), один из старейших иерархов «флоринитского» синода 320 . Реагируя на новые архиерейские хиротонии в «флоринитской» группировке греческого старостильного раскола, руководство Элладской Православной Церкви опубликовало особое извещение к иерархии от 18/31 января 1963 года, в котором эти рукоположения были охарактеризованы как имеющие спорную и сомнительную каноничность. После этого последовало обращение к светским властям с просьбой о проведении неотложных мер по прекращению развития на территории Греции альтернативной церковной группировки. Вследствие этого епископ Талантийский Акакий вынужден был на протяжении определённого времени скрываться в старостильнических монастырях. Кроме того была предпринята попытка арестовать архиепископа Леонтия (Филипповича), но по нелепой случайности был арестован заштатный греческий архиерей по имени Леонтий, остановившийся в той же гостинице, что и русский иерарх 321 . Несмотря на все пережитые в Греции перипетии, архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович) не прекратил своей антиканонической деятельности. Совместно с архиепископом Чикагским Серафимом (Ивановым) он совершил поставление протосингела «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции в Америке архимандрита Петра (Астифидиса) во епископа Асторийского. Эта хиротония проходила в Нью-Йорке 16/29 ноября 1962 года 322 . По свидетельству архимандрита Пантелеймона (Метропулоса), архиепископ Леонтий возвёл в Нью-Йорке в иерейское достоинство Акакия (Дускоса), иподиакона архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова) (позднее Первоиерарх РПЦЗ), без ведома последнего. В довершение этой скандальной истории новопоставленный пресвитер, по возвращении в Монреаль, устроил греческий старостильный приход, юрисдикционно независимый от архиепископа Виталия 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1934 году Ростислав Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (тогда еще конный) полк. Дослужившись до чина бригадира, Ростислав отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь. В 1938 году он поступил в монастырь прп. Иова Почаевскаго на Карпатах. В 1939 году — был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год – в малую схиму. В 1941 году в городе Братиславе отец Виталий был рукоположен митрополитом Берлинским и Германским Серафимом в сан иеромонаха с поручением ему окормлять из монастыря два села у самой границы Польши. Во время Второй мировой войны иеромонах Виталий, в силу обстоятельств, оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом развил широкую миссионерскую деятельность в среде русских беженцев и военнопленных. Новое наступление красных заставило обоих молодых священноиноков обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где для них открылось другое поле деятельности: спасение тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. Обосновавшись в Гамбурге, игумен Виталий занялся устройством церковной жизни при лагере Фишбек. Там сразу же была основана барачная церковь с ежедневным кругом богослужений, полные псаломщические курсы и даже годовой курс богословских наук для 12 юношей. Одновременно с этим игумен Виталий собрал там и небольшую монашескую братию, а также основал типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии Великие сборники, молитвословы и даже «Почаевские листки». С 1947 по 1951 архимандрит Виталий пробыл на посту настоятеля Лондонскаго прихода; в 1951 году в день апостолов Петра и Павла, он был посвящен в сан епископа с назначением в Бразилию. И тут в очень скором времени молодой епископ открыл свою типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному уставу при ежедневных службах маленькой обители. В 1955 году владыка Виталий со своей братией переехал в Канаду. Будучи епископом Монреальским и Канадским, Владыка устроил монашеский скит в Мансонвилле.

http://patriarchia.ru/db/text/146161.htm...

Про следующий подвиг Владыки Виталия мне рассказывал мой ныне покойный тесть, Юрий Владимирович Изместьев, очевидец насильственной репатриации русских военнопленных после Второй мировой войны в Германии. Будучи молодым иеромонахом, отец Виталий Устинов однажды пролежал пять часов перед грузовика, на котором англичане должны были отправить русских военнопленных обратно в СССР. Приведу и другой пример: летом 1944 г. Красная Армия приближалась к Карпатам. Журнал " Православная Русь " , издававшийся обителью преподобного Иова Почаевского в Словакии, никогда не скрывал своего отрицательного отношения к коммунизму. Нетрудно было предвидеть судьбу насельников монастыря, захвати их Советы, поэтому большая часть братии предпочла уйти на Запад. Особенно нелегко было решиться на такой шаг местным уроженцам, в том числе и молодому послушнику Василию, будущему Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, которого иеромонах Виталий благополучно доставил в Братиславу, где находилась большая часть монастырской братии, оказавшейся потом в Джорданвилле, США. Как будет судить история о " подвиге служения " Митрополита Виталия? Я предполагаю, будут помнить, что он ушел в раскол, да и А как Бог будет судить об этом " подвиге служения " , этого я, разумеется, не знаю. Однако, я не могу говорить о без благодарности и благоговения. О том, как Бог будет судить Патриарха Сергия, мы также не знаем. Но благоговейную память о среди паствы РПЦ мы в любом случае понять можем. - Считаете ли Вы, что вопрос об экуменизме - Нет, этот вопрос не вполне решен. О этого вопроса ясно сказано и в итоговом документе " об отношении Православной Церкви к инославным и межконфессиональным организациям " . Здесь о существующих формах " экуменической " деятельности говорится: " необходимо, чтобы в ближайшее время был решен вопрос о том, насколько существующие формы межхристианского сотрудничества позволяют православным представителям быть свободным от причастности к воззрениям и практике, противоречащим духу Православия " . Таким образом, критический вопрос о правильных " формах межхристианского сотрудничества " остается открытым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Нынешняя церковь была построена в 1975 году на средства и силами самих прихожан по проекту инженера Р. В. Эпле. При этом Троицкий и Казанский приходы окончательно слились в один. В 2001 году после возникновения раскола в РПЦЗ настоятель храма архимандрит Вениамин (Вознюк) не признал уход на покой митрополита Виталия (Устинова) при продолжил понимать его; вместе с тем поминал как своего правящего архиерея епископа Александра (Милеанта), оставшегося верным канонической РПЦЗ митрополита Лавра. 25 ноября 2004 года приход посетил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр. После смерти епископа Александра и митрополита Виталия архимандрит Вениамин поминал только «епископство гонимой Церкви Российской». Из-за ухода настоятеля и возглавляемого им прихода в раскол, в январе 2005 года в Сантьяго был основан приход РПЦЗ во имя святого Нектрия Эгинского. Он просуществовал до марта 2018 года. 6 февраля 2008 года архиепископ Иларион (Капрал), прибывший в Сантьяго, встретился с архимандритом Вениамином (Вознюком). «Вениамин принял владыку и его спутников добродушно и уважительно. Он выссказал владыке его переживания и приводил много исторических примеров которые, по его мнению, поддерживали его точку зрения. Во время беседы зашла мать игумения Иулиания, которая с большим вниманием слушала всё, что говорил о. Вениамин, Владыка и о. Михаил. Несмотря на то, что реально не было достигнуто консенсуса по вопросу о восстановлении церковного единства и, что о. Вениамин и матушка Иулиания, остались при своём прежнем мнении — всё таки о. Вениамин и мать игумения расстались с владыкой и иже с ним по-хорошему». По словам протоиерея Николая Балашова, побывавшего в Чили во время Дней русской культуры в Южной Америке в 2008 году: «Прихожане Троицкого храма говорили нам о своём желании быть вместе с Русской Православной Церковью. Однако очень пожилой настоятель прихода (архимандриту Вениамину 82 года), к сожалению, пока живёт в круге привычных ему представлений о безбожной и коммунистической России. И, несмотря на то, что он охотно вступил в контакт, переубедить его весьма трудно».

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Казанск...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010