Сперва он вместе с немногими остался, притом, что большая часть братии уже находилась в Братиславе, столице Словакии. В те дни архиепископу Серафиму удалось пробраться в родную обитель и уговорить Васю и другого Васю, нынешнего архимандрита Флора, насельника Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, присоединиться к уехавшим. Вернувшись в Братиславу, Владыка Серафим послал за ними иеромонаха Виталия (Устинова, † 2006), будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, который с разрешения родителей доставил обоих Василиев в Братиславу. Через Германию и Швейцарию, где будущий Владыка Лавр был облачен в подрясник, став послушником, и некоторое время прислуживал Блаженнейшему митрополиту Анастасию (Грибановскому, † 1965), в 1946 году все они благополучно прибыли в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в США. Этот тяжелый путь не мог не отразиться на душевном состоянии молодого человека. Однако по милости Божией рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей: архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет с пророческой надписью: «Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу... 20 декабря 1946 года» - эти слова, как впоследствии скажет Владыка Лавр, «укрепили меня духовно». В 1948 года в Свято-Троицком монастыре молодой послушник был пострижен в рясофор. Владыка Виталий (Максименко) постриг его также и в монашество, с именем Лавр, рукоположил во иеродиакона (14 января 1950 года) и во иеромонаха (27 июня 1954 года). Влияние Владыки Виталия на отца Лавра было неустанным и благотворным. «Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за Православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий», - вспоминал Владыка Лавр. Неоценимо влияние на Владыку Лавра и самого Свято-Троицкого монастыря. «Я, можно сказать, вырос в этой обители», - говорил Владыка Лавр. Обе обители - преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле - как будто слились в его представлении, и последний стал прямым наследником первого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Кроме того, архиепископ Андрей (Ухтомский) известен как один из самых последовательных противников не только обновленческого раскола, но и Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) 740 . Из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского) будто бы возникла так называемая «андреевская» ветвь «Российской катакомбной церкви». После кончины в 1981 году епископа Владимира (фон Штромберга) 741 , последнего иерарха «андреевской» юрисдикции, большинство тайных общин данной юрисдикции сосредоточились вокруг иеромонаха Гурия (Павлова). В «андреевской» ветви РПКЦ иеромонах Гурий обладал огромным авторитетом, поскольку для духовного окормления чувашей он был рукоположен в иерейский сан ещё в 1928 году предположительно самим епископом Андреем (Ухтомским), или же катакомбным епископом Вениамином (Троицким) († 1937). Проведя около 30 лет в заключении и постоянно подвергаясь преследованиям со стороны советских властей, иеромонах Гурий пользовался репутацией исповедника и безвестно проживал в одной из деревень Чувашии. Во время совершаемых богослужений он всегда поминал священноначалие РПЦЗ и причислял себя к их юрисдикции 742 . В конце 1990 года иеромонах Гурий, по приглашению Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), посетил США и de facto установил евхаристическое и церковное общение с Русской Зарубежной Церковью, На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 2/15 мая 1990 года, епископ Лазарь (Журбенко) ходатайствовал о возведении иеромонаха Гурия (Павлова) в сан архимандрита «за его многолетнюю пастырскую деятельность в трудных условиях гонения на истинную Церковь » 743 . Это предложение было принято и уже в скором времени катакомбный иеромонах Гурий иерархами РПЦЗ был возведён в сан архимандрита. Однако при состоявшемся впоследствии обсуждении условий рукоположения архимандрита Гурия во епископа, предполагалось, что в его посвящении будет участвовать представитель «Российской катакомбной церкви» юрисдикции РПЦЗ епископ Лазарь (Журбенко), претендовавший на главенство в «катакомбной церкви». Как только архимандрит Гурий узнал об этом, он заявил, что такую хиротонию принимать не станет, поскольку епископ Лазарь в сан диакона был посвящён в Московской Патриархии, а такое «антихристово клеймо невозможно отмыть ни катакомбным иерейским, ни даже зарубежным архиерейским рукоположением» 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Юбилейном Архиерейском Соборе был принят развернутый документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Уникальность этого документа, разработанного под руководством митрополита (ныне Святейшего Патриарха) Кирилла, обусловлена тем, что он затрагивает почти все проблемы, с которыми сталкивается Православная Церковь на современном этапе. Подобный документ является первым не только в истории Русской Православной Церкви, но и в истории всего мирового православия. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» затрагивают широкий спектр тем, таких как: Церковь и нация, Церковь и государство, христианская этика и светское право, Церковь и политика, труд и его плоды, собственность, война и мир, преступность, наказание и исправление, вопросы личной, семейной и общественной нравственности, проблемы биоэтики, экология, светская культура, наука и образование, Церковь и СМИ, международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма. «Основы социальной концепции» призваны стать духовным и нравственным руководством для всей полноты Русской Церкви. Нравственные требования, заложенные в «Основах», являются обязательными для исполнения не только священнослужителями и членами клира, но и рядовыми членами Церкви. В 2004 году состоялся новый Архиерейский Собор, уделивший особое внимание теме взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью. Собор одобрил курс на сближение с этой Церковью, наметившийся в начале XXI века. Ранее, в течение многих десятилетий, руководство Зарубежной Церкви занимало непримиримую позицию по отношению к Московскому Патриархату, который оно обвиняло в сотрудничестве с советской властью и считало безблагодатным. Ситуация не изменилась даже после падения коммунистического режима и распада СССР. Лишь после ухода в отставку первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Виталия (Устинова) в 2001 году начались официальные контакты между этой Церковью и Московским Патриархатом. При новом первоиерархе – митрополите Лавре (Шкурле) – был взят курс на сближение с Московским Патриархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Официальная же позиция Грузинской Патриархии в южноосетинском церковном вопросе с самого начала его зарождения была бескомпромиссной. В том же году православные Южной Осетии обратились к Русской Православной Церкви Заграницей с прошением о включении в ее каноническую юрисдикцию. Положительный ответ последовал незамедлительно и южно-осетинская православная община была принята под омофор епископа Лазаря (Журбенко), управляющего приходами РПЦЗ по Югу России 947 . В 1992 г. Александр Пухатэ принял от епископа Лазаря священническое рукоположение. Спустя несколько лет иерей Александр был пострижен в монашество с именем Георгий, а в 2000 г. он стал во главе новообразованного Южно-Осетинского благочиния РПЦЗ. К этому времени число православных среди южных осетин составляло около 6 тысяч человек. Кроме того, для духовного окормления осетинской диаспоры в Москве было открыто Аланское Подворье с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во главе со священником Саурмагом Баззатэ 948 . После произошедшего в 2001 г. разделения РПЦЗ на Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (Шкурло) [РПЦЗ (Л)] и Русскую Православную Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (Устинова) [РПЦЗ (В)], Южно-Осетинское благочиние объявило о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви. Данное деяние было вызвано опасениями со стороны южноосетинских православных того, что при перспективе успеха переговоров между РПЦЗ (Л) и РПЦ МП о возобновлении церковного общения, благочиние непризнанной республики будет каноническим образом подчинено Грузинской Патриархии 949 . В начале 2003 г. начались переговоры между игуменом Георгием (Пухатэ) и митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном (Куцумбасом), Председателем «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, в результате чего было достигнуто соглашение о принятии Южно-Осетинского благочиния в юрисдикцию данной старостильнической группировки. Кроме того, благочиние получило статус епархии, носящей наименование Аланской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1997 году епископам Ефрему Бостонскому и Макарию Торонтскому были усвоены титулы митрополитов. Спустя четыре года «Бостонский синод» учредил новую епископскую кафедру в г. Сиэтле (штат Вашингтон, США), на которую был назначен бывший епископ Розлиндальский Моисей, получивший титул митрополита Сиэтлского. В августе 2004 года во епископа Лох-Ломондского, викария Сиэтлской митрополии, был рукоположен настоятель монастыря святого Григория Синаита в Калифорнии архимандрит Сергий 498 . 3 сентября 2006 года был рукоположен викарий Бостонской митрополии епископ Карлайсльский Димитрий (Кириаку) 499 . В марте 2007 года была образована Австралийская епархия, для управления которой был рукоположен епископ Австралийский Спиридон 500 . Одной из составляющих раскольнического религиозного сознания является стремление к манифестации полноты благодатной жизни в схизматическом сообществе, что совершается посредством создания собственных сонмов святых и «чудотворных» святынь. Не является исключением в этом отношении и «Святая православная церковь Северной Америки». Решением «Бостонского синода» от 20 мая 2001 года бывший Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) был причислен к лику святых. Торжества «канонизации» прошли в Свято-Воскресенском храме г. Вустер, настоятелем которого является протопресвитер Виктор Мелехов, пребывавший на должности Экзарха «авксентьевского» синода в России вплоть до своего выхода из названной юрисдикции в конце 2001 года 501 . Данная «канонизация» имеет для «Бостонского синода» особое апологетическое значение, поскольку демонстрирует позитивное отношение означенной группировки к РПЦЗ, подчёркивая то обстоятельство, что только с приходом митрополита Виталия (Устинова) Русская Зарубежная Церковь стала на путь отступления, повлёкшего за собой отделение Спасо-Преображенского монастыря. В 1997–2002 годы в ведении «Святой православной церкви Северной Америки» пребывали один женский и два мужских грузинских монастыря в Грузии, а также группа верующих во главе с архимандритом Иоанном (Шеклашвили), впоследствии вернувшиеся в Грузинский Патриархат. В настоящее время грузинское представительство «Бостонского синода» возглавляет священник Андрей Борода 502 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ППЦ – Польская Православная Церковь ; РЗЦ – Русская Зарубежная Церковь ; РПАЦ – Российская Православная Автономная Церковь ; «РПАЦ в Америке» – «Российская Православная Автономная Церковь в Америке»; РПСЦ – Российская Православная Свободная Церковь ; РПЦ – Русская Православная Церковь ; РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата; РПЦЗ – Русская Православная Церковь Заграницей; РПЦЗ (Л) – Русская Православная Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (Шкурло); РПЦЗ (В) – Русская Православная Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (Устинова); Вестник РХД – Вестник Русского Христианского Движения; РЮО – Республика Южная Осетия; СИЭ – Советская Историческая Энциклопедия; ССПЦ – Свободная Сербская Православная Церковь ; УАПЦ – Украинская Автокефальная Православная Церковь ; «УАПЦ(к)» – «Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая»; «УАПЦ-С» – «Украинская Автокефальная Православная Церковь_Соборноправная»; УПЦ КП – Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат; УПЦ МП – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата; «УПЦ США и Рассеяния» – Украинская Православная Церковь США и Рассеяния; Церковь ИПХ – Церковь Истинных Православных Христиан; ЦИПХ – Церковь Истинных Православных Христиан; ЦТБО – Центр Традиционного Богословского Образования; CTOS – Center for Traditionalist Orthodox Studies. Библиография: 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.– М.: РБО, 2000. – 1337 с. 2 . Триодь Цветная.– М.: Издание Московской Патриархии, 1992.– 336 с. . Публикации документов: 3 . Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– Специальный выпуск.– С. 24. 4 . Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ/Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1986.– 5–6, 7–8.– С. 74–78. 5 . Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ/Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1990.– 3–4.– С. 114–115. 6 . Заявление Священного Синода РПЦ МП о ситуации в Эстонии/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 2000.– 11.– С. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ныне Сурожская епархия, вместе с общинами Русской Зарубежной Церкви, насчитывает около пятидесяти приходов во всех концах Великобритании и Ирландии. Епархия пополняется новыми приходами, появляющимися в местах, где поселяются ревностные чада Русской Церкви. За последние несколько лет архиепископ Елисей благословил создание более десяти новых приходов. Уповаем на помощь Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и всех святых, в землях Русских, Британских и Ирландских просиявших, и верим, что Господь сохранит и утвердит Церковь Свою на островах сих на многая лета! О упокоении Настоятелей Русской Успенской церкви в Лондоне митрополита Антония (Блума) (6.7.1914–4.8.2003), митрополит Сурожский, настоятель Патриаршего прихода (1.9.1950–30.07.2003). митрополита Виталия (Устинова) (18.3.1910–25.9.2006), настоятель Синодального прихода (1948–1951) (в сане архимандрита). архиепископа Никодима (Нагаева) (11.11.1883–17.10.1976), архимандрит, затем епископ Престонский (1954–1959), епископ Ричмондский (1959–1968), архиепископ Ричмондский и Великобританский (1968–1976), настоятель Синодального прихода (1951–1976). епископа Николая (Карпова) (12.10.1891 –10.10.1932), архимандрит, затем епископ Лондонский, помощник настоятеля (1927–1929) и настоятель (1929–1932) Синодального прихода. епископа Константина (Ессенского) (17.5.1907–31.5.1996), епископ Ричмондский и Великобританский, настоятель Синодального прихода (1981–1985). архимандрита Геннадия (?–3.2.1737) (уроженец о. Кипр, настоятель Св-Саввина монастыря в Александрии, Египет) первый настоятель Лондонской Успенской церкви (1716–1737). протопресвитера Василия Тимофеева (1.1.1878–3.6.1952), певчий (с 1903), диакон (1922), священник (1923), настоятель Успенского (1926–1927) и Синодального (1927–1929) приходов. (6.11.1891– 1.5.1960), настоятель Синодального прихода (1938–1948) . протоиерея Антипы Мартинианова (Лейминова) (?–1750?), настоятель (1747–1749). протоиерея Андрея Самборского (1732–5.10.1815), псаломщик (с 1765), настоятель (1769–1780).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вильямс Ч.  — см. Уильямс Ч. Винсент де Поль  (Венсан де Поль) (1581—1660), св. Католической Церкви, французский священник. Проповедовал и служил среди бедноты. Совершая поездки по разным местностям Франции, повсюду основывал благотворительные миссии и учреждения, впоследствии объединенные в конгрегацию лазаристов. Основал также конгрегацию сестер милосердия. В 1729 причислен Католической Церковью к лику блаженных, в 1737 — к лику святых. День памяти 27 сентября. Висер’т Хуфт,  Виллем Адольф (1900—1985), первый секретарь Всемирного Совета Церквей, видный деятель экуменического движения. Виталий  (Устинов) (1910—2006), митрополит и первоиерарх Русской православной церкви заграницей. При отступлении Белой армии эмигрировал в Константинополь, затем в Югославию. Поступил в монастырь прп. Иова Почаевского, в г. Владимирова на Карпатах. Пострижен в 1939. В 1941 рукоположен в сан иеромонаха. С 1947 по 1951 настоятель прихода в Лондоне. В 2001 написал прошение Синоду об уходе на покой, которое было принято, но через некоторое время аннулировал свое прошение, вследствие чего Русская православная церковь заграницей разделилась на две части: одна продолжала считать своим главой митрополита Виталия, другая — избранного на его место митрополита Лавра. Владимир Святославич,  (в крещении Василий) (?—1015), св. равноапостольный, великий князь киевский. В 988—989 ввел христианство на Руси. Память 15 июля. Галактион Емесский  (Финикийский), мч. Пострадал в царствование Деция. Память 5 ноября. Гаррет,  Анна Ивановна (урожденная Даддингтон) (1913—1997), староста Успенского собора в Лондоне, занимавшая этот пост с 1974 до конца дней. В юности — руководитель, наряду с Андреем Блумом, будущим митрополитом Антонием, в летних молодежных лагерях во Франции. Георг VI  (1895—1952) король Великобритании с 1936. Георгиу,  Виргил (1916—1992), румынский франкоязычный писатель, православный священник (с 1963). С 1948 жил во Франции. Глеб,  страстотерпец (?—1015), князь муромский, сын великого князя Владимира Святославича (см.). Убит по приказу сводного брата Святополка Окаянного. Вместе с братом Борисом (см.) почитается заступником земли русской. Память 2 мая, 24 июля, 5 сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

28 янв. 2003 г. Архиерейский синод РПЦЗ под упр. митр. Виталия (Устинова) (РПЦЗ(В)) констатировал окончательное отпадение в раскол Журбенко и постановил передать Одесскую епархию в полное управление Агафангелу (Пашковскому). 5 июля 2003 г. Журбенко объявил о независимости РИПЦ от РПЦЗ. Внутри РИПЦ, состоявшей из 4 епархий, имелась и Одесская кафедра. 30 июня 2005 г. Журбенко скончался, 7 июля того же года первоиерархом РИПЦ избран «архиепископ» Тихон (Пасечник). Он же управляет и Одесской епархией (в 2018 он переименовал епархию в «епархиальное управление Истинно православной церкви в Украине»). В 2006 г. в юрисдикции РИПЦ был зарегистрирован Никольский приход в Ильичёвске (ныне Черноморск), настоятель к-рого является также настоятелем домового храма в честь иконы Божией Матери «Державная» в архиерейской резиденции в с. Вел. Дальник. В 2007 г. Агафангел (Пашковский) вышел из РПЦЗ, не признав ее объединения с РПЦ, и образовал «Русскую православную церковь за границей под омофором митрополита Агафангела» (РПЦЗ(А)), получив титулы «митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский, архиепископ Таврический и Одесский». В Одессе имеются следующие приходы раскола Пашковского (зарегистрированы в юрисдикции Русской ИПЦ, либо Российской ИПЦ, либо Русской (или Российской) православной Церкви за границей): во имя свт. Тихона, Елисаветинский, Вознесенский, Серафимовский, вмч. Димитрия Солунского. В Одесской обл. к расколу Пашковского относятся община св. Ксении Петербургской в Болграде, греческий приход св. Пантелеимона и св. Иоанна Сочавского в Белгороде-Днестровском, женский монастырь во имя свт. Иоанна (Максимовича) в с. Егоровка Раздельнянского р-на, Казанский приход в с. Макарове Ширяевского р-на. Истинно правосл. христианами в наст. время называют себя последователи тоталитарной хилиастической орг-ции сектантского характера - иннокентьевцы , приверженцы либерально-обновленческой «Апостольской православной церкви» (создана в 2004; см. в ст. Якунин Г. П.) и Богородичного центра .

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Ф. 4648. Оп. 3. Д. 25. Л. 208-209 об.). В 1961 г. в Одессе была зафиксирована крупная община истинно правосл. христиан, ее руководитель В. Вединский был арестован в 1963 г. К тому времени в Одессе действовали неск. небольших истинно правосл. групп: ионовцы, иоанниты, тихоновцы, прокопиевцы (почитатели сщмч. Прокопия ), гайдаевцы (последователи сщмч. Павла Гайдая ). Группы сторонников Истинно православной церкви (ИПЦ) были отмечены в селах Саражинка, Ухожаны, Пужайково, Ракулово и Воловая Балтского р-на, в пос. Саврань Савранского р-на, в селах Мирнополье и Теплица Арцизского р-на, в с. Мирном Беляевского р-на. К катакомбным общинам возводили себя образовавшиеся в Одессе в нач. 90-х гг. XX в. 2 автономных истинно правосл. прихода в юрисдикции Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). 18 июня 1993 г. была зарегистрирована Одесская епархия Российской истинно православной церкви (РИПЦ) под рук. переехавшего из Москвы в Одессу архиерея РПЦЗ Лазаря (Журбенко), к-рый получил титул «архиепископ Тамбовский и Одесский», местом его пребывания стало с. Вел. Дальник Беляевского р-на. Сторонники Журбенко в 1993 г. получили от властей здание храма святых Николая и Ариадны в Одессе, переосвященного во имя прав. Иоанна Кронштадтского. В ведении Одесской епархии во главе с Журбенко были зарегистрированы еще 2 крупных прихода: Иоанна Крестителя в Николаеве и Покровский в Херсоне. Журбенко неоднократно входил в конфликт с главой РПЦЗ митр. Виталием (Устиновым) и был запрещен в служении. По поручению митр. Виталия (Устинова) еп. Симферопольский и управляющий Одесской епархией РПЦЗ Агафангел (Пашковский) зарегистрировал 6 нояб. 1996 г. в Одессе Одесскую епархию РПЦЗ. Агафангел стал титуловаться «епископ Таврический и Одесский». Его сторонники в 1993 г. получили здание бывш. детского сада в Одессе, при к-ром открылся приход Новомучеников и исповедников Российских. В 1994 г. в городе под рук. Агафангела (Пашковского) и В. В. Шумило началось издание «Вестника Истинно православной Церкви». В 1998 г. Одесской епархии РПЦЗ был передан бывш. крестильный дом при храме арх. Михаила на Молдаванке. Дом был преобразован в духовно-просветительский центр, затем в Синодальное представительство. При этом же здании в 1998 г. зарегистрировали Свято-Алексиевский приход. В 1998 г. Агафангел зарегистрировал заочную Кирилло-Мефодиевскую ДС.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010