Понимая, что риторика и настроения собравшихся будет выдержана в раскольническом русле, еп. Евтихий отказался от участия в совещании, запретив это и своим клирикам . В 2001 г. митрополит Виталий (Устинов), Первоиерарх РПЦЗ удалился на покой, но позже заявил о возвращении себе прав Первоиерарха и создании собственной юрисдикции, положив начало череде и так уже существующих разделений – производных от РПЦЗ . Некоторые из их активных членов позже опубликовали собственные интерпретации противостояний тех лет, являющихся по сути обоснованием собственного уклонения в раскол . Новым Первоиерархом исторической РПЦЗ стал архиепископ Лавр (Шкурла), возведенный в сан митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского. После разделения в 2001 году РПЦЗ взяла курс на сближение с Московской Патриархией, и этот процесс особенно активизировался после встречи нового Первоиерарха митрополита Лавра с президентом РФ В.В. Путиным, пригласившим иерархов РПЦЗ официально посетить Россию. С 2001 года епископ Евтихий (Курочкин) «выступил как сторонник восстановления полного общения РПЦЗ с РПЦ» , за что был подвергнут критике и обвинениям в преступлениях «против Истинной Церкви» . В одном из своих текстов епископ писал: «все мы – архиереи РПЦЗ – за единство Русской Православной Церкви (более того, я считаю, что это должно быть желанием каждого русского православного человека), но будучи православными архиереями, мы желаем и мыслим это единство не иначе, как только единство в Истине – во Христе» . В результате нестроений, епископ Евтихий, не желая распространения смуты, был вынужден запретить ряд клириков Северо-Российской епархии в служении . Подобным образом прещения коснулись и уклонившихся в новые расколы клириков Сибирской епархии. Новые разделения породили такие неканонические юрисдикции как «Русская Православная Церковь Заграницей» (митрополита Виталия (Устинова)) и «Русская Истинно-Православная Церковь», в свою очередь также продолжившие дробления на более мелкие группы. Вследствие отпадения в раскол некоторой части своих клириков, епархия епископа Евтихия поредела, но по состоянию на март 2003 г. Ишимско-Сибирская епархия РПЦЗ все еще имела в своем составе 17 священников и 2 диаконов, которые совершали свое служение не только на территории Сибири, но и на Дальнем Востоке . С 2003 г. епископ Евтихий стал участником переговорного процесса с Русской Православной Церкви .

http://bogoslov.ru/article/6193184

В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1997. — 28 – 29. С. 156; В России//Русский Пастырь. —San Francisco, 1996. — 24. С. 65 – 66; В России//Русский Пастырь. —San Francisco, 2000. — 36. С. 35 – 36. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 33 – 34. С. 98 – 100. В России//Русский Пастырь. — San Francisco, 1999. — 35. С. 63. Там же. С. 64 – 65. Евтихий [(Курочкин)], епископ . Письмо русского Епископа из России//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2000. — 5 (1650) от 1/14 марта 2000. С. 5. Маковецкий Аркадий, прот . Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. — СПб., 2009. С. 214. Резолюция Архиерейского Собора РПЦЗ [от 4/17 октября 2000]//Православное обозрение. — Санкт-Петербург, 2000. — 12 (37). С. 1. Послание Архиерейского Собора РПЦЗ святейшему патриарху Павлу, Архиепископу Сербскому и Митрополиту Белградо-Карловацкому//Православное обозрение. — Санкт-Петербург, 2000. — 12 (37). С. 1. Например, см.: Дионисий [(Алферов)], иеромонах, Алферов Тимофей, иерей. Великий соблазн и потрясение. По поводу Послания Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 года//Успенский листок. — Любытино, 2000. — 36 ноябрь 2000. С. 1 – 4. Указ Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Преосвященному Евтихию Епископу Ишимскому и Сибирскому 11/35 – 9/28-82. На официальном бланке Архиерейского Синода РПЦЗ. Подписи Председателя Архиерейского Собора митрополита Виталия (Устинова) и Заместителя Секретаря Архиерейского Собора епископа Гавриила (Чемодакова). Автографы. Оттиск печати Архиерейского Синода РПЦЗ. На 1 л. Черно-белая копия.//Архив автора. Евтихий [(Курочкин)], епископ . Письмо русского Епископа из России//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2000. — 5 (1650) от 1/14 марта 2000. С. 4 – 5. Евтих i й (Курочкин), епископ . Обращение Епископа Евтихия Ишимского и Сибирского. По поводу послания Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви//Православная Русь. Церковно-Общественный Органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Holy Trinity Monastery, 2001. — 4 (1673) от 14/28 февраля 2001. С. 3.

http://bogoslov.ru/article/6193184

«С балкона Белого дома я предложил отслужить молебен новомученикам» Протоиерей Николай Артемов об августовском путче 1991 года Русская Православная Церковь в нынешнем году отметила 15-летие со дня восстановления единства между Московской Патриархией и Зарубежьем. На первый взгляд может показаться странным, но путь к заживлению раскола, разделявшего нас почти век, прошел через августовские события 1991 года, когда после путча Россия начала обретать свободу. Именно тогда на балконе Белого дома ключарь русского кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских протоиерей Николай Артемов служил, возможно, первый в СССР молебен новомученикам при большом стечении народа. О том, как это происходило, отец Николай спустя 31 год рассказал порталу Православие.Ru. Отец Николай Артемов выступает с балкона Белого дома в августе 1991 г. В августе 1991 года в Москве находилось несколько знакомых между собой священнослужителей Русской Зарубежной Церкви. В России уже образовались приходы под омофором РПЦЗ и назрела потребность открытой дискуссии по целому ряду вопросов. Родилась идея встречи на уровне священников для обсуждения. Организовывалась она спонтанно, на основе общего, и в том числе общественного, интереса к теме взаимоотношений Московской Патриархии и Зарубежной Церкви. По благословению Патриарха Алексия II и нашего Первоиерарха Митрополита Виталия (Устинова), в Белом зале Моссовета состоялась встреча. Это было за 3 дня до путча ГКЧП. Общались без архиереев, как тогда говорилось, «за круглым столом». Была и публика. Вначале было телевидение, но его попросили во время самой дискуссии удалиться: не было уверенности, что не будет тенденциозности. Со стороны РПЦЗ в беседе участвовали протоиерей Виктор Потапов из Вашингтона, отец Герман Иванов-Тринадцатый из Франции, который в связи с подписанием «Акта о каноническом общении» ушел от нас, и я. Присутствовало человек 15 из Московской Патриархии. Мы тогда обсуждали отношения Церкви и власти на самом принципиальном уровне – в частности, Декларацию Митрополита Сергия. Кроме того, речь шла о прославлении новомучеников, включая Царскую семью.

http://pravoslavie.ru/147766.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался архимандрит Флор (Ванько) 05.09.2012 Утром 4 сентября после продолжительной болезни отошел в вечность архимандрит Флор, в миру Василий Ванько , вступивший на путь монашеской жизни вместе с Василием Шкурлой, приснопамятным митрополитом Лавром, в мужском монастыре в Ладомирове (Словакия). Здесь брат Василий был трудником с первой половины 40-х годов минувшего столетия. Во время Второй мировой войны, летом 1944 года, Красная Армия приближалась к Карпатам. Журнал " Православная Русь " , издававшийся обителью преподобного Иова Почаевского, никогда не скрывал своего отрицательного отношения к коммунизму. Нетрудно было предвидеть судьбу насельников монастыря, захвати их советы, поэтому большая часть братии предпочла уйти на Запад. Особенно нелегко было решиться на такой шаг местным уроженцам, в том числе и молодым послушникам Василиям. Сперва они с немногими остались. Большая часть братии уже находилась в Братиславе, столице Словакии. В эти дни Архиепископу Серафиму (Иванову) удалось пробраться в родную обитель и уговорить Васю Шкурлу, и другого Васю, новопреставленного архимандрита Флора, насельника Свято-Троицкого монастыря, присоединиться к уехавшим. Вернувшись в Братиславу, Владыка Серафим послал за ними иеромонаха Виталия (Устинова), будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, который с разрешения родителей доставил обоих Василиев в Братиславу. Через Германию и Швейцарию все они благополучно прибыли в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле , США в 1946 году. С тех пор, отец Флор тихо и спокойно, но усердно, ревностно и добросовестно здесь подвизался, являя собой пример скромного монашеского подвижничества. О времени совершения заупокойных богослужений, отпевания и погребения архимандрита Флора будет объявлено особо в ближайшее время. Вечная память архимандриту Флору! Официальный сайт Архиерейского Синода РПЦЗ / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.09.2012 16:19:45

http://drevo-info.ru/news/13767.html

Трапеза завершилась словами архиепископов Виталия (Устинова) и Антония (Бартошевича). Первый назвал торжества прославления небом на земле и состоянием души, когда у человека возникает горячее желание подражать ревности святых в условиях своей собственной жизни, а последний сказал, что деяние Архиерейского Собора несомненно укрепит современных исповедников, нуждающихся в теплом предстательстве новопрославленных мучеников и поддержке своих собратьев. Митрополит Филарет (Вознесенский) выступил со словом в день прославления Новомучеников Российских: «Когда я, грешный, смотрю на этот вот образ, который перед нами, то мне вспоминается слово " Апокалипсиса " . Как святой Иоанн Богослов видел у престола Господня двадцать четыре праведных старца, а, кроме того, как он говорит, - великое множество людей, которых никто не мог сосчитать, стоящих в белых сверкающих одеждах с пальмовыми ветвями в руках, как знаком победы. Один из старцев спросил Иоанна Богослова: " Эти, в белых одеждах, - кто они? И откуда они пришли? " Смиренно ответил Евангелист: " Ты знаешь, господин " . И старец тогда говорит: " Это те, которые пришли от великой скорби. Они омыли свои одежды, они убелили их кровью Агнца Божественного и теперь вечно будут с Богом, и Бог будет с ними " . Это мне вспоминается, когда мы видим и здесь, на этой иконе, сонм новомучеников и исповедников, которых, в действительности, числа мы и не знаем. Кто может исчести? Кто может даже охватить хотя бы мыслью, сколько там положило свою жизнь за веру и истину Христову наших братьев? И действительно, как и вчера говорилось, на всем протяжении нашей Родины нет ни одного уголка, который не был бы полит кровью свидетелей Христовых. И если наша Родина впервые показала миру такую страшную хулу, страшное богохульство и безумный бунт народа, который в ней утвердили захватившие власть разбойники, хотя осквернилась земля этой страшной, небывалой в истории человечества хулою, но кровь святых мучеников и исповедников обильно оросила землю Российскую и очистила нашу Родину от этой скверны ея.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/01/kr...

Сестры Леснинского Богородицкого монастыря во Франции заявили о переходе в «Русскую истинно-православную церковь» 8 мая 2007 г. 20:47 2 мая насельницы Леснинского Богородицкого монастыря (Провемон, Франция) выступили с заявлением о переходе своей обители, находящейся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), в ведение так называемой «Русской истинно-православной церкви» (РИПЦ), главой которой является Тихон (Пасечник), именующий себя «архиепископом Омским и Сибирским». Причиной перехода послужило нежелание сестер обители подчиниться решениям IV Всезарубежного Собора РПЦЗ (май 2006 г.) и Архиерейского Собора РПЦЗ (май 2006 г.) о восстановлении единства Поместной Русской Православной Церкви. Леснинский Богородицкий монастырь основан в 1885 г. в местечке Лесна (современная Польша). После революции 1917 г. обитель была эвакуирована в Бессарабию, затем в Югославию, а в 1950 г. во Францию. Главная святыня монастыря — Леснинская икона Божией Матери (XVII в.). В настоящее время обитель возглавляет игумения Макрина. «Архиепископ Омский и Сибирский» Тихон (в миру Пасечник Леонид Алимпиевич), родился в 1948 г. в Казахстане. В 1970 г. окончил Харьковский инженерно-строительный институт. С 1985 г. проживает в Омске. Был женат. Воцерковление его проходило в омской катакомбной общине. В 1993 г. овдовел. В 1998 г. принял постриг в рясофор с именем Тихон и с одновременным рукоположением во иеродиакона. В 1999 г. епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (РПЦЗ) рукоположен во иеромонаха и назначен в омский приход. В 2000 г., после октябрьского Собора РПЦЗ, перешел в не признанную никем «РИПЦ» (другое название «лазаревская» ветвь РПЦЗ (В) — самоуправляющееся объединение епархий РПЦЗ (В) в странах бывшего СССР; Синод РИПЦ создан в 2002 г. по благословению находившегося на покое первоиерарха РПЗЦ митрополита Виталия (Устинова; † 2006), в том же году отменившего свое решение). В 2002 г. Тихон (Пасечник) рукоположен во «епископа Шадринского» «архиепископом» Лазарем (Журбенко; † 2005), который к тому времени был запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РПЦЗ (1995). В июне 2003 г. Тихон (Пасечник) стал «епископом Омским и Сибирским», в июле 2005 г. — главой РИПЦ. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/237630.htm...

- И после 17 лет пребывания в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле переехал в административное здание Архиерейского Синода в Верхнем Манхеттене, рядом с Центральным парком, а местом моего служения стал Знаменский синодальный собор. Знаменский собор был устроен в особняке Бейкеров и освящен в 1959 году. Иконы для храмового иконостаса написал известный иконописец архимандрит Киприан (Пыжов), как его называли - «иконописец всея Зарубежья». По левую сторону от солеи в киоте под сенью пребывает чудотворная икона «Знамение» Курско-Коренная. Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном. Рядом - иконы Божией Матери Казанской и святителя Иоанна Шанхайского с частицей мощей. Далее - ковчег с десницей преподобномученицы великой княгини Елисаветы и частицей мощей инокини Варвары - тот самый, который совершал паломничество по России. Рядом - тоже чтимые святыни: икона блаженной Ксении Санкт-Петербургской с хранящимся в ковчежце осколком камня внутренней облицовки могилы святой и образ праведного Иоанна Кронштадтского с его мантией. Тут же на аналое - медальон преподобного Серафима Саровского из Екатеринбургских икон царской семьи и крест святого из его гроба. С правой стороны от алтаря - образ святителя Николая Чудотворца в киоте и хранящаяся тут же мантия царя-страстотерпца Николая II. В Знаменском синодальном соборе проходило настолование трех служивших до меня первоиерархов Зарубежной Церкви: митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы). Послушник Игорь Капрал и семинарист Джон Шоу (нынешний епископ Иероним Манхэттенский), Джорданвилль 1971 г. - Владыка, страшно было покидать монастырь, где провели 17 лет? Я надеялся на помощь Божию, потому что если Господь что-либо попускает, то Он даст и силы нести тот крест, который выпадает на долю человека. - Это для меня было очень трудным. Я намеревался жить в монастыре всю жизнь, и потому очень переживал. Но надеялся на помощь Божию, потому что если Господь что-либо попускает, то Он нас не оставит и даст силы нести тот крест, который выпадает на долю человека.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Х., 1902. СПб., 19115; Православный противосектантский катехизис. СПб., 1903, 191415; Беседы с молоканами о водном крещении//МОб. 1904. 1. С. 101-110; Из зап. миссионера//Отдых христианина. 1904. 1. С. 39-48; Беседы со штундистами о Христовом священстве//Миссионерский сб. 1904. 1. С. 8-14; За Церковь родную и веру православную. СПб., 1905; О «вероисповедной свободе» в России//Церк. голос. 1906. 11; О двух настроениях//Там же. 1906. 26; Церковь и совр. жизнь//Там же. 1906. 36, 37; Скорбные думы о голоде//Там же. 1906. 44; Божия заповедь и человеческое лицемерие//Там же. 1906. 49; Голос жизни//Там же. 1906. 50; К пасхальной заутрени//Там же. 1906 13, 14; Совопросник Сергий: (Очерк с натуры)//Там же. 1906. 15; Об одном напрасном озлоблении в новой газете//Там же. 1906. 22; В ответ на профессорскую критику//Там же. 1906. 31; Из Нижнего Новгорода: Старообрядцы не дремлют//Там же. 1906. 35; Христианство и социал-демократия. СПб., 1907; О так называемых «иоаннитах» в рус. народе. СПб., 1909; Религиозно-общественные течения в современной рус. жизни и наша православно-христианская миссия. СПб., 1909; Кто это пашковцы, баптисты и адвентисты? СПб., 1912; Противосектантские уроки ревнителям православной веры. СПб., 1913; О вожделенном церковном мире: (Братское обращение к старообрядцам, приемлющим священство)//ЖМП. 1946. 3. С. 22-25; Братский ответ старообрядцам, вопрошающим о Белокриницкой иерархии//Там же. 1946. 7. С. 31-34; Крещение Господне//Там же. 1953. 1. С. 39-40; Сретение Богомладенца Христа старцем Симеоном//Там же. 2. С. 35-36. Лит.: Православное противосектантское руководство: По соч. Д. И. Боголюбова/Под ред. архиеп. Виталия (Устинова). Джорданвилл, 1936; Д. И. Боголюбов [Некролог]//ЖМП. 1953. 7. С. 6; Федорович Я. Анализ противосектантских трудов И. Г. Айвазова, прот. Д. Боголюбова и И. К. Перетрухина: Курс. соч./МДА. Загорск, 1980. Ркп.; Андроник (Трубачёв), иеродиак. Епископ Антоний (Флоренсов) - духовник священника Павла Флоренского//ЖМП. 1981. 9. С. 72, 76. Диак. Сергий Матюшин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/149491.html

В 1981 г. постановлением Архиерейского Собора Г. возведен в ранг правящих архиереев с титулом «епископ Вашингтонский и Флоридский» с сохранением должности секретаря Синода. После кончины митр. Филарета (21 нояб. 1985) и избрания новым первоиерархом РПЦЗ митр. Виталия (Устинова) на Архиерейском Соборе 1986 г. Г. был освобожден от должности секретаря Синода и почислен на покой. Одновременно Собор рассмотрел дело архим. Антония (Граббе), постановив лишить его сана за безответственную растрату церковных средств и тайную продажу принадлежавших РПЦЗ земельных участков в Израиле. После увольнения и церковного суда над сыном Г. устранился от дел, первоначально поселившись в Леснинском жен. мон-ре во Франции, настоятельницей к-рого являлась сестра Г. игум. Магдалина, затем по возвращении в США проживал в Элмвуд-Парке в доме одной из дочерей. В кон. 80-х гг. Г. неоднократно призывал епископат РПЦЗ к ставшей возможным с началом перестройки в СССР «наступательной тактике», т. е. открытию на канонической территории Московского Патриархата приходов и епархий РПЦЗ, заявляя о «безблагодатности» и «еретичности» РПЦ, несмотря на полное противоречие этой т. зр. традиц. позиции РПЦЗ. После принятия Архиерейским Собором РПЦЗ в мае 1990 г. «Положения о приходах свободной Российской Православной Церкви» и решения об учреждении иерархии РПЦЗ на территории России Г. поддержал образованную в Суздале бывш. архим. РПЦ Валентином (Русанцевым) раскольническую группу, организационно и финансово способствовав созданию т. н. Российской православной свободной церкви (см. ст. Российская православная автономная церковь ). В мае 1995 г. Г. посетил Россию, где одобрил принятое группой Русанцева решение об адм. отделении от Архиерейского Синода РПЦЗ. По возвращении из Суздаля Г. сделал дополнение к своему завещанию, выразив пожелание, чтобы его отпевание совершалось иерейским чином без участия епископов РПЦЗ. 9 окт. 1995 г. отпевание Г., состоявшееся в Казанской ц. г. Ньюарка, возглавил зять епископа прот. В. Шишков. Погребен на кладбище Новодивеевского Успенского жен. мон-ря (шт. Нью-Йорк).

http://pravenc.ru/text/166654.html

Какие люди запомнились Вам из детства? Из духовных лиц я помню Митрополита Филарета (Вознесенского), Митрополита Виталия (Устинова), молодого владыку Лавра, архимандритов Киприана (Пыжова) иконописца, Владимира (Сухобока), Сергия (Ромберга), игумена Гурия (Голосова), протоиерея Борис Крицкого и других батюшек. Помню своих бабушек: папину маму – Екатерину Сисоевну и мамину – Ирину Елисеевну. Дедушка – Николай Антонович Ольховский – умер в Ганновере (Германия), в 1946 года. Отец матери, Григорий Андреевич Русинович, умер в 1966 году.      Мне было лет 5-6 тогда, когда произошло мое первое знакомство с монастырем в Джорданвилле и с монастырской братией. Всей семьей туда мы ездили на Троицу, на День труда (Labor Day – ред.) и другие праздники. Монахи мне с детства запомнились не серьезными и унылыми, а радостными, трудолюбивыми, они с нами общались, расспрашивали о нашей жизни, а когда позже мы приезжали на лето в монастырь уже без родилетей, то опекали нас. В обители мы прислуживали, нам было интересно находиться рядом с людьми, которые посвятили свою жизнь Богу.      В год 1000-летия крещения Руси я впервые поехал в монастырь один – " летним мальчиком " . Мне было почти 13 лет. Особое впечатление произвели на меня ежедневные ранние службы. Монахи начинали в пять с полунощницы, а нам надо было быть в храме в шесть часов к Литургии. Выходишь утром – туман, колокола звонят. Очень красиво. Потом завтрак с братией и разные послушания: одни работали в коровнике, кто-то на огороде, другие помогали с уборкой на кладбище, трудились на книжном складе, на кухне. Я считал себя счастливым, когда иконописец архим. Киприан разрешал мне проводить время в иконописной мастерской и давал немного помогать ему, когда он писал иконы, но при этом строго говорил: " Делай точно, как я тебе указываю " . Особую радость доставляло нам общение с монахами, с другими русскими мальчиками, приезжавшими в Джорданвилль из разных мест. Уже тогда Вы решили пойти учиться в семинарию? Твердое решение пришло в 16 лет. Я всегда любил храм Божий и хотел служить Церкви, подражать нашим наставникам. Окончив среднюю школу в июне 1993 года, я в конце августа переехал в монастырь и поселился в семинарском общежитии.

http://pravoslavie.ru/71926.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010