1:7. Поэтому святой Павел шлет свое приветствие и римским христианам, которых Бог по предведению Своему, возлюбил, а возлюбив, призвал к вере апостольскою благодатью. Они послушались слова благовестия, уверовали в Господа Христа и стали святыми. Они уже получили благодать в призвании. Святой Павел желает, чтобы благодать Божия приумножилась в них, а с нею и мир с Богом и людьми глубже проникал в их душу, и делал их достойными сынами Бога. Эта благодать от Бога Отца и Сына Иисуса Христа. Начало послания (1:8–17) В начале послания Апостол помещает мысли, располагающие к желанию прочитать и заинтересоваться посланием. Так, он хвалит веру римлян и благодарит за нее Бога (1:8), свидетельствует свое расположение к ним, выражая желание видеть их, и сделать участниками благ своего апостольства (1:9–13). Указывает причину такого желания в лежащей на нем обязанности просвещать всех верою (1:14–15), и наконец, указывает предмет всего послания, что спасение устрояется только верою в Господа Иисуса Христа (1:16–17). I. Апостол хвалит веру римлян (1: 8 ) 1:8. Свое послание святой Павел начинает благодарностью Богу, Которому он всецело предан, и потому называет Его своим (благодарю Бога моего),как это делали пророки, благодарит через Иисуса Христа, через Которого одного мы имеем дерзновение к Богу (ср. Ин. 14:13–14 ). Благодарит за то, что вера римлян, при содействии Божьем, так жива и сильна, что составляет предмет разговоров для людей всего мира, центром которого был тогдашний Рим. Туда обращены были взоры всех, туда стремился и святой Павел душою и телом. II. Апостол выражает желание видеть римлян и сделать их участниками своего Апостольства (1:9–13) 1:9–10. Так как римские христиане в большинстве не знали святого Павла, то чтобы они не могли усомниться в искренности его расположения к ним, он призывает в свидетели Бога, Которому посвящена вся его жизнь. В чем же его расположение к ним? В том, что он имеет их всегда в мыслях своих, и не только в мыслях, но и стремится к ним, об этом же он всегда молится Богу, чтобы воля Божья поблагоприятствовала ему прийти к ним. Для чего же Апостол желает так сильно видеться с ними?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Пост в субботу установлен Апостолом Петром. На это надо сказать, что Апостол Петр не мог противоречить самому себе, потому что вышеприведенное правило Апостольское, запрещающее пост в субботу, принадлежит ему. Говорят: Апостол Петр заповедал этот пост собственно для Римлян. Правда, была такая суббота, в которую Апостол пригласил Римлян к посту. Это было так: Симон-волхв, отрекшись от Христа, прибыл в Рим и, хвалясь всеми чародеяниями, вызывался публично осрамить Апостола Петра в прении о вере. Этот диспут назначен был на воскресенье. Апостол, готовясь к прению, несколько дней – до самого воскресенья пребыл в посте и молитве, пригласил к тому же и Римлян. Ясно, что заповедь эта была временная, а не постоянное правило церкви. Притом, Апостол заповедал тогда пост не в субботу только. Почему же Римляне считают эту заповедь обязательною только для субботы? После победы над Симоном-волхвом Апостол обратился к обыкновенному порядку жизни, в субботы не постился. И преемники его в течение 200 лет в субботы поста не держали. На Шестом Вселенском Соборе католики сознали свое отступление от древнего Апостольского обычая и обещали не поститься в субботы, кроме единой; но не исполнили своего обещания. На неделе, в которую читается Евангелие о блудном сыне, – в среду и пятницу нет поста в предохранение православных от ереси армян, которые во всю эту неделю держат пост. Наконец, на последней неделе перед Великим постом, мы держим несовершенный пост, не едим мяса для того, чтоб слегка приготовиться к посту совершенному. В среду же и пяток этой недели разрешаем на сыр и яйца, чтоб не поститься в одно время с еретиками (тетрадитами и евтихианами), которые всю эту неделю держали пост. Заметь же сказанное мною и строго различай дни. Ты должен знать, какой день как провести, какого держаться правила, и все это решительно из послушания Господу и уставам Его церкви. Прихожанин. Ты объяснил, почему мы в некоторые дни не должны поститься. Ну, а почему же мы держим пост в известное время? Священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Преимуществом парфян была так называемая “скифская тактика”: перерезали коммуникации, лишали продовольствия, нападали на отдельные отряды римлян и избегали решающего сражения. Расчёт был на разрушение воли римлян к сопротивлению, — расчёт, который часто оказывался успешным. Однако эта тактика “работает” в обороне, но не в наступлении. Шок для жителей империи от этого первого столкновения с парфянами был настолько велик, что передавался ещё столетия. В Откровении Иоанна говорится о всадниках “при великой реке Евфрате”: Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера (Откр 9:16–17). Сравним с рассказом Плутраха: “Парфяне вдруг сбросили с доспехов покровы и предстали перед неприятелем пламени подобные — сами в шлемах и латах из маргианской, ослепительно сверкавшей стали, кони же их в латах медных и железных”. Такое впечатление, что историк видел слова Евангелиста, описывая ужас римлян от парфянских катафрактариев. После поражения Красса парфяне перешли в наступление, перешли Евфрат и вторглись на территорию Рима. Дважды (в 51 г. до Р. Х. и 40 г. до Р. Х.) они делали попытку взять под контроль Сирию и Палестину. “Сириею овладели царский сын Пакор и парфянский сатрап Барцафарн парфяне пошли войной на Иудею, собираясь сделать царём Антигона Пакор двинулся по прибрежной полосе, Барцафарн же вторгся изнутри страны. Тирийцы не впустили Пакора, сидоняне же и птолемаидцы приняли его к себе”, — рассказывает Иосиф Флавий (Иуд. война. 1.13.1). В ходе длительной войны римляне изгнали парфян за Евфрат, погиб царевич Пакор. В наступлении всадники Востока оказались слабее, чем в обороне. Кроме того, они не пользовались поддержкой греческих полисов. При всей неприязни эллинов к Риму парфяне были для греков ещё дальше. Да и численность корпуса Аршакидов была, видимо, невелика: несколько сот катафрактариев и вспомогательные войска.

http://pravmir.ru/skazhite-etoy-lisitse/

Наконец, самое главное: вскоре выяснится, что Карл Великий с его талантом гения и глубоким пониманием имперской идеи, являлся уникальным явлением среди германских народов, и образ его мыслей далеко не совпадал с сознанием соотечественников. За исключением небольшого близкого окружения короля, франки не понимали и не вникали в существо политических замыслов своего вождя. Их интересы были стандартны, как у всех германцев, и были подчинены главному приоритету – обеспечения своих личных прав. Как верно заметил один автор, единоличная власть Карла над франками покоилась на его персональном контроле над своими подданными 426 . После воцарения Никифора Геника и Михаила Рангаве Карл, как опытный политический деятель, понял, что его надеждам без крови подчинить себе всю Римскую империю не суждено сбыться. Поэтому он занялся устроением собственной державы, максимально копируя византийские образцы, хотя и корректируя их под конкретные ситуации и планы. По мнению Карла Великого, Вселенская империя должна была стоять на трех столпах – политической мощи франков, которую символизировала их столица Ахен, Риме, как центре духовного единства, и Западном императоре, как главе духовной и политической власти. Это была почти «классическая» идея Вселенской империи, увы, не воспринятая германцами. В отличие от римлян и романизированных греков, для которых настоящее государство могло быть только Империей и ничем иным, а сознание того, что Кафолическая Церковь объемлет собой всю Вселенную и ее границы совпадают или должны совпасть с Римской державой, было естественно, как улыбка младенца; франки, безусловно, являли собой совсем иной пример. Они, как носители иных культурных начал, оказались неспособны стать преемниками римлян. Более того, франки отчаянно боролись против превращения себя в римлян. Потребуется еще много времени для того, чтобы заглушить германский индивидуализм с его центробежными силами и создать новую имперскую конструкцию, существенно отличавшуюся от классической римской. С другой стороны, древнее сознание уже переболело идеей национального государства. А после векового знакомства с великой римской культурой, а также арабами и персами, создавшими великие имперские державы, германское сознание невольно начало копировать то, что было у него перед глазами в качестве идеального политического образа – Империю и императора. Через короткое время отказ от имперской идеи был для потомков Карла Великого уже невозможен. Следует заметить, что, безусловно, именно Римская церковь с ее вселенскими масштабами мышления, игравшая далеко не второстепенную роль в деле образования германских народов, многое сделала для прививки империализма свободолюбивым и склонным к индивидуализму франкам. Ее упорное, ежедневное влияние не замедлило сказаться на политическом образовании франков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, давнишнее желания иудеев были удовлетворены. 25-й день Мархешвана, в который, по Талмуду пали стены Самарии, сделался надолго для иудеев праздничным днем 547 . Народная молва приписала даже разрушение ненавистного города особой помощи Божией: создалась легенда, передаваемая у И. Флавия и в Талмуде, что победа над войсками Антиоха была возвещена Гиркану таинственным голосом из святого святых, услышанным им в то время, когда он вошел в храм для воскурения фимиама 548 . Итак, Иоанну Гиркану удалось, наконец, удовлетворить чувство ненависти по отношению к самарянам: он лишил последних и святилища, которым они гордились, и столицы, и сделал Самарийскую область частью Иудеи 549 . Но вскоре после его смерти в Иудее начались смуты. Александр Ианней, второй преемник Гиркана (103–76), должен был вести борьбу со своими подданными, и самаряне были свидетелями возникшего междоусобия 550 . Естественно, что при таких обстоятельствах самаряне могли питать надежду на скорое освобождение от иудейской зависимости. Эта надежда осуществилась по смерти Александра Ианнея. В междоусобную войну за иудейский престол двух сыновей Ианнея – Гиркана и Аристовула вмешался Помпей и, пользуясь обстоятельствами, взял Иерусалим, подчинив Иудею римскому владычеству 551 . Все завоеванные Асмонеями области при этом были отняты от Иудеи. Между другими областями и Самария была присоединена к Сирии и поступила во власть римлян 552 . Зависимость от римлян для самарян не была тяжелой. Интересовавшиеся более всего исправной уплатой податей, римляне предоставляли самарянам свободу в делах гражданских и религиозных (ср. Ин. 4:20–22 ). Заботы о внутренней жизни страны были возложены на составленный из народных представителей „совет” ( βουλ), которому были, по-видимому, предоставлены большие полномочия и постановлениям и ходатайствам которого римляне придавали большую силу 553 . Сами римляне на первых порах обнаружили даже некоторую заботливость о самарянах. Много, напр., для благополучия самарян сделал наместник Сирии Габиний (57–55). Вместе с другими Палестинскими городами он восстановил разрушенную Иоанном Гирканом самарянскую столицу и украсил ее, так что Самария в последствии называлась даже „городом Габиния». Покинувшие было ее жители, после этого, возвратились на прежнее место 554 . Мир, водворенный Габинием в Самарии, нарушился только на время, когда наместник был в Египте: пользуясь его отсутствием, сын Аристовула Александр склонил на свою сторону многих иудеев, поднял восстание и стал избивать римлян. Местом мятежа была Самария. Преследуемые укрепились на Гаризиме, и Александр приступил было к осаде; но возвратившийся вскоре Габиний принудил его снять осаду и очистить страну 555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Не показывает ли это, на каких началах политических основана притязательность римская? Ибо и самый титул Вселенского, против которого столько вооружался великий Григорий, был испрошен, тотчас после его кончины, преемником его папою Вонифатием, у тирана Фоки, 14 искавшего благорасположения римлян. Вскоре, однако, после архиепископа Мавра, Равенна подчинилась опять Риму. При сыне Констанция, императоре Константине Погонате, шестой вселенский Собор соединил опять православием Запад и Восток. По вызову кесаря явились в Царьград послы папы Агафона, который смиренно извинялся, что по трудности обстоятельств, нельзя найти людей, просвещенных на Западе. Константин, во изъявление благосклонности свой римскому престолу, дозволил, чтобы впредь епископы его рукополагались без всякого замедления и без взноса положенных за то денег; 15 но сын Константина, Иустиниан II, уничтожил сию привилегию. Снова возникли разногласия между старым и новым Римом, когда папа Сергий не захотел подписать правила дополнительные собора Трульского, созванного при Иустиниане, потому что осуждались ими некоторые обычаи римские, как-то безбрачие духовенства и пост в субботу. Император, чтобы победить упорство римского епископа, послал захватить двух его главных советников, хотел в последствии сделать тоже и с самим Сергием, но внезапно вооружились за папу Рим и Равенна, и дружины Пятиградия подступили к стенам древней столицы. Смутился присланный от императора сановник и принужден был искать спасения в палатах епископских; ночью был он выслан с бесчестием из города; скорое падение Иустиниана оставило безнаказанным сей дерзкий поступок. Папа Иоанн VII, избранный на место Сергия, должен был в свою очередь защищать другого экзарха Феофила, от ярости народной и милиции римской, то есть городового ополчения, которое уже становилось сильным по всей Италии и делало ее почти независимою от империи, упрочивая в Риме власть его епископов. Это, может быть, служило поводом к тому, что для сокращения их могущества императоры и экзархи старались поставлять на кафедру, не природных римлян, а греков и даже сириян. Таковы были преемники Сергия, два Иоанна, Сизиний и Константин. Сей последний, по возвращении императора Иустиниана из заточения, был им приглашен к Царьград и принят там с чрезвычайною почестью. Не известна цель его путешествия, но вероятно она отчасти относилась к признанию канонов Трульских, которые были посылаемы на рассмотрение его предместника Иоанна VII и отосланы им обратно, без всякого разбирательства с безмолвным согласием. Быть может Иустиниан, ласковым приемом епископа, хотел приобрести сердца римлян, однако, показал им и пример строгости, потому что патриций Иоанн, встретивший папу на пути его в Царьград, казнил в Риме, по воле императора, несколько лиц светских и духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Самосаты. Главным городом Комагены были Самосаты. Город Самосаты лежал на Евфрате, близь гор, по Страбону, был укреплен самой природой и область его хотя была мала, но весьма плодородна, что и дало этому городу первенство. Флавий также называет этот город большим. Но со времен Флавия значение Самосат стало слабеть. До того времени Самосаты были столицей Комагенского царства, цари которого происходили от Селевкидов. С распространением на востоке владычества римлян, они утратили свою власть, хотя и продолжали носить название государей. Последним из этих парей был Антиох IV, судьбу которого описывает Иосиф Флавий. Антиох во времена войны римлян с иудеями должен был присоединить свои войска к римским. – По окончании войны римский полководец обвинил комагенского государя в замыслах против владычества римлян. Антиох IV бежал из Самосат, но был схвачен и в узах отправлен в Рим. Это случилось в 72 году. К числу жителей Самосат, подвергшихся опале римского правительства и потерпевших ссылку, принадлежал некто Марий, который, по словам его в «письме к сыну его Серапиону», «когда город его стоял в величии, пользовался любовью многих». «Если же теперь, продолжает он, некоторые насильственно преследуют нас, то они примут за это отмщение. Мы явили нашу верность, и то, что не имеем никаких злоумышлений против империи. Но если римляне позволят нам снова возвратиться в родную страну, тогда заслужат имя справедливых, их страна будет наслаждаться тишиной. Пусть они сделают нас свободными, и мы готовы повиноваться их власти». Из этой выдержки ясно, что область Самосатская находилась в большой опале у римского правительства. Неизвестно, когда распространена была в Самосатах христианская вера. Во втором веке жил здесь великий противник христианской религии – философ Лукиан самосатский в сочинении о перегрине Протее легкомысленно осмеявший братское любвеобилие членов христианской церкви и их стремление к мученической кончине. В 3-м веке из Самосат произошел другой противник истинного христианского учения, Павел самосатский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Между тем, в осажденном городе бушевала междоусобная война. Забывая об общей опасности, вожди партий – первосвященник Елеазар, Симон и Иоанн, старались нанести вред друг другу и в безумной ярости истребляли хлебные запасы, разрушали орудия, жгли дома, убивали и мучили граждан; целые кварталы города превращались в груды развалин. Взаимная ненависть доходила до такой степени, что в одну ночь было убито до 8,5 тысяч, а в другую до 13 тысяч граждан. Смертность от голода была невероятная. Трупы умерших не успевали хоронить и грудами сваливали в больших домах. Говорят, что одна знатная женщина, прибывшая в Иерусалим на праздник и доведенная до полного отчаяния, зарезала и съела своего новорожденного ребенка. Голод заглушил все чувства жалости и любви. Мужья вырывали пищу из рук жен, родители из рук детей; люди стали хуже хищных зверей. Но при всех внутренних неурядицах, Иерусалим все же был сильно укреплен. Он был окружен тройной стеной, вдоль которой стояло 90 сильно укрепленных башен. Храм находился почти в середине укреплений и в свою очередь был обнесен стенами и соединен галереей с неприступным замком, называвшимся Антонией; он сам мог служить крепостью. Считая Иерусалим почти неприступным, Тит решил принудить жителей к сдаче голодом. Для этого он обнес весь город (около 10 километров) новой стеной и башнями, и после этого никто уже не мог ни войти, ни выйти из города. При продолжении осады, все население неминуемо должно было погибнуть. Однако, многие граждане старались бежать и тогда попадали в руки римлян, а те распинали беглецов на крестах; сотни этих крестов ежедневно появлялись за пределами города, и у римлян уже не хватало для них дерева. Тит предложил городу сдаться, но вожди партий не хотели об этом и слышать. Тогда он начал атаку. С величайшими усилиями, пробив стенобитными орудиями стены, римляне наконец ворвались в город. Овладев главной крепостью, соединявшеюся галереей с храмом, воины Тита уже готовы были торжествовать победу. Однако, иудеи, воодушевленные опасностью, собрали все свои силы и после упорного рукопашного боя, продолжавшегося десять часов, оттеснили римлян.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди. Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова. Аполлоний Тианский — языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма. Это было 17 ноября 307 года. Багряница — длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана. Артемида — иначе Диана — известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей). Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера. И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом приделе храма, посвященного имени сего святого.

http://pravoslavie.ru/43178.html

Андрея, архипастыря Критского, грехопадение злосчастного человека , – колокольный трезвон, по постановлении тела в могилу, возвещает всем, что персть земная возвратилась, наконец, в родную ей землю. (См. «Руководство для сельских пастырей» за 1893 г.) 1 Помещаем эту статью потому, что она содержит в себе в кратком обзор все важнейшие нравственные и догматические уроки, заключающиеся в недельных Евангелиях всего года. Усвоение этих уроков весьма важно в деле религиозно-нравственного воспитания христианина. Не даром же из всех новозаветных писаний Св. Церковь избрала эти немногие отрывки из сокровищницы Слова Божия. 2 В Великую субботу Св. Церковь , между прочим, воспоминает и сошествие Спасителя во ад; обновляя и после Пасхи воспоминание о воскресении Христовом, она празднует победу Господа над адом (см. Величание в неделю ап. Фомы). 18 «Церков. иерарх.», гл. VII, стр. 408– 411. «Памятники христ. древн.», т. 5, ч. 10, стр. 186 и 187. 35 У греков «Одиссея», XX, стр. 294–296; «Илиада», XI, стр. 452–453. У римлян Тертуллиан апология 12. Впрочем, римляне снова открыли глаза умершему, когда его клали в гробницу, и делали это с той целью, чтобы показать умершему небо. 37 Напр., у египтян (Лопухин «Библейская история», I, стр. 454), у греков («Илиада», XVI, стр. 668–669; «Одиссея», XXIV, стр. 48–49), у римлян, индусов, персов и др. (Смирн. «Христианское богослужение», стр. 356–464). 43 У египтян, напр., умершие обертывались в тонкое полотно (Шлосс «Всемирная история» 1, 43); у феков – их одевали в белую одежду (тунику, плащ – «Илиада» XVI, 668–669; «Одиссея» XXIV, 48–49), а голову покрывали пеленой; у римлян – республиканские чиновники имели право погребаться в полной парадной Форме, при чем тело покойника сопровождали маски его умерших родственников – тоже во всей форменной одежде (Бердн. «Госуд. характ. римской религии», Прав. соб. 1880 г. II, 355–356). 44 Из книги Бытия видно, что набальзамированы были только Иаков и сын его Иосиф ( Быт.50:2–3,26 ). Но с первым так было поступлено в угоду обычаю египтян, а со вторым иначе и поступить было невозможно, потому что Иосиф, в виду его положения, считался как бы настоящим египтянином и имел родственную связь с египетскими жрецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010