Калмет даёт некоторые пояснения этих положений. День Господень, рассуждает он, должен был наступить сначала в образе – в войне Римлян против Иудеев, а потом в действительности – при конце мира. Пришествие Господа было в Его мщении, в Его наказании народа Иудейского. Этому предшествовал бунт Иудеев против Римлян. Что тайной беззакония Апостол назвал по преимуществу Нерона, это высказывали издавна очень многие толкователи. По мнению Калмета, Нерон и Симон Волхв в дни Святого Павла были образами антихриста, наиболее похожими на него. Обращая внимание на то, что в 7 стихе повторено то же понятие держащего или удерживающего, которое употреблено в 6 стихе, с той только разницей, что в 6 стихе слово поставлено в среднем роде, а в 7 – в мужеском, Калмет говорит, что это различие может подтверждать догадку древних, находивших в слове держай указание на Нерона и Симона Волхва, по смерти которых гнев Господень разразился над Иудеями. Нерон † в 66 году по P. X.; в том же году началось возмущение Иудеев, и Нерон поручил командование армией Веспасиану. Веспасиан в 67 году вёл войну в Галилее, а в 70 Тит осадил Иерусалим, взял его и разрушил. Бог попустил, чтобы люди видели в этом образ кончины мира, равно как, чтобы в Нероне и Симоне Волхве они видели образ антихриста, а в возмущении Иудеев – символ отступления худых христиан. Подобно тому, как Спаситель наш, изображая нам то, что могло случиться при конце веков, в то же время описывает обстоятельства войны Римлян против Иудеев: так и Святой Павел в том, что он говорит Фессалоникийцам, употребляет свои выражении таким способом, что их можно применить к Симону Волхву, как представляющему антихриста, и к войне Римлян против Иудеев, как образу бедствий, которые наступят при кончине мира. Сходство с антихристом Симона Волхва Калмет находит особенно поразительным. По мнению Калмета, всё, что говорится у Апостола об антихристе, в фигуральном значении можно применить и к Симону Волхву, как символу антихриста, и это сходство Калмет раскрывает особенно подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Случилось же по истечении года, что говорили начальники войска царей персов пред царями, говоря им так: «Наши господа, цари земли Персии, внемлите вашим рабам, говорящим пред вашей великой славой: если вы желаете восстать на борьбу с царем римлян, дайте нам власть, и мы приведем его привязанным к вашей колеснице, как собака, к великому городу царства, чтобы вся земля узнала, что нет царей, подобных (царям) царства персов. Ибо мы узнали, почему он спасся в (тот) день, когда мы окружили его. Пришло облако и выхватило его из наших рук, потому что он знает средства магов христиан. Благодаря этому он применил свое искусство и спасся от наших рук. Вот с нами мудрецы-заклинатели, чтобы разузнать те вещи, которые он сделает своим искусством, и научить им нас». Повелели тотчас же цари персов Канопу, архистратигу войска царей персов, собрать его колесницы, и всадников, и пехоту, чтобы они отправились в Романию, переправились через реку Тигр и расположились в пределах (царства) римлян. Они переправились и вошли в землю римлян. Когда же услышал (об этом) великий царь Константин, он собрал всех своих воинов и счел их. Они составляли сто двадцать десятков тысяч, держащих мечи. И они отправились . . . они пришли в пустыню. Они пребывали напротив друг друга три месяца. И вот кончились запасы воды и у персов, и у римлян. Возопили оба народа, каждый пред своими богами, народ персов и народ Константина, о воде. Царь же Константин был укреплен Господом, его Богом. Он взял скипетр своего царства, поднялся на вершину гладкой скалы между персами и римлянами, обратил свое лицо на восток, простер руки и стал молиться, говоря: «Боже веков и Отец моего Господа Иисуса Христа, в святое имя Которого я уверовал, Тот, Который спас мою душу от всякой скорби, будь со мной и внемли мне, Отец моего Господа Иисуса Христа, чтобы поняли, что Ты – Господь неба и земли, и дай нам воды из скалы, чтобы напилось все это собрание, и чтобы поняли, что Ты один – Бог». Когда царь произнес эти слова, он поднял свой скипетр, который в его руке, и ударил им о скалу, говоря: «Во имя моего Господа Иисуса пусть вода обильная изольется, и напьется все это собрание и их животные». И тотчас же излился великий водный источник из скалы вниз в водосток. Появилась великая река, до сего дня существующая в области Романии. Его войско все напилось и их животные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Потом он рассказывает о военных операциях между римлянами и персами на реке Нимфий и о женитьбе (осень 582) Маврикия на дочери Тиберия Константине Повествует он и о пожаре, который случился на форуме в начале царствования Маврикия и о казни колдуна Павлина, и о чуде с чашей мученицы Гликерии, и как патриарх Иоанн при видимой склонности басилевса к пощаде настаивал на предании колдуна сожжению, приводя в своей речи слова апостола, и что и Павлин, и его сын, являвшийся соучастником кощунства, были приговорены к смерти и окончили жизнь от меча Еще [говорится] о крепостях Афумоне и Акбасе. Книга вмещает также сражение (весна 583) между римлянами и персами, и как Иоанн [Мистакон] побежден умелыми действиями варваров Сильное землетрясение (10.05.583), произошедшее в начале царствования Маврикия и его консульство. И как Филиппик, муж сестры басилевса Гордии, назначен (14.08.583) стратигом вооруженных сил Востока и его подвиги, и отступление римлян из Мидии, и как римское воинство подверглось опасности из-за недостатка воды и как римский стратиг предал разграблению (весна 584) Арзаненскую область и доблесть римского оружия, и как стратиг персов опустошил окрестности Мартирополя и первое и второе посольства (весна 585) персов к римлянам Вот что в первой книге. Во второй [книге] он говорит о горе Изале и о надменности кардаригана, стратига персов и как Филиппик и римляне сразились с кардариганом и персами около Арзамона, и как Филиппик, неся нерукотворную икону, обходил и очищал войско и как римляне одержали славнейшую победу, и как нерукотворный образ с благоговением отправлен к епископу Амиды Симеону Варварская территория разграблена римлянами, и кардариган бежит в Дару, и как жители отсылают его от города за поражение И как одному римскому стратиоту изранили тело, а был он из таксиса так называемых квартопарфов, расквартированных в сирийском городе Берое О походе римлян (лето 585) на Арзанену, и как ее вожди, Маруфас и Иовий, переходят на сторону Филиппика и римлян и о войске, набранном кардариганом из кого попало с целью перехитрить римлян И как Ираклий, отец императора Ираклия, послан Филиппиком для наблюдения за врагами и чудесным образом спасается

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Можно сказать, что вся жизнь римлян была сосредоточена в их идее 2 , и самые лучшие из них находили в себе силу воли для того, чтобы подавить в себе голос личных симпатий там, где они становились препятствием в достижении назначенной цели 3 . И эта сила воли покорила Риму целый мир, сделала жизнь римлян центром жизни мира. Римский народ стал уже народом всемирно-историческим тогда, когда славяне ничем не заявили себя во всемирной истории, когда отдельные славянские народы были едва известны по имени. Действительно, спокойные, кроткие и миролюбивые славянские народы не отличались тою энергиею и жаждою деятельности, которою отличались римляне. Славяне не были народом, стремившимся к завоеваниям. Светлые привлекательные стороны национального характера славян выразились не столько в политической, сколько в общественной и частной жизни их: отличительною чертою нравственного характера славян является врожденная гуманность, добродушие, в некоторых случаях доходившее до крайностей (так напр. – гостеприимство у славян признавалось добродетелию, безусловно обязательною для всех). Между тем как просвещенные римляне относились к своему рабу как к instrumentum vocale, славянин смотрел на него, как на младшего члена семьи («раб»; производное отсюда – «робинич» ­ «ребенок»). Таким образом, как лучшие стороны в характере римлян напоминают собою характер их просветителей, – апостолов Петра и Павла, так славянский тип своею светлою стороною напоминает характеристические особенности св. Андрея. Поэтому, если бы даже предание о проповеди св. Петра в Риме и ап. Андрея в пределах России были легендами и выражением (поэтической) идеи римского и русского народа, – то нельзя не признать соответственным с национальным характером того творческого выбора, вследствие которого апостол Петр в народном сознании является апостолом именно римлян, а не славян, и, с другой стороны, ап. Андрей является апостолом славян. Но если христианство , по преданию, было проповедано почти одновременно в Риме и в пределах России; то утверждение христианства, проповеданного апостолами, совершилось не одновременно в Римской империи и в пределах России. В Римской империи христианство утвердилось после первой апостольской проповеди; напротив, вследствие неподготовленности народов, живших в пределах нынешней России, к усвоению христианского вероучения и вследствие частых политических переворотов, христианство могло утвердиться у русских славян только в IX – X в. в. Период времени от 866 года по 988 г. был временем борьбы христианства с язычеством в России, – временем, которое представляет аналогию с периодом борьбы христианства с язычеством в Римской империи (от 34 по 313 г. по Рождеству Христову).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

г) Касательно вещества для таинства евхаристии, разность Римской литургии от нашей состоит в том, что у нас, для совершения литургии, должно быть пять квасных пшеничных хлебов, – один для приуготовления Агнца, а прочие в честь святых (имена коих означены в служебнике), и в молитвенное воспоминание разных лиц живых и умерших. У римлян, напротив того, литургия совершается на одном опресноке круглом; освящаются иногда, кроме главного, и другие меньшие опресноки: но они предлагаются не в воспоминание разных лиц, а для причащения или народа 70 . И поскольку римляне употребляют опресноки; то у них нет тех приуготовительных действий, которые совершаются у нас на Проскомидии. Кроме того, хлеб, преложенный в тело Христово, раздробляется у нас на четыре части; а у Римлян – на три; вино, приуготовленное для священнодействия, на литургии нашей смешивается с водою два раза – на Проскомидии, и по преложении его в кровь Христову, пред причащением; а у Римлян только один раз – в начале литургии. Независимо от этого, как бы взамен священных действий на нашей Проскомидии, – у римлян, из опасения отравы, бывает, – получивший начало, по одному несчастному случаю, в средние веки, – так называемый обряд испытания, – недостойный великого священнодействия: когда совершает мессу папа, то предлагаются, вместо одного три опреснока; по окончании, Символа веры , кардинал-диакон двумя из опресноков, поочередно и на удачу взятыми, прикасается к краям дискоса и чаши изнутри и снаружи и подает один за другим ризничему, который снедает их, взирая на папу, в удостоверение, что в них нет отравы. Остающийся за тем третий опреснок, предназначается для тела Христова. «Можно ли изобрести что-либо ужаснее», – скажем словами достоуважаемого очевидца этого обряда, – «и на том же дискосе соединять, хлеб испытания смертного с будущим хлебом жизни?» 71 . Такому же испытанию подвергают, потом, вино и воду прежде влития их в чашу, кардинал-диакон также подает их для вкушения, в виду папы, ризничему, и уже после этого вливают их в чашу 72 . Ничего подобного нет и тени на нашей литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Можно сказать, что вся жизнь римлян была сосредоточена в их идее, 2) и самые лучшие из них находили в себе силу воли для того, чтобы подавить в себе голос личных симпатий там, где оне становились препятствием в достижении назначенной цели. 3). И эта сила воли покорила Риму целый мир, сделала жизнь римлян центром жизни мира. Римский народ стал уже народом всемирно-историческим тогда, когда славяне ничем не заявили себя во всемирной истории, когда отдельные славянские народы были едва известны по имени. Действительно спокойные, кроткие и миролюбивые славянские народы не отличались тою энергиею и жаждою деятельности, которою отличались римляне. Славяне не были народом, стремившимся к завоеваниям. Светлыя прпвлекательныя стороны национального характера славян выразились не столько в политической, сколько в общественной и частной жизни их: отличительною чертою нравственного характера славян является врожденная гуманность, добродушие, в некоторых случаях доходившее до крайностей (так напр. — гостеприимство у славян признавалось добродетелию, безусловно обязательною для всех). Между тем как просвещенные римляне относились к своему рабу как к иосаие, славянин смотрел на него, как на младшего члена семьи («раб»; производное отсюда — «робинич " ­ребенок»). Таким образом, как лучшия стороны в характере римлян напоминают собою характер их просветителей, — апостолов Петра и Павла, так славянский тип своею светлою стороною напоминает характеристическия особенности св. Андрея. Поэтому, если бы даже предание о проповеди св. Петра в Риме и ап. Андрея в пределах России были легендами и выражением (поэтической) идеи римского и русского народа, — то нельзя не признать соответственным с национальным характером того творческого выбора, вследствие которого апостол Петр в народном сознании является апостолом именно римлян, а не славян, и, с другой стороны, ап. Андрей является апостолом славян. Но если христианство, по преданию, было проповедано почти одновременно в Риме и в пределах России; то утверждение христианства, проповеданного апостолами, совершилось не одновременно в римской империи и в пределах России. В римской империи христианство утвердилось после первой апостольской проповеди; напротив, вследствие неподготовленности народов, живших в пределах нынешней России, к усвоению христианского вероучения и вследствие частых политических переворотов, христианство могло утвердиться у русских славян только в IX — X в. в. Период времени от 866 года по 988 г. был временем борьбы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4053...

Бан, значение этого слова и достоинства 127. Барлет, город в Италии 156. Бар, город в Италии, его осада 152, взятие 155. Басавила (Рожер), племянник сицилийского короля Рожера, отлагается от Вильгельма 150; вступает в условия с послами Мануила 151; действует отдельно от римлян и просит помощи у римских военачальников 162; присоединяется к римлянам 167; сражается с Вильгельмом 177; отделяется от римлян 180. Бела, далмат 113. Бела Слепой, венгерский король 113. Бела, сын Гейзы, зять Мануила 237; призывается гуннами на престол 318, 319. Белград, осаждается Стефаном, но восстановляется Мануилом 9; задумывает отложиться от римлян 146. Белосис, гуннский военачальник 127; отступает от римлян 128. Белус, правитель Сербии 225. Берия, город в Сирии 19. Берия, город в Македонии 147. Бернард де Тромблей, магистр ордена храмовых рыцарей 208. Бертран, сын тулузского князя Альфонса 208. Богомилы – еретики 33, 67–69. Бонелла (Матфей) 192. Борис, римский военачальник 128; его происхождение 129; нападение на землю гуннов 129. Борис Босняк, союзник гуннского короля 145. Боск, город в Италии 163. Босния 113, 145. Боэмунд, правитель Антиохии 15. Браничев, город при р. Саве 10, 11, 128, 136, 138, 139, 144. Бритты, или британцы 7, 71. Брундузий, город в Италии 174; его порт 177; крепость его стен 179, 181. Бун, местечко в Италии 156. Бургезии у римлян 313. Бутута, город в Италии 162. В авилон 201. Вакхин, сербский архижупан, сражается с Кантакузином 120; попадает в плен и просит прощения у Мануила 121, 122. Валахи – их происхождение 288. Варфоломей, канцелярий, посол Людовика VII к Мануилу 89. Васак, знатный гунн 268. Василаки, царский писец, идет послом к папе Адриану II 162. Василакий (Михаил), преподаватель риторики 198. Василакий (Никифор), духовный писатель 193. Василий, диакон и проповедник в византийской церкви 193. Василий, хартулярий 145; терпит поражение 146. Василько, сын Георгия, князя тавроскифского 262. Ватаца (Андроник) 333. Ватаца (Феодор), осаждает Зевгмин 124; берет Тарс 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам апостол Павел говорит, что вера римских христиан «возвещается во всём мире» ( Рим.1:8 ), и это даёт право предполагать весьма раннее возникновение христианской общины в Риме; он лично знает среди них лиц, прославившихся между Апостолами прежде его обращения ( Рим.16:7 ). Однако имени основателя общины Апостол не называет. Профессор В.Р. Рождественский на этом основании полагает, что апостол Павел, по всей вероятности, и сам не знал, кто был основателем, «а иначе бы сказал об этом в Послании» 7 . Преподаватель Московской Духовной Семинарии Н. Розанов считает, что христианство было принесено в Рим «пришельцами из Сирии», а именно греческими христианами из Антиохии 8 . Об этом свидетельствуют, как он полагает, греческие имена римских христиан, которых «приветствует в своём Послании Апостол» 9 . Во всех остальных работах русских богословов по этому вопросу, начиная с «Руководства к истолковательному чтению книг Нового Завета» А. Иванова , приводятся свидетельства Климентовых «Recognitiones», где говорится, что ещё во время земной жизни Господа Иисуса Христа вести о Нём доходили до римлян и возбуждали в них не только удивление, но и веру 10 . И в этом нет ничего невероятного. После завоевания Иерусалима Помпеем в 63 г. до Р.Х., в Риме было много «военнопленных иудеев», которые занимали там «особый квартал по ту сторону Тибра» 11 . Переселенцы сохраняли постоянное религиозное общение со своим отечеством, путешествуя на праздники и посылая требуемую законом дань для Иерусалимского храма 12 . Поэтому и неудивительно, что весть об Иисусе Христе могла достигнуть и достигала столицы Римской империи во время Его земной жизни. Тем более что некоторые из римлян были свидетелями окончательного суда над Ним, страшное исполнение которого сопровождалось столь великими чудесами, что один из римлян при самом кресте исповедал Божество Иисуса Христа ( Мк.15:39 ). «Обращение ко Христу сотника, – пишет епископ Никанор, – имело, конечно, влияние и на других римлян» 13 . Наконец, в праздник Пятидесятницы, в день Сошествия Святого Духа на Апостолов, как свидетельствует об этом Дееписатель, среди свидетелей этого великого события были и римляне ( Деян.2:10 ), т. е. как жившие в Риме иудеи, так и прозелиты из язычников. Весьма возможно, что многие из них, поражённые чудом и вдохновенной проповедью апостола Петра, тогда же уверовали в Иисуса Христа как Спасителя мира и крестились 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Период с 10-х по 60-е гг. I в. прошел в П. в атмосфере постепенно нараставших противоречий, межрелигиозного и межэтнического противостояния между римлянами и греками, с одной стороны, и иудеями - с другой. В этой крайне нестабильной обстановке в кон. 20-х - нач. 30-х гг. происходили события новозаветной истории, а также образование 1-й апостольской общины христиан и начало их проповеди в П. и за ее пределами. К сер. I в. число христиан в П. было невелико, но в Иерусалиме, видимо, находилась достаточно стабильная община, к-рую возглавлял ап. Иаков , брат Господень. Эта община была разгромлена иудеями в 62 г., когда ситуация в Иудее приблизилась к коллапсу и назревала открытая война между иудеями и Римом (об истории христиан в П. см. в ст. Иерусалимская Православная Церковь ). В 39-41 гг. в городах Востока, в частности П., а также в Александрии произошли массовые столкновения между греками и иудеями. Разбирая жалобы обеих сторон, рим. власть в лице имп. Калигулы , а затем Клавдия встала на сторону греков, считая их права на проживание в полисах законными, а иудеев воспринимая как пришлое население - диаспору ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 8. 1). В качестве компенсации за это политическое поражение иудеям были сделаны уступки в системе управления в П. В 41 г. Агриппа I Ирод получил согласие римлян на управление Иудеей как автономным царством. Однако это царство было вновь разделено и ликвидировано сразу после смерти Агриппы в 44 г. В 48 г. Агриппа II Ирод получил от римлян титул царя, но фактических полномочий в Иудее не имел, управляя периферийными районами П. В 66 г. иудеи подняли восстание против римлян, несмотря на явное подавляющее военное превосходство последних. Царь Агриппа II заявил о своей непричастности к этому движению, пытался остановить восставших, но вынужден был покинуть Иудею. Восстание привело к 1-й Иудейской войне (66-73; см. также в ст. Израиль древний ). Начав войну, но не владея всей территорией П., иудеи, как и ранее, в эпоху восстания Маккавеев, оказались в окружении враждебных им полисов. Однако теперь вместо слабой и нестабильной монархии Селевкидов их противником была прекрасно организованная Римская империя, находившаяся на пике своего могущества. Основной причиной затягивания войны на неск. лет стали политический кризис и гражданская война в Риме в 68-69 гг., к-рая отвлекла часть сил римлян от П. В начале войны остатки христ. общины из Иерусалима бежали в Пеллу и в дальнейших событиях участия не принимали ( Euseb. Hist. eccl. III 5. 3; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 29. 7. 7-8; 30. 2, 7).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Набед, вторгнувшись в Лазику с войском, не сделал ничего достойного упоминания, но, находясь со своим войском в области абасгов, отпавших от римлян и лазов, взял себе от них в качестве заложников шестьдесят мальчиков из числа самых знатных. В числе того, что было сделано им мимоходом, надо отметить следующее: встретив в Апсилиях Феодору, жену Опсита (который был дядей Губаза и царем лазов), он взял ее в плен и увел в пределы персов. Эта женщина была родом римлянка, так как издавна цари лазов, посылались в Византию и с согласия императора, вступая в родство с некоторыми из сенаторов брали в их семьях себе законных жен. И Губаз во всяком случае был родом от такой римской женщины. Почему абасги решились на отпадение, я сейчас расскажу. Когда они низложили своих царей, как я об этом недавно говорил (гл. 4. конец), римские воины, посылаемые императором и уже давно расселившиеся среди них во многих пунктах, сочли возможным присоединить эту страну к владениям Римской империи: вместе с тем они ввели у них некоторые новые порядки. Ввиду более насильственного проявления власти абасги, не вдумавшись в этот факт, пришли в негодование. Боясь, как бы в дальнейшем им не стать рабами римлян, они снова выбрали себе царьков – по имени Опситу для восточной стороны и Скепарну для западной. Впав в отчаяние, что они лишились прежних благ, они естественно восстановили то, что раньше им казалось тяжким, так как то, что последовало затем, им показалось еще более плохим; боясь силы римлян, они в полной тайне перешли на сторону персов. Когда об этом услыхал император Юстиниан, он велел Бессу послать против них значительное войско. Отобрав из римскою войска очень многих и поставив над ними начальниками Улигага и Иоанна, сына Фомы, Бесс тотчас отравил их на кораблях в область абасгов. Случилось, что один из царьков абасгов, по имени Скепарна, находился у персов. Недавно вызванный Хозровом, он отправился к нему. Другой же, узнав о походе римлян, собрал всех абасгов и со всем рвением стал готовиться к войне с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010