Ужасающее извращение порядка вещей! Трагичнейшая агония, изобличающая полную вырожденность кончавшейся жизни!... Появление Тита под стенами города было своего рода «ковшом» воды, вплеснутым в костер огня: личные распри, тотчас отошли на задний план, и силы города пошли на более достойное употребление. При первой же вылазке к неосторожно разъезжавшему пред городом Титу – в целях ознакомления с его местоположением – Иудеи с таким отчаянным мужеством врезались в его небольшой тотчас дрогнувший отряд (600 всадн.), что едва не взяли в плен самого Тита, отрезанного от прочих. Вообще, Римляне на первых порах возлагали слишком много надежд на слабость междоусобствовавших Иудеев и плохо вразумлялись печальными опытами напрасности такого легковерия. Так, вскоре же после описанной не безудачной вылазки Иудеев последовала другая, жертвой которой едва не сделался целый легион (10-й), занимавшийся укреплением своего лагеря на Елеонской горе, и также сам Тит, двинувшийся на помощь к растерявшемуся легиону. 1231 Наступившая Пасха на время отвлекла внимание осажденных от Римлян, чтó значительно помогло подвинуть вперед их осадные работы. 1232 В городе за это время также произошла маленькая перемена к лучшему, хотя не без новых потерь для города. Вынужденные отворить храм народу для праздновали Пасхи, затворники партии Елеазара были вытеснены Иоанном Гисхалой, и в городе стало меньше на одну враждебную партию, совершенно стушевавшуюся за другими двумя – Иоанна и Симона. 1233 Несмотря на продолжение вражды, осажденные не переставали отучать Римлян от излишней самонадеянности и беспечности новыми опытами своего единодушия и мужества, когда дело доходило до борьбы с внешним общим врагом. Один из ближайших таких опытов послужил Римлянам особенно прекрасным уроком, познакомив их с особой силой , бывшей у Иудеев в распоряжении против своего врага; это – их удивительная изобретательность и хитрость. Часть Иудеев, показывая себя как бы выгнанной из города за протесты «друзьям мира», в суетливой растерянности начала бегать между Римскими аванпостами и затворенным городом, в то время как мнимые «друзья мира» знаками и криками манили к себе насторожившихся Римлян, обещая отворить им ворота. Уловка удалась как нельзя лучше: отряды Римлян двинулись к городу; но едва только подошли к его стенам ближе, как были осыпаны страшным градом камней и стрел, причем и мнимые изгнанники, рассеявшиеся при первом движении врагов, оказались у них в тылу; в результате всего этого было страшное поражение и позорное бегство Римлян, весьма разгневавшее Тита. 1234

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Но в судьбе Петрония мы видим судьбу тех римлян, которые при всем своем интеллектуальном развитии, при всём переживании ущербности угасающей языческой культуры, всё-таки не находили в себе сил обрести истину христианства. И этим людям оставалось лишь одно: величественно, хотя и трагически, умереть. Судьба Петрония типична для судьбы многих выдающихся римлян этого периода. Подобно тому, как великий римский философ Сенека должен был вскрыть себе вены во исполнение воли императора, и Петроний уходит из этого мира, совершив самоубийство над собой. Сцена смерти Петрония очень выразительна. Мы видим его, готового признать свою былую наложницу-рабыню супругой, мы видим его, отрицающего смысл жизни за вот этой самой угасающей Римской империей, без которой он, тем не менее, не мыслит своего собственного бытия; но мы видимего, так и не обретшего христианскую веру. Он умирает величественно, но безысходно. В связи со сценой его смерти невольно на ум приходят очень выразительные эпитафии многих римлян-язычников, умиравших в это время — они исполнены глубокой безысходности, в то время как эпитафии на могилах христиан этого же периода поражают своей радостью-радостной верой в то, что смерть открывает им путь к вечной жизни. Действительно, коренное отличие христианства от язычества заключается именно в том, что христианство не просто способно преобразить жизнь человека на этой земле оно способно даровать ему высший смысл жизни — и той самой жизни, которая продолжается после смерти. Для большинства же язычников, в частности римских язычников, языческая вера оставалась лишь бытовой, исторической традицией, души были исполнены неверием. Но вот эта смерть в неверии некоторых выдающихся римлян эпохи упадка, одним из которых является Петроний, заставляет ещё при жизни многих христиан уповать на то, что такие так называемые «христиане до Христа» (к таковым Церковь относила Сократа, Платона, Аристотеля, например) будут всё-таки на Страшном Суде Богом прощены и введены в Царство Божие. Такова была интуиция первых христиан, свидетельствовавшая о глубокой любви даже к тем, кто не разделял их религиозных верований, но искренне стремился к чему-то высшему, одухотворенному. Итак, сцена смерти Петрония являет собой символ смерти лучших из римлян, которые жили в условиях, когда языческая вера себя уже исчерпала, а христианской веры еще не было обретено многими из их современников. Посмотрим этот фрагмент

http://azbyka.ru/video/istorija-hristian...

Философия Платона пользовалась уважением христианских учителей. Это же предпочтение выразилось и в отношении к его представлению о бессмертии. Так, например, св. Иустин Мученик в " Увещании к эллинам " пишет: " Платон прямо сказал: душа вся бессмертна... Платон ясно излагает учение о суде после смерти... " . 40 Нам остается рассмотреть мировоззрение римского народа - народа-победителя, подчинившего своей власти почти весь известный тогда свет, - народа, чьи культура и цивилизация стали завершением древней истории. Римлянин был создан не для интеллектуальных и идеальных стремлений. Это был характер чисто практический: утилитарные стремления составляли основу всей его жизни и деятельности. Призванием его была жизнь политическая. С точки зрения пользы и интересов гражданских он смотрел на все от начала до конца своей истории. От народа с таким приземленным мировосприятием трудно было бы ожидать чего-нибудь особенного, самобытного и возвышенного в идеальной области - в религии. Древние формы религиозных верований римлян рано начали смешиваться с греческими и другими культами. Религия Рима последнего времени представляет смесь древних национальных верований с чужеземными, преимущественно греческими. Религия римлян не была особенно богата мифами, полными сложных образов. Римская религиозность выражалась скорее в благочестивых обрядах. Так и вера в бессмертие проявлялась больше в практических действиях, чем в отвлеченных идеях и представлениях. В представлениях римлян, точно так же, как и у греков, существовал бог Оркус - бог мрака, владыка подземного царства. К этой таинственной области принадлежала также и богиня Такита, олицетворявшая собой жизнь умерших обитателей Аида - молчаливых 41 . Здесь же пребывала богиня Мана, получившая имя от названия умерших (manes). При ней находились родственные ей нимфы Оркуса - фурии, или фурины. По верованию римлян, к каждому человеку приставлен гений, руководящий его судьбой при жизни и даже определяющий его состояние после смерти. Однако гения, этого существа, принадлежащего к царству света, не следует смешивать с душой, нисходящей в подземный мир. Души умерших, маны или лары, были почитаемы как божественные существа. " Когда я умру, - пишет знаменитая мать Гракхов своему сыну, - ты будешь приносить мне жертвы и призывать божество твоей матери " . Погребальные обряды у римлян были многочисленны и весьма торжественны, что свидетельствует о высоком и почтительном отношении живых к умершим, переселявшимся для продолжения жизни в другой мир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

В видении Пелгуя вм. слов: спя же ему... Глебу – написано: и се слышит святаго Бориса глаголюща ко Глебу. К словам Бориса прибавлено: вели грести борзо. Опущены слова: и глас слыша... се быти тем. В описании боя попадается немало отступлений от редакции Думина. Изображение личного мужества Александра, впервые появляющееся у Думина, распространено новыми чертами. После слов: и сквозе всех полков их, написано: «проезжая сам великий князь Александр на коне своем, посекая и закалая Римлян, сам же от них невредим проезжая, сохранен бо и защищаем невидимою Божиею силою. Сам же множество посече Римлян своима рукама на кого ждо бо их наезжая и мечем потинаше и тако могутно и прытко разсекая бо всякого на полы, кого бо ударяше мечем во главу и того разсецая и до луки седельныя, яко порти разкрояя телеса Римлян или яко бревна разколая и до самого стану и шатра королевскаго доезжая сежуще проезжая сквозе все полки их, и тако бысть победа предивна исполнь палку Божия не человеческим умышлением, ни силою храбрых воин тако учинися, но всемогущею силою Божиею сотворяся, Ангели Божии невидимо християном помогающе и Римлян секуще. Како бо не сила» и т. д. После слов: противу тех нечестивых множеству (ред. Думина), прибавлена фантастическая подробность: Толико бо множество бысть тех поганых противу християн, яко на всякого христианина достатися по сту поганинов, но Господь поможе рабом своим на поганыя. Опущены выражения: яко от толика... светло украси; светлостию... образа. В описании мужества первого героя, после слов: мчаща под руки, читаем: пеша по досце сходней на карабль, он же розскакася на коне своем и гна по досце той и до самого карабля и уже на самом корабли посече некоего воеводу и прискочивше мнозии людие и свергоша его в море и с конем. К характеристике второго из героев прибавлено: яко егда размахався топором своим, то не единаго, но дву или триех стиная посецая. Третий, кроме того, что сказано о нем Думиным, «посече 32 Римлянина до смерти, многих же ранил, сам же отеха неврежден».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Немного спустя, император послал к нему Иоанна, племянника Виталиана и Исаака, родом армянина, брата Аратия и Нарзеса, с войском варваров и римлян. Придя в Эпидамн, он соединился с Велизарием. Нарзеса евнуха император послал к начальнику эрулов с тем, чтобы он убедил их в возможно большем числе отправиться походом в Италию. Многие из эрулов выразили желание следовать за ним, в числе прочих и те, которыми командовал Филемут, и вместе с ним направились во Фракию. Перезимовав там, с наступлением весны они собирались отправиться к Велизарию. С ними был и Иоанн, которому дано было прозвище Фага (Обжора). На этом пути им было суждено совершенно неожиданно оказать римлянам великое благодеяние. Случилось, что незадолго перед тем большой отряд славян, перейдя реку Истр, стал грабить тамошние места и забрал в рабство большое количество римлян. Эрулы неожиданно напали на них и, сверх ожидания, победили их, хотя славяне намного превосходили их численностью. Они перебили их, а всех пленных отпустили, дав им возможность возвратиться домой. Захватив тут некоего человека, присвоившего себе имя Хильбудия, человека знатного, некогда бывшего у римлян претором, Нарзес легко уличил его в самозванстве. Как это все было, я сейчас расскажу. Спустя некоторое время анты и славяне рассорились между собой и вступили в войну. Случилось так, что в этой войне анты были побеждены врагами. В этом столкновении один славянин взял в плен юношу, едва достигшего зрелости по имени Хильбудия, и отвел его к себе домой. С течением времени этот Хильбудий оказался очень расположенным к своему хозяину и в военном деле очень энергичным. Не раз подвергаясь опасностям из-за своего господина, он совершил мною славных подвигов и смог добиться для себя великой славы. Около этого времени анты сделали набег на Фракийскую область и многих из бывших там римлян ограбили и обратили в рабство. Гоня их перед собою, они вернулись с ними на родину. Одного из этих пленников судьба привела к человеколюбивому и мягкому хозяину. Сам же этот пленник был очень коварным и способным обмануть любого встречного.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

Ответ логофета гласит так: „Как здоровье святейшего епископа Рима, духовного отца нашего святого императора? Как здоровье всех епископов, священников, диаконов и всего остального клира святой церкви римлян?“. Так же строго, различались по степеням обращения и формы писем, обращенных к духовным и светским государям. Римскому папе отправлялась золотая булла, стоимостью в один солид с надписью: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа, нашего единого, истинного Бога. Лев и Александр верные в Боге императоры римлян. Сергию, святейшему папе Рима и нашему духовному отцу». Точно так же писалось и остальным патриархам, только при этом отбрасывался почетный титул „духовный отец“. – Напротив того, Эмиру – аль –Омра посылалась булла стоимостью в четыре солида, с обращением: „Светлейшему, высокорожденному, высокознатному X., первому тайному советнику и правителю агарян, от Льва и Александра, верных самодержцев, августов и великих императоров римлян. Особенно нежны были обращения и посланиях к болгарскому царю, который в дни Константина Багрянороднаго связал себя тесными родственными узами с императорским домом: супруга болгарского царя Петра была дочерью Романа и первой царицей римской крови: Во имя Отца . . . . . императоры Константин и Роман, во Христе Боге нашем благочестивые самодержцы и императоры римлян, нашему дражайшему духовному сыну, Петру, царю Болгарии“. – Если такой иностранный государь не удовлетворялся письмом, а являлся в столицу лично, то церемониям буквально не было конца. Византийцы не щадили ни времени, ни трудов, чтобы поддержать хорошее расположение духа влиятельных представителей иностранных властителей. Наиболее важной была своя собственная посольская служба. Только испытанные люди, безгранично преданные интересам императора и государства могли быть с пользой привлечены к этому делу. В большинстве случаев посол ставил свою жизнь на карту в поездках до диким, враждебным и опасным местностям. К тому же для высокомерного ромея вовсе не считалось мелочью сносить все грубости какого-нибудь Аттилы, какого-нибудь аварского кагана или болгарского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Апостол Андрей претерпел мученическую смерть в Малой Азии. Он был распят на кресте особой формы, который поэтому называется Андреевским. Память святого апостола Андрея Первозванного празднуется в день его преставления 30 ноября/13 декабря. Вопросы. (1) Почему святой апостол Андрей называется Первозванным? (2) Кто был его братом? (3) Где он проповедывал? (4) Что он сделал на Киевских горах? (5) Что он предсказал? (6) Какою смертью скончался апостол Андрей? ТАБЛИЦА 2.7.1 - СПИСОК КНИГ В НОВОМ ЗАВЕТЕ ЕВАНГЕЛИЕ (4 книги) Матфей: 1-е Евангелие (из 12-ти ап.) Марк: 2-е Евангелие (из 70-ти ап.) Лука: 3-е Евангелие (из 70-ти ап.) Иоанн: 4-е Евангелие АПОСТОЛ (23 книги) Лука: Деяния Иаков: Послание (брат Господень) Петр: Послания (2)(брат ап.Андрея) Иоанн: Послания (3) Иуда: Послание Павел: 1. Послание к Римлянам 2. Послание к Коринфянам (2) 3. Послание к Галатам 4. Послание к Ефесянам 5. Послание к Филиппийцам 6. Послание к Колоссянам 7. Послание к Солунянам (2) (или Фессалоникийцам) 8. Послание к Тимофею (2) 9. Послание к Титу 10. Послание к Филимону 11. Послание к Евреям Иоанн: Откровение (Апокалипсис) ГОНЕНИЕ НА ХРИСТИАН 3.1 Гонение от иудеев Как только Церковь начала распространяться, то появились у нее враги в лице евреев которые не поверили в Иисуса Христа. Первые христиане были евреи которые пошли за Иисусом Христом. Еврейские начальники враждебно относились к Господу. В самом начале был распят Господь Иисус Христос. Потом когда начала распространяться проповедь апостолов, то начались гонения на апостолов и на других христиан. Евреи никак не могли примириться с властью римлян и поэтому римлян не любили. Римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство. В 67-ом году началось восстание евреев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян, но только временно. Большая часть христиан воспользовались свободою выхода и ушли в город Пеллу. В 70-м году римляне привели новые войска, которые очень жестоко поддавили восставших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Объясненные выше первые семь стихов представляют введене в послание. Самое послание начинается с 8-го стиха. Апостол прежде всего хвалит веру римских христиан. «Вступление, приличное Божественному апостолу!» (Злат.). Однако апостол хвалит римлян так, что отнимает у них всякий повод к превозношению. То, за что он хвалит их, приписывает не им самим, а Богу: «прежде всего благодарю Бога Моего Иисусом Христом за всех вас, что вера ваша прославляется во всем мире». Такими словами апостол «достаточно вразумляет, что начатки добрых дел и слов надлежит посвящать Богу и благодарить его не только за свои успехи в добре, но и за успехи других. Чрез сие душа делается чистою от зависти и недоброжелательства и на благодарных привлекается большее благоволение Божие» (Златоуст). Благодарю Бога моего . «С какою горячностию благодарить он! Сказал не просто: Бога, но Бога моего. Так поступали и пророки (т. е. называли Бога своим), присвояя себе принадлежащее всем. И удивляться ли в том пророкам? Не то же ли, невидимому, наблюдает всегда Сам Бог касательно рабов Своих, называя Себя исключительно Богом Авраамовым, Исааковым и Иаковлевым?» (Злат.). Таким образом, ап. Павел называет Бога Богом моим потому, что возлюбил Его, служил Ему, не боясь страданий и смерти. Благодарю Иисусом Христом . От Бога все нисходить к нам чрез Иисуса Христа, и чрез Него же должно восходить к Богу от нас. Поэтому и апостол говорить, что благодарить Бога Иисусом Христом. Иисус Христос «есть посредник благодарения нашего Богу не потому только, что на-учил нас благодарить, но и потому, что Сам приносить наше благодарение пред Богом» (Феофилакт). Благодарю за то, что вера ваша возвещается . «Заметь, говорить св. Иоанн Златоуст , – за что благодарить Павел: не за земное и гибнущее, как-то: за власть, могущество, славу, – сие не стоить внимания; но за блага истинныя, – веру и дерзновение (пред Богом)». Возвещается (вера римлян) во всем мире . «Как это? Ужели вся земля слышала о вере римлян? По словам Павла, вся; и сие ни мало не странно. Рим был не маловажными городом, но, будучи поставлен как бы на некоторой высоте, обращали на себя взоры всех. И не сказал – явною стала (вера римлян), но возвещается, т. е. для всех составляет предмет разговоров» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

О том, что произошло в Персиде с Голиндухой, и какую аскетическую жизнь она вела Возвращение Хозроя в собственное царство. И о дарах, посланных от Хозроя мученику Сергию И его же посольство (592) к тому же святому, чтобы он мог иметь детей от Сирем, которая была христианкой. И ходатайство имеет успех, и он отправляет ценные дары в храм мученика И как Хозрой умертвил сообщников узурпатора и самого Биндоя как поднявшего руку против царя О предсказании от Хозроя, что вследствие мятежа дела римлян подчинятся тиранам И посольство [в Ктесифон] Проба, проедра Халкедона, и об иконе богородицы, и о том, что произошло в ходе посольства И поездка императора (591) в Анхиал в Европе и о явившемся ему предзнаменовании в виде вепря И как император возвратился в столицу из-за прибытия персидского посольства во главе с Залабзой Вот что в пятой книге. Шестая книга содержит: как покидающего город [Селимврию] басилевса накрыла морская буря И как в окрестностях Гераклеи при пребывании там басилевса родился урод, младенец без рук, без глаз, без бровей, без век, а с бедра его свисал рыбий хвост; и как монстр был убит О трех славянах с кифарами, которых по их словам послали от границ океана к кагану и которые представились и басилевсу Маврикию Посольство франков к басилевсу с предложением союза в обмен на уплату дани, но оно отвергнуто. Послы Босс и Бетт были отправлены Теодорихом О стаде оленей, и как самый крупный из них ранен и бежит в лес и как его преследуют один из дорифоров и другой, гепид родом, и как дорифор убит из-за своих золотых украшений, и как долгое время спустя гепид уличен в убийстве и предан сожжению Поход аваров против римлян (593), и осада города Сингидона, назначение Приска стратигом, и как он возглавил войска в Европе И как каган оказался у Дризиперы и предал сожжению храм мученика Александра И как римляне, заперевшись в городе Тзуруле, осаждаются каганом, и как Маврикий хитростью обманывает варвара и отводит осаду И посольство аваров (594) к римлянам и поражение Ардагаста от римского войска и еще произошедшее с Татимером, и доблесть таксиарха Александра, и доблесть римлян, и резня славян, и [ответное] нападение славян на римлян .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Следственно примечание Адама Зерникава справедливо, что раздор сей начался в конце осьмого века и в начале девятого, да и то не с Греками у Римлян, но токмо у одних Римлян между собою. О чем из историй тогдашних времен заключается. А что с начала о сем вопросе спорили Римляне сами между собою около помянутых времен, о том пишут: Адо Епископ Виенской в летописце на 809. год. Аймоний в кн. 4. о действиях Франков в гл. 97. Сочинитель летописца Франков с 741 по 814 год, в томе 2. истории писателей Франков в Париже 1636. года Андреем дю-Шен изданных на стран. 46. Писатель жизни Карла Великого в том же томе, на стран. 74. Некоторой монах монастыря Еголизменского в житии Карла Великого, там же на стран. 84. Егиниард [Эйнгард] в летописце своем, там же на стран. 255. и многие другие, которые все свидетельствуют, что в тогдашнее время в городе Ахене созван был великой собор, из одних Римлян состоящий, на котором о исхождении Святого Духа происходило сильное прение; и сказывают будто причиною оной распри было то, что некоторый Иерусалимский монах именем Иоанн предложил вопрос оный. Процветал же не задолго перед тем временем и неподалеку от Иерусалима славный оный муж ИОАНН ДАМАСКИН , а другого так зовомого и в том месте бывшего писателя кроме сего не находится. И так поскольку Иоанн сей явно во многих местах учит, что Дух Святый исходит от единого Отца, а как может быть оные его писания попалися в руки Римлянам, то некоторые из них, т. е. те, кои не разумели того, что слово: исхождение, предками их употребляемо было вместо посылания, но строго брали его за превечное исхождение, почли Иоанново учение противным своему, а некоторые приняли оное, яко православное, и таким образом учинили распрю между собою. Следовательно оное самое Римлян междоусобное прение было первейшим началом сего раздора. Ибо хотя и можно догадываться о Иоанне, что то был Иоанн Дамаскин [которая догадка есть наисправедливейшая в своем роде], однако же из слов помянутых писателей точно явствует, что монах оный Иоанн, предложивший сей вопросе, кто бы таков ни был, не в давне около тех времен жительствовал. Да и из самого того, что в тогдашнее время созван был великой собор, явствует, что раздор сей точно оттуда ведет первейшее свое начатие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010