Будучи монархистом по своим убеждениям, владыка Антоний всячески содействовал упрочению и распространению монархических идей и черносотенного движения в России. Он лично поддерживал тесные контакты со многими правыми деятелями и монархическими союзами, даже если они конфликтовали и соперничали друг с другом. Владыка Антоний стал первым архиереем-членом Русского Собрания (РС). Нередко он выступал с докладами в РС. Наиболее известные из них: «Против учения о том, что Господь Иисус Христос был социалистом-революционером» (3 дек. 1908), «О пяти заповедях Льва Толстого и о непротивлении злу» (12 дек. 1908). В 1910 за свои труды владыка был избран почетным членом РС. По просьбе В. М. Пуришкевича 1 нояб. 1909 он читал лекцию для членов созданного при Русском Народном Союзе имени Михаила Архангела (РНСМА) 1-го Российского Экономического Рабочего Союза. Именно в Волынской епархии, при благожелательной поддержке правящего архиерея возникла самая многочисленная монархическая организация — знаменитый Почаевский отдел СРН, который возглавил близкий к нему настоятель Почаевской Лавры архим. Виталий (Максименко). А сам владыка Антоний был избран почетным председателем отдела. Принимал он участие и в ряде монархических форумов. Прислал приветственную телеграмму в адрес Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1--7 окт. 1906. На Съезде Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 («Восторговский» Съезд) был избран почетным председателем Съезда, наряду с еп. Серафимом (Чичаговым). 1 окт. в день праздника монархических организаций в сослужении прот. И. И. Восторгова, архим. Макария (Гневушева) и Сильвестра (Братановского) он отслужил литургию в Храме-памятнике русской скорби на Ходынском поле и сказал слово о значении Съезда монархистов. Именно владыка Антоний летом 1911 в сослужении епископов Гдовского Вениамина (Казанского) и Гродненского Михаила (Ермакова) совершил чин закладки Феодоровского собора в память 300-летия Дома Романовых, который строился на личные пожертвования монархистов. В 1911 архиеп. Антоний был удостоен степени доктора богословия. С 6 мая 1912 стал членом Св. Синода. А 1 мая 1914 владыка Антоний возглавил одну из крупнейших епархий России Харьковскую, где также продолжал оказывать покровительство местным монархическим союзам и правым деятелям. В годы первой мировой войны он часто выступал с патриотическими проповедями, которые высоко ценились монархистами.

http://lib.cerkov.ru/authors/340

– Действительно, древний монастырь в Киеве, являющийся светочем православия вот уже почти тысячу лет, и сейчас служит крепким оплотом и надеждой всей православной паствы в этой сложной современной действительности. Наш будущий первоиерарх, митрополит Антоний (Храповицкий), после убийства священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, был возведен на Киевскую кафедру с пребыванием в лавре до своего последующего отъезда за пределы Отечества в конце гражданской войны с массами беженцев. А архимандрит Почаевский Виталий (Максименко), будущий архиепископ и настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США), за день до насильственной смерти священномученика Владимира сослужил ему здесь за последней его Божественной литургией на земле. Во время пребывания в гостеприимных пределах Украинской православной церкви, отмечающей ныне 15-летие Харьковского собора, я и мои спутники увидели, с каким духовным восторгом нас повсюду встречали, мы полностью ощутили радость общения. Хочу отметить благодатное ощущение от посещения пещер Киево-Печерской лавры. Особенно запомнился мне тот момент, когда мы прикладывались к мощам священномученика Владимира, митрополита Киевского. Здесь, у его мощей, в пещерном храме потом была совершена литургия, за которой мы причащались. – Какие мысли и чувства овладевали Вами на торжественной церемонии подписания Акта о каноническом общении в храме Христа Спасителя? – В тот исторический час я молился Богу и продолжаю молиться, благодарить Его за то, что обе ветви Русской церкви достигли такой возможности, запечатлев свое единомыслие через подписание Акта. Наконец мы вновь обрели возможность вместе сослужить, совершать богослужения! Это был чрезвычайно волнующий и трогательный момент в храме Христа Спасителя, многие люди плакали – ведь свершения воссоединения все мы ждали не одно десятилетие. – А каковы Ваши впечатления от богослужений на Бутовском полигоне и в Успенском соборе Московского Кремля? – Новопостроенный храм в Бутово имеет три престола: один – в честь новомучеников, другой – в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского, третий – в честь Воскресения Христова. Святейший Патриарх сказал мне, чтобы я освящал престол во имя святителя Тихона. Верю, что наше воссоединение состоялось по молитвам новомучеников, которые помогают возрождению церковной жизни по всему русскому миру. Что касается богослужения в Успенском соборе Кремля, то это тоже незабываемые впечатления. В этом соборе в свое время достаточно часто служил митрополит Анастасий (Грибановский) (один из первоиерархов РПЦЗ – " ИФ " ). Здесь находятся мощи московских святителей, и это та незримая нить, которая невидимо связывает нас со Святой Русью.

http://religare.ru/2_42313.html

Но в целом действительно, общин РПЦЗ в Чехословакии не было. Думаю, это в первую очередь было связано с личностью епископа Сергия (Королева), который более двадцати лет прожил в Праге, духовно окормляя русскую эмиграцию в Чехословакии. Он был пострижеником митрополита Евлогия (Георгиевского), всю жизнь считал владыку Евлогия своим духовным отцом и никогда не допускал даже мысли о выходе из юрисдикции митрополита Евлогия. При этом епископ Сергий имел высокий авторитет среди эмигрантов в Чехословакии, что также фактически предотвратило создание здесь общин в юрисдикции РПЦЗ. Мне известно лишь одно упоминание в мемуарной литературе о попытке части пражских прихожан отделиться от епископа Сергия и создать в Праге другую юрисдикцию (видимо, они хотели уйти в подчинение РПЦЗ). Но владыка Сергий сумел своей пастырской мудростью предотвратить эту попытку. Вместе с тем, следует иметь в виду, что сами пражские прихожане не считали непреодолимым разделение между Карловацким Синодом и митрополитом Евлогием. Акт личного примирения митрополитов Евлогия и Антония в мае 1934 года был воспринят в Праге как восстановление единства в Русской Зарубежной Церкви. Поэтому летом 1934 года в ходе торжеств по поводу двадцатилетия Мармарош-Сигетского процесса, проходивших в Закарпатье, епископ Сергий сослужил с епископом Детройтским Виталием (Максименко), состоявшим в юрисдикции РПЦЗ. В том же 1934 году владыка Виталий был гостем Пражского прихода. Так что реальная ситуация в Чехословакии была далека от той однозначности, о которой обычно пишут в учебных пособиях по церковной истории. — Вы являетесь автором нескольких статей, посвященных проблеме взаимоотношений РПЦЗ с Православными Церквами в Чехии и Польше в годы Второй мировой войны. Скажите, в чем, на ваш взгляд, сходство и различие во взаимодействии Берлинского митрополита РПЦЗ Серафима (Ляде) с церковными структурами в Чехии и Польше? — Есть и сходство, есть и существенные различия. Начнем с Чехии. После фактической оккупации Чешских земель немецкими войсками здесь реализовывалась конфессиональная политика германского руководства, направленная на унификацию церковной жизни на завоеванных территориях.

http://bogoslov.ru/article/2721069

Устройство Церкви и средства к достижению поставленной Ей задачи видны из этих же выше выписанных мест Св. Писания: Богоучрежденная преемственная от Апостолов иерархия, проповедь , молитвы, таинства и христианизация насквозь всей жизни паствы. Чем теснее связь Церкви земной с небесной, тем ближе Церковь к поставленной Ей Господом цели. Все это относится ко всей вообще Церкви, к Единой Вселенской: (Соборной) Церкви. О Ней же сказал Господь: «Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ея» ( Mamф. XVI, 18 ). Но уже со времен апостольских Единая Вселенская Церковь делилась на поместныя по городам, странам, государствам или народам. Так Ап. Павел посылает послания к Церквам Римской, Коринфской, Галатийской и т. д. И теперь суть Церкви Греческая, Русская, Сербская и другия. Оне нарождаются, растут, расцветают, или болеют и даже умирают, смотря по тому, насколько оне верны поставленной Основоположником-Христом для Церкви задаче – возраждать людей к жизни вечной. Пример тому в притче евангельской о виноградарях ( Mamф. XXI, 33–44 ). Ведь Ветхозаветная Церковь и иерархия были тоже Богом установлены, и велики были пред Богом Моисей, Аарон, Самуил и другие ветхозаветные иерархи, но когда во время пришествия Христова современная Ему иерархия и вожди народа изменили цели и назначению ветхозаветной церкви, то Господь произнес о них приговор: «Злых зле погубит их». И о ветхозаветном избранном народе: «Отымется от вас Царство Божие и дастся народу, приносящему плоды его». Также и о новозаветных поместных церквах сказано в Апокалипсисе: Вожди твои «называют себя Апостолами... а они лжецы... сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Omkp. II, 2–5 ). История Церкви Христовой свидетельствует, что поместныя церкви часто болели и близки были к ереси. Чаще всего это происходило по вине руководящей иерархии. Возьмем несколько примеров тому из истории Русской Церкви. Так, глава Русской Церкви, Московский Митрополит Исидор, принял на Флорентийском Соборе (1439) Унию и по возвращении в Москву начал поминать папу, причащать под одним видом без чаши и в Символе веры добавлять «от Отца и Сына исходяща». Но царь и народ не приняли такого новшества, и Исидор убежал в Рим. Так и в Западной Руси «римская уния» заводима была епископами Кириллом Терлецким и Ипатием Поцеем, «церковное же тело» не приняло и сопротивлялось ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

На протяжении достаточно длительного периода (1902-1934) Владыка занимался миссионерством на землях закарпатских русинов, а в 1902-1920 годах поддерживал миссионерство в чешских поселениях Волыни. Миссионерское взаимодействие с чехами Виталий осуществлял уже в самой Чехословакии в 1923-1934 годах, а заботу о русинах он проявлял и после переезда в США в 1934 году, до самой своей кончины. Расскажем подробнее о славянском служении Владыки. Усилия по приобщению славян-католиков и униатов к Православию предпринимались архимандритом Виталием ещё до Первой мировой войны в бытность его начальником Почаевской типографии и продолжились в период Отечественной войны 1914-1917 гг. Роль Почаевской типографии в духовной жизни славянского мира трудно переоценить. " Лавра имела как бы собственную издательскую программу, рассчитанную в основном на выпуск народной литературы, не только продававшейся, но и бесплатно раздававшейся во время церковных праздников и паломничеств " (2). Деятельность типографии, основанной в 1618 году Святым Иовом Почаевским и существовавшей более 150 лет, оказала огромное влияние на самосознание народов Подкарпатской Руси, Галичины и Волыни (в состав последней исторически входила часть современной Белоруссии), а также Балкан. Благодаря ей кириллическое письмо не утонуло в море латиницы, а вместе с ним сохранилась и память о " наследии Святого Владимира " . В новое и новейшее время " наследие Святого Владимира " станет знаменем культурного и политического возрождения Подкарпатской Руси – в том числе и благодаря Владыке Виталию. Не случайно и " Второй Почаев в Словакии будет находиться в селе Владимирово (Ладомирова)... Хотя о. Виталий никогда не был настоятелем, ни наместником Почаевской Лавры ( он исполнял обязанности наместника лишь в 1917-1918 г.г. во время пребывания наместника архимандрита Паисия на Поместном Соборе в Москве), все важнейшие события её жизни в начале ХХ столетия происходили с его участием. Именно он стал ближайшим помощником архиепископа Антония (Храповицкого), когда тот был благословлён окормлять Зарубежную Русь – Вселенский Патриарх Иоаким III назначил его своим экзархом на Галичине и в Подкарпатской Руси.

http://religare.ru/2_53428.html

– Хоть чашу мук испил до дна я, Но мой привет летит домой: «Христос Воскрес, страна родная, «Христос Воскрес, народ родной!» Восстань и ты в сияньи новом, Воспрянь из ада до небес И возгласи свободным словом: Христос Воскрес! Народ Воскрес! Архимандрит Виталий. Речь при наречении во епископа Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состарешися, воздежиши руци твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. ( Uoah. XXI, 18 ). Христос воскресе, Ваше Блаженство и Вы, Преосвященнейшие Владыки! Когда я получил Ваше предложение идти епископом в Америку, то, помню, при великом искушении не послушать сего зова, мне именно эти слова Господа нашего Иисуса Христа пришли на память и укрепили меня послушно ответить: «ей, Богу содействующу». Не скрою от Вас, да Вы и сами, Богомудрые Отцы, а особенно Блаженнейший мой Авво (Митрополит Антоний, Киевский и Галицкий), знаете, что всю жизнь я избегал занятий уже налаженных, дающих обеспечение, положение и почет, а предпочитал работать там, где ни я никому не мешаю, ни мне – никто: предпочитал своими силами добиваться того, в чем был убежден, что считал своим идеалом. Предпочитал препоясываться сам и ходить, аможе хотел, работать так, как был убежден. Большую часть жизни я отдал церковно-народной работе в Почаевской Лавре при типографии преп. Иова, а последнее десятилетие – восстановлению этой самой типографии на Карпатах среди Русского народа. Здесь я был сам хозяин, сам и работник. И теперь я не могу даже представить себе, какое содержание, интерес в моей жизни будет, когда я оставлю привычное мне дело служения Церкви печатным словом. Я не могу спокойно даже подумать о том, как это дело, которому я отдал 18 лет до войны, и на восстановление которого после большевистского грабежа ушло 15 последних лет моей жизни, останется без меня: начатое, но неокрепшее, без подготовленного кадра работников, юридически не безопасное. Правда, годы опыта показали и мне, что если и есть духовное удовлетворение в такой обособленной, облюбленной, идейной работе, то есть и большие опасности и дефекты, что несравненно более плодотворной, полезной, легкой и безопасной является работа, когда свою волю, силы и опыт отдаешь без остатка на послушание Церкви, вкладываешь свой малый кирпичик в общецерковное строительство, когда участвуешь в великой, согласованной, созидательной работе для Православной Церкви и Родного Народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Воспитанник Санкт-Петербургской Духовной академии получил хорошее образование. Монашеский постриг над ним совершил ректор, архиепископ Сергий (Страгородский). Вряд ли стоит считать Илиодора " невежественным иеромонахом " По меркам той эпохи он получил превосходное образование. Свое священническое служение начал в Ярославской епархии преподавателем семинарии. В эти годы у него сложились хорошие отношения с губернатором А.П. Роговичем, известным своими правыми убеждениями. Увлечение Илиодора черносотенными идеями привело к конфликту с учащимися и закончилось шумным изгнанием с преподавательской должности. Первоначально иеромонаха приютил у себя на Волыни архиепископ Антоний (Храповицкий). Редакторская деятельность Илиодора в " Почаевских листках " привела его к конфликту с синодальными властями. Так, самый крупный Почаевский отдел СРН опирался на поддержку церковного издательства, принадлежавшего Успенской Лавре. У " Почаевских известий " , формально принадлежавших СРН, " Почаевского листка " и " Почаевских епархиальных ведомостей " был один редактор, архимандрит Виталий (Максименко) Радикализм " Почаевских известий " достигал пика, когда редакторские функции исполнял иеромонах Илиодор. Один из номеров газеты вызвал серьезные нарекания со стороны обер-прокурора Синода. П.П. Извольский переслал " Почаевских известий " за 1907 год архиепископу Антонию (Храповицкому) со словами: " Верю, что осудите слова и выражения, каким не место в этом издании " Данный номер вышел под общим заголовком " Люди, освобождайтесь от жидов " . Общее содержание газеты было посвящено идее изгнания еврейского населения с волынской земли. Тема демонизации евреев хорошо отражена в заголовках номера: " жиды работают во всю, а крестьяне только затылки почесывают " , " оборотная сторона жидовской клеветы " , " жид ехал за границу " . Газета вещала: " Все гнусные пороки, которыми страдает русский человек, как то, пьянство, воровство и прочая безнравственность, все это плод жидовской деятельности. По природе своей - жид лентяй и враг телесных работ " Естественно, такая " проповедь " имела весьма печальные последствия, если находила последователей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/343/...

Вспоминая теперь вновь эти первые минуты выздоровления после тяжкой болезни, я думаю: как все это похоже на настоящий момент, переживаемый организмом русского народа. Да, русский народ – в России и на окраинах в Польше, Галичине, на Карпатах, в Америке и в рассеянии по всему свету – пришел после тяжкой, смертельной болезни в сознание и ощутил, что он единый могучий, исполинский организм: какими хлебами он до последнего времени ни питался, но в нем душа и кровь одна – русская. Видите, как он чисто русскими глазами и умом посмотрел на действительность, как он всеми фибрами души своей почувствовал, что в большевизме – его смертельная отрава и решительно, единодушно отвратился от него. О, какое отвращение, ненависть родились в русской душе к этому обольстившему ее яду... Вот начинают проявляться и первые волевые усилия осознавшего себя организма. Это мужественное исповедание своей веры сотен и тысяч умученных и расстрелянных священников, воинов, интеллигенции, рабочих и крестьян во главе с Царем. Все они – самоцветные камни бессмертной славы в венец воскресающей России. А эти отчаянные сопротивления насильственной коммуне отдельных сел и крестьян, эти восстания по глухим деревням, эти партизанские отряды добровольцев, эти Братья Русской Правды, идущие на явную опасность, в единоборство с большевиками, как юноша Давид с Голиафом. Это все отдельные всплески пробуждающейся народной воли к освобождению. Они проникают теперь в народную толщу, как лучи вешнего солнца в замерзшую землю. Они расплавят ледяные оковы зимы, они сорвут и понесут лед, сковывавший и мертвивший народную жизнь, как несут и разбивают в мелкие кусочки ледяные глыбы вешние воды родной Волги и широкого Днепра. Сдержитесь и будьте терпеливы в вашем восторге, рвущемся на встречу возвращающейся жизни. Вот зацвели первые подснежники, зазвенели песни прилетевших птиц, зазеленела мягкая береза, липа, зацвела черемуха. Но мертвым еще стоит дубовый лес. Не бойтесь за него. Слабые, однодневные былинки спешат схватить свой момент жизни. А вековые дубы – такова уже их крепкая природа – везде еще стоят голые. Но придет и их час. Тогда настанет уже настоящая весна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Из Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 год: «церковь эта входила во 2-й благочиннический округ Ростовского уезда Екатеринославской епархии, в 1908 г. местная детвора обучалась в церковно-приходской школе, некоторые — в Александровском училище. В тот год в местечке Глафировка насчитывалось 248 дворов, в которых проживало 992 лица мужского пола и 981 — женского пола. Из известных жителей села в этой церкви крещены были: родившийся 8 (20) августа 1873 г. сын местного диакона Иоанна Максименко, а впоследствии — видный деятель Русской Православной Церкви Заграницей Архиепископ Восточно-Американский и Нью-Джерсийский Виталий (Максименко) (+1960г.), а в 1914 г. — будущий Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны — Остапенко Иван Григорьевич - 7 (20). 01. 1914 г.-6.08.1992 г. Настоятелями Ахтырской церкви в разное время были: Первым настоятелем, с 1841 по 1843 гг. включительно — священник Павел Ярошевич. Впоследствии, когда в портовом городе Ейске в 1850 г. была возведена первая городская церковь — Покровская, о. Павел Ярошевич стал ее настоятелем. С 1844 по 1850 гг. — священник Павел Гуликовский. С 1850 по 1851 гг. — священник Максим Луценко. С 1851 по 1861гг. — священник Феодосий Егоров. С 1862 до 1863 гг. — священник Феофан Лотоцкий. В 1863 г. — священник Максим Луценко. С 1864 по 1876 гг. — священник Василий Никитенко. С 1877 по 1880 гг. — священник Илия Котляров. С 1881 по 1929 гг. — протоиерей Александр Тимофеевич Попов. Отец Александр с 1898 по 1916 гг. состоял также в должности благочинного 2-го округа церквей Ростовского–на-Дону уезда Екатеринославской епархии. Этот округ включал приходы сел залиманья — от Ей-Укрепления до Шабельска. Будучи ревнителем церковного благочестия, о. Александр умер на пороге своего дома, узнав о намерении властей закрыть Ахтырскую церковь. Был погребен в церковной ограде в алтарной части. Также, на территории церкви находились захоронения господ Норецких — Глафиры Васильевны и Казимира Ивановича. Далее настоятелем церкви в тяжелое богоборческое время служил священник Захарий Петрович Лукашенко. Но не долго — примерно в 1930 г. его выслали с матушкой. Обратно в село о. Захарий не вернулся, в дальнейшем жил в Донецке, где и похоронен.»

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Ахтырской...

К 1930 г. рус. церковная жизнь в Канаде оказалась дезорганизована из-за конфликта между руководством автономного Митрополичьего округа в Сев. Америке и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В этой ситуации И. нередко приходилось заново создавать приходы и общины. Он не получал жалованья и жил на пожертвования паствы. Проявил себя как мудрый и добрый, но в то же время твердый характером пастырь, неутомимый проповедник, храмостроитель и иконописец. Поскольку основная часть правосл. верующих проживала в зап. части Канады, И. перенес резиденцию в г. Калгари (пров. Альберта), где в 1932 г. был заложен, а в 1934 г. освящен храм во имя Всех святых. Архиерей жил в пристроенной к храму келье. Титул И. оставался прежним - «епископ Монреальский». В авг.-сент. 1935 г. он временно управлял Североамериканской и Канадской епархией вместо правящего архиеп. Виталия (Максименко) , к-рый оставил епархию на время работы Архиерейского Собора РПЦЗ. После достижения соглашения между Архиерейским Синодом РПЦЗ и главой Митрополичьего округа в Сев. Америке митр. Феофилом (Пашковским) о восстановлении единства Русской Зарубежной Церкви И. был избран 29 мая 1936 г. объединенным Собором рус. правосл. архиереев в Сев. Америке в Питтсбурге (шт. Пенсильвания, США) правящим архиереем новообразованной Западноканадской епархии Североамериканской митрополии. В 1937 г. резиденция И. была перенесена в г. Эдмонтон (адм. центр пров. Альберта). И. служил в маленькой домовой церкви. В 1938 г. в купленном у протестантов молитвенном здании был устроен кафедральный храм во имя св. кн. Владимира. Также было основано архиерейское подворье. Постановлением Архиерейского Собора Североамериканского митрополичьего округа 13-15 июня 1940 г. И. был назначен правящим архиереем всея Канады. В этот момент под его управлением было ок. 40 приходов. 29 окт. 1946 г. И. был возведен в сан архиепископа. В нояб. 1946 г. Всеамериканский Церковный Собор в Кливленде принял решение о вхождении в юрисдикцию Московской Патриархии без административного подчинения. Против этого голосовали И. и 3 архиерея, ранее находившиеся в юрисдикции РПЦЗ: архиепископы Тихон (Троицкий) , Виталий (Максименко) и еп. Иероним (Чернов; впосл. архиепископ). Вскоре они вышли из подчинения Североамериканской митрополии, заявив о неканоничности постановлений Кливлендского Собора. 4 марта 1947 г. Архиерейский Синод РПЦЗ восстановил свои адм. структуры в Сев. Америке. 24 июня того же года определением Синода И. был присвоен титул архиепископа Эдмонтонского и всея Канады. К кон. 40-х гг. XX в. И. окормлял до 60 приходов. Трудами владыки были открыты скит в пров. Альберта и мон-рь во имя прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/578106.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010