27 июня 1948 г. архиеп. Виталий (Максименко), Сан-Францисский и Западноамериканский архиеп. Тихон (Троицкий) и викарий Восточноамериканской епархии еп. Троицкий Серафим (Иванов) (впосл. архиепископ) совершили хиротонию Н. во епископа Флоридского, викария Североамериканской и Канадской епархии. После открытия Свято-Троицкой джорданвиллской духовной семинарии РПЦЗ Н. преподавал там нравственное и пастырское богословие. В 1949 г. он был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Вашингтонской и Флоридской епархии РПЦЗ. Совершил много поездок, в т. ч. часто посещал Св. землю, Женеву, Юж. Америку и Грецию. В 1958-1969 гг. было издано «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого» в 16 томах, которое Н. посвятил подробному изучению трудов своего духовного наставника. С 1959 г. в связи с болезнью архиеп. Виталия (Максименко) временно управлял Восточноамериканской епархией. После кончины архиеп. Виталия 21 марта 1960 г. назначен правящим архиереем Восточноамериканской епархии. В том же году возглавил Свято-Владимирское об-во и Строительный комитет по сооружению Свято-Владимирского храма-памятника в г. Джэксоне (шт. Нью-Джерси). На Архиерейском Соборе в мае 1964 г., созванном по инициативе митр. Анастасия (Грибановского) для выбора первоиерарха РПЦЗ, Н. был одним из главных кандидатов на эту должность. На 2-м этапе голосования разница голосов, поданных за Н. и др. кандидата - Западноамериканского и Сан-Францисского архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), составила 1 голос. Во избежание возможного раскола в Церкви Мельбурнский еп. Антоний (Медведев) обратился к Н. и к архиеп. Иоанну с предложением отозвать свои кандидатуры. В результате новым первоиерархом был избран Брисбенский еп. Филарет (Вознесенский), а Н. и архиеп. Иоанн стали заместителями председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 17 июля 1968 г. в храме-памятнике во имя св. Иова Многострадального в Брюсселе Н. совершил по распоряжению Архиерейского Синода РПЦЗ заочное отпевание страстотерпцев имп. Николая II и его семьи, а также всех убиенных и замученных безбожной властью.

http://pravenc.ru/text/2577557.html

В начале 1947 года в Свято-Троицком монастыре было возобновлено издание журнала «Православная Русь», в котором архимандрит Никон печатал свои статьи, и также присылал краткие заметки о церковной жизни Русского зарубежья, о которой узнавал работая с корреспонденцией из разных мест и стран в епархиальной канцелярии. 27 июня 1948 года в день великого освящения Александро-Невского храма в Лейквуде в Нью-Джерси был хиротонисан во епископа Флоридского, викария Северо-Американской и Канадской епархии. Хиротонию совершили: архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Тихон (Троицкий) и епископ Серафим (Иванов). 28 июня 1948 года в Епархиальном управлении в Бронксе состоялось совещание епископов, ка котором было принято решение создать Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, штат Нью-Йорк. Епископ Никон был в числе первых преподавателей новой семинарии, читая лекции по нравственному и пастырскому богословию. Используя свой опыт журналиста, образовал типографию при епархиальном управлении и в 1953 года начал издавать журнал «Епархиальные Ведомости». В 1959 году назначен управляющем Восточно-Американской епархии с возведением в сан архиепископа. По кончине архиепископа Виталия (Максименко) 8 марта 1960 года, возглавил Свято-Владимирское Общество и принял титул Вашингтонского и Флоридского и секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ. Митрополит Анастасий (Грибановский), чувствуя, что ему уже не под силу дальнейшее управление Русской Зарубежной Церковью, объявил о своём решении уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На собравшемся с этой целью Архиерейском Соборе после долгих прений, голоса почти ровно разделились между архиепископом Иоанном (Максимовичем) и архиепископом Никоном (Рклицким). Дабы избежать раскола 27 мая 1964 года новым Первоиерархом РПЦЗ был избран самый младщий по хиротонии иерарх, епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский). Архиепископы Иоанн и Никон стали заместителями Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. 17 июля 1968 года в храме-памятнике Николаю II и царской семье в Брюсселе, в день 50-летия расстрела царской семьи, совершил по распоряжению Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви заочное отпевание Николая II и его семьи, а также всех убиенных и замученных безбожной властью. Ранее подобное отпевание не совершалось потому что у русской эмиграции не было достоверных сведений о гибели царской семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

К тому же для меня, как для множества других людей, это возможность повидаться со знакомыми, с которыми была потеряна связь: люди получают назначения в другие места, переезжают, переходят в другие приходы. На таких неформальных праздниках мы делимся своими радостями, скорбями, просим молиться друг о друге. Интернет – это все-таки виртуальное общение, которое никогда не заменит естественного человеческого, когда ты видишь глаза собеседника». Справедливости ради отмечу, что Свято-Владимирский праздник проводился все эти годы, но по скромности своей напоминал больше приходской и никак не общеепархиальный и не всенародный. Последние действительно массовые торжества проводились в храме в год Тысячелетия Крещения Руси. Диакон Андрей Псарев из Джорданвилля часто приезжал на Владимирские торжества будучи редактором «Православной Руси». Здесь митрополит Иларион рукоположил его в сан диакона в 2009-м. «Сегодня была сделана попытка максимально вернуться в 1950-е годы, к тому народному подъему, который царил здесь в день святого Владимира, ведь храм-памятник и задумывался как храм, который объединял бы всех американцев славянского происхождения. Надеюсь, что в Русской Зарубежной Церкви будет восстанавливаться понимание того, зачем мы здесь, в чем наша задача, больше будет вестись соборного диалога между архиереями, духовенством, прихожанами, мужчинами и женщинами, людьми разных поколений», – говорит отец Андрей. В 1938 году, в год празднования 950-летия Крещения Руси, по инициативе архиепископа Виталия (Максименко) было решено ознаменовать юбилей сооружением величественного Свято-Владимирского храма-памятника в селении Кассвилль, которое позже было переименовано в Джексон. На том холме, где сейчас стоит храм, в XIX веке находилась американская пресвитерианская церковь, окормлявшая ранних поселенцев этой местности. И хотя часовни сейчас уже нет, но старое кладбище осталось, и земля пока еще находится в собственности пресвитерианцев. Заложили храм в 1940 году архипастыри Русской Церкви в Америке: митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко) и епископ Макарий (Ильинский).

http://pravoslavie.ru/63197.html

В 1948 году избран и утверждён был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Основал при монастыре духовную семинарию. Преподавал там. По воспоминаниям митрополита Лавра (Шкурлы): Владыка Виталий, будучи связан с епархиальными делами, а также и монастырскими, (так как он был тогда и епархиальным архиереем и настоятелем Свято-Троицкого монастыря), всецело отдался семинарскому делу. Владыка уже был в преклонном возрасте, каждую пятницу после обеда он садился в поезд в Херкимер и ехал в Нью-Йорк, там служил в субботу и в воскресенье, а в понедельник возвращался из Нью-Йорка поездом в семинарию. По будним дням в семинарии он преподавал Ветхий Завет, составлял конспект по Ветхому Завету, который он печатал на пишущей машинке под копирку и на лекциях раздавал студентам. Во время занятий он корректировал и исправлял свои записки, а впоследствии эти конспекты были напечатаны типографским способом — Пособия по Ветхому Завету: Конспект к изучению Пятокнижия Моисеева по Библии, ч. И, 1949; Конспект по изучению Библии Ветхого Завета, ч. II, книги Историческия, 1949; часть III, книги Учительныя, 1952, и, часть IV, книги Пророческий, 1953. Владыка всегда утром, после завтрака, обходил все монастырские и семинарские послушания, смотрел как идёт работа, спрашивал — всё ли в порядке, не нужно ли что-либо? Обыкновенно Владыка имел в руках палочку, на которую опирался, и записки, по которым он следил, что нужно сделать. Он давал эти записки по назначению, то Николаю Николаевичу, декану семинарии, то студентам. Сам Владыка подавал пример своим трудом, и это воодушевляло молодежь, которая училась и вместе с братией трудилась над общим церковным делом. Так как семинария была при монастыре, который содержал семинарию, то молодёжь жила монастырской жизнью. Это способствовало тому, что все учащиеся участвовали в монастырской богослужебной жизни, что помогало лучше осваивать богослужение, как его порядок, так и церковное пение, клирос. Когда назначались общие послушания, то владыка Виталий обычно шел первый и все остальные следовали ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Исход из мира и начало церковного служения в Ладомирово Несмотря на противодействие семьи, Ростислав двадцати восьми лет от роду в 1938 году прибыл в монастырь преп. Иова Почаевского в Словакии. Этот монастырь в селении Ладомирово был основан архимандритом Виталием (Максименко; позже - архиепископ), главой исторической печатни Почаевской лавры. Ладомирово стало важным миссионерским центром, братия которого впоследствии переехала в Джорданвилль, где продолжила свое миссионерское служение. В 1939 году Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, отчасти в честь аввы и основателя монастыря _ владыки Виталия (Максименко), который в то время уже нес епископское служение в Северной Америке. Великим Постом 1940 года инок Виталий был пострижен в мантию архимандритом Серафимом (Ивановым), настоятелем монастыря, и в том же году - рукоположен в сан иеродиакона. В 1941 году в городе Братиславе митрополит Серафим (Ляде) Берлинский и Германский рукоположил отца Виталия во иеромонаха и направил окормлять два словацких села - Порубку и Медвежье. К концу войны братии монастыря преп. Иова Почаевскаго пришлось покинуть обитель в Ладомирово при приближении наступающей красной армии. В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обезпокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков карпатороссов - двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь, и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор. Далее инок Всеволод описывает борьбу отца Виталия за русские души в Германии и Англии, сообщает о том, что на праздник святых апостолов Петра и Павла 1951 года в Лондоне архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа Монтевидеоского и назначен в Бразилию в качестве викария архиепископу Феодосию, проживавшему в Сан-Пауло.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

– Священнослужители и миряне Зарубежной церкви и Церкви в Отечестве вместе молились в храмах России и Украины, причащались из единой чаши. Примечательно и то, что на этих богослужениях можно было наблюдать большое число молодых людей... – Это очень радостно, что сегодня в храм Божий приходят молодые люди, особенно много детей, подростков. Ведь если с детства они получают церковное воспитание, то затем приведут в храм и своих детей. Замечательно, что сейчас у вас предпринимаются серьезные усилия по введению факультативного курса " Основы православной культуры " в школах. Это, безусловно, влияет на нравственную обстановку в стране в целом, приводит людей к единению. Словом, имеет огромное значение для будущего России. – Владыко, расскажите, пожалуйста, о своем жизненном пути и о роли уже упомянутого Вами отца Виталия (Максименко), который, как мы знаем, был Вашим духовным наставником. – Я родился почти 80 лет назад в Ладомирово в Карпатах, где бывшим архимандритом Успенской Почаевской лавры Виталием был основан монастырь во имя преподобного Иова Почаевского и возрождено знаменитое Почаевское типографское братство. Рос я при монастыре, был послушником и уже 11 лет от роду вступил в братство. Волей Божией произошло так, что именно архимандрит Виталий и крестил меня, а когда мне исполнилось 19 лет, уже в Америке, постригал в монашество и долгие годы являлся моим духовным отцом и воспитателем. Это был, несомненно, замечательный деятель дореволюционной Церкви в России и выдающийся архиерей Православной церкви в изгнании. При нем Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле становится крупнейшим духовным центром русской эмиграции, здесь издается большое количество духовной литературы. К слову сказать, знаменитый митрополит Антоний (Храповицкий) не оставлял своего духовного попечительства по отношению к владыке Виталию до конца своих дней. – И все же чем Вам запомнился владыка Виталий? – Он был аскет в жизни, очень принципиальный и твердый человек. Когда я был еще ребенком, он подарил мне молитвослов, который, к сожалению, во время второй мировой войны у меня затерялся. Потом я встретился с ним уже в Америке 30 ноября 1946 года, когда мы эмигрировали в эту страну, и уже в ближайшее воскресенье я прислуживал во время его службы. Спустя два года в Джорданвилле открыли семинарию при монастыре, где владыка Виталий преподавал Ветхий Завет и литургику.

http://religare.ru/2_42313.html

К Лаврам Киево-Печерской, Почаевской и Святогорской, а также и к другим святыням Украины у меня, конечно, особо трепетное отношение. В этой стране проживают и мои родственники, которых стараюсь навещать и с которыми поддерживаю контакт. Такому особому отношению к земле Киевской способствуют и те братские узы, связывающие нашу Русскую Зарубежную Церковь с Украинской Православной Церковью. Во-первых, святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, родился в селе Адамовка 125 лет тому назад, жил и учился в Харькове, где познакомился с будущим Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), возглавившим Русскую Зарубежную Церковь в 1920 году. Во-вторых, известно, что Митрополит Антоний служил на Киевской митрополичьей кафедре после убиения Митрополита Владимира (Богоявленского). Говоря о священномученике-митрополите Владимире, невольно вспоминаю и начальника типографского братства в Почаеве архимандрита Виталия (Максименко), скончавшегося в сане архиепископа на чужбине. Именно он восстановил Почаевское типографское братство за границей и устроил для него тихое пристанище в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (Нью-Йорк). Владыка Виталий не мог без слез рассказывать о последнем акафисте Успению Пресвятой Богородицы, совершенном Митрополитом Владимиром в Печерской Лавре. Тогда еще архимандрит Виталий сослужил Митрополиту на этом акафисте и был очень тронут тем, как Архипастырь молился в последние дни своей земной жизни. Это отражено в богородичне девятой песни канона службы новомученикам, составленной в Русской Зарубежной Церкви в 1981 году архиепископом Антонием (Медведевым), духовным чадом владыки Виталия: «О, всепетая Мати! Аще и разорися от злых Великая церковь Твоя печерская, в ней же священномученик Владимир приблизившуся дни убиения его, со многим умилением акафист чтый, Тебе моляшеся, но не оскудеет во век к людем кающимся милость Твоя. Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая». Архимандриты Димитрий (Биакай) и Нектарий (Чернобыль), служившие в нашей миссии на Святой земле, и архимандрит Геласий (Майборода), скончавшийся клириком Знаменского собора г.

http://pravoslavie.ru/139601.html

Семинаристы – выпускники 1967 года, года хиротонии архимандрита Лавра во епископа Манхеттенского, открыли памятку к 20-летию его архиерейского служения такими словами: " На жизненном пути каждый встречается с личностью, влияние которой чувствуется и остается в памяти на всю жизнь. Таких людей нельзя забыть, как нельзя забыть родных мать или отца. Такой незабываемой личностью явился для нас, выпускников Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле 1967 года, тогда архимандрит Лавр, инспектор семинарии... " Под этими словами могут подписаться не только студенты семинарии, но и большинство знавших Владыку. Высокопреосвященнейший митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Ладомирове, в так называемой Пряшевской Руси. Она представляла собой западную окраину прежней Угорской Руси, входившей до Первой мировой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Он происходил из той героической части православного русского народа – карпатороссов, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения и угнетения иноверцев и иноплеменников, твердо хранила святую православную веру, даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом, и свое национальное русское самосознание. Крещение младенца Василия совершил начальник Православной Миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко, † 1960), впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви (бывший начальник типографского братства Почаевской Лавры и восстановитель ее церковной типографии в рассеянии). В Ладомирове находилась основанная Владыкой Виталием обитель преподобного Иова Почаевского. Под сенью этой обители и проходило детство будущего Первоиерарха, о чем сам он впоследствии говорил: " С детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского в Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание " . Владыка Виталий был не только настоятелем обители, но и основателем братства преподобного Иова Почаевского. И не случайно в Джорданвилльском монастыре – в некотором смысле преемнике ладомировской обители – типографское братство тоже носит имя почаевского подвижника. Здесь же находится и икона преподобного с частицей его святых мощей. Она была вывезена архимандритом Виталием из Почаевской лавры, в течение двадцати лет находилась в Ладомировском монастыре и сопутствовала братии при переезде в США. Послушанию в типографии будущий Владыка Лавр впоследствии отдал не один день своей жизни.

http://religare.ru/2_63226_1_21.html

4.3.2. Ладомирово    370 5. Православная Церковь в Чехословакии 1945-1953    375 5.1. Первые шаги после освобождения    380 5.2. Смена юрисдикции    387 5.3. Организация церковной жизни и создание предпосылок для получения автокефалии    403 5.4. Достижение автокефалии    415 5.5. Православный богословский факультет    421 5.6. Церковь на службе народной демократии    424 6. Протагонисты    441 6.1. Архиепископ Савватий (Врабец)    441 6.2. Епископ Досифей (Васич)    445 6.3. Епископ Горазд (Павлик)    447 6.4. Архиепископ Сергий (Королев)    458 6.5. Архимандрит Андрей (Коломацкий)    478 6.6. Архиепископ Виталий (Максименко)    482 6.7. Митрополит Елевферий (Воронцов)    485 Источники и литература Источники    495 Архивы    495 Опубликованные [источники ]   495 Электронные ресурсы    496 Периодика    498 Литература    499 Резюме [на чешском языке]    507 Summary    509 Zusammenfassung    511 Указатель имен    515 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/book/380613

Большое влияние на меня в этом плане оказал отец Всеволод Дробот, служивший настоятелем церкви в городе Олбани, штат Нью-Йорк. Он вел себя осторожно и не был склонен к объединению, но, когда было принято окончательное решение, остался верным Зарубежной Церкви и владыке Лавру. Он понимал, что воссоединение рано или поздно произойдет, однако, насколько я знаю, после этого у себя на приходе не упоминал на богослужениях Патриарха Московского и всея Руси – ни Алексия II, ни Кирилла. Его позиция серьезно повлияла на мое отношение к происходящему, и я понял: уж если отец Всеволод, который и сам жил под Советской властью, не стал никуда уходить, то это правильно. Увы, некоторые из моих знакомых так не считали и ушли в раскол. Даже два моих бывших однокурсника из семинарии в Джорданвилле – Григорий Петренко и ныне уже покойный Стефан Сабельник – стали так называемыми «архиереями» в группировках, которые отпали от Зарубежной Церкви и при этом враждовали друг с другом. Они ушли, даже несмотря на то, что выросли под окормлением владыки Лавра, который всегда был открыт для всех, как на ладони: можно было с любой стороны посмотреть и узнать, где он был и что делал, от дня его рождения и до самой кончины. Все знали, что крестил его владыка Виталий (Максименко), а воспитывал отец Киприан (Пыжов). Эти же двое, хоть и были тогда близки к владыке Лавру, примкнули к людям, о которых вообще ничего не было известно: кто их крестил, кто воспитал, кто рукополагал. Я лично им говорил об этом, но они только обвиняли друг друга в том, что находятся в группах под влиянием коммунистов. К сожалению, таких людей оказалось немало. Наверное, в каждом приходе есть те, кто сам отрезал себя от Церкви, и, к сожалению, мои прихожане в данном случае не стали исключением. Один из них – мой сосед, мы живем в двух кварталах от нашего храма, из окон видны купола. Но за 15 лет после воссоединения этот человек лишь однажды появился у нас. Я так обрадовался, увидев его, но он лишь купил календарь и ушел. Я сравнил владыку Лавра с Авраамом и Моисеем

http://pravoslavie.ru/146153.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010