«Раскол можно преодолеть только смиренной молитвой, покаянием и братской любовью ко всем падшим в тяжелое время гонений и заблудшим в настоящее время... Возрождение веры должно начаться с духовного обновления нас самих, с покаяния и очищения нас от греховной нечистоты и самооправдания. Лишь Всероссийский собор, где будет представлены все ветви Русской Православной Церкви, полномочен произнести суд об истории Церкви за все окаянные 70 лет и начертать ее дальнейшие пути. Результатом деяний Собора явится единение в молитве, единение в вере, единение в таинствах, когда причащающиеся из единой Чаши собратья свидетельствуют перед Святым Престолом: «Христос посреде нас, - И есть и будет». Под этим документом и Ваша подпись, значит, это Ваши слова, Владыко. Мы не можем сегодня предрешать все конкретные пути, способы и сроки преодоления раскола, это задача грядущего Четвертого Всезарубежного собора.  Но очень хочется, чтобы мы подошли друг ко другу как можно ближе, чтобы шрамов на теле нашей Церкви осталось как можно меньше. Ваша точка зрения, Владыко, ошибочная. В этом нет ничего страшного, ничего необычного: человеку свойственно ошибаться.  Более или менее ошибочные утверждения встречаются и в творчестве Отцов Церкви.  Самое важное – не коснеть в своих заблуждениях, не противопоставлять себя или свое «согласие» Церкви. Мне кажется, Ваши собратья, иерархи РПЦЗ, давно уже ответили на Ваши призывы к автокефалии, независимости, «инденпенденству». Архиепископ Виталий (Максименко) писал более 50 лет назад: «С прежней твердостью исповедуем наше единство с Матерью Церковью Русской, ныне порабощенной, нашу верность Ее историческому 1000-летнему пути и шлем Ей наше сердечное молитвенные пожелания скорее освободиться от богоборческой неволи. Бескомпромиссно осуждаем сотрудничество современных возглавителей Ее в СССР с безбожной властью. А равно также осуждаем и всякие самочинные автономии, сепаратизмы, индепенденства. Сущность нашей Церкви не разделение и властвование, а хранение Божественной Истины в единстве» .

http://pravoslavie.ru/496.html

Феофила (Пашковского) с управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ Сан-Францисским еп. Тихоном (Троицким ; впосл. архиепископ) для обсуждения вопроса о восстановлении церковного единства. 13 сент. того же года Архиерейский Собор РПЦЗ «для облегчения путей, ведущих к восстановлению церковного единства в Америке», снял наложенное им на епископат и духовенство М. о. в 1927 г. запрещение в священнослужении. В окт. в Нью-Йорк прибыл назначенный Архиерейским Синодом управляющим Североамериканской епархией РПЦЗ архиеп. Виталий (Максименко) , к-рый начал переговоры о возможности присоединения М. о. к РПЦЗ. 20-23 нояб. 1934 г. в Кливленде состоялся V Всеамериканский Собор, избравший архиеп. Феофила митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского. Поскольку митр. Феофил не отказался от неканонично провозглашенной самостоятельности М. о., 5 янв. 1935 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий подтвердил наложенное на него и на духовенство М. о. запрещение в священнослужении. В окт.-нояб. 1935 г. митр. Феофил принял участие в Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремски-Карловци. На Соборе были приняты «Временные положения о Русской Православной Церкви Заграницей», в которых утверждалось признание всеми частями Зарубежной Церкви верховной власти Архиерейского Синода РПЦЗ. Согласно решениям Собора в Сремски-Карловци, в состав М. о. должны были войти 2 епархии РПЦЗ в Сев. Америке (4 сент. 1934 решением Архиерейского Синода Североамериканская епархия Зарубежной Церкви была разделена на Нью-Йоркскую и Восточноамериканскую и Сан-Францисскую и Западноамериканскую). В мае 1936 г. в Питтсбурге под председательством митр. Феофила состоялся Собор рус. правосл. архиереев в Сев. Америке с участием епископата М. о. и РПЦЗ, одобривший «Временные положения». Окончательно объединение структур М. о. и РПЦЗ было утверждено VI Всеамериканским Собором в Нью-Йорке 5-8 окт. 1937 г., к-рый принял «Временное положение об управлении Митрополичьим округом в Северной Америке».

http://pravenc.ru/text/2563398.html

Что же в такой назревшей церковной обстановке делать? В сознании своего бессилия и неподготовленности отказаться? Нет! – Когда пожар, не спрашиваешь себя: умею ли я тушить? Когда кто тонет, не раздумываешь: искусен ли я в плавании? – Но бросаешься спасать. Такое сознание неотступного долга вызывает и во мне выраженная чрез Вашу Святыню воля Матери Церкви, чтобы идти мне и отстаивать мир и единство церковное там в Америке. Я чувствую всем существом своим этот долг, хотя и не вмещается в моем разумении: как именно его совершить. И я не рассуждаю о своей неподготовленности, не вспоминаю уже после сего о своих малых «домашних» делах, о грозящих им опасностях. Наш очередной долг – отложив все прочее, отдать все силы на водворение мира в Церкви. Вы, св. Владыки, и Ты, всегдашний мой руководитель, Блаженнейший Авво, о мне рассудили... Вы знаете мое прошлое, мои намерения и попытки, знаете, с чем я сроднился, что составляет мое внутреннее «я» (а ведь выше этого немыслимо вдруг стать), знаете, как крепко я сросся с церковно-народным делом на Карпатах... Если, зная все это, Вы, по представлению моего отныне Кириарха Епископа Тихона, все же судили меня достаточна быти для Епископства в Америке, приемлю, благодарю и нимало вопреки не глаголю. С радостью отдам все оставшиеся силы на умиротворяющую работу в Церкви под руководством моего правящего Архиерея Владыки Тихона. Только, в искреннем сознании своей немощи, прошу и у него, и у Вас, здесь присутствующих Владык руководства и святых молитв, да недостающее моей доброй воле и послушанию восполнит Божественная благодать. 1934 г. 22 апреля. Белград. Факты для установления мира всей Русской Православной Зарубежной Церкви (послание пред поездкой в Америку) Сам Господь мира да даст вам мир. ( 2Coл. III, 16 ). Таким благожеланием приветствую я, наименьший из Епископов, Вас – старейшие Архипастыри, ревностные священники и добрые миряне Русской Православной Церкви в Америке: – «Сам Господь мира да даст нам мир». Желал бы я всею душою и молю Бога со всем усердием, да мир сей и любовь Христианская не останутся только на моем языке, но твердо и навсегда водворятся в Православной Русской Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Это решение записано в принятом Вселенскими Соборами послании Святого Афанасия Великого , архиепископа Александрийского к Руфиниану. Послание сие написано по случаю прекращения гонения поддерживаемых светской властию Ариан на Православных. Арианствующая иерархия при помощи светской власти тогда так же утесняла и насиловала Православных Епископов, как теперь поддерживаемая большевиками московская патриархия насилует нас. Вот выписка из этого правила: «Ведай, господине мой вожделеннейший, яко в начале, по прекращении бывшего (от ариан) насилия, был собор епископов сошедшихся из заграничных стран: был также и у сослужителей в Элладе, равным образом и у находящихся в Италии и в Галлии: и постановлено как здесь, так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстоятелями (арианского) нечестия, являти снисхождение кающимся, но не давати им места в клире: а не бывшим самовольными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давати прощение, и имети им место в клире, наипаче, когда и они принесли достойное веры оправдание, и сие учинено, повидимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилию, и понести бремя, нежели погубити народ. Говоря сие, они, и по нашему мнению, говорили достойное приятия: ибо в извинение себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступил в пустыне преступному требованию народа, но имел извинение в намерении, дабы народ не возвратился в Египет, и не остался в идолослужении. Ибо представлялось вероятным, что пребывая в пустыне, он может престати от нечестия: но вошедши в Египет, усилит и возрастить в себе нечестие. По сей причине разрешено допустити таковых в клир, так как порабощенным и насилие претерпевшим дается прощение». ( Афанасия Александрийского 3-е правило) 1 . 1 Поэтому и мы, объединившись в Русскую Православную Зарубежную Церковь под главенством нашего Первоиерарха Митрополита Анастасия, должны по разному судить о прежнем поведении каждого епископа, находившагося под Большевиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

В этот день 1960 года отошел ко Господу председатель Почаевского отдела Союза Русского Народа архиепископ Виталий (Максименко). Он родился 8 августа 1873 г. в семье диакона под Таганрогом и в миру звался Василием Ивановичем. Образование получил в Екатеринославской семинарии, затем в Киевской и Казанской духовной академии. В Академии принял постриг и был рукоположен во иеромонаха, его духовным наставником и покровителем был знаменитый русский архиерей Антоний (Храповицкий). С 1903 г. в Почаевской Лавре, где организовал выпуск многих патриотических печатных изданий. В годы смуты о. Виталий стал организатором самого многочисленного и одного из самых активных отделов Союза Русского Народа - Почаевского. Пользовался огромной популярностью среди местных крестьян. Организовал банк «Почаевско-Волынский народный кредит», чтобы освободить русское население от финансовой зависимости от евреев и поляков. Принимал активное участие в ряде монархических съездов и совещаний. В 1919 г. был арестован петлюровцами вместе с владыками Антонием (Храповицким) и Евлогием (Георгиевским). В эмиграции жил в Чехословакии и США. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре. Сегодня также день памяти балерины, народной артистки СССР, дважды Героя Социалистического Труда Галины Сергеевны Улановой, скончавшейся в 1998 году. Она родилась 26 декабря 1909 г. в Санкт-Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Одна из величайших танцовщиц за всю историю балета, «обыкновенная богиня», как называл ее Сергей Прокофьев. В балетной школе первым педагогом Галины была мама, впоследствии в 1928 г. она окончила Ленинградское хореографическое училище у знаменитой А.Я.Вагановой и сразу же была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С.М.Кирова). Первые выступления Галины Улановой сразу же привлекли к ней внимание критиков, они отметили легкость ее танца, ее лирическое дарование. В танце Галина Уланова не просто демонстрировала техническое мастерство, поражали одухотворенность ее танца, богатство пластических нюансов, пленяла необыкновенная музыкальная выразительность движений, казалось, сама мелодия переходит в движение, зримо воплощаясь на сцене.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

«Все церкви Волыни, Подолии, Холмщины, Полесья, Галичины, Буковины, Прикарпатья, а отчасти и Балкан пользовались и доныне пользуются богослужебными и вероучительными книгами почаевского издания. Еще на моей памяти октоихи, минеи, евангелия, триоди, апостолы печатались в Почаевской типографии по 2, по 5, по 10 тысяч, а псалтири, часословы, буквари, начатки, молитвенники, богогласники и другие народные книги - по 100 тысяч за один наклад» . Заведующий этой изумительной типографией архимандрит Виталий (Максименко), впоследствии архиепископ РПЦЗ, был человек незаурядный. Рано осиротев, он сумел выучиться в семинарии и поступить в Киевскую духовную академию. Изгнанный оттуда за участие в мелком студенческом бунте, год просидел школьным учителем в глухом селе, добился отмены волчьего билета, заодно приведя в порядок разваленную школу, и поступил на второй курс Казанской духовной академии, где позже принял постриг. В Почаев был назначен в 1902 г. и вскоре возведен в сан архимандрита. Вспоминая в одной из своих книг о.Виталия как «аскета-монаха, страшно худого, с выразительными глазами» , в другой книге В.В. Шульгин описывал первое впечатление от него так: «Худое лицо, впавшие глаза. Он строго постился и спал на голых досках, быть может, на этой деревянной скамье, где я сидел. Редкая бородка, не стриженная, а потому, что не растет волос. Я не думал тогда, что так же изображают Христа. От этого человека исходило нечто трудно рассказываемое. ... архимандрит Виталий как будто бы " что-то " знал, чего я не знал, а может быть, никто не знал. И это единственно важное " что-то " было настоящей сущностью этого человека. А внешность его и слова, которые он негромко произносил, были то неважное, что соединяло его с миром. Так тихо горящая лампадка есть то, что самое важное в келии. А остальное, стены, пол и потолок, скамьи и стол с куском хлеба, на нем лежащим, - только неизбежная дань суетному миру. Простые люди чувствовали благостное " что-то " этого аскета. И шли за ним» . В защиту о.Виталия Шульгин выступил даже с кафедры Государственной думы: «Во-первых, это аскет, затем это настоящий подвижник, который душу и тело отдал народу. Ведь многие из вас, гг., только говорят о народе, а этот человек день и ночь с ним, он всего себя отдал народу, он всегда с ним, и когда он с многотысячными массами, стекающимися в Почаев, и когда он проходит по Волыни» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Давно прошли для меня годы юношеских порывов, оканчиваются и годы самостоятельных усилий зрелого возраста, а приблизилось то, о чем так ясно и выразительно сказал Господь Петру: «егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши». И думал я: настает и мне время сдать свое малое послушание Святейшему Русскому Заграничному Синоду и так, под его руководством продолжать свою привычную работу, пока и насколько Бог даст сил. К этому я готовился. Но к тому, что Вы возвышаете мне, я был совершенно неподготовлен ... Однако, время всякой вещи под солнцем, и своя очередь всякой работе на ниве Христовой. И мы в этом не властны. Это устанавливается Высшей Рукою. Как в природе: настанет зима, и ее мертвящее дыхание все пронизывает насквозь – не только вершины гор, но и самые глубокие, недоступные ущелья, все сковывает. А придет весна: оживляющие силы ее почувствуются даже в самых глубинах земли. Так и в жизни целых народов. Недавно мы пережили психоз революции, и ее тлетворное, разрушительное дыхание прошло насквозь всю душу и тело народное, сказалось не только в политической, национальной, семейной, но и в церковной жизни. То, что мы читали в истории о смутных временах и лихолетьях прежних веков, то в сугубой мере пережили на самих себе. Когда отнято было «удерживающее» порядок, начались в Церкви самочиния и смуты, автокефалии, автономии, разделения и споры-споры без конца. И сделалось жутко и больно всякой благочестивой верующей душе. Восстенало и возжаждало мира все израненное церковное тело. Я живу, можно сказать, в самом глухом ущелье Русской земли, куда не могли проникнуть влияния извне, где сохранились обстановка и быт чуть ли не XVII-ro века. Однако и там слышны эти сетования, жалобы и воздыхания благочестивых верующих душ от самочиний и разделений, от тех косвенных отражений революционной разрухи. О, сколько пришлось перечитывать мне писем, исполненных скорби и мольбы, жалоб и суровых осуждений, и страстного желания вожделенного мира, согласия церковного, дисциплины и послушания: прежде всего послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Владыка, каковы Ваши впечатления о поездке в Почаев? В Почаев мы поехали вечером того же воскресного дня. По пути посетили Св. Троицкий Корецкий монастырь. Игумения матушка Рафаила показала нам святыни обители. Я помню, как мы были там в 2007 году и в этот раз в одной из комнат я увидел на стене фотографии, повествующие о посещении монастыря митрополитом Лавром. Кстати, в монастыре есть часовня, где непрестанно читается Неусыпаемая псалтирь. В Почаев мы приехали уже после полуночи. Темно, мороз, снег, тишина. Нас встретил благочинный иеромонах Виссарион и иеродиакон Феодор. Наместник лавры митрополит Почаевской Владимир отсутствовал, но мы не теряли надежды на встречу с ним. Успенский Почаевский монастырь – место для нас особое. Здесь подвизался и отсюда приехал в Джорданвилль будущий архиепископ Виталий (Максименко), отсюда пошло и наше типографское дело, и пение, и монашеские традиции. Отсюда прибыла к нам наша святыня – Почаевская икона Божией Матери. Как рассказывал мне митрополит Лавр, это был подарок владыке Виталию и Православной Америке от Почаева. Сначала икона пребывала в соборе в Бронксе. Когда после смерти владыки Никона (Рклицкого) в 1976 году по традиции икона посетила на День труда Джорданвилль, владыка Лавр оставил Почаевскую икону в Св. Троицком монастыре. На следующий день утром вышли с владыкой Георгием на улицу – холод был невероятный. Даже кости промерзали. Но какая благодатная была тишина. Снег, елка, украшения, оставшиеся с Рождества, Троицкий собор, который освящал митрополит Антоний (Храповицкий). В будни в 5 часов утра в Успенском храме служится полунощница, затем ранняя литургия в пещерном храме преподобного Иова. В Почаеве я заметил удивительно добрые лица монашествующих, паломников. Зима, подъезжают автобусы с паломниками и в 9 часов, к поздней литургии, собор был почти полон. Слушая пение, я вспомнил Джорданвилль – так же поет и наш хор. Помянул владыку Лавра, архимандрита Киприана, других братий монастыря, с утешением вспомнил свои семинарские дни и время, проведенное в монастыре. Особо помолился о владыке Виталии (Максименко), хотя лично я его не знал, но много слышал о нем от владыки Лавра. Иеродиакон Феодор рассказал нам об истории монастыря, Успенского собора, Почаевской иконы и " Стопочки " – места явления Божией Матери, о росписи храма и монашеской жизни. Потом мы спустились в пещеру, где почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Также в монастыре есть пещера, где при жизни подвизался преподобный Иов. Всего в монастыре более 100 человек братии, при лавре есть духовная семинария.

http://pravoslavie.ru/78288.html

Мама, Мария Дмитриевна, урожденная Шатилова, родилась в России, в Петрограде, а выросла в Сербии, в Белграде. Она читала на клиросе в Свято-Троицкой церкви в Белграде, хорошо знала митрополитов Антония (Храповицкого) и Анастасия (Грибановского), знала многих других архиереев. Владыка Иоанн Шанхайский Была знакома с будущим святителем Иоанном Шанхайским (Максимовичем), родители которого эмигрировали в Югославию после революции 1917 года. В Белграде он учился в университете на богословском факультете. Моя мама была с ним знакома еще до того, как он стал монахом: Максимовичи и Шатиловы дружили между собой семьями. Мама общалась с владыкой Иоанном, и когда он уже стал епископом. Называла его ласково «Владычка». Потом он был послан служить в Шанхай, и какое-то время они даже переписывались. После Второй мировой войны, в 1949-м году, мои мама и папа переехали в Америку со мной, моим братом Павлом и сестрой Марией; еще одна моя сестра, Ольга, родилась уже в Америке. Мы поселились в Вайнланде, штате Нью-Джерси, где всей нашей семьей стали активными прихожанами Свято-Троицкой церкви. Архиепископ Виталий (Максименко) Я даже не помню, когда начал прислуживать в алтаре, так рано стал это делать. В Свято-Троицком храме до сих пор есть очень маленький стихарь, такой, совсем маленький – я в нем прислуживал и даже держал посох архиепископу Восточно-Американскому Виталию (Максименко). Он основывал много приходов РПЦЗ в 1950-е годы, когда много русских людей приехали из послевоенной Европы в Америку. Благодаря его деятельности к весне 1953 года в Северной Америке и Канаде насчитывалось около 110 православных приходов, и Свято-Троицкий был одним из них. Прозорливость святителя Иоанна Шанхайского Когда мне было лет 12, святитель Иоанн Шанхайский прибыл на Архиерейский съезд РПЦЗ в Нью-Йорк и должен был служить в храме в Касвелле (ныне городок Джексон), штат Нью-Джерси. Мы тогда жили в городе Вайнланде, милях в 70 от Касвелла. И настоятель нашего храма, отец Николай Марцишевский, привез меня туда, потому что моя мама очень хотела, что святитель Иоанн Шанхайский благословил меня. Переписка между ними к тому времени давно прервалась, и святитель Иоанн ничего не знал о судьбе нашей семьи.

http://pravoslavie.ru/120739.html

Архиепископ Виталий (Максименко) Пример подвижнической жизни Я помню владыку Лавра с семинарии – он был моим преподавателем; я знал его даже раньше семинарии: он приезжал к нам в Наяк. 28 лет я был протодиаконом владыки Лавра, за эти годы часто служил с ним в монастырях, ездил с ним по приходам. Он меня рукоположил в священники. Владыка Лавр всегда был примером пунктуальности: в пять утра он уже на своем месте в храме Владыка всегда был примером пунктуальности. Если он находился в обители – он всегда благословлял трапезу, неукоснительно бывал на всех монастырских службах. В пять утра он уже стоял на своем месте в храме, на повечерии то же самое. Он всем показывал пример подвижнической, строгой к себе жизни. Его также всегда отличало благостное, мирное устроение. Митрополит Лавр Стиль владыки Лавра Владыка Лавр не терпел пошлости, никакой грубости, причем никогда не критиковал демонстративно, не устраивал демонстрации, не осаживал людей: дескать, как вы смеете в моем присутствии… У него все было гораздо спокойнее, интеллигентнее. По этому поводу вспоминается мне такой эпизод. Как-то на Масленицу мы были приглашены в один мирской дом в таком составе: владыка Лавр, владыка Петр (Лукьянов), тогда еще в сане архимандрита, и я. Хозяин дома находился в хорошем настроении и, видимо, уже выпил за праздник. Он собирался угощать нас блинами, приготовил рюмочки для вина. И вдруг он употребил не совсем красивый, нелитературный оборот, скажем так. И когда он это брякнул, я тихо сказал отцу Петру: – Вот увидишь: через пять минут нас здесь не будет. Владыка Лавр, казалось, пропустил неловкий оборот хозяина мимо ушей, но через три минуты сказал: – Спаси Господи, благодарим за блины, нам пора: завтра рано вставать – Богу молиться. И владыка благостно, с улыбкой, но ушел – это был его бытовой стиль. Он не стал делать выговор собеседнику, не стал его осуждать или обижать, но через пять минут мы уже ехали назад в монастырь. Митрополит Лавр и Патриарх Алексий Молитвенная помощь Экзамен властью владыка Лавр выдержал. Вообще это очень тяжелое искушение – испытание властью, и редкие люди его выдерживают достойно, а владыка его выдержал достойно. Он не стремился к высшей церковной власти, но принял ее за послушание – как крест. Да, когда его избрали, у меня было такое впечатление, что он принял это как нелегкий крест.

http://pravoslavie.ru/118526.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010