Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги " был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита " (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с " прадедовской верой " . Среди русинов " было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя " (4)... В самой Почаевской типографии печатаются " Листки об унии " , составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://religare.ru/2_53428.html

Сперва он вместе с немногими остался, притом, что большая часть братии уже находилась в Братиславе, столице Словакии. В те дни архиепископу Серафиму удалось пробраться в родную обитель и уговорить Васю и другого Васю, нынешнего архимандрита Флора, насельника Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, присоединиться к уехавшим. Вернувшись в Братиславу, Владыка Серафим послал за ними иеромонаха Виталия (Устинова, † 2006), будущего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, который с разрешения родителей доставил обоих Василиев в Братиславу. Через Германию и Швейцарию, где будущий Владыка Лавр был облачен в подрясник, став послушником, и некоторое время прислуживал Блаженнейшему митрополиту Анастасию (Грибановскому, † 1965), в 1946 году все они благополучно прибыли в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, в США. Этот тяжелый путь не мог не отразиться на душевном состоянии молодого человека. Однако по милости Божией рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей: архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет с пророческой надписью: " Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу... 20 декабря 1946 года " – эти слова, как впоследствии скажет Владыка Лавр, " укрепили меня духовно " . В 1948 года в Свято-Троицком монастыре молодой послушник был пострижен в рясофор. Владыка Виталий (Максименко) постриг его также и в монашество, с именем Лавр, рукоположил во иеродиакона (14 января 1950 года) и во иеромонаха (27 июня 1954 года). Влияние Владыки Виталия на отца Лавра было неустанным и благотворным. " Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за Православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий " , – вспоминал Владыка Лавр. Неоценимо влияние на Владыку Лавра и самого Свято-Троицкого монастыря. " Я, можно сказать, вырос в этой обители " , – говорил Владыка Лавр. Обе обители – преподобного Иова Почаевского в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле – как будто слились в его представлении, и последний стал прямым наследником первого.

http://religare.ru/2_63226_1_21.html

Вашему попечению Самим Господом Богом вверена забота не только о душах Ваших пасомых, но и о всем том, что может содействовать их материальному благосостоянию (...) Разъясните же Вашим прихожанам всю громадную пользу своей русской народной лавки, где бы они могли во всякое время достать необходимый им товар, вполне доброкачественный и по дешевой цене, без обмера, обвеса и всякого надувательства. 16 В 1906 г. во время революционных событий о. Виталий обличал революционеров и удерживал народ от поджогов. Член IV Государственной Думы В.В. Шульгин свидетельствовал, что ни «одного еврейского погрома, несмотря на его горячие речи, призывавшие к борьбе с революцией, на совести у архимандрита Виталия не было (...), как вообще не было ни одного насилия». 17 В 1907 г. о. Виталий закупил в Сибири 75 вагонов хлеба для голодавшей Волыни, а в следующем 1908 г. он содействовал переселению членов Союза Русского Народа на плодородные забайкальские и приамурские земли. 18 К концу Первой мировой войны о. Виталий был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат. В одну из таких поездок ему стало плохо, и он несколько недель пролежал без сознания. Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилев, с тем чтобы умолять государя взять свое отречение назад. Но к свиданию допущен не был. 19 В январе 1918 он сослужил в Киеве новому священномученику Владимиру за несколько дней до его кончины 20 . В мае того же года он принимает участие в тайном монархическом съезде в Киеве. 21 В марте 1919 г. архимандрит Виталий был арестован представителями Петлюровской директории и заключен в униатский базилианский монастырь в Бучаче. Архиепископ Евлогий Волынский находившийся вместе с ним в заключении вспоминал, что отношения с монахами складывались великолепно, «если бы не враждебное отношение к католичеству архимандрита Виталия. Он затевал с монахами споры, обрушивался на них, называя еретиками, отступниками... и как-то раз в запальчивости заявил: „Ваше причастие пища демонов...“». 22

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Укрепляло то, что рядом с Василием были двое надежных духовных руководителей – архимандрит Киприан (Пыжов) и архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий подарил ему свой портрет c надписью: «Моему духовному сыну от купели крещения и продолжателю моего служения Православной Церкви и русскому народу… 20 декабря 1946 г.». В 1947 году в Свято-Троицком монастыре владыка Виталий постригает молодого послушника в рясофор, а 19 марта 1948 года – в мантию с наречением имени в честь святого мученика Лавра. Затем владыка рукополагал во иеродиаконы (14 января 1950 г.) и во иеромонахи (27 июня 1954 г.). «Под его руководством проходило мое духовное воспитание и образование. Благодарю Бога, что дал мне быть на послушании у такого великого подвижника и борца за православие, каким был приснопамятный архиепископ Виталий», – вспоминал владыка Лавр. Владыка Виталий своим завещанием оставил владыке Лавру драгоценный и памятный наперсный крест, полученный им от Союза русского народа. О его значении владыка Виталий высказался однажды так: «Из всех церковных предметов, которыми я владел в течение моей церковной службы, сохранился у меня, как самое дорогое, наперсный крест, поднесенный мне, архимандриту, от Волынского союза русского народа. Я им особенно дорожу…». И неоценимо влияние на владыку Лавра самого Свято-Троицкого монастыря. Две обители – преподобного Иова в Ладомирове и Троицкий монастырь в Джорданвилле – словно слились в его представлении. В 1954 году он успешно окончил Свято-Троицкую духовную семинарию. Выделяясь среди других студентов семинарии своими способностями, отец Лавр еще до окончания полного семинарского курса (в то время был шестилетний курс) вел преподавание некоторых общеобразовательных предметов на младших курсах, а по окончании стал преподавателем Ветхого Завета и Патрологии. 2 июня 1958 года отец Лавр был награжден золотым наперсным крестом, а 6 сентября следующего года – возведен в сан игумена с возложением палицы. Распоряжением Блаженнейшего Митрополита Анастасия в 1960 году он был назначен на должность инспектора семинарии. Одновременно в течение ряда лет он исполнял в монастыре послушания секретаря духовного собора и заведующего книжным складом и экспедицией монастыря. 21 ноября 1963 г. награжден крестом с украшениями, а 17 апреля 1966 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravoslavie.ru/36530.html

По окончании Семинарии он по конкурсному экзамену поступил в Киевскую Духовную Академию, в которой однако на второй же год произошла с ним катастрофа, которая могла испортить всю его жизнь. Он был уволен из Академии с так называемым «волчьим билетом» без права поступления в другое высшее учебное заведение за бунт, который выразился в том, что он отказался снять свою подпись с письменного протеста, который подали студенты с обличением хозяйственных злоупотреблений эконома Академии. Все подписавшие эту жалобу под угрозой начальства быть уволенными из Академии сняли свои подписи, а он один отказался это сделать и «в назидание прочим» был таким жестоким образом уволен из Академии якобы за бунт с аттестацией «революционера». Уйдя из Академии, он пытался поступить учителем в церковно-приходскую школу, но ему, как «революционеру», в этом отказали. С трудом ему удалось устроиться в запущенную, стоявшую с разбитыми окнами министерскую школу в глухом селе Прядивка с жалованьем 120 рубл. в год и с питанием от крестьянских домов по очереди, как питались сельские пастухи. Однако о Прядивке у владыки Виталия сохранились трогательныя воспоминания. «Я отдался учебе со всем молодым жаром, и дети полюбили меня: прибегают рано утром и до позднего вечера сидят у меня. Матери приносят им еду в школу, а очередная и мне... и приговаривают еще: «вот, спасибо вам, панычику, что так заохотили при себе наших хлопцев, теперь у нас по хатам без них тихо, а раньше удержу не было от них»... Владыка проучил в этой школе всю зиму и так поднял ее, что ее перевели для его преемника в обычный разряд школ с жалованьем 300 рублей в год. Между тем о несчастии молодого студента Максименко, о несправедливом и жестоком изгнании его из Киевской Академии узнал молодой ректор Казанской Духовной Академии епископ Антоний (Храповицкий) , по настоянию которого Максименко был вызван в Святейший Снод к обер-прокурору Победоносцеву, и ему было разрешено поступить в Казанскую Духовную Академию. В Казанской Академии в это время господствовал новый дух владыки Антония, располагавшего студентов к принятию монашества и священного сана, под это влияние подпал и Максименко.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Иова Почаевского Джорданвилле в Америке, где тесно общался с владыкой Лавром, руководителем этого братства. Я просто обязан рассказать о той любви и сердечности, с которой монахи зарубежной церкви относились к издательскому делу. Сначала архиепископ Виталий (Максименко) перевез типографию из Почаевской лавры, когда наступала Красная армия, в Ладомирово (Словакия), а потом в Мюнхен. И лишь затем типография переместилась в Америку. В 40-60-е годы не было ни одной типографии в России, которая издавала бы богослужебные книги на церковно-славянском языке: Закон Божий, молитвословы, книги для церковного пения, святоотеческую литературу. Трудами небольшой горстки монахов, которые, не жалея своих сил, издавали православное слово, сохранилась в типографии прп. Иова Почаевского печатная традиция. После прибытия в Америку под руководством владыки Виталия (Максименко) будущий митрополит Лавр работал в типографии на разных послушаниях и досконально знал все печатное дело. Традиции печатного братства свято хранились и передавались монахам обители. Выходцем из Джорданвилльской школы является сейчас широко известный в России игумен Герман (Подмашенский). Мне посчастливилось бывать в горах Калифорнии, где два монаха - отец Серафим (Роуз) и отец Герман (Подмошенский) начали издавать для Америки журнал «Православное слово». В Америке, благодаря подвижникам, благодаря православной книге, растет авторитет веры православной среди американцев. Православные верующие в Америке занимают третье место после католиков и протестантов. То есть интерес к Православию огромный, благодаря книге. Два года я видел, как семинаристы, монахи тщательно относятся к работе в типографии, к изданию православной книги, как на русском языке, так и на английском. Несение печатного Слова Божия - это удивительная традиция Печатного братства прп. Иова Почаевского. Бережное отношение к печатному слову привил мне приснопоминаемый владыка Лавр. Это что касается небольшого моего опыта работы в типографии и в редакции журнала «Православная Русь».

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/20/...

В 1956 году Ответ Митрополита Анастасия был переиздан Свято-Троицким монастырем. На те же темы писал и приснопамятный Архиепископ Виталий (Максименко) в своем труде «Мотивы Моей Жизни». Архиепископ Андрей, (о. Адриан), называл Русскую Зарубежную Церковь временно самоуправляющейся Епархией Русской Церкви. Святитель Иоанн Шанхайский писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери Церкви. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединившие их.» Это же писали и многие другие Архипастыри, пастыри и авторы статей в церковной печати. От них и мы, будучи сознательно в Церкви с 1945 года, восприняли понимание о временности независимого существования Русской Зарубежной Церкви до освобождения России от коммунистической власти. Призывы приснопамятных Митрополитов Анастасия и Филарета о воздержании от даже бытового общения с представителями Московской Патриархии относились к периоду 60-70 годов, когда Советская власть стала использовать Церковь на международной арене. И совершенно прав был Митрополит Виталий, когда он говорил что безблагодатность Церкви в России мы утверждать не смеем, но действия священнослужителей, исполняющих волю безбожников во вред Церкви, конечно, безблагодатны. В 1991-м году коммунистическая власть пала и тоталитарное Советское государство перестало существовать. Пережитки советского мышления и, даже, государственного устройства конечно еще остались, но страна и Церковь в России считают и чувствуют себя свободными, и нет партийно-идеологических препятствий для церковного общения. Следовательно, с падением советской власти и прекращением террора в 1991 г. окончился и период Благословений Св. Патриарха Тихона и Архипастырей Основателей Русской Зарубежной Церкви. Путь, отмеченный вышеперечисленными Вехами, стал исподволь изменяться со времени тайного (и канонически сомнительного), рукоположения епископа Варнавы около 1984 года, и введения новой идеологии, по существу русофобской, в результате которой под видом восстановления Архиерейства Катакомбной Церкви стали создаваться новые, «зарубежные» церковные образования на территории России. Старая Катакомбная Церковь, до того почитавшаяся как церковь истинных исповедников, скоро была забыта. Новая идеология, говорила о том, что Русская Зарубежная Церковь является единственно истинной Церковью, несущей восстановление Церкви в России. Это повело к чуждому противостоянию между Русской Зарубежной Церковью и Церковью-Матерью, а затем и к странному поведению ряда Архиереев внутри самой Русской Зарубежной Церкви, сначала в России, а теперь и за рубежом. Сейчас, когда они выбыли из Зарубежной Церкви, создав собственные церковные организации, у Русской Зарубежной Церкви появилась возможность и свобода возвращения на путь, благословленный Святейшим Патриархом Тихоном и Её приснопамятными Основателями Первоиерархами и Архипастырями.

http://pravoslavie.ru/5225.html

Только эти две ---Русская Мать и Русская Дочь ! Поэтому на Владыку Николая Господом, Его Матерью, всем Апостольским и святительским Вселенским Небесным Собором возлагается величайшая ответственность нести тяжелейший Крест Христов церковнаго управления только с первосвятительским достоинством, " цело, здраво, долгоденствующе, право правящего слово Истины " . Это очень нелегкий и труднейший подвиг ----несение Креста Господня по управлению целой Церковью, епархии и приходы которой раскинуты по всему планетарному миру ! Посему в постоянную помощь Владыке Николаю должны всегда приходить великие святители Зарубежной Церкви, создавшие ее и сохранившие для последующих руководителей и поколений. Это --Святитель Иоанн Шанхайский, Первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, Виталий, Лавр и Иларион, славные архиереи Виталий Максименко, Аверкий Таушев, Никон Рклицкий, Серафим Иванов, Даниил Александров, Алипий Гаманович, и многие другие славные деятели Русской Зарубежной церкви, к молитвенной предстательской помощи всегда будет прибегать новый Первоиерарх.. Пусть Русская Православная Церковь Заграницей при новом Первоиерахе всегда остается ПОСТОЯННЫМ СПАСИТЕЛЬНЫМ ДОМОМ . " для всех труждащихся и обремененных " ! С избранием Вас, дорогой Владыко Николай ! написал 3 -три небольших статейных биографических очерка в общероссийской и епархиальной прессе. Владыка Иероним, 75 летний старец, по рождению, чистый англо--американец, бывший англиканин, перешедший в юном возрасте в Святое Православие. Владыка очень много хорошего и ценного сделал для Русской Зарубежной Церкви, как о нем пишут в переписке официальные представители Московской Патриархии. Владыка--первый по национальности англо--американец-епископ РПЦЗ МП после воссоединения РПЦЗ с МП. Он стал епископом в 62 года, в точности как по древним канонам, пройдя громадный жизненный путь и приобретя большой опыт священнослужения в РПЦЗ. Он обязан своим епископством покойным Патриарху Алексию-2 и Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Илариону (Капрал).

http://ruskline.ru/opp/2022/09/16/episko...

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Известные тогда политические условия -погром Православия в России, не позволили тогда ставить вопрос о переходе в подчинение Русской Церкви и съезд решил остаться в сербской юрисдикции, ибо Сербская Церковь наиболее близка Русской, ее тогдашнее руководство - выпускники российских духовных школ, в Сербии также располагалася центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам - на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции руководителем типографии Почаевской лавры. Он основал монастырь св. Иова Почаевского на Пряшевщине, пригласил туда старцев с Валаамского монастыря, начал издавать газету " Православная Карпатская Русь " , ставшую потом официальным изданием Русской Зарубежной Церкви " Православная Русь " . Также Подкарпатской Руси помогала знаменитая Битольская духовная семинария в Сербии, в частность такие ее выдающиеся представители, как архиепископ Иоанн Максимович и знаменитый сербский богослов Иустин Попович, который некоторое время миссионерствовал на Пряшевщине. Подкарпатская Русь приняла у себя около 11 тыс. русских белых эмигрантов. Естественно, возрождение Православия вызвало недовольство его противников и ими был инспирирован раскол. Его организатором выступил Константинопольский патриархат, который после внутрицерковного переворота, организованного откровенно антихристианскими политическими силами в начале 1920-х годов, стали называть не иначе как " троянским конем православного мира " . Иерархи, пришедшие к власти в этом патриархате в результате этого переворота - Мелетий (Метаксакис) и его последователи, сторонники реформации и экуменизма, прославившиеся поддержкой советских " обновленцев " и жестокими гонениями на Валаамских монахов, не признававших катастрофических для Церкви нововведений, в противовес Сербской Церкви назначает на Карпатскую Русь епископа Савватия (Врабеца).

http://pravoslavie.ru/put/sv/archimalexi...

При отступлении Русской армии в 1915 году Лавра была на короткое время эвакуирована в Могилёв, но уже в 1916 году архимандрит Виталий находился в непосредственной близости от фронта – на подворье в чешском Здолбунове или в имении своей духовной дочери Гринёвой-Мариут в Зозулинцах. В июне 1916 года Почаевская Лавра была освобождена от австрийцев. Вернувшиеся иноки встретили полное разорение: в храмах были устроены конюшни и кинематограф. Троицкий собор, построенный в 1912-1913 гг. в московском стиле, символ русской Волыни, потерпел такой ущерб, что до осени 1917 года в нём не совершались богослужения (5). Часть иноков Лавры была пленена и отправлена в концлагеря Венгрии. Почаевская типография, однако, с Божией помощью продолжала работать и в военное время, выпуская " Почаевский листок " и (издавался с 1886 года в Почаеве) и журнал " Русский инок " (издавался с 1910 года). Период с июля 1916 по февраль 1917 г.г. был относительно спокойным. Россия готовилась к решительному наступлению на силы Четверного союза. В Киевском военном округе сосредотачивались большие массы войск для прорыва за карпатские перевалы и десанта на Балканы. Глава Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества академик Алексей Соболевский в 1915-1917 годах вёл с руководством чешской общины России и военнопленными переговоры о присоединении их к Православию (6). В этот же период в Министерстве иностранных дел России разрабатывался проект создания независимого Чехословацкого государства, возможно, во главе с Великим Князем из Дома Романовых. К 1917 году Карпато-Русская Церковь уже существовала как единое целое (7). Не было никаких сомнений в том, что Ужгородская округа после победы войдёт в состав России... В феврале всё рухнуло. Потеря Монархии означала, что доселе ведшаяся под священными Кирилло-Мефодиевскими и Свято-Владимирскими знамёнами война за освобождение славянства превратилась в войну лишь за " демократические свободы " . Летом 1917 года состоялось последнее наступление русской армии. Генерал П.Н. Врангель вспоминает, что у адъютанта Л.Г. Корнилова Завойко он видел " сложенные в углу какие-то разноцветные флаги. На мой вопрос, что это такое, он сообщил мне, что армии готовятся к наступлению, что армия генерала Корнилова должна вторгнуться в пределы Галиции. Надписи на замеченных мною флагах – призыв к славянским народам Карпато-России, к восстанию против австрийского ига, к борьбе за свободу, которую несёт им армия русского генерала Корнилова. Надписи были на языках местных галицийских народностей " (8). Но ни знамен, ни освобождения эти народности тогда так и не увидели.

http://religare.ru/2_53428.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010