Архимандрит Алексий (Кабалюк) и архимандрит Виталий (Максименко) среди православных крестьян Другим немаловажным фактором, способствовавшим возрождению Православия в Закарпатье, стала политика Венгрии, направленная на мадьяризацию местного украинского населения. Для реализации своих планов венгерская власть использовало и высшее духовенство Греко-Католической Церкви. Мукачевские епископы были сторонниками венгерской национальной политики и пытались привести в исполнение все приказы имперского центра, такие как, например, о введении нового календаря, замене кириллицы латиницей и тому подобное. Интеллигенция и духовенство, которые получили образование благодаря венгерской власти, изменяли фамилии и теряли связь с простым крестьянством. Священники дома разговаривали по-венгерски, читали только венгерские книги и журналы. Они плохо выполняли свои обязанности духовных пастырей, были корыстолюбивы и чванливы. Введение обучения на венгерском языке в народных и церковных школах и мадьяризация церковного обряда стали одними из важных причин перехода закарпатцев в Православие. Недовольны были крестьяне и сохранявшимися со времен Средневековья церковными налогами – коблиной и роковиной, которые платились местному греко-католическому духовенству. Коблина выплачивалась сельскохозяйственными продуктами или деньгами, а роковину нужно было отрабатывать. Свою роль в возрождении Православия в Закарпатье и русофильских настроений сыграло и то, что многие священники, и прежде всего архимандрит Алексий (Кабалюк) и несколько активистов с. Иза, попали с помощью буковинской семьи Геровских, внуков графа А. Добрянского, в русские православные монастыри Луцка и Житомира, где их наставляли в вере русские священники и монахи. Также в русских монастырях оказались и некоторые закарпатцы, взятые в плен в ходе военных действий Первой мировой войны. Возвращались домой они с прорусскими настроениями. Открытка, посланная в начале XX века с Афона. Из архива родственников закарпатцев, ушедших на Афон После революции 1917 года в России в Закарпатье, которое вошло в состав Чехословакии, эмигрировало большое количество русских, буковинских и галицких москвофилов, которые поддержали православное движение. Они создали «Русскую трудовую партию», которую возглавлял А. Гагатко; печатным органом партии стала газета «Русская земля», в где публиковались статьи в поддержку православного движения. После 1919 года в Закарпатье поселилось около 9000 русских эмигрантов.

http://pravoslavie.ru/29077.html

В 1926 году Архиерейский Собор вновь столкнулся с вопросом о правах великого князя, когда со стороны ряда политических организаций стали поступать новые просьбы о его церковном поминовении как императора . Некоторые из членов Собора готовы были идти навстречу сторонникам Кирилла Владимировича, однако большинства они не составляли. Вопрос был поставлен на голосование и десятью голосами (включая письменные отзывы) против четырех было решено, что поминать великого князя как императора нельзя. Архипастыри заявили также, что пересмотра определения 1924 года быть не может. Однако небольшую уступку архиерейское совещание все же сделало. «В нарочитые дни и по особым случаям, по просьбам признающих великого князя Кирилла Владимировича Императором Всероссийским», его было разрешено поминать, но не как императора, а как «Благоверного Государя и великого князя» . Но даже такая формулировка могла вызвать протест у противников Кирилла Владимировича, в связи с чем решение не было опубликовано . 1930-е годы были отмечены процессом «стихийного поправения» русской эмиграции. Рост монархических настроений дополнялся еще и тем, что Русская Зарубежная Церковь в своих заявлениях уже не оглядывалась на Московскую Патриархию, евхаристическое общение с которой было прервано после известных интервью митрополита Сергия (Страгородского) об отсутствии гонений. Ярким и четким манифестом Русской Зарубежной Церкви стало послание Второго Всезарубежного Собора 1938 года «Русской пастве, в рассеянии сущей». Собор призвал «молить Бога, чтобы Он проявил милость Свою русскому народу и возвратил на престол Российский Своего Помазанника Православного Царя» . Митрополит Анастасий (Грибановский) Но имя будущего императора Собор опять же не назвал. Национальным центром, по мысли соборян, должна была стать не какая-либо партия и не частное лицо, а Русская Зарубежная Церковь. Задача формирования этого центра была возложена на ее Первоиерарха – митрополита Анастасия (Грибановского) . В те годы иерархи на местах сами решали, как поминать российскую власть. Например, епископ Феодосий (Самойлович) на службах молился за Кирилла Владимировича как за императора ; архиепископ Нестор (Анисимов) поминал Царствующий Дом без указания имен; архиепископы Мелетий (Заборовский), Виталий (Максименко), епископ Вениамин (Басалыга) молились о «Богохранимей державе Российстей». Введенная Архиерейским Собором 1938 года формула поминовения: «о богохранимей стране Российской и Российском Царственном Доме» – вызвала недовольство внутри РПЦЗ и была отменена .

http://pravoslavie.ru/114425.html

Покойный Митрополит в 2007 году говорил: " Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко) " . Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, " радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал " (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков. Почивший Митрополит Лавр, как и его наставник Архиепископ Виталий, деятельно участвовал в сохранении единства православных славянских народов. За несколько недель до кончины Владыка Лавр вместе с участниками Всемирного Русского Народного Собора поддержал целостность Сербии, недопустимость отрыва от неё Косова и Метохии. Приближающийся сороковой день со дня кончины Первоиерарха представляет нам повод для размышлений о миссионерском служении РПЦЗ в среде славянских народов, и прежде всего о служении славянам одного из её основателей, наставника Владыки Лавра Архиепископа Виталия (Максименко). Архиепископ Виталий (Максименко)Имя Архиепископа Виталия (1873-1960) прекрасно известно православным русским патриотам. Начальник Типографского трудового братства Почаевской Лавры, глава крупнейшего в России отдела Союза Русского Народа, участник Первого Всероссийского монашеского съезда (1909 г.), кандидат в Члены Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне (1917 г.), узник петлюровцев и " Второй Речи Посполитой " , устроитель " Нового Почаева " в Закарпатье, епископ Детройтский, основатель семинарии и книгопечатни святого Иова Почаевского в Джорданвилле, член Синода Русской Православной Церкви Заграницей – таков жизненный путь приснопоминаемого Владыки Виталия.

http://religare.ru/2_53428.html

Василий не мог получить места даже преподавателя церковно-приходской школы и должен был поехать в Екатеринославскую глубинку учителем в светской школе. Эта школа открыла ряд подвигов, строительств, возрождений с нуля, прошедших через всю жизнь будущего Владыки Виталия. «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла, достал дров и так занялся детьми с утра до вечера... На экзаменах моя школа, не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней, вышла первой...». 6 В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии – Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий) . Эту заботу о нем Владыка Антоний продлил до конца своих дней. Василий был принят на второй курс академии благодаря поручительству Епископа Антония. Владыка Антоний сам с детства мечтавший о монашестве был способен и в других зажечь любовь к ангелоподобному жительству. Под его влиянием в течение Великаго Поста 1899 года Василий решил свою судьбу. Так как у него уже начал развиваться туберкулез, Владыка Антоний дал ему в постриге имя Виталий в переводе с латыни значащее «жизненный». 7 Вскоре он был рукоположен во иеромонаха и приписан к Донскому монастырю в Москве, а потом послан преподавателем в Александровскую Миссионерскую Семинарию близ Владикавказа. Здешний климат помог его здоровью. Здесь о. Виталий посещает прокаженных и спасает семинариста который нечаянно опрокинул на себя керосиновую лампу. О. Виталий сам получил сильные ожоги. 8 Эта готовность к самопожертвованию была характерной чертой характера Владыки Виталия. В начале 1903 г. о. Виталий был возведен в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру, по настоянию переведенного в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого) . Здесь в Почаеве о. Виталий совершил свой следующий подвиг – возрождения Почаевской типографии. Архиепископ Никон (Рклицкий) в своих воспоминаниях 9 писал, что когда о. Виталий прибыл в Почаев, то там была запущенная типография и ни одного рабочего. За короткое время был построен трехэтажный корпус, в нем помещалось восемь скоропечатных машин, а типографское братство составляло 120­150 человек. Владыка Антоний свидетельствовал, что о. Виталий:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилёв, с тем чтобы умолять государя взять своё отречение назад. Но к свиданию допущен не был. После занятия Волыни поляками во время первой мировой войны был посажен в подводный каземат в Демблине. После освобождения эмигрировал в Югославию, затем в Чехословакию. Некоторое время служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия). Основал в селе Ладомирово на Пряшевской Руси монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём. 6 мая 1934 года в Белграде хиротонисан во епископа Детройтского, управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке, с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк). Воссоздал в обители типографию. 3 сентября 1934 года возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В ноябре 1935 года на Архиерейском Соборе в Сремских Карловцах было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митрополитом Феофилом (Пашковским), в состав которого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ. Поддерживал отношения с другими православными церквами. В 1936 году, он принял участие в архиерейской хиротония митрополита Антиохийской Православной Церкви Антония (Башира). В 1948 году сослужил при епископской хиротонии архимандрита Михаила (Константинидиса), бывшего с 1949 по 1958 год предстоятеля Греческой Архиепископии Северной и Южной Америки. В начале 1940-х годов, принимал участие в жизни Свято-Владимирской семинарии, заменяя Митрополита Феофила на посту ректора, председательствуя на совместном заседании Педагогического Совета с академической комиссией. В ноябре 1946 года собор духовенства и мирян Северо-Американской митрополии в Кливленде вынес постановление, согласно которому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с Московским патриархатом, так и с РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав Патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Ряд участников собора, в том числе Виталий, отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 года епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митрополитом Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла около 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство которыми было поручено Виталию Максименко, получившему титул «архиепископа Восточноамериканского и Нью-Джерсийского (Джерсиситского)». Благодаря активной деятельности архиерея по открытию приходов РПЦЗ к весне 1953 года в Северной Америке и Канаде насчитывалось около 110 приходов и свыше 150 клириков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

В другом случае, указывая на сопротивление русского народа безбожному коммунизму на протяжении всей революции, Архиепископ Виталий говорит: «Это все отдельные всплески пробуждающейся народной воли к освобождению. Они проникают теперь в народную толщу, как лучи вешнего солнца в замерзшую землю. Они расплавят ледяныя оковы зимы, они сорвут и понесут лед, сковавший и мертвящий народную жизнь, как несут и разбивают в мелкие кусочки ледяныя глыбы вешния воды родной Волги и широкого Днепра. («Мотивы моей жизни» стр. 8.) Призывая Русскую Зарубежную Церковь быть хранительницей правды Божией Архиепископ Виталий говорит: «Верую во едину святую соборную и апостольскую Церковь , в ту единую русскую Церковь , в которой я родился и в которой буду помирать». Преклоняясь перед Архиепископом Виталием и, воздавая хвалу и честь за подвиг его жизни, проследим его жизненный путь. Архиепископ Виталий, в миру Василий Максименко, родился в местечке Глафировка Таганрогского округа Екатеринославской губернии на берегу Азовского моря через залив от г. Ейска 8/21 августа 1873 года. Его отец был диаконом местной приходской церкви – Иоанн, мать Евфросиния. В семье было семь детей. Отец для пополнения своего скудного содержания занимался еще рыбной ловлей и во время этой ловли едва не утонул на оторвавшейся льдине, простудился и скончался 47-л. от роду. Через год от горя и нужды скончалась и мать, и все осиротевшия дети остались на попечении старшей девочки 18-летней Маши. Она вышла потом замуж за семинариста, ставшего священником, а старший брат тоже стал священником. Дети жили в глубокой бедности. Сахар и чай был для них недоступной роскошью. Василию удалось поступить в Мариупольское Духовное Училище и по окончании его в Екатеринославскую Духовную Семинарию, которую он окончил со званием студента, по первому разряду и с правом поступления в Духовную Академию. Годы учения для владыки Виталия проходили в нужде и в одиночестве. Для него не было радостей рождественских и пасхальных каникул, на которых он оставался в училище и в семинарии, а летния каникулы проводил в семье старшего брата, ставшего священником, но также проводил там время в одиночестве. «Не знал я ни семьи, ни общества и даже боялся их», говорил о себе владыка Виталий. У него выработался несколько суровый твердый волевой характер, растворенный христианской любовью, которую воспитала в нем Св. Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Поминальная встреча 16 марта 2023 года в храме на Берсеневке стала необычной ещё и потому, что сюда, специально для этого события, прибыла чудотворная мироточивая икона Царя-мученика Николая II, которая чаще всего бывает в храме Девяти Кизических Мучеников. Каждый с благоговением приложился к иконе, и все хором торжественно пропели величание. И всё это – не случайно, ведь известно, что Царственные мученики были причислены к лику святых именно в Русском церковном зарубежье в 1981 году, то есть на 20 лет раньше, чем в России. Но вот молитвы окончены, и гостеприимный настоятель храма пригласил всех, кто был в храме, продолжить беседу за поминальной трапезой, во время которой читались отрывки из недавно изданной Сретенским монастырём книги о митрополите Лавре. Приведём и мы факты биографии владыки Лавра, жизненный путь которого был впервые описан монахом Салафиилом (до пострига иноком Всеволодом Филипьевым) в Джорданвилльском патерике «Остров Божественной любви», входящем в его книгу «Святорусское откровение миру». 1 января 1928 года в селе Ладомирово появился на свет будущий митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (в миру – Василий Михайлович Шкурла). Было это на Пряшевской (Карпатской) Руси (ныне территория Словакии), и был он по национальности карпаторосс, иначе говоря – русин. Таинство Крещения над ним совершил известный почаевский архимандрит Виталий (Максименко). В возрасте 11-ти лет (1939) мальчик Василий вступил в печатное Братство преподобного Иова Почаевского, основанное иноками Почаевской лавры. В 20 лет принял монашество (19 марта 1948): сначала был постриг в рясофор и вскоре в мантию с наречением в честь святого мученика Лавра. Совершал постриг всё тот же Виталий (Максименко) – в то время уже архиепископ и основатель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Таким образом, ровно 60 лет до самой своей блаженной кончины владыка Лавр был, милостию Божией, истинным монахом. В 22 года (14.01.1950 года) он рукоположен в иеродиакона, а по окончании духовной семинарии в 1954 году стал иеромонахом. Тогда же начал преподавать в Свято-Троицкой духовной семинарии важнейшие дисциплины: «Священное писание Ветхий Завет» и «Патрологию».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pa...

Архимандрит Нафанаил (Львов) так вспоминал о деятельности архимандрита Виталия по воссозданию монашеского печатного братства: «Услышав в Югославии о том, что одно русское село на Пряшевской Руси хочет перейти в православие, но нет священника, который взялся бы это село обслуживать, о. Виталий бросил налаженную, спокойную жизнь в Сербии, где он – всей России, да и всей Православной Церкви известный пастырь, пользовался почетом и значением, и направился один в село Ладомирово. Поселился он впрочем, не в этом селе, а в соседнем более крупном селении – Свиднике, где снял помещение во втором этаже над корчмой, и поставил там с трудом приобретенную старую печатную машину, стал печатать воззвания, листки, потом молитвенники, служебники. Медленно, очень медленно стали собираться около него сначала трудники, студенты и священники, а потом и иноки. Из иноков одним из первых был игумен Савва (Струве), сын известного общественного и политического деятеля, правнук знаменитого русского астронома» . В 1924 г. трудами отца Виталия была закончена постройка храма в находящемся неподалеку от Свидника селе Ладомирове. Туда и переехал архимандрит Виталий с монашеским печатным братством преподобного Иова Почаевского. С 1925 г. в типографии начал издаваться церковный календарь. Со временем был напечатан целый ряд богослужебных книг: «Служебник», «Требник», «Великий сборник», «Помянник», несколько молитвословов . В 1928 г. начала выходить газета «Православная Карпатская Русь» – «церковно-народный орган православного движения на Карпатской Руси и Восточной Словакии». Целью этого издания была «борьба за восстановление православия среди завлеченного в унию с Римом населения Карпатской Руси». Епископ Григорий (Граббе) в своих воспоминаниях особо подчеркивал миссионерскую направленность газеты и всей издательской деятельности монашеской общины в Ладомирове: «Миссию на Карпатской Руси основал покойный архиепископ Виталий (Максименко). Ему было очень трудно, потому что он приехал без всяких средств. Тяга к православию там у населения была. В начале «Православная Карпатская Русь» ставила целью борьбу с унией и занималась местными карпатскими проблемами. Главное – защита православия и миссия… У владыки Виталия уже был опыт миссионерской работы в Почаеве, где он вызвал большое народное движение. Вся Волынь была под его влиянием. О. Виталий зажег интерес к православию у простых людей [iv] . Постепенно «Православная Карпатская Русь» начала рассылаться по всему русскому рассеянию, и, по свидетельству того же епископа Григория, очень понравилась председателю Архиерейского Синода митрополиту Антонию (Храповицкому), хорошо знавшему и любившего ее издателя архимандрита Виталия.

http://bogoslov.ru/article/4847071

Будущий владыка Лавр (в миру – Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Словакии, в Ладомирове. Эта так называемая Пряшевская Русь, западная окраина прежней Угорской Руси, входившей до Великой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Владыка происходил из карпатороссов или русинов – героической части русского народа на Карпатах, прародины славянства, которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения со стороны иноверцев и иноплеменников, твердо хранила – даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом – свою православную веру и свое национальное самосознание. Русины живут на Украине, в Словакии, других карпатских странах, сохранили древний язык Киевской Руси (он едва ли не на половину состоит из церковнославянизмов), на котором разговаривают, издают книги и периодику. В Ладомирове находилась обитель преподобного Иова Почаевского. Рано лишившийся матери, будущий митрополит вырос при монастыре, 12-летним отроком вступил в братство, трудился на монастырских послушаниях. Важнейшую роль в его жизни сыграл основатель обители – архимандрит Виталий (Максименко), бывший наместник Успенской Почаевской лавры, начальник Православной миссии в Словакии, впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви. Он крестил младенца Василия, после Второй мировой войны, уже в США, постригал в монашество, долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Архимандрит Виталий был не только настоятелем обители, но и возродил в ней знаменитое Почаевское типографского братство. Послушанию в типографии будущий владыка Лавр отдаст впоследствии не один день своей жизни. Впоследствии будущий владыка Лавр вспоминал: «… С детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского на Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание». …В 1933 году митрополит Антоний (Храповицкий) убеждает 60-летнего архимандрита Виталия принять архиерейский сан и отправиться окормлять православных эмигрантов в США. Насельники небольшого Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле просят владыку возглавить их общину. Владыка Виталий соглашается. В то время в монастыре, основанном иеромонахом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом, было всего несколько человек. В 1946 году обитель пополняется братией ладомирского словацкого монастыря, и владыка Виталий в третий раз, уже на американской земле, возрождает типографское братство и традиции почаевской святой обители.

http://pravoslavie.ru/36530.html

так полюбил это дело [типографское], что набрал целую армию послушников и там в последние годы, параллельно с лаврской братией устроил свое общежитие. У него, видишь ли, были монахи и послушники, а рабочих он нанимал, и все свое жалованье отдавал им. Спал он мало и часто просто в типографии, где либо под машиной, а в своей архимандричьей келлии устроил общежитие для рабочих. 10 О. Виталий жил в «маленькой комнате без мебели; прошлым летом г.] он прошел пешком около 900 верст с проповедью, да и дома в лавре всегда беседует с приходящими крестьянами, либо пишет статьи для Листка; худой, почти чахоточный, никогда не смеющийся, но часто плачущий». 11 Во время одного из таких крестных ходов в 1908 г. близ селения Берестечко крестьяне обратили внимание о. Виталия на валявшиеся на поле кости, принадлежавшие казакам гетмана Богдана Хмельницкого павшим здесь в 1651 в неравной битве с поляками. Во время битвы казаков ободрял посланный константинопольским патриархом святитель Иоасаф, который был схвачен и расстрелян. На о. Виталия произвели впечатление слова сказанные неким датчанином, управляющим имения гр. Граббе: Дикий и неблагодарный вы народ. Если бы у нас, в Дании, случилось что-либо подобное, если бы наши деды таки геройски умерли за нашу родину и веру, давно мы озолотили бы место их смерти, давно поставили бы им памятник, достойный великого подвига. Каждый из нас, даже последний школьник, знал бы где то место находится и какое событие на нем свершилось. 12 На месте «Казацких могил» был устроен монастырский скит. Кости казаков были собраны в нижней церкви и покрыты стеклянной крышкой. Государь император Николай Второй пожертвовал 25 тысяч рублей на это дело. 13 Посвятив поистине всю свою жизнь своей пастве Владыка Виталий заботился не только об их душах, но и о теле. При его участии был создан Почаевский Народный Банк, который давал крестьянам кредиты. 14 С августа 1906 г. о. Виталий возглавлял Почаевский отдел Союза Русского Народа. 15 Пытаясь сплотить крестьян, Почаевская типография выпускала листовки примерно такого содержания, как это воззвание к духовенству Волынской епархии подписанное Архимандритом Виталием:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010