Соч.: Св. Филипп, Митрополит Московский. П., 1927 Святые Древней Руси. П., 1931 Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. П., 1935 Русская религиозная мысль. Кембридж (Массачусетс), 1946. Т. 1; 1966. Т. 2 Сокровище русской духовности. Н.-Й., 1948 (на англ. яз.) Новый Град (сб. статей). Н.-И., 1952 Лицо России (сб. статей). П., 1967 Тяжба о России (сб. статей). П., 1982 Защита России (сб. статей). П., 1988 Судьба и грехи России (сб. статей): В 2 т. СПб., 1991 Curriculum vitae (Автобиография). Вестник РХД. 2002. 183. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Кассиан (Безобразов) , еп. Памяти ГП. Федотова. ЦВ. 1951. 6 (33) Памяти Г.П. Федотова . Вестник РСХД. 1951. 54 Иваск Ю. Молчание. Памяти Г. Федотова . Опыты. Н.-И., 1953. 1 Галахтин М. Г.П. Федотов . Золотая книга эмиграции. М., 1997. Федченков Иоанн Афанасьевич см. Вениамин, митрополит. Феодор ( Голицын Василий Иванович ; ок. 19101987, Гамбург, Германия), архимандрит. Из перемещенных лиц. Эмигрировал с отцом из Советской России в Германию во время 2-й мировой войны, учился на богословских курсах в лагере Фишбека под Гамбургом (19461947), состоял в юрисдикции РЗЦ, поступил в братию монастыря прп. Иова в Мюнхене (1947), пострижен в монашество (27.8.1949), иеродиакон (10.11.1949), член братии подворья монастыря прп. Иова сперва в Озуар-ля-Ферьер под Парижем (1949), а затем в г. По (19491950), диакон прихода в Лионе (19501951), поселился в Бразилии вместе с архим. Виталием (1951), член братии обители прп. Иова в Монтевидео (19511956), иеромонах (7.1.1952), рукоположение совершил еп. Виталий (Устинов), помощник настоятеля Троицкой церкви в г. Сан-Паулу (195614.3.1957), переехал в Канаду, член братии Успенского монастыря в Эдмонтоне (14.3.19571958), член братии Успенского монастыря в Монреале (19581975), заведующий типографией монастыря, помощник настоятеля каф. собора в Монреале (19581975), игумен (1959), архимандрит (20.9.1971), вернулся в Германию (1975), помощник настоятеля Св.-Николаевской церкви в Штутгарте (19751987), настоятель церкви в Мангейме (19751987) и Св.-Александро-Невского храма в Копенгагене (19821987).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Платона (Рождественского), который способствовал ему в служебном продвижении. Окончил Рязанскую Духовную семинарию (1893) и Киевскую Духовную академию (1897), помощник испектора Киевской Духовной академии, когда еп. Платон был ректором академии (18981902), секретарь совета академии (19021912), преподаватель женской гимназии в Киеве (19121916), директор Тифлисской 2-й мужской гимназии в бытность архиеп. Платона во главе Грузинского Экзархата (12.7.191631.8.1918), начальник канцелярии Высшего Церковного Управления на Юге России в Одессе (1.2.191922.3.1919), эмигрировал в Болгарию (1920), преподаватель русской гимназии в Варне (1.9.192030.11.1923), директор гимназии (30.10.19231.7.1925), переехал во Францию, диакон (22.5.1926), священник (23.5.1926), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Св.-Николаевской церкви в Булонь-Бийянкуре (24.5.19261.8.1926), уехал в США по приглашению митр. Платона (1926), настоятель Св.-Николаевской церкви в Филадельфии (19271932), протоиерей, больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужным список о. Н. Успенского (1926). АЕУА. Лит.: Com. List. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Успенский Николай Павлович (25.1.1894, с. Раменское Костромск. губ. – 20 или 29.8.1980, Брисбен, Австралия), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Костромскую Духовную семинарию, эмигрировал в Германию (1944) и оттуда в Великобританию (1947), регент хора в церкви при лагере для перемещенных лиц в Фишбеке иод Гамбургом (19451947), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (1946), священник (1947), переселился в Великобританию, помощник настоятеля Успенской церкви в Лондоне ( 19481951 ), переехал в Австралию ( 1951 ), настоятель Св.-Серафимовской церкви в Брисбене (1.4.195120 или 29.8.1980). Лит.: Максимов М. Скромный юбиляр. ПР. 1956. 16 Павел (Павлов), архиеп. Памяти прот. Н. Успенского . ПР. 1980. 20. Устинов Ростислав Петрович см. Виталий, митрополит . Устюков Алексий Павлович (18.5.1879, станица Бесергеневская Донск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что традиция совершения западного обряда в Русской Зарубежной Церкви была упразднена, приходам бывшей Сен-Денийской епархии было дозволено совершение византийского богослужения на французском языке. Кроме того, из осколков Сен-Денийской епархии была образована «Французская Православная Миссия», имевшая особый церковный статус и по-прежнему ориентированная на православное миссионерское служение в западном мире. Наиболее активным клириком Миссии был священник Амвросий (Фонтрие) 607 . Его трудами в 1960–1982 годы была проведена большая работа по переводу на французский язык святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Кроме того, были образованы новые приходы в Париже, Лионе и других местах Франции. Во второй половине 1980 годов священниками «Французской Миссии» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы , целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и «противостояние экуменизму» 608 . В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Спасо-Преображенского мужского монастыря в адрес священноначалия, которое, якобы, было подвержено «ереси экуменизма» 609 . Ригористичный архимандрит Амвросий (Фонтрие) заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым), и заявил о выходе «Французской Православной Миссии» из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник «Французской Православной Миссии» обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим «собратьям», а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1997 году епископам Ефрему Бостонскому и Макарию Торонтскому были усвоены титулы митрополитов. Спустя четыре года «Бостонский синод» учредил новую епископскую кафедру в г. Сиэтле (штат Вашингтон, США), на которую был назначен бывший епископ Розлиндальский Моисей, получивший титул митрополита Сиэтлского. В августе 2004 года во епископа Лох-Ломондского, викария Сиэтлской митрополии, был рукоположен настоятель монастыря святого Григория Синаита в Калифорнии архимандрит Сергий 498 . 3 сентября 2006 года был рукоположен викарий Бостонской митрополии епископ Карлайсльский Димитрий (Кириаку) 499 . В марте 2007 года была образована Австралийская епархия, для управления которой был рукоположен епископ Австралийский Спиридон 500 . Одной из составляющих раскольнического религиозного сознания является стремление к манифестации полноты благодатной жизни в схизматическом сообществе, что совершается посредством создания собственных сонмов святых и «чудотворных» святынь. Не является исключением в этом отношении и «Святая православная церковь Северной Америки». Решением «Бостонского синода» от 20 мая 2001 года бывший Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) был причислен к лику святых. Торжества «канонизации» прошли в Свято-Воскресенском храме г. Вустер, настоятелем которого является протопресвитер Виктор Мелехов, пребывавший на должности Экзарха «авксентьевского» синода в России вплоть до своего выхода из названной юрисдикции в конце 2001 года 501 . Данная «канонизация» имеет для «Бостонского синода» особое апологетическое значение, поскольку демонстрирует позитивное отношение означенной группировки к РПЦЗ, подчёркивая то обстоятельство, что только с приходом митрополита Виталия (Устинова) Русская Зарубежная Церковь стала на путь отступления, повлёкшего за собой отделение Спасо-Преображенского монастыря. В 1997–2002 годы в ведении «Святой православной церкви Северной Америки» пребывали один женский и два мужских грузинских монастыря в Грузии, а также группа верующих во главе с архимандритом Иоанном (Шеклашвили), впоследствии вернувшиеся в Грузинский Патриархат. В настоящее время грузинское представительство «Бостонского синода» возглавляет священник Андрей Борода 502 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ППЦ – Польская Православная Церковь ; РЗЦ – Русская Зарубежная Церковь ; РПАЦ – Российская Православная Автономная Церковь ; «РПАЦ в Америке» – «Российская Православная Автономная Церковь в Америке»; РПСЦ – Российская Православная Свободная Церковь ; РПЦ – Русская Православная Церковь ; РПЦ МП – Русская Православная Церковь Московского Патриархата; РПЦЗ – Русская Православная Церковь Заграницей; РПЦЗ (Л) – Русская Православная Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Лавра (Шкурло); РПЦЗ (В) – Русская Православная Церковь Заграницей юрисдикции митрополита Виталия (Устинова); Вестник РХД – Вестник Русского Христианского Движения; РЮО – Республика Южная Осетия; СИЭ – Советская Историческая Энциклопедия; ССПЦ – Свободная Сербская Православная Церковь ; УАПЦ – Украинская Автокефальная Православная Церковь ; «УАПЦ(к)» – «Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая»; «УАПЦ-С» – «Украинская Автокефальная Православная Церковь_Соборноправная»; УПЦ КП – Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат; УПЦ МП – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата; «УПЦ США и Рассеяния» – Украинская Православная Церковь США и Рассеяния; Церковь ИПХ – Церковь Истинных Православных Христиан; ЦИПХ – Церковь Истинных Православных Христиан; ЦТБО – Центр Традиционного Богословского Образования; CTOS – Center for Traditionalist Orthodox Studies. Библиография: 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.– М.: РБО, 2000. – 1337 с. 2 . Триодь Цветная.– М.: Издание Московской Патриархии, 1992.– 336 с. . Публикации документов: 3 . Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– Специальный выпуск.– С. 24. 4 . Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ/Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1986.– 5–6, 7–8.– С. 74–78. 5 . Заявление Канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ/Церковная жизнь.– Джорданвилль.– 1990.– 3–4.– С. 114–115. 6 . Заявление Священного Синода РПЦ МП о ситуации в Эстонии/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 2000.– 11.– С. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Фишбеке, Пасинге, Шляйсгайме были организованы христианские кружки, в Менхегофе, Шляйсгайме, Фишбеке, Гангхоферзидлунге и в других лагерях созданы типографии, где издавались молитвословы, акафистники, печатные листки и другая православная литература, которая способствовала распространению и укреплению православной веры. В лагере Герсбрук по благословению еп. Рижского Иоанна прот. Николай Виеглайс подготовил к изданию духовно-просветительский сборник «Тихое Пристанище», в который вошли отдельные статьи, проповеди , богослужебные тексты, поучения святых отцов, рассказы, стихотворения и другие материалы. Многие из бывших священнослужителей Латвийской православной церкви, например, прот. Иоанн Легкий, прот. Алексий Ионов, прот. Георгий Бенигсен и другие входили в штат клириков Псковской миссии и весь свой опыт и знания реализовывали в лагерях DP. Уникальный опыт духовного просвещения накопили в лагере Фишбек. Архимандрит Виталий (Устинов) организовал в нем курсы псаломщиков, Высшие пастырско-богословские курсы, на которых обучались 12 юношей, создал иконописную мастерскую [Нафанаил, 523] и даже собрал из жителей лагеря «небольшую монашескую братию». Такое устроение церковной жизни не могло остаться бесплодным, в лагере был совершен ряд хиротоний. В 1946 г. еп. Нафанаил рукоположил в сан иерея дьякона Николая Успенского – одного из преподавателей курсов псаломщиков. Приняли сан и двое других наиболее активных мирян – Сергей Сергеевич Щукин, который уделял много внимания духовному воспитанию молодежи, и представитель дворянского рода Георгий Александрович Шереметьев. Каждый из них в свою меру осуществлял пастырское попечение, оставаясь служить в Фишбеке. Особое внимание в лагерях DP уделялось духовному просвещению и воспитанию детей и молодежи, что в большой степени легло на плечи активных мирян, в основном представителей «первой волны» эмиграции, выходцев из дворянских сословий, имеющих прекрасное образование – они составляли немалую часть DP. Во многих лагерях открывались школы и гимназии, которыми управлял учебный комитет, возглавляемый директором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

321 Supplemental complaint for Declaratory Relief and Amended Action for Declaratory Relief. 1963. June 28. 324 Affidavit in Opposition to Plaintiffs Application for Preliminary Injunction. 1963. July 5. 334 Memorandum of Points and Authorities in Opposition to Plaintiffs’ Motion to Set Aside Judgment. 1964. October 2. 336 Позднее Евгений так объяснял понятие хилиазма: «Это еретическое учение святые отцы Церкви осудили еще на заре христианства. Свои истоки оно берет из неправильного толкования Книги Откровения (Апокалипсис). Православная Церковь учит, что период царствования Христа со святыми, когда диавол “связан” на тысячу лет ( Откр.20:2 ), есть само наше время, между Первым и Вторым Пришествием Христа (1000 – число, символизирующее полноту). Святые уже царствуют со Христом в Его Церкви, но все это тайнозрительная область, и она никогда не облечется в грубые земные политические одежды, как тому учат хилиасты. Ведь диавол действительно “связан” на это время, ограничен в своих действиях против человечества, я верующие, истинно живущие во Христе, причащающиеся Святых Таин, ведут благословенную жизнь уже сейчас, готовят себя для вечного Царствия Божия. Неправославные, лишенные Таинств Церкви, не могут вкусить истинной ее жизни, не могут постигнуть мистического Христова Царства и потому ищут царства политического, внешнего». См.: The Orthodox World, nos. 100–101 207. 340 Thomas Merton. Christian Action in World Crisis. Black Friars. June 1962. P.266–268. Reprinted in: Thomas Merton on Peace. New York, 1971. 342 Черновик письма Евгения Роуза Томасу Мертону, 1962г. В работе Евгения Роуза «Christian Realism and Worldly Idealism» (The Orthodox Word. 1986. P.149–156). 355 Не следует путать его с вышеупомянутым архиепископом Канадским Виталием (Устиновым). Известный как архиепископ Виталий Джорданвилльский, он был настоятелем Свято-Троицкого монастыря вплоть до своей кончины в I960r. 357 На собрании умолюбцев 2 февр. 1964г. Евгений прочел лекцию под названием «Философия и диалектика нигилизма», основанную на его работе над «Царством человеческим и Царством Божиим». Из расшифровки серии лекций о. Серафима (Роуза) «Orthodox Survival Course», посвященных западной философии (1975г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

В нояб. 1946 г. в г. Кливленде Собор духовенства и мирян Американской митрополии принял решение о прекращении адм. подчинения Североамериканской митрополии Синоду РПЦЗ. Часть делегатов Собора, к-рых возглавляли 4 архиерея, ранее находившиеся в юрисдикции РПЦЗ, в их числе Эдмонтонский и Канадский архиеп. Иоасаф (Скородумов; возведен в этот сан 29 окт. 1946), подписали заявление, в к-ром назвали разрыв с Синодом РПЦЗ антиканоничным и вышли из подчинения Североамериканской митрополии. Постановлением Синода РПЦЗ от 4 марта 1947 г. было принято решение о восстановлении в Сев. Америке административной структуры РПЦЗ. В том же году Канадская епархия РПЦЗ была разделена на 2 самостоятельные епархии: Восточноканадскую с центром в Монреале и Западноканадскую с центром в Эдмонтоне. Правящим архиереем Западноканадской епархии остался архиеп. Иоасаф (Скородумов). Восточноканадская епархия перешла под управление еп. Григория (Боришкевича; с 1952 архиепископ). С кон. 1950 г. архиеп. Иоасаф был командирован в Аргентину и 24 сент. 1951 г. освобожден от управления Эдмонтонской кафедрой. Правящим архиереем Западноканадской епархии был определен архиеп. Пантелеимон (Рудык) , но указ о назначении не разглашался до его прибытия в Эдмонтон, т. к. Синод РПЦЗ опасался противодействия со стороны многочисленных в Зап. Канаде укр. автокефалистов. До прибытия архиеп. Пантелеимона на место служения в нояб. 1952 г. обязанности администратора епархии временно исполнял архим. Антоний (Медведев). По свидетельствам архим. Антония, дела в епархии в это время были расстроены. Кроме Эдмонтона регулярные богослужения совершались лишь в 3 приходах: в Ванкувере, Калгари, Виннипеге, а также в Покровском жен. скиту. Часть приходов РПЦЗ окормлялась клириками др. юрисдикций. В Вост. Канаде количество правосл. приходов увеличивалось за счет прибытия бывш. советских граждан, перемещенных во время второй мировой войны. 26 февр. 1954 г. Монреальский и Восточноканадский архиеп. Григорий (Боришкевич) был переведен на Чикагскую кафедру. Западноканадский архиеп. Пантелеимон (Рудык) перешел на Монреальскую кафедру, а Эдмонтонскую кафедру занял еп. Виталий (Устинов ; впосл. митрополит, первоиерарх РПЦЗ). В 1955 г. недалеко от Эдмонтона еп. Виталий устроил Успенский скит для размещения прибывшей с ним из Бразилии братии и для устройства типографии. 1 мая 1957 г. архиеп. Пантелеимон (Рудык) был уволен Синодом РПЦЗ на покой. Впосл. он был принят в юрисдикцию Московского Патриархата и возглавил Эдмонтонскую и Канадскую епархию РПЦ. 23 авг. 1957 г. Восточноканадская и Западноканадская епархии РПЦЗ были вновь объединены в одну епархию во главе с Монреальским еп. Виталием (Устиновым; с 1958 архиепископ). Для управления приходами Зап. Канады был назначен викарный еп. Эдмонтонский Савва (Сарачевич) , архиерейская хиротония которого состоялась 28 сент. 1958 г. После того как в сент. 1971 г. еп. Савва ушел на покой, новых назначений на Эдмонтонскую викарную кафедру не последовало.

http://pravenc.ru/text/1470185.html

Архив Пн Епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн: Мы должны чувствовать себя одной Церковью 11 апреля 2022 г. 14:38 В этом году исполняется 15 лет с момента подписания Акта о каноническом общении между Московской Патриархией и Русской Православной Церковью Заграницей . Епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн вспоминает, как он переживал эти события, зачем противники воссоединения пытались похитить архиерея из Ири и в чем духовное значение этого исторического события для всего нашего народа. — Владыка, возвращаясь памятью к тем знаменательным и эпохальным событиям, задам первые вопросы: где застала Вас весть о подписании Акта? Какова была Ваша реакция? И что в тот момент происходило вокруг? Вспомните об этих днях.  — Я пользуюсь словом «примирение». Этот процесс длился несколько лет, поэтому для меня он не был неожиданностью. Большие сдвиги начались в начале 2000-х годов, когда я служил в Иерусалиме. Митрополит Виталий (Устинов) ушел тогда на покой, а он был ярым противником переговоров с Москвой. После его ухода вокруг него создали раскол. Но дело сближения уже началось, начались переговоры, значит, примирению суждено было быть. Для меня это было радостно. Никто не торопился, но важно, что уходил «сектантский» менталитет в стиле «мы единственные стоим в Истине, и объединяться с Москвой никак невозможно». Мне вначале казалось, что немного торопились с этим решением. Но после примирения появились нормальные отношения, я подумал — надо было быстрее, еще в 1991 году начинать что-то делать! Но о самом моменте подписания Акта о каноническом общении я не особо переживал, потому что это было завершение ранее начатого процесса. — Примечательно, что Вашу кандидатуру на епископскую хиротонию утверждал уже Патриарх Алексий II. — Да, я первый архиерей Зарубежной Церкви, рукоположенный по благословению Московского Патриарха. Но это просто случайность! Были надежды, что на мою хиротонию приедет владыка Егорьевский Марк , но в Москве неожиданно созвали Собор, и он к нам не прибыл.

http://patriarchia.ru/db/text/5916015.ht...

О. Анатолий и его супруга Эмико Через год я получил стипендию, чтобы поехать изучать китайский в Тайваньский национальный университет в Тайбэе. Отправился я туда через Японию: из Нью-Йорка полетел сначала в Сан-Франциско, дальше – в Гонолулу и потом в Токио. Внутренний голос сказал: «Ты с этим человеком проживешь всю жизнь». Спустя неделю после того, как мы впервые увиделись, я сделал ей предложение В Токио я поселился в гостинице одной из протестантских организаций. Позвонил Эмико: пришла моя японочка, открыла калитку, а я смотрел из окна… Так мы впервые увидели друг друга, и не то, чтобы у меня внутри колокола зазвучали, ангелы запели, а внутренний голос сказал: «Ты с этим человеком проживешь всю жизнь». Это было в 1962 году. Спустя неделю после того, как мы впервые увиделись, я сделал ей предложение. Вскоре я вылетел из Токио на Тайвань – учиться. Моя мама тоже начала по-английски переписываться с моей будущей женой. В Сан-Франциско Эмико приехала из Йокогамы в мае 1964 года. Мама специально прилетела из Торонто, чтобы встретить ее в порту. Венчание Анатолия и Эмико. Троицкий храм в Торонто, Канада, 1964 г. Венчались мы в Троицкой церкви в Торонто в 1962 году в день святых апостолов Петра и Павла. Венчал нас архиепископ Монреальский и Восточно-Канадский Виталий (Устинов), будущий Первоиерарх Зарубежной Церкви. Он же ее крестил за день до венчания с именем Емилия. Когда мы поженились, Эмико решила, что японцам будет интересно узнать о русских иммигрантах и перевела на японский язык ее с моей мамой переписку. Книга вышла под названием – «Завтрашней маме с любовью». На обложке – фото нашего венчания. Когда мы только поженились, все думали, что Эмико – моя младшая сестра. Мама, бывало, даже сердилась и говорила, что это ее невестка. Вскоре мы уехали из Торонто и начали нашу новую жизнь в Беркли, где я продолжил обучение для получения докторской степени на кафедре лингвистики в Калифорнийском университете. В 1965 году родился наш старший сын Николай. На «райских островах»

http://pravoslavie.ru/153778.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010