Формально в последние полтора десятилетия противоречия между РПЦ и РПЦЗ были сняты, но прерванное евхаристическое общение, расхождения по каноническим вопросам и, наконец, разлаженные административные, хозяйственные связи мешали воссоединению. Процесс происходил небесконфликтно, потребовались длительные переговоры. Различные изводы «истинного православия» С начала 90-х годов патриарх многократно высказывался за возможный диалог, но РПЦЗ встречала приглашения настороженно. Опасения стали развеиваться, когда были приняты «Основы социальной концепции» РПЦ. В разделе «Церковь и государство» сформулирована новая позиция в отношении государственной власти: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Положение даже вызвало непонимание: что значит - отказать в повиновении? А как же лояльность действующей власти? И на Архиерейском соборе РПЦ в 2000 году сотрудничество Церкви с «богоборческой властью» было осуждено: впрочем, без осуждения «сергианства» - эту тему обошли. За рубежом тоже происходили перемены: митрополит Виталий (Устинов), четвертый первоиерарх РПЗЦ, в 2001 году ушел на покой, поздравив митрополита Лавра (Шкурлу) с избранием. Все происходило своим чередом, курс на сближение был взят, и вдруг митрополит Виталий «вернул» себе управление РПЦЗ. Это повлекло образование РПЦЗ (В), где буква «В» указывает на главу Церкви. В 2006 митрополит Виталий скончался на 97-м году жизни, но аббревиатура не потеряла значения. РПЦЗ (В) и РПЦЗ (Л), указывающая на Лавра как первоиерарха, означают, если так можно выразиться, две «партии» внутри РПЦЗ. Подписание «Акта», который срастит РПЦ и РПЦЗ, несомненно, усилит тектонический разлом внутри РПЦЗ. Свои расхождения и в России: так называемая Российская православная автономная церковь (РПАЦ), по сути дела сектантское образование, по примеру всех церквей в истории человечества выводит свою генеалогию из глубины веков - с крещения Руси Владимиром. По мнению верующих РПАЦ, в результате событий 1917 года Церковь разделилась на две части - но истинной православной церковью они готовы счесть не Русскую православную церковь, а «гонимую катакомбную церковь российскую», которая не подписывала «Декларации».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах, как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души " (Синодальный сайт РПЦЗ, 26 сентября 2006 г.). Заключение Русское церковное зарубежье в ХХ веке принесло Вселенскому Православию удивительное явление - соцветие праведных архиереев. Не для красного словца можно сказать, что большинство из них стяжало святость у Господа и истово служило православному народу различными дарами. Назовем лишь некоторые имена этих праведников - святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), почившие первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, архиепископы Феофан (Быстров), Леонтий и Антоний (Бартошевичи), Виталий (Максименко), Никон (Рклицкий), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Леонтий Чилийский, Антоний Лос-Анжелосский, Антоний Сан-Францисский, епископ Митрофан Бостонский. То поистине были духовные вожди, исповедники, старцы, печальники и молитвенники своего народа. Среди них достойное место занимает и митрополит Виталий (Устинов). Митрополит Виталий являлся личностью яркой, сильной, эмоциональной. Если его увлекала какая-то идея, он отдавался ей целиком. Иногда указывают на противоречивость высказываний митрополита, но как бы там ни было, общее направление его деятельности и мысли ясно: это любовь ко Христу, Православию, Церкви, Святой Руси, русскому народу. Напрасно некоторые навязывают митрополиту Виталию ярлыки ненавистника Русской Церкви на родине. Да, его сердце непрестанно болело и скорбело о чистоте Православия и не только на родине, но и во всем мире, но он никогда не терял надежды. И если суммировать все высказывания митрополита, то его позиция будет выглядеть вполне умеренной. Вот характерная цитата: " Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства... потому, что Глава ее - Сам Всемогущий Господь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Я согласился и вскоре вместе с танцевальной группой нашего университета впервые в жизни оказался в России. Это было еще при Брежневе, летом, перед поступлением в семинарию. Когда я вернулся, то понял, что Свято-Владимирская семинария ничего общего не имела с Русской Церковью – слишком она «современная», я бы сказал. Отец посоветовал мне поступать в Свято-Тихоновскую в Южном Канаане, которая тоже в юрисдикции Православной Церкви в Америке . Перед поступлением я встретился с ректором, тогда еще епископом Германом, будущим предстоятелем ПЦА, почитателем всего русского, и сказал ему, что только что вернулся из России. «Расскажи мне обо всем, что ты там видел!» – попросил он, а выслушав, сказал: – «У тебя русская душа. Поступай, и, надеюсь, ты станешь монахом». Владыка благословил меня быть его келейником и иподиаконом. После окончания семинарии я служил на приходе в городе Лорейн штата Огайо, большую часть которого составляли выходцы из Болгарии и Македонии, потом в соборе Всех святых (ПЦА) в Детройте. Там большинство верующих были русскими. Именно там я стал выступать за сохранение старого – юлианского – календаря и из-за этого вынужден был покинуть ПЦА и перейти в Русскую Зарубежную Церковь. Душа моя лежала к монастырю. Тогдашний первоиерарх РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) послал меня восстанавливать Магопак – то самое место, куда в начале 1950-х годов из Европы переехал Синод Зарубежной Церкви. На момент моего туда приезда все там было разрушено, и я, как профессиональный плотник, понимал, что время ушло и уже невозможно восстановить былое, тем более силами одного человека. Тогда митрополит Виталий предложил мне устроить монастырь в Мичигане и дал на это три года… – И как вы начинали? – Купил сначала дом. У меня была знакомая русская женщина – Евдокия. Ее муж и единственный сын умерли, и она относилась ко мне как к сыну. Она купила дом под монастырь в красивом месте – Гросс-Пойнт, но архиереи Зарубежной Церкви сошлись во мнении, что у монаха не может быть хорошего дома. Тогда мы решили выставить дом на продажу и подыскать другой, более подходящий для иноческих келий. Мы запросили за наш дом сумму в четыре раза больше его стоимости. Митрополит Виталий сказал: «Если тебе суждено построить монастырь – дом продастся…» Спустя три дня после того, как мы объявили о продаже, дом купили за полную стоимость! Чудо!

http://pravoslavie.ru/59878.html

26 .09(09.10).1921–06(19).07.1926: Николай Никольский 22 .09(05.10).1927–29.10(11.11).1927: Лука Войно-Ясенецкий 1927–1929: Василий Беляев 12(25).09.1929–1935: Сергий Зверев 03(16).08.1935–30.09(13.10).1935: Серафим Протопопов, в. у. 30 .09(13.10).1935– 19.10(01.11).1935: Артемон Евстратов 19 .10(01.11).1935–06(19).03.1937: Серафим Протопопов Елецкая (обн.) 17(30).11.1927–25.01(07.02).1928: Димитрий Крылов 1929–20.12(02.01).1930: Александр Филиппов 08(21).05.1931–22.11(05.12).1932: Николай Соколов 1932–04(17).11.1937: Василий Павлов Елисаветградская см. Кировоградская и Николаевская Елисаветпольская см. Кировабадская Енисейская см. Красноярская Енисейская (обн.) 1925–1926: Иннокентий Орфеев, в. у. Енотаевская 05(18).09.1917–1918: Леонтий фон-Вимпфен 1919–1919: Палладий Соколов 21 .09(03.10).1919–1920: Анатолий Соколов 1920–1926: 1926–1928: Стефан Гнедовский 1928–1930: 11(24).02.1931–05(18).06.1931: Алексий Орлов Епифанская 05(18).08.1920–05.1922: Виталий Введенский Епифанская (обн.) 05 .1922–03(16).08.1922: Виталий Введенский Ерсикская 1939(?)–: Александр Витол Ефремовская Сергий Рождественский 24 .08(06.09).1924–11(24).03.1925: Варлаам Пикалов 23 .03(05.04).1925–1927: Сергий Никольский 1927–1928: 1928–1929: Арсений Денисов Ефремовская (обн.) 1930–26.12(08.01).1930: Иоанн Симонов 29 .01(11.02).1931–1934: Николай Смирнов Жиздринская (обн.) 07(20).03.1929–1929: Герман Никольский 16(?)(29).09.1929–: Константин Снегирёв Житомирская 14(27).05.1914–1920: Евлогий Георгиевский 1920–1921: Гавриил Воеводин, в. у. 1921 –1922: Фаддей Успенский , в. у. 1922–1926: Аверкий Кедров 1924–1925: Максим Жижиленко, в. у. 1925–1929: 1929–: Максим Руберовский –30.04(13.05). 1932: Николай Пирский, в. у. 31 .10(13.11).1932–10(23).10.1934: Вячеслав Шкурко, в. у. 23 .10(05.11).1934–06(19).06.1937: Филарет Линчевский 1937–1940: 06(19).08.1940–1941: Дамаскин Малюта 13(26).11.1941 –1943: Леонтий Филиппович, в. y.; окк. 01(14).08.1944–1946: Антоний Кротевич Житомирская (обн.) 1923– 1924: Леонтий Устинов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Резиденция Н. находилась при Вознесенском соборе в ньюйоркском р-не Бронкс. Из-за широкого распространения преступности люди боялись ходить по этой улице. Прот. Г. Ларин, бывший в течение 2 лет секретарем Н., вспоминал: «Даже в пасхальную ночь двери Вознесенского собора оставались запертыми во время богослужения и крестный ход совершался внутри храма» ( Ларин. 1992. С. 7-8). Н. лично отвечал на все письма, многие из к-рых содержали просьбы о материальной помощи. Он указывал на письме сумму и поручал секретарю выписать чек и отправить с ответом на письмо (Там же). Отличался терпеливостью и смирением, умел примирять противоположные мнения на Архиерейских Соборах, на к-рых ему обычно поручали подготавливать проекты самых сложных резолюций ( Граббе. 1976. С. 2-3). Митр. Виталий отмечал, что Н. «обладал исключительным даром мерности, благоразумия, спокойствия, рассудительности. И во всех самых запутанных ситуациях и положениях он всегда находил самые простые и благоразумные решения» ( Виталий (Устинов). 1976. С. 2). Скончался в приходском доме при Вознесенском соборе в г. Нью-Йорке от сердечного приступа. Похоронен в нижней ц. Свято-Владимирского храма-памятника в Джэксоне. Соч.: Краткое жизнеописание блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого. Белград, 1935; Утешение в скорбях. Белград, 1943. Вып. 1; День всеобщего покаяния и поста 4-17 июля 1918-1958. Н.-Й., 1958; Жизнеописание блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого. Н.-Й., 1958-1969. 16 т.; Мой труд в винограднике Христовом: Сб. ст. и проповедей. Монреаль, 1975-1993. 2 т.; Митр. Антоний (Храповицкий) и его время, 1863-1936. Н. Новг., 2003-2012. 3 кн. Лит.: Деяния II Всезарубежного Собора РПЦЗ. Белград, 1939. С. 5, 14; Коренева О. День тезоименитства архиеп. Никона и прощание с архиеп. Саввой в Австралии//Правосл. Русь. Джорд., 1971. 1. С. 12-13; Archbishop Nikon, 84, Leader In the Russian Orthodox Church//The New York Times. 1976. 13 Sept. P. 29; Жизнеописание преосв. Никона, архиеп. Вашингтонского и Флоридского//Правосл.

http://pravenc.ru/text/2577557.html

В марте 1994 г. вышедшие из подчинения Синода РПЦЗ Л. и Валентин (Русанцов) объединили свои структуры в «Высшее временное церковное управление Российской православной свободной церкви», председателем к-рого стал Л. В дек. 1994 г. на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви Л. и Валентин (Русанцов) подписали Акт о примирении, однако уже в февр. 1995 г. они были вторично запрещены Синодом РПЦЗ в священнослужении. В мае того же года Л. разорвал общение с Валентином (Русанцовым) и обратился к руководству Зарубежной Церкви с прошением о пересмотре его дела. В дек. 1995 г. Синод РПЦЗ разрешил Л. совершать богослужения в Одессе, но временно оставил в силе запрет на адм. управление епархией. С нач. 1996 г. происходило противостояние между Л. и находившимся в Одессе Симферопольским еп. РПЦЗ Агафангелом (Пашковским). В сент. 1996 г. Архиерейский Собор РПЦЗ постановил определить решение по Л. на российском епископском совещании. В окт. того же года Архиерейское совещание российских преосвященных РПЦЗ восстановило Л. в правах правящего архиерея Одесской и Тамбовской епархии и избрало своим председателем. С нач. 2001 г. Л. выступал с резкой критикой Синода РПЦЗ за курс на сближение с Московским Патриархатом. Отказался признать решения Архиерейского Собора РПЦЗ, который избрал 24 окт. 2001 г. первоиерархом митр. Лавра (Шкурлу) . Формально поддерживал претензии бывш. первоиерарха митр. Виталия (Устинова) на руководство Зарубежной Церковью, однако вступил в конфликт с его окружением. В июле 2003 г. Л. отказался считать сложившуюся вокруг митр. Виталия структуру правопреемником Архиерейского Синода РПЦЗ. В связи с этим было объявлено о полной независимости РИПЦ и о преобразовании Архиерейского совещания российских преосвященных в Архиерейский синод под председательством Л. Возглавляемая им неканоническая церковная орг-ция объединяла до 40-50 общин в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане, из них только ок. 10 располагали собственными храмами. Позднее к РИПЦ присоединилось неск. приходов в Сев.

http://pravenc.ru/text/2462535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -) АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881 - 1962), протопр., историк философии и философ, автор многочисленных богословских, психологических и педагогических сочинений Николай Михайлович (1898 - 1980), рус. религ. мыслитель, богослов, историк Церкви и рус. культуры, представитель экуменического движения ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ)

http://pravenc.ru/rubrics/121916.html

Духовенство многих российских приходов направило десятки писем с протестами и негативными оценками решений прошедшего собора. Начались и первые разрывы общения, и прекращение поминовения имени митрополита Виталия за богослужениями, что, в свою очередь, вынудило епископа Евтихия призвать клириков к дисциплине . Наряду с идеологической обработкой и критикой Русской Православной Церкви, эти факты предопределили дальнейший путь таких клириков. В будущем практически все они уклонились в раскол, влившись в десятки мелких неканонических юрисдикций, большей частью декларирующих свое преемство от РПЦЗ. В декабре 2000 года появилось заявление митрополита Виталия (Устинова) о несогласии со сделанными заявлениями по поводу сближения с Московским Патриархатом. Этот документ внес еще больше смущения в ряды духовенства и мирян РПЦЗ не только в России, но и по всему миру. Епископ Евтихий, единственный из епископов РПЦЗ, живущих в России, остался верен Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Свою связь с РПЦЗ сохранил лишь епископ Агафангел (Пашковский), постоянно проживавший в Одессе, в Украине. На январь 2001 г. епархия епископа Евтихия насчитывала «40 приходов, имеющих возможность свободно исповедовать свою приверженность Русской Зарубежной Церкви» , однако не менее половины этих общин уже выступили с резкой критикой как состоявшегося в октябре 2000 г. Архиерейского Собора, так и самого епископа Евтихия и фактически находились на пути к очередному разделению. Ситуация в течение 2001 г. накалялась. В январе об отзыве своей подписи под решениями Собора заявил архиепископ Вениамин (Русаленко) , что только усилило оппозиционные настроения. Тем не менее епископ Евтихий не поддался мощной пропаганде, сохраняя юрисдикционную и дисциплинарную связь с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В мае 2001 г. епископ Евтихий принял участие в рукоположении архимандрита Агапита (Горачека) в сан епископа Штутгартского, викария Берлинско-Германской епархии РПЦЗ . В сентябре 2001 г. в Воронеже прошло «пастырское совещание российского духовенства РПЦЗ» на котором присутствовали архиепископы Лазарь и Вениамин и епископ Агафангел.

http://bogoslov.ru/article/6193184

175. иерей Валерий Байдак 176. священник Николай Тихончук 177. протоиерей Игорь Гагарин 178. иерей Виталий Коваленко 179. священник Андрей Швайбович 180. диакон Леонид Джалилов 181. протоиерей Димитрий Свистов 182. священник Константин Жемчужин 183. иерей Андрей Поляков 184. иеромонах Петр (Смирнов) 185. диакон Иоанн Овчинников 186. священник Александр Данилов 187. священник Дмитрий Останин 188. священник Александр Лупанов 189. протоиерей Дмитрий Осипенко 190. протоиерей Виталий Шкарупин 191. протоиерей Владимир Вильгертс 192. протоиерей Андрей Пуганов 193. диакон Богдан Сердюк 194. протоиерей Владимир Федоров 195. протоиерей Майкл Карней 196. диакон Алексий Костяновский 197. протоиерей Михаил Владимиров 198. священник Андрей Давыдов 199. иерей Иоанн Абрамчик 200. протоиерей Леонид Грилихес 201. протодиакон Филипп Тернер 202. иерей Олег Усенков 203. диакон Сергий Кульпинов 204. священник Евгений Антонов 205. диакон Иоанн Петерс 206. священник Алексей Цыкин 207. протоиерей Валентин Басюк 208. диакон Артемий Носков 209. священник Силуан Томпсон 210. протодиакон Павел Дроздовский 211. священник Виктор Дунаев 212. протоиерей Андрей Винарский 213. иерей Арсений Стрельцов 214. иерей Петр Галанюк 215. иеромонах Питирим (Дмитриев) 216. протоиерей Андрей Свинарёв 217. иерей Алексей Сураев 218. иерей Пётр Устинов 219. протодиакон Сергий Шалберов 220. священник Роман Кучма 221. иерей Андрей Логинов 222. протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер 223. священник Кирилл Крайнюк 224. священник Александр Рульников 225. священник Игорь Москвичёв 226. священник Пётр Коломейцев 227. иеродиакон Дионисий (Волков) 228. протоиерей Константин Гипп 229. протоиерей Андрей Яхимец 230. протоиерей Михаил Владимиров 231. священник Александр Полховский 232. священник Димитрий Пенькевич 233. иеромонах Рафаил (Митрофанов) 234. протоиерей Алексий Попков 235. диакон Аркадий Фомин 236. протоиерей Петр Джексон 237. иеромонах Прохор (Куксенко) 238. иерей Александр Галуц 239. протоиерей Сергий Мирошин, ветеран боевых действий

http://pravmir.ru/svyashhenniki-russkoj-...

В жесткой оппозиции к Патриархии с 1997 года находились " ревнители " (лично к Патриарху они сохраняли относительную лояльность). Но с 2000 года, когда стало ясно, что канонизация царской семьи неизбежна, большая часть " ревнителей " ( " Русская линия " ) стала заметно лояльнее. Вообще, в результате этой канонизации поток критики в адрес Патриархии определенно ослаб. Новая волна критики возникла в связи с кампанией против ИНН. Первоначально в ней участвовали практически все православные националисты, но после февральского 2001 года пленума Богословской комиссии в " джихаде ИНН " остались немногие, и эти немногие стали стремительно раскалываться не только с прямо примыкающими к Патриархии православными националистами, но даже и с оппозиционными, но поддержавшими решения пленума. Возник довольно четкий раскол, и, кажется, лишь Душенов, непримиримо оппозиционный, но и не явный " антииннэнист " , оказался посередине. Важно подчеркнуть, однако, что все конфликты православных националистов с Патриархией не побуждают их уходить в РПЦЗ. Возможно, определенное размежевание с РПЦЗ восходит еще к конфликту ее бывшего первоиерарха митр. Виталия (Устинова) и митр. Иоанна (Снычева) 8 , но так или иначе, РПЦЗ не играет практически никакой роли в деятельности российских православных националистов (сотрудничество о. Александра Шаргунова с о. Стефаном Красовицким – исключение), и с заменой митр. Виталия на митр. Лавра ничего пока не изменилось. Разногласий с Патриархией, которые можно было бы назвать религиозными, у православных националистов немного. Они занимают более определенную позицию по отношению к церковному календарю и языку богослужения, и даже в умеренных изданиях встречаются попытки обосновать эту преданность по аналогии с иконопочитанием. Групп, а скорее отдельных деятелей, впадающих в более или менее явное идолопоклонство по отношению к языку или календарю, совсем немного даже среди радикалов. Правда, идолопоклонство слишком легко усвояемо недостаточно подготовленными людьми, поэтому даже эти эпизодические отклонения могут иметь несоразмерно широкий резонанс среди верующих.

http://religare.ru/2_7478.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010