4 . Авксентия (Пастраса), епископа Гардикийского; 5 . Геронтия (Мариолиса), епископа Пирейского и Саламинского 319 . Новые архиерейские хиротонии создали необходимые условия для реформирования системы управления «флоринитской» юрисдикции. В результате произошедших преобразований Церковный совет был заменён «флоринитским» синодом церкви ИПХ Греции. Спустя немногим более полгода после описанных событий скончался епископ Кикладский Парфений (Скурлис), один из старейших иерархов «флоринитского» синода 320 . Реагируя на новые архиерейские хиротонии в «флоринитской» группировке греческого старостильного раскола, руководство Элладской Православной Церкви опубликовало особое извещение к иерархии от 18/31 января 1963 года, в котором эти рукоположения были охарактеризованы как имеющие спорную и сомнительную каноничность. После этого последовало обращение к светским властям с просьбой о проведении неотложных мер по прекращению развития на территории Греции альтернативной церковной группировки. Вследствие этого епископ Талантийский Акакий вынужден был на протяжении определённого времени скрываться в старостильнических монастырях. Кроме того была предпринята попытка арестовать архиепископа Леонтия (Филипповича), но по нелепой случайности был арестован заштатный греческий архиерей по имени Леонтий, остановившийся в той же гостинице, что и русский иерарх 321 . Несмотря на все пережитые в Греции перипетии, архиепископ Чилийский Леонтий (Филиппович) не прекратил своей антиканонической деятельности. Совместно с архиепископом Чикагским Серафимом (Ивановым) он совершил поставление протосингела «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции в Америке архимандрита Петра (Астифидиса) во епископа Асторийского. Эта хиротония проходила в Нью-Йорке 16/29 ноября 1962 года 322 . По свидетельству архимандрита Пантелеймона (Метропулоса), архиепископ Леонтий возвёл в Нью-Йорке в иерейское достоинство Акакия (Дускоса), иподиакона архиепископа Монреальского и Канадского Виталия (Устинова) (позднее Первоиерарх РПЦЗ), без ведома последнего. В довершение этой скандальной истории новопоставленный пресвитер, по возвращении в Монреаль, устроил греческий старостильный приход, юрисдикционно независимый от архиепископа Виталия 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В годы правления архиеп. Виталия в Монреале было приобретено и обустроено здание для кафедрального собора во имя свт. Николая Чудотворца (храм сгорел в 1997, в наст. время восстановлен). В Монреале также было обустроено архиерейское подворье. В Эдмонтоне было построено новое здание для Владимирского собора. Правосл. храмы были построены и в др. канад. городах. В Мансонвилле (пров. Квебек) был основан Преображенский муж. скит, издавался епархиальный «Православный вестник в Канаде». Наиболее чтимой святыней епархии являлась мироточащая Монреальская Иверская икона Божией Матери, привезенная в 1982 г. с Афона Иосифом Муньосом (бесследно исчезла в 1997, после убийства в Греции ее хранителя И. Муньоса). В 1984 г. по представлению архиеп. Виталия было установлено празднование Монреальской Иверской иконе Божией Матери 24 нояб., в день, когда она начала мироточить. После избрания архиеп. Виталия (Устинова) в янв. 1986 г. первоиерархом РПЦЗ с возведением в сан митрополита Нью-Йоркского и Восточноамериканского правящий архиерей на Монреальскую кафедру назначен не был. Канадская епархия оставалась под непосредственным попечением митр. Виталия. 12 июля 1996 г. состоялась хиротония игум. Михаила (Донскова) во епископа Торонтского, викария Монреальской и Канадской епархии. 10 июля 2001 г. на заседании Синода РПЦЗ митр. Виталий дал согласие уйти на покой в связи с преклонным возрастом, однако в ночь на 26 окт. того же года был вывезен группой духовенства и мирян в Преображенский муж. скит в Мансонвилле. 27 окт. от имени митр. Виталия было распространено «Чрезвычайное заявление», содержавшее отказ от передачи полномочий избранному Архиерейским Собором РПЦЗ новому первоиерарху митр. Лавру (Шкурле) . Понимая, что престарелый митр. Виталий оказался заложником интриг своего окружения, Торонтский еп. Михаил (Донсков) пытался оградить бывш. первоиерарха от влияния изолировавшей его в Мансонвилле группировки, но эти попытки оказались неудачными и привели лишь к обострению ситуации. 29 нояб. 2001 г. в целях урегулирования обстановки в Канадской епархии решением Синода РПЦЗ еп. Михаил был переведен из Канады. Позднее он получил назначение на Бостонскую викарную кафедру. Приходы на востоке Канады временно перешли под окормление Манхаттанского еп. Гавриила (Чемодакова), викария Восточноамериканской епархии. Приходы на западе Канадской епархии подчинялись Сан-Францисскому и Западноамериканскому еп. Кириллу (Дмитриеву) . 14 мая 2008 г. еп. Гавриил (Чемодаков) стал правящим архиереем Монреальской и Канадской епархии. Решением Архиерейского Собора РПЦЗ 10-17 мая 2011 г. он был возведен в сан архиепископа. В наст. время Канадская епархия насчитывает более 20 приходов. Функционирует 2 дома престарелых: Свято-Владимирский (Оттава) и Смоленской иконы Божией Матери (Джэксонс-Пойнт, пров. Онтарио). В епархии действуют школа псаломщиков и фонд молодежи.

http://pravenc.ru/text/1470185.html

И многие знакомые мне священники РПЦЗ тогда думали об этом. Однако все сорвалось из-за позиции митрополита Виталия (Устинова) - бывшего первоиерарха РПЦЗ, который всегда был уверен, что с Москвой иметь дело нельзя. В свое время он служил священником в лондонском приходе. Там был один храм, который англичане предоставляли и Московской Православной Церкви, и Зарубежной. И когда наступал черед служить Виталию, он заново освящал престол, чего московские священники, в частности Антоний (Блум), никогда не делали " . Также он отмечает, что " каких-то дальних перспектив у зарубежников нет. РПЦЗ нанесла огромный вред тем, что наплодила в России огромное количество всевозможных расколов. Поэтому в России необходимо наводить порядок. Я считаю, что это нужно делать даже в законодательном порядке. Мне кажется, что России необходимо использовать опыт современной Латвии, по законам которой официальную регистрацию от каждой конфессии может иметь только одна централизованная религиозная организация. Остальные могут существовать, но только в качестве неформального религиозного объединения, не имеющего юридического статуса " . Говоря о механизме возможного воссоединения, Глеб Рар ссылается на Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: " Он сказал мне: " Передайте вашим архиереям, что мы предлагаем восстановить евхаристическое общение, после чего РПЦЗ может стать зарубежным экзархатом Русской Православной Церкви, сохранив за собой нынешнее самоуправление " . Конечно же, я сразу сообщил об этом митрополиту Виталию, но никакой реакции на это от него я не получил " . В том, что такое воссоединение необходимо, Глеб Рар уверен: " Каждый раскол порождает новые расколы. РПЦЗ из неканоничной, но политически оправданной и признаваемой белой эмиграцией Церкви превращается в секту " . В заключение беседы он говорит: " Пусть каждый в своем приходе молится и делает свое дело вне зависимости от того, кому он подчиняется - Святейшему Патриарху Алексию или митрополиту Лавру. Я за то, чтобы и в зарубежных храмах поскорее начали возносить имя Святейшего Патриарха.

http://pravoslavie.ru/press/obzor23.htm

Про следующий подвиг Владыки Виталия мне рассказывал мой ныне покойный тесть, Юрий Владимирович Изместьев, очевидец насильственной репатриации русских военнопленных после Второй мировой войны в Германии. Будучи молодым иеромонахом, отец Виталий Устинов однажды пролежал пять часов перед грузовика, на котором англичане должны были отправить русских военнопленных обратно в СССР. Приведу и другой пример: летом 1944 г. Красная Армия приближалась к Карпатам. Журнал " Православная Русь " , издававшийся обителью преподобного Иова Почаевского в Словакии, никогда не скрывал своего отрицательного отношения к коммунизму. Нетрудно было предвидеть судьбу насельников монастыря, захвати их Советы, поэтому большая часть братии предпочла уйти на Запад. Особенно нелегко было решиться на такой шаг местным уроженцам, в том числе и молодому послушнику Василию, будущему Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, которого иеромонах Виталий благополучно доставил в Братиславу, где находилась большая часть монастырской братии, оказавшейся потом в Джорданвилле, США. Как будет судить история о " подвиге служения " Митрополита Виталия? Я предполагаю, будут помнить, что он ушел в раскол, да и А как Бог будет судить об этом " подвиге служения " , этого я, разумеется, не знаю. Однако, я не могу говорить о без благодарности и благоговения. О том, как Бог будет судить Патриарха Сергия, мы также не знаем. Но благоговейную память о среди паствы РПЦ мы в любом случае понять можем. - Считаете ли Вы, что вопрос об экуменизме - Нет, этот вопрос не вполне решен. О этого вопроса ясно сказано и в итоговом документе " об отношении Православной Церкви к инославным и межконфессиональным организациям " . Здесь о существующих формах " экуменической " деятельности говорится: " необходимо, чтобы в ближайшее время был решен вопрос о том, насколько существующие формы межхристианского сотрудничества позволяют православным представителям быть свободным от причастности к воззрениям и практике, противоречащим духу Православия " . Таким образом, критический вопрос о правильных " формах межхристианского сотрудничества " остается открытым.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Нынешняя церковь была построена в 1975 году на средства и силами самих прихожан по проекту инженера Р. В. Эпле. При этом Троицкий и Казанский приходы окончательно слились в один. В 2001 году после возникновения раскола в РПЦЗ настоятель храма архимандрит Вениамин (Вознюк) не признал уход на покой митрополита Виталия (Устинова) при продолжил понимать его; вместе с тем поминал как своего правящего архиерея епископа Александра (Милеанта), оставшегося верным канонической РПЦЗ митрополита Лавра. 25 ноября 2004 года приход посетил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр. После смерти епископа Александра и митрополита Виталия архимандрит Вениамин поминал только «епископство гонимой Церкви Российской». Из-за ухода настоятеля и возглавляемого им прихода в раскол, в январе 2005 года в Сантьяго был основан приход РПЦЗ во имя святого Нектрия Эгинского. Он просуществовал до марта 2018 года. 6 февраля 2008 года архиепископ Иларион (Капрал), прибывший в Сантьяго, встретился с архимандритом Вениамином (Вознюком). «Вениамин принял владыку и его спутников добродушно и уважительно. Он выссказал владыке его переживания и приводил много исторических примеров которые, по его мнению, поддерживали его точку зрения. Во время беседы зашла мать игумения Иулиания, которая с большим вниманием слушала всё, что говорил о. Вениамин, Владыка и о. Михаил. Несмотря на то, что реально не было достигнуто консенсуса по вопросу о восстановлении церковного единства и, что о. Вениамин и матушка Иулиания, остались при своём прежнем мнении — всё таки о. Вениамин и мать игумения расстались с владыкой и иже с ним по-хорошему». По словам протоиерея Николая Балашова, побывавшего в Чили во время Дней русской культуры в Южной Америке в 2008 году: «Прихожане Троицкого храма говорили нам о своём желании быть вместе с Русской Православной Церковью. Однако очень пожилой настоятель прихода (архимандриту Вениамину 82 года), к сожалению, пока живёт в круге привычных ему представлений о безбожной и коммунистической России. И, несмотря на то, что он охотно вступил в контакт, переубедить его весьма трудно».

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Казанск...

[iiiiiiiii] «Благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем, хотя и не коснулась скверного его сердца. Сила Духа устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие дивное пророчество» (блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие. М., 1993, т.2, с. 444). [jjjjjjjjj] PL 43, 695 или CSEL vol. 53, p. 164. «Таинства по блаж. Августину совершаются и в расколе, и Таинствами этими низводится Божественная благодать, но в расколе она не спасает. Действительность таинств, совершаемых у схизматиков, означает для Августина непрерванность связей с Церковью. Он прямо утверждает, что в таинствах раскольников действует Церковь: “Одних чад Церковь рождает сама, от своего чрева, а других она рождает от чрева служанки” – и именно потому значимо схизматическое крещение, что совершает его Церковь» (Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. Приложение//Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Цекрви митрополита Минского и Слуцкого Филарета. М., 2000, с. 9. [kkkkkkkkk] Непонятно, правда, что св. Иларион, со всем своим согласием цитировавший слова Августина «все отделившиеся от Церкви не имеют любви (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 42; Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 540) пишет Р. Гардинеру, секретарю экуменической комиссии, готовящей всемирную христианскую конференцию: „я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты ваши издания“ (Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. с. 73). [lllllllll] архиепископ Виталий (Устинов). Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за рубежом (1967 г.) (архиеп. Виталий. Экуменизм. Монреаль, 1989, сс. 16-17). Для сравнения: «В существенном или главном все христианские исповедания совпадают друг с другом… различия христианских вероисповеданий, даже догматические, несущественны и преувеличены» (св. Иларион (Троицкий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Кроме того, архиепископ Андрей (Ухтомский) известен как один из самых последовательных противников не только обновленческого раскола, но и Патриаршего Местоблюстителя священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского) и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) 740 . Из числа почитателей и ставленников архиепископа Уфимского Андрея (Ухтомского) будто бы возникла так называемая «андреевская» ветвь «Российской катакомбной церкви». После кончины в 1981 году епископа Владимира (фон Штромберга) 741 , последнего иерарха «андреевской» юрисдикции, большинство тайных общин данной юрисдикции сосредоточились вокруг иеромонаха Гурия (Павлова). В «андреевской» ветви РПКЦ иеромонах Гурий обладал огромным авторитетом, поскольку для духовного окормления чувашей он был рукоположен в иерейский сан ещё в 1928 году предположительно самим епископом Андреем (Ухтомским), или же катакомбным епископом Вениамином (Троицким) († 1937). Проведя около 30 лет в заключении и постоянно подвергаясь преследованиям со стороны советских властей, иеромонах Гурий пользовался репутацией исповедника и безвестно проживал в одной из деревень Чувашии. Во время совершаемых богослужений он всегда поминал священноначалие РПЦЗ и причислял себя к их юрисдикции 742 . В конце 1990 года иеромонах Гурий, по приглашению Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), посетил США и de facto установил евхаристическое и церковное общение с Русской Зарубежной Церковью, На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 2/15 мая 1990 года, епископ Лазарь (Журбенко) ходатайствовал о возведении иеромонаха Гурия (Павлова) в сан архимандрита «за его многолетнюю пастырскую деятельность в трудных условиях гонения на истинную Церковь » 743 . Это предложение было принято и уже в скором времени катакомбный иеромонах Гурий иерархами РПЦЗ был возведён в сан архимандрита. Однако при состоявшемся впоследствии обсуждении условий рукоположения архимандрита Гурия во епископа, предполагалось, что в его посвящении будет участвовать представитель «Российской катакомбной церкви» юрисдикции РПЦЗ епископ Лазарь (Журбенко), претендовавший на главенство в «катакомбной церкви». Как только архимандрит Гурий узнал об этом, он заявил, что такую хиротонию принимать не станет, поскольку епископ Лазарь в сан диакона был посвящён в Московской Патриархии, а такое «антихристово клеймо невозможно отмыть ни катакомбным иерейским, ни даже зарубежным архиерейским рукоположением» 744 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Юбилейном Архиерейском Соборе был принят развернутый документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Уникальность этого документа, разработанного под руководством митрополита (ныне Святейшего Патриарха) Кирилла, обусловлена тем, что он затрагивает почти все проблемы, с которыми сталкивается Православная Церковь на современном этапе. Подобный документ является первым не только в истории Русской Православной Церкви, но и в истории всего мирового православия. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» затрагивают широкий спектр тем, таких как: Церковь и нация, Церковь и государство, христианская этика и светское право, Церковь и политика, труд и его плоды, собственность, война и мир, преступность, наказание и исправление, вопросы личной, семейной и общественной нравственности, проблемы биоэтики, экология, светская культура, наука и образование, Церковь и СМИ, международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма. «Основы социальной концепции» призваны стать духовным и нравственным руководством для всей полноты Русской Церкви. Нравственные требования, заложенные в «Основах», являются обязательными для исполнения не только священнослужителями и членами клира, но и рядовыми членами Церкви. В 2004 году состоялся новый Архиерейский Собор, уделивший особое внимание теме взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью. Собор одобрил курс на сближение с этой Церковью, наметившийся в начале XXI века. Ранее, в течение многих десятилетий, руководство Зарубежной Церкви занимало непримиримую позицию по отношению к Московскому Патриархату, который оно обвиняло в сотрудничестве с советской властью и считало безблагодатным. Ситуация не изменилась даже после падения коммунистического режима и распада СССР. Лишь после ухода в отставку первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Виталия (Устинова) в 2001 году начались официальные контакты между этой Церковью и Московским Патриархатом. При новом первоиерархе – митрополите Лавре (Шкурле) – был взят курс на сближение с Московским Патриархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

22 января 1986 года, в связи с кончиной митрополита Филарета, первосвятительский престол Зарубежной Церкви занял архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов) – 1910 года рождения, уроженец Петербурга, из семьи офицера Черноморского флота. В 1940 году он принял иноческий постриг, в 1951 году хиротонисан во епископа. В 2001 году Архиерейский Собор в г. Нью-Йорке избрал новым митрополитом и главой Русской Зарубежной Церкви Архиепископа Лавра (Шкурла), Сиракузко-Троицкого. В настоящее время Русская Зарубежная Церковь состоит из 9 епархий с четырьмя викариатствами. На всех континентах она имеет храмы, духовно окормляющие и объединяющие русских людей, которым дорога судьба Русской Православной Церкви и Родины-России. 1. Восточно-Американская и Нью-йоркская (Первоиерарх, Митрополит Виталий; он же – архиепископ Монреальский и Канадский). Викарий: епископ Манхеттенский Иларион. Викарий: епископ Ирийский Даниил. Викарий: епископ Бостонский Митрофан. 2. Лос-Анжелосская и Южно-Калифорнийская (архиепископ Антоний Синкевич). 3. Женевская и Западно-Европейская (архиепископ Антоний Медведьев). Викарий: епископ Каннский Варнава. 4. Западно-Американская и Сан-Францисская (архиепископ Антоний). Викарий: епископ Сиаттлийский Кирилл. 5. Сиднейская и Австралийско-Новозеландская (временно вдовствующая). 6. Сиракузская и Троицкая (архиепископ Лавр). 7 . Чикагско-Детройтская (архиепископ Алипий). 8. Берлинско-Германская и Великобританская (архиепископ Марк). 9. Буэнос-Айресская и Аргентинско-Парагвайская (вдовствующая). На покое находятся архиепископ Серафим (б. Каракасский и Венецуэльский), епископ Константин (б. Британский) и епископ Григорий (б. Вашингтонский и Флоридский. Более 330 храмов с их настоятелями и священно-церковнослужителями, с их богослужениями и активной внебогослужебной приходской деятельностью, несут Зарубежью свет Христовой Истины и духовные и культурные традиции России. Все же кадровая проблема в Зарубежной Церкви существует: иногда архиерей вынужден окормлять другую, вдовствующую кафедру, а священник обслуживать два прихода, что, естественно, не может сказываться благоприятно на духовной жизни прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Маленький катехизис православной веры. Бельфор, 1942 (на фр. яз.). Архив: Послужный список о. Павла (Голышева) (19381946). АЕУА. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Кончина архиепископа Павла . SOP. 1979. 35 Часовой. 1979. 617. Павел ( Павлов Михаил ; 3.11.1927, Варшава, Польша – 15.2.1995, Спринг-Валлей, Нью-Йорк, США), архиепископ. Эмигрировал в Германию в конце 2-й мировой войны, учился на пастырско-богословских курсах в лагере Фишбеке под Гамбургом (19461947), состоял в юрисдикции РЗЦ, вступил в братию монастыря прп. Иова в Мюнхене (1947), пострижен в монашество (27.8.1949), иеродиакон (10.9.1949), рукоположение совершил митр. Анастасий (Грибановский) в Мюнхене, член братии подворья монастыря при. Иова сперва в Озуар-ля-Ферьер под Парижем (1949), а затем в Лондоне (19491951), переселился в Бразилию вместе с архим. Виталием (Устиновым) (1951), член братии обители прп. Иова в Монтевидео (19511956), иеромонах (6.1.1952), рукоположение совершил еп. Виталий (Устинов), настоятель Троицкой церкви в г. Сан-Паулу (195614.3.1957), уехал в Канаду, член братии Успенского монастыря под Эдмонтоном (14.3.1957), настоятель храма в Эдмонтоне (19571960), помощник настоятеля церкви в Монреале (19601967), игумен (1.3.1959), окончил филологический факультет Монреальского университета (1964), строитель и начальник Преображенского скита около Мансонвилля в Квебе ке, член епархиального совета и епархиальный секретарь Канадской епархии, архимандрит (31.3.1966), епископ Штутгартский, викарий Германской епархии (16.6.1967), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Филарет (Вознесенский) в Знаменской синодальной церкви в Нью-Йорке, настоятель Св.-Николаевской церкви в Штутгарте (19671980), по совместительству настоятель Св.– Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19711980), епископ Австралийский (1980), возведен в сан архиепископа (30.10.1981), уволен на покой но болезни (1992), пребывал в Ново-Дивеевом монастыре под Нью-Йорком. Соч.: Сборник проповедей. Мельбурн, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010