Про следующий подвиг Владыки Виталия мне рассказывал мой ныне покойный тесть, Юрий Владимирович Изместьев, очевидец насильственной репатриации русских военнопленных после Второй мировой войны в Германии. Будучи молодым иеромонахом, отец Виталий Устинов однажды пролежал пять часов перед колёсами грузовика, на котором англичане должны были отправить русских военнопленных обратно в СССР. Приведу и другой пример: летом 1944 г. Красная Армия приближалась к Карпатам. Журнал " Православная Русь " , издававшийся обителью преподобного Иова Почаевского в Словакии, никогда не скрывал своего отрицательного отношения к коммунизму. Нетрудно было предвидеть судьбу насельников монастыря, захвати их Советы, поэтому большая часть братии предпочла уйти на Запад. Особенно нелегко было решиться на такой шаг местным уроженцам, в том числе и молодому послушнику Василию, будущему Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, которого иеромонах Виталий благополучно доставил в Братиславу, где находилась большая часть монастырской братии, оказавшейся потом в Джорданвилле, США. Как будет судить история о «подвиге служения» Митрополита Виталия? Я предполагаю, будут помнить, что он ушел в раскол, да и всё. А как Бог будет судить об этом «подвиге служения», этого я, разумеется, не знаю. Однако, я не могу говорить о нём без благодарности и благоговения. О том, как Бог будет судить Патриарха Сергия, мы также не знаем. Но благоговейную память о нём среди паствы РПЦ мы в любом случае понять можем. - Считаете ли Вы, что вопрос об экуменизме решён? - Нет, этот вопрос не вполне решен. О нерешённости этого вопроса ясно сказано и в итоговом документе «об отношении Православной Церкви к инославным и межконфессиональным организациям». Здесь о существующих формах «экуменической» деятельности говорится: «необходимо, чтобы в ближайшее время был решен вопрос о том, насколько существующие формы межхристианского сотрудничества позволяют православным представителям быть свободным от причастности к воззрениям и практике, противоречащим духу Православия». Таким образом, критический вопрос о правильных «формах межхристианского сотрудничества» остается открытым.

http://pravoslavie.ru/4625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН [ассир. Мар Юханнан] (Шлеман (Геваргизов) Моисей; 1857-1962), еп. Урмийский и Салмасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда

http://pravenc.ru/rubrics/133526.html

Рождественские программы пока еще остались, но из общественных мест все, что говорит о христианстве, изгоняется. – Общество готово отказаться от Бога? – От христианского Бога! Это продуманная программа действий. Есть мощное лобби, которое добивается этого. Но есть и люди, этому противостоящие. Наш адвокат, канадец, – очень благочестивый человек, протестант. У него в конторе обязательно ставится ёлка, и он всех клиентов подчеркнуто поздравляет с Рождеством Христовым. Вот вы спрашивали, сильно ли изменилась жизнь? В большом городе – очень сильно. Но когда я уезжаю на север, километров за 200–300 от Торонто, или когда я бываю у родителей, в их в маленьком городке, там чувствуется наша старая Канада. Там нет такого вавилонского столпотворения, нет новых канадцев, выходцев из нехристианских стран. Но в больших городах их много, и они свое дело делают. – Вероятно, на эту общую дехристианизацию канадского общества как-то влияют и смешанные браки? Их много? – Смешанных браков много, но много, слава Богу, и несмешанных браков. Новоприезжие, как правило, стараются жениться или выйти замуж за своих. Мы допускаем смешанные браки. Митрополит Виталий (Устинов), а его духовный авторитет много значил для нас, говорил, что если человек крестился во имя Святой Троицы – «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (но он или протестант, или католик), то венчать можно, и мы практикуем такое. Конечно, с точки зрения строгого Православия, у супругов должна быть одна вера. Но нам не всегда это можно выдержать. Митрополит Виталий смотрел на смешанные браки как на своего рода миссионерство. Ведь когда неправославный встречается с православным человеком, а православные, как правило, сильны в своей вере, то со временем и супруг (или супруга) тоже принимает Православие. Хотя такое, к сожалению, бывает не всегда. – Отец Владимир, вы второй раз за этот год приезжаете в Москву. Вы были здесь в мае, на торжествах, посвященных восстановлению канонического единства Русской Церкви. Вы ведь тогда приехали в Россию не впервые?

http://pravoslavie.ru/4783.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Яко один от древних " Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи 17.09.2007 372 Время на чтение 20 минут 12/25 сентября 2007 года исполнится год с того дня, когда в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы. Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия. Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое, о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия. Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году от лица джорданвилльской братии: " В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви вдали от нашего братства. Но где бы Вы ни находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства " ( " Православная жизнь " , N 8, 2001 г., Джорданвилль).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича) Архиепископ Иоанн (Максимович) отошел ко Господу 2 июля 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной . После богослужения он ушел с иконой к себе в келью, где его вскоре нашли перед святым образом бездыханным. Похороны состоялись в Сан-Франциско, но не сразу. Потребовалось довольно много времени, чтобы съехались все архиереи. Митрополит Лавр (тогда еще в сане игумена) ехал трое суток на машине из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле – расстояние более 5000 километров – вместе с архиепископом Аверкием (Таушевым). И хотя тело владыки Иоанна не бальзамировали, а погода в Сан-Франциско стояла необычайно теплая, во время отпевания и после никаких признаков тления замечено не было. Городское управление, видимо, под влиянием бывшего мэра – православного грека Джорджа Кристофера, дало приходскому совету кафедрального собора в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» специальное разрешение похоронить владыку в черте города, под храмом – в подвальном этаже было складское помещение, его переоборудовали в усыпальницу. Люди начали приходить ко гробу владыки Иоанна еще до его прославления Люди начали приходить ко гробу владыки Иоанна, как к блаженной Ксении, еще до его прославления. Сначала они молились просто за владыку, а потом стали обращаться в молитве к нему самому, оставлять записки с прошениями под его митрой. Путь к канонизации владыки Иоанна, к этому церковному акту, начался тогда – и начался как движение снизу. Со дня кончины владыки Иоанна совершилось так много чудес, его молитвенная помощь была настолько очевидна, что возникло народное почитание, – и уже потом оно увенчалось официальным актом канонизации – признания святости владыки Иоанна. Само церковное решение прославить святителя Иоанна было чудом. В то время Русскую Зарубежную Церковь возглавлял митрополит Виталий (Устинов), который не был почитателем святителя Иоанна. Но однажды архиепископ Антоний (Медведев), возглавлявший Западно-Американскую кафедру, после поездки на заседание Архиерейского Синода в Нью-Йорк в феврале 1993 года, сказал мне по дороге из сан-францисского аэропорта: «Ты не поверишь. Я на Синоде осторожно предложил потихоньку начинать сбор материалов к прославлению владыки Иоанна. И вдруг митрополит Виталий твердо заявил: “Прославим!”».

http://pravoslavie.ru/116402.html

Это лишь подтверждает тот факт, что на самом деле катакомбниками он принят не был. Как видно из письма В. Чекалина, с Московским Патриархатом он порвал лишь в январе 1989 г., т. е. после лишения его диаконского сана. Позже, с октября 1990 г., он стал выдвигать уже иную версию, согласно которой порвал с РПЦ в мае 1984 г. Однако такое его утверждение противоречит его же свидетельствам от 1989 года. В декабре 1989 — январе 1990 г. В. Чекалин сумел каким-то образом выехать из СССР в США, где явился на заседание Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Здесь он выступил перед членами Синода и ответил на их вопросы. По этому поводу в протоколе Синода РПЦЗ от 31 января 1990 г. сказано: «Слушали: 1. Письмо-прошение, поступившее на имя Председателя Архиерейского Синода, Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, за подписью “недостойный послушник Викентий”, от 17 июля 1989 года, присланное по почте из г. Тулы, СССР. В этом письме проситель — монах Викентий дает краткие сведения о себе и далее указывает, что он является епископом Катакомбной Церкви в России. «Поэтому, обсудив обстоятельства сего дела, Архиерейский Синод определяет: Под протоколом стоят подписи Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), секретаря Синода архиепископа Лавра (Шкурлы), членов Синода: архиепископа Антония (Медведева), епископа Лазаря (Журбенко), епископа Даниила (Александрова), епископа Илариона (Капрала) . Членом Синода, который проводил индивидуальное дознание Чекалина, был епископ Лазарь (Журбенко), тайно рукоположенный в РПЦЗ для Катакомбной Церкви в СССР еще в 1982 г. Он задал Чекалину ряд наводящих вопросов, на которые тот не смог достоверно ответить и начал путаться, благодаря чему и были раскрыты самозванство и авантюра тульского визитера . Тогда же на Синоде РПЦЗ было высказано подозрение, что Чекалин является агентом КГБ, подосланным в Синод под видом «катакомбного епископа» с целью внедриться в РПЦЗ и возглавить создание в СССР ее легальных церковных структур под контролем советских органов госбезопасности.

http://bogoslov.ru/article/6025766

В 1963 г. Лос-Анджелесское викариатство стало самостоятельной епархией. Епископ Антоний остался в Лос-Анджелесе, а в Сан-Франциско в марте 1963 г. был поставлен архиепископ Иоанн (Максимович) . В 1962 г. для Западно-американской епархии был рукоположен викарный епископ Магопакский Нектарий (Концевич). Пока правящий архиерей, епископ Антоний, находился в Сан-Франциско, епископ Нектарий окормлял паству в Лос-Анджелесе. После разделения Западноамериканской епархии на Лос-Анджелесскую и Сан-францисскую епархии епископ Нектарий стал викарием последней и получил титул епископа Сиэтлского. 803 В США существовали еще две небольшие епархии РПЦЗ – Чикагская и Кливлендская, во главе которой в 19511954 гг. стоял архиепископ Григорий (Боришкевич), и Детройтская и Флинтская, возглавляемая архиепископом Иеронимом (Черновым). Чикагская епархия включала в себя около десяти приходов, а Детройтская – всего четыре. В мае 1957 г. после смерти архиепископа Иеронима его епархия была присоединена к Чикагской епархии. В октябре того же года после смерти архиепископа Григория (Боришкевича) епархию с титулом «Чикагский и Детройтский» возглавил епископ Серафим (Иванов). В Америке проживал еще один архиерей – епископ Иоанн (Шлиман), ранее возглавлявший Урмийскую миссию. После Второй мировой войны архипастырь переселился в Успенский Ново-Дивеевский монастырь, где проживал на покое до своей смерти в 1962 г. Немало русских беженцев сконцентрировалось в Канаде. Здесь существовало две епархии – Западно-Канадская, во главе которой стояли архиепископы Иоасаф (Скородумов) (до 1950 г.), Пантелеймон (Рудык) (до 1954 г.), епископ Виталий (Устинов), и Восточно-Канадская, возглавляемая архиепископами Григорием (Боришкевичем) (19501954 гг.), Пантелеймоном (Рудыком) (до 1957 г.). После 1957 г. две епархии были объединены в одну епархию, которую возглавил епископ (с 1960 г. архиепископ) Виталий с титулом «Монреальский и Канадский». В 1958 г. викарным епископом Канадской епархии с титулом «Эдмонтонский» был поставлен архимандрит Савва (Сарачевич).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день памяти прп. Серафима Саровского иноки отслужили Божественную литургию и напутственный молебен и переселились в Братиславу, при этом с помощью местных крестьян 15 т богослужебных книг на 80 подводах перевезли до ближайшей железнодорожной станции, а дальше поездом в столицу Словакии. В предоставленном здесь одним из русских эмигрантов обширном здании на берегу Дуная (ранее использовавшемся под склад) была устроена домовая церковь прп. Иова и иноческое общежитие (ул. Вудрица, д. 44). Иконостас храма создал иконописец иеромонах Киприан, 20 августа церковь освятил архиепископ Киевский Пантелеимон (Рудык). Ее настоятелем стал эвакуированный из Киева и принятый в число братии монастыря игумен Каллист . В Ладомировой до января 1945 г. пребывало 6 насельников во главе с игуменом Саввой (Струве), им оставили второй ковчег с частицей мощей свт. Пантелеимона, Почаевскую икону Божией Матери, частицу мощей св. Иоанна Крестителя и маленький образ прп. Иова с частицей мощей святого. Лишнее имущество обители поделили между крестьянами. В дальнейшем большая часть братии через Германию и Швейцарию переехала в США и поселилась в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Еще одним ее «детищем» стал основанный в 1946 г. монастырь прп. Иова Почаевского в Мюнхене. Бывший монастырский храм в Ладомировой был преобразован в приходской и в этом качестве действует до настоящего времени. В послевоенный период издательская ладомирско-почаевская традиция продолжалась сразу в нескольких центрах: в крупнейшей типографии РПЦЗ в джорданвилльском Свято-Троицком монастыре, второй по величине монастырской книгопечатне в Мюнхене и небольших церковных типографиях в Гамбурге, Лондоне, Бразилии и Канаде. Новые издательства длительное время помещали в своих изданиях логотип «Книгопечатни преп. Иова Почаевского». Кроме того, ладомировская братия стала «кузницей кадров» архиереев для русской церковной эмиграции. В состав братии в разное время входили 7 будущих архиепископов: Виталий (Максименко), Серафим (Иванов), Нафанаил (Львов), Антоний (Медведев), Алексий (Дехтерев), Алипий (Гаманович), Никон (Рклицкий) и 2 Первоиерарха РПЦЗ: митрополит Виталий (Устинов) и митрополит Лавр (Шкурла), при котором 17 мая 2007 г. произошло восстановление канонического общения РПЦЗ и Московского Патриархата. Годы же Второй мировой войны стали очень ярким периодом в истории монастыря прп. Иова Почаевского, когда его братия внесла существенный вклад в «религиозное возрождение» на оккупированной территории СССР.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

[v6] «Благодать Духа уста его употребила для предсказания о будущем, хотя и не коснулась скверного его сердца. Сила Духа устроила так, что и из лукавого сердца произошли слова, заключающие дивное пророчество» (блаж. Феофилакт Болгарский . Толкование на Евангелие. М., 1993, т.2, с. 444). [v7] PL 43, 695 или CSEL vol. 53, p. 164. «Таинства по блаж. Августину совершаются и в расколе, и Таинствами этими низводится Божественная благодать, но в расколе она не спасает. Действительность таинств, совершаемых у схизматиков, означает для Августина непрерванность связей с Церковью. Он прямо утверждает, что в таинствах раскольников действует Церковь: “Одних чад Церковь рождает сама, от своего чрева, а других она рождает от чрева служанки” – и именно потому значимо схизматическое крещение, что совершает его Церковь» (Вопрос о границах Церкви в русском православном богословии. Приложение//Доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета. М., 2000, с. 9. [v8] Непонятно, правда, что св. Иларион, со всем своим согласием цитировавший слова Августина «все отделившиеся от Церкви не имеют любви (Архиеп. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Монреаль, 1986, С. 42; Архиеп. Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997, С. 540) пишет Р. Гардинеру, секретарю экуменической комиссии, готовящей всемирную христианскую конференцию: „я не мог не заметить того духа любви и смирения, которым проникнуты ваши издания“ (Единство Церкви и всемирная конференция христианства//Христианства нет без Церкви. с. 73). [v9] архиепископ Виталий (Устинов). Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви за рубежом (1967 г.) (архиеп. Виталий. Экуменизм. Монреаль, 1989, сс. 16–17). Для сравнения: «В существенном или главном все христианские исповедания совпадают друг с другом… различия христианских вероисповеданий, даже догматические, несущественны и преувеличены» (св. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви.

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

В первой половине 1960-х гг. Константинопольская Патриархия оказалась в непростом положении. Турецкое руководство настаивало на удалении Патриархии из страны. Оказывала давление на Вселенского Патриарха Афинагора и Московская Патриархия, требовавшая прекращения покровительства над Русским экзархатом в Западной Европе. 22 ноября 1965 г. патриарх Афинагор пошел на уступку, исключив экзархат из своего ведения. В своей грамоте патриарх посоветовал русским приходам перейти в лоно Русской Церкви. Однако архиепископ Георгий в Московскую Патриархию обращаться не стал, заявив, что экзархат был основан не Вселенским престолом, а лишь принят им в 1931 г. Поэтому возвращение русских приходов в состояние до 1931 г. представляется законным. В 1966 г. епархиальное собрание Западноевропейского экзархата переименовало свою структуру в архиепископию Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния. Самостоятельность архиепископии длилась пять лет. В январе 1971 г. Константинопольская Патриархия вернула себе русскую архиепископию, управление которой формально должно было теперь осуществляться через греческого митрополита Франции. Но фактически архиепископия находилась в Прямом подчинении Вселенского престола. В 1981 г. после смерти архиепископа Георгия (Тарасова) ее возглавил архиепископ Георгий (Вагнер). § 5. Русская церковная эмиграция 1986–2008 г. Русская Зарубежная Церковь Новый этап в жизни РПЦЗ и ее отношениях с Церковью в отечестве начался с приходом нового председателя Архиерейского Синода митрополита Виталия (Устинова) в 1986 г., а также с началом политических перемен в России. Разоблачение преступлений коммунистического режима, возрождение православия дало Церкви в отечестве надежду на скорое примирение с РПЦЗ. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 г. обратился к ней с просьбой начать диалог об объединении. Однако митрополит Виталий идти на встречу Московскому Патриархату не пожелал. К тому времени Зарубежная Церковь уже сформулировала свои условия объединения. Это было прославление новомучеников, отказ Московского Патриархата от экуменических контактов, осуждение «Декларации» митрополита Сергия, отказ говорить о РПЦЗ как о расколе. Все эти вопросы можно было обсудить уже тогда, тем более что процесс прославления новомучеников Московский Патриархат начал в 1989 г., а границы допустимого в отношении инославия у Церкви в отечестве и у Церкви в эмиграции во многом совпадали. Весьма выгодным для переговоров был и общий настрой населения России – симпатии к РПЦЗ, которая сохранила независимость от коммунистической диктатуры, была консервативна в богословских вопросах и причислила к лику святых страдальцев за веру, в конце 1980-х гг. заметно возросли. Но митрополит Виталий шанс примириться с Церковью в отечестве не использовал и пошел на ухудшение отношений с Москвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010