В Австралии в каждом доме пытались угостить Батюшка рассказал, что в ходе паломничества люди иногда делились с ним чудесами по молитвам перед Курской иконой, но он их не запомнил. «Я эти рассказы не записывал, потому то считал, что это нормально – Господь совершил чудо для этих людей», – признается он. Но все его повествование состоит из «обыкновенных чудес», которые, может быть, происходят в жизни каждый день, и их можно даже не заметить. Но они от этого не перестают быть чудесами. Ну, разве не чудо, например, как отец Георгий сопровождал тогдашнего Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия (Устинова) вместе с иконой в полете из США в Австралию? Лететь предстояло больше 10 часов, владыка занял место в первом классе, а ему пришлось сесть в обычный «эконом» и положить святыню на полку над головой – другого места для нее просто не было. Однако в самом начале пути стюардесса сказала, что есть свободное место прямо рядом с владыкой, и предложила отцу Георгию пересесть. «Всю дорогу я летел в очень удобном большом кресле, и там хватило места для иконы. Казалось бы, это мелочь, но такое тоже случается», – рассказывает священник. Протоиерей Георгий Ларин с семьей Естественно, Австралия, где Ларин жил почти 20 лет, для него стояла особняком в той поездке. Вместе с иконой он посетил все крупные города, включая Сидней, Брисбен, Перт, Аделаиду. «Конечно, у меня было особенное чувство оттого, что возвращаюсь в страну, где провел юность. Все было очень утешительно, люди встречали очень радушно», – вспоминает батюшка. По его словам, во время поездок с иконой по домам хозяйки неизменно старались угостить. «Было очень трудно, но приходилось соглашаться. Одна женщина даже обиделась, что я у других угощался, а у нее отказываюсь», – улыбается отец Георгий. Самая запоминающаяся встреча, по его словам, состоялась в Аделаиде, где в то время жил врач Петр Калиновский, написавший известную книгу «Переход» – по рассказам пациентов, видевших, что происходит «по ту сторону жизни». «При встрече я рассказал Калиновскому, что мой тесть – историк Юрий Владимирович Изместьев – прочитав его книгу, с удивлением узнал, что тот когда-то был атеистом, – вспоминает отец Георгий. – Но Калиновский сказал мне: Да, батюшка, я был атеистом, а сейчас не просто верю, а знаю, что Бог есть. Я испытал это на собственном опыте”».

http://pravoslavie.ru/135949.html

В 1910 году впервые на Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге (Шотландия) было применено название экуменизм в его современном смысле; тогда же было положено основание новому обществу с наименованием Мировой Христианский Совет Жизни и Труда, который заседал в 1925 году в Стокгольме и в 1937 году в Оксфорде, для изучения взаимоотношений между разными христианскими церквями. Параллельно этому движению организовалось еще одно новое общество под названием Мировая конференция о вере и порядке, заседавшая два раза, в 1927 году в Лозанне и в 1937 году в Эдинбурге и поставившее себе целью выявить все препятствия к объединению церквей в области вероучения. Наконец в 1937 году на двух последующих конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге было решено эти два движения объединить в одну организацию – «Мировой Совет церквей». Вторая мировая война помешала, однако, этой организации приступить к осуществлению своих целей, но после войны, в 1948 году, был созван первый съезд Мирового совета церквей в Амстердаме, а за ним последовали еще три съезда в Эванстоне в 1954 и в Нью-Дели в 1961 и недавно в Упсала, в Швеции. Эта картина краткого описания исторического возникновения экуменического движения была бы не полна, если бы мы еще не упомянули мировой организации бой-скаутов, основанной тоже в Англии в 1908 году лордом Баден Паувеллем. Это чисто юношеская организация, теперь уже всем известная по своей деятельности, своей целью поставила воспитать юношество в духе интерконфессиональном, космополитическом с идеалом человеческого добра. Все эти три организации и являются до сего дня теми тремя китами, на которых стоит все экуменическое движение и из которого оно пополняет постоянно кадры своих единомышленников, деятелей или просто сочувствующих масс людских. Рассмотрим теперь какие психологические, социальные, политические и духовные причины благоприятствовали появлению и развитию экуменизма. Во главу угла этой строящейся вавилонской башни необходимо поставить полное духовное разложение протестантской ереси. Но если мы говорим вместе с Тертулианом, что «душа человеческая по природе христианка», что тогда, в устах этого западного учителя Церкви, безусловно значило «по природе православная», то мы можем утверждать, что всякая ересь по природе своей противна человеческой душе и рано или поздно душа человеческая должна эту ересь изжить, выбросить из себя. Итак, мы присутствуем при извержении протестантской ереси, но как в природе, так и в духовном мире нет пустоты, то место этой ереси занимает экуменизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Архив Пн Заявление первоиерарха Русской Зарубежной Церкви высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра в связи с кончиной митрополита Виталия (Устинова) 27 сентября 2006 г. 13:18 Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр выступил с заявлением в связи с кончиной бывшего первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), преставившегося 25 сентября на 97-м году жизни. Преклоняясь перед волей Божией, мы, архипастыри, пастыри и паства Русской Православной Церкви Заграницей, со скорбью сообщаем о кончине митрополита Виталия (Устинова), которая последовала 12/25 сентября с.г. около полудня. Владыка митрополит Виталий, находясь на покое, к большой нашей скорби, нельзя сказать, что по своей воле, но из-за окружения своего, отстранился от нас. Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души. Во время Второй мировой войны, будучи иеромонахом, а потом и архимандритом, отец Виталий сохранил жизнь очень и очень многим, помог спастись от страшных выдач и последующих бедствий и страданий. Нельзя забыть и того, что Владыка митрополит потрудился и для блага нашей Святой Церкви. Молодым он поступил в монастырь на Карпатах, в Ладомировой. Там он был наборщиком церковно-славянских богослужебных книг. Затем после окончания войны, став епископом, он занимался издательским и церковно-просветительным делом. Владыка служил архипастырем в Южной Америке, в Бразилии и в Канаде. Он был четвертым Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, с 1986 г. по 2001 г. Сим предписывается на наших приходах совершать поминовение новопреставленного митрополита Виталия, а также и служение панихид в третий, девятый и сороковой день. + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. 12/25 сентября 2006 г. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Свято-Троицкий монастырь. Официальный сайт РПЦЗ Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/146158.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митр. Виталий (Устинов) (РПЦЗ). Фотография. 2001 г. (Устинов Ростислав Петрович; род. 18.03.1910, С.-Петербург), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи морского офицера. В 1920 г. был определен в кадетский корпус в Феодосии, в составе к-рого в том же году эмигрировал в Стамбул. В дек. 1920 г. кадетский корпус был перемещен в Королевство сербов, хорватов и словенцев, размещен сначала на хуторе Стрнишче (ныне Кидричево, Словения), затем в г. Бела-Црква. В 1923 г. мальчик вместе с матерью переехал во Францию, где поступил в иезуитский коллеж св. Людовика, кор. Франции, в г. Ле-Ман. По окончании учебы Устинов уехал в Канн, где жила его мать. В 1934 г. был призван во франц. армию, служил в 9-м кирасирском полку в Лионе. По окончании службы работал на англ. предприятии во Франции, учился в Православном Богословском ин-те прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1938 г. Устинов поступил в мон-рь прп. Иова Почаевского в Ладомирове (Владимирове) в Чехословакии. В 1939 г. архим. Серафимом (Ивановым) был пострижен в рясофор, 15 марта следующего года принял монашеский постриг. 17 июля 1940 г. Мукачевским и Прешовским еп. Владимиром (Раичем) (Сербский Патриархат) В. был рукоположен во диакона, 10 окт. следующего года в Братиславе митр. Берлинский и Германский Серафим (Ляде) (РПЦЗ) рукоположил В. во иерея. В. занимался окормлением приходов в соседних с мон-рем селах. В 1944 г. возведен в сан игумена. В июле того же года в связи с наступлением советских войск мон-рь и Иова Почаевского, преподобного, братство эвакуировались в Братиславу, в кон. 1944 г.- в Берлин, где клирики братства несли пастырское служение среди вывезенных в Германию граждан СССР. В нач. мая 1945 г. при приближении Красной Армии В. вместе с архим. Нафанаилом (Львовым) переехал в Гамбург. После окончания войны стараниями В. и архим. Нафанаила неск. тыс. советских военнопленных и депортированных в Германию были спасены от принудительного возвращения в СССР. По инициативе В. для них был организован лагерь Фишбек, в к-ром действовали церковь, рус. и укр. школы, гимназия, пастырские курсы, иконописные мастерские и типография, издававшая религ. лит-ру. В 1946 г. за организацию церковной жизни в Фишбеке митр. Анастасий (Грибановский) возвел В. в сан архимандрита. В 1947 г. В. был назначен настоятелем лондонской общины и благочинным приходов РПЦЗ в Англии. Благодаря его активной миссионерской работе, в т. ч. среди англичан, были открыты приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде.

http://pravenc.ru/text/158840.html

В 1938 году прибыл в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово 28-летний Ростислав Устинов, который в 1939 году был пострижен в рясофор с именем Виталия, «отчасти в честь аввы и основателя монастыря владыки Виталия (Максименко)». Будущий первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов) через всю свою жизнь пронес это благодарное чувство, и где бы он ни подвизался – в Германии, Англии, Бразилии, Канаде, он везде старался исполнить заветы основателя братства архиепископа Виталия (Максименко). Всюду и он учреждал печатни и нес людям слово правды на русском, английском и французском языках. При наступлении советской армии братство в Ладомирове покинуло монастырь, понимая, какая расправа грозит монахам в советской России. В своих воспоминаниях инок Всеволод (Филипьев) описывает: «В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обеспокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков-карпатороссов – двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий (Устинов) решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне – первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор». Маленького Васю Шкурла, который родился в Ладомирово 1 января 1928 года, крестил архимандрит Виталий (Максименко), а позже, уже в Джорданвилле, в 1948 году, он же постригал его в монашество и долгие годы был его духовным отцом и воспитателем. Вот так тесно переплелись судьбы трех первоиерархов РПЦЗ – митрополита Антония, митрополита Виталия (Устинова) и митрополита Лавра – с судьбой владыки Виталия (Максименко). В Америке усилиями архимандрита Пантелеимона (Нижника; † 1985) был приобретен небольшой участок земли близ города Джорданвилля, где отец Пантелеимон и его единомышленники хотели создать монастырскую обитель.

http://pravoslavie.ru/4409.html

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Проанализировав возникшую ситуацию, Священноначалие Русской Зарубежной Церкви полностью встало на точку зрения Великой княгини Марии Владимировны. Архиерейский Синод согласился, что создавшееся положение «не только делало семейную жизнь Истицы невыносимо тяжелой, но и вместе с тем угрожало осуществлению той задачи, какая ставилась Ею и Ее Семьею, а именно воспитание Сына Православным Христианином и приготовление Его в будущем к возглавлению Российской Царственной Семьи» . Отношение к дому Романовых Первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова) Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий (Устинов), конец 1980-х годов. К сожалению, почти ровно через два года, 8/21 ноября 1985 года, митрополит Филарет скончался. В январе 1986 года состоялся Архиерейский Собор, на котором в результате жребия новым Первоиерархом стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов). Одним из результатов этого избрания стало увольнение на покой секретаря Архиерейского Синода епископа Вашингтонского и Флоридского Григория (Граббе). Владыка, несмотря на неоднозначную репутацию среди епископата и клира РПЦЗ, обладал огромным административным опытом и выдающимися богословскими знаниями. И хотя он далеко не во всем соглашался с Главой Российского Императорского Дома, но смолоду и до глубокой старости хранил верность династии. Глава Российского Императорского Дома Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Владимир Кириллович, 1988. В противоположность епископу Григорию, митрополит Виталий никогда особенно не выделялся своим легитимизмом, и, хотя во время торжеств 1000-летия Крещения Руси Первоиерарх оказал необходимое уважение Императорской Семье, он также не переставал заигрывать с ее противниками. Об этом вынужден был с горечью писать владыке Григорию Великий князь Владимир Кириллович 26 июля 1990 года: Митрополит Виталий и члены Архиерейского Синода поздравляют Великого Князя Владимира Кирилловича с днем Тезоименитства. Джэксон, штат Нью-Джерси, 28 июля 1988 года.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/26/...

Скончался четвертый первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий 25 сентября на 97-м году жизни отошел ко Господу четвертый по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейший митрополит Виталий, с октября 2001 г . пребывавший на покое в своей резиденции при Спасо-Преображенском монастыре в Канаде. Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Санкт-Петербурге в 1910 году в семье офицера Черноморскаго флота Петра Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармскаго генерала, всю свою жизнь прослужившаго на Кавказе. В 1920 году, во время гражданской войны в России, Ростислав Устинов был определен в корпус, основанный в Феодосии генералом Врангелем. При отступлении Белой армии и в связи с этим эвакуации корпуса, молодой Ростислав попал в Константинополь, а оттуда переехал в Югославию, где учился в кадетском корпусе в Белой Армии. В 1923 году мать будущаго первоиерарха выписала своего сына в Константинополь и оттуда с ним переехала в Париж, где поместила его во Француский колледж имени святаго Людовика, в городе Лемань. По окончании колледжа он вернулся к матери в Канны. В 1934 году Ростислав Петрович Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (тогда еще конный) полк. Дослужившись до чина бригадира, Ростислав отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь. В 1938 году он поступил в монастырь преподобнаго Иова Почаевскаго на Карпатах. В 1939 году трудник Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год – в малую схиму. В 1941 году в городе Братиславе отец Виталий был рукоположен митрополитом Берлинским и Германским Серафимом в сан иеромонаха с поручением ему окормлять из монастыря два села у самой границы Польши. Вторая мировая война принудила монашеское братство покинуть свою обитель ввиду наступления красных полчищ. Иеромонах Виталий, в силу обстоятельств, оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом развил широкую миссионерскую деятельность в среде русских беженцев и военнопленных. Новое наступление красных заставило обоих молодых священноиноков обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где для них открылось другое поле деятельности: спасение тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. Хорошее знание иностранных языков, а особенно английскаго, отцами Виталием и Нафанаилом, в соединении с неистощимой энергией и настойчивостью действительно спасли жизнь множеству русских людей.

http://pravoslavie.ru/18597.html

В 1934 году Ростислав Устинов был призван отбывать воинскую повинность и был зачислен в 9-й кирасирский (тогда еще конный) полк. Дослужившись до чина бригадира, Ростислав отказался продолжить военную карьеру в качестве офицера и решил, покинув мир, поступить в монастырь. В 1938 году он поступил в монастырь прп. Иова Почаевскаго на Карпатах. В 1939 году — был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год – в малую схиму. В 1941 году в городе Братиславе отец Виталий был рукоположен митрополитом Берлинским и Германским Серафимом в сан иеромонаха с поручением ему окормлять из монастыря два села у самой границы Польши. Во время Второй мировой войны иеромонах Виталий, в силу обстоятельств, оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом развил широкую миссионерскую деятельность в среде русских беженцев и военнопленных. Новое наступление красных заставило обоих молодых священноиноков обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где для них открылось другое поле деятельности: спасение тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР. Обосновавшись в Гамбурге, игумен Виталий занялся устройством церковной жизни при лагере Фишбек. Там сразу же была основана барачная церковь с ежедневным кругом богослужений, полные псаломщические курсы и даже годовой курс богословских наук для 12 юношей. Одновременно с этим игумен Виталий собрал там и небольшую монашескую братию, а также основал типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии Великие сборники, молитвословы и даже «Почаевские листки». С 1947 по 1951 архимандрит Виталий пробыл на посту настоятеля Лондонскаго прихода; в 1951 году в день апостолов Петра и Павла, он был посвящен в сан епископа с назначением в Бразилию. И тут в очень скором времени молодой епископ открыл свою типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному уставу при ежедневных службах маленькой обители. В 1955 году владыка Виталий со своей братией переехал в Канаду. Будучи епископом Монреальским и Канадским, Владыка устроил монашеский скит в Мансонвилле.

http://patriarchia.ru/db/text/146161.htm...

Детство и юность: первые испытания Митрополит Виталий (в миру Ростислав Петрович Устинов) родился в 1910 г. в Санкт-Петербурге в семье морского офицера Петра и дочери жандармского генерала Лидии. Через некоторое время семья переехала в Севастополь. Там Ростислав провел первые годы своей жизни. Вот что позже вспоминал владыка Виталий об этом времени, а также и о перемене, принесенной революцией: " Я застал царскую Россию... Я помню ее в деталях, а главным образом я помню ее дух... в царское время все было спокойно и благочестиво. Бывало, выйдя в сад, слышишь перезвон церковных колоколов. Так хорошо и сладко было на душе, будто небо спускалось на землю, и чувствовался непонятный, глубокий мир. Запомнил я все это скорее не просто памятью, а сердечной памятью... " ; " Вспоминается интересный случай... Я точно помню, как бабушка взяла газету и сказала следующие слова: " Это конец России! " . На передовой странице крупными буквами было написано, что государь отрекся от престола " ; " Я помню эту незабываемую разницу, когда грянула революция. Все переменилось. Небо изменилось. На всех напал мистический страх. Все потеряли душевный мир... " (Митрополит Виталий, " Юбилейный сборник " , США, 2001 г.). Да, это был конец Российской империи, но одновременно для лучших сынов России - это было начало борьбы за Святую Русь!.. В 1920 году Ростислав поступил в Крымский кадетский корпус, основанный генералом Врангелем в Феодосии. В том же году, после великого исхода белой эмиграции с родины, семья Ростислава, претерпев странствования по разным странам, окончательно поселилась во Франции, где Ростислав окончил колледж, а затем отбыл воинскую повинность во французской армии. Одаренность юного Ростислава сказалась уже в те годы: командир его полка обещал свое покровительство в создании условий для успешной военной карьеры. Однако молодой военный бригадир Ростислав Устинов, прожив к тому времени короткую, но бурную и драматичную жизнь в миру, уже тогда имел горячее желание оставить суету мирскую и уйти в монастырь. Для него начиналось время духовной брани.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010