Червонец – дар Богоматери привешен был к иконе Богоматери, пред которою пел Иоанн. И от иконы и от червонца совершались чудеса. Ныне икона стоить местною в параклисе введения Богоматери в храм и пред нею горят три неугасимые лампады 494 . Барский видел храм архангела в келье Иоанна и описал жизнь Кукузеля, следуя книге Агапия, афонского отшельника: «Спасение грешникам» 495 . 15 ч. Подвиги св. Филия, епископа томского и с ним многих Когда Ликиний поднял (320 г.) столько же жестокое, сколько и хитрое гонение против христианства, предписав явно требовать епископов, воинов и придворных к суду за неповиновение языческому государственному закону, а тайно дав знать преследовать и всех христиан 496 , в малой Скифии святитель Филий, томский епископ, первый обратил на себя злость языческой власти. Его потребовали к суду и в тоже время начали хватать христиан в разных местах Скифии. Святителя били палками до полусмерти, запирали в темницу, предавали вновь безчеловечным истязаниям и наконец по приговору судебному бросили его в море; тело его, приплывшее к берегу, перенесено было благоговейными людьми в загородный дом благочестивого Аманда и здесь оно прославилось чудесными исцелениями 497 . В тот же третий день января окончили в Томах мученический подвиг три родные брата Аргей, Наркисс и юный Маркелин, также два Евгения, Клавдион и Род. Братья после истязаний также брошены были в море 498 . Апреля 3 в Томах преданы были смерти св. Евагрий и Бенигн. Блаженный Аманд также последовал за любимым учителем своим: он и несколько других 6 июня замучены «в городе Новидуне», иначе в новом Дунайце, славном городе Малой Скифии 499 . Здесь же июня 4 после долгих пыток и темничного заключения обезглавлены были: св. Зотик, Лукиан и Илия. Последний в греческом известии называется Ηλει, а не Ηλειας: грек удержал славянское имя Ильи, не подозревая, что это – одно и тоже, что Илия. С св. Зотиком пострадали в один и тот же день – 4 июня и в одном и том же месте – в новом Дунайце св. Комар, Гаддун, Нинит, Юлия и до 30 других страдальцев веры 500 .– Сентября 17 тут же окончили подвиг свой три юные царедворца, сосланные Ликинием в малую Скифию 501 . За два пред тем дня «в городе Томах» окончились страдания славною смертию св. Стратора, Валерия, Макровия и Гордиана; наконец октяб. 1 увенчались мученическим венцом в Томах «св. Приск, Крискент и Евагрий " 502 . Так при Ликиние явились в малой Скифии, славянской стране, целые сонмы мучеников за св. веру. 16 ч. Память о святых чадах кн. Людмиле, кн. Вячеславе и пр. Прокопии

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По сих (после сего). Это слово у евангелистов обыкновенно составляет переход от одного повествования к другому, нередко без хронологической связи, как, напр., здесь. Инех седмъдесят учеников, т. е. Апостолов, кроме избранных Господом ранее, 12-ти (9:1). Число 70, подобно как и числа 40 и 7, были особенными у Евреев. Так Моисей избрал помощниками себе в управлении народом 70 старейшин ( Числ.11:16, 25 ); синедрион, верховное судилище иудеев составляли 70 членов. Вероятно, по этой причине, сверх 12-ти Господь избрал еще именно 70 Апостолов; а быть может и потому, что, как толкуют некоторые, 70 или лучше 72 составляются из 6, взятых 12 раз, следовательно, Господь избрал сначала по одному Апостолу, а затем по шести на всякое колено народа еврейского. Имена 70-ти Апостолов в точности неизвестны. В святцах именуются они, но там перечисляются вообще Апостольские сотрудники, из которых некоторые обращены гораздо позднее времени, указываемого евангелистом Лукою: Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, брат Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы, Симеоне, сродник Господень, Варнава, бывший спутником апост. Павла и называвшийся прежде Иосия, Иосий, или Иосиф, нарицаемый Варсава, и Иуст, Фаддей, Анания, крестивший апост. Павла, Архидиакон Стефан, первомученик, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит, Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Эпенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовуль, Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм , Патров, Ермий . Лин, Гаий, Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимпан, Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен, Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, он же и Иоанн, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, племянник Варнавы, Артема, Акила, Фортунат, Ахаик, Дионисий Ареопагит и Симеон, называемый Нигер. Посла (послал) по два. Это сделал с одной стороны Господь потому, что двоим идти на проповедь и безопаснее и охотнее (Феоф.), с другой стороны потому, что двое могли помогать друг другу советами, взаимными услугами, утешать друг друга в неудачах и испытаниях и т. п. (Мих.). Кроме того и по закону Моисееву ( Втор.19:15 ) полагалось не менее двух свидетелей для того, чтобы засвидетельствовать истину чего-либо. Пред лицем Своим во всякий град и место и пр. Цель послания 70-ти Апостолов была та, чтобы их проповедию приготовлять иудеев к принятию лично Самого Иисуса Христа и Его учение во время Его путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

К нему присоединились пять его друзей, исповедавших имя Христово. Это были Киприан, Дионисий, Анект, Павел и Крискент. Всех их влачили по улицам, а язычники, особенно их дети, били [страдальцев] палками и камнями, пока не дотащили их до места казни. Там святые мученики помолились Богу и были усечены мечом. На том месте из-под земли пробился источник воды, который и сегодня нарицается именем Кодрата, напоминая о мужественной смерти за Христа всех шести друзей. Благочестно пострадали они за правду в 250 году в Коринфе, в правление нечестивого Декия и его игемона Иасона 26 . 2. Св. мученик Кодрат Никомидийский . Принадлежал к вельможному роду, был человеком богатым и в то же время – крещеным и убежденным христианином. Во время гонения, когда [император] Валериан бросил многих христиан в темницу, Кодрат, давая мзду стражам, входил к заключенным, приносил им разную пищу и укреплял в вере. Когда узников вывели пред судию и тот спросил их об имени, отечестве и сословии, они молчали. Тогда из-за их [спин] вышел Кодрат и прокричал изо всех сил: «Христиане мы по имени, рабы Иисуса Христа, Господа, саном и благородством, а город и отечество наше – небо». После такого исповедания и Кодрат был привлечен к суду и, претерпев долгие и тяжкие истязания, обезглавлен вместе с остальными. 3. Преп. мать Анастасия , патрицианка и вельможная дама при дворе императора Юстиниана. Овдовев и видя, что царица Феодора ее не терпит, она в одночасье покинула Царьград и удалилась в Египетскую пустыню. Известный духовник, авва Даниил, постриг ее в инокини и, по ее желанию, представил ее [братии] как монаха Анастасия скопца – чтобы в мужском образе она легче спаслась, а также укрылась бы от царского сыска. И затворилась Анастасия в тесную келью, где провела 28 лет и упокоилась в 563 году. Перед самой смертью старец Даниил увидел, что ее лицо сияет, как солнце. Славная патрицианка, Анастасия-христианка Лесть и злато – всё оставила, Ко Христу всю жизнь управила. Он и хлеб ей, и вода, Он и радость, и свобода, Обновитель душ всегда, Мост из смертного исхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вмести они идут в Грецию, а потом Павел оставляет Луку в Македонии, в городе Филиппы, где Лука устраивает Церковь. Удивительная вещь: апостол Лука, видевший Господа Иисуса Христа во время земной жизни, встретившийся с Ним после Воскресения и слышавший Его проповедь, встретившись с Павлом, становится его помощником и действует как бы находясь у него в послушании. Это тоже пример: ради устроения Церкви и проповеди апостол Лука как бы забывает о себе, он не стремится быть первым, но избирает такой путь, на котором в согласии с другим таким же верным учеником Христа может принести Церкви наибольшую пользу. Он несколько лет живет в Македонии, трудится и проповедует. Когда Павел возвращается из своего третьего путешествия и проходит через Филиппы, он дает Луке поручение сходить в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины, и Лука отправляется в Коринф. Потом они вместе идут Палестину и по пути снова проповедуют о Христе В Палестине, в городе Кесария, апостола Павла заключают под стражу, и Лука остается при нем. Мы снова видим проявление верности: Лука был с Павлом во время проповеди и остается с ним в заключении. Когда Павла отправляют на суд кесаря в Рим, Лука едет вместе с ним и, пока апостол Павел пребывает под стражей, вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками Павла проповедует в столице Христа. Он не оставляет апостола Павла и остается верен Христу, неустанно продолжая дело проповеди. Проходит два года, Павла освобождают и Лука вместе с ним посещает основанные ранее церкви. Вскоре император Нерон начинает в Риме лютое гонение на христиан. Апостол Павел возвращается в столицу, чтобы словом и примером ободрить и поддержать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он снова оказывается заключен под стражу, и снова Лука, несмотря на опасность, остается с ним. - Я уже становлюсь жертвою, - пишет апостол Павел своему ученику Тимофею, - и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент - в Галатию, Тит - в Далматию. Один Лука со мною.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Дал Александр Невский нам всем пример навеки, Как благоугождают в мipe Богу человеки. О благоверный княже, нам молитвой помоги, Чтоб ощутили власть твою все Божии враги! 4. Св. Митрофан, епископ Воронежский . Славный русский иерарх, подвижник и патриот. Товарищ и обличитель Петра Великого. Упокоился 23 ноября 1703 года. Его чудотворные мощи были открыты в 1832 году. Рассуждение Бог попускает беды и невзгоды праведникам, чтобы как можно больше их прославить. Ведь побежденное искушение громче всего возвещает славу Божию и славу подвижника. Святитель Григорий Акрагантийский был во всем праведником и Божиим угодником. Однако Бог дозволил прийти на него испытанию, подобному тому, что постигло святителя Афанасия и преподобного Макария. В частности, два священника, Савин и Крискент, которым Григорий сделал много добра, никак не могли взирать на его добродетели. Ведь свойство порока таково, что добродетель для него невыносима. А потому разыскали они некую публичную женщину-блудницу и подкупили ее, дабы оклеветала она Григория [и сказала], что он якобы состоял с ней в нечистой связи. Однажды, когда [святитель] Григорий был в церкви, та женщина украдкой вошла в его покои, а когда прибыл он с народом из церкви, она на глазах у всех вышла из его спальни. Тогда те двое священников принялись кричать на Григория как на блудника. Святитель же сохранил хладнокровие и был готов на всякие страдания. Заключили его в темницу и препроводили в Рим. Папа поверил клеветникам и два с половиной года содержал Григория в заточении без суда и приговора. После этого созвал он собор, на котором вознамерился разобрать дело Григория. Однако прежде человеческих дознаний и суждений Бог вынес Свой приговор. Та женщина помутилась рассудком и в таком состоянии предстала пред отцами собора. Обезумев, не могла она дать никакого ответа. Григорий чудотворец помолился о ней Богу – и она выздоровела, так как вышел из нее злой дух. С плачем засвидетельствовала она, что была подкуплена, чтоб оговорить Божия человека, и что немедленно после сей клеветы возобладал над ней демон и всё это время держал ее в своей власти. А у Савина и Крискента и у всех прочих клеветников – а их было свыше сотни – лица сразу же почернели, точно головешки. И были клеветники наказаны изгнанием. Святой же Григорий возвратился в свою епархию, где вся паства приняла его с большим почетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так и с нами: если мы пригвоздим плоть свою страхом Божиим, то ничто не поколеблет нас; если же оставим ее на свободе, то и слабое нападение может поразить и погубить нас. Потому, увещеваю вас, переносите все с полным благодушием и подражайте про­року, который говорит: «к Тебе прилепилась душа моя» ( Пс.62:9 ). Вот что говорить он: «прилепилась душа моя» Не сказал просто: предалась, но: «прилепилась». И еще: «Тебя жаждет душа моя» ( Пс.62:2 ); не сказал просто: пожелала, но: «жаждет»,выражая этим словом особенную силу желания. И еще: «Трепещет от страха Твоего плоть моя пригвозди страху Твоему плоти моя» ( Пс.118:120 ). Он хочет, чтобы мы постоянно так прилеплялись к Богу и соединялись с Ним, чтобы ни­когда не отступать от Него. Если мы будем так преданы Богу, если пригвоздим к Нему сердца наши, если будем жаждать Его сильным желанием, то получим все, чего желаем и сподобимся будущих благ, во Христе Иисусе, Го­споде нашем, Которому со Отцем и Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Беседа 10 2Тим.4:9–13 .  Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Почему не все апостолы исцеляли от болезней. – Как можно привлечь благодать Духа. – Богатство Божие. 1. Можно спросить: как (Павел) призывает к себе Тимофея, когда ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости (апостол) делает это; он сам готов был идти к нему, – послушай, что говорит он: «если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием» ( 1Тим.3:15 ). Но почему? Потому, что он находился в крайности, уже не мог ходить по собственной воле, жил в темнице, будучи заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Потому, чтобы этого не случилось прежде свидания с учеником, он и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кон­чиною и, может быть, многое передать ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О. Крискент, с виду низенький, юркий старичок с жиденькими косицами и тоненьким разбитым тенориком, по словам автора «Жилки», принадлежал к симпатичнейшим представителям того типа батюшек, который специально выработался на уральских горных заводах. Дом о. Крискента отличался простотой, уютностью и некоторою как бы церковностью. При входе в дом, «в маленькой передней уже обдавало тем специально благочестивым запахом, какой священники уносят с собой из церкви в складках платья; пахло смешанным запахом ладана и воска и, может быть, к этому запаху примешивался аромат княженичной наливки, которою о. Крискент гордился особенно». Жизнь о. Крискента всецело была отдана своей пастве с ее семейными делами, разными напастями и невзгодами интимного характера. Особенно благочестивые старушки любили поговорить с о. Крискентом о всех сомнительных предметах, и о. Крискент умел говорить с женщинами. «Он никогда не употреблял резких выражений, когда дело коснется большого греха, но вместе с тем он не умалял и проступка; затем он всегда умел вовремя согласиться. Наконец, вообще в о. Крискенте привлекал неотразимо к себе тот дух всеобщего примирения и незлобия, какой так обаятельно действует на женщин; они уходили из его дома успокоенные и довольные, хотя собственно о. Крискент никогда ничего не говорил нового, а только соглашался и успокаивал уже одним своим видом». Ведя речь, о. Крискент имел странную привычку расстегивать и застегивать пуговицы у своего подрясника. Прежде чем начать разрабатывать жилку, мать Брагина вздумала посоветоваться с о. Крискентом. Едва она успела в неопределенных словах заявить, что у них «вышло дело», от которого она «дня два ходила не своя», как о. Крискент разразился целым потоком общих утешительных фраз. – Так, так... Конечно, бывают случаи, Татьяна Власьевна. – Человек предполагает, а Бог располагает. Это уж не от нас, а свыше. Мы со своей стороны должны претерпевать и претерпевать... Как сказал апостол: претерпевый до конца той спасен будет... именно! Когда Татьяна Власьевна прямо уже рассказала о намерении сына заняться разработкой жилки и выразила боязнь по этому поводу, о. Крискент стал говорить, что золото может служить на пагубу человеку, но судя по притче о рабе, получившем 10 талантов, может быть и добром, что оно дается на испытание человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Увидев беду от богатства, Татьяна Власьевна снова пришла посоветоваться с о. Крискентом. – Да, да... Помните, я говорил вам тогда, Татьяна Власьевна: богатство – это испытание. Оно испытание и выходит. Только и сказал в утешение старухе Брагиной о. Крискент. О. Крискент не только не заступился пред Гордеем Евстратычем за Зотушку, не только не вразумил Брагина, а даже сам сделался орудием в руках Брагина. Брагин, уже старик, задумал жениться на дочери бывшего до него церковного старосты Пятова Фене, и попросил о. Крискента уговорить девушку выйти за Брагина. Явившись к Пятовым, о. Крискент повел душеспасительную речь о значении и святости брака вообще, как таинства, потом о браке, как неизбежной форме нескверного гражданского жития, и наконец о браке, как христианском подвиге, в котором человек меньше всего должен думать о себе, а только о своем ближнем. А потом он и прямо стал увещевать Феню выйти замуж за Брагина, выставляя на вид, что она может спасти семью Брагиных, много может утешить сирот, вдовиц и убогих. Когда Феня заявила, что боится этого брака, о. Крискент говорит ей, что «хороших дел не нужно бояться», что она смотрит на брак с земными мыслями, забывая, что в этом мире мы «временные гости, как путники в придорожной гостинице». Но убеждение о. Крискента осталось бессильным. Отвращение к старику Брагину взяло перевес, и Феня решительно отказалась выйти за него замуж. Между тем богатство Брагина росло и росло. Он задавал пиры, на которых было повальное пьянство. Участвовал на этих пирах и о. Крискент, дополняя веселую картину бражничества благочестивым разговором. Отрезав кусок пирога с осетриной, о. Крискент не прочь был повести благочестивую речь, например, о домостроительстве и даже привести «в пример Соломона, тонко сплетая льстивые слова тароватому домохозяину». Но хозяин оказался плохим Соломоном,– вскоре лишился жилки, а тут и окончательно разорился на виноторговле. Тип о. Крискента при всех недостатках этого священника,-во всяком случае,– живой тип! И не у единоверцев только, а и у православных священник сплошь и рядом является советником прихожан и принимает живое участие в их семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Одно из наиболее ранних исторических упоминаний К. у христ. писателей связано с деятельностью и смертью мч. Иустина Философа (кон. I-II в.). Во «Второй апологии» мч. Иустин выступает против некоего киника Крискента. Этот киник, согласно мч. Иустину, всенародно нападал на христиан и обвинял их в том, что они «безбожники и нечестивцы». По словам мч. Иустина, Крискент нападает на христиан либо потому, что он не познал учения Христова, и в этом случае он - «человек крайне злой и гораздо хуже простолюдинов, которые часто остерегаются говорить о том, чего не знают, и приносить ложное свидетельство»; либо по той причине, что, познав его, он не понял его величия; либо из-за того, что, поняв величие, все равно решил «нападать на христиан, чтобы не заподозрили его, что он христианин» ( Iust. Martyr. II Apol. 3). В том же сочинении мч. Иустин сообщает, что готов вести публичный спор с Крискентом, и намекает на то, что Крискент ищет возможности предать его на смерть (Ibidem). По свидетельству Евсевия Кесарийского, к-рое нек-рые совр. исследователи подвергают сомнению вслед. отсутствия сообщаемых им сведений в сохранившихся мученических актах Иустина, Крискент выполнил этот замысел, донеся на Иустина как на христианина гос. властям (см.: Euseb. Hist. eccl. IV 16. 1). Источником Евсевия был Татиан, сообщающий, что «Крискент, угнездившийся в Великом городе, всех превзошел мужеложеством, да и в сребролюбии был весьма прилежен; советуя презирать смерть, он сам настолько ее боялся, что старался предать Иустина... смерти, словно чему-то дурному, потому что тот, возвещая истину, обличал философов как жадных обманщиков» ( Tat. Contr. Graec. 19). Свидетельство Татиана позволяет сделать вывод о наличии у Крискента намерения погубить мч. Иустина, а также объясняет его мотивацию; осуществил ли Крискент этот замысел, или он был непричастен к смерти мч. Иустина, достоверно установить невозможно. Еще одно свидетельство об участии К. в процессах против христиан содержится в актах мч. Аполлония († между 183 и 185), где упоминается некий «философ-киник», к-рый во время допроса выступил в защиту языческого мировоззрения и заявил, что, хотя Аполлоний пытается излагать некое глубокое учение, в действительности он пребывает в заблуждении (см.: СДХА. С. 402-403). Несмотря на то что роль участников судебных процессов плохо согласуется с киническим образом жизни, нельзя исключать, что к.-л. К., возможно, выполнявшие роль «придворных философов» влиятельных чиновников Римской империи, действительно выступали против христиан, однако борьба с христианами не была целью кинизма как философского направления (ср.: Dorival. Cyniques et Chrétiens. 1993. P. 59-63; Goulet-Caz é . 2008. Sp. 670-671).

http://pravenc.ru/text/1684656.html

В этой яркой, напоминающей летнюю клумбу школе жили две подружки: красавица Вита, роскошная заморская бабочка, и скромная желтенькая капустница Мила. Они крепко сдружились, хотя были и непохожи. Трудолюбивая Мила лучше всех вышивала и внимательно слушала объяснения наставницы. Вите же было скучно сидеть в классе. Бабочка с тоской смотрела в окно и мечтала: как было бы прекрасно, если бы ее выпустили полетать! Тогда она заблистала бы в лучах заходящего солнца или украсила собой вон то облачко. — Во дворец… Во дворец… Мы летим во дворец! Хотите с нами?! — пели и звали с собой пролетавшие мимо веселые компании бабочек. Насмотревшись на эти резвящиеся стайки, Вита начинала шумно биться о стекло, капризничать и плакать — ей хотелось на волю. И вот настал долгожданный день. Вчерашние ученицы получили выпускное задание по дороге во дворец набрать пряжи из паутинок, листьев, цветочной пыльцы и выткать ковер. Вита, наскоро простившись с наставницами, подружками по школе, поспешно вылетела в окно и закружилась от радости. Мила устремилась за ней, и они исчезли в голубой дали. Вскоре выяснилось, что Вита не знает дороги. Она слушалась во всем подругу. Но быстро заскучала — вокруг столько интересного, удивительного, а ничего не рассмотришь! Нужно следовать строгим указаниям, да еще собирать по дороге какие-то нитки. Это надоело легкомысленной бабочке. — Мила, — сказала она подруге, — полетим в лес, там что-то так загадочно поблескивает. — Что ты! По лесу летать не велено. А блестят там гнилушки на болоте. — Знаешь, — возмутилась Вита, — замучила ты меня своими указаниями! Почему я должна тебя слушаться? Я сама знаю дорогу! Полечу, куда захочу! Встретимся у опушки леса. — И Вита, весело играя крылышками, полетела в неведомом направлении, а Мила, вздохнув, отправилась дальше. Вдруг она увидела, как загорается муравейник, стоящий на краю тропинки. Вокруг него отчаянно суетились муравьишки. Маленькая бабочка бросилась на помощь: стала задувать огонь, принесла в лепесточке воды из ручья, и пожар потух. Муравьи думали, как ее отблагодарить. Узнав, что она вышивальщица, подарили ей для работы свое любимое сокровище — бисер из росинок. Он переливался всеми цветами радуги, и в каждой бусинке отражалось солнце.

http://azbyka.ru/fiction/svetlaya-radost...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010