– Смотрите, люди, – кричали соборяне, – что делает наш архиерей, так ли нужно ему поступать? Мы говорили, что он святой, а он вот блудник оказался... Воцарилась на время жуткая тишина. Присутствовавшие стояли, как камни, безгласные, не зная, что сказать. Удивился и Григорий неожиданной этой напасти и, минуту тому назад говоривший, теперь молчал. Стали, наконец, спрашивать женщину: – Был ли с тобою епископ? Та без всякого стыда и зазрения совести пред всеми заявила: – Да, был со мною в эту ночь. – А в какой час ночи был с тобою? – спросили ее архидиакон и прочие домашние Григория. – После повечерия со мною был. Можно было подумать, что она как по-заученному отвечала, хотя и невпопад. Но домашние епископа запротестовали. – Жив Господь, – божились они, – врет эта лживая баба 52 . Савин и Крискент со своими друзьями увидели, что она начинает путать дело, и, со своей стороны, закричали: – Вы свои ему, вам верить нельзя, говорите с целью покрыть нечистые дела господина вашего! Один молодой диакон по имени Филадельф, весь в порыве любви к своему епископу и веры в его чистоту, закричал в ответ: – Немы да будут устны льстивыя, глаголющия на праведного беззаконие, гордынею и уничижением! ( Пс. 30, 19 ). Крискент, этот, с позволения сказать, кафедральный иерей, подбежал и стал бить его по лицу. Скандал разрастался. Многие соблазнились и поверили всему, как истине, видя, как женщину вывели из спальни епископа и как она в лицо всем говорила, что он был с нею. Но другие не поверили. Однако перевес оказался на стороне первых. Негодование и возмущение достигло высшей степени. Григория схватили, вывели со двора его и повели в тюрьму, в ту самую тюрьму, в которой некогда страдал за Христа его одноименник священномученик Григорий, епископ Ливийский. Придя к тюрьме, эти недавно любящие люди, а теперь взбешенные, по действу диавола, звери, провели Григория в мрачную камеру, забили, по грубому обычаю того времени, ему ноги в колодки и, заперев двери, поставили еще к ним охрану. Очевидно, затем, чтобы кто не выпустил Григория.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

2Тим.4:6 .  Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино, приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую апостолу мученическую кончину). 2Тим.4:7 .  Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; «Веру сохранил». – Апостол говорит здесь об общей христианской вере. 2Тим.4:8 .  а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. «Готовится» – точнее: лежит уже в готовом виде ( πκειται). «Правды» – т. е. праведности: апостол мыслит о венце, как о награде за его праведную жизнь. Но в чем состоит этот венец – не сказано. Несомненно только, что это есть символ небесной славы ( 1Пет. 5:4 ), вечной жизни ( Иак 1:12 ). «Господь» – т. е. Иисус Христос (ср. Ин.5:22 ). «Явление Его» – конечно, второе (ср. 2Тим.4:1 ). 2Тим.4:9 .  Постарайся придти ко мне скоро. «Скоро». В 2Тим.4:21 прибавлено – до зимы. Может быть, Тимофей дал уже знать апостолу, что собирается в Рим. 2Тим.4:10 .  Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Апостол чувствует себя в Риме одиноким. «Димас» – был ранее сотрудником апостола Павла. ( Флм.1:24 ), а теперь ушел в Фессалоники по своим личным, может быть, торговым делам. «Крискент в Галатию» – т. е. в Галлию, которая у древних греков и в начале христианского периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия называлась Галатией Асийской или Галлогрецией. «Тит в Далмацию», т. е. в южную Иллирию. «Один Лука со мною». Может быть, Лука особенно нужен апостолу Павлу, нередко болевшему, как врач (Ср. Кол.4:14 ). 2Тим.4:11 .  Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. «Марка» – о Марке см. введение в Евангелие от Марка. «Для служения» – т. е. для исполнения различных поручений апостола Павла. 2Тим.4:12 .  Тихика я послал в Ефес.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В этом свитке Иустин изобличал ложность языческих богов, ясно изобразил всемогущество Христа, доказал, что обвинения, возводимые на христиан, ложны, и что жизнь их целомудренна и праведна. Умилившись, царь повелел, чтобы христиан за исповедание имени Христова не мучили и имений их не грабили, кроме случаев преступлений, поистине достойных осуждения и казни. Святый Иустин записал это царское повеление; отпущенный царем, он с его соизволением отправился в Азию, где тогда христиане особенно подвергались гонению. В философской одежде, которую не оставлял он до кончины своей, Иустин пришел в Ефес 3555 , объявил и изъяснил всем повеление царя и послал его в окрестные страны и города. Настала тишина в Церкви Христовой, гонение на время прекратилось, и верным была великая радость. Пребывая в Ефесе, святый Иустин имел прения с премудрым раввином иудейским Трифоном и одержал победу, ссылаясь на ветхозаветное Писание; об этом прении, как и о вышеназванной апологии, есть в книге Иустина пространное слово 3556 . Пробыв в Ефесе довольно времени, он снова возвратился в Италию и, по примеру Апостолов, всюду в пути проповедовал Христа, обращал путем прений к святой вере иудеев и эллинов и утверждал в ней верных. Когда он пришел в Рим, восстал на него с сильнейшею ненавистью и большею злобою вышеназванный еллинский философ Крискент циник; святой Иустин часто имел с ним прения, всегда его одолевал и посрамлял пред всеми. Не будучи в состоянии противостоять Иустину и не зная, что иное делать, злобный Крискент возвел на него много ложных обличений перед римским судом. Святого взяли и, как повинного наказанию, мучили в узах и истязали на суде; но не нашлось в нем никакой вины. Завистник же, боясь, чтобы Иустина не отпустили на свободу, тайно приготовил смертный яд, посредством которого обманным образом и лишил жизни непобедимого воина Христова. Так скончался 3557 истинный христианский философ святый Иустин, оставив по себе много писаний, весьма полезных Церкви Христовой и исполненных премудрости Святого Духа 3558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Восприняв истину христианства не только разумом, но и сердцем, святой Иустин Философ запечатлел подвиг своей жизни мученической кончиной. Он предчувствовал, что ему уготован мученический венец. Вскоре после возвращения в Италию, он, как обычно, проповедовал Евангелие и многих обращал ко Христу. Святому Иустину приходилось часто участвовать в диспутах с языческими философами. Один из них, Крискент, принадлежавший к школе киников, воспылал лютой ненавистью к святому и оклеветал его перед римским судом. Святого Иустина долго мучили, однако не нашли в нем никакой вины. Тогда Крискент, боясь, как бы Иустина не отпустили на свободу, отравил его ядом. По другим данным, в частности, по свидетельству святого Иринея Лионского , святой Иустин и шесть его сторонников были вызваны на окончательный допрос к префекту Рустику и после исповедания истинной веры были обезглавлены. Святой Иустин пострадал в Риме при римском префекте Юнии Рустике около 166 года. К числу сочинений, принадлежность которых святому Иустину не установлена достоверно, относят следующие: «Речь к эллинам», «Увещание к эллинам», «О единовластитель стве», «О воскресении» (фрагмент). Мощи святого Иустина Философа покоятся в Риме. На русском языке издано: 1 . Апология I, или зашищение христиан пред Антонином Кротким. – «Христианское чтение», 1825, XVII, с. 12 слл. 2 . Апология II, или защищение христиан пред Римским сенатом. – Там же, 1840, III, с. 3 слл. 3 . Диалог с Трифоном иудеем. Пер. Преосвященного Иринея, архи епископа Тверского. СПб., 1737. То же (с Апологиями I, II). – В кн.: Сочинения древних христианских апологетов. С введениями и примеч. свящ. П. А. Преображенского. М., 1864 (Памятники древней христиан ской письменности в рус. пер., т. III. Прилож. к журн. «Православное обоз рение»). 4 . Хрестоматия, или выбранные места из святого мученика и философа Иустина, служащие полезным нравоучением. М., 1783. 5 . Святой мученик Иустин Философ . О Имени Божием. Книгоиздательство «Исповедник». Сергиев Посад, 1913. Святые мученики Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан, Иуст и мученица Харита

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он усердно зовет к себе Тимофея, говоря, что почти все оставили его (Димас, Крискент, Тит). Один только Лука остался с ним. По изъяснению св. Иоанна Златоуста , «Павел находился в крайности, уже не мог ходить по собственной воле, жил в темнице, быв заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Посему, дабы этого не случилось прежде свидания с учеником, Апостол и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною, а может быть многое передать ему. Не говорит: желаю видеть тебя прежде отшествия от этой жизни, – что весьма опечалило бы Тимофея; но: ибо я остаюсь одиноким, не имею никого, кто бы мне помогал. Димаса он укоряет, впрочем желая не его укорить, а нас утвердить, дабы мы не ослабевали духом в опасностях и трудах» (как это сделал Димас, похваляемый в послании к Филимону, ст. 24). Прочих, оставивших его, он не укоряет, потому что самим Апостолом они были посланы в указанные места, как свидетельствует Феодорит, утверждающий, что Галатия – это Галлия, где и был епископом Крискент (в Виенне), скончавшийся мученически в царствование Траяна. «Тит был один из весьма дивных мужей, так что Павел вручал ему церковные дела, на острове не малом, но весьма большом, т. е. Крите. Лука неотлучно находился при св. Павле, написал Евангелие и Соборные Деяния Апостольские, был трудолюбив, любознателен и терпелив. О нем Апостол говорит в другом послании: его же похвала во Евангелии по всем Церквам ( 2Кор. 8:18 )» (Златоуст). 160 Распоряжения Апостола – властные. О Тихике он говорит, что он послал его с этим посланием в Ефес (как-бы в замену Тимофея), а Марка велит Тимофею привести с собою, надеясь на его сыновнее послушание. По замечанию св. Иоанна Златоуста , «Апостол требует Марка не для собственного успокоения, но для служения Евангелию, дабы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти, дабы многочисленные его ученики, присутствуя при этом, успокаивали смятение и утешали сетующих об его кончине; ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были мужи достопочтенные».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Блаженный Вячеслав просил одного – мощей мученика Вита и император согласился на просьбу. Блаж. князь перенёс мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь м. Вита. Тогда же он перенёс мощи и св. бабки своей Людмилы в Прагу, в храм св. Георгия, построенный отцом его. Он весьма заботливо охранял покой подданных своих, чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы в судах не тесним был невинный. По ревности в вере Христовой покупал он детей у язычников и окрестив их посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течении ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для св. литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться святых таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящалась на молитву. Нередко, в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шёл он босыми ногами к утрени в какой-либо отдалённый храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха»,– поёт ему церковь в древней службе 513 . Князь собирал рабов Божиих – священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнесть перевод евангелия Иоаннова на чешский язык; остатки перевода доселе целые, по языку, относятся к его времени 514 . День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями 515 , он переводил в веселие о Боге. В последнее время блаженный хотел сам передать управление княжеством брату, с тем чтобы посвятить всего себя на служение Богу. Но брат определил ему другой путь. «Наустиша и (Болеслава) на брата своего». Кто это и по каким побуждениям? Последствия обнаруживают дело. Советники требовали от Болеслава, чтобы умерщвлена была и Драгомира. Следовательно, это не были люди любившие славянскую народность.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

и глупа. – Император принял Вячеслава с особенным вниманием и ласками, - он сказал, что готов исполнить всякую просьбу его. Блаженный Вячеслав просил одного – мощей мученика Вита и император согласился на просьбу. Блаж. князь перенес мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь м. Вита. Тогда же он перенес мощи и св. бабки своей Людмилы в Прагу, в храм св. Георгия, построенный отцом его. Он весьма заботливо охранял покой подданных своих, чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы в судах не тесним был невинный. По ревности в вере Христовой покупал он детей у язычников и окрестив их посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала древних пустынников. Часто сам он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам же относил в церковь для св. литургии; особенно так, а не иначе, бывало, когда готовился он приобщиться святых таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящалась на молитву. Не редко, в зимнее ненастье, с верным старым слугою Подивоем шел он босыми ногами к утрени в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле раздирал до крови ноги свои. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», поет ему церковь в древней службе22). Князь собирал рабов Божиих – священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнесть перевод евангелия Иоаннова на чешский язык; остатки перевода доселе целые, по языку, относятся к его времени23). День Эммерама, которому посвящен был Вячеслав родителями24), он переводил в веселии о Боге.   22) Изв. акад. V, 276. 23) Отрывки перевода изд. Шафариком: D. Aeltesten Denkmahler d. bohmischen Sprache, Prag 1840 S. 107 f. 24) Древний текст: «приде день святаго Емърама, к нему же обещан святый Вячеслав, веселяшеся о Боге». В Макариевой чет. мин. вместо Емърама написали: «Авраама». Поправка неудачная. Эммеран был французским епископом и проповедывал

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Начало 15-ой главы в славянских рукописях опущено; недостает отрывка: «At fraudulenma hostis inpurissimi machinatione huiusmodi operum affectibus, astu, si umquam poterit, antiquo perimendis, minimum retardante» (см. ниже стр. 41,23–25). Затем в славянском тексте следует отрывок, переведенный из Гумпольда (...«тогда же брат его Болеслав»... 29 «его Виту»; см. ниже стр. 40,11–42,1–4 и 41,8–43,1–3) почти дословно (сравн. только: «Iam parvo interjacente тетроге» и «в тож время»; «se deo donante aecclesiam nobili operam artificio constructurum, Cliristi eam victoriosique atliletae eius beati Viti martiris honori dicandam» и: «помысли в сердце основати церковь Богу и победителному воинику и мученику его Виту» (см. ниже на стр. 42–43). Рассказ о построении церкви св.Вита (изложенный в конце 15-ой главы и в первой половине 16-ой) передан в славянском тексте иначе: «Nec mora, instat impiger facti, fervens autem propositi missis Ratesponae sedi regii legetariis, Tutonem episcopum, totius probitatis virum, cuius diocesi tota subciuditur Boemia, supplici rogatu, quo idem opus deo sacrandum euis licentia et assensu fieret. implorat. 16. Dato iuxta beati ducis vota ab episcopo permissu. remissisque caritate nuntiis, aitifices celeri jussione convocatfervet opus, labor inpatiens effulget, aeeclesia ad perfecti ornatus extremam manum perducitur, miroque metallorum fulgore decorata exornatur. Invitato iam dicto episcopo, in honorem sancti Viti martiris consecratur; ibidemque plurima miraculorum divina virtute mortalibus gestorum in praesens usque signa coruscant (см. ниже стр. 42–43) «И посла к епископу рьзеньскому сол. и рече: «Отец мои делал церковь святому Георгию, и аз по повелению твоему хощу основати церковь святому Виту Христову мученику». Оуслышав же епископ Тутон, вздев руце свои на небо к Богу, хвалы вздаа Христу рече: «Идете и рците счастному сыну моему Вячеславу, якоже помыслил еси, тако оуже церк(в)и твоа пред Богом стоит на небеси основана». Слышав же сию речь Вячеслав от епископа, пристроив делателя начать сам носити на плещу своею извисть и рукама своима основа и сконча, и призва епископа преже реченаго освяти ю во имя святаго Вита, и быша ту многа чюдеса изнамена до днешняго дне, а диаволу многи пагубы (см.ниже стр. 42–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Царь Иоас, по повелению Елисея, ударил ногою в землю, но только три раза; за то только три победы ему были предсказаны – и одержаны им над сирийцами. 15. Св. пророк Амос От непосвященного жертва Богом не приемлется Озия дерзнул войти во святая святых и возложил фимиам на алтарь; от этого потряслась земля, разрушился храм и павший на царя луч произвел проказу. Какой грех, такое и наказание Амос пророчествовал о нашествии Ассириян на землю израильскую; но жрец, бывший при златом тельце в Вефиле, часто гнал и бил пророка. Пророк предсказал, что Ассирияне обесчестят его жену за разврат израильтян, что и исполнилось. Святые мученики Вит, Модест и Крискентий Присутствие ангелов В ложнице целомудренного Вита распространилось благоухание, – и отец его, Геласий, в дверь увидел там ангельские крылатые, на подобие орлов, лица, сияющие и поющие: «свят, свят, свят Господь,» – от чего Геласий ослеп, имея нечистые очи. Орел питатель В пустыне орел питал св. Вита, принося пищу, как древле пророку Илие. Диавол причиняет вред по мере зла, сделанного святому Изгнанный Витом из сына царева бес причинял вред присутствующим неверным – каждому, по мере обид, нанесенных святому Виту. Память о мученике Св. Вит после страшных, но безвредных для него мук, пред смертью молился, чтобы Господь тех, которые память его захотят совершать, сохранил от всяких зол и безбедно провел в небесное царство. Св. Тихон чудотворец, епископ Амафуитский Милостыня обогащает Св. Тихон в доме отца весь хлеб раздал нищим и на скорбь и ропот об этом отца отвечал уверением, что Бог сторицею воздаст и повел его в житницу, которая оказалась чудесно наполнившеюся хлебом. Св. мученики Тигрий и Евтропий Огонь жжет виновных Пожар, бывший в Царьграде по изгнании Иоанна Златоустог о, распространившись, сжег дома только врагов Иоанновых. Св. мученики Мануил, Савел и Исмаил Земля защищает тела мучеников Когда мучитель, после смерти, вздумал сжечь тела мучеников, земля разверзлась и сокрыла тела; а потом, по молитве верных, земля возвратила тела неповрежденными. Св. муч. Леонтий и другие

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Отец Вита весьма разгневался на эти слова сына своего и приказал бить отрока прутьями, при этом он говорил: — Кто тебя научил говорить так? Разве тебе не известно, что если об этом узнает игемон, то ты погибнешь? Отрок же, принимая побои, отвечал: — Научил меня этому Христос, я — раб Его, гнева же игемона я нисколько не боюсь. Тогда Гилас, призвав воспитателя своего сына по имени Модест, сказал ему: — Смотри, чтобы отрок никогда не упоминал в речах своих о Христе. Но святой Вит пренебрег приказание отца и постоянно как в своем сердце, так и на устах своих носил имя Христово, и был утешен от Христа Господа ангельским явлением; ибо в видении ему явился ангел Господень, сказавший: — Не бойся, но дерзай об имени Иисуса Христа. Я же дан тебе хранителем; я буду охранять тебя до самой кончины твоей. Знай о сей милости Божией, что тебе будет дано от Бога все, что ты ни попросишь у Него. Святой отрок был утешен и обрадован этим видением ангельским и еще с большей ревностью начал исповедовать и прославлять имя Господне. Отец же святого весьма сокрушался об отроке, так как он был его единственным сыном; посему отец Вита старался льстивыми речами своими привести его к служению демонам. Святой же Вит сказал отцу: — Каким богам ты приказываешь мне поклоняться? Отец отвечал: — Разве ты не знаешь, сын мой, наших богов Зевса [ 2 ], Геркулеса [ 3 ], Юноны [ 4 ], Минервы [ 5 ], Весты [ 6 ], Аполлона [ 7 ] и прочих, коим поклоняются цари и князи? Святой отвечал отцу: — Те, о которых ты говоришь, суть бездушные идолы, сделанные руками человеческими; они имеют уста, но немы, имеют очи, но слепы; имеют руки и ноги, но недвижимы. Я же верую во единого живого и всемогущего Бога, ибо мы «Им живем и движемся» (Деян.17:28); я верую в Творца и Промыслителя всей твари, Отца, и Сына, и Святого Духа; я исповедую единого Искупителя и Спасителя рода человеческого, Сына Божия, претерпевшего мучения ради грехов наших, кровию Его мы получили спасение. Отец со слезами отвечал отроку: — О любезное чадо мое! Послушай полезного и здравого совета твоего родителя и отвратись от той безумной веры, согласно которой ты почитаешь понапрасну неизвестного умершего человека; отвратись, — дабы игемон, прогневавшись, не погубил тебя и не увеличил бы тем страдания сердца моего.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010