Видовдан: торжество скорби В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. 29 июня, 2010 В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. — 28 июня сербы отмечают Видовдан — день Косовской битвы — главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Правмир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и  о современном положении дел в Косово. — Для начала хотелось бы сказать о самом названии — Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает. На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня — это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски — Видовдан — буквально день Вита. Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (свт.Николая), Митровдан (св.вмч.Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (вмч.Георгия) и так далее. Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой , эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской, исторической литературе, звучат в проповедях. Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник и день скорби. Скажем день скорби и торжества одновременно. Литургия в Грачанице С одной стороны в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия — поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов — день гибели земного «Сербского царства».

http://pravmir.ru/vidovdan-torzhestvo-sk...

Я не достойна быть матерью за все свои грехи, но все же я молью Бога и Богородицу о прощении и милости о чуде зачатия и рождении крепких здоровых малышей. Просим Вас выслать нам - частичку виноградной лозы и виноградинки на адрес: Россия 620085 Свердловская область г. Екатеринбург ул. Дорожная дом 11 кв. 89 эл.адрес: yarusrob@yandex.ru раба Божия надежда и раб Божий валерий 2014/10/27, 09:58:40 Здравствуйте,святые отцы монастыря Хиландар! Вчера 26.10.2014 я раба божья Вита (Виталина) крестила ребёнка в Свято-Успенском соборе в городе Канев Украина Черкасская область, после крестин решилась поговорить с батюшкой Георгием про то, что мы с мужем почти 7 лет вместе, но в браке только с 06.06.2014 года, очень хотим деточку. Батюшка Георгий посоветовал мне прочитать в интернете про монастырь Хиландар, рассказал о лозе святого Симеона, предложил написать Вам, и..я почувствовала надежду, поверила и вот пишу.. Пожалуйста молитесь о рабе божьей Вите (Виталине) и о рабе божьем Романе.Просим выслать лозу и ягоды Симеона! Заранее спасибо! Адрес: Украина,индекс18000, город Черкассы, бульв. Шевченка, 69 кв.31. Чередниченко Виталина Николаевна Да Благословит Вас Господь! Вита и Роман 2014/10/26, 01:38:44 Помолитесь за меня , всю жизнь хочу ребенка. Я так надеюсь на Божью милость. Прошу простить мои грехи. Спасибо марина 2014/10/25, 21:12:24 Здравствуйте Святые отцы, братья Хилендаркого монастыря. Мы надеемся и уповаем на Божью милость в помощи нам. Нам лозу Симиона Мироточивого привезли знакомые....начинаем с 27 октября пост и молитву.Просим Вашей помощи в молитвах и поддержки. (электронный адрес - tanechkem@mail.ru). Отпишемся о результатах. Уповаем на Божью милость! Молимся и ждём чуда! Украина, 68602, Одесская область, город Измаил, улица Бадаева2/1 ,кв.76. Спасибо огромное! Р.Б. Иван и Татьяна. Иван и Татьяна 2014/10/24, 06:37:21 Здравствуйте Святые Отцы и братья Хиландарского монастыря! У нас огромная радость- мы получили ваше письмо с виноградной лозой и иконой Симеона Мироточивого! Очень вам благодарны! Просим ваших молитв, чтобы все получилось и Отец наш Небесный послал нам долгожданное чадо.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=31

Здравствуйте, Вячеслав! С точки зрения Православия, опасным может быть только то, что наносит вред человеку, в первую очередь – душе. Такой вред может нанести и наносит грех, а не та или иная маркировка товара. Так, непристойный фильм опасен для души и без какой-либо маркировки, а Евангелие, на котором в магазине поставили код, душе не повредит. Не бойтесь страха там, где его нет. С уважением, священник Александр Ильяшенко Уважаемый батюшка! Скажите, пожалуйста, как готовиться к Причастию в сплошные седмицы? Надо ли поститься? В нашем храме в Пасхальную седмицу не причащали мирян, говорили, что миряне  пост не держат в это время, но и белое духовенство пост не держит, а причащается, разве это логично? А чтобы причаститься в Прощенное Воскресение, надо ли поститься перед этим три дня, или просто не есть мяса, как положено в эту неделю? Постящиеся в седмицу мытаря и фарисея уподобляются фарисеям, как же готовиться в эти дни? Благодарю за ответ. Вита. Здравствуйте, Вита! Вы задаете очень актуальный и сложный вопрос, который в каждом приходе решается по-разному. В нашем приходе те, кто причащается регулярно, во время сплошных седмиц не постятся, воздерживаясь накануне Причастия только от вкушения мяса. Но со своим уставом в чужой монастырь не ходят, поэтому надо соблюдать сложившийся в Вашем храме порядок. Вопросы о Причастии и подготовке к нему недавно обсуждался в Москве на круглом столе. Возможно, эти материалы будут Вам интересны: http://www.pravmir.ru/article_1601.html http://www.pravmir.ru/article_1602.html http://www.pravmir.ru/article_1611.html http://www.pravmir.ru/article_1668.html С уважением, священник Александр Ильяшенко Помогите, пожалуйста, найти правильное решение.   Сейчас я нахожусь в положении.  Через месяц рожать. Но у нас в квартире живет собака. Много читала о том, что не совсем гигиенично держать собаку, когда младенец в доме.  Вопрос: Можно ли усыпить собаку, если она старая, но не  очень больная? Является ли это грехом? Ольга. Ольга! Если собака не имеет острых заразных болезней, могущих подвергнуть опасности жизнь ребёнка, то делать этого не следует. К живым существам надо относиться ответственно и милосердно.

http://pravmir.ru/ne-bojtes-straxa-tam-g...

Дечанский вопрос//Славянские известия. 1912. 7. С. 89-91; Лeohmuje архим. Чудеса св. Стефана, Дечанског. Сремски Карловци, 1929; Мано-Зиси Дечани. Београд, 1934; В. , Манастир Дечани. Београд, 1941. 1; Шакота М. Дечани. Београд, 1960; она же. Дечанска ризница. Београд, 1984; она же. Манастир Високи Дечани. Београд, 19872; Р. Вита Которанин, неимар Дечана. Београд, 1962; П. Дечани. Београд, 1963; П. , М. Дечанска Нови Сад, 1976; Пагануцци П. Н. Высоко-Дечанская лавра на Косовом поле. Джорд., 1976; Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак. София, 1983; Д. Т. Дечанско Београд, 1989; Дечани и buзahmujcka уметност сред. XIV в.: науч. скуп поводом 650 година ман-ра Дечани, септ. 1985/Ред. В. J. Београд, 1989; М. , Р. Рукописне ман-ра Високи Дечани: Водени знаци и Београд, 1995. 2; Зидно сликарство ман-ра Дечана: и cmyдuje/Ред. В. J. Београд, 1995; J. Он добролепи подиже храм боголепи: Ко je био Вита Которанин, неимар Дечана и ко су били приморски мajcmopu-kaмehapu//Српско Београд, 1998. Бр. 10; Panteli B. The Architecture of Deani and the Role of Archb. Danilo II. Wiesbaden, 2002; М. Прва ман-ра Дечана. Београд, 2004; Б. , М. Манастир Дечани. Београд, 2005; Косово: Православное наследие и совр. катастрофа. М., 2007. С. 100-139, 270-271. Б. Тодич, О. А. Кузеванов, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ ущелье, где наход. муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ГРАЧАНИЦА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЕВИЧ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ЗОЧИШТЕ муж. мон-рь во имя мучеников Космы и Дамиана Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви МИЛЕШЕВА (Милешево), муж. мон-рь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171794.html

Святой Вацлав, внук святой княгини Людмилы, родился около 907 года. Святая Людмила смогла посеять в душе отрока добрые семена веры Восточной Церкви. После смерти отца святой Вацлав, еще будучи юношей, стал правителем страны. Чешские историки свидетельствуют, что он жил согласно вере православной, с любовью творил добрые дела, запрещал причинять людям обиды, строил храмы, в числе которых и храм святого Вита в Праге. Святой Вацлав старался защищать целостность своего государства мирными средствами. Когда против него выступил Злицкий князь Ратибой, он пытался уговорить его не проливать кровь подданных. Брат святого Вацлава Болеслав, стремившийся захватить власть, пригласил его в свой замок на освящение домового храма и, когда Вацлав шел в храм на утреннее богослужение, Болеслав со своей дружиной убил его. Спустя три года останки святого Вацлава были перенесены в Прагу и погребены -в храме святого Вита (память 4 марта и 28 сентября ст.ст.). Весьма почитается православными в Чехо-Словакии также святой Прокопай Сазавский. Блаженнейший Митрополит Доро-фей называет его светилом чешского народа, искренним патриотом, верным стражем Кирилле-Мефодневского наследия и величайшим подвижником . Родился святой Прокопий около 985 г. в Чехии и с маЛых лет был отдан на служение Богу при храме святого Климента на Вышеграде, построенном князем Боривоем и освященном святым Мефодием. Здесь Прокопий духовно возрастал и с любовью изучал славянские священные книги. За его особое благочестие духовенство и паства хотели избрать его настоятелем храма святого Климента, но святой Прокопий, стремясь к отшельничеству, не принял этой чести. После кончины супруги он, как свидетельствует предание, посетив некоторые славянские монастыри, поселился в уединенной пещере возле реки Сазавы. Здесь он построил часовню, которую освятил в честь Пречистой Девы Марии. В 1032 г. чешский князь Олдржих, любивший богослужение на славянском языке, разрешил святому Прокопию построить в месте уединения монастырь, в котором бы воспитывались иноки в духе Православия. Новооснованный монастырь был заселен славянской братией. Первым игуменом был избран сам святой Прокопий. Он оставался настоятелем обители до своей кончины. Память святого Прокопия — 16 сентября ст. ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Мч. Вит. До 1365 г. Мастер Теодорик. Алтарный образ (Национальная галерея в Праге) Почитание мучеников быстро распространилось в Юж. Италии и на Сицилии. Наиболее раннее известие о них содержится в Иеронимовом Мартирологе (протограф сер. V в.). Ко времени папы Геласия I (492-496) относятся первые сведения о посвящении им храмов. Римский папа Григорий I Великий (590-604) упоминает о существовании мон-рей во имя св. Вита на островах Сицилия и Сардиния (PL. 87. Col. 511). В Риме в VII в. находилась посвященная ему часовня. Более широкое распространение культ В. приобретает со 2-й пол. VIII в., после того как в результате тесного политического сближения между Римом и франками при франк. кор. Пипине III папа Стефан II ок. 755/6 г. подарил мощи В. Фульраду, одному из ближайших сподвижников Пипина, настоятелю парижского аббатства св. Дионисия (Сен-Дени). В 836 г. мощи были перенесены аббатом Варином в мон-рь Корвей в Вестфалии, пользовавшийся особым покровительством франк. имп. Людовика I Благочестивого (814-840). Благодаря этому в Корвей вскоре стали стекаться паломники со всей Саксонии. Еще в Каролингскую эпоху, т. е. в течение IX в., здесь создается Сказание о перенесении мощей В. (Translatio s. Viti), соединяющее, очевидно, более древнее повествование о мощах с историей Корвейского мон-ря. В Германском королевстве, особенно при кор., а затем имп. Оттоне I (936-973), почитание В. (наряду с культом святых Маврикия и Лаврентия ) начинает играть одну из ключевых ролей в гос. идеологии. Именно с В. и перенесением его мощей из Сен-Дени в Корвей хронист Видукинд Корвейский , автор «Деяния саксов», главного историографического труда эпохи Оттона I, связывает переход политической доминации от франков к саксам и возвышение Германского королевства при правителях саксонского дома. В XIV в. происходит угасание почитания В. в Саксонии, но в более юж. землях оно по-прежнему было сильным, особенно в Праге, где с 1355 г. хранилась перенесенная имп. Карлом IV в пражский собор из Павии честная глава мученика. Видимо, во время Тридцатилетней войны, в 1-й пол. XVII в., мощи В. были утрачены. Происхождение предъявляемых ныне в различных местах ок. 150 частиц мощей проследить затруднительно. С молитвой к В. обращались для исцеления нервных заболеваний и при эпилепсии (к-рая именовалась «пляской святого Вита»). Святой считался также покровителем нек-рых профессий (котельщиков, актеров и др.).

http://pravenc.ru/text/158860.html

Генадия и болящих венчаных рабов Божиих: Киры и Кирилла. Помолитесь, сердечно прошу Вас о разрешении неплодства Киры и Кирилла, о рождении здоровых чад во Славу Божию, заступлением Пресвятой Богородицы и всех Святых. Обещаем порадовать вас фотографиями будущих здоровеньких малышков. Аминь. 2017/01/20, 17:55:02 Святые отцы и братья монастыря Хиландар. Как и все, кто к вам обращается, прошу молитвенной помощи в зачатии ребеночка, лозу и ягодки чудотворной лозы. Брак второй. От первого брака у меня семнадцатилетняя дочь. С мужем в браке уже 5 лет, очень хотим малыша, но никак не получается,ходили по врачам, но всё безрезультатно. Я много слышала о людях, которым лоза помогла стать родителями. Мы очень хотим. Помогите пожалуйста. Ездили в Зачатьевский монастырь в Москве, молились и просили помощи о даровании нам ребёночка у иконы Богородицы " Милостивая " , приобрели иконки, маслице и святую воду, поясок Пресвятой Богородицы ношу его не снимая. Очень надеюсь на милость Божью, на прощение наших грехов, и на то, что на этот раз вы услышите мою просьбу и поможете. Да хранит Вас Бог и пресвятая Богородица!!! Заранее благодарны. Наш адрес: 142060, Россия, Московская обл., г. Домодедово, м-он Барыбино, ул.Чкалова, д.33. Сергей и Елена Елена и Сергей 2017/01/19, 18:16:46 Здравствуйте, Отцы и Братья монастыря Хиландар! Просим ваших молитв о прощении грехов рабам Божьим Вите и Виталию и о даровании нам возможности самим зачать и родить здоровых деток. Очень прошу выслать нам святые плоды и веточку целебной лозы Преподобного Симеона Мироточиво.Мы крещены и венчаны. Заранее благодарны. Наш адрес: Украина,г.Житомир,ул.Восточная 66 кв.59,индекс 10012,Кузьминская Вита Витальевна. Вита и Виталий 2017/01/19, 10:30:53 Прошу прощения, а адрес не написал: РФ, Московская область, Балашиха, Майкла Лунна, д. 3, квт83 Сергей 2017/01/19, 10:29:23 С праздником Крещением Господним! Получил в такой День от Вас письмо, но к моему сожалению в письме не оказалось кусочка лозы и изюминок. Если Вас не затруднит, вышлите ещё раз , пожалуйста! Будем очень благодарны! Рабы Божии Сергий, Фотина, Сусанна.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=10

О Вацлаве говорили как о добром и милостивом правителе, и доброта его на многие века осталась в преданиях и легендах. Большой популярностью и поныне пользуется написанный Джоном Нилом в середине XIX в. на основе «Деяний святых» католический рождественский гимн (carol) о чуде святого Венсесласа (под этим именем святой известен на западе). В этом гимне повествуется о том, как «добрый король Венсеслас» в день святого Стефана (празднуемый 27 декабря, сразу после Рождества) увидел крестьянина, собирающего хворост в страшную метель. Он узнал, где живет крестьянин, и вместе со слугой отправился к нему через заснеженные леса, взяв дрова, а еще вино и мясо от княжеской трапезы. И когда замерзший слуга взмолился о том, что не в силах идти дальше, св. Вацлав приказал ему ступать точно по его следам — доброе сердце князя источало такое тепло, что растопило снег и согрело землю. С личностью князя Вацлава связано одно очень важное для чешского народа историческое событие, которое до сих пор не имеет достоверного объяснения. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом I по прозвищу «Птицелов». Вацлав торжественно перевез в Прагу мощи святого мученика Вита, однако при этом… попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань — 120 волов и 500 гривен серебра. Что же произошло? Если битва была проиграна, то как же у князя оказались святые мощи? Если же напротив Вацлав одержал победу, то каким образом он стал данником Генриха Птицелова? Наиболее вероятным выглядит следующее предположение: князь понимал, что его маленькое государство легко может стать добычей враждебно настроенных соседей, поэтому предпочел добровольно стать сюзереном немецкого короля, сохранив тем самым свою страну. Генрих же в знак добрых намерений передал князю мощи св. Вита. Однако младший брат князя Болеслав счел положение вассала немецкого королевства позорным. Как это часто случается в истории, его возмущением воспользовались заговорщики — те, кого правление Вацлава никак не устраивало. Чтобы понять расстановку политических сил на тот момент, придется совершить небольшой экскурс в историю церкви.

http://pravmir.ru/svyatoj-viacheslav-kny...

В этот день – мирская каша для нищих. Праздник каш. 15. Мч. Вита (см.: Фит). Кто сеет после Вита, прост бывает жита; 16. Св. Тихона, еп. Амафунтского (см.: Тихон Толока). На Тихона и птицы затихают (кроме соловья); 17. Св. мч. Мануила (см.: Мануилов день). На св. Мануила солнце застаивается; 20. Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Праздник перепелятников (см.: Мефодий Перепелятник); 23. Мц. Агриппины. Аграфены Купальницы. Начало купания (на севере), закупываются. Травы в соку, и потому – сбор лечебных кореньев и зелий накануне Ивана Купала. Моются и парятся в банях. Общее купанье с песнями и т. п.; 24. Рождество св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ивана Купала. Иванов день пришел, траву собирать пошел. В этот день тоже собирают травы. В Иванов день, как и накануне его, раскладывают костры, зажигают, прыгают через них, а также купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, а ведьмы собираются на Лысой киевской горе: этот день их, ведунов, колдунов и т. п., проказы домовых, водяных, русалок, леших и т. п. Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала, и им открывают клады. На Ивана Купала кого побьют (на игрищах), пиши пропало. Просите, детки (либо попы), дождя от Ивана, а после Ивана и сам я упрошу; 26. Явление иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской. Прп. Давида. Тихвинской Ягодочницы. Давида Земляничника. Полагают, что в этот день поспевает земляника; 27. Прп. Сампсона Странноприимца. Самсона Сеногноя (сено загнивает). Коли на Самсона будет дождь, то и летом будет то ж. На Самсона дождь – семь недель дождь, до бабьего лета мокро; 29. Св. верховных апп. Петра и Павла. С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. В Петров день барашка в лоб. В Петра зарница хлеб зорит. С Петрова дня в поле пожня (покос). Прошла Петровка – опало по листу, прошел Илья – опало два. Соловьи поют до Петра, а кукушка кукует. Петр и Павел полчаса сбавил. Не хвались, бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Петровка – голодовка. Утешили бабку Петровские жары голодухой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О сирских монахах, – Ватфее, Евсевие, Варгие, Але, Авосе, Лазире, Авдалеосе, Зиноне, Илиодоре, Евсевие карском, Протогене и Аоне. Отсюда надобно идти в Сирию и к сопредельным с Сирийцами Персам, между которыми, соревнуя любомудрствователям египетским, иноки весьма размножились. Между ними у Низибийцев, близ так называемой горы Сигор, тогда особенно славились Ватфей, Евсеви, Варгий, Ала, Аввос, Лазарь, бывший епископом, Авдалеос, Зинон и старец Илиодор. Их называли также пасущимися, ибо они положили начало этому новому роду любомудрия. Такое название дано им потому, что они не имеют жилищ, не едят хлеба и вареной пищи, и не пьют вина, но, живя в горах, всегда славословят Бога молитвами и песнями по уставу Церкви. Когда же наступает время вкусить пищу, – каждый из них, взяв серп, отправляется бродить по горе, будто пасущееся животное, и питается растениями. Так то любомудрствовали некоторые из них. Между тем в Карре славился Евсевий, на престоле епископском по охоте занимавшийся также любомудрием, и Протоген, управлявший карскою Церковию после тамошнего епископа Вита, – того знаменитого Вита, которого в первый раз встретив царь Константин, говорят, признался, что этого мужа давно уже и неоднократно Бог показывал ему в видениях и повелевал повиноваться словам его. Равным образом и Аон имел у себя обитель в Фадане, где потомок Авраамов – Иаков, пришедши из Палестины, встретился с девою, которая потом была его женою, и сняв камень с колодезя, в первый раз напоил ее стадо. Говорят, что этот Аон в Сирии, подобно Антонию в Египте, прежде всех людей положил начало строгому любомудрию. Глава 34 Об эдесских монахах – Юлиане, Ефреме сирском, Варсие, Евлогие; также о монахах келесирийских, галатийских, каппадокийских и других, и о причине долголетия прежних святых. Вместе с ним жили и в такой же добродетели соревновали ему Гаддана и Азиз. А в соседней Эдессе и окрестностях ее, около этого времени, знаменитейшими любомудрствователями были – Юлиан и сирский писатель Ефрем, упомянутый нами при описании царствования Констанциева, также Варсий и Евлогий, оба впоследствии бывшие епископами не какого-нибудь города, но ради чести и как бы в вознаграждение за жизнь, рукоположенные в собственных своих монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010