(МЧВ). Переписаны в посл. четв. XV в. и являются самым древним сохранившимся полным собранием М.-Ч. на Руси (РГБ. Вол. 192-200 (590-598); описание см.: Иосиф (Левицкий), архим. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку Московской духовной академии. М., 1882. С. 238-263). Состоят из 10 томов, т. к. 2 текста за июнь и 3 за авг. присоединены к июльскому тому. Отдельные немногочисленные Жития и гомилии приурочены к подвижному циклу: напр., Мученичества Феодора Тирона и Феодора Стратилата в февральском томе помечены 1-й субботой Великого поста. Структура и состав МЧВ в целом восходят к комплекту, переведенному, вероятно, в К-поле по новгородскому заказу в кон. XI - нач. XII в. Поскольку Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь до 1509 г. находился под церковной юрисдикцией Новгорода, обращение к книжному собранию Софийского собора представляется вполне естественным. В гипотетическом (несохранившемся полностью) комплекте также отсутствовали тома за июнь и авг. Греч. оригинал данного переводного собрания сформировался самое позднее в кон. 1-й четв. X в. в Студийском мон-ре в К-поле (нек-рые тома, напр. ноябрьский, отражают еще более раннюю редакцию текста). Именно к этому комплекту, по всей вероятности, изначально принадлежали рукописи Vat. gr. 1667 (июнь) и Vat. gr. 1671 (авг.), переписанные в Студийском мон-ре в нач. X в. и перенесенные оттуда в б-ку мон-ря Гроттаферрата под Римом в кон. XI в. Вместе с тем, как показывает сопоставление с нек-рыми более древними отдельными помесячными томами (напр., Академическая Минея за февр.- РГБ. МДА. 92.1), МЧВ отражают дальнейшую работу составителя, к-рая прежде всего была направлена на интеграцию в собрание текстов, имевших иное происхождение. Так, в МЧВ включены неск. текстов из Успенского сборника (в апрельский том - Житие свт. Мефодия Моравского (под 4 апр.), в майский - Житие мц. Феодосии К-польской (под 29 мая), в июньский том - Мученичество Еразма (BHG, N 602, под 10 июня) и Мученичество Вита, Модеста и Крискентии (под 15 июня)), а также метафрастовские Жития прп. Харитона (BHG, N 301, под 28 сент.) и Иоанникия (BHG, N 937, под 4 нояб.). Два последних текста, очевидно, были взяты из сборника Житий учителей монашеской жизни, подобного Соборнику Нила Сорского. В рукописи РГБ. Егор. 279 (не позже 1430), восходящей к тому же протографу, что и МЧВ, они еще помещены отдельно, вне календарного порядка, но в МЧВ оказались уже под своими числами.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Торжественно отмечено десятилетие освящения храма святого великомученика Георгия при Посольстве Российской Федерации в Праге 30 мая 2009 г. 12:41 29 мая 2009 года, в день памяти святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии, Божественной литургией в церкви святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Чешской Республике было торжественно отмечено десятилетие освящения храма. Богослужение возглавил Блаженнейший Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , которому сослужили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , епископ Дмитровский Александр , а также заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов, представитель Русской Православной Церкви в Православной Церкви в Чешских землях и Словакии протоиерей Николай Лищенюк, представитель Православной Церкви в Чешских землях и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Алексий Ющенко, настоятель Георгиевского храма при российском посольстве в Праге протоиерей Владимир Абросимов, клирики Пражской епархии и гости торжеств в священном сане. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в храм был доставлен ковчег с частью святых мощей святого благоверного князя Александра Невского . По окончании Литургии архиепископ Иларион сердечно приветствовал Предстоятеля Православной Церкви в Чешских землях и Словакии и огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Владыка передал Блаженнейшему Митрополиту Христофору в дар от Святейшего Патриарха Кирилла частицу святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. На молитвенную память Георгиевскому храму архиепископ Иларион передал икону святого Александра. В своем слове Блаженнейший Митрополит Христофор выразил теплую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за святыню, доставленную в Чехию и Словакию для поклонения верующих, за направление высокой делегации для участия в празднованиях, за внимание к нуждам Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. Предстоятель также отметил значение длительной исторической дружбы двух славянских Церквей и указал на заслуги русских священнослужителей в распространении Православия в Чехии.

http://patriarchia.ru/db/text/661371.htm...

– Кто тебя научил говорить так? Разве тебе неизвестно, что если об этом узнает игемон, то ты погибнешь? Отрок же, принимая побои, отвечал: – Научил меня этому Христос, я – раб Его, гнева же игемона я нисколько не боюсь. Тогда Гилас, призвав воспитателя своего сына по имени Модест, сказал ему: – Смотри, чтобы отрок никогда не упоминал в речах своих о Христе. Но святой Вит пренебрег приказание отца и постоянно как в своем сердце, так и на устах своих носил имя Христово, и был утешен от Христа Господа ангельским явлением; ибо в видении ему явился ангел Господень, сказавший: – Не бойся, но дерзай об имени Иисуса Христа. Я же дан тебе хранителем; я буду охранять тебя до самой кончины твоей. Знай о сей милости Божией, что тебе будет дано от Бога все, что ты ни попросишь у Него. Святой отрок был утешен и обрадован этим видением ангельским и еще с большей ревностью начал исповедовать и прославлять имя Господне. Отец же святого весьма сокрушался об отроке, так как он был его единственным сыном; посему отец Вита старался льстивыми речами своими привести его к служению демонам. Святой же Вит сказал отцу: – Каким богам ты приказываешь мне поклоняться? Отец отвечал: – Разве ты не знаешь, сын мой, наших богов Зевса 3964 , Геркулеса 3965 , Юноны 3966 , Минервы 3967 , Весты 3968 , Аполлона 3969 и прочих, коим поклоняются цари и князи? Святой отвечал отцу: – Те, о которых ты говоришь, суть бездушные идолы, сделанные руками человеческими; они имеют уста, но немы, имеют очи, но слепы; имеют руки и ноги, но недвижимы. Я же верую во единого живого и всемогущего Бога, ибо мы «Им живем и движемся» ( Деян.17:28 ); я верую в Творца и Промыслителя всей твари, Отца, и Сына, и Святого Духа; я исповедую единого Искупителя и Спасителя рода человеческого, Сына Божия, претерпевшего мучения ради грехов наших, кровию Его мы получили спасение. Отец со слезами отвечал отроку: – О любезное чадо мое! Послушай полезного и здравого совета твоего родителя и отвратись от той безумной веры, согласно которой ты почитаешь понапрасну неизвестного умершего человека; отвратись, – дабы игемон, прогневавшись, не погубил тебя и не увеличил бы тем страдания сердца моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Блаженный Вит отвечал: – О, если бы и ты, отец, познал, кто и каков Тот, Коего ты, уничижая, называешь умершим человеком! О, если бы ты, отец, вместе со мной поклонился Ему! Ибо Сей есть Христос, Сын Бога Живого, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира. Гилас сказал: – Относительно Того Христа, Которого ты называешь Богом, я знаю, что Он, по приказанию Пилата, правившего Иудеей, был предан побоям, приговорен к крестной смерти и распят на кресте иудеями и слугами Пилатовыми. Святой отрок отвечал: – Да, было действительно так, как ты сказал, отец. Но есть великое, предивное и святое таинство в этом деле. Гилас спросил: – Если рассуждать по истине, то дело это справедливее было бы назвать не таинством, а казнью. Блаженный отвечал: – Выслушай меня, отец, с кротостью и познай истину; предание на смерть и распятие Господа Иисуса Христа есть – наше спасение; и знай, что от любви к Нему меня никто никогда не отторгнет никакими мучениями. Тогда Гилас прекратил разговор, печалясь в сердце своем о сыне. По благодати Божией, обитавшей в отроке, совершались многие чудеса, а именно: слепые прозревали, больные исцелялись, и демоны, изгоняемые из людей, исповедовали великую святость юного отрока. Все это не могло утаиться от игемона Валериана. Воссев на своем судилищном месте, он в присутствии всех сказал отцу Витову: – Благородный муж Гилас! Мне теперь уже стало достоверно известным, что сын твой со всем усердием почитает так называемого Христа, распятого в Иудее; сему Христу он поклоняется, отечественных же богов порицает; посему он должен предстать к нам на суд: приведи же его сюда. Когда юный отрок был приведен к тому нечестивому судилищу, то игемон сказал ему: – Почему ты не приносишь жертв нашим бессмертным богам? Разве ты не слышал о царских повелениях – предавать смерти после различных казней всякого, кто осмелился бы почитать распятого? Блаженный отрок, преисполнившись Духа Святого, нисколько не устрашился игемона; изобразив на себе крестное знамение, он отвечал: – Я не желаю поклоняться бесам и не буду почитать каменных и деревянных кумиров, ибо я имею живого Бога, Которому служит душа моя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Валериан сказал: «Несомненно, что те боги, которых ты видел, – очень сильны; поэтому тебе необходимо помолиться им, чтобы они исцелили тебя». Потом, взяв слепого Гиласа, Валериан повел его в храм Зевса. Гилас молился здесь в таких словах: «О, Зевс, бог всесильный! Если уврачуешь очи мои, принесу тебе бесчисленные жертвы, принесу в жертву тебе тельца с золотыми рогами; также и тебе, о богиня Веста, я приведу чистых дев, если получу от тебя помощь». Так молился Гилас к суетным богам своим, но не только не получал от них исцеление, а наоборот ощущал еще большую боль. Святой же Вит, преклонив колена свои ко Господу, молился в горнице своей об отце своем, говоря так: «Владыко, просветивший слепого Товита 3970 , окажи милость отцу моему, если он познает Тебя». Наконец Гилас был отведен неисцеленным рабами своими из идольского капища в дом свой: войдя в горницу, в которой святой Вит приносил Богу жертву хвалы, он припал к ногам Вита и сказал: – Возлюбленный сын! Исцели меня! Святой же Вит сказал ему: – Желаешь ли ты, отец, быть здравым? Гилас отвечал: – Да, весьма желаю. Святой сказал ему: – Если хочешь получить исцеление, то отрекись от Зевса, Геркулеса, Юноны, Минервы, Весты и Аполлона. Отвечал Гилас: – Каким образом я могу отречься от них? Сказал святой Вит: – Не называй их богами, но демонами; идолы, которых ты до сего времени почитал, не почитай, но считай их ни за что, как вещи бездушные и бесполезные. И если ты обещаешь сделать так от истинного сердца, то очи твои тотчас исцелятся и просветятся. Гилас сказал: – Я отрекаюсь от богов и обещаю сделать все то, что ты сказал мне. Святой сказал: – Я знаю, что сердце твое ожесточено и слова твои не истинны; но я покажу на тебе силу Владыки моего, ради предстоящих, дабы они уверовали и прославили имя Господа моего Иисуса Христа, хотя ты и недостоин сего. Сказав так, святой возложил руку свою на болезненные очи отца своего и помолился к Богу в таких словах: «Господи Иисусе Христе, просветивший очи слепорожденному ( Ин.9:6–7 ), победив природу, просвети и очи отца моего, хотя он и недостоин сего по своему неверию; но сотвори сие ради славы имени Твоего святого, дабы враги Твои видели и постыдились и дабы прославились все знающие и любящие имя Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тропарь, гл. 4. От юности твоея весь сам себе Господеви возложив, в молитвах, и трудех, и в постех образ быв добродетели: отонудуже видев Бог твое благое произволение, архиерея тя и пастыря Церкви Своей устрояет; темже и по преставлении, честное тело твое цело и нетленно соблюдеся, Ионо святителю, моли Христа Бога, да спасет души наша. Кондак, гл. 8. Яко от младенства Господеви поработив себе мудре, постом и бдением тело твое удручая; темже сосуд чист, и дом Духу Пресвятому явился еси: сего ради и Церкви Своей тебе архиерея и пастыря устрояет, юже добре упас ко Господу отходиши, егоже возлюбил еси; тем молим тя: поминай нас, верою чтущих святую память твою, да еси зовем ти: радуйся отче Ионо, святителю всечестный. Парем. (1. ; 2. ; , 11, 14; 3. Прит.29:2 ; Прем.4:1, 14; 6:11, 17, 18, 21–23; 7:15, 16, 21 , 22, 26–29; 10:9, 10, 12; 7:30; 2:1, 10–17, 19–22; 15:1; 16:13, 8; Прит.3:34 ); Утр. (Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его; повсюду же – полиелей. Мучч . Модеста и питательницы. Св. Вит, 12-летний сын богатого язычника в Сицилии, будучи уличен в христианстве, предан был мучениям (при Диоклетиане). Отец Вита взял сына к себе и сначала ласками, а потом угрозами принуждал отречься от Христа. Видя непоколебимую твердость св. отрока, отец уже решился умертвить его, но старец Модест, пестун Вита, взял св. отрока вместе с Крискентией, кормилицей его, и скрылся с ними в Луканию (в Италии). Открытые здесь гонителям христиан, свв. мученики были представлены в Рим, где претерпели снова мучения и завершили оные в Лукании, около 303 г. Мощи св. Вита в Праге (в Чехии). (См. 16 мая). Муч . Длы. Родом из Киликии, в начала IV в., во время гонения на христиан, он был схвачен и подвержен жестоким мучениям: его били палками, жгли на раскаленной железной решетке, строгали тело острым железом, сокрушили челюсти и переломили голени. От сих ран он и скончался на пути в Тарс, куда его вели для новых истязаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Когда настоятели обеих лавр говорили это, все иноки горько плакали и здесь же постановили ежегодно совершать память святому и преподобному страстотерпцу Дуле, — на пользу душам своим во славу же Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии В царствование императора Диоклитиана [ 1 ] при игемоне Валериане, преследовавшем христиан, в Сицилии проживал двенадцатилетний отрок, по имени Вит, сын знатного и богатого гражданина Гиласа. Этот Гилас придерживался еллинского нечестия; сын же его, блаженный Вит, будучи просвещен свыше чудодейственной благодатью Духа Святого, в отроческих годах своих познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю; уверовав в Него, он постоянно, днем и ночью, молился Ему, облекшись во власяницу. Юный отрок сподобился услышать божественный глас, изрекший свыше: «Твоя молитва услышана! Я явлю на тебе милость Мою!» После того чудесного гласа отроку была дарована от Бога сила творить чудеса. И исцелял он недуги людские, увещевал неверных познать истинного Бога и научал всех пути правому. Ибо всемогущий Бог восхотел совершить Себе хвалу устами и делами сего отрока для посрамления идолопоклоннического нечестия. Господь даровал Виту необычайное разумение и дар чудотворения, дабы еще в отроческих летах блаженный был мужем, сильным в слове и деле, и дабы через это прославился Бог, дивный во святых Своих. Когда игемон Валериан, вследствие наговоров и клевет многих язычников, узнал об этом святом отроке, то, призвав отца Вита к себе, сказал ему: «Что это? Я слышу, что сын твой поклоняется Тому Самому Богу, Которого почитают христиане? Но если желаешь видеть его здравым и невредимым, то потрудись отвратить его от этого заблуждения». Гилас, возвратившись домой, начал увещевать сына своего, — не оставлять древнего еллинского служения, совершавшегося его богам. Блаженный же отрок Вит отвечал отцу: «Я не знаю никакого другого бога, кроме единого, сущего от века, Дух Коего носился над водами и отделил свет от тьмы (Быт.1:2–4). Я служу Тому Богу, Который сотворил небо и землю; Он есть — святой Господь Иисус Христос, Царь ангелов. Сего Бога я исповедую и буду исповедовать во все дни жизни своей».

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

собственно часть города, обнесенная стеной. Но еще с самого древнего времени название это применялось к многолюдным и важным монастырям. Впервые лаврами такие монастыри стали называться в Палестине, где монахи вынуждены были собираться в возможно большем числе и огораживать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны разных кочевников и особенно бедуинов. род обуви у древних греков и римлян. Делались они из войлока, кожи, пробки и даже дерева и были похожи на наши туфли; но отличительной особенностью их была ременная перетяжка, которая обхватывала ступню поперек ножных пальцев; к ней прикреплялся ремень, проходивший между большим и вторым пальцами. Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии Диоклитиан царствовал с 284 по 305 г. или Дий — верховный бог древнегреческой религии. или Геракл — национальный древнегреческий герой. Геркулесу усвоялась большая физическая сила. считалась у древних греков и римлян богиней-покровительницей семейной жизни. или Афина — богиня мудрости. или Гестия — богиня-покровительница семейного очага и жертвенного огня. с греч. — губитель; у древних греков считался охранителем светлых сил и победителем темных. благочестивый израильтянин, бывший со своим семейством в плену, в Ниневии, при царе ассирийском Сеннахериме. Историю исцеления его от слепоты можно читать в библейской книге его имени. славнейший из ветхозаветных пророков, грозный обличитель нечестия и идолопоклонства во времена нечестивого царя израильского Ахава и его жены Иезавели. За свою ревность о славе имени Божия, Илия был взят живым на небо (4 Цар.2:1–15). История его жизни и деятельности изложена в конце 3 и нач. 4 кн. Царств. Память его празднуется св. Церковью 20 июля. святых мучеников последовала ок. 303 г. Мощи святого мученика Вита одно время находились в Париже (в Сен-Дени), потом были перенесены в Корвей, в Вестфалии; ныне показываются в Праге. Житие блаженного Иеронима города трудно определить более точно, так как он был разрушен готами уже во дни блаженного Иеронима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

15 . Прор. Амоса, свт. Ионы, митр. Московского и всея России; мчч. Вита, Модеста, Крискентии и Дулы; прпп. Иеронима Стридонского и Дулы, страстотерпца Египетского; блгв. кн. Лазаря Сербского; перенесение мощей св. Феодора Сикеота. Когда Иона († 1461 г.) был еще простым иноком Симонова монастыря, то митр. Фотий, в одно из своих посещений этого монастыря, нашел его в хлебне спящим. Во время сна Иона держал правую руку свою на голове согбену, «яко благословляще ею». С удивлением посмотрел на него Фотий и не велел будить, а только сказал: «инок сей Иона будет велик святитель во странах Русския земли» (Ч.-М. 31 мар.). Отсюда видно, что перстосложение для благословения было отлично от молитвенного, – иначе как бы узнал Фотий, что у Ионы рука сложена как бы для благословения. 16 . Свт. и чудотв. Тихона Амафунтского, прп. Тихона Луховского, мчч.: Тигрия пресвитера и Евтропия чтеца. 17 . Мчч. Мануила, Савела и Исмаила. 18 . Мчч. Леонтия и с ним Ипатия и Феодула. Празднование образу Пресв. Богородицы Боголюбской. В описании страданий мч. Леонтия († I в.) о крещении Ипатия и Феодула говорится, что, по молитве св. Леонтия, «облак светел сниде на трибун Ипатия и на друга его Феодула и, осенив их, испусти на них дождь и крести их». Такое чудесное крещение ясно показывает, что совершение его чрез окропление или обливание не противно Господу, – иначе Он не благоволил бы и чуда совершить в неугодном для себя виде. На Боголюбской иконе Божией Матери Спаситель изображен с обращенною несколько книзу ладонью руки, благословляющей именословно. 19 . Ап. Иуды, брата Господня; мч. Зосимы, прпп.: Паисия Вел. и Иоанна. 20 . Сщмч. Мефодия, еп. Патарского, мчч.: Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона, Афанасия чтеца, Инны, Пинны и Риммы; свт. Левкия, еп. Врунтисиопольского (в Италии). 21 . Мч. Иулиана Тарсийского, сщмч. Терентия, еп. Италийского; прпп.: Иулия пресвитера и Иулиана диакона, братий единоутробных. 22 . Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского, Мчч.: Галактиона, Иулиании, Зинона и Зины. Раскольники, приемлющие Австрийское священство говорят, что Евсевий, еп. Самосатский, один рукополагал епископов. Но в житии Евсевия говорится только, что он «инде постави епископы от тех, ихже обрете отмешущих ариевы догматы , мудрствующих православно», но не видно, чтобы он рукополагал их единолично.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

— Иду, Госпожа моя, иду! С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Матери Божией» [ 2 ]. Когда архидиакон Петр выслушал эту повесть, то спросил святого папу Григория: — Я хотел бы знать, честной владыка, могут ли быть приняты на небесах души праведников прежде, чем они разлучатся от тела? Святой же Григорий отвечал: — Мы не можем сказать о всех без исключения праведных людях, что души их будут приняты на небесах; точно также не можем и сказать, чьи души не будут приняты на небесах. Но вероятно есть люди праведные, души которых находятся как бы в некоем отдалении от Царствия небесного. Причину этого следует видеть именно в том, что те люди в продолжении земной жизни своей не достигли известного совершенства в добродетельной жизни. Что же касается того, что души праведников, живших богоугодно на земле, когда отрешаются от союза с плотью, то поселяются в обителях небесных, то эта истина — яснее самого света солнечного, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:28), то есть, где будет Господь наш Иисус Христос с принятою на Себя человеческою плотью нашею, там без всякого сомнения будут и души праведников. И святой Апостол Павел весьма желал «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1:23). Верующий в то, что Господь пребывает на небесах, должен веровать и в то, что и Павлова душа пребывает на небесах со Христом. Тот же Апостол очевидно для всех свидетельствует, что души праведников по разлучении с телом водворятся в отечестве небесном, ибо он говорит: «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Богу нашему да воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.   В тот же день память во святых отца нашего Георгия, епископа Митиленского, поставленного во епископа в 842 году.   В тот же день память святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии, пострадавших в царство Диоклитианово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010