Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет После того, как Моисей вывел народ из Египта, израильский народ под его руководством отправился в долгое странствие по пустыне, пока не достиг горы Синай. Трудность пути вызвала ропот народа, за что часть его была наказана от Господа огнем. Казнь прекратилась по молитве Моисея. Однако вскоре возник новый ропот из-за отсутствия мясной пищи, которую некогда вкушали израильтяне в земле египетской. Моисей, огорченный непокорством и ропотом народа и утомленный тяжестью управления, просил Господа избавить его от водительства. Тогда Господь повелел ему выбрать из старейшин Израиля 70 мужей в помощь себе, обещая им также дары разумения духовных вещей, как и Моисею, и снисходя к немощи ропщущего народа, обещал мясную пищу на целый месяц. Через этих послов Моисей доносил волю к народу возлагая на них административную и судебную функции ( Числ. 11:16 и 17). Описание Художник представил многофигурную композицию, где в центре изображен Моисей с поднятыми руками, над головой которого сияние в виде двух лучей. Лицо предводителя израильского народа обращено к своим соплеменникам, которые внимают ему с большим вниманием, молитвенно сложив на груди руки. В небе им открывается видение – яркий свет, пробивающийся сквозь нагромождение облаков, откуда исходит глас Божий. Вдалеке видны остроконечные верхушки гор, среди них в центре гора Синай, у подножия которой разбиты палатки и собралось бесчисленное войско израильтян. Поодаль, за спиной проповедующего Моисея мы видим жертвенник, от которого исходит дым – знак божественного благоволения, указывающий на то, что Господь, несмотря на людской ропот, дает народу обещанное, в помощь Моисею выдвигая семьдесят старейшин. Здесь мы видим символическое указание на новозаветную историю: Моисей прообразует собой Иисуса Христа Спасителя, двенадцать колен – двенадцать апостолов, а семьдесят старейшин – семьдесят избранных учеников. История Якоб де Вит долгое время жил и обучался в Антверпене, где на стиль его творчества оказали влияние работы — Питера Паулюса Рубенса и Антониса ван Дейка. После этого, в 1716 он переселяется в Амстердам, где по заказу католической церкви создает полотна на религиозную тематику. Одной из таких работ стала картина «Избрание семидесяти старейшин Моисеем», которая была завершена в декабре 1737 года. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 21  чел. Всего просмотров 1.2 млн. Всего записей 1128 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/izbranie-semidesyat...

Как ни скудны известия о русских стригольниках, в нихвсе же можно находить достаточные указания в подтверждение выставленного нами положения. Прежде чем перейти к анализу обрядовых и догматических черт, подмеченных у стригольников, позволим себе сделать следующее замечание. Характеризующие стригольников черты, отмеченные в источниках, не могут претендовать на строгую точность, так как не составляют результата изучения еретических обрядов и вероучения. Еретикам естественно было скрывать свое учение, и потому в современных памятниках обличительного характера могли остаться или внешние черты ереси, или вообще случайно подмеченные церковной властью. Главные и основные черты не отделены от таких, которые составляют логическое заключение пли практический вывод из первых. Весьма вероятно, что немногочисленность и случайность наблюдений, относящихся к ереси стригольников, служит причиной того обстоятельства, что в нашей литературе эта ересь остается довольно бледным и мало выясненным явлением до такой степени, что не известно ни существо ее в смысле вероучения, ни обстоятельства происхождения. Относительно происхождения ереси большинство наших церковных историков держится того мнения, что это есть туземное русское явление, и видят причины распространения ереси в особенных обстоятельствах церковной жизни Новгорода и Пскова. Таков взгляд Руднева 36 и преосвященного Филарета 37 . Точно также и преосвященный Макарий говорит о стригольниках, как о плоде своего времени и произведении русской почвы 38 . При таком взгляде естественно переносить центр тяжести изучения в местные церковные беспорядки и нестроения или даже искать поводов к обнаружению ереси в личных отношениях диаконов Карпа и Никиты 39 . Несколько расширяется взгляд на предмет в монографиях профессора Никитского, посвященных внутренней истории д Пскова и Новгорода 40 . В очерке по истории Пскова, автор ста-вит ересь стригольников в связь с богомильством,-мысль счастливая, но, не будучи обставлена историко-литературными доказательствами, она не оказала влияния на дальнейшее развитие вопроса о стригольниках. И что в особенности любопытно, тот же автор, возвращаясь к стригольникам во второй своей монографии, не сопоставляет их уже с богомилами, а удовлетворяется анализом местной церковной жизни, которая вызвала к бытию ересь. «Ближайшим исходным пунктом ереси стригольников послужил собственно только один из видов владычних поборов... а именно мзда за ставление». Но как строгий исследователь, проф. Никитский не мог не заметить, что вероучение стригольников не объясняется из указанного им исходного пункта, почему оно и осталось для него совершенно темным 41 , как можно видеть в приведенном под строкой месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI вв. охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси , значительную часть совр. Украины, часть Вост. Польши (совр. Подлясское воеводство) и Смоленскую область РФ. Образованию Л. в. к. предшествовали в кон. XII - нач. XIII в. важные социальные и политические сдвиги в жизни литов. племен, заселявших территорию совр. Литвы. Здесь образовывались княжества, правители которых со своими дружинами совершали набеги на соседние земли - польск. и древнерус. княжества, прибалт. племена пруссов, куршей, ливов, латгалов. В XIII в. перед княжествами возникла и другая важная задача - борьба с экспансией орденов немецких крестоносцев, стремившихся силой подчинить своей власти живущих в этом регионе Европы язычников. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Среди литовских князей в 30-х гг. XIII в. на 1-й план выдвинулся Миндовг. Победа над рыцарями ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г. способствовала укреплению его авторитета и подчинению его власти др. литов. князей. С серьезным сопротивлением он столкнулся лишь в Жямайтии - области в нижнем течении Немана, отделявшей Ливонию от Пруссии. К нач. 50-х гг. XIII в. Миндовгу удалось преодолеть сопротивление жямайтов. Объединение под властью Миндовга литов. княжеств создало благоприятные условия для экспансии на соседние древнерусские земли, ослабленные монг. нашествием и др. внешними и внутренними неурядицами. К 40-м гг. XIII в. под властью Миндовга оказались обширные территории совр. Зап. Белоруссии с такими центрами, как Гродно, Новгородок (ныне Новогрудок, Белоруссия), Волковыск и, возможно, Минск. В церковном отношении эти земли составляли, вероятно, как и впосл., сев. часть митрополичьей области. Важным событием в истории Л. в. к. стало принятие Миндовгом в 1250 или 1251 г. католичества. Действуя так, Миндовг рассчитывал укрепить свою власть, добиться мира с Тевтонским орденом и его помощи в борьбе с литов. противниками, благоприятных условий для экспансии на рус. земли. Этих целей в известной мере удалось достичь. При содействии папы Иннокентия IV был заключен (ценой уступки ряда территорий в Жямайтии) мир с орденом, и Миндовг смог одержать верх над своими противниками. В 1253 г. Кульмский еп. Хейденрик возложил на Миндовга королевскую корону. В 1255 г. папа Александр IV пожаловал Миндовгу все земли, к-рые он сможет освободить от власти «язычников» и неверных. Первым католич. епископом Л. в. к. стал поляк Вит из ордена доминиканцев. Ему были пожалованы земли в Жямайтии, но это было сделано без согласия жямайтов. Остается во многом неясным, какова была деятельность епископа в Л. в. к. и повлияла ли она на правосл. население этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

При последней нужно обращаться за помощью к врачу, хотя и при двух других степенях тоже никто не мешает пойти к специалистам. Климактерический синдром связан с неприятием этого события, своего нового жизненного положения, взросления. Это, как правило, недуг больших городов, потому что мешает ритм, скорость мегаполиса. Высокие стандарты города, понятия, которые оторваны от пр ироды. Мы стремимся обмануть природу, продлить молодость, и медицина идёт навстречу. У вас нет гормональных перепадов в организме – давайте дадим. Прописывают гормоны  – гормональная заместительная терапия (ГЗТ), это гормоны, которые имитируют функцию фолликулов: определенная доза синтетического прогестерона, и получается менструальноподобная реакция. На этой ГЗТ бывают более скудные циклы. Среди препаратов – Фемостон, в инструкции мелким шрифтом описываются побочные действия. Как правило, читают аннотацию, а мелконабранный текст пропускают, неудобно читать. Решайте сами: следовать природе, жить в гармонии с природой, благодарить Господа за всё или пытаться обмануть природу и получить в ответ побочные действия. Добавлю, что во время менопаузы считается нормальным прибавить около пяти кг, опять же это неспроста происходит: в жировой ткани синтезируются гормоны эстрогены, которые помогают нам сохранить красоту, радость. Те органы, которые не используются – постепенно атрофируются. Если мало двигаться, мышцы атрофируются, кости становятся менее плотными, если на них нет достаточной нагрузки, мозг перестает эффективно работать, если ему не давать новых задач, не заставлять думать. Тренировать мозг также необходимо, как и тело. А еще эмоциональный интеллект развивать. Учиться работать со своими эмоциями, учиться быть благодарными. Открыть в себе радость от помощи другим людям. Так что впереди столько открытий гото  вит нам жизнь. Столько свершений нас ждут. Столько радости впереди!  Беседовала Александра Грипас Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Ещё статьи о здоровье Самое популярное Сейчас в разделе 163  чел. Всего просмотров 58 млн. Всего записей 1519 Подписка на рассылку ©2024 Азбука здоровья к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/zdorovie/menopauza-prek...

Вступая в Медину, Магомет, по всей вероятности, думал, что на его стороне скорее окажутся евреи, чем арабы-язычники. Магомет слышал, что в священных книгах евреев обещается появление великого пророка (мессии), что евреи ждут такого пророка и ему представлялось весьма естественным, что они и признают в нём такового. Ещё в Мекке, когда двери каабы закрылись перед ним, он установил, что при молитве нужно обращаться лицом к Иерусалиму. Это обращение называется кебла. В Медине, понятно, он должен был вступить с евреями в богословские рассуждения. Странность и неправильность его представлений о Библии, его невежество в ритуальных и даже моральных вопросах ветхозаветной религии не замедлили обнаружиться. Его претензии стали для евреев предметом смеха. (См. 51 сур. Корана). Тогда у Магомета произошёл разрыв с евреями, внешним выражением которого явилась перемена кеблы. Пророк постановил, что при молитве должно обращаться лицом к Мекке. Вот как он объяснил эту перемену. „Безумные между людьми спрашивают: почему они отвратились от кеблы, которой следовали прежде (от Иерусалима)? Ответы им: восток и запад принадлежат Господу. Он ведёт тех, кого хочет по пути правому. Таким образом мы сделали вас, о арабы, народом посредствующим, чтобы вы были свидетелями перед лицом всех людей и чтобы посланник был свидетелем перед вами. Мы установили прежнее кебла, чтобы отличить того, кто последует за пророком, от того, кто от него отвратится. Это стеснение, но не для тех, кого направляет Бог. Бог не оста- —669— вит плода вашей веры, ибо Он полон милости и милосердия к людям“ (2 сура, 136–138). Так, с точки зрения Магомета молиться можно на какую угодно сторону, но, чтобы отличить правоверных от евреев, он предписывает первым молиться, обратившись к Мекке. Для Магомета была приобретена земля в Медине. На ней строились дома для его жён (для каждой отдельный), число Которых стало быстро увеличиваться. На ней была воздвигнута первая мечеть, служившая и для молитв, и для общественных собраний, и для приёма лиц, обращавшихся к Магомету. Магомет установил, чтобы на молитву (азан) призывал с мечети определённой формулой моэдзин (возвеститель). Вот эта формула, употребляющаяся до ныне: „Бог велик (4 раза), исповедую, что нет Бога кроме Бога (дважды), исповедую, что Магомет посланник Божий (дважды). Идите на молитву (дважды). Идите ко благу (дважды). Бог велик (дважды). Нет Бога кроме Бога“. Эта форма призыва отличала мусульман от евреев, употреблявших для призыва трубы, и от христиан, сзывавших на молитву посредством била.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТ, МОДЕСТ И КРИСКЕНТИЯ [лат. Vitus, Modestus, Crescentia; греч. Βτος, Μδεστος, Κρησκεντα] († ок. 303), мученики (пам. 16 мая, 15 июня). В. род. на Сицилии, в г. Мазара (совр. Мадзара-дель-Валло), в семье знатного язычника Гиласа. Был научен христ. вере своим воспитателем М. и кормилицей К. В 12 (по др. сведениям, в 7) лет он был схвачен по приказу игемона Валериана, к-рый повелел бить отрока железными палками. При этом рука игемона отсохла. В. исцелил Валериана и был отпущен домой. Гилас всячески стремился склонить сына к идолопоклонству, поэтому по божественному указанию В., М. и К. тайно отплыли в Луканию (Юж. Италия) и поселились в месте, называемом Алекторий. Вскоре В. стал известен среди местных жителей многочисленными чудотворениями. В это время сын имп. Диоклетиана был одержим беснованием, поэтому за святым были посланы царские слуги, к-рые привели его в Рим. Когда В. изгнал демона, Диоклетиан стал принуждать В. принести жертву языческим богам. Он обещал мученику несметные богатства и половину царства. Получив отказ, император заковал отрока и его воспитателей в тяжелые оковы и заточил в темницу, желая уморить их голодом. Однако в темнице святым явился Иисус Христос с сонмом ангелов и укрепил их перед предстоящим мучением. Стражники, видевшие неизреченный свет и слышавшие ангельское пение, рассказали о чуде императору. Тогда Диоклетиан решил отдать мучеников на растерзание диким зверям. Но даже самый свирепый из львов не тронул их. Затем В. бросили в котел с кипящими оловом, серой и смолой, но он остался невредим. После этого тела мучеников начали строгать железными орудиями. Когда В. воззвал ко Христу, начались землетрясение и буря, обрушились идольские капища, а ангел перенес мучеников в Луканию, где они предали свой дух Господу. Их тела 3 дня охраняли орлы, а затем останки мучеников были обнаружены знатной христианкой по имени Флорентия после явления ей В. и с честью погребены в месте, называемом Мариан.

http://pravenc.ru/text/158860.html

В числе мер есть кор, о котором упоминается в Евангелии от Луки (16:7), где Спаситель похваляет благоразумного домоправителя, который должникам своим в долговых расписках вместо большаго числа коров написал меньшее и вместо большаго числа ватов масла означил меньшее (ст. 6). Имена мер суть следующие: лефек, гомор, ват, сам, модий, кав, хиник, эфа пшеницы, горсть муки, артава, три меры пшеничной муки, три корзины крупичатых хлебов, мех вина, коллаф, алавастр мира, чванец воды, сосуд масла, вымеренная чаша вина, вымеренный сосуд масла, тривлий, ксест, амфора, апоррима, савифа, ин, хус, стамна златая, в которой была отложена манна, марис, кипр, конгиарий. Итак имя: кор взято с еврейского языка, на котором называется: хор. Он содержит в себе 30 модиев; а хором называется от предположения кучи, так как куча по еврейски называется: хариа. Собранные же в кучу тридцать модиев составляют ношу верблюда 55 . Лефек ясно указывается в книге пророка Осии, где говорится: наях себе лефеком ячменя, а в некоторых списках: гомором ячменя (3:2), что означает тоже самое: ибо и та и другая мера означает пятнадцать модиев. Лефеком же называется по еврейски и значит: подъем, так как и юноше возможно поднять пятнадцать модиев и положить на осла. Тоже самое называется и гомором. Но гоморов есть два: большой и малый. Большой равномерен лефеку и состоит также как последний из пятнадцати модиев, а малый из двенадцати ватов 56 . И этот последний ведет свое название также от еврейского имени: вит, одинакового с именем сосуда, вмещающего в себе масло. Ибо ват означает сосуд для масла, вмещающий пятьдесят ксестов, и употребляется, как мера емкости на маслобойнях 57 . Мнасис или медимн, полагаю, можно производить от латинского: medium, что значит: средина 58 . Как мера, мнасис употребляется у кипрян и у других народов и содержит в себе десять модиев пшеницы или ячменя. Модий у кипрян составляет семнадцать ксестов, а медимн у тех же кипрян различен. Саламинцы или Константяне считают медимн в пять модиев, а Пафийцы и Сицилийцы измеряют его в четыре модия с половиною 59 . Сатом называется мера, по-еврейски употребляемая в женском роде, а по-гречески в среднем, ибо говорится: στον, а не στος. Она представляет собою модий с излишком, так что содержит в себе полный модий и сверх того четверть модия. На еврейском языке сата означает взимание или подъем вследствие того, что измеряющий обыкновенно берет меру и поднимает ее 60 . А имя модия, содержащаго в себе двадцать два ксеста, у евреев употребляется с великою тщательностию, не просто и не как случится, но с великою тщательностию. Ибо праведный модий, как обыкновенно говорит закон, измеряем был по мере святой. А святая мера есть не что иное, как те 22 дела, которые сотворил Бог в шесть дней недели 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Происходящую в России перемену отмечали иностранцы. В конце 1913 г. редактор «Economiste Europien», Эдмон Тэри, произвел по поручению двух французских министров обследование русского хозяйства. Отмечая поразительные успехи во всех областях, Тэри заключал: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 г. идти так же, как они шли с 1900 по 1912 г., Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении. Исследователи аграрной реформы - датчанин Вит-Кнудсен (в 1913 г.) и немец Прейер (в марте 1914 г.) отмечали успехи закона 9 ноября, «переворота, не отстающего по своему значению от освобождения крестьян». «Это было смелое начинание, своего рода скачок в неизвестность, - писал Прейер. - Это был отказ от старой основы с заменой чем-то неиспытанным, неясным. Столыпин взялся с решимостью и отвагой за эту великую задачу, и результаты показали, что он был прав». Морис Бэринг, известный английский писатель, проведший несколько лет в России и хорошо ее знавший, писал в своей книге: «Основы России» (весной 1914 г.): «Не было, пожалуй, еще никогда такого периода, когда Россия более процветала бы материально, чем в настоящий момент, или когда огромное большинство народа имело, казалось бы, меньше оснований для недовольства». Бэринг, наблюдавший оппозиционные настроения в обществе, замечал: «У случайного наблюдателя могло бы явиться искушение воскликнуть: да чего же большего еще может желать русский народ?» Добросовестно изложив точку зрения интеллигентских кругов, Бэринг отмечает, что недовольство распространено главным образом в высших классах, тогда как «широкие массы, крестьянство в лучшем экономическом положении, чем когда-либо… то, что верно в отношении крестьян, верно в известной мере в отношении остальных слоев населения. Оно в настоящий момент процветает, и причины его недовольства не настолько остры и сильны, не настолько обильны, чтобы температура этого недовольства поднялась до точки кипения».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=219...

Я отправился в свою комнату, чтобы последовать совету Холмса. Когда я вернулся обратно, держа револьвер в руках, со стола было уже все убрано, а Холмс, погрузившись в глубокое кресло, предавался излюбленному занятию, то есть легонько водил смычком по струнам своей скрипки. – Круг сужается, – произнес он при виде меня, – я только что получил телеграмму из Америки в ответ на мою. Все мои предположения полностью оправдываются. – Какие предположения? – спросил я. – Моя скрипка нуждается в новых струнах, – просто заметил он. – Спрячьте револьвер в карман. Когда субъект будет здесь, говорите с ним самым естественным тоном, а все остальное предоставьте мне. В особенности постарайтесь не слишком пристально глядеть на него, чтобы не испугать. – Теперь ровно восемь часов, – сказал я, вынув часы. – Да. Он будет здесь, по всей вероятности, через несколько минут. Приотворите немного дверь, вот так. А теперь переложите ключ внутрь… Спасибо. Посмотрите, какую интересную книжицу я выудил вчера в одной книжной лавчонке: De Jure inter Gentes [О международном праве (лат.).]. Книжка издана по-латыни в Льеже в 1642 году Голова Карла I еще крепко сидела на его плечах, когда эта книжонка в коричневом переплете вышла в свет. – Кто издал ее? – Некий Филипп Декруа. На первой странице написано пожелтевшими чернилами: “Из книг Вильгельма Вита”. Я спрашиваю себя, кто мог быть этот Вильгельм Вит? Какой-нибудь усердный судейский сановник XVII века, без сомнения. По его почерку видно, что он принадлежит к законникам… Но вот, кажется, и наш субъект, если не ошибаюсь. В ту же минуту мы услышали порывистый звон колокольчика. Шерлок Холмс тихонько поднялся с места и повернул свое кресло к двери. Мы слышали, как в переднюю прошла служанка и отодвинула засов. – Здесь живет доктор Ватсон? – спросил звонкий, хотя несколько грубоватый голос. Мы не расслышали ответа служанки, но дверь захлопнулась, и кто-то начал подниматься по лестнице неверными и нерешительными шагами. Мой товарищ прислушивался к звуку этих шагов, и величайшее изумление отобразилось на его лице.

http://azbyka.ru/fiction/jetjud-v-bagrov...

Эти молитвы в церковно-славянской письменности должны быть ставимы рядом с церковно-славянским Житием св. Вячеслава чешского (в котором упоминаются святые Вит и Эммерам и Богородица, именуемая «святая Мария») и со службою св. Вячеславу, находящеюся уже в служебной минеи за сентябрь по русскому списку 1095 гола. Трудно сомневаться, что и житие, и служба составлены в Чехии вскоре после кончины св. Вячеслава». Заслуживает внимания, что в службе св. Вячеславу он прославляется как мученик, «имь же озарися, яко солнце западоу и северным странам». «Паче солнця, блажене, просвети севера и оуга и запада пресветьлыими зарями чюдес ти, темь и нась озари, святе, память ти праздньноующа». С этими словами может быть сопоставлено показание славянского перевода Гумпольдовой легенды: «мнози идяху из Бавор и из Франк и ис ас и ис прочих земль прихожаху» (см. ниже стр. 40,6–8). Хотя это последнее известие относится не к посмертным чудесам св. Вячеслава, а к молве о нем при жизни его, но в обоих случаях об озарении Востока не упоминается вовсе. Не говорит ли это о том, что служба св. Вячеславу была составлена в то время, когда известие о крещении Руси и о чествовании в ней св. Вячеслава не дошло еще до слуха составителя службы (и латинского автора указанной вставки)? Между тем, не может быть сомнения в том, что чествование убитого князя не только в Чехии, но и на Руси началось очень рано 46 . Если бы доверять анонимному автору «Сказания о свв. Борисе и Глебе» (к. 11 – н. 12 в.), то уже св. Борис, погибший в 1015 году, «помышляеть и мучение и страсть святого Никиты и святого Вячеслава». Предполагая, что такое показание принадлежит писателю – агиографу, а не есть сообщение достоверного свидетеля, мы все-таки должны будем признать, что уже в конце 11-го или начале 12-го века на Руси было известно «мучение св. Вячеслава» и, как показывает минея 1096 года, праздновалась его память 28 сентября. До настоящего времени была уверенность, что автор сказания о свв. Бориса и Глебе разумел так называемое Востоковское житие св. Вячеслава. Но с одинаковым правом можно предположить, что сказание о русских мучениках имело ввиду и легенду Гумпольда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010