Святой Вит отвечал: — Мне не нужны ни царство твое, ни богатства твои, ибо я имею Господа и Бога моего; если я буду верно служить Ему, то Он облечет меня в нетленную и пресветлую одежду бессмертия в Царстве небесном. — Не говори так Вит, — сказал Диоклитиан, — но пожалей жизнь твою; принеси жертву богам, чтобы тебе не погибнуть после многоразличных мучений горькой смертью. Святой отвечал: — Я весьма желаю принять те мучения, которыми ты мне угрожаешь; тогда я скорее достигну венца, который обещал Господь избранным Своим. Тогда Диоклитиан приказал заключить святого Вита и Модеста в мрачную и смрадную темницу, на каждого из них приказал возложить тяжкие оковы, весом по десяти пудов и запечатать дверь и окно своим перстнем царским, чтобы никто не мог дать им хлеба или воды, — мучитель намеревался погубить их голодом и жаждой. Когда святые были затворены в темнице, внезапно там засиял свет; этот свет видели и стражи темничные, приникшие к скважине. Святой же Вит громогласно восклицал к Богу, говоря: «Боже, приди на помощь нам и избавь нас от сих уз, как Ты избавил трех отроков из печи горящей (Дан.3) и как избавил Сусанну от беззаконных лжесвидетелей» (Дан.13). В то время как святой молился так, основание темницы потряслось, засиял еще больший свет и повсюду разлилось несказанное благоухание. Господь наш Иисус Христос явился ему и сказал: «Ободрись, Вит, мужайся, и будь тверд, ибо Я всегда с тобой». Сказав эти слова, Господь стал невидим. Тотчас оковы спали со святых узников, Вита и Модеста, и сделались как бы прахом. Святые же встали и начали петь: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему» (Лк.1:68). Вместе с тем слышались и ангельские гласы, подпевавшие им; стражи темничные, видя неизреченный свет и слыша гласы ангелов, преисполнились страха и ужаса и стали как мертвые. Потом, придя в себя, поспешили к царю со страхом и возвестили ему все, что видели и слышали. Царь же, считая все то за восхваление христиан, призвал к себе устроителя общественных зрелищ и приказал ему утром приготовить место для зрелища, на котором хотел предать узников зверям на съедение. При сем он сказал: «Посмотрю, возможет ли Христос избавить их от рук моих?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

3382 Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определённому месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна мать Самуила, совершала свою молитву пред Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмём себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдёт среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан., во всё то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея. Многие обрядовые постановления, особенно в книге Ле- —71— вит, прямо указывают на существование лагеря, стана („махане“), в котором или возле которого имело место их исполнение. В главе 4-й книги Левит ( Лев.4:11–12 ) священнику делается такое предписание относительно тельца, приносимого в жертву за грех: кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжёт его огнём на дровах (то же в ст. 21-м). Согласно 6-й гл. ст. 11, священник должен вынести пепел, остающийся от жертвы всесожжения, также вне стана на чистое место. По закону, прокажённый должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев.13:46 ); для очищения священник выходит вон из стана и совершает обряды очищения; очищаемый же, после должного омовения и острижения волос, входит в стан и пребывает семь дней вне шатра своего (огел – палатка, шатёр, – Лев.14:3–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вождь еврейского народа Иисус Навин, увидевши у стен Иерихона незнакомца, спросил его: наш ли ты, или от врагов наших? Незнакомец отвечал: я вождь воинства Господня, теперь пришел (сюда). Иисус пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, Свято. Иисус так и сделал ( Нав. 5:14–15 ). Ангел не только принял поклонение Иисуса Навина, но потребовал от него почитания и по отношению к тому месту, где Иисус Навин сподобился беседовать с небесным вестником. О рождении Судии еврейского народа, Сампсона, рассказывается: когда евреи за свои беззакония покорены были филистимлянами, Ангел явился сначала жене благочестивого человека Мапоя, а потом и самому Маною и обещал, что от бывшей неплодною жены Маноя родится сын, который будет защищать израильтян от филистимлян. После этого·Маной принес жертву Богу. Когда же пламень от жертвенного огня стал подниматься к небу, Ангел Господень поднялся в пламени. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю ( Суд. 13:20 ). То вит и Товий поклонились Ангелу Рафаилу ( Тов. 12:16 ). Пророк Даниил поклонился Ангелу ( Дан. 10:9–15 ). Примечание: 1) Мнимо-духовные христиане, по поводу свидетельств из книги Товита и из других книг неканонических, возражают, что эти свидетельства не имеют значения. Но это возражение не состоятельно, во-первых, потому что указанное свидетельство из книги Товита не есть единстве иное основание для выясняемой истины о почитании св. Ангелов; оно находится и во многих книгах канонических; во вторых, хотя книга Товита и не каноническая, по тем не менее ее свидетельство имеет полную историческую достоверность, доказывая существование у евреев (имевших богооткровенный закон) почитания Ангелов и поклонения им. 2) Далее возражают сектанты, что праведники (вышепоимен.) поклонялись св. Ангелам лишь тогда, когда удостаивались видения сих Ангелов, а православная Церковь учит молиться св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Если муж жены лишился – освободился от закона брачного, которым жена мужу и муж жене обязывается, то удобнее может заботиться о том, как угодить Господу ( 1Кор. 7, 32–34 ). Также и жена, лишившаяся мужа, удобнее может заботиться о том, как угодить Господу. Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужьями старается любовь и мир разрушить и посеять вражду. Удивления или даже сожаления достойная вещь! Где и ожидать большей любви, как между мужем и женою? Естественною любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: оста вит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть ( Быт. 2, 24 ). Одной плотью становятся муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф. 5, 29 ). Но сколько видим мы вражды и между этими лицами, так тесно связанными! Мало какой дом сыскать можно, в котором бы таких плевелов диавольских не было. Так хитрость диавольская устроена, что где примечает большую любовь, там он большее старание прилагает разорвать ее и привнести вражду свою. И насколько же эта язва как прочим христианам, так в особенности браком сочетавшимся вредит, изъяснить невозможно! Потому против этого врага должно вооружиться верою и внимать тому, как Бог в слове Своем повелевает друг с другом обходиться. Союз брака должен быть тверд и нерушим без благословляемых причин. Так повелевает Божие Слово: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5, 32 ). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует ( Лк. 16, 18 ). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее ( 1Кор. 7, 27, 39 ). Как муж, так и жена в супружество вступать должны с самовольного произволения и согласия. Откуда и священник при венчании обоих лиц вопрошает: волею ли и с согласия ли в супружество вступают? Сего ради супружество без согласия обоих лиц не может быть твердым. И родители, насильно убеждающие к супружеству, и священники, видя несогласие какого-нибудь лица и венчая, тяжко грешат и правильному наказанию подлежат, ибо за этим всякое зло в супружестве следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ливан, или ладан, который полагали на муку или на хлеб или зерна. Соль, о которой в законе сказано: «всякое приношение твое хлебное солью да осолится, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси Господу Богу твоему соль» ( Лев.2:13 ). Соль служила знамением завета, который должен быть столько прочен, сколько соль предохраняет пищу от порчи 41 . Иногда на хлебное приношение возливалось вит ( Чис.15:5 ). Мера хлебного приношения была различна. В соединении с жертвами из животных она зависела от количества их ( Чис.15 ). Дар бескровный приносим был к священнику, который брал часть его с елеем и Ливаном и сжигал на жертвеннике в воню благоухания Богу. Остаток дара принадлежал священникам и всем потомкам Аароновым мужеского пола, которые должны были питаться им, как великою святынею, в месте святе, в притворе храма ( Лев.6:14–18 ). Бескровные жертвы, или дары, иногда приносимы были вместо кровных ( Лев.5:11 ), а большею частью служили дополнением их ( Чис.15 ). К дару бескровному должно отнести 12 хлебов предложения, которые еженедельно предлагаемы были на трапезе святилища от 12 колен Израиля, для засвидетельствования Богу благодарности за ежедневную пищу и в память Завета и общения с Ним ( Лев.24:5–9 ). II. Для жертв кровных употребляемы были животные и птицы чистые: телец, юница, овен, овца, козел, коза, голубь и горлица, и притом лучшие, без всякого на теле порока, чтобы приношение было приятно Богу. «Рече Господь к Моисею: глаголи Аарону и сыном его, и всему сонму Израилеву: если кто из дома Израилева или из пришельцев, поселившихся между израильтянами, по обету ли какому или по усердию приносит какую бы то ни было жертву Господу: то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока. Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу; ибо это не приобретет вам благоволения. Животного слепого, или поврежденного, или изуродованного, или больного, или коростового, или паршивого не приносите Господу, и в жертву не дадите на жертвенник Господень» ( Лев.22:17–25 ). Аще приведете слепо на жертву, говорил пр. Малахия: не зло ли; и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли; приведи е князю твоему, егда приимет е; егда приимет лице твое ( Мал.1:8 ). За исполнением закона о жертвенных животных поручено было наблюдать главным образом священникам ( Лев.10:10–11 ). Они должны были смотреть, чтобы все приносимое Богу было свято и чисто ( Лев.27:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. Мне назначили лечение  Российским (производство г. Москва) БАДами  при аутоиммунном  тиреоидите. Тирамин, Тирио-вит, Элькар, Ликомост. Как церковь сегодня относится к использованию БАДов? В 2010 г. была большая статья иеромонаха Анатолия Берестова (доктор медицины) о негативном применении БАДОВ . Как быть? Спаси Господи. Похожие вопросы 6 Ответов Так же как к червякам, автомобилям, ягодам, верблюдам и макаронам. То есть НИКАК не относится. Церковь — корабль спасения, она говорит о том, как обожится, спастись в вечности. Чем лечится, питаться, во что одеваться каждый решает сам. Для решения любого вопроса нам важны духовно-нравственные критерии его разрешения. Не думаю, что приём БАД имеет отношение к Заповедям Бога и Евангелию в целом. В данном случае имеет смысл прислушиваться к специалистам в медицине в первую очередь. Церковь положительно смотрит на сохранение человеком духовного, душевного и телесного здоровья (разумеется, не в ущерб вере). Что касается БАДов, об их применении не сказано ни в догматическом учении Церкви, ни в своде церковных канонов, ни в христианском нравоучении. Конкретные вопросы на тему применения БАДов верующим могут быть предварительно рассмотрены с духовником или любым другим православным священником. В целом отношение такое, что применение лекарств определяет врач. Если назначено, то всё нормально, не переживайте. Церковь это лечебница духа, и призывает относится к телу с вниманием и уважением, но так, чтоб тело не стало идолом, не стало источником страстей и наваждений. Церковь учит о спасении во Христе, вопрос же применения БАДов — медицинский. В библейской книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова сказано: “Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли”( Сир.1:1–8 ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-cerkov-otnos...

Телесная природа моя необходимо требует образа 27 . Достойно и праведно мы делаем образа и поклоняемся им. Человек сам что иное есть, как не живой образ живого Бога? Сам Сын Божий есть печать равнообразная, в Себе показующая Отца. Если мы сами – образы Божии, состоящие из души и тела, то почему нам не почтить преподобных Божиих в их образах рукотворенных? Наречение имени на образе много значит для верующего: это имя как бы вместо души служит ему. Призови от всей души имя святого – он услышит тебя и в образе явит чудодейственную силу свою. Имя Спасителя, с верою призываемое, делает чудеса: изгоняет бесов, потушает страсти, исцеляет болезни; по благодати Господа и святые, с верою призываемые по имени, делают также чудеса. И что удивительного? Все они в Духе Божием, и Дух Божий Животворящий везде и всё наполняет, и Духом Святым святые все делают чудеса, потому что един Дух Божий есть Дух чудес. Душа не больше ли пищи [ Мф. 6, 25 ]? Если один и тот же человек придет к тебе сряду двадцать, тридцать раз – накорми его: душа его в несчетное число раз больше пищи, даже всего мира: за нее Христос умер; его Христос Плотию и Кровию Своею питает. Человек – малый мир. Как душа в теле, так Бог в мире. Оставит душа тело, и оно сейчас распадается. Оста вит Дух Божий мир, и он тотчас распадется. Душа в теле везде, но особенно в сердце – и Бог в мире везде, но особенно на небесах и в храме. И так на каждом шагу познавай присутствие Божие. Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями [ Деян. 1, 8 ]. Проповеднику для сильного, действ[енного], животворного проповедания необходимо принять силу от Духа Святого; равно и учителю Закона Божия в училищах также необходимо молитвою испросить себе силу Духа Божия для плодотворного преподавания истин Закона Божия. Чтый да разумеет. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит [Пс.З6, 5]. Начни жить по заповедям Божиим, уповай на Бога – и спасешься. На всё христианину надо класть печать разумности, на все свои религиозные действия, всё начинать краткою молитвою. Начинаешь пост, помолись гак: Господи! даруй мне наступающий пост принести в жертву, Тебе благоугодную и мне спасительную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Только пребывая в Боге, мы сможем обрести истинное спокойствие души и уверенность, что Господь никогда не оставит нас, упра-вит путь наш — не как нам по природной немощи нашей видится или хочется, а как должно тому быть по Промыслу Божиему. Так что же скорбеть, что печалиться? И нам с вами Господь даровал мир, ту благодать, которая посылается лишь в верующее сердце. Утверждение во Христе Иисусе, Господе нашем, есть не что иное, как утверждение в надежде на Желающего и Могущего нас спасти. Стоит лишь сделать шаг навстречу, стоит лишь приблизиться к Господу, — и в ответ на нашу любовь Бог посылает такую любовь, которую и описать невозможно, которая укрепляет немощных и возрождает надежды отчаявшихся. Кто ищет Христа и подвизается в праведной жизни, по словам преподобного Ефрема Сирина, «действительно найдет Бога в этой жизни, и Бог радостно примет и не оставит его». Стремлением к правде, утверждением в вере и делами милосердия мы уже в этой жизни обретаем ни с чем не сравнимое сокровище — Господа нашего Иисуса Христа. Для ищущего Бога никакого значения не имеют в жизни ни богатство, ни слава, ни различного рода греховные удовольствия. Потому что, как говорит святитель Тихон Задонский, «сердце человеческое не может быть раздвоено, оно прилепляется только к созданию или к Создателю. И когда прилепляется к созданию, отпадает от Создателя». И далее: «Необходимо успокоить сердце от страстей, чтобы услышать Божий стук в душу». Только христианским смирением — искренним и сердечным — способны мы обрести Господа и почувствовать, что Бог всегда рядом, Бог внутри нас. И это будет самой драгоценной в жизни наградой. А посему постараемся уклоняться от греха, не поддаваться искушениям мира, взирать на Господа и Его одного полагать целью своих желаний, вместе с Псалмопевцем восклицая: Всегда видел я пред собою Господа. ( Пс.15:8 ). Аминь. Слово 92. О готовности пострадать за Христа. В понедельник 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) …Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Валериан сказал: «Несомненно, что те боги, которых ты видел, — очень сильны; поэтому тебе необходимо помолиться им, чтобы они исцелили тебя». Потом, взяв слепого Гиласа, Валериан повел его в храм Зевса. Гилас молился здесь в таких словах: «О, Зевс, бог всесильный! Если уврачуешь очи мои, принесу тебе бесчисленные жертвы, принесу в жертву тебе тельца с золотыми рогами; также и тебе, о богиня Веста, я приведу чистых дев, если получу от тебя помощь». Так молился Гилас к суетным богам своим, но не только не получал от них исцеление, а наоборот ощущал еще большую боль. Святой же Вит, преклонив колена свои ко Господу, молился в горнице своей об отце своем, говоря так: «Владыко, просветивший слепого Товита [ 8 ], окажи милость отцу моему, если он познает Тебя». Наконец Гилас был отведен неисцеленным рабами своими из идольского капища в дом свой: войдя в горницу, в которой святой Вит приносил Богу жертву хвалы, он припал к ногам Вита и сказал: — Возлюбленный сын! Исцели меня! Святой же Вит сказал ему: — Желаешь ли ты, отец, быть здравым? Гилас отвечал: — Да, весьма желаю. Святой сказал ему: — Если хочешь получить исцеление, то отрекись от Зевса, Геркулеса, Юноны, Минервы, Весты и Аполлона. Отвечал Гилас: — Каким образом я могу отречься от них? Сказал святой Вит: — Не называй их богами, но демонами; идолы, которых ты до сего времени почитал, не почитай, но считай их ни за что, как вещи бездушные и бесполезные. И если ты обещаешь сделать так от истинного сердца, то очи твои тотчас исцелятся и просветятся. Гилас сказал: — Я отрекаюсь от богов и обещаю сделать все то, что ты сказал мне. Святой сказал: — Я знаю, что сердце твое ожесточено и слова твои не истинны; но я покажу на тебе силу Владыки моего, ради предстоящих, дабы они уверовали и прославили имя Господа моего Иисуса Христа, хотя ты и недостоин сего. Сказав так, святой возложил руку свою на болезненные очи отца своего и помолился к Богу в таких словах: «Господи Иисусе Христе, просветивший очи слепорожденному (Ин.9:6–7), победив природу, просвети и очи отца моего, хотя он и недостоин сего по своему неверию; но сотвори сие ради славы имени Твоего святого, дабы враги Твои видели и постыдились и дабы прославились все знающие и любящие имя Твое».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Валериан сказал: «Несомненно, что те боги, которых ты видел, — очень сильны; поэтому тебе необходимо помолиться им, чтобы они исцелили тебя». Потом, взяв слепого Гиласа, Валериан повел его в храм Зевса. Гилас молился здесь в таких словах: «О, Зевс, бог всесильный! Если уврачуешь очи мои, принесу тебе бесчисленные жертвы, принесу в жертву тебе тельца с золотыми рогами; также и тебе, о богиня Веста, я приведу чистых дев, если получу от тебя помощь». Так молился Гилас к суетным богам своим, но не только не получал от них исцеление, а наоборот ощущал еще большую боль. Святой же Вит, преклонив колена свои ко Господу, молился в горнице своей об отце своем, говоря так: «Владыко, просветивший слепого Товита окажи милость отцу моему, если он познает Тебя». Наконец Гилас был отведен неисцеленным рабами своими из идольского капища в дом свой: войдя в горницу, в которой святой Вит приносил Богу жертву хвалы, он припал к ногам Вита и сказал: — Возлюбленный сын! Исцели меня! Святой же Вит сказал ему: — Желаешь ли ты, отец, быть здравым? Гилас отвечал: — Да, весьма желаю. Святой сказал ему: — Если хочешь получить исцеление, то отрекись от Зевса, Геркулеса, Юноны, Минервы, Весты и Аполлона. Отвечал Гилас: — Каким образом я могу отречься от них? Сказал святой Вит: — Не называй их богами, но демонами; идолы, которых ты до сего времени почитал, не почитай, но считай их ни за что, как вещи бездушные и бесполезные. И если ты обещаешь сделать так от истинного сердца, то очи твои тотчас исцелятся и просветятся. Гилас сказал: — Я отрекаюсь от богов и обещаю сделать все то, что ты сказал мне. Святой сказал: — Я знаю, что сердце твое ожесточено и слова твои не истинны; но я покажу на тебе силу Владыки моего, ради предстоящих, дабы они уверовали и прославили имя Господа моего Иисуса Христа, хотя ты и недостоин сего. Сказав так, святой возложил руку свою на болезненные очи отца своего и помолился к Богу в таких словах: «Господи Иисусе Христе, просветивший очи слепорожденному (Ин.9:6–7), победив природу, просвети и очи отца моего, хотя он и недостоин сего по своему неверию; но сотвори сие ради славы имени Твоего святого, дабы враги Твои видели и постыдились и дабы прославились все знающие и любящие имя Твое».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010