6-е Пр. Илариона, игумена и исповедника Иларион, сын придворного служителя, двадцати лет принял монашество в Далматском монастыре и был учеником пр. Григория Декаполита (20 ноября), там жившего тогда; через десять лет, проведённых в подвигах монастырского послушания, удостоен сана священства. По смерти игумена, братия хотела иметь себе его наставником, но он, бегая славы, удалился в некоторую обитель близ Никеи; открытый, убеждён был патриархом Никифором принять игуменство (в 806 году). Через девять лет, когда имп. Лев Армянин воздвиг гонение на православных, пр. Илариона принуждал он к своей ереси и отдал в распоряжение единомысленного себе патриарха Феодота, а этот держал его в тюрьме, томя голодом и жаждой. Монахи Далматского монастыря обещали царю исполнить его волю, если он возвратит им игумена их, и царь освободил Илариона. Но через год, уверившись в обмане со стороны монахов, послал туда военную силу, строго наказал всех, а Илариона заключил в тюрьму, потом посылал на заточение в разные монастыри около столицы (где игумены еретичествовали), где он терпел всякие озлобления. По смерти Льва (25 дек. 820) и пр. Иларион освобождён был, но в монастырь не возвратился, так как там игуменствовал еретик, а жил в поместье некоторой благочестивой вдовы, которая устроила ему келью с садиком при ней. Более семи лет прожил тут Иларион, а в царствование Феофила, снова нудимый к иконоборству, обличил царя в нечестии, наказан сто семьюдесятью ударами и выслан на остров Афузию (близ Константинополя, в Мраморном море), где и пробыл до смерти Феофила. По восстановлении же православия (842 г.) имп. Феодорой Иларион принял снова игуменство в Далматской обители и, прожив три лета, отошёл ко Господу. Преп. Виссариона Родом из Египта, преп. Виссарион всецело посвятил себя на служение Богу с ранней молодости. Посетив многих великих подвижников пустыни, между прочим и св. Герасима за-Иорданского, он, проникнутый духом их, и сам окончательно отрешился от всего мирского, скитался по горам и пустыням, не имея не только постоянного крова, но даже редко останавливаясь и под чужим кровом. Едва прикрытый ветхой одеждой, не обращая внимания ни на зной, ни на холод, дни и ночи проводя в молитве, среди которой часто подолгу забывал даже о пище, Виссарион, в безмолвном возношении ума и сердца к Богу, как бы отделялся от всего земного и удостоился от Бога дара великих чудотворений. Однажды, молитвой и крестным знамением превратил горькую морскую воду в годную для пития, чтобы утолить изнемогавшего от жажды своего ученика. Молитвой низводил дождь во время засухи, переходил через реки, как бы по земле, исцелял больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Переселение Платона на Афон. Природа Афона, его скиты и монастыри. Прошлое Афона. Заслуги Афона в деле духовного просвещения. Бедственное положение Афона в половине 18-го века Глава 2. Прибытие Платона в Пантократор. Тяжелая болезнь и выздоровление. Жизнь в уединении. Новая встреча со старцем Василием и ее значение для Паисия. Пострижение в мантию. Прибытие Виссариона и их совместная жизнь, новые ученики старца. Переселение в келью св. Константина. Рукоположение Паисия в сан священника. Умножение братии. Приобретение кельи св. пророка Ильи и устройство в ней скита. Клевета на Паисия и ее опровержение Глава 3. Духовные основания Паисиева братства. Виды монашеского подвига: отшельничество, средний путь и общежитие. Основания истинной монашеской жизни: послушание, нестяжательность, братская любовь. Осуществление этих начал монашества в братстве старца Паисия Глава 4. Книжные труды старца Паисия на Афоне. Причина, побудившая его с особенным усердием заниматься изучением святоотеческих книг. Собирание и изучение отеческих книг на славянском языке. Недостатки славянских переводов святоотеческих книг. Искание и обретение греческих подлинников и начало их изучения. Временное переселение в монастырь Симопетру. Невозможность дальнейшего пребывания на Афоне и решение переселиться со всем братством в Молдовлахию Часть четвертая. Расцвет Паисиева братства в Молдавии: Драгомирна, Секул, Нямец. Последние дни жизни и кончина старца (1763–1794) Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. Зимние занятия старца с братством. Беседы и увещания старца. Кончина о. Виссариона Глава 2. Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой Глава 3. Бедствия военного времени и заботы старца Паисия о беженцах. Переход Драгомирны под власть австрийцев, переселение старца и братии в Секул.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

«Президент очень внимательно и предельно деликатно выслушал представителей Священной митрополии Абхазии. Представляется, что с большей частью вопросов, связанных с церковным бытием Абхазии, он уже знаком. Те насущные сегодняшние проблемы, которые были поставлены, практически все были разрешены. Более того, президент изъявил желание посетить Ново-Афонскую обитель и уже на месте рассмотреть все эти вопросы, поскольку здесь у нас есть вопросы реставрации, в том числе, реставрации скита, который находится в селе Анхуа, вопросы оливковых плантаций, которые плодоносят», - сообщил Герман Маршан. По его словам, Аслан Бжания намерен в сентябре посетить Ново-Афонский монастырь. Абхазский лидер, утверждает Г. Маршан, поддержал идею автокефалии Абхазской Православной Церкви и создания межправославной комиссии, но попросил руководство «Священной митрополии Абхазии» не спешить и не ломать отношений со стратегическим партнером – Россией. Аслан Бжания был избран президентом Абхазии 22 марта 2020 года. Практически сразу новому абхазскому лидеру пришлось столкнуться со сложнейшей церковной ситуацией в республике. 8 июня 2020 года он встретился c представителями Церковного Совета т.н. «Абхазской Православной Церкви», сообщает сайт президента республики. На встрече обсуждались вопросы развития церковной жизни в стране, пути гармонизации внутрицерковных отношений, взаимодействии государства и церкви. Глава государства отметил важную роль и значение Церкви в становлении гражданина и государства. Аслан Бжания заявил, что намерен учитывать этот фактор в своей работе и неукоснительно соблюдать права верующих. «Это очень важно, потому как без духовной составляющей не может сложиться личность»,- сказал президент. Аслан Бжания подчеркнул важность сохранения духовности и нравственности среди христианского сообщества. Глава т.н. «Абхазской Православной Церкви» протоиерей Виссарион Аплиа поблагодарил за возможность общаться, вместе думать, обсуждать насущные вопросы. Отец Виссарион преподнес в дар президенту Абхазии икону Святого Апостола Симона Канонита с дарственной надписью, а также именной календарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и уникальный золотой крест филигранной работы.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/21/as...

На прошедшей неделе в Софии состоялась презентация книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста” . Автор двухтомника – Его преподобие иеромонах Виссарион, второй епитроп болгарского святогорского монастыря Св. Георгия Зографа. Спустя несколько дней после выхода в свет, весь тираж книги был распродан. Тема спровоцировала оживленные дебаты во многих национальных и частных электронных и печатных СМИ. Болгарский монастырь Зограф. Св. Гора Афон. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru О том, что подтолкнуло святогорского монаха обратить внимание и исследовать с богословской точки зрения сатанинский феномен Ванги и церковную позицию в отношении Петра Дынова и его учения, о духовном состоянии современного человека и его личном пути к Богу сотрудник сайта Болгарской патриархии Весела Игнатова беседовала с иеромонахом Виссарионом. – Почему именно сейчас Вы пишете о Ванге и Дынове? – Конкретные события подтолкнули меня к исследованию этой темы. Одним из них была анкета Болгарского национального телевидения в 2010 г., в которой зрители определяли самых великих людей в своей истории. Меня тогда поразил факт, что так много людей считают Петра Дынова христианином, духовным человеком. Это же относится и к Ванге. Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге “На колени перед Вангой” было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу. Болгария – родина св. Патриарха Евтимия, св. Иоанна Рыльского. Здесь были такие церковные деятели, как св. Климент Охридский и св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр, царь Борис, тут подвизались мученики – св. Георгий Новый, св. Николай Софийский, св. Злата Мыгленская. Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: “Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!”. Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова. Даже гордимся, что “и мы дали что-то миру” через Дынова и богомилов.

http://pravoslavie.ru/45697.html

— Отец Виссарион, к сожалению, о церковной ситуации в Абхазии очень мало достоверной информации — зачастую она доступна только на сайтах, имеющих сомнительную репутацию. В то же время хотелось бы получить информацию из первых рук. Расскажите, как вы оцениваете церковную ситуацию, которая сложилась в Абхазии в настоящее время? Иерей Виссарион Аплиа — Ситуация, в которой оказалась Православной Церковь в Абхазии, очень сложна. После того, как в результате кровопролитной войны грузинский архиерей покинул Сухумскую кафедру, она осталась вдовствующей. Грузинские священники вслед за своим архиереем в полном составе также покинули свою паству. Это время вспоминать очень тяжело. Оставшимся в Абхазии немногим священникам, а нас осталось фактически трое — отец Павел в Гаграх, отец Петр в Лыхнах и я, было очень сложно совершать пастырское служение, но Господь помогал нам, и я успевал и в окопах бывать, и везде, куда меня звали. Наконец закончилась война, мы стали думать, что делать дальше, как быть… О возвращении грузинского духовенства не могло быть и речи. Тогда мы с отцом Павлом стали просить отца Петра принять на себя временное управление епархией до нормализации церковной ситуации. Он ответил так: «Я капитан другого корабля, служу в Лыхнах и не покину свою паству, а ты, — сказал он мне, — служил в Сухуме, так что бери бразды правления и управляй. Что будет непонятно — спрашивай, поможем. Веди, как можешь, брошенный корабль». Впоследствии совет Абхазской Церкви, состоящий ныне из 17 священнослужителей, утвердил меня исполняющим обязанности управляющего епархией. Так начался новый период в жизни Православной Церкви в Абхазии. — Какие шаги Вы предприняли для разрешения церковной ситуации в Абхазии? — Я обратился за советом к духовнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу, он в свою очередь посоветовал мне обратиться к монахам Русского афонского монастыря, потому что духовный центр Абхазии — Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — исторически связан с Пантелеимоновым монастырем на Афоне.

http://pravmir.ru/abxazskie-raskolniki-o...

   Скитский авва Виссарион, который скончался не позже 390 г., странствуя с учеником своим Дулою по пустыне около Ликополя, зашел в пещеру. Наставник и ученик нашли здесь пустынника-старца, который вьет веревки из пальмовых листьев; по входе их пустынник не обратил на них никакого внимания, не приветствовал их, не обратился к ним с вопросом или просьбой, а продолжал в молчании свое дело — работу и молитву. «Пойдем отсюда, — сказал авва ученику, — старец не получил извещения, чтобы говорить с нами». Спустя несколько времени, возвращаясь назад, шли они опять мимо пещеры. Авва Виссарион сказал ученику своему: «Зайдем опять сюда, может быть, Бог даст, что сей старец поговорит с нами». Входят в пещеру и видят, что пустынник умер. Наставник сказал ученику: «Похороним почившего, на это и послал нас Бог сюда». Когда стали совершать обряд погребения, увидали, что это — жена. И учитель и ученик поражены были изумлением. «Смотри, чадо, — сказал авва, — вот и жены в пустыне успешно ведут брань с духом злобы и одолевают его, а мы не бодрствуем». Учитель и ученик прославили Господа. Св. Фомаида    Авва Даниил, который 40 лет прожил в общежитии, потом с 420 г. жил отшельником в Скитской пустыне, пришел с учеником своим в Александрию, и при них случилось следующее: сын инока октодекадского имел молодую жену Фомаиду. Отец, бывая у сына, разжигался похотью на сноху, обнимал и целовал ее, та принимала эти ласки, в простоте чистой души, за выражение любви родительской. В одну ночь товарищи рыбаки вызвали сына-рыбака на рыбную ловлю. Отец стал приставать к снохе с явным грешным требованием. «Что с тобою, отец? Оградись знамением креста Господня и отойди», — сказала Фомаида. Тот, распалившись похотью, не отходил, а приставал. Фомаида сопротивлялась твердо. Над кроватью сына висел меч. Схватив меч, отец стал грозить Фомаиде, что убьет ее, если не послушается его. Фомаида отвечала твердо: «Хотя бы рассекали меня на части, никогда не соглашусь я на беззаконие».    Распаленный гневом, несчастный преступник ударил Фомаиду мечом и убил. Приходят другие рыбаки звать сына и видят убийство. Отец говорит им: «Ведите меня к князю, я — убийца». Авва Даниил, узнав об том, говорит ученику: «Надобно с честью похоронить тело страдалицы». Он идет в Октодекадский монастырь александрийский; его встретил настоятель с братией. Старец сказал инокам: «Тело Фомаиды должно быть положено не иначе, как с отцами». Иные с ропотом отозвались: «Вот велит положить тело вместе с отцами». Старец сказал: «Это отроковица — амма (мать) мне и вам, она умерла за чистоту». Тогда никто более не возражал старцу и она погребена была с отцами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2986...

После вхождения Бессарабии в состав Румынии активную деятельность по возрождению местных монастырей вел еп. Хотинский Виссарион (Пуя). В 1924 г. по его распоряжению обитель была возрождена как скит Галица, в 1925 г. туда прибыли первые 4 монаха из Рудянского во имя Святой Троицы мужского монастыря , располагавшегося в с. Рудь Сорокского жудеца. Настоятелем обители 7 сент. 1926 г. был утвержден иером. Антоний (Греку), к-рого в 1928 г. сменил иером. Протерий (Писаренко) ( Мандзяк. 2016. С. 308). Постановлением от 26 апр. 1928 г. еп. Виссарион объявил сбор добровольных пожертвований для продолжения функционирования монастыря. Полученные средства позволили в том же году провести работы по его благоустройству. К 1930 г. в Н. Ч. м. проживали 2 монаха и 7 послушников. В 1936-1937 гг. проведены значительные работы по реконструкции церкви: она была сильно расширена, был заменен иконостас, сооружена башня-звонница. Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. число братии увеличилось до 12 чел. В 1937 г. в праздновании главного храмового праздника обители принял участие еп. Хотинский Тит (Симедря). Когда были получены известия о передаче Бессарабии СССР (июнь 1940), иером. Даниил (Гроапе) вывез часть имущества и архив мон-ря в Румынию. В 1940-1941 гг. скит был закрыт. После возвращения Бессарабии под контроль Румынии во время Великой Отечественной войны скит был вновь открыт осенью 1941 г. Туда прибыли 3 монаха, а в нач. 1942 г.- еще несколько насельников. По данным 1942-1943 гг., братия составляла 13-15 чел., возглавлял мон-рь иером. Паисий (Спиней). Перед освобождением Бессарабии Красной Армией в результате Ясско-Кишинёвской наступательной операции большинство насельников летом 1944 г. покинуло обитель. В 1944 г., когда советские власти проводили инвентаризацию имущества Н. Ч. м., был увезен и впосл. утрачен иконостас Михайловской ц. В кон. 1944 г. в скиту поселился иеродиак. Иосиф (Левицкий), который в апр. 1945 г. обратился к еп. Черновицкому и Буковинскому Феодосию (Ковернинскому) с прошением принять его в молитвенное общение с Московским Патриархатом РПЦ и официально назначить в скит Галица.

http://pravenc.ru/text/2566194.html

Если Патриарх Александрийский случится в Цареграде, то просил отдать ему милостыню за его распиской, если же нет, то послать сию милостыню в Александрию с своим человеком, и проводить туда Михаила Огаркова, дав ему туда и обратно проезжую грамоту. Также, если посланный в Царьград для научения Греческому языку человек царский, Грязнуша Ушаков, уже достаточно научен сей грамоте, то бы его отпустил обратно с Турскими купцами; если же еще нет, то велел бы ему пристальнее доучиться, и тем бы показал Царю, своему Государю, любовь. Грамота писана в Августе 1586 года. (Лист 376) Патриарха Александрийского Сильвестра извещал Государь грамотою о получении его благословения, и что посылает к нему милостыни, по отце своем, триста рублей, да на монастыри Александрийские сто рублей (чрез тех же купцов Греческих), да еще с своим человеком Михаилом Огарковым, которого отпустил по его обету, помолиться к Св. Гробу и на Св. гору, и для выкупа сына из плена Турецкого послал заздравную милостыню Патриарху, шубу соболью под камкою и чару серебряную, большую, и просил записать своих родителей в синодик, о здравии же и чадородии Царском молиться, и о устроении всего Христианства, а о получении милостыни известить грамотою. (Лист 356) Вскоре после отъезда Антиохийского Патриарха Черниговские воеводы опять уведомили Государя о приезде к ним из Болгарской земли, из обители Благовещения, Митрополита Виссариона Колоссейского, и от великой горы Соговицы, из обители пустынножителя Иоакима, Игумена Гервасия, да из Былина, монастыря Архангельского священника Стефана, которых всех отпустили в Москву. Митрополит привез с собою грамоту от Архиепископа Сербского, который извещал, что близ Колоссийского города создан был, от преждепочивших ктиторов, Константина великого Воеводы монастырь, который разрушен землетрясением, и хотят его возобновить, но сами собою не смеют, ибо одолело Агарянское насилование: посему послал к Царю сослужебника своего Виссариона Епископа, дабы поведал, что они пребывают посреди Агарян, как овцы среди волков, ежедневно измождаемые и уничижаемые и укоряемые, ради веры Христовой, и потому просил Государя, чтобы был их ктитором и поновил бы Св. иконы и двери и завесу, в вечное себе поминовение, по евангельскому слову: «милости хощу, а не жертвы», ибо милостынею и верою великие прощаются согрешения человекам. Господь же да укрепит душу Царскую на всех врагов, видимых и невидимых, и сподобит его стать одесную на страшном суде Христовом. Все сии Епископы и старцы отпущены были обратно чрез Смоленск.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На теплоходе " Виссарион Белинский " состоится Международная встреча молодых соотечественников Санкт-Петербург, 9 сентября 2005 г . По инициативе молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга готовится международная акция молодых соотечественников " С Россией  навсегда " с участием молодежи из России и стран ближнего и дальнего зарубежья, сообщает пресс-служба Межвузовской ассоциации «Покров». Акция откроется 26 сентября в Санкт-Петербурге конференцией " Российская молодежь и молодые соотечественники: перспективы сотрудничества " . Затем участники продолжат работу на комфортабельном четырехпалубном теплоходе " Виссарион Белинский " по маршруту: Санкт-Петербург - Горицы (Кирилло - Белозерский монастырь) - Ярославль - Кострома - Нижний Новгород (26-30 сентября ). К участию в программе приглашаются представители молодежных и иных организаций, заинтересованные в сотрудничестве с соотечественниками, представители творческих коллективов, духовенство, молодые предприниматели, журналисты и пр. Со стороны международных участников – представители русских общин, православных приходов, русскоязычных СМИ, организаций соотечественников, заинтересованных в сотрудничестве с Россией, в частности в развитии такого направления деятельности, как молодежные проекты и программы. На теплоходе пройдут круглые столы по молодежным программам, образованию, культуре, медиа-проектам, сотрудничеству православных общин, паломничеству, славянскому единству. Готовится цикл музыкальных вечеров посвященных авторской песни, русскому романсу, русскому року. Пройдут встречи с известными музыкантами, государственными, общественными и культурными деятелями, духовенством. Проект поддержали Российский Центр международного научного и культурного сотрудничества (Росзарубежцентр) при Министерстве иностранных дел РФ, Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников, Национальный Совет молодежных и детских объединений России, Комитет по молодежной политике Администрация Санкт-Петербурга, Славянский Молодежный Союз.

http://pravoslavie.ru/14474.html

4 святыни Монастырь в городе Цетине — главный символ всей православной Черногории. С момента его постройки и на протяжении более 500 лет существования в этом месте сосредоточился центр всей духовной жизни страны, монастырь стал местом пребывания сначала черногорских митрополитов, а затем главы всего сербского православия. С именем Цетинского монастыря связаны основные моменты борьбы черногорского государства за независимость и свободу. Месторасположение: монастырь находится в самом центре города Цетине, у подножия Орлиной горы. (См. Паломничество к православным святыням Черногории). Монастырь был построен в 1484 году правителем Зеты (древней Черногории) Иваном Черноевичем через два года после основания новой столицы возле горы Ловчен. В этот монастырь была перенесена и главная резиденция зетской епархии во главе с митрополитом Виссарионом из монастыря Враньина на Скадарском озере. Бегство в предгорье было вынужденным — Зета уступала превосходящим силам турецких завоевателей, однако, именно здесь молодое черногорское государство обрело настоящую самостоятельность, выстояв и не покорившись врагу. А Цетинский монастырь, как духовный центр страны, сыграл в этом становлении национального самосознания и государственности далеко не последнюю роль. Самый первый монастырь был возведен на холме Чипур. Он не отличался большими размерами, но выделялся выдержанной красотой. Главным храмом стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а по краям комплекса разместились малая церковь Святого апостола Петра и другие монастырские постройки: кельи, митрополичьи покои и хозяйственные сооружения. По требованиям того времени стены монастыря были хорошо укреплены — окружены рвом, частоколом и оборудованы бойницами. В 1494 году в типографии монастыря была отпечатана книга «Октоих первогласник» — первое печатное издание южных славян. Далее последовали и другие книги: «Октоих пятогласник», «Псалтирь», «Молитвослов», «Четвероевангелие». Когда в 1499 году государство Зета перестало существовать под натиском Османской империи, местность вокруг Цетинского монастыря продолжала оставаться островком независимости.

http://elitsy.ru/holy/temple/27344/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010