Абхазские священнослужители приняли решение стать независимыми и выйти из состава Грузинской православной церкви (ГПЦ). Такого развития событий больше всего опасалась Русская православная церковь, позиция которой в грузино-абхазском конфликте отличалась от позиции Кремля: РПЦ не раз заявляла о неизменности канонических границ ГПЦ. Как рассказал Ъ управляющий Сухумо-Абхазской епархией иерей Виссарион Аплиа, решение о преобразовании епархии в Абхазскую поместную церковь с двумя кафедрами – Сухумской и Пицундской – было принято на общем собрании всех абхазских священнослужителей. Виссарион Аплиа заявил, что абхазские священнослужители " никогда не считали свою церковь частью грузинской " . " Грузинскую церковь придумал Сталин " ,– сказал управляющий епархией. Кроме того, он подчеркнул, что никаких консультаций " ни с Московской патриархией, ни с кем-то еще " абхазские священнослужители не проводили: " К патриарху Кириллу мы обязательно обратимся с просьбой о признании, но это будет уже второй этап наших действий " . На вопрос, не боится ли он, что Русская православная церковь откажется признавать восстановление Абхазской поместной церкви, иерей ответил, что " боится только бога " . Из более 215 тыс. жителей Абхазии, согласно опросам, православными себя считают до 70%. На территории республики расположены 11 действующих православных храмов и соборов, а также два монастыря. Еще 140 культовых сооружений не действуют. Наиболее известным православным центром является основанный в 1875 году Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь. Вопрос признания Абхазской церкви со стороны РПЦ будет весьма болезненным. Накануне глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Илларион заявил, что " изменения политических границ необязательно означает, что нужно также изменить церковные канонические границы " и в очередной раз подтвердил, что РПЦ " признает каноническую территорию Грузинской церкви, включая Абхазию и Южную Осетию " . Позиция РПЦ в вопросе статуса православных церквей Абхазии и Южной Осетии остается неизменной уже год.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Что же задело Дорофея в выступлении Затулина? Оценка роли России в становлении истории Абхазии, и церкви, в частности. Дорофей отсылает Затулина к своей статье об истории участия императора Александра III в построении монастыря. Ну, хорошо, царь дал 5000р., а остальные средства откуда? Это средства, собранные и русским монастырем на Афоне в Греции, и подворьем Афона в Петербурге, и средства Синода – все средства от России, сам монастырь устроен, в том числе, и для осуществления миссионерской деятельности на той территории и среди того народа, где он построен, то есть, устроение монастыря в Абхазии – великое благо и для Абхазии, и для Абхазского народа. Вся интеллигенция Абхазии выходцы новоафонского училища, где их обучали на абхазском и русском языках. 17.02.1810 г. – император Александр I издал манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи, что, фактически, прекратило экспансию Османской империи в Абхазии, с чего начинается период развития христианства на Западном Кавказе миссионерами Российской церкви. Затулин процитировал фразу из фильма «подкидыш» – отсылая к сбору подписей в пользу устроения самостоятельности Церкви в Абхазии, где ответ был возможен лишь один – ответ в силу стилистики постановки вопроса. Отец Дорофей интерпретировал это как оскорбление в адрес народа Абхазии, в чем можно усмотреть явную манипуляцию и провокацию на сознании своих подписчиков, аналогично, в 2011 г. Также была интерпретирована цитата из запрета, «сборище народа», при выборе епископа. Почему о. Дорофей запрещен? Потому, что вся его деятельность в Абхазии – самочиние, что в церковной практике недопустимо. Собрание в Новом Афоне, не согласовано со священноначалием нашего церковного совета, в 2011 году отец Дорофей приехал из Греции, пропиарив и свой сан архимандрита, и богословские регалии, ткнув в лицо о. Виссариону своим крестом и козырнув докторским званием, которое, кстати, тогда еще не было ему присвоено, пытаясь представить себя в Абхазии церковным духовным лидером. Отвечая Затулину, кстати, отец Дорофей также не забыл перечислить все свои достижения, поправив ошибочно присвоенное Затулиным отцу Виссариону звание протоиерея более скромным иереем.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/09/so...

X—XVIII век В 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году. После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV — нач. XV), Иоаким (1470—1474), Стефан (1490—1516), Малахия I (Абашидзе) (1519—1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533—1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543—1578). Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578—1605), Малахия II (Гуриели) (1605—1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629—1639), Максим I (Мачутадзе) (1639—1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657—1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659—1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666—1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669—1673), Давид (Немсадзе) (1673—1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696—1742), Герман (Цулукидзе) (1742—1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751—1769), Иосиф (Багратиони) (1769—1776). Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии. XIX век — нач. XX века В 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской». Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Абха...

Когда случалось ему говорить с кем-либо, он обычно склонял слегка голову и смотрел вниз, голос же его звучал кротко. Не найти слов, чтобы описать его воздержание. «Злому хозяину», как святые Отцы именуют желудок, приходилось с ним туго. Он съедал только малую часть от трапезы – примерно четверть обычной порции. Никогда не пил вино. В воздержании не было ему равных Жил он согласно словам святителя Василия: «Тот, кто небрежет о плоти, презрев ее, заботится о своей душе, которая истинно бессмертна». Следует заметить, что он очень любил слова сии и часто их повторял. Таким же стойким был отец Афанасий и в добродетели нестяжательности. Нищета и лишения – необходимое условие жизни каждого монаха. Чтобы показать эту добродетель старца Афанасия, мы приведем два эпизода. Однажды, когда он был уже очень немолодым, келию его посетил монах – отец Виссарион, сменивший его в послушании игуменском. Старец тогда варил кофе. Отец Виссарион спросил: «Старче, почему ты не кладешь в кофе сахар?» – «У меня нет сахара. Случайно вот оказалось немного меда, я его и использую » – ответил Старец. Игумен был поражен таким самоограничением, поскольку монастырь мог обеспечивать отцов и кофе, и сахаром. Он был тронут этим и позаботился о том, чтобы отцу Афанасию принесли сахара. Старец принял его, поблагодарил и сказал при этом: «До сего дня я себе ни в чем не отказывал, и что же я скажу Господу о нищете, обязательной для монаха?» Второй случай связан с содержанием его бумажника. Когда после смерти отца Афанасия открыли его бумажник, в нем нашли странные бумажные листки. С одной стороны на них было обозначено: «100 драхм», «500 драхм», «1000 драхм», а с другой написаны изречения преподобных Иоанна Лествичника , Ефрема, Исаака и других великих Отцов. Это были духовные банкноты! Это были его деньги! Действительно, сколько благодати душевной кроется в этом эпизоде! Благодать Божия Однажды старцу Варлааму, насельнику Григориата, предстояло трудное. В те времена правительство экспроприировало собственность монастырей. И монастырь вынужден был продать одно из своих подворий. Так вот. Отец Варлаам как представитель обители должен был отправиться на подворье и присутствовать там при оценке собственности государственным чиновником. Он опасался, что цена, которую предложил монастырь, не будет принята и поэтому искал помощи у отца Афанасия. Мудрый старец Варлаам оставил след в современной истории Святой Горы успешным ведением трудных дел и своего монастыря, и Святейшего Кинота. В тот раз он полагал, что только присутствие отца Афанасия при оценке собственности окажется полезным. Он долго уговаривал Старца сопровождать его и, наконец, уговорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Киевский Владимир посетил Овручскую епархию 8 октября 2008 г. 16:25 7 октября Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины посетил Овручскую епархию . На въезде в Житомирскую область Предстоятеля Украинской Православной Церкви встречали архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион , представители региональных властей, духовенство и миряне. Блаженнейший Митрополит Владимир посетил женский монастырь в честь Афонской иконы Божией Матери вблизи поселка Чеповичи Малинского района Житомирской области, где совершил чин освящения главного храма обители. Его Блаженству сослужили: архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий и секретарь Блаженнейшго митрополита Владимира епископ Переяслав-Хмельницкий Александр . После богослужения митрополит Владимир поздравил монахинь и прихожан со значительным событием и передал в дар обители Почаевскую икону Божией Матери. Настоятельница обители игумения Екатерина в свою очередь вручила Его Блаженству образ Афонской Божией Матери. Затем митрополит Владимир наградил потрудившихся на благо обители. В частности, игумения Екатерина и протоиерей Роман Барановский были отмечены юбилейными орденами «1020 лет Крещения Киевской Руси». В этом году отмечается 5-летие обители. Монастырь основан на том месте, где в советские времена расстреливались насельники расположенного неподалеку мужского монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери. Обитель в честь Казанской иконы была основана афонскими монахами, потому было решено учредить женский монастырь именно в честь Афонской иконы Пресвятой Богородицы. Главная церковь монастыря является копией одного из афонских храмов. Церковь стоит на двенадцати камнях, привезенных с Афона. Оттуда же доставлены почти все иконы, находящиеся в храме. Также в нем находится ковчег с частями мощей афонских святых.  Сегодня в монастыре несут монашеское послушание около 40 монахинь. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471171.htm...

Монастырь Жабка Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Жабский монастырь Святого Вознесения Господнего — женский монастырь Кишинёвской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Жабка Флорештского района Молдовы. Содержание История [ править править код ] Пещерный Жабский монастырь был основан в середине XVII века иеромонахом Иезекилем, который пришёл сюда из монастыря Делэни. Несколько лет обитель находилась в запустении из-за набегов татар. В 1770 году на оставленной скале поселился иеромонах Феодосий. Вскоре к нему стала стекаться братия, что спасалась от нашествия татар в горах, и скит стал тесен и неудобен для живших в нём. Иеромонах Феодосий, испросив у владельцев вотчины Жабки небольшой участок земли, расположенный ниже скита, по которому протекало два источника, построил там деревянную церковь. В 1813 году иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена, а скит переименован в монастырь. В архиве монастыря сохранились копии документов XVII века на владение землёй, старинный синодик с именами благотворителей, а также несколько старинных на румынском языке с записями жабская монахов XVIII и XIX веков. С апреля 1916 года в обители поселились монахини, бежавшие из России. Они были перевезены сюда из монастыря Лесна архиепископом Кишиневско-Хотинским Анастасием. А те монахи, которые находились ранее в Жабках, были переведены в Гиржавский Вознесенский монастырь. Новая женская община начинает жить в обители под руководством игуменьи Екатерины, которая была родом из царской семьи Романовых . Расцвет монастыря настал при епископе Бельцком Виссарионе Пуе. Обитель получает 49 га земли, здесь строится электростанция и мельница. В 1940 году община Жабского монастыря была выдворена за стены обители, а всё имущество конфисковано. Но в 1941 году монахини вернулись в монастырь, получив назад свои владения. Современное состояние [ править править код ] Сегодня Жабский монастырь находится под руководством игуменьи Таисии (Стреину) и насчитывает около 60 насельниц (монахинь и рясофорных). Богослужение в обители осуществляют два священнослужителя. Главная церковь монастыря перестраивалась несколько раз и сейчас в ней три алтаря — Вознесения Господня, Преображения и Святого Креста. Монастырь ежедневно открыт для посещения. Храмы [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Преображение Господне - 19 августа Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Фото [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Монастырь расположен в селе Жапка, около 160 км к северу от Кишинева. Адрес: Молдавия, с. Жапка Телефон: +373 (250) 6-62-59 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Жабк...

Цетинский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Цетинский монастырь (серб. Манастир) — главный символ всей православной Черногории, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в исторической столице Черногории, городе Цетине. Содержание История [ править править код ] Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич — Иван-бег — правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 годах. В 1479 году турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 году, когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484 году строит себе дворец и «задужбину» — Цетиньский монастырь — в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 году. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь св. ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.

http://azbyka.ru/palomnik/Цетинский_мужс...

родился в 775 году; был в монашестве 50 лет. Первое место иноческих подвигов его была обитель исихия вертограды в Византии; в подлинном: обитель сухого вертограда (μνη το ξηροκηπου). В подлинном житии говорится, что, опасаясь поставления в игумена, он предался бегству и, переплывши в Опсикию, убежал в обитель кафаров. Опсикия (Οψκιον) местопребывание или округ воинского легиона в Никее в около ее; в этой области был и монастырь чистых или кафаров, а не в Византии, как думает Дю-Канж и как говорится в четьей минее. Места заточения святого была: обитель Фанеева (в подлиннике: монастырь убийцы у Стена (μνη το φονος κατ τ Ζτνον) на берегу пролива между Византиею и Понтом, вероятно обитель благоразумного (разбойника), обитель Кикловеева (το Κυκλοβου) неизвестная, темница числ, не упоминаемся в прологе и слав. минее т. е. военная геммица, ибо числами (numeri) назывались легионы, Протильский град собственно протильский лагерь, тоже неизвестный, Афусия остров блик острова Прокопнеса или Прпицева, иначе Офиусса.     Пр. Виссарион. В Деяниях св. (Jun. 299), как и в слав. минее, из Достопамятных Сказаний (см. 51 стр. изд. 1845 на русск. языке) и Лавсаика (§ 101 во русск. пер.). Так как преп. Виссарион видел пр. Герасима на Иордане († 475) и был учеником Исидора Пелусиота († ок. 436 г.) и скончался в глубокой старости; то смерть его должно отнести к концу 5 века. 7     Св. мучч. жены: Кириакия, Калерия, Мария. В прологе и минее и в Деяниях св. (Jun. I 622) по месяцеслову Василия; но в нем и других греческих синаксарях Мария названа Марциею (Μαρκα). В прологах, которые позднее месяцеслова Василия, Петровом, редакции месяцеслова Василия и стишном не три, а пять жен: Мария, Марии и дружина их: Кирия, Калерия, Мария, но сказано об них согласно с месяцесловом Василия. Стихословие относится также к 5 женам. В стишном прологе и у Никодима Калерия называется Валериею. Вероятно, что в месяцеслове Василия неупоминаемые ныне Марфа и Мария перенесены на 8 февраля и соединены с 8 февраля и соединены с отроком Ликарионом, что у нас 6 февраля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   II. В пустынный скит, где жил преподобный Виссарион, пришел бесноватый. Братия вознесли о нем молитву в церкви, но демон не выходил из несчастного. Тогда иноки стали рассуждать: «Что делать? Никто не выгонит этого беса, кроме Виссариона, но как просить его об этом? Если начнем просить, он не пойдет в церковь. Разве вот что сделаем: приведем завтра бесноватого раньше всех в церковь и посадим на месте преподобного. И когда авва взойдет, скажем ему: «Разбуди брата, отче!» Так и сделали. И вот когда Виссарион, войдя в церковь, стал на молитву, иноки сказали ему: «Разбуди брата, отче!» И преподобный сказал бесноватому: «Встань и иди отсюда», — и бес тотчас же оставил человека.    III. Однажды к некоторому старцу в Фиваиде пришли посетители; с ними был бесноватый, которого привели, чтобы старец исцелил его. Долго упрашивали они старца, и, наконец, он сказал демону: «Выйди из создания Божия!» Демон отвечал: «Выйду, но прежде дай ответ на мой вопрос: кто — козлища и кто — агнцы?» Старец отвечал: «Козлища — такие, как я, а кто овцы, о том знает Бог». Демон, услыша это, воскликнул громким голосом: «Выхожу по причине твоего смирения!» И вышел немедленно. Богу все возможно    Соловецкий послушник исполнял послушание на скитском дворе. Однажды на него напала дикая корова и сильно повредила его. Поднятый в бесчувственном состоянии, с разбитой головой, ранами на лице и повреждениями на теле, он был отправлен для врачевания в монастырь. По прибытии в монастырь послушник сразу же пошел к старцу Науму, и лишь только вошел в коридор, где находилась его келья, как старец сам вышел к нему навстречу. «Что, брат, веруешь ли, что Богувсе возможно, что Он может исцелить и твои недуги?» — спросил его старец. На утвердительный ответ опять спросил: «Твердо ли и всем ли сердцем веруешь?» После вторичного подтверждения старец Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря: «Пей во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Послушник выпил. «Пей и еще». От третьего ковша послушник отказался, тогда старец вылил его на голову послушника, сказав: «Во имя Святой Троицы, будь здоров». Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и больной почувствовал себя совершенно здоровым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Андреевский скит (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Основанием для скита послужила уединённая келия «Мониндрия» в честь преподобного Антония Великого, существовавшая с X века. В 1651 году патриарх Константинопольский Афанасий III Пателарий , удалившийся на покой, избрал келию для своего проживания, но вскоре вынужден был покинуть Афон сначала будучи восстановленным на константинопольской кафедре, а позднее вызванным в Москву для устроения церковных дел, где и скончался в 1654 году в Лубенском Преображенском монастыре Полтавской епархии. Личная келейная икона патриарха «В скорбех и печалех Утешение» позднее была передана в Ватопедский монастырь , а в 1849 году возвращена в скит, где почиталась в качестве святыни. В 1761 году на Афон прибыл для проживания на покое другой константинопольский патриарх Серафим Анина, который приобрёл келию Антония Великого и воздвиг в ней красивый трёхэтажный дом, устроив в нём на первом этаже церковь святого Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого, а на втором этаже — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Келия за свой величественный вид получила среди афонитов новое наименование — Серай («красивый дворец»). Патриарх Серафим так же как и его предшественник по политическим обстоятельствам выехал в Россию и по дороге также скончался в Лубенском монастыре. Оставшийся в келии после отъезда патриарха архидиакон, узнав о смерти святителя, переселился в Ватопедский монастырь и за дарование ему там приюта передал Серай в ведение Ватопеду. После этого Серайская келия пришла постепенно в запустение. В 1830-х годах на Афон из России прибыли инок Виссарион (Толмачев) и Варсонофий (Вавилов) († 1850), которые первоначально поселились в Иверском монастыре , а позднее, ища уединения, проживали в Преображенской и Свято-Троицкой келиях, а также в Ильинском скиту . После рукоположения в сан иеромонахов и принятия схимы Виссарион и Варсонофий проявили желание устроить собственный скит. В 1841 году они приобрели у Ватопедского монастыря Серайскую келию, собрали в ней около 20 русских монахов и благоустроили скитское общежитие. В 1845 году, после посещения Афона Великим князем Константиноном Николаевичем, начались переговоры о получении разрешения на устройство русского скита.

http://azbyka.ru/palomnik/Андреевский_ск...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010