Отец Пинуфрий переживал не только за русския обители Афона, но по возможности старался поддержать новые очаги Православия, которые возникали благодаря деятельности русских эмигрантов в Европе. О том, как он заботился о русских обителях вне Афона, нам сообщает насельник Почаевского монастыря во Владимировке иеромонах Серафим. Вот что он пишет: «Весьма утешил нашу обитель пантелеимоновский иеромонах Пинуфрий. Он принес мне собрание камней и священных реликвий из разных мест Палестины и Синая, которые в благолепном ковчеге, снабженные соответствующими надписями и фотографиями, служат ныне украшением нашего миссионерского храма» 389 . Преставился отец Пинуфрий 15 июля 1953 года, прожив в монастыре 62 года. Иеросхимонах Виссарион (Хлыстов) Иеросхимонах Виссарион (в миру Вячеслав Иванович Хлыстов) родился в 1878 году в мещанской семье города Москвы. По окончании философского факультета Московского императорского университета ему сулили на поприще науки большое будущее, но одна встреча изменила всю его жизнь. Однажды он сопровождал своего друга в Кронштадт, дабы тот, давно планируя поступить в монастырь, получил на это дело благословение от отца Иоанна Кронштадтского . Встреча с великим святым так поразила Вячеслава Ивановича, что он тоже решил посвятить свою жизнь Богу и не философскими размышлениями занимать ее, а фактической реализацией христианской любви. Позже в дневнике он так обоснует свое решение: «В наш век опыта, когда тысячи философских рассуждений затемняют разум читателя, явление Богочеловека есть камень, на котором зиждется богопознание. Само Евангелие опытно утверждает человека в действительности общения человека с Божеством. Но оно действительно только тогда, когда приводится в жизнь на самом деле, а не мысленно» 390 . 21 ноября 1904года Вячеслав Иванович приехал на Афон и попросился в послушники. Его приняли и определили на послушание в канцелярию. 24 марта 1906 года он был пострижен в рясофор с именем Вячеслав, а 5 марта 1908 года в мантию с именем Виссарион. После чего он активно сотрудничал с редакцией «Душеполезного собеседника», в 1911–1914 годах писал статьи в рубрике «Афонская летопись». Отдельно в своем дневнике он написал летопись монастыря 391 . После смерти отца Матфия (Ольшанского) одно время был библиотекарем, а с 1920 года был назначен казначеем обители. 12 марта 1931 года отец Виссарион был пострижен в схиму с тем же именем и после отъезда духовника монастыря отца Кирика (Максимова) в Сербию в конце того же года Собором Старцев был избран духовником всего братства. Это сложнейшее послушание в труднейший для монастыря период он нес на протяжении 25 лет, и нес достойно с истинно христианской любовью к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На большие монастырские праздники отец Виссарион приходил в Иверский монастырь и там прислуживал тем, кто его приглашал. Более всего ему приходилось прислуживать почетным старцам, помогая их ученикам готовить и подавать еду. Монастырские рабочие, узнав доброту отца Виссариона, тогда еще не старца, всегда старались бывать около тех келий, где он прислуживал. Бывало, когда он несет большой поднос с различными угощениями, его уже осаждают несколько человек, прося уделить им какой-нибудь кусочек с подноса. Отец Виссарион, как бы не обращая на них внимания, по пути раздавал чуть не половину подноса. Послушники и соприслужники его, заметив это, начинали жаловаться своим старцам на это своеволие доброго отца Виссариона, но те, зная его простосердечный характер, налагали пальцы на свои уста и этим по восточному обычаю подавали повелительный знак к молчанию. Случалось некоторым монахам в присутствии его заводить разговор о неприятностях в Иверском монастыре и невольно переходить к осуждению властных старцев и высказываниям неудовольствий на них. Едва только, бывало, услышит отец Виссарион эти пересуды, никогда не извинительные, сейчас же старается остановить их: «Нет, нет, старцы наши добрые, очень добрые; они нас поят, кормят, одевают, спаси их Господи» и т. п. Он никогда не носил новой одежды, белья и обуви. И если случалось, что кто-нибудь в монастыре даст или пришлет ему что-нибудь новое, то он непременно отдаст кому-нибудь из своих, а себе, если нужно, возьмет поношенное. Под конец жизни старец много лет страдал обычным на Афоне ревматизмом: пальцы на руках старца были искривленные, а когда он лежал, то одну руку вынужден был всегда держать высоко в петле, прикрепленной к потолку. Святых Таин Тела и Крови Христовых старец приобщался часто, каждый раз, как только бывала возможность. Старший его ученик, белый как лунь и тоже больной ревматизмом, духовник иеросхимонах Христофор очень часто совершал Божественную Литургию и причащал своего старца. В октябре 1893 года отец Виссарион совсем слег в постель и более уже не вставал. Он до того ослабел, что не в силах был произносить полной Иисусовой молитвы, т. е. «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного», а только непрестанно шептал: «Господи... Господи...» (по-грузински: «Упало, Упало» – с ударением на первой и последней буквах).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Художник душ (версия для печати)/Православие.Ru Художник душ Православие.Ru , 20 апреля 2010 г. Монахиня Филимона Два года назад ушел в мир иной иеродиакон Виссарион (Иугулеску; 1922–2008) – один из духовных отцов Румынии, немало претерпевший при своей земной жизни от атеистического режима. В Румынии он через свое миссионерское служение спас несчетное количество человеческих душ, и это в то время, когда распространение Христова Евангелия рассматривалось властями как уголовное преступление. Иеродиакон Виссарион (Иугулеску) Иеродиакон Виссарион (Иугулеску) родился 28 октября 1922 года в селе Брэнешть на юге Румынии. При крещении ему дали имя Василий. С детства тяготевший к жизни Церкви, он, горячо желая впитать все, что служит к спасению души, с большим усердием изучал Священное Писание и труды святых отцов. В годы Второй мировой войны Василий, вступив в армию, служил в кавалерии. Армейская дисциплина произвела на Василия глубокое впечатление. По воскресеньям солдаты посещали церковь, и Василий на литургии пел тропари и кондаки, а в конце службы проповедовал перед солдатами. Когда армия сражалась на территории России, он был взят в плен и отправлен в Сибирь. Однако по пути туда с Божией помощью ему удалось бежать и вернуться в Румынию. Он удалился в уезд Брашов, где повстречал многих отцов высокой духовной жизни. Православными миссионерами они странствовали по всей стране и учили людей слову Божиему. Между 1948 и 1950 годами Василий вместе с отцом Дамаскином, настоятелем монастыря Лайници, ходил по стране, проповедуя свет истины. Но пришедшее к власти коммунистическое правительство заставило их прекратить миссионерство. Желая жить отшельником, Василий уединился на горе Ретеи, но Господь снова послал его к людям, чтобы он был среди них, ибо дух миссионерства и проповедования, который был в нем, был даром, полученным от Господа. Василий отправился в монастырь Балачиу, где был пострижен в монахи с именем Виссарион. Вскоре после своего пострижения, 25 декабря 1950 года, он был посвящен в сан иеродиакона.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

иером. Макарий Симонопетрский Память святых исповедников Трансильванских Виссариона Сараи и Софрония из Чиоары и святого мученика Оприи из Сэлиште 726 Святой исповедник и мученик за Христа Виссарион Сараи родился в 1714 г. в боснийском гор. Майдане. В святом крещении он получил имя Николай. С детства его привлекала жизнь в одиночестве и молитве, поэтому в восемнадцать лет он отправился в паломничество по святым местам. В обители Святого Саввы он принял постриг с именем Виссарион. Возвращаясь из Святой Земли, он посетил Афон, затем достиг родины и прибыл в Пакрский монастырь в Славонии. Там он прослужил семь лет диаконом, а затем был рукоположен в священника. Виссарион прославился святостью жизни и даром проповедовать слово Божие. Движимый любовью к святым местам, где жил и учил Господь, он вновь отправился в Святую Землю, а затем вернулся жить среди своего народа, чтобы проповедовать Христа, распятого и воскресшего. В это время православные народы Балкан, в особенности на территории Австро-венгерской монархии, страдали от прозелитизма униатов. Таким способом римские католики старались увлечь за собой православных и добровольно или насилием заставить их отказаться от веры отцов, подчинившись римскому папе. Это давление в наибольшей степени проявлялось в Банате и Трансильвании во времена императрицы Марии-Терезии (1741–1780). До этого кальвинисты уже пытались распространять в этих краях свое учение, сопровождая проповедь насилием, однако православные сербы и румыны оставались тверды в вере. Сербский патриарх Арсений (1726–1748), узнав об образцовой жизни прп. Виссариона и оценив его талант проповедовать истинную веру, отправил его ок. 1742 г. в Банат и Трансильванию 727 . Население этих регионов нуждалось в сильной поддержке, потому что было угнетено жестокостью униатов и некоторые православные под давлением властей, церковных и светских, уже начали склоняться к принятию унии. Св. Виссарион рассматривал это поручение как миссию, возложенную на него Богом, и усердно защищал веру и православных. Он ходил из деревни в деревню, побуждая людей оставаться верными Православию. Верующие чувствовали силу и Божественную благодать, исходящие от его проповеди, поэтому святого часто ждали люди, собравшиеся в процессии со свечами и кадилами в руках, под звон колоколов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Очень полезно во время длинных ночных богослужений (бдений) останавливаться мысленно на величайшей милости Божией к падшему человечеству – воплощении Сына Божия и Его земной жизни. Совершилось чудо всемирной истории – Бог явился на землю в образе простого человека! С нами Бог ! Пади гордый человек в прах пред таким смирением Создателя» 392 . Отец Виссарион смог поддержать высокий подвижнический дух в монастыре, и главным оружием его в этом деле был его личный пример. Он был абсолютно невозмутим даже в самых трудных ситуациях, и его лицо постоянно сияло спокойствием, любовью и уверенностью в будущем возрождении обители. За заслуги в деле укрепления братского единства 26 марта 1939 года отец Виссарион был награжден отцом игуменом набедренником и наперсным золотым крестом. Он был утешителем не только братии монастыря, но и многих мирян – эмигрантов из России, с которыми имел постоянную переписку. Сохранились адресованные ему письма разных лиц, от князей до простых людей, которые искали у него духовного совета и заступнической молитвы. 393 Преставился отец Виссарион 29 декабря 1954 года. Иеросхимонах Флегонт (Лебедев) Иеросхимонах Флегонт (в мире Федор Самуилович Лебедев) родился 18 декабря 1875 года в крестьянской семье села Мичково-Татарковской волости Старицкого уезда Тверской губернии. Родители его были очень набожными церковными людьми. Мальчик с 1884 по 1888 год обучался в земской школе грамоте. В дальнейшем Федор занимался письмоводством при волостных правлениях и земском начальнике и торговлей в Петербурге. В 1897 году поступил на военную службу писарем при уездном воинском начальнике. Затем был переведен в Петербург, в главное управление казачьих войск, где и оставался до конца военной службы в бухгалтерском отделении. Здесь он имел много свободного времени и поэтому решил учиться в вечернее время на счетоводческих курсах, где получил по окончании их свидетельство установленного образца. Но эта внешняя активная деятельность была все-таки для Федора второстепенной. Он с ранних лет ощущал в себе желание духовных подвигов и мечтал об удалении от мирской суеты. Он также имел особое стремление к путешествию по святым местам и чтению книг. В 1896 году Федор совершил первое путешествие в города Тверь, Москву и Троице-Сергиеву Лавру. Посетил Пешношский и Хотьковские монастыри, Новый Иерусалим, Волоколамский монастырь. Во время военной службы в Старице Федор часто посещал Успенский монастырь и женский монастырь великомученика Пантелеимона в селе Коноплине. Состоя на службе в Петербурге, в мае 1900 года он посетил знаменитую Валаамскую обитель, ездил в Кронштадт, брал благословение досточтимого протоиерея отца Иоанна (Кронштадтского), впоследствии получил от него благословение и на поступление в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

митрополит Иоанн (Снычёв) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РОД ПОДВИГА Каково было жительство Аввы Виссариона и к какому роду подвижничества принадлежал его подвиг? Поведали ученики аввы Виссариона о жительстве его следующее: оно было подобно образу жизни, которую проводит птица небесная, рыба или какое-либо животное земное. Он провел все время жизни своей вне молв и попечений. Не заботился он о келлии; не привязался он душею ни к какому месту; не возжелал он насыщения пищею; не возжелал стяжания имений; не носил он с собою книг. Вполне свободный от всех телесных пристрастий, питаемый надеждою получения вечных благ, вознесенный на твердь веры, он пребывал постоянно в некоем священном исступлении. Он переходил с места на место, терпя и наготу, и холод ненастной погоды, и зной солнечный, находясь всегда под открытым небом. То скитался он по стремнинам пустынь, как путник, потерявший дорогу, то носился по обширной песчаной степи, как по морю. Если случалось ему прийти в места, обитаемые человеками, к какому-либо общежительному монастырю единодушных братий, то он садился у ворот и предавался плачу, как бы пловец, выброшенный бурею на берег после кораблекрушения. Нередко кто-либо из братии выходил за монастырь и, найдя его сидящим у ворот, принимал за нищего, ходящего по миру и просящего милостыни. Умилосердившись над ним, брат подходил к нему и говорил ему: о чем ты плачешь? если ты нуждаешься в чем, – мы дадим тебе все, что можем. Войди в монастырь, раздели с нами трапезу, утешься. Старец отвечал: невозможно мне войти под кров жилища человеческого, прежде нежели найду утраченный дом мой и имущество. Потерял я великое богатство по различным причинам. В дополнение ко всему напал и на меня морские разбойники, я подвергся кораблекрушению, дивился славы своего рода, из знаменитых сделался презренным. Брат, приводимый в соболезнование старцу такими словами его, входил в монастырь и, взяв там укрух хлеба, выносил старцу, подавая ему, говорил: отец! прими это, а прочее, о чем ты поведал, знатность и богатство, силен Бог возвратить тебе. Но старец предавался еще большему плачу и рыданию. Не осмеливаюсь сказать, говорил он при этом, возмогу ли найти потерянное. Подобает мне усердно подчиняться непрерывающимся страданиям, быть в ежедневной заботе по причине бесчисленных зол моих! подобает мне окончить земное странствование в непрестанном скитании. Стр. 284 (20). Подвиг аввы Виссариона принадлежит к исключительным родам подвигов, на поприще которых выводятся промыслом Божиим редкие, которым самопроизвольное подражание, без особенного призвания Божия, воспрещено. Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Гласника и к книге Из своего первоначального, достоверным образом неизвестного, места кафедра перенесена была, как кажется, в конце XVI века в помянутый выше Требиньский монастырь Успения Богородицы, который носил собственное название Твардош и который находился верстах в 10 к западу от города Требинье (в 1596 г. епископ герцоговинский Виссарион и в 1602 г. митрополит герцоговинский Силиверст жили уже в требиньском монастыре, см. b Slawische Bibliomhek Mukлoшuчa и Фидлера II, 292 fin. и в Сербско-далматинск. Магазине 1839 г. стр. 134; в каталоге требивьских митрополитов, составленном в самом Требиньском монастыре, первым поставлен Виссарион, см. Записки Географич. Общ. XIII, 662: можно думать, что этот Виссарион есть один и тот же с Виссарионом 1596 года и что именно им и принесена была сюда кафедра; о самом монастыре, который в настоящее время в развалинах, cм. ibid. стр. 657 sqq). 336 Из монастыря Твардош кафедра перенесена была в нынешнее свое место – главный город Герцоговины Мостар между 1751 и 1763 годами (ibid. стр. 664 после переименования Захолмии в Герцоговину митрополиты захолмские стали называться захолмскими и герцоговинскими, – по сербски херцеговачки, и просто герцоговинскими). Кроме этой, собственно так называемой захолмской или  герцоговинской кафедры, которая после своего открытия осталась существовать навсегда, в Захолмия или Герцоговине бывали кафедры временные, существовавшия недолго. Именно как таковые известны: 1) милешевская, 2) петровская и полугерцоговинская. О кафедре милешевской, т. е. Милешева монастыря, мы уже говорили выше. Неизвестно когда она была открыта – в то ли время, как югозападный угол Сербии, в котором находился монастырь, быв присоединен королем Стефаном Тварткой от Сербии к Боснии, принадлежалк сей последней, или когда уже он перешел от Боснии к Герцоговине, что было при Стефане Косаче; но как бы то ни было, кафедра существовала в правление этого Стефана Косачи, – в памятниках упоминается (под 1466 г.) бывший при нем милешевский митрополит Давид (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После этого у о. Амвросия кушать было нечего; но потом взяли его в Лавру послужить туркам, как хорошо знающего по-турецки. Там служащие носили белые фартуки, почему их не трогали. О старцах прежнего времени о. Амвросий сказал: – Когда я приехал на Св. Гору, тогда застал здесь поистине старцев и по самому виду, а особенно по их духовной опытности. Бывало, мы взглянуть на лице их не смели; а если взглянешь, то невольно смежишь глаза от сияющей в них благодати, и согбенно поникнув долу, проходили мимо их. Слово их было сильное, и поселяло благоговейное к ним уважение и страх растворенный любовью. Старец о. Амвросий скончался 24 февраля 1871 года. Говорил до последнего и причащался часто. В последний день пришедший иеромонах нашел его остывшим и лежащим с закрытыми глазами, почему сочли его мертвым; но иеромонах, наклонясь, сказал на ухо старцу: – Открой уста! – и о. Амвросий открыл, и его причастили; но лишь проглотил, закрыл опять глаза, и душа его отлетела ко Господу. Старец о. Виссарион – куцо-влах († 1884) Родился о. Виссарион в 1809 году. На Афон прибыл в 1834 году вместе с родным братом, впоследствии духовник о. Зосима, живший на Катунаках, и поступил в Дионисиатский монастырь, где чрез 3 года получил постриг. Тут он жил 20 лет, а потом, по примеру брата, ушел на безмолвие и жил в разных пещерах. Однажды он поселился в сырой пещере, вроде свода, сделанного в земле для небольшого ключа, текущего из горы вверху Катунак; а когда Лавра узнала об этом, то распорядилась выгнать его, выставляя причину, что козлы и быки пугаются и не могут подходить к водопою, устроенному при пещере, завидев там человека. Потом он жил пониже Ксенофского скита в логе, а когда и оттуда прогнал его монастырь, то выпросил себе место между скитами св. Анной и Новым Скитом в камнях, где и слепил себе калибочку. Родом о. Виссарион куцо-влах; ростом был весьма высокого, постоянный наряд его был: на низенькую камилавку, в роде скуфейки, накидывал прехуденькую, коротенькую намётку, – короткий, ветхий подрясник, а сверх его куртка с остатком удержавшихся овчинок, привезенная им из мира давным-давно, и которую он не скидал и летом. – Келья его самая маленькая. Рукоделием он был портной, но шил мало. Главное занятие его состояло в чтении, размышлении и умно-сердечной молитве. Знание им Священного и отеческих писаний было обширное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старцы высоко ценили его преданность и трудолюбие. В 1873 году его рукоположили в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. А в 1887 году отец Макарий постриг его в схиму с именем Виссарион. 1889 году отец Макарий представил его одним из кандидатов на должность наместника и будущего игумена, но по жребию он не прошел. Последние 10 лет отец Виссарион жил на Афоне в монастыре так же тихо и незаметно, как вел дела обители раньше, вне ее. Он был в общежитии молчальником, всячески избегал общения и бесед. Имея к нему огромное уважение, никто и не смел нарушить его уединения с Богом. Преставился отец Виссарион 4 декабря 1907 года. Смерть его была предельно упорядоченной и тихой. 4 декабря утром он сам ходил в алтарь приобщаться, а часов в пять вдруг почувствовал сильное колотье, о чем сказал врачу отцу Викентию, тот побежал к игумену и, возвратившись, нашел отца Виссариона уже мертвым. Преподобный иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) Иеромонах Аристоклий (в миру Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1848 году. Он был оренбургским мещанином. В 1879 году поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 года Алексей Амвросиев принял монашеский постриг с именем Аристоклий в честь священномученика Аристоклия (память 20 июня). 2 декабря 1884 года его рукополагают в сан иеродиакона, а 12 декабря того же года – в сан иеромонаха. 12 февраля 1886 года он принимает схиму без смены имени. Все это время он исполняет послушание в иконной лавке. В 1887 году иеросхимонах Аристоклий прибывает в Москву на послушание в часовне святого великомученика Пантелеимона. Иеромонах Аристоклий был строителем Афонского подворья в Москве, на Большой Полянке. Трехэтажное здание сохранилось до настоящего времени. В нем заботами старца была устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В этом же здании находилась келья иеросхимонаха Аристоклия, в которой он принимал посетителей. У него была огромная паства, и благодаря духовным чадам удалось сохранить ценные сведения о его праведной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чем объяснить такой образ жизни святых юродивых? конечно тем, что сердце их невольно порывалось к небу. Мысль о вечности, где конец всем превратностям, где ничем не стесняемая жизнь разольется широкою, величественною рекою, не встречая никаких преград в своем течении, внушала им, где источник надежды и упования: он не на земле, но в пределах выше земных. Они, конечно, обращая взоры на себя, на свою плоть и пригвождение её к земле, потом, возводя их горе, и вспоминая, что небо предназначено в жилище им, что вечная слава прежде сложения мира уготована в их наследие 255 , всегда вздыхали о лишении земных благ и сокрушали дух свой и тело, – только бы обрести Господа. Святой юродивый Серапион часто сидел вне селения и горько плакал. На вопрос проходящих – о чем он плачет? он отвечал: «господин мне поручил свое богатство, а я его растратил, и он хочет мучить меня» 256 . Святой юродивый Виссарион, когда приходил в какой-либо монастырь, то садился у ворот его и горько плакал. На вопрос братии: «что ты плачешь? если нуждаешься в необходимом, то дадим тебе сколько можем, только войди к нам», он отвечал: «не могу оставаться под кровлею, пока не найду имущества своего. Я различным образом лишился великого имущества: я и попался морским разбойникам, и потерпел кораблекрушение, и лишился славы своего рода, из знатных сделался незнатным». Когда же ему приносили хлеба и говорили: «прими это, отец, а прочее возвратит тебе Бог , по словам твоим, – отечество, славу рода и богатство», то святой Виссарион еще более плакал и громко рыдал, приговаривая: не умею сказать, могу ли я найти, что потеряв ищу» 257 . Мысль этих речей та, что все силы и способности своей души на земле человек должен развивать, образовывать и направлять сообразно с будущей жизнью, чтобы там, в небесном отечестве, не подвергнуться от Господа наказанию. Значит, святые юродивые, смотря на себя, как на странников и пришельцев на земле, обращали взор туда, откуда святые точки озаряют положение человека в мире, постоянно стремились к почести высшего звания Божия 258 и в своей земной жизни шествовали к горе неосязаемой, к царствию Божию. Бог одарил человека, как говорили святые Серапион и Виссарион, известными силами и способностями, вложил в его природу известные потребности и стремления, чтобы они служили для него и постоянным побуждением к деятельности и постоянным указанием того, что он должен делать и как поступать, – а способности, чтобы служили для него средствами к удовлетворению его истинных стремлений и сделал это, конечно, для того, чтобы человек и был таким, каким он создан быть, чтобы, выполняя законы своего бытия, он был именно тем, чем он должен быть, согласно с волею Божией, которую Бог имел при его создании.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010