По–своему важная, эта географическая широта посольства не имела, по всей вероятности, для организаторов того решающего значения, которое придавалось участию представителей разных оттенков богословской мысли самой византийской церкви. Совершенно очевидно, что среди епископов было немного хороших богословов; в основном, они пели себя на соборе пассивно. Поэтому решено было срочно посвятить для главнейших кафедр — Никеи, Эфеса и Киева — двух ведущих интеллектуалов, Виссариона и Марка, и одного искушенного дипломата — Исидора. Все три хиротонии состоялись в 1437 г., буквально накануне собора. Таким образом, посольство, в лице Виссариона, включало блестящего «гуманиста» в традициях Метохита и Григоры, а также признанного представителя паламитского монашеского богословия в лице Марка Эфесского. Традиционалистское, т. е. «консервативное» направление было усилено включением афонских монахов, представлявших Большую Лавру, Ватопедский монастырь и монастырь Св. Павла. В православной среде — и это абсолютно ясно — господствовало убеждение, разделявшееся в XIV веке и патриархом Филофеем, что собор может закончиться победой православных воззрений, так что в разногласиях о Filioque и экклезиологии латиняне примут православное понимание вопроса. Надежда на то, что объединение можно будет свободно обсудить на соборе, — что оно не означает простого перехода в «латинскую» веру через повиновение папе, — казалось, обретала почву благодаря присутствию таких людей, как Марк Эфесский. Несмотря на печальный опыт крестовых походов. Лионской унии и многочисленных локальных конфликтов — в венгерских владениях или на Кипре, — когда латинство насаждалось силой, многие полагали, что «победа» православия на соборе все еще возможна. Кроме того, всякий понимал, что в позиции папства произошла радикальная перемена, раз теперь принимается идея собора, на котором без ограничений будет обсуждаться все, что разделяет Восток и Запад, причем обе стороны будут иметь равную возможность высказаться. И действительно, таковы были обязательства, взятые на себя папой Мартином V и Евгением IV, которые приняли «соборную» доктрину, утвержденную в Констанце и Базеле, и в принципе готовы были к разговору, а не к диктату, как их предшественники Бенедикт XII и Урбан V.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. Монастырь Моцамета. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. В сер. XIX в. М. был основательно перестроен. В 1844-1845 гг. по инициативе и под рук. митр. Имеретинского Давида (Церетели) начались работы по расширению храма, были приглашены известные груз. зодчие Леван, Моисей и Филипп Берекашвили. Храм был практически выстроен заново. В 1846 г. завершилось строительство колокольни. Над входом на вост. фасаде сохранилась 14-строчная строительная надпись настоятеля М. игум. Порфирия (Церетели), в ней указано, что работы проводились за счет частных пожертвований, особой щедростью отличились владетельный князь Абхазии Михаил Шарвашидзе и его мать кнг. Тамар Дадиани. Полностью работы по обновлению М. были завершены в 1865 г.: кафоликон был перестроен в купольную церковь, была переделана алтарная преграда ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 153; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48-49; Кезевадзе. 1984. С. 64-65; Гегечкори. 1991. С. 20-21). Реставрационные работы проводились также в 90-х гг. XIX в. настоятелем М. архим. Виссарионом (Ахвледиани), о чем на сев. стене храма была сделана пространная надпись. В тот же период были возведены кельи для монахов, марани (винный погреб) и др. хозяйственные постройки. В 1903 г. из Германии привезли глазурованные водопроводные трубы для улучшения водоснабжения мон-ря, в 1915 г. были устроены водяная мельница и лазарет. Архим. Виссарион был награжден орденами св. Анны 3-й и 4-й степени и св. Владимира 3-й степени ( Кезевадзе. 2006. С. 169). Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета Мощи великомучеников Аргветских в соборе мон-ря Моцамета М. посещали множество верующих ( Dubois de Montp é reux. 1839. Vol. 2. P. 138). 2 окт., в день памяти великомучеников Давида и Константина, был установлен праздник моцаметоба (орципоба), к-рый отмечали с большим размахом. Особенно многолюдным праздник был в 1895 г., когда мощи великомучеников были перенесены в новую раку. Торжества начались 1 окт. и продолжались весь следующий день. Служили (песнопения исполнялись на груз. языке) временно управлявший Имеретинской епархией еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), ректор Кутаисской ДС архим. Димитрий (Абашидзе; см. Антоний (Абашидзе) ), инспектор школ Общества восстановления православного христианства на Кавказе архим. Леонид (Окропиридзе ; католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), др. священнослужители из Кутаиса и братия М. (Празднество в Моцамета. 1895. С. 1-4; Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

На это заявление уже 10 февраля епископу Виссариону пришел ответ в бывший Спасский женский монастырь, где он ныне обитал (в соборном храме монастыря в это же время находился первый в Ульяновске концентрационный лагерь, в котором по преимуществу содержалось духовенство). «Гражданину В.П. Зорину, епископу Виссариону. (Адрес: Ульяновск, бывш[ий] женский монастырь). На Ваше заявление от 30/I 1926 года настоящим сообщается, что Вы зарегистрированы в ГАО, но лишь как служитель культа и член ВВЦС. Что же касается вопроса о разрешении Вам созвать общее собрание уполномоченных от церквей г. Ульяновска для организации временного епархиального совета, то по этому вопросу Вам будет сообщено дополнительно. Начальник общего п/отдела Михайлов» . 15 февраля приходит разрешение на созыв собрания, причем григорианам отдают здание кафедрального зимнего Свято-Троицкого собора. В этом документе оговариваются вопросы, которые должны быть рассмотрены собранием, а именно: избрание членов временного епархиального совета в количестве восьми человек (четыре – от духовенства и четыре – от мирян); выборы епархиального епископа; составление сметы расходов на содержание временного совета на три месяца; созыв общего епархиального собрания; выборы благочинного в г. Ульяновске, а также возбуждение ходатайства перед ГАО «на разрешение принесения, по обычаю прежних лет, чудотворной иконы Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни в г. Ульяновск на время с 23 мая по 11 июля сего года» . Следует отметить, что это не прошение архиерея, а прямое указание к исполнению начальника губернского административного отдела. Однако не стоит обольщаться, это была лишь еще одна попытка на пути к развалу Церкви. Власти прекрасно понимали, насколько народ почитает Жадовскую Казанскую икону Божией Матери. Но теперь в Ульяновске находилось три епархии – патриаршая, обновленческая и григорианская. А если одна из них заявляет свои права на распоряжение такой святыней, то это неминуемо вызовет бурю негодования у остальных. Подобные трюки власти проделывали неоднократно. Они «стравливали» народ, передавая это право то одним, то другим.

http://pravoslavie.ru/31301.html

С двух сторон монастырь омывается водой. Раньше здесь подвизался Никита, который поставил крест. Впоследствии здесь основалась небольшая обитель во имя св. Иоанна Предтечи. Обновителем ее и основателем настоящего монастыря был патриарх Иеремия I († 1543). В соборе хранилось много частиц святых мощей: св. праматери Анны, свтт. Василия Великого , Иоанна Златоуста , Григория Богослова и других святых угодников и сподвижников Христовых. Самую главную святыню монастыря составлял чудотворный образ свт. Николая Чудотворца, выполненный весь из мозаики. В присутствии патриарха-строителя его извлекли из моря рыбаки. В море он был брошен иконоборцами, вероятно, в царствование иконоборца Феофила. Образ обложен хорошей серебряной ризой. По извлечении иконы на ней оказалась приросшая большая раковина; из одной половины ее сделали блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – панагию. Этой панагией Константинопольский патриарх благословил нашего русского патриарха Иова. В монастыре было пять параклисов и церквей, а вне монастыря – одиннадцать. Братии было немного. В библиотеке монастыря есть замечательная греческая Псалтирь, принадлежавшая свт. Иоанну Златоусту . Она написана золотом, весьма изящно. Изображения заглавных букв и заставки разрисованы различными красками. Поклонники посещали Ставроникитскую обитель очень редко, так как она удалена от главной дороги. Келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы Около монастыря Ставроникиты, на крутом и высоком берегу моря, расположена русская келлия Введения во храм Пресвятой Богородицы. В русских владениях она с 1820 года. Первый русский старец был Иоанникий, потом появились старцы Севастиан, Виссарион, Митрофан и теперь иеромонах Матфий. В обители была библиотека, где до тысячи книг. Братии было двадцать человек. Русский Ильинский скит Из всех русских обителей на Афоне Ильинский скит – самый старейший, так как основан еще в 1857 году знаменитым старцем Паисием Величковским . Преподобный Паисий, в миру Петр, родился в Полтаве и с самых ранних лет, движимый ревностью к духовной жизни, отправился на Афон. Из монахов Ильинского скита вышли основатели Андреевской обители – иеромонахи Варсонофий и Виссарион, а также духовник Русского Пантелеимоновского монастыря – иеросхимонах Иероним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудом потекли средства, и к началу революции, это был благоустроенный монастырь — истинный очаг духовной мудрости. Сам Старец, достигши более чем столетнего возраста, в мире почил в 1902 году, всеми оплакиваемый. В этом-то монастыре и привел Господь узнать, а затем и горячо полюбить приснопамятного старца схимонаха Виссариона, любимого келейника почившего основателя монастыря. Почти 20 лет он келейничал и был безотлучно при отце Ионе, и, когда я уже с ним познакомился, он был хранителем келлии своего аввы, где все сохранялось в полной неприкосновенности со дня кончины Старца и круглые сутки читалась Псалтирь. Отец Виссарион отличался удивительно детской простотой, скромностью, а в то же время глубоким духовным опытом. Сорок лет не выходил за ограду монастыря и не знал иного пути, как только храм и келлия. Маленький, тщедушный, с реденькой бородкой, с опущенными глазами, он неизменно стоял в храме у чудотворного образа Богоматери Троеручицы, погруженный в глубокую молитву, чуть перебирая четки. Я сразу как-то всем сердцем привязался и полюбил его, и Батюшка мне отвечал тем же. Иногда, задержавшись у него до позднего вечера, я оставался ночевать, расположившись на полу в келлии старца Ионы, но до сна ли было, когда Батюшка, бывало, сам увлекшись, начнет рассказывать о многих чудесных и удивительных событиях из жизни своего духовного руководителя, старца Ионы — живого свидетеля подвигов Преподобного Серафима. У отца Виссариона хранилась даже тетрадь, куда много было занесено знаменательного из жизни покойного Старца. С разгромом монастыря тетрадь эта бесследно исчезла, что является невосполнимой потерей. Отец Виссарион любил покойного старца Иону безгранично, и для него он был жив доселе. Прихожу я как-то к нему, а он чуть не плачет, чем-то очень расстроен. — Что с вами, батюшка, родной? — Да как же, один брат наш взял у меня на несколько дней книгу отца Ионы и вот уже почти три месяца не отдает ее. Уж я и так и сяк просил его и по начальству ходил, чтобы усовестили его отдать книгу. Не отдает. Все обещает, а книга-то ведь Батюшкина, как же можно так не почитать Батюшку.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В 1851 году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке. В 1894 году было создано общество восстановления Православия в Абхазии, во главе которого становится абхазский князь. Ново-Афонский монастырь становится не только духовным центром нашего народа, но и центром просвещения, там располагается комиссия по переводам, создаются переводы богослужения со славянского на абхазский язык. Абхазское просвещение проходило под эгидой русского царя. И мы благодарим Бога и Россию за оказанную нам помощь. Не следует думать, что мы находились под омофором Грузинской Церкви. Эта ситуация была создана искусственно Сталиным в 1943 году. А гораздо ранее, в 1917 году, на Поместном Соборе Святейший Патриарх Тихон не признал прав Грузинской Церкви на Абхазию и Осетию. Абхазская епархия была дарована самостоятельность, но сначала прошла революция, а потом и Сталин не дал этому осуществиться. Сейчас в Абхазской Церкви идет восстановительный процесс. Два года назад мы объявили о воссоздании Абхазской Православной Церкви. Естественно, мы не просто заявляем свою самостоятельность, а хотим восстанавливаться, и все наши взоры обращены здесь к Русской Православной Церкви. Московский Патриарх — это Великий Господин и отец наш, наши клирики обучаются в Москве. Мы окормляемся у русских старцев. Я долгое время ездил к отцу Кириллу (Павлову), но сейчас он болен, и мы поддерживаем контакт с отцом Илием (Ноздриным). Все необходимое окормление мы получаем от Московского Патриархата. Беседовала Мария Сеньчукова. Вы прочитали статью Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе. Читайте также: Протодиакон Андрей Кураев о создании «абхазской митрополии» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/ierej-vissarion-aplia-...

   Одному старцу каждый день приходилось взбираться на спину мула и ездить за водой от Скитов до горы Гизель. Как-то один послушник его спросил:    — Отче, от каждодневной езды на муле у тебя не болит голова?    — Как раз наоборот, брат, как раз наоборот!    Когда авва Виссарион решил отправиться в пустыню, группа молодых бездельников окружила его, насмехаясь:    — Куда ты бежишь, Виссарион? Разве ты не знаешь, что дьявол умер?    — Примите мои соболезнования, бедные сиротки, — отвечал им святой старец.    Двое братьев, путешествуя по пустыне, воспользовались гостеприимством одной очень щедрой семьи. Не желая показаться невежливыми, они не смогли отказаться от стаканчика вина. Выйдя снова на дорогу, один из них сказал другому:    — Я пройду вперед, брат, а ты скажи мне, прямо ли я иду.    Он прошел полсотни шагов и обернулся. Другой брат сказал ему:    — Да, ты идешь прямо, но скажи-ка, что это за брат идет рядом с тобой?    — Если ты ничего не видишь, для чего ты держишь возле себя зажженную лампу? — спрашивали братья одного слепого старца, сидевшего на краю дороги.    — Чтобы прохожие не натыкались на меня ночью, — отвечал старец.    Однажды епископ посетил монастырь в пустыне. Братья, жившие там только на хлебе и воде, лезли из кожи вон, чтобы приготовить для епископа подобающую трапезу.    В конце обеда, трепеща, они спросили его:    — Владыка, как ты нашел нашу козлятину?    — Случайно, под листиком салата, — отвечал епископ.    В одной деревне разнеслась весть, что в соседнем большом монастыре сменился настоятель. Тут же явился к воротам монастыря какой-то бедняк в лохмотьях и, заметив настоятеля, подошел к нему.    — Отче, — сказал он, — я хорошо знал прежнего настоятеля, который был очень щедр ко мне. Надеюсь, что и ты тоже будешь щедрым...    — Разумеется, брат; но, видишь ли, старый настоятель — это я, а новый явится дней через десять...    Авва Евлогий был однажды так грустен, что не мог этого скрыть.    — Почему ты грустишь, отче? — спросил его один старец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Между тем к подвижникам присоединилось еще два собрата. Один из них был белгородский купеческий сын, а другой – из ростовских обывателей. Первый принял у них пострижение, а другой много помог им как своим собственным достоянием, так равно и приглашением к тому же своих соотечественников. Все пятеро жили вместе. Вскоре по водворении их в келлию в пределах монастыря Ставроникиты духовник их старец Арсений был от них вызван для служения малороссийскому Ильинскому скиту, основанному Паисием Величковским . Здесь он был поставлен игуменом. Арсений был старцем очень высокой жизни. При светлом разумении он стяжал дух прозорливости и имел особый дар обращать неверующих к чистосердечному верованию. Но, сознавая свое бессилие водворить в стенах Ильинской обители надлежащий мир и спокойствие после случившегося между братством разногласия, пригласил Виссариона и Варсонофия в сотрудники к себе для благоустроения обители. Любя и уважая своего духовника, они не могли ему отказать, разделяли с любовью все его труды, содействовали ему во всем, но, однако, уединенной своей Троицкой келлии они совсем не оставляли, удаляясь в нея в свободное от трудов время. Труды настоятеля Ильинского скита усилиями белобережских старцев были значительно облегчены, но возникшие среди братства его, состоящего из малороссов и великороссов, разногласия и неудовольствия не прекращались. Тогда у Виссариона и Варсонофия по совету и благословению старца Арсения явилась мысль устроить на Святой Горе Афон особый монастырь исключительно для великороссов, оставив Ильинский скит для одних малороссов. Соболезнуя своим соотечественникам, не имевшим в то время никакого пристанища на Святой Горе, Виссарион и Варсонофий готовы были на всякую жертву для устроения их. Тогда великие старцы и подвижники Святой Горы, в том числе и архимандрит Иверского монастыря Кирилл, избрали на это великое дело старцев Виссариона и Варсонофия. Они стали просить и убеждать их собрать воедино всех своих соотечественников и управлять ими отдельно. Однако отцы Виссарион и Варсонофий этого не хотели, но архимандрит

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главное дело монаха - молитва. О ней надо думать, ее вырабатывать. Не следует молитву менять на другое какое-нибудь дело, хотя и благовидное (например, чтение духовных книг). Все хорошо в свое время. Нельзя пристращиваться к чему-либо. Послушаний не бегать, какие бы они ни были. Господь знает, что каждому послать. Надо переносить их с терпением. Раз мы предались всецело воле Божией, то должны принять посылаемое на нас с благодарностью. Больше должны мы молчать да внимать себе. Господь не оставит того, кто вверился ему с любовью совершенно. Чем страшнее, суровее жизнь — тем производительнее покаяние. Ни в успокоении и всевозможном утешении себя, а в лишениях, трудах и скорбях сможем обрести благодать. Господь сказал: призови меня в скорбях и скоро услышу тебя. Лично от себя мы не можем принести Богу никаких благих дел, в нашей воле только покаяние. Не поменяем Христа на утешение плоти, на славу и почести от людей. Не для этого мы пришли в монастырь, не для этого бросили матерей и все дорогое сердцу, отказались от личного мирского счастья. Христос все — Он Альфа и Омега, будем Его искать, к Нему стремиться. Только Он один может исцелить нас от душевных глубоких болезней. Только Он один воскресит умерший наш дух. Счастье человека в сознании, что он живет, любит и любим. Спаситель дает это счастье в неизмеримом количестве. Он дает вечную жизнь, которая для верующих начинается здесь, на земле, и продолжается в вечности. Он дает и любовь вечную, которую явил на деле, пострадав за людей. Очень полезно во время длинных ночных богослужений (бдений) останавливаться мысленно на величайшей милости Божией к падшему человечеству — воплощении Сына Божия и Его земной жизни. Совершилось чудо всемирной истории — Бог явился на землю в образе простого человека! С нами Бог! Пади гордый человек в прах пред таким смирением Создателя». Отец Виссарион смог поддержать высокий подвижнический дух в монастыре, и главным оружием его в этом деле был его личный пример. Он был абсолютно невозмутим даже в самых трудных ситуациях, и его лицо постоянно сияло спокойствием, любовью и уверенностью в будущем возрождении обители.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=2...

Амвросий (Хелая Виссарион Засимович), Католикос-Патриарх всея Грузии и архиепископ Мцхетско-Тбилисский Родился 7/20 октября 1861 года. В 1885 году окончил Тбилисскую духовную семинарию. В 1887 году определен священником в Сочи. В 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В 1893 году овдовел. В 1897 году поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1901 году. I.II.1900, будучи студентом Академии, пострижен в монашество. В 1902 определен настоятелем Челишского монастыря (Имеретинской епархии) с возведением в сан архимандрита. С 1904 смотритель Усть-Медведицкого Духовного училища Донской епархии. С 1906 член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятель Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии. В 1909 сослан в Троицкий монастырь Рязанской епархии с воспрещением священнослужения. 1910–1917 гг. – настоятель Старорусского монастыря Новгородской епархии. 15.X.1917 хиротонисан во епископа с наименованием Чкондидели и с возведением в сан митрополита. 1919 Сухумо-Абхазский митрополит. 7.ΙΧ·1921 Грузинским церковным собором избран в Католикоса – Патриарха всея Грузии с присвоением титула архп.Мцхето-Тбилисского. 14.Χ.1921 интронизован в Мцхетском соборе. С 12.I.1923 по 1927 устранен от управления Грузинским Патриархатом. Скончался 29.III.1927 года и похоронен в Тбилисском Сионском соборе. Труды: Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887–1917 гг. иногда под псевдонимами «Самурзаканели», «Коренбедиели» и «Амбери», им напечатаны: «Челишский вариант обращения Грузии в христианство », вышедший отдельным изданием в 1911 году на грузинском языке. «Путешествие по Раче в Лечхуму» 1915–1917 гг.на грузинском языке. Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в «Петербургских Ведомостях» за 1912–1917 гг. (с 1914 г.переименованных в «Петроградские Ведомости»); в Сухумском «Сотруднике Закавказской Миссии» за 1912–1913 годы; в Тбилисской газете «Закавказье» в 1913 году и в «Вестнике Грузинского Экзархата». В последнем он напечатал объемистую статью под названием: «По поводу статьи «Голос из Сухуми», вышедшую и отдельным оттиском. Тифлисс, 1906 год. Из напечатанных его трудов интересен «Дневник на 1909 г.», который он вел в Рязани. Литература: «Прав.Собес.» 1900, апрель, стр.477· ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010