Вскоре прибыл в скит и патриарх Иоаким III-й, которому тоже оказана была торжественная встреча. 15-е июня. Четверг. – В Андреевском и Ильинском скитах. Утром Преосвященный вместе с местным и сопутствовавшим ему духовенством и с архидиаконом Троицкой Лавры Димитрианом служил Божественную литургию в Андреевском скиту. За богослужением присутствовали патриарх Иоаким, следивший с особенным вниманием за русским архиерейским богослужением, все монахи Андреевского скита, много каливитов, не только русских, но и греков, и богомольцы, собравшиеся на торжество освящения храма. Певчими, непривыкшими к архиерейскому служению, управлял один из студентов. После богослужения, знакомились со скитом. Андреевский скит ещё очень молод: он только в прошлом году справлял пятидесятилетие своего существования. Но не смотря на свою молодость, он благоустроеннее и богаче многих даже греческих монастырей. В настоящее время в нём до 500 человек иноков, он имеет богатые метохи (дачи) и подворья во многих городах. Начало существования скита собственно относится в 49 году текущего столетия, а русские поселились в нём лишь с 41 года; но иноческая келья существовала здесь и ранее. Ещё в половине 17-го века, вселенский патриарх Афанасий Пателарий, мощи которого находятся в Лубенском Полтавском монастыре, где он скончался, возвращаясь из России на Афон, в 1654 году, устроил для себя на земле —324— Ватопедского монастыря – келью. Эту келью, спустя сто лет, приобрёл другой вселенский патриарх Серафим, скончавшийся во время пребывания в России в том же монастыре. В половине нынешнего столетия (в 41 году) двое русских иноков, Варсонофий и Виссарион, купили у Ватопеда заброшенную по смерти Серафима келью, названную за своё красивое местоположение: Серай. Но процветать Серай начал после того, как благодаря участью путешественника по Афону А. Н. Муравьева, Ватопедский монастырь согласился дать кельи права скитов, которые по Афонскому уставу находятся в гораздо меньшей зависимости от монастыря, на земле которого они находятся, а главное, не могут быть, подобно кельи, проданы, или переданы другому лицу, вопреки желанию братии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19 марта 1981 г. Постриженники у раки Преподобною Сергия. Слева келейники архиеп. Сергия – монахи Силуан и Андроник, далее – монах Тихон (Емельянов Леонид) и архим. Кирилл Фрагментарные сведения о некоторых монахах 207 Адриан (Кирсанов, 1922 г.р.), иеродиакон, осенью 1964 г. стал иеромонахом. Антоний , игумен 84 лет, ск. 28.7.1914, погребен на Смоленском кл-ще (ТСЛ). Афанасий , иеромонах 70 лет, ск. 10.8.1914, погребен на Успенском kл.(TCJI). Борис (Бален-де-Балю), иеродиакон, (русский – по паспорту, по отцу –испанец. – С.Г.), род. 26 марта 1938 г. в семье служащего, в 1954 г. ок. 7 кл., в 1955–59 – Одесскую ДС, в 1959 г. поступил в МДА. но в 1960–63 был в Армии. Богданов Анат. Ал., 1926 г.р., послушник, из Торопца (Великолуж.), с 1949 г. Варфоломей (Калугин Анатолий Кузмич, 1934 г.р.). В 1958 г. прибыл из Оренбург. обл., ок. МДА в 1962 г. Викторин (Ерш, 1927 г.р.), монах, осенью 1964 г. стал иеродиаконом. Виссарион (Великий Остапенко Василий Евстафьевич, 1924 г.р.), ок. МДС в 1957 г. и поступил в Лавру. Емельянов Петр Павл., (1914 г.р. с. Яблокова Волуйск. р-на Курск. обл.), иеродиакон (имя неизв.), прибыл из Белоруссии в окт. 1949 г. Иоасаф (Альбовский Павел Леопольдович 1877 г.р., Тбилиси), иеромонахом прибыл из Грузии в октябре 1949 г. Иосиф (Воропаев Иван Мих.), архим., прописан в Лавре в мае 1949 г. Кирилл (Павлов Иван Дмитр.; 1919 г.р.), прибыл из Ряз. обл., учился в МДС и Ак. в 1946–54 гг. и поступил в Лавру. Константин (Замбржицкий Кон-н Ал-др., 1884 г.р., Кутаиси) прибыл иеромонахом из Костромы в окт. 1949 г. Макарий (Васькин Василий Борисович, 1934 г.р.), иеродиакон (на 1964 г.), в 1956 г. прибыл из Сумской обл., ок. МДА в 1961 г. В Лавре с 1959 г. Михей ( Тимофеев Иван Мих., 1932 г.р.), ныне – игумен. В 1951 г. прибыл из Белгородской обл., в 1955 г. ок. семинарию и до 1962 г. с 1955-го проживал в Лавре без прописки. Много лет был главным звонарем Лавры и ее практически садоводом. Наум (Байбородин Николай Александрович, 1927 г.р.), ныне – архимандрит. Прибыл в 1957 г. из Киргизии и поступил в МДС, затем обучался в МДА.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Садись! – сказал он. Я медлю и говорю: – Владыка, мне совестно сидеть перед Вами. – Садись, ныне такое время – повторил он. Я сел. Не увидит ли читатель в этих словах святителя, что его обращение с подчиненными соображалось со временем. Приглашение молодого священника садиться началось с царствования Александра II, чего не было в строгое царствование Николая I. В шестидесятых годах я открыл при своей приходской церкви первый попечительный совет о приходских бедных. Когда я представил Владыке прошение о разрешении на это учреждение, он сказал: „Этот способ благотворения по приходам я предлагал еще при Александре I”. Потом с грустью прибавил: „Вот время, когда можно бы дело делать, но уже сил нет». Свой приходский совет, по неопытности я не сумел организовать как должно и поддержать его, за что потом и упрекнул меня митрополит. Теперь эти учреждения процветают в Москве. Столь же замечательные слова сказаны были митрополитом, когда он благословил меня на издание Душеполезного Чтения в 1860 году. Приняв милостиво программу издания и дав ему название, он сказал: „Я на тебя надеюсь; но есть ли у тебя сотрудники?» Я назвал рекомендованных мне А. В. Городским, в качестве соредакторов, священников: Василия Ивановича Лебедева (умершего в 1863 году) и Василия Петровича Нечаева, ныне преосвященного Виссариона, епископа Костромского. Он спросил от нас пробных статей, целый день читал их, как потом сказал мне его секретарь, и затем, отдавая их с одобрением, сказал:,, Я готов служить вам, чем могу, но вы свободны«. Сравните, читатель, эти слова с отзывом С. М. Соловьева об угнетении талантов митрополитом Филаретом. Ясно, что великий архипастырь знал что делал, когда остерегался давать свободу писательства духовенству в царствование Императора Николая Павловича, и строго наблюдал за его поведением для охранения его и своей чести. Приведу несколько примеров, чтобы показать какую свободу слова митрополит Филарет позволял в разговоре с ним тем из духовенства, которых удостаивал своего доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Сонька («Глазок»), проститутка, сотрудница лагерного театра Софроний, соловецкий монах Сотников, есаул Софья Алексеевна (1657–1704), царевна, правительница Русского государства (1682– 1689) при малолетних братьях Иване V и Петре I, который сверг ее и заключил в Новодевичий монастырь Спиридон, заключенный, из числа духовенства Спиридонова Мария Александровна (1884 – 11 сентября 1941), социалист-революционерка Сталин Иосиф Виссарионович (наст. фам. Джугашвили) (1878 – 5 марта 1953), фактический руководитель советского государства Степанов Алексей Яковлевич, с ноября 1926 г. начальник лагерной административной части Стрижевский, см. Курчевский Стружинский Александр Павлович (1892– 1937(8)), социалист-революционер, впоследствии, социал-демократ. В 1924 г. совершил в Челябинской тюрьме акт самосожжения Студенецкий Сергей Александрович (1877 – не ранее 1937), социалист-революционер. Арестован в январе 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В 1925 г. переведен в Тобольск, но арестован на этапе и доставлен в Оренбург. Расстрелян Стулитов, начальник Архангельского губернского ГПУ Сукис, сотрудник лагерной администрации Суровцева-Олицкая Надежда Витольдовна (1896 – 13 апреля 1985), жена Д. Л. Олицкого Суханов Николай Николаевич (наст. фам. Гиммер) (1882 – 29 июня 1940), революционер. Расстрелян Сухов Иван Яковлевич, военком СОП, деятель СОАОКа Т Тавровский (Белов, Тавровский-Белов, Белов-Тавровский) Лев Наумович (1896 – 20 ноября 1937), социалист-революционер. Арестован в декабре 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Таганцев Владимир Николаевич (1889 – 26 августа 1921), географ. Расстрелян по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» (ПВО), в рамках которого было уничтожено 96 представителей научной и творческой интеллигенции Таиров Александр Яковлевич (наст. фам. Корнблит) (1885 – 25 сентября 1950), театральный деятель Тверье [Тверос] Т. Я., сотрудник лагерной администрации Тельнов Иван Гаврилович, белогвардеец, сотрудник лагерной администрации. Расстрелян за нарушение лагерного режима

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с Юрием приехали в Москву два Венециянина, Карл и Антон, брат и племянник Ивана Фрязина, денежника, или монетчика, который уже давно находился в службе Великого Князя, переселясь к нам, как вероятно, из Тавриды и приняв Веру Греческую. Сие важное Посольство весьма обрадовало Иоанна; но, следуя правилам своего обыкновенного хладнокровного благоразумия, он требовал совета от матери, Митрополита Филиппа, знатнейших Бояр: все думали согласно с ним, что сам Бог посылает ему столь знаменитую невесту, отрасль Царственного древа, коего сень покоила некогда все Христианство православное, неразделенное; что сей благословенный союз, напоминая Владимиров, сделает Москву как бы новою Византиею и даст Монархам нашим права Императоров Греческих. – Великий Князь желал чрез собственного посла удостовериться в личных достоинствах Софии и велел для того Ивану Фрязину ехать в Рим, имея доверенность к сему Венециянскому уроженцу, знакомому с обычаями Италии. Посол возвратился благополучно, осыпанный ласками Павла II и Виссариона; уверил Иоанна в красоте Софии и вручил ему живописный образ ее вместе с листами от Папы для свободного проезда наших Послов в Италию за невестою: о чем Павел особенно писал к Королю Польскому, именуя Иоанна любезнейшим сыном, Государем Московии, Новагорода, Пскова и других земель. – Между тем сей Папа умер, и слух пришел в Москву, что место его заступил Калист: Великий Князь в 1472 году, Генваря 17, отправил того же Ивана Фрязина со многими людьми в Рим, чтобы привезти оттуда Царевну Софию, и дал ему письмо к новому Папе. Но дорогою узнали послы, что преемник Павлов называется Сикстом: они не хотели возвратиться для переписывания грамоты; вычистив в ней имя Калиста, написали Сикстово и в Мае прибыли в Рим. Папа, Виссарион и братья Софиины приняли их с отменными почестями. 22 мая, в торжественном собрании Кардиналов, Сикст IV объявил им о Посольстве и сватовстве Иоанна, Великого Князя Белой России. Некоторые из них сомневались в православии сего Монарха и народа его; но Папа ответствовал, что Россияне участвовали в Флорентийском Соборе и приняли Архиепископа или Митрополита от Латинской Церкви; что они желают ныне иметь у себя Легата Римского, который мог бы исследовать на месте обряды Веры их и заблуждающимся указать путь истинный, что ласкою, кротостию, снисхождением надобно обращать сынов ослепленных к нежной матери, т. е. к Церкви; что Закон не противится бракосочетанию Царевны Софии с Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Для Лавры, конечно, кончина отца Кирилла — это великая потеря, потому что Лавра сейчас сильно обновилась, а новые батюшки уже мало что знают о духовной традиции. Старшая братия, наши старцы уходят. Мало кого осталось сегодня из ровесников отца Кирилла, пришедших после войны. Пожалуй, только отец Наум (Байбородин) пришел в обитель после войны, спустя лет десять после отца Кирилла; отец Виссарион (Остапенко), ныне почивший, который в свое время побывал на Афоне, — в Лавре он замещал долгое время отца Кирилла в качестве духовника; отец Варфоломей (Калугин) ещё из старцев, он тоже пожилой, долгое время пребывал в Иерусалиме, в Русской Духовной Миссии. Но, слава Богу, всё же преемственность духовная в Лавре сохраняется. И она должна сохраниться, иначе монастырь не выстоит! Преподобный Сергий — наш игумен и духовник — покрывает все наши немощи, всей братии. И так идет традиция преемственно — от одного духовника к другому», — завершает своим воспоминания об отце Кирилле архимандрит Илия (Рейзмир). Дела милосердия В 1970 году отец Кирилл стал казначеем Троице-Сергиевой Лавры. В то время эта ответственная должность часто совмещалась со служением духовника. Казначей Лавры отвечает за ее имущество, за сбор пожертвований. Еще с 1956 года батюшка помогал архимандриту Тихону (Агрикову), который был казначеем в те годы. Кроме денег, которые собирались на восстановление и содержание монастыря, многие жертвовали средства и для отца Кирилла лично. Все эти личные деньги без остатка батюшка пускал на дела милосердия. После монашеского пострига отец Кирилл иногда посещал места, где родился. Недалеко от деревни Маковские Выселки находился погост, куда Батюшка приезжал на могилки родителей. Храм в селе был разрушен. Отец Кирилл, несмотря на все риски советского времени, сумел восстановить в Маково храм, в котором и доселе возносится молитва. Архимандрит Илия (Рейзмир) так рассказывает о доброте и щедрости отца Кирилла: «Будучи в свое время духовником и казначеем, он очень многим помогал и материально.

http://azbyka.ru/fiction/pomoshhnik-prep...

Не напрасно гр. Л.Н. Толстой беспощадно высмеял эту модную в наше время науку, которая «состоит, по его словам, в изучении того, как различно дурно жили прежние люди» (Л.Н. Толстой, «Восстановление ада», Берлин, 1903, стр. 39), от чего, разумеется, нисколько не легче живется теперешним. 663 См. его «О родительском благословении». Поли. собр. проповедей.Т. III. Харьков, 1902, стр. 528. 668 Творения, СПб., т. I, стр. 949, 851. Ср. т. IV, стр. 308, 751 и др. – Подобным образом учили также св. Василий Великий (Творения. Ч. III, М., 1891, стр. 251–252), бл. Августин (Творения, ч. 6. Киев. 1887, стр. 145–151) и др. 669 Arist. Polit. I, 2–6, ed. Bekker, p. 1252–1255, c. 13, p. 1259; III, 5, p. 1278; VII, 9, p. 1328. См. подробнее у Поля-Жанэ, «История государственной науки в связи с нравственной философией». Перев. Со 2-го франц. Издания. Кн. 1, СПб., 1876, стр. 139–142. 670 Сенека, epist. 47. См. подробнее у Е. Прессансе «Христианская семья». Перев, с франц. изд. 2, М., 1910, стр. 119–120). 671 Sen. Ер. Ad Lucii., 73. Ср. Агг Ent. Epist. II, 8, 10 и др. – См. подробнее у Н.Павловича «Христианство и рабство в первые века Церкви», «Христ. Чтение», 1898, ноябрь, стр. 603–605. 679 См. толкование этого места у св. И.Златоуста. (Творения, т. Х,кн. 1. СПб., 1904, стр. 182–183). 685 О взаимном отношении господ и слуг см. еще о. П.И. Архангельского, «Господа и слуги», «Душеп. Чтение». 1904, сент. и октябрь; еписк. Виссариона, «Господа и слуги», «Душеп. Чтение» 1900, ноябрь; Zahn, «Sklaverei und Christenthum». Vortrag (Heidelberg, 1879). 687 Св. отцы Церкви важнейшей стороной государственного строя считали именно правопорядок, по отношению к которому власть является лишь стражем и блюстителем. Св. Григорий Богослов , указывая на такую важность правового порядка, поддерживаемого властью, говорит: «Порядок отличил нас от бессловесных, соорудил города, дал законы, почтил добродетель, наказал порок, изобрел искусства, сочетал супружества, любовью к детям облагородил жизнь и насадил в человеке нечто большее низкой и плотской любви – любовь к Богу (Творения, т. III. М., 1844, стр. 142).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Здесь надо сказать и об ошибке императора, ведь были ошибки. Это очень деликатная тема для православных, но если власть утрачена, то были и ошибки, это очевидно. Какая тут была ошибка Николая II? Дело в том, что он лучшие, самые надежные части отправил останавливать наступление немцев, и они его остановили на дальних рубежах, но в столице не осталось верных частей. Набрали совсем молоденьких, не хотевших воевать, ненадежных. Протоиерей Александр Ильяшенко: Необученных, недисциплинированных. Профессор Владимир Лавров: При этом император Николай II понимал, что это опасно, и в 1916 году распорядился вернуть верные части. Но генералы откладывали возвращение по различным причинам, а Николай II не настоял на выполнении собственного приказа. В результате, когда грянули революционные события, оказалось, что верных частей в столице нет. Протоиерей Александр Ильяшенко: Приказы императора Николая II можно было игнорировать, а что было бы с тем, кто игнорирует приказы Иосифа Виссарионовича? Власть не должна быть слабой. Она может быть очень милостивой, христианской, но она не должна быть слабой. Профессор Владимир Лавров: Только что исполнилось 100 лет убийству Распутина. Можно спорить о том, кто такой Распутин, это важный разговор, но я хотел бы обратить внимание на то, что убийц нашли тут же, за считанные часы. И что? Протоиерей Александр Ильяшенко: И ничего. Профессор Владимир Лавров: Главного убийцу – князя Юсупова – отправили в его имение, соучастника убийства – великого князя Дмитрия Павловича – отправили в наш контингент в Иран. Всем было показано, что можно убить друга царской семьи, и ничего за это не будет. Это была серьезная ошибка. Протоиерей Александр Ильяшенко: И для народа стало ясно, что мужика можно убивать без всяких последствий для таких высокосановных убийц. Профессор Владимир Лавров: Главное, те, кто организовывал всего через 2-3 месяца революцию, поняли, что… Протоиерей Александр Ильяшенко: Им тоже ничего не будет. Профессор Владимир Лавров: И действительно, ничего не было. Это была роковая ошибка. Во время войны власть должна быть сильной, волевой, а такой власти не оказалось.

http://pravmir.ru/russkaya-katastrofa-19...

Ведущая: Вероника Леонтьева — руководитель направления помощи инвалидам ОЦБСС Запись: www.diaconia.ru/webinars/ssc_inv3 Ведущий: Павел Козлов — руководитель коммерческого отдела Национального благотворительного фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров» Запись: www.diaconia.ru/webinars/ssc_inv4 Ведущие: епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, протоиерей Михаил Зазвонов, протоиерей Андрей Горячев, иеромонах Виссарион (Кукушкин), иерей Владимир Климзо Запись: www.diaconia.ru/webinars/congress20144 И ВЗРОСЛЫХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Ведущие: Вероника Леонтьева — руководитель направления помощи инвалидам ОЦБСС Мария Ирмовна Островская — директор благотворительного фонда «Перспектива» г. Санкт-Петербург Запись: www.diaconia.ru/webinars/congress20146 ПОМОЩЬ СЛЕПЫМ И СЛАБОВИДЯЩИМ ЛЮДЯМ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПОДРОСТКАМ И ВЗРОСЛЫМ ИНВАЛИДАМ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Ведущие: иеромонах Мелитон (Присада) — настоятель храма Преп. Сергия Радонежского с. Долматовский Заволжского благочиния Кинешемской епархии. В 2005–2013 гг. нес послушание настоятеля храма Преп. Сергия Радонежского при ФГБУ «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих» Минтруда РФ Венера Закировна Денискина — кандидат педагогических наук, доцент Института коррекционной педагогики РАО Вероника Леонтьева — руководитель направления помощи инвалидам ОЦБСС Запись: Часть 1: wwwold.diaconia.ru/webinars/notices/ssc1811/Часть 2: 3: www.diaconia.ru/webinars/i1004/ ПОМОЩЬ ГЛУХИМ И СЛАБОСЛЫШАЩИМ ЛЮДЯМ Ведущие: Татьяна Сергеевна Зыкова — профессор ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, доктор педагогических наук Любовь Павловна Корвякова — старший научный сотрудник ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, член правления МГО ВОГ, заслуженный учитель России Елена Митрофановна Доровских — председатель ревизионной комиссии Патриаршего подворья храма Тихвинской иконы Божией Матери Запись: www.diaconia.ru/webinars/sluh2 Ведущие: протоиерей Андрей Горячев — настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья бывшего Симонова монастыря

http://azbyka.ru/zdorovie/invalid-v-hram...

Постоянно он хлопотал, устраивал вдов и сирот – и своих дальних родственников, и совершенно чужих. Поэтому всегда работы у Алексия Петровича было много. При его скромных вкусах ему вполне хватало бы доходов от прихода (2,5 тысячи в год), но он был еще законоучителем двух учебных заведений и имел много частных уроков, и почти все получаемое тратилось на бедных. «Интересно, что в день его погребения, когда в доме Мазуриной была устроена поминальная трапеза, в одной комнате соединились сонм духовенства с архиереем во главе, прихожане, богачи-миллионеры, духовные дети покойного и нищие. Как при жизни Алексей Петрович сливал всех в своем сердце, так и по смерти он сумел их соединить». Епископ Виссарион говорит в своей речи, что доброта без религиозности не настоящая доброта и дорого не стоит, но что отец Алексий был «истинно религиозно проникнут духом глубокого благочестия и молитвы». Вера его поистине была детская. Однажды у свояченицы будущего старца отца Алексия, Екатерины Павловны, которой было тогда четыре года, сильно разболелись глаза. Алексий Петрович привез ей казанское мыло, освященное им на мощах святителя Алексия, и велел умывать им глаза каждый день. Послушались, стали мыть глаза этим мылом, и болезнь глаз совершенно прошла и никогда не возобновлялась. Много тяжелого пришлось пережить Алексию Петровичу: ранняя смерть жены, болезни и смерти детей. В один год скончалось трое детей: Феодор шести лет, трехлетняя дочь Мария и новорожденный Николай. Другие умирали взрослыми, только что окончив учение. Старший сын Сергей умер от чахотки по окончании семинарии. Петр заболел накануне своей свадьбы и вскоре же умер тоже от чахотки, также и Даниил. Последний, Николай, умер от воспаления мозга. Прихожане называли Алексея Петровича «многострадальным Иовом». Но с глубокой покорностью, смирением и преданностью воле Божией переносил отец Алексий все посланное ему от Бога. Много терпел он огорчений и от людей, но благодушно переносил их, дорожа больше всего миром с ближними. Алексий Петрович был богато одаренной натурой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010