Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ВИКТОР Краснов († 1918), крестьянин, мч., (пам. 29 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОР Матвеевич Матвеев (1871-1937), мч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР Павлович Четверин (1874 – 1918), сщмч. (пам. 20 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_25.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Павлович Четверин (1874 – 1918), сщмч. (пам. 20 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР Холодковский (ноябрь 1895 , Каменский завод Камышовского уезда Пермской губернии (ныне в черте г. Каменска-Уральского Свердловской области) – 13 августа 1937, Челябинская область), священник, священномученик (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых) ВЛАДИМИР Алексеевич Смирнов (1877 – 1937), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР Амбарцумович Амбарцумов (1892-1937), прот., сщмч, (пам. 23 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЛАДИМИР Белозёров († сент. 1918), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_40.html

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

При нём монахи стали получать жалование, а монастырские доходы были определены на просветительные цели. При нём же для кандидатов на священство в Цетинье была открыта богословская школа. Во время правления князей – Данила I и Николая I Черногория приобрела область Берда и пограничные герцеговинские племена, поэтому в 1878 г. была открыта новая епархия «рашко-захумская» с кафедрой в монастыре «Остроге», куда епископом был назначен Виссарион Любиша. Когда, в 1882 году, умер Иларион Роганович, князь Николай I назначил Виссариона митрополитом черногорским и бердским. Митрополит Виссарион пытался открыть в Черногории консисторию по образцу зарской – в Далмации, но это ему не удалось. Преосвященный Виссарион не долго правил своей митрополией: в 1884 г. он умер и преемником ему был назначен архимандрит монастыря Морачи Митрофан Бан, посвящённый во епископа в Петрограде в 1885 году. Такова в кратких чертах церковно-политическая история Черногории. Хотя в настоящее время митрополит черногорский не совмещает уже в своих руках гражданской власти, однако и теперь владыка имеет громадное значение в стране: ни одно важное государственное дело не решается без его ведома и совета, и народ истинно и глубоко уважает этого сановника. Он представляет собой самого почтенного, беспристрастного сановника, самого любвеобильного отца черногорского народа. Не получая содержания от правительства, черногорский владыка живёт на церковные доходы, получаемые с аренды земель цетиньского и острогского монастырей. Этими же доходами обеспечивается совершение богослужения во всех церквях княжества. Но как недостаточно это обеспечение, показывает крайняя бедность черногорских церквей. Очевидец, не более 25 лет тому назад, так описывал цетиньскую соборную церковь : «соборная церковь величиной с большую комнату; поэтому в ней помещаются только князь, княгиня, несколько сенаторов и иностранцев; княжеская гвардия стоит в дверях, а народ толпится вокруг церкви и до него долетают только отрывочные звуки богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 6 Ульяновская епархия полностью оказалась в руках обновленцев, которые тем временем стали действовать весьма активно. Чтобы поддержать обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского), в епархию впервые приехал Александр Введенский, ставший к тому времени уже митрополитом. Личность харизматическая, прекрасный оратор, он не нашел себе достойного оппонента среди ульяновских атеистов. В июле 1924 года в Ульяновск прибыл назначенный патриархом Тихоном епископ Виссарион (Зорин). Родился епископ Виссарион (в миру Василий Павлович Зорин (или Зорнин) в семье священника Нижегородской епархии. Окончил Нижегородскую духовную семинарию. В 1902 году закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1899 году принял постриг, тогда же был рукоположен в иеродиакона. На последнем курсе академии рукоположен в сан иеромонаха. 17 августа 1902 года назначен на должность преподавателя догматического, нравственного и основного богословия в Калужскую духовную семинарию. В ноябре 1902 года переведен в Александровскую миссионерскую семинарию. В январе 1903 года – преподаватель Волынской духовной семинарии. В декабре 1903 года – инспектор той же семинарии, а спустя несколько лет – ректор в сане архимандрита. В 1909 году – ректор Самарской духовной семинарии. В сентябре 1923 года хиротонисан во епископа Симбирского (Ульяновского). Когда в Ульяновск прибыл новый преосвященный, то в его подчинение стали переходить приходы обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского). Обновленческая епархия просто рассыпалась на глазах, никто уже не считался с ее епархиальным управлением. Это очень раздражало архиепископа Иоанна, и тогда вновь посыпались доносы в ГПУ на священников, перешедших в патриаршую Церковь, начались повсеместные столкновения сторонников обновленцев и «тихоновцев». Ввиду напряженной обстановки и отсутствия регистрации епископ Виссарион был вынужден покинуть епархию. Он уехал к себе на родину в Нижегородскую губернию. Управление епархией преосвященный передал в руки благочинных.

http://pravoslavie.ru/31301.html

У них возникло желание устроить собственный скит. В 1841 году Виссарион и Варсонофий приобрели у Ватопеда Серайскую келью, собрали здесь до 20 русских монахов и благоустроили, насколько было возможно, новую иноческую общину. В 1849 г. на Афон прибыл известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьев. При его посредстве Серайская келья была возведена на степень скита, причём Ватопед дал право новому скиту иметь собственную печать, избирать собственного игумена и некоторые иные преимущества, направленные в пользу его самостоятельности. За такие заслуги А.Н. Муравьев получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита совершилось 22 октября 1849 года проживавшим на покое в Ватопеде адрианопольским митрополитом Григорием, который во время литургии возвёл Виссариона в сан игумена, вручив ему в благословение от Ватопеда икону Богоматери «В скорбях и печалях утешение», некогда принадлежавшую патриарху Афанасию. Затем игумен Виссарион ездил в Константинополь к патриарху Анфиму, который выдал ему грамоту на вечное утверждение нового русского скита. В том же 1849 году Андреевский скит получил от Ватопеда устав под названием «Омология», определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к этому монастырю. Старанием и заботами игумена Виссариона (его сподвижник Варсонофий скончался в 1850 г.), скит был приведён в прекрасное состояние. Сам Виссарион преставился в 1862 году. Его преемником был игумен Феодорит, управлявший скитом в течение 25 лет. Он несколько раз путешествовал в Россию для сбора пожертвований и имел доступ к очень влиятельным и богатым лицам, украсил скит новым храмом, соорудил величественные корпуса, устроил различные мастерские и открыл подворья в разных городах. Ватопедский монастырь за труды о. Феодорита почтил его саном архимандрита, а патриарх вселенский Анфим наградил его золотым с украшениями наперсным крестом. Феодорит скончался в 1887 году; после него до 1891 года скитом управлял иеросхимонах Феоклит, старец высокой подвижнической жизни, а ныне игуменом состоит архимандрит Иосиф, родом из ярославской губернии, человек светлого ума, большой энергии и строгой подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

234 Виссарион (Картамышев Василий Павлович; 1823 – не позднее 1897) – иеродиакон, член Русской Духовной Миссии. Родом из Старого Оскола, Курской губернии, из купеческой семьи. Окончил три класса Старооскольского уездного училища. 5 января 1851 г. отправился из России на поклонение святым местам Востока. Остался на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре, где и проходил послушания до 25 марта 1856. 28 февраля 1853 пострижен в монашество. В 1856 переехал в Афины и был приглашен настоятелем русской посольской церкви архимандритом Антонином (Капустиным) петь в церковном хоре. 9 августа 1857 указом Св. Синода определен штатным певчим, которым и состоял до 11 ноября 1869. 24 февраля 1869, по ходатайству афинского посольства, признан Св. Синодом в монашеском звании, принятом за границей. 4 сентября 1870 указом Св. Синода назначен на иеродиаконскую вакансию к церкви Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 18 октября того же года, по ходатайству Св. Синода, рукоположен в иеродиакона Патриархом Иерусалимским Кириллом в храме Гроба Господня. 235 Мартирий, иеродиакон – как и Виссарион, бывший певчий русской посольской церкви в Афинах. Антонин предложил перевести в церковь РДМ в Иерусалиме одного из них, по усмотрению митрополита Исидора. Последний выбрал Виссариона (Картамышева). 237 Софроний (Меидандзоглу Ставрос; 1798–1899) – Патриарх Константинопольский под именем Софроний III (1863–1866), Патриарх Александрийский под именем Софроний IV (1870–1899). 238 Болгарский вопрос – так называется борьба болгарского духовенства за церковную независимость – автономию или автокефалию. В 1872 г. созванный в Константинополе собор глав Восточных Патриархатов провозгласил самопровозглашенную автокефалию Болгарскую Церковь пребывающей в схизме (расколе). Проголосовал против только Патриарх Иерусалимский Кирилл II, за что и был смещен с Патриаршего престола. Русская Церковь формально заняла позицию канонического невмешательства, хотя как священноначалие, так и российские дипломаты сочувствовали болгарской стороне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1851 году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке. В 1894 году было создано общество восстановления Православия в Абхазии, во главе которого становится абхазский князь. Ново-Афонский монастырь становится не только духовным центром нашего народа, но и центром просвещения, там располагается комиссия по переводам, создаются переводы богослужения со славянского на абхазский язык. Абхазское просвещение проходило под эгидой русского царя. И мы благодарим Бога и Россию за оказанную нам помощь. Не следует думать, что мы находились под омофором Грузинской Церкви. Эта ситуация была создана искусственно Сталиным в 1943 году. А гораздо ранее, в 1917 году, на Поместном Соборе Святейший Патриарх Тихон не признал прав Грузинской Церкви на Абхазию и Осетию. Абхазская епархия была дарована самостоятельность, но сначала прошла революция, а потом и Сталин не дал этому осуществиться. Сейчас в Абхазской Церкви идет восстановительный процесс. Два года назад мы объявили о воссоздании Абхазской Православной Церкви. Естественно, мы не просто заявляем свою самостоятельность, а хотим восстанавливаться, и все наши взоры обращены здесь к Русской Православной Церкви. Московский Патриарх — это Великий Господин и отец наш, наши клирики обучаются в Москве. Мы окормляемся у русских старцев. Я долгое время ездил к отцу Кириллу (Павлову), но сейчас он болен, и мы поддерживаем контакт с отцом Илием (Ноздриным). Все необходимое окормление мы получаем от Московского Патриархата. Беседовала Мария Сеньчукова. Вы прочитали статью Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе. Читайте также: Протодиакон Андрей Кураев о создании «абхазской митрополии» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/ierej-vissarion-aplia-...

В начале мая 1925 г. избранный первым национальным архиереем еще Бератским Собором 1922 г. архимандрит Виссарион (Виара Джувани) из г. Дураццо был хиротонисан во епископа в монастыре Савина в Боке (Бухте) Которской (Черногория) двумя архиереями Русской Православной Церкви за границей: епископом Екатеринославским и Новомосковским Гермогеном (Максимовым) и епископом Самарским Михаилом (Богдановым). Это произошло с молчаливого согласия Патриарха Сербской Православной Церкви Димитрия (Павловича). Следует отметить, что епископ Гермоген (Максимов) одно время рассматривался, как возможный глава Албанской Православной Церкви. В 1926 г. возобновились переговоры с Константинопольской Патриархией возобновились, но шли они без особого успеха. В феврале 1929 г. Владыка Виссарион вместе с епископом Скадарским Виктором хиротонисал еще трех албанских архиереев без какого-либо согласия Вселенского Патриарха. [vi] В середине февраля 1929 г. из четырех албанских архиереев был образован Священный Синод Албанской Православной Церкви, который избрал Владыку Виссариона своим председателем, Драчским митрополитом и архиепископом всей Албании. Вслед за утверждением королем Ахметом Зогу Синода, он 26 февраля 1929 г. еще раз провозгласил Албанскую Церковь автокефальной, о чем известил все Поместные Православные Церкви. Синодом был также принят устав, в котором говорилось: «Официальным языком Албанской Церкви является албанский... Архиепископ, епископы, региональные архиерейские уполномоченные, великий эконом — митрофор, главный секретарь Священного Синода, а также клирики — помощники и заместители архиепископа и епископов должны быть по крови и языку албанцами и албанскими подданными... Все упоминаемые в ст. 16 клирики, находящиеся на служении Автокефальной Албанской Церкви, не имеющие перечисленных в вышеназванной статье качеств, с начала вступления в силу настоящего Устава лишаются церковного сана». В том же году король Зогу наградил Сербского Патриарха Димитрия за заслуги по созданию Албанского Синода орденом Скандербега. В это время в Албании проживали 181 тыс. православных, 563 тыс. мусульман и 88 тыс. католиков. [vii]

http://pravoslavie.ru/37718.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010