886 Что Исидор пользовался очень большим авторитетом между епископами, видно из того, что когда умер на соборе патриарх Иосиф (незадолго до его окончания 10 Июня 1439 года), то между епископами кандидатом в патриархи считался Исидор, – История Флорентийского собора стр. 178. 887 Если папа мог действовать посредством подкупа на других епископов, то потому, что другие епископы были совсем нищие. Симеон суздальский в своей Повести о соборе уверяет, что перед отправлением Исидора в обратный путь папа дал ему «много злата» (у Павлова стр. 207). Если это правда, то тут необходимо разуметь не взятку, данную папой Исидору, а заём денег у банкиров, заключённый Исидором при посредстве и при содействии папы. 889 Г. Регель, напечатавший в своих Analecta Byzanmino-Russica (Petropoli, 1891) шесть писем Исидора и в числе их два письма к известному итальянскому гуманисту XV века Гуарино Гуарини, на том основании, что он (Исидор) коротко знаком был с сейчас названным гуманистом, полагает, что и сам он был гуманист, т. е. иначе сказать – человек по образу своих мыслей если не совершенный язычник, то, во всяком случае, такой христианин, для которого не существовало различия между частными христианскими исповеданиями, между православием и латинством, – Prooem. p. XLIV fin. sqq. Но Исидор мог быть коротко знаком с Гуарино, вовсе и не будучи сам гуманистом, а будучи только человеком образованным. Между тем в письмах его к Гуарино нет совершенно никаких указаний на его образ мыслей: не невероятное предположение может оказаться справедливым, чтобы содействовать разрешению вопроса о поведении Исидора, но пока оно – лишь простое предположение. 890 Первый из подписавшихся митрополит ираклийский подписался: ρσας πγραψα, – утверждая подписуюсь; из остальных архиереев половина и в том числе Виссарион никейский подписались: στοιχσας πγραψα, – соглашаясь подписую, другая просто: πγραψα.– Оригинал соборного акта хранится во флорентийской публичной (Медицейской, Лаврентинианской) библиотеке; с оригинала он напечатан в издании Тейнера и Миклошича Monumenta, spectantia ad unionem Ecclesiarum Graecae et Romanae, Vindob. 1872, p. 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19). Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3, 62.1, 2.5 ; Притч 6.23, 28.5 ), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16 ), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их, Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57). Притч.4:20 .  Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; Притч.4:21 .  да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 Первое рождение. Быт.4:1 . Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, Вот первое по времени библейское известие о чадорождении, на основании чего многие склонны думать, что в раю не существовало общения и что оно возникло лишь со времени грехопадения в качестве одного из его следствий. Но такое мнение ошибочно, так как оно стоит в противоречии с божественным благословением о размножении, преподанном самим Богом первозданной чете еще при самом ее сотворении ( Быт. 1:28 ). Самое большее, что можно предположительно выводить отсюда, это то, что райское состояние, вероятно, продолжалось очень недолго, так что первые люди, всегда поглощенные высшими духовными запросами, еще не имели времени отдать дань физической, низшей стороне своей природы. и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. Очевидно, что Ева смотрела на своего первенца-сына, как на дар от Бога, или как на наследие, полученное от Него; этим самым она, с одной стороны, исповедовала свою веру в Бога, нарушенную преслушанием грехопадения, с другой – выражала надежду на получение от Бога благословенного Потомка, имеющего сокрушить власть диавола. Быт.4:2 . И еще родила брата его, Авеля. – имя второго, известного из Библии, сына Адама толкуют и переводят различно: «дыхание, ничтожество, суета» или, как думает Иосиф Флавий – «плач». Подобно предыдущему имени и оно, по всей вероятности, точно также имело связь с идеей первообетований. Сколько радовалась Ева первому сыну, от которого ждала видеть великое для себя утешение, столько же сокрушалась она по рождении второго, как это видно из наречения ему имени Авель, что значит «суета, ничтожество». Ева хотела, вероятно, сим наименованием выразить, что как в первом сыне она не нашла, чего ожидала, так и от второго она уже не чает себе радости (Виссарион). И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Следовательно, в недрах первобытной же семьи очень рано возникают представители двух изначальных занятий человечества, прототипы бедуина (кочевник – Авель) и феллаха (земледелец – Каин). «Мы совершенно отрицаем теорию, что человечество прошло через все пути состояния первобытных занятий, т.е., что сначала оно занималось охотой, потом перешло к жизни пастушеской, наконец, сделалось оседлым и занялось земледелием. Теория эта не подтверждается ни одним примером, по крайней мере в течение тех двух тысяч лет, о которых мы имеем достоверные известия» (Властов). Жертвоприношение первых сыновей Адама

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если любовь — это красота, то именно об этой красоте идет речь в знаменитом утверждении о спасении этого мира. — Ты не пробовал писать стихи? — вдруг спросила Лена. — О, нет. Для стихов душа должна уметь летать. А моя так — копошится чего-то сама в себе. — Я думала, что теория пространства и времени — это физика. Эйнштейн. — Что ты! Это ещё у древних греков, позже у Канта… Диссертация русского философа девятнадцатого века Алексея Козлова, между прочим, называлась «Генезис теории пространства и времени Канта». — Ты её читал? — Нет, так, шапок нахватался. Понял, к примеру, что прежде чем понять и объяснить Бога, следует для начала понять и объяснить собственное «я». Возвратное местоимение «себя» — вот отправная точка познания… — Но Бог — это абсолютное добро, а человек — отнюдь не абсолютно светел. — В этом-то и заключается главная антиномия человека, в этом, по сути, смысл его существования и путь, у которого есть только два направления по одной прямой — к Богу и от Бога. — А нам там, — Лена кивнула в сторону предполагаемого университета, — грузят до сих пор Белинского и Чернышевского как величайших мудрецов. Никто из нас не хочет смотреть на русскую литературу узким и часто мелкозлобненьким взглядом неистового Виссариона. — Знаю, помню. Темочка для сочинения: «Пролетарская несознательность и классовое соглашательство Герасима в рассказе Тургенева “Му-му” с точки зрения классиков марксизма-ленинизма». — Уу… Какая муть! — Вот уж действительно, кирпич на шею — и в омут! — Нет, оставим омут для «светлого луча в темном царстве», а мы лучше поедем ко мне. Нутро Кошкина содрогнулось. У шкалы Рихтера явно не хватило бы баллов. Сергей Павлович прекрасно помнил трехкомнатную квартиру Варламовых в послевоенном сталинском доме, где потолки — это космос, а комнаты — залы, где не стыдно проводить совещания Большой Тройки. — А родители? — неуверенно возразил он. — На даче. Кто ж в такую жару дома сидит. У них руки к земле растут. Копаются на участке, домой приезжают только по вторникам, пополнить запасы продовольствия, посмотреть программу «Время» и отлежаться в ванне. Ну, идем? Кошкин хотел было сказать, что сегодня «приехал» попрощаться до лучших времен. Что проект «машина времени» закрывается, потому что становится опасным. Хотел, но не смог.

http://azbyka.ru/fiction/vremya-lyubit/

Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа – злой дух и естественный змий, то все это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию – прямо непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, – опосредовано и путем аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления ( Рим. 7:20 ), есть как бы справедливое возмездие за его бывшее прежде превосходство над ней ( Быт. 3:1 ). ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, – теперь же оно становится символом унижения и презрения ( Втор. 32:24 ; Мих. 7:17 ) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста – о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений. Первообетование Мессии. Быт.3:15 . и вражду положу между тобою и между женою, Данный раздел – величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою ( Ин. 3:19–20, 7:7 ; 1Ин. 2:15 ), – эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов ( Откр. 12:7–9 ). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 1867 году, по ходатайству архиепископа казанского Антония, в целях увеличения числа подписчиков обязательной подпиской всех церквей епархии, при «Собеседнике» разрешено издавать «Известия по казанской епархии», по программе епархиальных ведомостей 354 . Митрополит петербургский Григорий Постников основал при семинарии еженедельный журнал для назидательного чтения «Духовную Беседу», начавшую выходить с 1858 года, затем, по смерти митрополита, прекратившуюся и возобновлённую с 1868 года протоиереем И. Яхонтовым , уже как частное издание. В «Церковной Летописи» при «Беседе» святейший синод скоро стал помещать свои некоторые указы и объявления, сделав этот орган своим официальным. «Духовная Беседа» прекратилась в 1876 году, когда синод перенёс печатание своих указов из «Беседы» в ново-основанный «Церковный Вестник». Особенно счастливым для духовной журналистики явился 1860 год, в котором начали выходить сразу четыре новых журнала: «Православное Обозрение», «Душеполезное Чтение», «Странник» и «Труды Киевской Духовной Академии». «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» появились в Москве. «Православное Обозрение», богословско-философский журнал, обязано своим возникновением трём просвещённым московским священникам: Николаю Сергиевскому , профессору университета, редактору-издателю журнала, затем П. Преображенскому , профессору семинарии, наследовавшему после отца Сергиевского редакторство и издание, и Г. Смирнову-Платонову. Своей задачей журнал ставил быть органом богословско-философской мысли для образованного светского общества в отличие от академических журналов, носивших специальный школьный отпечаток. «Душеполезное Чтение» основано священником Алексеем Ключаревым, впоследствии Амвросием, архиепископом харьковским, но скоро передано священнику Василю Нечаеву, впоследствии епископу костромскому Виссариону, и ставило задачей дать душеполезное простое чтение самому широкому кругу образованных, но не мудрствующих читателей. Успех, встретивший издание с самого начала, преследовал его и до конца столетия. «Странник», основанный в Петербурге протоиереем Василием Гречулевичем, впоследствии бывшим епископом могилёвским Виталием, отличался тем, что вводил в свою программу беллетристический элемент в виде рассказов и давал портреты, на отдельных листках, знаменитейших архипастырей, которыми подписчики из сельского духовенства с любовью украшали деревянные стены своих покоев в доброе старое время. Свой характер «Странник», в общем, сохранил доселе. «Труды Киевской Духовной Академии» построены были по типу академических органов петербургского и казанского. Особенностью «Трудов» являлась с первых же дней особенно усердная разработка западнорусской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

2) От С.И. Квитницкой из оставшихся по смерти Ф.В. Голицынского книг 202 названия в 295 томах. 3) Из Императорского Московского Университета – Речь и отчет 1899 г. 4) Из Императорского С.-Петербургского Университета: а) Записки историко-филологического факультета, части: XXV, выпуск 1; XLVIII и LI; б) Commentationes philologicae. Сборник статей в честь И.В. Помяловского; в) Годичный акт Университета 1899 г. и г) Протоколы Университета за 1897 г. 53 и 1898 г. 54. 5) Из Совета С.-Петербургского Лесного Института – Известия Института, выпуск 3-й, 1899 г. 6) От Императорского Православного Палестинского Общества: а) Сообщения Общества, декабрь 1898 г. и Приложения; б) Православный Палестинский Сборник, 49-й выпуск, и в) Палестинский Патерик, 9-й выпуск. 7) От Совета Императорского Человеколюбивого Общества – Исторический очерк Совета. 8) От Виленской Комиссии для разбора древних актов – Акты, том XXV. 9) От Директора Императорской Публичной Библиотеки А.Ф. Бычкова – Отчет Библиотеки за 1895 год. 10) От профессора Императорского Московского Университета А.И. Лебедева его брошюра: «Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках». 11) От г. г. профессоров Академии журналы: а) Русская Мысль 1898 г. январь–декабрь и б) Северный Вестник 1898 г., октябрь, ноябрь и декабрь. 12) От профессора И.Н. Корсунского его брошюры: а) «Виссарион, еп. Костромской» и б) «Амвросий, архиеп. Харьковский». 13) От профессора А.Д. Беляева его книга: «О безбожии и антихристе», том I. —266— 14) От и. д. доцента Академии И.В. Тихомирова его брошюра: «История философии, как процесс постепенной выработки научно-обоснованного и истинного мировоззрения». 15) От и. д. доцента Академии И.М. Громогласова его брошюра: «Профессор А.С. Павлов . Речь в заседании Императорского Московского Археологического Общества». 16) От Архимандрита Палладия его книга: «Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие». 17) От преподавателя Вифанской Духовной Семинарии С. И. Соколова его брошюра: «Об употреблении в греческом языке наклонений и причастных форм».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

81, 82, 83, 87, 88, 89, 90, 91 и 9з) Деревянные кресты без надписей. 84) Пирамидальный опоковый без креста памятник с надписью на южной стороне: „Под сим камнем погребено тело младенца Александра Павловича Дикарева; скончался 1859 года 4 ноября; жития его было 2 года. На западной: „Любезный сын, ты здесь лежишь, под тенью Всевышнего Творца, душа твоя у Престола – молись за мать и за отца». На северной: „Господи, приими дух его с миром». 85) Таковой-же памятник с надписью на западной стороне: „Господи, упокой душу рабы твоея девицы Веры. Под сим (крестом) памятником погребено тело девицы Веры, дочери мещанина Егора Савельева Адамышева, скончавшейся 1 ноября 1860 года; жития её было 15 лет и 9 месяцев». 86) Крест с надписью: „Здесь погребено тело отставного коллежского асессора Алексея Виссарионова Усольцева, скончавшегося 1876 года июля 30 дня». 92) Окруженные развалившейся деревянной оградой два деревянные креста с надписью на одном из них: „Под сим крестом покоится тело Казанского купца Ивана Родионовича Феодорова, скончавшегося 26 июля 1878 года, в 4 часа утра; жития его было 50 лет 6 месяцев и 19 дней. Почто, о, милый друг, расстался с нами, супругу и детей оставя сиротами; услышь ты наш горький вопль и пожалей, проснись и посмотри на нас плачущих детей; птенцы твои рыдают, слезами горькими могилу обливают». 94) Развалившийся пирамидальный опоковый памятник с неразборчивою надписью. 95, 96, 97, 98 и 100) Деревянные кресты без надписей. 99) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах жены отставного унтер-офицера Софии Тимофеевны Трежавской с детьми; скончалась 1884 года декабря 15 дня; жития её было 42 года». 101) Окруженные деревянной оградой два деревянные креста без надписей. 102) Опоковый памятник с изображением распятия Иисуса Христа и надписью: „Под сим камнем погребено тело раба Божия Василия Феодоровича Басова, скончавшегося 26 марта 1870 года; жития его было 37 лет 25 дней; память его 25 февраля. Святый Боже! Приими дух с миром раба твоего Василия». На северной стороне: „Сей печальный памятник любезныя дети поставляют и теплыми слезами могилу твою обливают вечного упокоении тебе от Бога желают». На южной: „Приими, нежный родитель, от осиротелых детей твоих последнее лобзание и слезы, тебя нам уж больше не видать; одно лишь страдание и к Богу о тебе молитвы возносить».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

891 Симеон суздальский уверяет, что Авраамий не хотел было подписываться, но что Исидор принудил его силой: «ему же не хотящу (подписываться), митрополит же Исидор я его и всади в темницу и седе неделю полну, – и (тако) тому подписавшуся не хотением, но нужею». 893 По Vitae et gesta summorum Pontificum Альфонса Чиакония, Romae, 1601, p. 894, папа возвёл Исидора с Виссарионом в кардиналы – пресвитеры будто бы ещё в публичной консистории 15 Января 1439 года. 894 Но грамота об этом папы Исидору вместе с подорожным ему листом (salvus conductus) подписана 16 Сентября (одна первая у Тургенева в Historica Russiae Monimenta, I, 120, первая со вторым у Тейнера в Monumenta Poloniae, II 41): это нужно понимать так, что грамота была выслана Исидору, когда уже он был в дороге (в Венеции: Симеон суздальский говорит, что находясь в Венеции, Исидор посылался к папе). 895 Симеон суздальский, бежавший от Исидора из Венеции вследствие ссоры своей с ним, в которой, как есть все основания подозревать, и сам был далеко не прав, утверждает, что и Фома также бежал от митрополита (у Павлова в Критических опытах стр. 206 fin.). Но утверждает, может быть, только из желания оправдать несколько самого себя. Впрочем, так как известен охранный лист или паспорт, выданный папой Фоме во Флоренции в Марте месяце 1439 года (Карамзин, V, примечание 296, Описание рукописей Толстова, отдел II 341, стр. 486), из чего видно, что он ещё тогда хотел возвратиться в Россию: то есть основания подозревать, что у него было с митрополитом не совсем ладно. 896 Никоновская летопись V, 148. В летописи не 6 Июля, когда провозглашён акт унии, а 6 Июня. 6 Июня вместо 6 Июля и во всех наших сказаниях. Дело нужно понимать так, что ошибка была допущена в котором-нибудь одном из них и из одного перешла во все. 897 Выехал из Будима 14 Марта, – ненапечатанная часть описания путешествия, о которой сказали мы выше, на стр. 438, по рукописи, которую указывает Павлов, именно – Румянцевская 898 Длугош, lib. XII, ed Lipsiae 1711 p. 727: Intravit (в Польшу) Isidorus cardinalis et legatus primum in Sandecz, feria sexta Parasceve, ubi per Sbigneum episcopum Cracoviensem fuit hospicio exceptus et omnibus in curia episcopali procuratus et ornatus expensis et ad celebrandum divina in ecclesia parochiali S. Mariae admissus. В Сандече, по описанию путешествия (которое называет его Сувечом и Судочом), Исидор провёл день св. Пасхи, бывший в 1440 году 27 Марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. Начальные слова текста: «прежде, нежели» в еврейском тексте выражены союзом ken, который вполне допускает и другой перевод его, равнозначащий греческому μ и русскому «чтобы не»; в этой последней форме он оттеняет основную мысль текста о преступности замыслов строителей. Смешение языков и расселение народов Быт.11:5 . И сошел Господь посмотреть город и башню, Всеведующему не нужно воочию видимое нисхождение, так как Ему открыты все, даже самые сокровенные помышления человеческого сердца ( Иер. 11:20, 17:10 ; Пс. 7:10 ; 1Пар. 29:17 ), следовательно, это выражение – антропоморфическое, указывающее на производство божественного суда над человеческими предприятиями ( Быт. 18:21 ; Пс. 143:5 ). «Господь снисходит на землю, когда, не предоставляя последующих событий воле людей, Он готовится чудесным образом расстроить их планы. Господь снисходит видеть город и башню, потому что создание их доказывало глубокую порчу души, и этим выражением указывается на то, что Господь обратил особое внимание на грешников и решил предпринять меры к разъединению их» (Властов). которые строили сыны человеческие. «В обширном смысле это название принадлежит всем людям, благочестивым и нечестивым, и указывает на их естественное ничтожество перед Всемогущим (сыны человеческие, или Адамовы, значит «сыны персти»); но здесь идет речь, вероятно, о членах нечестивого Хамова племени, которые были главными виновниками предприятия и обманом вовлекли в оное членов благочестивого племени» (еп. Виссарион). Это подтверждается и библейским контекстом, из которого видно, что и в предыдущее время главным строителем городов выступает потомок Хама же – кушитянин Нимрод ( Быт. 10:10–11 ). Быт.11:6 . И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; «Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст , – обыкновенно поступает так: когда намеревается послать наказание, то прежде показывает великость грехов и как бы представляет оправдание, а потом уж и наказывает» ( Быт. 3:11, 22–23, 6:5–7 ). Так и в данном случае, единый язык – этот величайший дар божественной любви и лучшее средство для развития в людях высших гуманных чувств всеобщего братства и равенства – был обращен людьми в зло, на содействие к развитию бурных и низших инстинктов их природы. Видя, что человечество твердо стало на этот гибельный путь нечестия и не обнаруживает намерения сойти с него и раскаяться, милосердый Господь и решил сам, чрезвычайным действием Своего всемогущества, свести с него людей и тем самым спасти их от полной нравственной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010