: «Москва. Генералиссимусу И. В. Сталину. Прошу Вас, высокочтимый Иосиф Виссарионович, принять от меня 130 000 рублей, часть моей премии Вашего славного имени, на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов. Тамбовский Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий , профессор хирургии». «Тамбов, тамбовскому архиепископу Луке Войно-Ясенецкому , профессору хирургии. Примите мой привет и благодарность Правительства Союза ССР за вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов. Сталин». После таких известий шквал признания достиг штормовой силы. «Сегодня подтвердилось мое мнение, что я не малый козырь для нашего Правительства, пишет Лука сыну. – Приехал специально посланный корреспондент ТАСС, чтобы сделать с меня портреты для заграничной печати. А раньше из Патриархии просили прислать биографию для Журнала Патриархии и для Информбюро. Два здешних художника пишут мои портреты. Только что вернувшийся из Америки Ярославский Архиепископ уже читал там в газетах сообщения обо мне, как об архиепископе – лауреате Сталинской премии… Завтра приедет из Москвы скульптор лепить мой бюст. В майском номере Журнала Патриархии будет напечатана моя биография. Кассирский называет мою книгу классической и говорит, что она, как книги Приорова и Павлова, будет перечитываться и через пятьдесят лет». Когда события достигают столь высокого напряжения, то по законам энергетики за высшей точкой неизбежно должен наступить спад. Это равно относится к электрическим сетям, к машинам и к людским судьбам. Не избежал общей участи и Архиепископ Тамбовский. Апрель 1946 года стал кульминацией его общественной карьеры. Приостановимся и мы. Отложим в сторону архивные дела, газетные публикации и правительственные телеграммы и попробуем прислушаться к тому, что зовется гласом народным: взглянем на жизнь Луки Войно-Ясенецкого глазами тамбовских обывателей, с которыми прожил он бок о бок почти два с половиной года. Московский поезд приходит в Тамбов утром. Выхожу на привокзальную площадь. Солнце. Лужи. Апрель. В записной книжке у меня несколько нужных адресов, но сразу браться за дела в это великолепное утро не хочется. Тем более что в Тамбове я впервые. Распахнув пальто, без всякого плана отправляюсь шагать по улицам. Передо мной тот самый «губернский» город, который на четверть века раньше описывал в письмах к родным архиепископ Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

—144— Невоструева в 142 р.); Ю. Ф. Самарина (после С. Кедрова) – студенту 2 курса Димитрию Покровскому; академическую (после П. Третьякова) – студенту 3 курса Николаю Юдину (пользовавшемуся стипендией имени прот. И. В. Рождественского в 194 р.); казённую (после В. Кантова) – студенту 4 курса Вениамину Олесницкому (пользовавшемуся стипендией Архиепископа Алексия в 204 р.); Московской кафедры (после A. Любимского) – студенту 2 курса Ксенофонту Нечаеву; две протоиерея И. В. Рождественского (после Г. Филипповича и Н. Юдина) – студентам: 3 курса Петру Ансарову (пользовавшемуся академической стипендией в 210 р.) и 2 курса Сергею Цветкову; Архиепископа Донского Макария (после А. Строева) – студенту 2 курса Василию Муравьеву (пользовавшемуся казённой стипендией); прот. А.И. Невоструева (после П. Анисимова) – студенту 2 курса Петру Неклюкову; Архиепископа Алексия (после В. Олесницкого) – студенту 2 курса Дмитрию Орлову; академическую (после Петра Ансерова) – студенту 3 курса Виссариону Плотникову и казённую (после B. Муравьева) – студенту 2 курса Александру Заозерскому. 4) За прочими студентами оставить на будущий 1900–1901 учебный год те стипендии, которыми они пользовались в минувшем году, а восемь стипендий: одну имени В.Д. Кудрявцева-Платонова в 220 рублей, пять Г. И. Хлудова, по 86 рублей каждая, и две – в 239 р. и 220 р. – имени И.С. Аксакова для студентов из южных славян – предоставить студентам будущего I курса. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1900 г. июля 12. Постановления Совета по всем статьям и пунктам оных утверждаются.“ 30 мая 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и Члены Совета, кроме профессоров В. Ключевского и С. Глаголева , не присутствовавших по болезни, и И. Попова , находящегося в отпуске. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1900 г. Мая 4. В Совет Московской Духовной (Продолжение следует). 931 Вм. οιδα др. οιδατε, а нек. οιδαμεν, Остр. вем др. вемь. После ματυια нек. приб. αυτου (μου нек.) и Остр. и Мст. Вм. ин у св. Ал: но (αλλ?) Сим: и, Кари: ее. Св; Ал: истина есть св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Важной частью программы пребывания делегации якутских ученых на Британских островах явились встречи с молодыми земляками, обучающимися в различных университетах и колледжах. В общей сложности в Великобритании находится сейчас более шестидесяти юных якутян. В Оксфорде в разных колледжах учится более двадцати посланцев нашей республики. Все они живут в семьях, утром и вечером питаются дома, днем обедают в колледже. Их учебу оплачивает Министерство образования РС(Я). Многие во время каникул побывали в других западноевропейских странах. Например, их староста Нюргун Петров, учившийся в Национальной гимназии в Якутске, успел посетить Францию, Испанию, Бельгию, Голландию. В этом году он оканчивает колледж и собирается поступить в университет, чтобы получить образование политолога. Виссарион Готовцев из Борогонской гимназии «Услан» имеет хорошие баллы по экономике, математике и физике. Его цель – поступить в университет на экономический факультет. Большая группа юных представителей Республики Саха учится в городе Гриноке неподалеку от Эдинбурга. В самой шотландской столице в разных вузах обучаются семь якутских студентов. Один из них Михаил Варламов (Таттинский улус) окончил Гринокский колледж и уже второй год учится на факультете экономики и финансов Хэрриотского университета. Учеба студентов из Якутии финансируется Департаментом по подготовке кадров при правительстве республики. Среди тех, с кем удалось встретиться и поговорить, оказались также Татьяна Аргунова – выпускница ЯГУ, которая готовит диссертацию по политологии в Институте полярных исследований в Кембридже, Василий Павлов – биолог-генетик, выпускник Московского университета, который тоже пишет диссертацию в университете города Лидса. В Лондоне в Российском торговом представительстве работает Владилен Ноговицын – выпускник Омского гидротехнического института. Все ребята после завершения учебы намерены вернуться на родину и участвовать в строительстве новой Якутии, стабильной и благополучной. Так, на конкретных примерах видно, как реализуется политика президента республики и ее правительства, направленная на то, чтобы Республика Саха широким фронтом вышла на международную арену и присоединилась к мировому сообществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1469 году папа (Павел II) предложил её в замужество Ивану Васильевичу через известного кардинала Виссариона, и великий князь, как многозначительно выражается наша летопись, взяв предложение папы в мысль себе, после совета с митрополитом, с материю и боярами, не замедлил принять его 1115 . Едва ли можно думать, чтобы папа и Виссарион серьёзным образом мечтали при устроения этого брака о новом привлечении московской Руси к флорентийской унии, ибо убедительный пример Исидора был ещё в слишком живой памяти 1116 . Но они самым деятельным образом занимались устроением крестового похода против Турок, и нет сомнения, что в этом отношении они и возлагали большие надежды на брак царевны с великим князем. Что касается до этого последнего, то он через брак с царевной приобретал формальные и положительно юридические права на то, чтобы считаться преемником императоров византийских, и должно думать, что именно это главным образом он внял в мысль себе. Для препровождения Софьи в Москву папа (преемник Павлов Сикст IV) послал с ней легатом своего кардинала, по имени Антония 1117 . Этот кардинал вёл себя в пределах России до самой Москвы так же, как и в землях католических: совершал путь в преднесении водружённого на высокое древко крыжа или креста 1118 . Когда поезд с царевной приближался к Москве и когда донесли великому князю, что кардинал идёт в преднесении крыжа, то он начал советоваться со своей матерью, своими братьями и боярами: как быть с панским послом, – дозволить ему или нет вступить в Москву в преднесении крыжа. На совете голоса раздвоились: одни говорили, что не должно возбранять ему этого, другие говорили: не бывало в нашей земле того, чтобы чинить почесть латинской вере; сделал это один Исидор, который и погиб. Тогда великий князь послал донести о деле митрополиту, от которого и был получен ответ: «невозможно допустить не только того, чтобы кардинал в преднесении крыжа вошёл в город, но чтобы он таким образом и приблизился к нему; если дозволишь ему это, желая его почтить, то – он в ворота города, а я – отец твой другими воротами вон из города; недостойно нам не только видеть этого, но и слышать, потому что – кто окажет почтение чужой вере, тот поругался своей» 1119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Перед испытанием первой атомной бомбы должно было быть подписано соответствующие постановление Правительства, разрешающие это испытание. Научный руководитель проекта – Игорь Васильевич Курчатов – свою подпись поставил, а куратор от ЦК КПСС — Лаврентий Павлович Берия и Председатель Совета Министров Иосиф Виссарионович Сталин документ не подписали. Таким образом, вся ответственность легла на Курчатова: если что-то не так – отвечает он. Но он не дрогнул, не потерял самообладания. Конечно, со всей строгостью и ответственностью добивался исполнения всех инструкций от своих подчиненных, но не испугался. А ведь ему было гораздо труднее, чем любому из нас: дело касалось передового рубежа науки, где, естественно, нередки ошибки, однако партия таких ошибок не прощала. После того, как испытание было успешно проведено, участники проекта шутили: тот, кому дали звание Героя Социалистического Труда, в случае неуспеха должен был получить высшую меру наказания; тот, кому дали орден Ленина — 20 лет лагерей и т.д. И все это прекрасно понимали… Я привожу примеры людей, которым было гораздо труднее, чем нам: они выживали в условиях, часто не совместимых с жизнью. У нас же наблюдается именно то, о чем пишет Ален Бомбар – просто паника, а также неумение и нежелание искать выход из трудной ситуации. Неумение консолидировать свои усилия, искать единомышленников, помогать друг другу бескорыстно и быть уверенными, что если ты помогаешь, то, безусловно, Господь пошлет того, кто и тебе поможет. Так что если люди по своему малодушию, вместо того, чтобы бороться с трудностями, начинают еще губительнее относиться к своим собственным детям, то тогда действительно позитивного выхода из кризиса ждать не приходится. Надо помнить, как на протяжении всей своей истории русский народ полагался на помощь Божью и это никогда его не подводило. На ум приходит рассказ Сергея Павловича Королева. Он, как и многие другие, был репрессирован и попал на Колыму, где условия примерно такие же суровые, как и в Якутии, так что зимой он просто уже «доходил».

http://pravmir.ru/ubivaet-ne-xolod-i-ne-...

Достаточно вспомнить славные имена Чернышевского , Добролюбова , целой плеяды наших «шестидесятников» — болельщиков за русский народ (Н. Успенский , Решетников , Златовратский , Левитов и др.), имя Попова , родоначальника столь блестяще развивающейся радиотехники, только недавно сошедшего в могилу мирового ученого физиолога академика Павлова . Немало детей духовенства стояло и в передовых рядах активных борцов революции и, вместе с рабочей интеллигентской молодежью, прошло хорошо знакомые [В]ам тяжкие этапы царской тюрьмы, ссылки и каторги (Кибальчич , Н. Морозов , многочисленные насельники монастырских тюрем, о которых рассказывает Пругавин в своем исследовании и мн[огие] др[угие]). И это несмотря на то, что они по своему социальному положению прошли через тяжелые, давящие сознание условия дореволюционной «духовной школы», бурсы и семинарии, тоже хорошо знакомы[е] Вам, Иосиф Виссарионович, по [В]ашему личному опыту. К великому счастью Вашему, Страны Советов и мирового пролетариата, [В]ы нашли в себе решимость и силу своевременно, в дни юности Вашей, переключить тот пафос веры и убежденности, который старалась привить [В]ам духовная школа, на великое, единственно ценное дело революции и раскрепощения рабочего класса. Современное духовенство имеет возможность отдавать своих детей в ту новую, светлую школу, которой так много внимания и заботы уделяет и государство, и руководящая партия, и лично [В]ы, простирающий свое внимание не только на программы преподавания, но и на такие важные «мелочи», как ученический карандаш, тетрадь, хороший учебник, без которых не может школа нормально работать. По вашей же инициативе с достойной беспощадностью выкидываются из школы протаскиваемые в нее время от времени модные дешевые теорийки, вроде «комплексного метода» , реакционной «педологии» , предубеждения против истории в е[е] фактах, без знания которых сам[ы]е лучшие «выводы» оказались висящими в воздухе и пр[очее]. Все родители, в том числе и духовенство, могут не только надеяться, но и быть уверенными, что государственная школа, которой они вручают своих детей, воспитает из них достойных граждан социалистического отечества и честных работников на всех фронтах строительства, в процессе которого растет и крепнет и государство наше, и действительно новый и в самом фундаменте своем и во всех деталях социалистический порядок жизни.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253491/

Мы все устроены Богом и поэтому, естественно, хотим, чтобы все вокруг было справедливо. Но так как люди мы грешные, то обычно говорим не о справедливости вообще, а только о справедливости по отношению к нам. И вот в этот момент, когда мы хотим бороться за справедливость, когда в нас кипит праведный гнев, надо взять зеркало и посмотреть на свою физиономию, подумать: красиво ли выражение этого лица? Если нет – значит, пафос нашей справедливости греховен. И хотя этот пример очень поверхностный, но тем не менее, если задавать себе такой вопрос, это может нас в каком-то смысле остановить. В человеке должно быть все прекрасно, и, конечно, самое главное – это его душа. Как бы ты ни был красив лицом, пройдет несколько лет, и это лицо покроется морщинами, глаза потеряют свой блеск, волосы поредеют, изменят свой цвет. А пройдет еще пятьдесят лет, и ты вообще умрешь, и по этому прекрасному лицу будут черви ползать. А красота души – вечная. Если ты красив душой, то твою красоту и на земле будут помнить, а главное, она пойдет вместе с тобой туда, в другой мир, в мир духовный. Если наша душа стала прекрасной – а прекрасной ее может сделать только Бог, – тогда она окажется с этими прекрасными людьми, которые тоже пребывают там, где вечная красота. Тогда мы увидим Андрея Рублева, преподобного Серафима Саровского , Матерь Божию и будем вместе с ними всегда, вечно. Все мы ценим хороших, надежных, преданных, любящих друзей, потому что одна из самых больших драгоценностей на земле – это красота человеческого общения. А ведь когда мы оставим все и пойдем в Царствие Небесное, мы приобретем «во сто крат более, – как Господь сказал, – и братьев, и сестер, и отцов, и матерей». Только подумаем, какие люди нас будут окружать в Царствии Небесном! Просто дух захватывает! Самые выдающиеся, самые совершенные, самые умницы, самые красивые душой, самые нежные, самые любящие, самые верные, самые преданные, самые надежные. Какая красота! А если мы душу свою не уготовим для Духа Божия, если не войдем в Царствие Небесное, где мы будем пребывать? Там, где пребывают грешники, которые любят свой грех. Там тоже места разные: Лаврентий Павлович Берия в одном месте, Иосиф Виссарионович в другом, Гитлер в третьем, Карл Фридрихович в четвертом. Но это будет совсем другая компания – компания людей самовлюбленных, гордых, тщеславных, завистливых, жадных, спорливых, настаивающих на своем, миролюбцев, угодников плоти. Каждый выбирает то, что ему по душе. Какая твоя душа, то ты и наследуешь. Выбирай: вот правда, красота – а вот всякая погибель, и ужас, и кошмар, и отсутствие гармонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Что я считал моим, о чем Тебя молил, Что Ты мне дал любить и дал к чему стремиться, Чем испытал меня и чем благословил. Господь, веди меня! Спаси меня, Господь! Трудна была дорога: Борьба с преградами, ненастье, близость бед И сердца чуткого немолчная тревога Мой утомили дух. На прошлой жизни след В раздумье тягостном смотрю усталым взором, Воспоминаний ряд проходит предо мной, И больно мне, когда они звучат укором, И грустно мне, когда я слышу звук другой. Господь, прости меня! Январь 1887 Молитва Господь, мольбе моей смиренной С высот небес Твоих внемли, И мира, для души смиренной, Мне дуновенье ниспошли! Как хартия, перед Тобою Раскрыта повесть моих дней; Давно туманной пеленою Дум тяжких тень лежит на ней; Давно мне чудится невольно, Что новая печаль близка, И ум в тисках, и сердцу больно, И скорбью связана рука. Я не ропщу, Господь, я знаю, Что я виновен пред Тобой, Но я молюсь, я уповаю, Суд милостив мне будет Твой. Да даром благости верховной Земная явится печаль… Принять ее душой покорной Велит священная скрижаль. Я ведаю, что в ризах темных Ты часто Ангелов Твоих Ниспосылал спасать бездомных, Скорбящих странников мирских. Кому печали здесь не новы, Тот помнит Ангелов привет: Тому сквозь темных риз покровы Их крыльев серебристый свет. Господь! Дай скорби мне забвенье И удали печаль с чела, Даруй узреть мне на мгновенье Край серебристого крыла. Не радостей земных на время Прошу, Господь, чтоб отдохнуть; На миг забыть бы только бремя И раз свободно лишь вздохнуть! Николай Щербина Щербина Николай Федорович (1821–1869) – поэт, переводчик. Щербина существует как бы в двух своих ипостасях, не имеющих никаких точек соприкосновения. Один из них – автор сатирических стихотворений и пародий на самые злободневные вопросы современности. Неизменной мишенью его, по выражению Ф.И. Тютчева – «блестящей желчи», – были славянофилы и поэты «чистого искусства». «Я слишком русский человек, чтоб сделаться славянофилом», – съязвил он о славянофилах-немцах Берге и Каролине Павловой. Особенно досталось Аполлону Майкову за его «верноподданическое» стихотворение «Коляска» и Федору Глинке вместе с Авдотьей Глинкой – за Гегеля проклинание и псалмов писание (высмеивая их религиозность, он даж е прибегнул к кощунственному пародированию акафиста). Второй Щербина – автор антологических стихотворений, которые, наряду с антологиями Аполлона Майкова, можно считать образцами «чистого искусства». Не кто иной, как «неистовый Виссарион», приветствовал в 1841 году первую книгу двадцатилетнего Аполлона Майкова, противопоставив его античную лирику «гримасам ш тукм ейстеров, потеш аю щ их тупую чернь». Совсем иную реакцию вызвала антологическая лирика у последователей Белинского. «Ш естидесятники» во главе с Н.Г. Чернышевским приветствовали сатиру Щербины, но его фавны, нимфы, наяды вызвали полное отторжение. Зато Тютчев писал, обращаясь к нему:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Весной 1846 г. по приглашению мон. Фомаиды в Каширу из богадельни г. Алексина прибыли 2 ее давние «сомолитвенницы» - послушницы Дария Васильева и Анастасия Дмитриева. В 1848 г., когда в общине проживало ок. 50 насельниц, скончался главный благотворитель Руднев, и сестричество стало испытывать финансовые трудности. По свидетельству мон. Леониды (Ждановой), «скудость чувствовалась во всем», мон. Фомаида «возмалодушествовала» и даже намеревалась оставить общину, но духовник, старец Виссарион, убедил ее остаться в Кашире: «...от Бога не уйдешь. Он строго накажет за твое нетерпение, знаешь ли? Здесь, где вы живете, место святое, здесь будет большая обитель». Мон. Фомаида старалась изыскать источники к содержанию обшины: в 1848-1849 гг. предоставила 3 банковских билета на сумму 11 238 р. 78 к., прося обратить их в пользу обители, приняла вклады, в т. ч. 10 дес. пахотной земли от жены титулярного советника Е. Попадичевой и 36 дес. от коллежского асессора И. Раевского. В 1852 г. от московских и каширских жителей мон. Фомаиде было предоставлено 3643 р. 78 к., а в 1857 г. от московского почетного гражданина Н. В. Лепёшкина - 571 р. 42 к., от коммерции советника С. Л. Лепёшкина 10 тыс. р., от Е. К. Кузовлевой 1 тыс. р. В 1858 г. каширский купец И. Ф. Попов пожертвовал 591/2 дес. леса в Киреевской пустоши, надворная советница М. К. Бабаева передала «огородное место» в г. Туле на Миллионной ул. В итоге сестры располагали 16 500 р. 98 к. и ок. 100 дес. пахотной и лесной земли. Среди прихожан храма числился 191 представитель «купцов, мещан и цеховых», 5 представителей «военного» и 38 представителей «гражданского ведомства». Вскоре по приглашению Алексия (Ржаницына) , еп. Тульского и Белёвского, в богадельню из Рязани была переведена опытная в хозяйственных трудах рясофорная мон. Олимпиада (Макарова Дарья Николаевна; † 1862), ставшая ближайшей помощницей мон. Фомаиды. К 1860 г., когда в богадельне насчитывалось ок. 70 насельниц, еп. Алексий неск. раз обращался в Синод с ходатайством о преобразовании ее в общину на правах общежительного мон-ря, «находя для этого и средства достаточными». Новый Тульский и Белёвский еп. Никандр (Покровский) выдал богадельне «сборную книгу» и благословил одну из сестер, Е. А. Вольфингер (урожд. Новикова), отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» (Там же. С. 44-45). Благодаря пожертвованиям членов царской семьи (имп. Марии Александровны, вел. княгинь Елены Павловны и Александры Иосифовны) и придворных особ капитал богадельни пополнился 689 р. 72 к. Вел. кн. Константин Николаевич выделил на облачение сестрам 700 аршин черного сукна. К нач. 60-х гг. XIX в. капитал богадельни составил ок. 26 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Это своеволие не укрылось от внимания императрицы Екатерины II. Особым указом (1767 г.) она запретила изображать святые лики в странных и соблазнительных видах и повелела подвергать строжайшему наказанию иконописцев, поступающих вопреки сему запрещению, а при возобновлении, в трёх главных Московских соборах, иконного письма, подтвердила восстановить оное в древнем виде. Пристрастие к итальянской церковной живописи, господствовавшей в XVIII веке, продолжается и в XIX, хотя в настоящее время встречает сильное противодействие со стороны всё более умножающихся любителей и знатоков церковной старины. Всюду чувствуется потребность восстановления иконописания по древнейшим образцам, всюду слышатся жалобы на своевольное поновление древних икон и придумываются способы отчистки старых изображений от позднейших слоёв краски, наложенных неискусными поновителями. Просвещённое правительство показывает всем пример ревности в деле восстановления древних священных памятников. Государь император Николай Павлович Высочайшим указом (1843 г.) повелеть соизволил, чтобы нигде, ни под каким предлогом, в древних церквах без Высочайшего соизволения не производилось ни малейшего исправления, возобновления и изменения живописи и других предметов давнего времени. В исследовании о свойствах православного иконописания требуют особенного рассмотрения изображения символические и олицетворительные, также отдельные символические атрибуты, с какими изображаются на иконах предметы. Символические и олицетворительные изображения. В символических и олицетворительных изображениях представляются на иконах предметы, по существу своему невидимые. Так напр. Св. Троица изображается под образом трёх странников, угощаемых Авраамом; Бог Отец под образом ветхого денми ( Дан. 7:9 ); Дух Святый под видом голубя; Ангелы под образом крылатых юношей. В половине XVI века явились попытки представлять в лицах и символах смысл догматов, молитв и песней церковных: Совет предвечный, т. е. о сотворении человека; Почи Бог от дел своих (Господь Саваоф изображается почивающим на ложе); Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся; Единородный Сыне, Символ веры , Отче наш , О Тебе радуется Благодатная и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010