Одновременно это наименование должно было напоминать иудеям и хорошо известное им пророчество о Мессии, содержащееся в книге Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шёл как бы СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13–14 ). Называя Себя «Сыном Человеческим», Господь Иисус Христос тем самым относил к Себе это знаменательное пророчество Даниила. 22. ВОПРОС: Как понимает Св. Церковь предсмертные слова Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»? ОТВЕТ : Эти слова не были, конечно, воплем отчаяния, как это пытаются представить неверующие, а были лишь выражением глубочайшей скорби души Богочеловека. Для совершения искупительной жертвы необходимо было, чтобы Богочеловек испил до самого дна всю чашу человеческих страданий. Для этого потребовалось, чтобы распятый Иисус не чувствовал радости Своего единения с Богом Отцем. Весь гнев Божий, который в силу Божественной правды должен был излиться на грешное человечество, теперь как бы сосредоточился на Одном Христе, и Бог Отец как бы оставил Его. Среди самых тяжких, какие только можно себе представить, мучений телесных и душевных, это оставление было наиболее мучительным, почему и исторгло из уст Иисусовых это болезненное восклицание. 23. ВОПРОС: Можно ли сидеть в храме за всенощной во время чтения шестопсалмия? Во время чтения кафизм, которые состоят из псалмов, сидеть, насколько известно из церковного устава, разрешается. Распространяется ли это разрешение и на шестопсалмие, которое тоже состоит из псалмов? ОТВЕТ : Сидеть во время чтения шестопсалмия нельзя никоим образом (исключая, конечно, больных и немощных старцев). Устав церковный придаёт чтению шестопсалмия особенно важное молитвенное значение. Так, в 9-й главе Типикона о чтении шестопсалмия говорится: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть, и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Поэтому пост — это не просто дни, когда мы должны ограничить свои физические потребности исполнением некоей невесть кем и невесть когда предписанной диеты. (На самом деле — очень даже «весть»: все тонкости пищевых запретов и разрешений описывает церковный Устав, Типикон, которым мы по сей день пользуемся. Но многие ли об этом знают? И многие, именно эти предписания — а не те, что «от ветра главы своея» или соседки по подъезду, — постясь, в точности соблюдают?)    Это — время постоянного внутреннего борения, духовной битвы, разворачивающейся в наших сердцах, битвы, которую ведем мы сами, всецело полагаясь на помощь Божию, за нас же самих (вспомним слова ектении, молитвенного прошения, которыми завершается повечерие: «Рцем и о них», то есть, как говорит примечание в некоторых богослужебных изданиях, «о себе самех»!).    Поэтому преподобные отцы полагают меру и посту (как и любому другому событию в духовной жизни) — ведь «Богу возлюбленно, еже есть по силе». «Всякая мера добра есть» и «изящна, по речению премудрых», а «всеумеренное есть изряднейшее». Напротив того, «небезопасно все то, что преступает меру». Ведь «диавол имать обычай прилагати душе... трудов безмерие, или всесовершенную праздность», и во всем, что не имеет меры и своего чина и последования, можно узреть бесовское наведение. Таким образом, «безмерная и безвременная маловременна суть, паче вредна и неполезна».    Задача поста — не истощить тело человеческое. Потому что не с телом мы боремся, ведь душа «пользуется снабженным органами телом и доставляет ему жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу». «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), тело здесь, как и во всех других случаях жизни, — лишь инструмент, который должен повиноваться духу: «дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38)! И этот инструмент не должен мешать работе духа, не должен превратиться из орудия богомыслия в орудие того, кто постоянно ищет нашей погибели, — «чтобы не дать повода ищущим повода» (2 Кор. 11:12)! И главная задача поста — истощить те духовные источники, которые толкают души наши ко греху (или, что то же, — мешают нашему возрастанию в праведности), истощить то, что делает нас слабыми в противостоянии между добром и злом, каждодневно разворачивающемся и внутри нас, и в том мире, который нас вседневно окружает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вместе с тем, к помощи врачей обращаться позволительно, а иной раз и необходимо, помня, однако, что через врачей и лекарства действует Промысл Божий. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, – говорит Премудрый Сирах ( Сир.38, 1 ). И далее: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир.38, 4 ). Как человеку здоровому сказано: «Трудись и молись», так можно сказать больному: «Лечись и молись». Научившись терпеливому несению болезней, следует приступить к следующей духовной ступеньке: в болезни возносить Богу благодарение, благодарить и за саму болезнь с верой, что Бог попускает ее нам во благо. Многие святые угодники Божии провели в тяжелых болезнях большую часть своей жизни или даже всю жизнь – преподобные Пимен Многоболезненный Печерский, Амвросий Оптинский , святитель Игнатий (Брянчанинов) , праведная Матрона Московская и другие подвижники. Употребление вина Устав Церкви (Типикон) издревле допускает употребление вина на литии и за праздничной трапезой. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь благословил вино на свадебном пиру в Кане Галилейской. Однако при этом следует иметь в виду, что вино в древности весьма отличалось от того, которое продают нынешнему покупателю в магазине. Вино Древнего Востока, о котором идет речь в Евангелии, Типиконе и Патериках, представляло собой перебродивший естественным образом виноградный сок крепостью 8–10%, к тому же изрядно разбавленный водой. Ни сахар, ни спирт в вино не добавляли. Небольшое количество такого напитка, поданного к трапезе в жарких странах Средиземноморья, не столько пьянит, сколько бодрит и предупреждает болезни. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов, – рекомендует апостол Павел своему ученику Тимофею ( 1Тим. 5, 23 ). Однако здесь речь пойдет не о пользе от умеренного употребления вина, но о состоянии опьянения, неразрывно связанном с винопитием, и его последствиях. Остановиться на данной проблеме нас вынуждает необходимость, потому что люди, злоупотребляющие винопитием, проявляют в этом вопросе удивительное непонимание, между тем как жизнь требует полной ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бодрствовать должны все. Это лучшее средство от бесовских искушений, как замечает церковный устав: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера», 2-е, 3-е и 4-е «зри») . «Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» (Иона 2:3) – этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание душ умерших людей во аде, куда по милости и человеколюбию «снизшел еси Господь (в преисподняя земли)», сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем Воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении евреев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3): «Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев». По словам преп. Максима Исповедника, «пророк Иона – это образа Адама и нашей человеческой природы, Христа и пророческой благодати и неблагодарности еврейского народа, утомляющегося от всего доброго и завидующего постоянно милости Божией» . Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскресл еси от гроба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью. В ирмосе 7-й песни автор использует темы из 1-й части Песни трех отроков, которую мы слышим в конце последней паремии литургии Великой Субботы. За отказ поклониться идолу три отрока израильских были брошены Навуходоносором в печь, откуда их избавил Некто «подобный Сыну Божию»: «Тогда Навуходоносор исполнился ярости , и самым сильным мужам из войска своего приказал связать и бросить их в печь, раскаленную огнем… Но Ангел Господень сошел в печь и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер… Навуходоносор царь сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан.

http://bogoslov.ru/article/6027170

«Завещание» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром (частнее епископом и пресвитером) и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. При этом место о епископо-пресвитерских часах молитвы в Завещании имеет в сирской рукописи и в арабском переводе для коптской Церкви характерные разности (отмеченные у нас курсивом) «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» в сирской редакции Да будет епископ постоянно у алтаря, пребывая в молениях долго и ночью, особенно же в предписываемые ночные часы, именно в первый, в полночь и в первый час зари, когда появляется рассвет. Сверх же этого утром (,?) в час третий, в час шестой, в час девятый, в час двенадцатый и в час светильника. Если же он молится за народ и за себя во всякое время непрерывно, хорошо делает. И пусть будет один в здании церкви. Но если есть у него один ли два участника, то хорошо, если он с ними пребывает для совместной единодушной молитвы в слове. Ибо где два или три находятся во имя Мое, как помните, Я сказал вам, и Я буду среди них. Если же не может непрерывно всю ночь пребывать, по крайней мере пусть остается (в храме) в вышеуказанные часы. Ибо тогда ангелы навещают церковь 451 . «Завещание» в арабском переводе для коптской церкви («Арабская Дискалия») Да будет епископ постоянно при алтаре и свободным для молитвы днем и ночью, – особенно в часы, в которые полагается молитва: в начале дня и во время отхождения ко сну и в полночь и во время рассвета, и затем в час дня первый, а также в 3, 6 и 9 и в сумерки. Если же он молится за себя и весь народ и во всякое время, хорошо поступает; и пусть будет один в церкви. Если же у него есть один или два участника и ему угодно, чтобы они с ним были, пусть устроит так, чтобы они помогали ему во всяком деле, особенно в молитвах и молениях, которые нужно совершать внимательно и в согласии, поскольку Господь сказал: где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреде их. Если же не может совершать молитвы непрерывно днем и ночью, пусть молится в те часы, которые мы указали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

538 . Ночь воскресения Господа нашего Иисуса Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делавшим добро в воскресение жизни, а делавшим зло в воскресение суда, как написано. Египетские каноны О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на Пасху ранее часа, в который можно есть. Не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы. Ибо не Пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то минуло. Посему мы не сказали: во втором месяце 539 , но когда он узнает наверно (день Пасхи), пусть приступит и к посту 540 . Для обоих памятников Пасха – пост в честь страданий Христовых, но для первого в понятие ее входит уже и торжественное разрешение от поста в ночь воскресения. Другой, и, по-видимому, более сложный фазис в развитии пасхального ритуала, представляет Сирская Дидаскалия. Замечательна трогательность и одушевление, с которыми она говорит о Пасхе и которых нет в канонах Ипполита и Египетских. Интересна также та переработка, которой подверглись предписания Дидаскалии относительно Пасхи в Апостольских Постановлениях. Кроме того, что Пасху последние восполняют целым кругом новых праздников и постов: Рождеством Христовым, Богоявлением, Четыредесятницей, Фоминой неделей, Вознесением, Пятидесятницей и недельным постом после Пятидесятницы (Петров пост), самый тон предписаний о Пасхе Дидаскалии в Апостольских Постановлениях изменился, и не везде в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сирская Дидаскалия Итак, верному нельзя клясться ни солнцем, ни каким-либо из других небесных знамений или элементов и не упоминать устами своими имени идолов и не произносить устами своими злословия, но благословения и псалмы Господни и божественные писания, которые суть основания нашей веры, и особенно в дни Пасхи, которыми все верные постятся по всему миру. Как сказал Господь наш и Учитель, когда спрашивали его: «почему ученики Иоанна постятся, Твои же не постятся?» И ответил им, говоря: «не могут печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених; но придут дни, когда отнимется от них жених ; и тогда будут поститься» 541 . Теперь же Он с нами делами Своими, а видом Своим далеко, потому, что восшел на высоту небесную и сидит одесную Отца Своего 542 . От второго дня недели (понедельника) поститесь 6 дней до ночи после субботы, и это будет считаться у вас седмицей. В десятый же день (т.е. 1-го весен. месяца), так как начало Моего имени есть йод 543 , день, в который было возобновление постов (должно усилить пост?) не по обыкновению прежнего народа (евреев), но по новому завету, который Я для вас учредил; поститесь также в четвертый день недели (среду) за них, так как в четвертый день недели начали они губить свои души и схватили Меня... Опять же и в пятницу за них (иудеев) поститесь, потому, что они пригвоздили меня среди праздника опресноков своих, как у Давида предсказано: «среди праздник своих положиша знамения своя и не познаша» 544 . Вы же непрестанно в эти дни поститесь во всякое время, и особенно которые из дома язычников (христиане из язычников). Ибо народ (еврейский) не послушался (Меня) и их Я освободил от слепоты и заблуждения идолов и принял их, чтобы за пост ваш и тех, которые из дома язычников, и за служение ваше в те дни, когда вы молитесь и упрашиваете за заблуждение и гибель народа, молитвы и прошения ваши были приняты пред Отцом Моим, Который на небесах, как бы исходящие из одних уст всех на земле верных, и чтобы отпущено было им все, что они сделали на Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

А затем и в то время, в которое поет петух, должны быть установлены молитвы в церквах, так как Господь сказал; «бдите яко не весте, в кий час Сын человеческий приидет, в петлоглашение или заутра» 457 . Египетские Каноны Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам. Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить (с Ним) чрез поучающего. Ибо, помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. (Бого)боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же (если) он может читать. Или (?) если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет (приходит?) последним в церкви, на месте, где сообщается наставление. Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Святой Дух даст чрез поучающего. Таким образом, твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет сказано и то, что ты должен делать у себя дома. Посему пусть каждый будет усердным в посещении церкви, места, где цветет Дух Святой. Если же в какой день не бывает поучения, то каждый пусть дома у себя возьмет св. книгу и вдоволь читает в ней то, что ему кажется полезным. И если ты дома, молись в третий час и хвали Бога. Если же ты в другом месте, и наступит этот час, то молись в сердце твоем к Богу. Ибо в этот час виден был (оказался) Христос пригвожденным ко Кресту. Посему и в Ветхом Завете закон повелевал класть на каждый час хлебы созерцания (предложения) в прообраз Тела и Крови Христовых, и (повелевал) заклание бессловесного агнца, который есть прообраз совершенного Агнца, ибо пастырь – Христос; Он хлеб, пришедший с небес. Подобным образом молись снова в шестой час. Ибо когда Христос был пригвожден ко кресту, то день этот разделился, и появился великий мрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: кáк будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Во втором вопросе не понятно прокоментировали ответ., либо я не так поняла. Александра 20 февраля 2016, 12:43 Мое мнение: лучше бы этой встречи не было. Согласна с Ларисой Ворониной - готовится почва. Текст совместного документа ОЧЕНЬ смущает. К сожалению, теряю доверие к многоуважаемому, дорогому, любимому Патриарху Кириллу. Но, конечно, ни о каком расколе нельзя и помышлять, только теперь доверяй, но проверяй, сопоставляй с мнением Святых Отцов. Комментарий многоуважаемого Владыки Тихона настораживает и не вызывает доверие. Не верю что это " взаимодействие с католиками " на благо всем христианам, скорее на погибель... Лариса 20 февраля 2016, 12:30 Дорогие комментаторы! Скоро Великий пост. Надеюсь, все, кто ратует за чистоту православия, будут поститься СТРОГО по Типикону - Первая седмица - строгий пост (кто может, еще из без воды), остальные седмицы - сухоядение раз в день. Уставное многочасовое богослужение и пр. Отсутствие телевизора и т.п. Сугубая молитва и покаяние со слезами. А то как архиереев осуждать - так каноны быстро находятся, а как самим следовать Уставу церковному, так это не для нас писано. Марина Жердева 20 февраля 2016, 12:20 Православные!!! Братья и сёстры!!! Не помню кто из святых отцов говорил,что в последние времена,а для нас,сегодня живущих они как бы и последние,завтра или грядущее ещё не наступило,мало будет старцев и святых людей и трудно будет человеку получить совет от истинно подвизавшегося. Поэтому большее внимание нужно уделять чтению Священного Писания!!! У нас же есть это чтение и на каждый день по зачалам. Четайте каждый день Апостолов и Евангелие.Очень помогает ориентироваться в столь лукавом мире.Вот сегодня прочитала 2-е послание ап.Павла к Тимофею.Зав.293(2:11-19),все очень актуально и поучительно.Советую читать по нескольку раз за раз и обдумать спокойно,и мозги встают на место,ориентируется легче... И ещё,спасибо за неравнодушные комментарии,в них тоже много полезной информации!!! Рада видеть в разъяснения и владыку Макария и иеромонаха Игоря,это укрепляет. Самая полезная помощь гонимым христианам- это наша горячая молитва за них,а не совместные заявления с попистами.Господи вразуми и спаси Православную Россию!!!

http://pravoslavie.ru/90819.html

Спаситель учил нас о том, что " никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые " (Мк. 2.22). Все христианское делание, как то: молитва, пост, причащение и т.д. есть " вино новое " , которым можно вполне погубить " мехи ветхие " - человека, если поставить его на высоту, от которой закружится голова. Попробует, например, человек, непривыкший к посту, сразу провести Великий Пост строго по Типикону. Что из этого выйдет? Если даже он и не бросит до конца это тяжкое для него бремя и доживет до Пасхи, то, скорее всего он никогда больше не вернется к посту, который останется в его сознании лишь как глупая ошибка прошлого. И виною тому конечно не пост, а неразумное отношение человека, взявшего нож не за рукоять, а за лезвие и поранившего себя. То же самое относится и к причащению Святых Таин. Причащается, например, человек один раз в месяц и ощущает плоды мира и радости от соединения с Господом. И вдруг прочитывает статью о том, что причащаться бы надо почаще. Он и начинает причащаться, скажем, раз в неделю. При этом он замечает, что приготовиться к таинству так тщательно, как раньше, он уже не может, потому что это довольно сложно. Но, теперь уже думая, что святые отцы учат причащаться именно почаще, он делает это в ущерб подготовке. Устав от постоянной подготовки к причастию, человек может начать подходить к нему и вовсе без подготовки и без такого благоговения к таинству, как это было у него раньше. В итоге он просто потеряет те плоды от причащения, которые он испытывал раньше и будет почти равнодушно приходит к святыне. Напрасно автор обвиняет своих оппонентов в неправильной трактовке слов из письма святителя Игнатия своей сестре о преподобной Марии, причастившейся лишь два раза в своей жизни. Они не настолько глупы, чтобы приводит эти слова с целью убедить читателя пореже причащаться. Просто в этих словах мудрого святителя содержится ключ к тому, чтобы не просто причащаться, но причащаться во спасение и пожинать плоды такого причащения еще здесь на земле.

http://pravoslavie.ru/5784.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010