В совр. греч. изданиях, отражающих приходскую греч. практику (Типикон Константина протопсалта, 1-е изд. в 1838, Виолакиса Типикон , 1-е изд. в 1888), устав службы в целом тот же, что в традиц. иерусалимских Типиконах, но с рядом отличий. Вечерня и утреня совершаются отдельно, на утрене отмечается полиелей; как и в поздних греч. Типиконах, канон поется только из Триоди (на 8), с запевами: к 1-му тропарю песней канона - воскресный Δξα τ Αγ Αναστσει σου (        ), к др. тропарям - Δξα σοι Θες μν δξα σοι (            ), перед песнями канона и в качестве катавасии поются ирмосы Ο θειτατος προετπου (    ). После славословия в конце утрени выносится Крест и совершается поклонение. На литургии, согласно 1-му изд. Типикона Константина, поются изобразительны, на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона Кресту; согласно следующим изданиям Типикона Константина и Виолакиса, поются особые праздничные антифоны (1-й - Пс 4. 7b, 59. 6, 67. 19a, 60. 6b; 2-й - Пс 97. 3b, 132. 7b, 73. 12, 45. 11b: 3-й - Пс 98. 5, 27. 9a, 27. 9b), после входа - тропари воскресный, Кресту, святому Минеи (вместо последнего у Виолакиса - святого храма) и богородичный кондак Τ περμχ Στρατηγ (    ). Трисвятое заменяется тропарем Τν Σταυρν σου (    ); в конце литургии вместо Εδομεν τ φς (    ) поется тропарь Σσον, Κριε (    ). Гимнография В совр. богослужебных книгах последование Креста включает такие элементы, как отпустительный тропарь 1-го гласа Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ); кондак «тяжкого» (т. е. 7-го) гласа Οκτι φλογνη ομφαα (        ) с икосом, творение прп. Романа Сладкопевца ; канон без акростиха, творение прп. Феодора Студита , 1-го гласа, ирмос: Αναστσεως μρα (    ), нач.: Πανηγρεως μρα (    ); 4 самогласна, 4 цикла стихир-подобнов, 4 седальна, светилен; к числу крестных песнопений можно отнести имеющиеся в книгах крестобогородичны . Кроме того, песнопения в честь Креста присутствуют в будние дни 4-й седмицы Великого поста, следующей за К. н.: 3 стихиры-подобна - на вечернях с воскресенья по четверг, седальны по 2-м и 3-м стихословиях Псалтири и 2 трипеснца - на утренях с понедельника по пятницу. В среду и пятницу отменяются рядовые службы Минеи, вместо них поются дополнительные стихиры и канон Кресту; со вторника по пятницу на 6-м часе вместо тропаря пророчества поется тропарь     Песнопения К. н. и следующей за ней седмицы частично совпадают с гимнографией праздников Воздвижения Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 авг.).

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

Typicon. P. 186; Миркович. Типикон. С. 78a; первопечатный греческий Типикон 1545 г. Л. 81-83; Типикон. Ч. 1. С. 386-388). Совершаемое в навечерие последование вечерни с литургией Василия Великого и великим освящением воды в целом то же, что и в Студийском уставе; если навечерие приходится на субботу или воскресенье, то служится литургия Иоанна Златоуста в свое время, а вечерня с великим освящением воды - отдельно вечером, как и в Студийском уставе. Всенощное бдение начинается, согласно ранним редакциям Иерусалимского устава (см., напр.: Lossky. Typicon. P. 188; Миркович. Типикон. С. 79б; первопечатный греческий Типикон 1545 г. Л. 85), во 2-м часу ночи (т. е. после 19.00; по современной русской - в 10-м часу ночи, т. е. после 4.00 утра). Служится великое повечерие: за вседневным славословием следует лития с пением стихир праздника, затем - стихиры на стиховне, поется тропарь праздника 1-го гласа Εν Ιορδν βαπτιζομνου σου, Κριε (          ), совершается благословение хлебов , за ним - праздничная утреня с полиелеем, чтением Евангелия - Мк 1. 9-11, пением 2 праздничных канонов 2-го гласа (авторства Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина - те же, что и в Студийском уставе) и великим славословием; на литургии особенности те же, что и в Студийском уставе. В ранних редакциях Иерусалимского устава (в частности, в Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- см.: Миркович. Типикон. С. 80б), а также в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. (Л. 86) и совр. греч. Виолакиса Типиконе (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 144-159) отмечается повторное великое освящение воды, к-рое совершается в конце утрени, по пении великого славословия. В русской литургической традиции такая практика не распространена, но в московском первопечатном Типиконе 1610 г. (Л. 524 - 524 об.) ей посвящена отдельная заметка. Отдание праздника К. Г. в Иерусалимском уставе совершается не 13, как в Студийском, а 14 янв.- поется служба только праздника (напр., см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИОЛАКИС [греч. Βιολκης] Георгий (ок. 1820, о-в Сифнос - июль 1911, К-поль), главный протопсалт К-польского Патриархата. Служил канонархом в храмах К-поля. Изучал теорию и практику визант. церковного пения сначала на о-ве Хиос у протопсалта Н. Павлаки и в мон-ре Неа-Мони, у мон. Мелетия, затем в К-поле у Феодора Фокейского. С 1843 г. служил в храме св. Иоанна на Хиосе. В 1865 г., отклонив предложение К-польского Патриарха Софрония II занять должность протопсалта патриаршего храма, стал преподавателем визант. пения в Халкинской богословской школе. В 1876 г., при Патриархе Иоакиме II, единогласным решением Свящ. Синода В. избран на должность главного протопсалта Патриархии, к-рую занимал до 1905 г. В. участвовал в подготовке новой редакции Типикона для соборных и приходских храмов. Виолакиса Типикон (1888) стал основным во всех греч. Церквах. В. работал над материалами певч. книги «Доксастария» Петра Пелопоннесского, новая редакция к-рого была выпущена учениками В. в 1889 г. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 905-906. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития

http://pravenc.ru/text/158720.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Типикон (Богослужебный устав) БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции

http://pravenc.ru/rubrics/122764.html

116 В Греции, согласно используемому там приходскому Типикону (так назы­ваемый Типикон Виолакиса), литургия совершается сразу вслед за утреней, которая всегда служится утром, а не вечером, как в Русской Церкви. По­этому отец Эмилиан разбирает не только тексты литургии, но и утрени (прим. ред.). 127 В византийских храмах сосудохранилище (греч. σκευοφυλκιον), или ризница, где хранились церковная утварь, богослужебные книги, литургические ткани, находилось в отдельном здании, расположенном недалеко от храма. Процессия Малого входа была установлена для перенесения Евангелия из сосудохранилища в храм (прим. ред.). 138 Idem. 5, 11–4, с. 52–54; Γρηγορου Θεολγου. Λγος 14, Περ φιλοπτωχας 15, PG 35: 876С; ω. Χρυσοστμου, «Υπμνημα εις τον ευαγγελιστν Ματθαον, »Ομιλα 4, 3, PG 57: 43. 141 Γρηγορου Παλαμ, " Ομιλα 2, Εις την κατ τον Τελνην κα τον Φαρισαον του Κυρου παραβολν 4, ΕΠΕ, т. 9, с. 50. 143 Проскомидия – начальная часть литургии, на которой приготавливаются вино и хлеб для освящения (прим. ред.) 144 Дориношение (греч. δρυ «копье» и φρω «нести») – символическая аллюзия на триумф императора-победителя, вносимого в город на щитах во время Великого входа, когда ангелы незримо вносят на своих копьях Царя всех Христа. Тогда звучат слова песнопения, введенного в литургию при византийском имераторе Юстине II в 573–574 гг.: “Иже херувимы тайно образующе и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякоеныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия, аллилуия, аллилуия”. (прим. ред.). 146 Молитва перед возвышением и преломлением Святого Хлеба на литур­гии, из Служебника (прим. ред.). 148 Малый вход – это вход духовенства с Евангелием в начальной части ли­тургии. Великий вход – перенесение Святых Даров из жертвенника на пре­стол храма духовенством во время пения Херувимской песни. На Балканах шествие духовенства на Малом и Великом Входах совершается через весь храм, а не только по солее (прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

В совр. греч. и рус. богослужебной практике «Д. е.» поется на утрене только вне пред- и попразднств и лишь в тех случаях, когда канон утрени не имеет катавасии по каждой песни ( Розанов. Устав. С. 120, 140; впрочем, в изложении службы Троицкой родительской субботы в совр. изданиях Цветной Триоди на каноне утрени указаны и катавасия, и «Д. е.»); то же происходит и в совр. греч. практике (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 98-99. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1)). Однако, в соборно-приходском Типиконе Георгия Виолакиса в изложении чина праздничной и воскресной утрени ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 24-25, 56) и в описании чина вседневной утрени (Ibid. Σ. 46) о пении «Д. е.» нет указаний, но говорится о нем только в главе о великопостной утрене (Ibid. Σ. 328). В слав. рукописях Иерусалимского устава XVI - 1-й пол. XVII в. наиболее распространенным является указание петь «Д. е.» по 9-й песни канона в седмичные дни: «...велегласно вкупе на глас 6-й и творим вкупе вси поклон до земли»; в главе о чине воскресного всенощного бдения указания о «Д. е.» отсутствуют (см.: РГБ. Троиц. осн. 244. Л. 29, 2-я пол. XVI в.; ср.: ГИМ. Син. 335. Л. 22, 35 об., нач. XVII в.; то же и в печатных дониконовских Уставах 1610 г. (Л. 17, 39 об.), 1633 г. (Л. 11 об., 22 об.) и 1641 г. (Л. 26, 45)). В нек-рых слав. рукописях (включая ранние: ГИМ. Син. 329. Л. 20 об., 32 об., 2-я пол. XIV в.), однако, предписывается петь «Д. е.» по 9-й песни канона как на седмичной, так и на воскресной утрене (что больше соответствует предположению о связи между «Д. е.» и «Величит душа Моя Господа»). Указания о пении «Д. е.» и в воскресные, и в седмичные дни содержат Соловецкий и Скитский уставы XVII в. (РНБ. Арх. собр. 229. Л. 19; Сол. 1129/1239. Л. 17), а также старообрядческие уставы (ГИМ. Хлуд. 271. Л. 43 об., нач. XIX в.; Выговский устав. Саратов, 1911. Л. 11, XVIII в.; Устав [Преображенской общины]. 1915. Л. 11; Устав еп. Арсения Уральского. М., 2001Р. Л. 73 об.- 74 и др.). В совр. старообрядческой традиции «Д. е.» поется всегда, когда исполняется песнь «Величит душа моя Господа», включая пред- и попразднства.

http://pravenc.ru/text/180367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ВЕЛИЧАНИЕ краткое песнопение, употребляющееся в богослужении нек-рых негреч. правосл. Церквей при совершении службы с полиелеем или бдением ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВЕНЧИК атласная или бумажная лента с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Богослова , к-рая полагается на лоб усопшему при погребении ВЕРИГИ тяжелые цепи или иные металлические предметы, ношение к-рых на теле является одним из видов аскетического подвижничества ВИНКЛЕР Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение

http://pravenc.ru/rubrics/122642_5.html

протопсалта Г. Виолакиса предписывает петь службу предпразднства и самого праздника по упрощенному чину (сохраняя традиц. порядок в монастырском богослужении). 23 марта вечером - вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. 24 марта утреня с «Бог Господь»; вечером - вечерня со входом, но без литургии Преждеосвященных Даров (даже если 24 марта - среда или пятница). Бдение не совершается (как и в др. праздники); на утрене, независимо от дня, 2 кафизмы (седальны праздника), полиелея нет (Евангелие - по 8-й песни канона), поется великое славословие. Литургия совершается полная, без соединения с вечерней (в любой день); на литургии поются праздничные антифоны и входный стих. Отдание чаще всего происходит вечером 25 марта на вечерне, в конце к-рой поется Акафист Богородице; праздничные тексты на утрене (и, возможно, литургии) 26 марта звучат только при отдельных вариантах совпадений Б. с днями Великого поста. Важным отличием греч. Типикона является перенос Б. на первый день Пасхи, если праздник выпадет в Великие пятницу или субботу ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 205-238). Во многом отличаются друг от друга греч. и рус. гимнографический формуляр Б., большое разнообразие наблюдается в распределении праздничных стихир; в греч. Минее нет канона попразднства и хвалитных стихир арх. Гавриила; различаются нек-рые небольшие тексты. В римской традиции праздник Б. в большей степени, чем на Востоке,- праздник Божией Матери и в меньшей - праздник Воплощения Спасителя. Только с 1895 г. праздник официально включен в число первостепенных; до этого времени он считался праздником 2-й степени в шестиступенчатой рим. классификации. Богослужение праздника в рим. обряде совершается 25 марта (в испано-мосарабском обряде празднование переносится на 18 дек., в амвросианском - на последнее воскресенье Адвента), но если Б. попадает на Страстную седмицу или октаву Пасхи (Светлую седмицу), то его служба поется в понедельник 2-й седмицы по Пасхе, в нек-рых местностях существуют особые традиции празднования Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон) В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38), говорится о возможности по желанию предстоятеля совершать в день памяти Е. В. всенощное бдение, однако описана полиелейная служба. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) также описана полиелейная служба Е. В., но допускается совершение всенощного бдения. На утрене поются каноны Октоиха и Е. В.; Евангелие утрени - Лк 6. 17-23. В первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) устав службы 20 янв. близок к изложенному в первопечатном греч. Типиконе, но описывается всенощное бдение. На утрене канон Е. В. предваряется каноном Богородице; Евангелие утрени - Мф 11. 27-30. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. под 20 янв. праздничный знак - красный крест в круге, характерный для изданий 1610 и 1641 гг. (в издании 1633 г.- просто красный крест), был заменен крестом в полукруге (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); этим же знаком отмечено 20 янв. и в совр. русском Типиконе. В греч. Типиконе Виолакиса 1888 г. ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 161) под 20 янв. оставлены только указания на случай совпадения памяти Е. В. с воскресным днем или предлагается следовать указаниям, отмеченным под 17 янв. Последование Е. В., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает отпустительный тропарь 4-го гласа: Εφρανου, ρημος ο τκτουσα (      ); кондак 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа на подобен «Яко начатки» Εν τ σεπτ γεννσει σου (        ); канон, надписанный именем прп. Иоанна Дамаскина, 4-го гласа, с акростихом, проходящим через ирмосы и тропари: Ολβος πφηνας γηγενν Εθμιε (          ), ирмос: Οκ στι σο μοιος, δεδοξασμνε Κριε (          ), нач.: Λεις τν κατφειαν, τος παραδξως φσασιν (          ); канон, надписанный именем Феофана, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τας σας προσευχας Παμμκαρ, φς μο νμοις (            ), ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τας προσευχας σου κα τας δεσεσιν, κδυσωπν τν Θεν (            ); 9 самогласнов и 6 циклов стихир-подобнов, 4 седальна, светилен.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРГО - ДЮКУДРЕ [франц. Bourgault-Ducoudray] Луи Альбер (2.02.1840, Нант - 4.07.1910, Вернуйе), франц. историк музыки и композитор. С 1859 г. учился в Парижской консерватории в классе композиции А. Тома. Получив в 1862 г. за кантату «Луиза из Мезьера» Римскую премию, переехал в Италию. Вернувшись в 1868 г. в Париж, в следующем году основал Общество Бурго-Дюкудре (Société Bourgault-Ducoudray) - любительский хор, исполнявший среди проч. музыку Палестрины, О. Лассо, К. Жанекена, И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1874 г. Б.-Д. отправился в Грецию собирать фольклор и изучать античную музыку. По возвращении на родину Б.-Д. опубликовал очерк о своем путешествии в Грецию и на Восток (1876), народные песни в собственной гармонизации (1876) и исследование о греч. церковной музыке (1877). Впосл. изучал и публиковал фольклор Бретани. С 1878 г. преподавал в Парижской консерватории историю музыки, знакомил своих студентов с творчеством рус. композиторов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и др., читал курс лекций по рус. музыке (1903). В 1888 г. за заслуги перед республикой был произведен в офицеры Почетного легиона. Композиторское наследие Б.-Д. состоит из неск. опер, симфонических и инструментальных сочинений; особое место занимают его гармонизации. «Очерки греческой церковной музыки» написаны для европ. читателя, не знакомого с греч. музыкой, и с позиции европейца. Б.-Д. был достаточно хорошо знаком с античной теорией музыки, однако его сведения о визант. музыке, нотации и богослужении крайне скудны; он не упоминает исследований своих европ. предшественников. Знания о греч. музыке Б.-Д. получил в основном от носителей греч. певч. традиции (протопсалтов Ф. Героянниса и Г. Виолакиса , архим. Германа Афтонидиса, И. Танталидиса, И. Цециса), поэтому он описывает только церковное пение после реформы Хрисанфа из Мадита (1814). Б.-Д. попытался связать античную теорию 3 муз. родов (диатонического, хроматического и энармонического) с совр. ему певч. теорией и практикой. Основанием для этого послужили особенности внутреннего строения звукорядов и интонирования в песнопениях стихирарного и пападического типов. Применяемым в визант. церковной музыке микроинтервалам в Хрисанфовой системе присваивается значение 3/4 и 5/4 тона, но Б.-Д., несмотря на подробное ее описание, пользовался четвертитоновой системой архим. Германа Афтонидиса.

http://pravenc.ru/text/153653.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010