Κονσταντινοπολις, 1838. Σ. 165-166; слав. версия этого Типикона используется в Болгарской Церкви) и принятом ныне Виолакиса Типиконе ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 339-340) устав службы в целом тот же, что и в старопечатных Типиконах, но на литургии появились песнопения святого (чтения по-прежнему только рядовые, поскольку греч. приходская практика избегает соединения 2 литургийных чтений). В Церквах, перешедших на новоюлианский календарный стиль, отдельную проблему составляет устав соединения триодной службы Г. П. с последованием праздника Благовещения Пресв. Богородицы, к-рый в рамках этого стиля может приходиться на 2-ю Неделю Великого поста (см.: Μπεκατρος. 1964). В отличие от триодного гимнографического последования Г. П., имеющего сравнительно небольшой комплект песнопений (в первую очередь потому, что оно всегда соединяется с воскресным и, согласно части памятников, триодным последованиями; возможно, также и по причине его первоначально дополнительного значения), ноябрьская служба Г. П., состав к-рой неск. различается в ее изданиях (см.: Βολουδκης. Σ 43-48; Πσχος. Σ. 372-373), содержит максимально полный гимнографический корпус; несомненно, составивший ноябрьскую службу свт. Филофей Коккин предполагал совершение ее как бденной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). К XX в. регулярное совершение ноябрьской службы Г. П. сохранялось лишь в практике Фессалоники; во 2-й пол. XX в. благодаря интересу к наследию Г. П. эта служба снова стала получать распространение наряду с триодной, чему во многом способствовали научное издание службы диак. В. Волудакисом ( Βολουδκης. 1978), а также создание новых песнопений в честь Г. П. известным гимнографом XX в. мон. Герасимом Микраяннанитом (см., напр., подготовленное им издание службы на юбилей преставления Г. П.: Γερσιμος Μικραγιανναντης. 1959). В рус. традиции XV - 1-й пол. XVII в. триодная память Г. П. была неизвестна (триодное последование 2-й Недели поста соединялось, как и в греч. традиции до 2-й пол. XV в., с минейным последованием рядового святого), тогда как ноябрьская память была известна широко - т.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Лит.: Никольский. Устав. С. 297-300; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 273-278; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. 240. Свящ. Михаил Желтов К. в греческой певческой традиции отличается от основных ирмосов канона утрени особым, более развитым мелосом и более медленным ритмом. Мелос К. по всем гласовым характеристикам (основа звукоряда, опорные ступени, интервальный род) соответствует мелосу ирмосов, но является более развитым (в частности, имеет больший диапазон) и протяженным (основная ритмическая доля удваивается). К. делятся на краткие (быстрые, σντομες), отличающиеся ритмически богатым мелосом, и медленные (пространные, ργς), характеризующиеся более искусным мелосом. С XVII в. для удобства и в помощь псалтам стали составлять новые певческие сборники - краткие (συνεπτυγμνα) Ирмологии с К. Господских и Богородичных праздников, составленные выдающимися учителями певч. искусства. Однако в результате этой тенденции оказалось невостребованным большое количество искусных ирмосов более ранних авторов. В совр. литургической практике используются следующие мелодические версии Ирмология, содержащие мелизматически украшенные К.: протопсалта Великой ц. Панайотиса Хрисафа Нового (сер. XVII в.), Германа , митр. Нов. Патр (2-я пол. XVII в.), анонимная Ath. Xeropot. 262 (1-я пол. XVII в.), лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (2-я пол. XVIII в.). Пространный Ирмологий К. Петра Пелопоннесского, изложенный аналитической нотацией нового метода (1814) протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием , ирмосы в к-ром расположены в порядке следования гласов и служб (т. н. Ирмологий с последованиями канонов), в приложении содержит все необходимые К. Краткий мелос К. записал ученик Петра Пелопоннесского Петр Византийский . Смена К. в течение церковного года происходит согласно чину, изложенному в Виолакиса Типиконе (1-е изд.: 1888). Лит.: Ερμολγιον τν καταβασιν το λου νιαυτο Πτρου το Πελοποννησου, μετ το συντμου Ερμολογου Πτρου το Βυζαντου. Κωνσταντινοπολις, 1825. Αθνα, 1982r; Τρεμπλας Π. Εκλογ λληνικς ρθοδξου μνογραφας. Αθναι, 1949; Αντωνου Σ. Σ., πρωτοπρεσβ. Τ Ερμολγιον κα παρδοση το μλους του/Εκδ. Γ. Θ. Στθης. Αθναι, 2004.

http://pravenc.ru/text/1681349.html

495-499 499-500 500-501 502-503 503-506 ВИЛЬПЕРТ (1857 - 1944), историк искусства и теолог-догматист; католич. исследователь раннехрист. иконографии, автор основополагающих трудов по археологии христианской 506-508 509-510 ВИНКЕЛЬМАН Иоанн Иоахим (1717 - 1768), нем. просветитель, теоретик и историк искусства, основоположник научного искусствознания 511-512 ВИНКЛЕР Габриела (род. 9.03.1940), проф., д-р философии, специалист в области богослужения и истории христ. Востока 512-513 513-515 515-516 ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии 516-521 ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов 521-522 522-523 ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель 523-524 ВИНОГРАДСКИЙ [Виноградов] Василий, рус. композитор 1-й пол. XVIII в., автор партесных духовных концертов 524-525 ВИНТЕР Эдуард (1896 - 1982, нем. историк, академик АН ГДР, специалист по «восточной политике» Ватикана 525-526 526-527 ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении 527-528 ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль (1814 - 1879), франц. архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневек. зданий 528-529 529-530 ВИРАКОЧА одно из верховных божеств в мифологии индейского племени кечуа, бог-демиург, первопредок всех людей 531-532 533-534 535-536 ВИСКОВАТЫЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 1570), гос. деятель, автор рассуждений о принципах древнерус. иконописи 536-539 ВИССАРИОН (2-я пол. IV в.?), прп., чудотворец егип. (пам. копт. 25 месора (18 авг.), пам. рус. 6 июня) 539-540 ВИССАРИОН Мефодиевич Селинин († 1.05.1918), сщмч. (пам. 18 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

С захватом Константинополя крестоносцами в 1204 г. песненный устав пришёл в упадок 342 . Монастырские службы, более простые для совершения, чем песненные, и не требующие столько человеческих и материальных ресурсов, начали совершаться и в больших городских храмах. А в XIV b., когда выдающиеся личности из монашеского мира, такие как свт. Филофей Коккин, оказались на первых местах в церковной иерархии, распространение монастырского типа богослужений становится фактом 343 . Тогда в приходских храмах и было введено пение изобразительных на Божественной литургии. Введение же в приходскую практику богослужебных книг монашеского происхождения (Часослов, Октоих, Минеи, Постная и Цветная Триоди), предписывавших на литургии изобразительные и блаженны с тропарями или третьей и шестой песнью канонов празднуемым святым, должно было бы окончательно утвердить практику пения изобразительных на литургии 344 . Но нет – эта монастырская практика не привилась на приходах, и изобразительные на литургии пели лишь по особым случаям 345 . Пение тропарей на блаженнах и особенно песней канонов требовало знаний и мастерства, которые на приходах зачастую отсутствовали. Сами изобразительные казались длинными по сравнению с антифонами, особенно когда немного позже, во время турецкого ига, Божественная литургия начала совершаться вместе с другой большой службой – утреней 346 . Итак, на приходах продолжали петься антифоны, которые, однако, были искажены до неузнаваемости. Поскольку монашеские богослужебные книги уже не приводили антифонов из Пс.91, 92, 94 , стихи этих псалмов выпали, и остались одни припевы. Антифоны выродились «в троекратное, если не двукратное, повторение припева» певчими, «без стихов, без «Слава, И ныне», завершавшего антифоны» 347 . Типиконы Великой Церкви 1838 и 1888 гг. (составленные, соответственно, Константином протопсалтом и протопсалтом Георгием Виолакисом), имевшие целью упорядочить приходскую богослужебную практику, не могли обойти вниманием вопрос об антифонах и изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Складывавшаяся в течение нескольких столетий в греческой Церкви практика совершения богослужений в этих храмах была, наконец, зафиксирована в виде новой редакции Устава Великой церкви в 1838 году в Константинополе протопсалтом Константином. При составлении автор обращался и к рукописным савваитским уставам. Так была сделана попытка создания нового, приходского устава. После смерти Константина протопсалта этот Типикон был переработан с многими поправками и приложениями протопсалтом Георгием Виолаки в 1888 г. В этот современный греческий Устав введены новые службы по сравнению с типиками, закончившими свое образование к XV веку. Устав этот не знает всенощных, а следовательно, и малых вечерен; литии – не на вечерне, а между полунощницей и утреней; Евангелие на воскресной утрени – по 8-й песни канона, и т. д. В частности, Благовещение, приходящееся в Великую пятницу или субботу, переносится на пасхальную седмицу. Есть особенности в Триоди. Устав этот знает и свои Марковы главы. Некоторые службы по этому Уставу приняли более краткий вид: так, после великого славословия на утрене непосредственно начинается литургия. Этот Устав распространен в настоящее время в Церквах греческого языка и в Церкви Болгарской. Когда южные славяне приняли христианскую веру, как в Константинополе, так и в Солуни служили по Уставу Великой церкви, отличавшемуся особой торжественностью своих песненных служений. В то же время на Балканах входил в употребление и Студийский Устав. Славянские апостолы святые Кирилл и Мефодий при переводе чина утрени, часов, вечерни, повечерия и чинопоследования литургии следовали, очевидно, в основном Уставу Великой церкви. В ту эпоху этого Устава придерживались «все Церкви» под юрисдикцией Константинополя, как об этом свидетельствует блаженный Симеон Солунский (P. G. 155, col. 352): этот Устав был преимущественно уставом соборных, архиерейских церквей. Согласно проф. И. Мансветову (Церковный устав, с. 265), введение в славянских землях Иерусалимского Типикона обычно связывается с именем святого Саввы, Архиепископа Сербского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 ноября – свт. Прокла, 25 ноября – сщмч. Петра). Другие 2 главы имеют в целом то же содержание, что и аналогичные главы для др. праздников. Современный греческий приходской Типикон протопсалта Георгия Виолакиса предписывает совершение полиелейной службы без литии (всенощное бдение отсутствует). Порядок праздничной службы сохраняется примерно тот же, что и в современном русском Типиконе. Различия: на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6, в конце вечерни – тропарь праздника трижды, после полиелея на утрене поется избранный псалом «Отрыгну сердце мое слово благо» (он употребляется во все Богородичные двунадесятые праздники). На литургии праздничные антифоны, на входе поется «Придите, поклонимся... во святых дивен сый...». В Типиконе приведены 2 главы – о соединении с воскресной службой последования праздника и о воскресном дне после праздника (с попразднством). Если 21 ноября случится в воскресный день, припевы на 9-й песни и антифоны на литургии все равно поются. Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение Введения первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в. (капеллы Иоакима и Анны в Кызылчукур, между VII и IX в., Богородицы и святых Иоанна Предтечи и Георгия в Гёреме, нач. или 1-я пол. X в. и (Каппадокия); собор Святой Софии в Киеве, 1037–1345; церковь Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100 ; Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в.; церковь Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 ; церковь Богоматери в с. Сушица близ Скопье (Македония), кон. XIII в.; церковь Спасителя в монастыре Жича (Сербия), 1309 – 1316 ; церковь Кралева (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница (Сербия), 1314 ; церковь вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317 – 1318 ; церковь Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия), ок.

http://drevo-info.ru/articles/797.html

Более полно - в докторской диссертации Квирикашвили ( Квирикашвили II ). В XI в. в Грузии (окончательно обособившейся от Византии) была осознана неполноценность канонов без 2-й песни. Микаэл Модрекили решил восполнить неполные каноны и стал разыскивать древние переводы полных канонов. Если в каноне изначально не было второй песни, грузинские авторы досочиняли ее (даже к ямбиконам преподобного Иоанна Дамаскина). Благодаря их деятельности до нас дошли полностью многие урезанные впоследствии каноны. Устав в дореформенной редакции неоднократно проговаривается: «Таже поют на кийждо лик припевы вместо запевов» (см. Око Церковное 1641 г., л. 177 третьего счета), то есть мегалинарии поются не вместо Честнейшую , а вместо запевов, которые традиционно заменяли Библейские песни. Следует также заметить, что в главе Типикона О еже когда поется Честнейшая, и когда не поется (смотреть в рукописных Иерусалимских уставах XVI в.) ничего не говорится о замене Честнейшую мегалинариями. См.: Tupik 4 n t to Crist o Meg = lh 6 kklhsia ( prosq / ka kaJ 6 pidiorq 9 sei 7 p 3 to prwtoy = ltou Gewrgjou Biol = kh ) (книга была составлена и издана протопсалтом Георгием в 1888 г., о чем см. Православная Энциклопедия, VIII, 527-528, у нас же под руками было одно из переизданий без выходных данных); Tupik 4 n 6 kklhsiastik 4 n kat + t n t = xin t to Crist o Meg = lh 6 kklhsia ( par + Kwnstantjnou prwtoy = ltou ) , Ben 1 tia , 1869, ( ekdosi d 1 utera ), Позднейшие Типиконы Константина протопсалта и протопсалта Георгия Виолакиса не являются у греков символическими книгами, как в России, они не связаны со средневековыми Типиконами и являются свободной записью обычаев и традиций богослужения в Константинопольском патриаршем соборе. См. напр.: T 4 Paront ipik 4 n , Ben 1 tia, 1577г., (РГАДА, БМСТ/ИН 77(3046)), л. 87 об. Правленая пореформенная Цветная Триодь печаталась с корректурного экземпляра (ГИМ, Син. 323), в основу которого была положена Триодь Цветная, изданная в Киеве в 1631 г. (см.: Сиромаха, 364 ). Из украинских книг справщики заимствовали целые службы, неизвестные староверам и введеные в позднейшее время в Греции и затем на Украине. Примером может служить служба святителю Григорию Паламе во 2-ю Неделю Великого Поста (см.: Асмус ).

http://bogoslov.ru/article/290325

Мы говорили о том, что издавна в богослужении Православной Церкви было как бы две струи: с одной стороны, монашеское богослужение, в основе которого всегда лежала Псалтирь, а с другой стороны, богослужение приходских храмов – так называемые песненные последования. На протяжении истории происходило взаимопроникновение и взаимообогащение этих двух пластов богослужения. Из истории монастырского богослужебного устава видно, что монастырское богослужение, как богослужение подвижников, святых аскетов, особенно в его более позднем виде, которое включало в себя и некоторые элементы песненности, стало приниматься как некий образец и для богослужения на приходах. Но очень скоро выяснилось, что во всей полноте устав монастырского богослужения неприменим для приходских храмов. Для богослужения приходских храмов стало необходимым дать какой-то более удобоисполнимый устав, который, с одной стороны, не был бы громоздким и слишком требовательным, а с другой стороны, содержал в себе все необходимое и существенно важное в богослужении. Тем самым исполнялся бы завет апостола Павла: «Вся благообразно и по чину да бывает» и приходской устав все равно соответствовал бы духу аскетического православного богослужения. По всей вероятности, уже с ранних времен приходские храмы использовали из основных Типиков (Иерусалимского, Студийского либо других) то, что было для них приемлемо и доступно. Надо сказать, что устав Великой церкви на приходах никогда в полной мере не соблюдался, так как он предполагает наличие большого и квалифицированного хора, которого на приходах, конечно, не было. Но, с другой стороны, приходские храмы никогда не отказывались от песненного исполнения службы. В течение нескольких столетий в греческой Церкви складывалась особая практика богослужений на приходах. Но складывалась она неким явочным порядком и не имела письменного о себе свидетельства. И вот, наконец, в 1838 году эта практика была зафиксирована в виде так называемой новой редакции устава Великой церкви. Работу по ее написанию начал протопсалт Константин. При составлении этого труда он обращался к древним рукописям, прежде всего к савваитским уставам. После смерти Константина эту работу продолжил его преемник – протопсалт Георгий Виолаки. Ровно через 50 лет, в 1888 году, со многими поправками, переработками и приложениями был издан тот богослужебный устав, которым сейчас пользуются грекоязычные поместные церкви, а также Болгарская поместная православная Церковь (из славянских церквей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вмц. Екатерина. Икона. 1612 г. Мастер Иеремия Палладас. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмц. Екатерина. Икона. 1612 г. Мастер Иеремия Палладас. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) В XVIII в. в день празднования тезоименитства российских императриц, носивших имя Е., 24 нояб. совершалась торжественная служба со всенощным бдением. В 1765 г. отдельной книгой была издана бденная служба Е., недостающие песнопения были взяты из Общей Минеи. В ноябрьской Минее издания МП 1981 г. служба Е. дополнена чтениями и песнопениями, позволяющими совершать полиелейную службу: стихиры на литии, седальны после кафизм и полиелея, прокимен из Пс 67, Евангелие (Мф 25. 1-13). С XVIII в. в греч. богослужебных книгах память Е. вместе с памятью мч. Меркурия и отданием праздника Введения Пресв. Богородицы во храм указывается 25 нояб. Это было зафиксировано, в частности, в Типиконах протопсалта Константина (К-поль, 1839. S. 35-37) и Виолакиса ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 103-105), в Минеях и других книгах. Согласно этим книгам, 25 нояб. совершается праздничная служба с полиелеем в честь Е. В целом распределение песнопений в службе остается таким же, как и на 24 нояб. по греч. печатным изданиям Иерусалимского Типикона XVI-XVII вв., кроме паремий, литийных стихир и седальнов после кафизм и полиелея. В рим. издании Миней 1888 г. песнопений Е. меньше, на литии приводится только стихира праздника, после кафизм и полиелея - только седальны праздника Введения. На литургии прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что и в Евергетидском Типиконе, чтения: Гал 3. 23-4. 5, Мк 5. 24b-34. Полиелейное последование Е. (для 25 нояб.) издавалось неск. раз отдельной книгой в Венеции (Βιβλον περιχον τν κολουθαν τς γας Ακατερνης... Венеция, 1710, 1727 и др.). Устав службы предусматривает соединение 2 последований - отдания праздника Введения и Е. В книге приводятся песнопения, отсутствующие в др. изданиях: стихиры Е. на литии и на стиховне, 2 эксапостилария, особый цикл стихир на хвалитех. Богослужебное последование Е., содержащееся в совр. греч. и слав. Минеях, включает: отпустительные тропари 4-го гласа:       и         (в слав.) и плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Τν πανεφημον νμφην Χριστο μνσωμεν (Всехвальную невесту Христову да воспоем) (в греч.); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»         (в слав.) и 3-го гласа Ρητορεει σμερον Ακατερνα μρτυς (         - слав. текст помещается во мн. рукописях, а также в дониконовских богослужебных книгах) (в греч.); канон, составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Ακατερναν τν παναοδιμον σμασι μλπω (        ), ирмос: Αρματηλτην φαρα (    ), нач.: Ακατερνης τς πανσφου μρτυρος τας κεσαις (        ); седален; светилен; 2 цикла стихир-подобнов; 2 самогласна.

http://pravenc.ru/text/189599.html

также ст. « Знаки праздников месяцеслова »), попразднства и в дни, для к-рых в Типиконе назначены тропари на блаженнах; вседневные - во все остальные дни (Типикон. Гл. 21: Т. 1. С. 76-77). В греч. приходской практике, отраженной в Типиконе Г. Виолакиса, гораздо чаще, чем в рус., используются вседневные А., при этом они поются практически без стихов (только припевы и «Слава», «И ныне»); праздничные А. поются, в дополнение к тем дням, когда они поются и в РПЦ, на Рождество Пресв. Богородицы, Введение, Благовещение, Успение, Обрезание Господне, Сретение, Неделю Православия, Крестопоклонную, Антипасху, Отдание Пасхи; в отличие от древних эти А. составлены из стихов разных псалмов (ср. со ст. « Избранный псалом »). В совр. богослужении термин «А.» употребляется по отношению к А. литургии, «Славам» кафизм, степенным А., А. Великой пятницы; в чине великосхимнического пострига содержатся 3 А. с неск. стихами, взятыми из различных псалмов (Требник большой. Л. 81 об.-82). Рус. церковное пение 1. А. служб суточного круга. В совр. практике А. кафизмы вечерни обычно читаются, за исключением 1-го А. 1-й кафизмы «Блажен муж», к-рый поется на 8-й глас или на обиходную мелодию. В нотных рукописях этот А. зафиксирован поздно (XVII в.), музыка носит псалмодический характер, припевы «аллилуия» распеты мелизматически. Кафизмы утрени в совр. практике также обычно читаются; А. 2 (или 3) утренних кафизм, записанные древней знаменной нотацией , помещены в Типографском уставе (ГТГ. К-5349, XI-XII вв.), к-рый предполагает исполнение А. на 8 гласов (сохранилось 5), что является рус. версией аллилуиариев прп. Феодора Студита. С XVI в. известно исполнение А. утрени с использованием гласовых мелодических формул (по 3 для каждой из рядовых кафизм) (О. Живаева). Их автором считается игум. новгородского Хутынского мон-ря Маркелл Безбородый (XVI в.), этот распев до сих пор употребляется старообрядцами- беспоповцами . Формульное («песногласное») пение А. утренних кафизм в орнаментированном варианте встречается до сих пор у старообрядцев- некрасовцев .

http://pravenc.ru/text/115824.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010