Содержание Библии – это картины откровения Божия, показанные избранникам рода человеческого Духом Святым: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Несомненно и то, что даже при всех великих предзнаменованиях оно произойдет внезапно. «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:37–39 ). Все, что предсказано в Священном Писании, сбудется. «Из уст Моих исходит правда, слово неизменное» ( Ис. 45:23 ). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»( Мф. 24:35 ). «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» ( Ис. 40:8 ). Но независимо от того, доживем мы до него или нет, надо постоянно готовиться к сретению – встрече с Господом, не гадая о времени.«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф. 25:13 ). Список литературы, использованной при составлении ответов 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество. 2002. – 1376 с. 2 . Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской . СПб. Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского, 2000. – 724 с. 3 . Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2004. – 704 с. 4 . Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. Составитель профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович . М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. – 816 с. 5 . Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Репринтное воспроизведение издания 1913 г.). Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1772 с. 6 . Священник К. Субботин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Молитесь об отцах и братиях наших. Молитесь об отцах и братиях наших путешествующих. Молитесь о воздухе небесном и плодах. Молитесь, чтобы Христос Бог наш… (о царе). Молитесь о отцах… (архиепископах усопших). Молитесь о тех, которые от себя сделали жертвы и приношения. Молитесь о жизни и благоденствии патриарха и почтенного отца нашего архиепископа отца N, чтобы Христос Бог наш сохранил жизнь его на многие годы и спокойные времена и пощадил нас. Молитесь о прочих православных, которые находятся на всей земле, чтобы Христос Бог наш был благостен к ним и помиловал их и пощадил нас. Молитесь о безопасности сего места и всех мест православных отцов наших пустынников и отшельников и тех, которые живут в них, и о безопасности всего мира, чтобы Христос Бог наш сохранил их от всякого зла и пощадил нас. Молитесь о предстоящих, которые здесь участвуют с нами в молитвах, чтобы Христос Бог наш сохранил их и помиловал их и пощадил нас. Молитесь о всех, которые поручили нам поминать их в молитвах и прошениях наших, чтобы Христос Бог наш избавил их от всякого зла. Молите Бога со страхом. Молитесь о сем святом священническом собрании и о всем чине православных священников, чтобы Христос Бог наш утвердил их в православной вере даже до последнего дыхания. Молитесь о сем собрании нашем и о всяком собрании православных народов, чтобы Христос Бог наш благословил и совершил их в мире и отпустил нам грехи наши 2092 . Ектения на сирской литургии В первой после части, соответствующей нашей проскомидии, и возгласа священника «Слава Отцу…» диакон: «О спокойствии и мире всего мира верующих во Христа от пределов и до пределов вселенной, о слабых и угнетенных и душах страждущих, об отцах, братиях и наставниках наших, о грехах, согрешениях и проступках всех нас, и о верных усопших, отшедших от нас, с возношением фимиама молимся, Господи». Священник – молитву другого, общего содержания. Такое же возглашение диакона несколько позднее. По освящении Даров диакон: Благослови, Господи. Помолимся и будем просить Господа Бога нашего в настоящую великую и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

«? Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не энаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что оз восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. XIII. 1–4), ® Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашсской среде Одно из свидетельств этому содержится в жизиеописапии старца Амвросия Оптинского : «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию Кто-то и сказал, что-де вот у пего уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой па устах «Да, это очень может быть, – сказал батюшка – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки« " « (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн 2, с. 46). »’ Туринский Николаевский 3-го класса общежительный женский монастырь (г. Туринск, Тобольской губернии, основан в 1624 году, был предназначен к упразднению, 1822 году обращен в женский монастырь 3-го класса ЛИ Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих 875 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерйеских домов и женских общин. М. 1908, с. 864). " » Описание молитвенной практики суфизма восходит к книге Н. Ханыковл, с. 196–197 ‘Описание подвигов древних пустынников восходит к известному слову Ефрема Сирина +о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших», которое читалось, в соответствии с Типиконом, на утрене субботы сыропустной (Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , М., 1652, л. 341–344 об; Книга преподобного отца нашего фрема Сирина, М, 1701, л 304–306 об). 2 в оригинале здесь и далее текст оглавления совпадает с соответствующим фрагментом основного текста Поэтому в Оглавлении исключены из публикуемого текста все повторения основного текста, а на их месте находится знак

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Марина. 25 августа 2014, 14:46 Спаси Вас Господи Отец Сергий ! Очень своевременная статья.Помощи Божией во всех Ваших благих делах. Дмитрий Васинцев 25 августа 2014, 14:23 Интересная статья, равно как и статья, которая побудила автора к написанию данной статьи. Мне раньше казалось что пост и молитва нужны для изгнания " сего рода " , т.е. бесов. Иными словами это метёлка для очистки своего дома (средство, а не цель). А наполнять его надо делами милости. О которых сказано: " ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. " Так что, для утверждения того, что пост и молитва являются первыми делами веры, необходимо пояснять, почему о выполнении таких важных первых дел ничего не сказано для тех, кто будет наследовать Царство, уготованное для них от создания мира. (Мт. 25, 31-46). Психология части людей устроена так, что они делают так как написано (заставь дурака молиться...). Для них невыполнение типикона это большая грусть, что порождает невыполнение " всегда радуйтесь " , что порождает грусть.. Тут или для мирян надо действительно составлять отдельный " трапезник " , или объяснять и разъяснять, почему при несоблюдении трапезы по монастырскому уставу мне надо " радоваться " . В общем нужны " методички " о " правильной трапезе " поста для тех, кто стремится, но ещё не достиг высокого уровня благочестия. константин 25 августа 2014, 14:21 " Если же человек постится во все посты и причащается каждый месяц – срок говения перед Причастием сжимается до трех дней... " .Это каких трех дней,если среда и пятница и так постные дни,а в субботу пост запрещен Апостольским правилом? Анастасия 25 августа 2014, 13:18 Хорошая статья, побуждает к полезной мысли. Спасибо! Марина Кинёва 25 августа 2014, 13:06 Спаси Господи, батюшка! Вразумляюще и укрепляюще весьма. Мария 25 августа 2014, 12:13 " потемняет ум множеством испарений и газов, восходящих из желудка в мозг " (с)

http://pravoslavie.ru/73120.html

Судья живых и мертвых, Ты жизнь пришел подать, а не смерть для обновления людей. Человеколюбец, слава Тебе! " . Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1910. С. 159. Цит. по: Протоиерей А. Никольский. Указ. соч. С. 100–101. " Все видящие Меня ругаются надо Мною, говорят устами, кивают головой: " Он надеялся на Господа, так пусть Он избавит Его, пусть спасет, если Он угоден Ему " " . " Ибо псов множество окружило Меня (подобно, как бешеная собака не признает хозяина), скопище нечестивцев обступило Меня. (Мучители) пересчитали все кости Мои, а народ смотрел и возненавидел Меня. Разделили одежды Мои между собой по жребию " . " Но Ты, Господи, не лиши Меня помощи Твоей, поспеши заступиться за Меня. Избавь от меча жизнь Мою и от псов — единственную Мою. Спаси от пасти львов и от рогов единорогов Меня, униженного " . (Единорог — символ силы и свирепости.) " Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена язычников, ибо Господне есть Царство, и Он владычествует народами " . " О Тебе похвала моя, в Церкви Христовой торжественно прославлю Тебя; молитвы мои вознесу перед боящимися Его. Пусть едят (Тело и Кровь Христовы) убогие (т. е. не имеющие богатства боговедения и благочестия) и насытятся, и восхвалят Господа ищущие Его, и оживотворятся сердца их для будущей вечной жизни " . " Когда Ты, Христос, распялся, погибло господство, попрана была сила врага (спасения). Ни человек, и даже ни ангел, но Ты Сам, Господи, спас нас, слава Тебе! " . " Восстали на Меня лжесвидетели: чего Я не знаю — о том допрашивают Меня. Отплатили Мне злом за добро и сиротством душе Моей " . " Я готов к мукам и о предстоящих Мне страданиях знал всегда " . " Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои — поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде " . " Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых, ибо едва ли кто умрет за праведника (…).

http://pravoslavie.ru/78516.html

(c. 41) Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновение, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и д.б. пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием. За это же говорит замечание ап. Павла: «если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь». Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису    Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, (с. 42) насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγ του σαταν, «сонмище сатаны»). Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем «посреди его»; под престолом души убиенных за слово Божие — Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию. Характерно, что старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь...» и что к их пению прибавляют: «Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко ты еси создал всяческая и волею твоею суть сотворена».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда же собираются молиться, пусть умоют руки. Тоже пусть делают перед каждым своим делом.     Если в Церкви есть собрание для слова Божия, то каждый пусть спешит туда на это собрание и пусть знает, что слушание слова Божия нужно ставить гораздо выше наслаждения всем блеском этого мира, и что тот понесет большой убыток, кому когда-либо нужда помешает услышать слово Божие. Пусть стараются почаще, освободившись от дел, собираться в церковь и крепко отгонять от себя ненависть к врагу, особенно если кто-либо знает грамоту. Тем более он получит пользы, если слышит то, чего не знал, ибо Господь присутствует на месте, где совершается память величия (Его) и сходит Дух на собранных изливает на всех благодать Свою. Кто же между ними человек двойного сердца (мужества?), в тех Он почивает, так как вы слышали о    Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам.    Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить (с Ним) чрез поучающего. Ибо помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. (Бого)боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же (если) он может читать. Или (?) если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет (приходить?) последним в Церкви, на месте, где сообщается наставление. Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Св. Дух даст чрез поучающего. Т.о. твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет    (с. 102)    поставлении их (хиротонии?) в Духе. Движущиеся же своим разумом (следующие только его внушениям?) (и остающиеся) дома, не следуют тому, что слышать в Церкви. Итак каждый пусть старается с большим усердием посещать церковь во все дни, в которые совершаются молитвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Каноны Ипполита     Египетские каноны    Седмица, в которую иудеи совершают пасху, должна быть наблюдаема всем народом с большим усердием; особенно пусть берегутся, чтобы в эти дни поста оставить всякую страсть, так чтобы (и) при всякой беседе говорить не с веселостью, в с печалью, поелику известно, что Господь всего бесстрастный пострадал за нас в то время, чтобы мы терпеливо переносили скорби, которыми мы можем освободиться от заслуженных нами за грехи наши мучений, – а также чтобы мы, ставши участниками скорбей, которые Он принял за нас    О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на пасху ранее часа, в который можно есть. Не может смениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после 50-цы. Ибо не пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то    (с. 128)    сделались участниками и царства Его. Пища же, которая прилична времени пасхи, это хлеб с солью и водою. Если же кто подвержен болезни, или живет в деревне, где не знает христиан, так что время пасхи, не зная ее срока, проведет в радости, или же будет вынужден к тому тяжкою болезнью, все такие пусть постятся после 40-цы и благочестиво соблюдут пасху, чтобы видно было, что у нас не было в глубине души намерения, отринув страх и пренебрегая постом, установить себе свою пасху, полагая другое основание, а на то, которое положено....    Ночь воскресения Господа нашего И. Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делав-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что «и духи пророческие послушны пророкам», т.е. сохранение при вдохновении полного сознания и (с. 40) самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот «энтузиастический» период христианства положено начало строго определенному чину богослужения .Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать», – другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим; — чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: «и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают», чтобы не было одновременного говорения нескольких лиц («и то порознь» требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что «так бывает во всех церквах у святых». След. по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно (εσχμων, изящно, эстетически) и чинно (κατ ταξιν, в стройном порядке: первое зависело от второго.    Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет в назидание».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Нигде в посланиях апостольских не говорится о чтении ветхозаветных писаний за тогдашним богослужением; но его можно предполагать в виду того, что проповедь апостолов всецело основывалась на законе и пророках и последних ап. Павел называет на ряду с апостолами основанием церкви. О чтении новозаветных писаний за богослужением могут говорить: требование ап. Павла в послании к солунянам прочитать это послание «всем святым братиям», что удобнее всего можно было сделать на богослужебном собрании, – требование колоссянам обменяться посланиями с лаодикийскою церковью, а также существование, по свидетельству ев. Луки, к его времени многих записей о жизни Спасителя.    Что касается проповеди, то в апостольском богослужении соответственно потребностям того времени и по неразвитости других элементов богослужения она занимала особенно широкое место; в даваемой Деяниями картине богослужения «учение» поставлено на первом месте; ап. Иакову приходилось уже бороться с словоохотливыми проповедниками; ап. Павел учительство считает важнейшею обязанностью епископа и пресвитера. Развитие апостольского богослужения    Еще менее можно сказать на основании новозаветных писаний о том, в каком порядке следовали на тогдашнем богослужении эти части его. Возможно, что, по крайней мере, на первых порах и в Иерусалимской церкви, у иудео-христиан богослужение имело близкий к синагогальному чин. Ап. Иаков не только называет место христианского богослужения «синагогой», но указывает на некоторые порядки в нем, свойственные исключительно последней: «если в собрание (ες τν συναγωγν, слав. «сонмище») ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там или садись здесь, у ног моих, – то не пересуживаете ли вы в себе?» Здесь обычная картина синагоги, уставленной скамьями, с креслами впереди для почетных посетителей и в (с. 24) распределением молящихся по правовому положению в обществе. Даже ап. Павел молитву называет синагогальным термином «благословение».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010