Первая попытка подобного рода была предпринята в первой четверти XVIII столетия со стороны так называемых яковитов или неприсяжников, которые в 1688-м году отделились от своей церкви, отказавшись принести присягу Вильгельму Оранскому, занявшему королевский трон после насильственного низвержения Uakoba II . Теснимые и гражданскими и церковными властями яковиты надумали укрепить свое незавидное внешнее и внутреннее положение установлением унии с церковью православно-восточною. Воспользовавшись прибытием в Лондон в 1716-м году одного из представителей восточной церкви – Арсения, митрополита фиваидского, приехавшего в Англию за помощью египетским христианам, теснимым магометанами, яковиты вступили с ним в переговоры, результатом коих было составление яковитскими епископами 12-ти членов с объяснением, в которых устанавливались пункты согласия и разногласия англиканской церкви с церковью православно-восточною, каковые пункты и были затем вручены Арсению для представления восточным иерархам. Из этих двенадцати пунктов заслуживают внимания пять, в коих яковиты отказывались: 1) почитать определения вселенских соборов обязательными для себя наравне со свящ. Писанием; 2) поклоняться Пресв. Деве Богородице; 3) обращаться с молитвами к ангелам и святым; 4) почитать святые иконы и 5) признавать в таинстве евхаристии пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы и воздавать Божеское поклонение таинственному Агнцу в св. евхаристии. Само собой понятно, восточные патриархи отказались вступить в какие-либо близкие церковные сношения с яковитскими епископами при удержании последними указанных пунктов, о чем они в 1718 г. и дали понять яковитам, указав во 1-х на то, что они яковиты имеют неясное понятие об отвергаемых ими вероисповедных пунктах, во 2-х на то, что эти отвергаемые ими пункты имеют твердые основания в свящ. Писании и церк. Предании. Яковитские епископы из ответа восточных патриархов убедившись в том, что каких-либо уступок нельзя ожидать от представителей восточной церкви, и вместе с тем зная прекрасно о том громадном влиянии, какое имел Петр Великий на дела не только русской, но и других поместных церквей Востока, и той бесцеремонности, с которой он трактовал церковно-религиозные вопросы, в 1722-м году обратились к нему с просьбой о вспоможении в деле соединения их общества с православно-восточною церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало диалога Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами К оглавлению Первые шаги к сближению Русской Православной Церкви и Англиканской Церкви относятся ко времени царствования Петра I. Путешествуя по Западной Европе в 1699 г., Петр I побывал, в частности, в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейшем контакты между двумя Церквами были продолжены через посредничество митрополита Фиваидского Арсения: в 1714 г. он прибыл в Лондон за помощью для бедствовавшей Александрийской Церкви. Здесь он часто встречался с епископом Лондонским Генрихом Комптоном и вел с ним беседы по вопросам вероучения. Епископ Г. Комптон предоставил место для постройки православного храма в Лондоне. Именно тогда шесть английских епископов из числа так называемых «неприсягавших» (non-jurors), т. е. не признававших королем Англии Вильгельма III Оранского (1688—1702), отделились от государственной Англиканской Церкви и решили вступить в сношения с Православной Церковью с целью объединения с ней. Воспользовавшись пребыванием в Англии митрополита Арсения, они передали ему в 1716 г. проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью». Авторы проекта подчеркивали, что они приняли христианство от Матери всех Церквей — Иерусалимской Церкви и содержали и содержат всегда ту же самую веру, которая хранится на Православном Востоке. Основной целью проекта было установление молитвенного и литургического общения. В проекте соглашения указаны пункты, по которым не имеется расхождений между англиканами и православными, а также пункты, по которым англиканские епископы (авторы проекта) не соглашались с Православной Церковью. Здесь же предлагались конкретные меры, которые должны были бы быть приняты, если бы предполагаемое соглашение состоялось.

http://sedmitza.ru/lib/text/436411/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ [франц. Confession Belge (Belgica) или Confession de foi], вероучительный документ реформатских церквей, написанный Ги де Бре в Дорнейке (Турне) в 1561 г. при содействии А. Саравиа и Г. Модеда (Модетуса), капеллана Вильгельма Оранского. Копия Б. и. была отправлена испан. кор. Филиппу II, ужесточившему репрессии против «бунтовщиков и еретиков-протестантов», чтобы показать, что реформаты «питают отвращение к анабаптистам или другим бунтовщикам, а также ко всем тем, кто отрицает высшие власти и магистраты» (ст. 36), и готовы подчиняться властям во всем, кроме вопросов веры. Ответа не последовало. В период 1562-1566 гг. Б. и. было переведено с франц. на нидерланд., нем. и лат. языки. В 1566 г. тайно собрался первый синод Реформатской церкви Нижних земель (территория совр. Бельгии и Нидерландов) в Антверпене. После внесения поправки в ст. 36 Б. и. было официально принято как исповедание веры реформатских церквей. Позднее оно было одобрено синодами в Везеле (1568), Эмдене (1568), Дордрехте (1574, 1618-1619), Мидделбурге (1581). В наст. время Б. и. признают в качестве вероучительного документа Нидерландская реформированная церковь, Реформатская церковь в Голландии и Бельгии, Реформатская церковь в Америке, Свободные реформатские церкви в США, Христианская реформатская церковь в Сев. Америке, Протестантские реформатские церкви в Америке, Реформатские церкви Австралии, а также реформатские церкви в Юж. Африке (говорящие на африкаанс). Де Бре ориентировался на Галликанское исповедание (1559) франц. кальвинистов, и поэтому Б. и. составлено в том же порядке: ст. 1-7 о Боге, Божественном Откровении, авторитете Свящ. Писания, в к-ром содержится знание, необходимое для спасения, о канонических и апокрифических книгах Библии; ст. 8-11 о Св. Троице и ее испостасях; в ст. 12-17 говорится о творении, Промысле Божием, сотворении человека и его падении, рассматриваются доктрины о первородном грехе, Божественном избрании и восстановлении падшего человека; ст. 18-21 посвящены Иисусу Христу: Его воплощению, двум природам и искуплению; ст. 22-26 дают представление о праведности веры, об оправдании и освящении грешников, об исполнении закона и о заступничестве Христа за людей перед Богом Отцом; ст. 27-35 о церкви и об обязанностях верующих, об отличительных особенностях истинной церкви, об управлении, о служителях, о церковной дисциплине, о таинствах: Крещении и Вечере Господней; в ст. 36 сказано о признании авторитета гражданских властей; заключительная ст. 37 посвящена Страшному Суду.

http://pravenc.ru/text/77976.html

Нападение без объявления войны в первый из Англо-Голландских войн действительно нанесло большой ущерб флоту Соединенных Провинций. Но считать английский флот победителем в трех войнах было бы большой натяжкой. Английский флот иногда выигрывал битвы, но неоднократно терпел и поражения, иногда достаточно унизительные. Например, во Второй англо-голландской войне 1665-1667 годов наряду с успехами британского флота по захвату Нового Амстердама – будущего Нью-Йорка, имело место крупнейшее поражение английского Королевского флота в так называемом Четырехдневном сражении (11.06 – 14.06.1666). А в 1667 году, как раз в солнечные июньские дни 9-14 июня, голландцы под командованием великого адмирала Михаила де Рюйтера провели блистательный рейд на Чатем, он же – рейд на Медуэй. Флот де Рюйтера ворвался в Чатемские доки и уничтожил добрую часть английских кораблей, что стало самым тяжелым поражением в истории британского флота, историки сравнивают это с падением Сингапура, захваченного в 1942 году японцами. Рейд на Чатем завершил войну победой голландцев. В Третьей англо-голландской войне 1672-1674 годов де Рюйтер разбил английский флот в битве при Солебее (восточное побережье Англии). Наконец, в 1688 году голландский флот высадил десятитысячный десант в Англии, сверг короля Якова II и возвел на трон протектора Голландии Вильгельма Оранского, который стал правителем одновременно и Англии, и Голландии. Свержение законного короля при очевидном иностранном вмешательстве в Англии называют почему-то «Славной революцией». Рейд на Чатем «Горящие английские корабли», худ. Я. ван Лейден. В центре Royal Charles, справа Pro Patria и Schiedam атакуют Matthias и Charles V. Знаменательно, что Голландия стала третьестепенной морской державой в результате вовсе не войн с Англией, а в результате дружбы и союза с ней в успешной войне против Франции. Когда посадила на английский престол своего штатгальтера. Странно, что генерал Вандам не обратил внимания на столь блестящую и наглядную демонстрацию своей максимы о том, что « плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом или союзником». Судьба Российской Империи в феврале-марте 1917 дает еще один такой пример. Остальные примеры читатель может подобрать сам, если тема интересует.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/16/...

При усиленном содействии иезуитов, иногда под покровительством папы или какого-либо иностранного правительства, то тот, то другой фанатик, поощряемый денежными наградами, напутствуемый благословениями и возбуждаемый мыслью о мученическом венце и небесном возмездии, обдумывал план покушения на жизнь Елизаветы, спешил для этой цели в Лондон, запасался пистолетом, кинжалом или ядом и искал случая привести свой замысел в исполнение. Не один и не два примера таких преступных планов встречаются в царствование Елизаветы; их можно, пожалуй, насчитать десятки 134 и только напряжённая бдительность правительственных агентов спасла королеву Англии от судьбы Генриха Наваррского или Вильгельма Оранского. Опасность, непрерывно угрожавшая жизни Елизаветы, была настолько общеизвестна и общепризнана, что ревностные почитатели королевы составили даже добровольную ассоциацию, члены которой клятвенно обязывались употреблять все свои силы и средства на то, чтобы преследовать врагов королевы и препятствовать осуществлению их злобных замыслов. Эта ассоциация в 1584 году получила официальное утверждение в парламентском статуте 135 . Одними замыслами против жизни королевы дело не ограничивалось; планы ревностных папистов имели гораздо более широкие размеры и нередко представляли собою очень сложные политические комбинации. Большей частью сущность, этих планов сводилась к тому, чтобы, низвергнув Елизавету или умертвив её, освободить из заключения Марию Стюарт, водворить на английском престоле, опираясь на возбуждённое в стране вооружённое восстание католиков и помощь континентальных католических держав, которые предпримут с этой целью военное вторжение в пределы Англии, a затем уничтожить протестантскую англиканскую церковь и снова водворить в стране господство католицизма и папской власти. Самыми усердными агентами по организации подобных заговоров были обыкновенно английские эмигранты, принадлежавшие к составу членов иезуитского ордена или континентальных католических семинарий, каковы, например, были: Кампиан, Парсонс, кардинал Аллен и другие. 136

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Архив Пн «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке 27 октября 2012 г. 00:34 25 октября 2012 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в диалоге Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке  в англо-католической семинарии Нашота Хаус (штат Висконсин, США). Митрополит Иларион выступил перед участниками диалога с развернутым докладом. Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю — со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688-1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://patriarchia.ru/db/text/2552828.ht...

Впрочем, грамота, датированная в черновом и беловом отпусках апрелем, не была отправлена адресату. В начале мая, когда в Москве вовсю бушевало народное восстание, " верхам " пришла в голову мысль представить воцарение Петра " всенародным и единогласным избранием " на Земском соборе. Этот мотив, подходящий для внутреннего пользования (особенно в провинции, где не ведали о воцарении Петра " того ж часу " по смерти Федора) , дисгармонировал с образом наследного и богохранимого российского самодержавия, который Посольский приказ культивировал в международных отношениях. Так что от версии избрания, возникшей в связи с внутренними трудностями, в грамотах воздержались. Послания к «Галанским статам» и лично штатгальтеру Вильгельму Оранскому составили по последнему варианту грамоты к Яну Собескому (Петр " учинился " на престоле), в связи с новыми соображениями добавив тезис о всенародном признании государя: " И наши царского величества подданные, сибирские, и касимовские, и московские царевичи, и ближние наши бояре, и окольничие, и думные люди, и всего нашего Российского царствия всяких чинов люди во святей Церкви пред святым Евангелием обещание учинили (то есть присягнули. — А. Б.), что им нам, великому государю нашему царскому величеству, верно служить и всякого добра хотеть " . Непротокольное сообщение о всеобщей присяге подданных косвенно отражало наличие версии избрания и способствовало если не мотивации законности воцарения Петра, то по крайней мере убеждению иностранных адресатов в стабильности его положения (в действительности весьма шаткого). Видимо, оно было в сокращении скопировано посольскими подьячими с " соборного акта " о " всенародном и единогласном " избрании Петра, сочиненного к атому времени в Разрядном приказе с соизволения патриарха (которому в документе отводится ведущая роль) . Последовавшее к концу мая наречение по требованию восставших на престол старшего царевича Ивана (при сохранении за Петром статуса царя-соправителя) сняло вопрос о правах на трон— и при переработке нидерландских грамот текст о присяге был в обеих вычеркнут (Л. 3—4, 7). Теперь грамоты констатировали, что " обще мы, великие государи " , взошли на московский престол — как будто и не было почти месяца народных волнений и кровопролития в российской столице в связи с нарушением наследного права.

http://sedmitza.ru/lib/text/443322/

21 Билль о правах — парламентский акт 1689 года, принятый при вступлении на английский трон Вильгельма Оранского. Билль о правах закрепил руководящую роль в политической жизни страны за парламентом и является предметом гордости сторонников буржуазного парламентаризма. 22 «Церковь и государство» — формула, характеризующая особенность положения английской церкви, а именно — ее тесную связь с государственным аппаратом. С XVI века английский король является главой национальной церкви. 23 Презренно счастие вельможей и князей… — строки из поэмы Оливера Гольдсмита «Покинутая деревня» (1770). Перевод В.А. Жуковского. 24 …кориолановского носа… — то есть римского носа. Кориолан Гней Марций — по преданию, гордый и высокомерный римский патриций, враг плебеев, изгнанный из Рима и перешедший на сторону вольсков — племени, воевавшего против Рима. 25 …не на что было купить пакли, чтобы посветить вам. — Один из видов заработка лондонских бедняков состоял в том, что они светили на улице богатой публике факелами из пакли, намотанной на палку и пропитанной смолою. 26 Вест-Энд, Мэйфер — аристократические кварталы в западной части Лондона. 27 …Дефо, а не Евклид… — Дефо Дэниел (ок. 1660—1731) — английский писатель эпохи Просвещения, автор «Робинзона Крузо», «Молль Флендерс» и многих других романов, богатых описаниями путешествий и приключений. Евклид (IV в. до н. э.) — великий древнегреческий математик. 28 …находили большее утешение у Гольдсмита, нежели у Кокера. — Гольдсмит Оливер (1728—1774) — английский писатель-сентименталист; среди его произведений наиболее известны роман «Векфильдский священник», поэма «Покинутая деревня», комедия «Ночь ошибок». Кокер Эдвард (1631—1675) — автор учебника арифметики. 29 «Поступать с людьми так, как я хотела бы, чтобы они поступали со мной» — перефразированные слова Христа из нагорной проповеди (еванг.). 30 Синяя книга — сборник документов, относящихся к деятельности английского правительства; такие сборники выпускались в синих переплетах. 31 …позволит ли султан Шахразаде рассказывать дальше… — В новелле, обрамляющей сборник арабских сказок «1001 ночь», рассказывается, как некий царь, подозревая всех женщин в непостоянстве, казнил своих жен после брачной ночи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

С третьей же войной Голландия из первого поставщика на всю Европу колониальных товаров начала быстро превращаться в едва сводящего концы с концами табачного и кофейного лавочника». Следует отметить, что в данном случае Вандам не точен. Даже в Первой англо-голландской войне (1652-1654) игра шла отнюдь не в одни ворота, хотя «по очкам» победа осталась за англичанами. Число захваченных голландских кораблей Вандам указывает близко к реалиям, хотя обычно сейчас указывают на цифру от 1 200 до 1 500 торговых судов. В ответ голландцы развернули программу модернизации своего флота, что сказалось во Вторую войну. Следует отметить, что суровый лорд-протектор Кромвель до конца своей жизни избегал новых конфликтов с голландцами, закрыв даже глаза на учиненный голландцами разгром его союзников шведов и португальцев. Во время Второй англо-голландской войны (1665-1667), наряду с успехами британского флота по захвату Нового Амстердама – будущего Нью-Йорка, имело место крупнейшее поражение английского Королевского флота в так называемом Четырехдневном сражении (11.06 – 14.06.1666). Денежная держава. Первые шаги Четырёхдневное сражение. Абрахам Сторк А в 1667 году голландцы под командованием великого адмирала Михаила де Рюйтера провели блистательный рейд на Чатем, он же – рейд на Медуэй, ворвавшись в Чатемские доки и уничтожив добрую часть английских кораблей, что стало самым тяжелым поражением в истории британского флота историки сравнивают это с падением Сингапура, захваченного в 1942 году японцами. Карта рейда на Медуэй «Горящие английские корабли», худ. Я. ван Лейден. В центре Royal Charles, справа Pro Patria и Schiedam атакуют Matthias и Charles V. Рейд на Чатем завершил войну победой голландцев. В третьей англо-голландской войне де Рюйтер разбил английский флот в битве при Солебее (восточное побережье Англии). В 1688 году голландский флот высадил десятитысячный десант в Англии, сверг короля Якова II и возвел на трон Вильгельма Оранского, который теперь был правителем одновременно и Англии, и Голландии.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

Изучение останков храма, его внутренних деталей, скрытых прежде холстом, позволило автору проекта реставрации Казанской церкви архитектору Г.Г. Оранской прийти к выводу, что они были когда-то самостоятельным сооружением, имевшим небольшую трапезную, равную сохранившемуся верхнему бревну, выступающему с южной стороны церкви. Нижележащие бревна, по мнению Г.Г. Оранской, были обрублены, сохранились следы обруба. Определенные ею размеры первого храма совпадают с размерами алтаря и собственно церкви без позднее пристроенной трапезной, данными исследователями конца XIX - начала ХХ в.в. Трапезная, как считала Г.Г. Оранская, была пристроена к первому храму в середине XIX в. Другим, не менее ценным открытием Г.Г Оранской в истории Казанского храма было уточнение его возраста, который увеличивался благодаря найденному в Московском архиве документу на целых 12 лет. По этому документу, храм был возведен в 1667 г. К сожалению, автор, ссылаясь на документ, не дает его выходных данных. В пользу основания Казанского храма в 1667 г. свидетельствует и ситуация, сложившаяся к тому времени в Илимске. Старый острог со всеми постройками, находящимися внутри него, сгорел. Быстро развивающийся город, - в тот период - фактически столица Восточной Сибири, - остался без единой церкви. Высокое религиозное чувство, господствующее в XVII в. в народе, должно было поставить разрешение этой проблемы на первое место. К тому же, по существующей среди казаков традиции, строительство нового острога обычно сопровождалось воз¬ведением у центральных ворот небольшой церкви или часовни как Божественного оберега крепости. Такие храмы чаще всего посвящали Николаю Чудотворцу или, как в нашем случае, Казанской Пресвятой Богородице - покровителям воинов и казачества. Однако новая дата построения храма, открытая Оранской, была не замечена исследователями. В последующих публикациях на эту тему дата основания отреставрированной Казанской церкви из Илимска оставалась та же (1679 год), как было указано в Клировой ведомости г. Илимска за 1884 г. Причины замалчивания новой даты строительства храма (ее не опровергали и не поддерживали) заключались, на наш взгляд, в следующем: работа Г. Г. Оранской «Пояснительная записка к эскизному проекту Казанской церкви из Илимска» не была опубликована, и о ней мало кто знал. Для тех же, кто ознакомился с трудом Галины Геннадьевны, большое сомнение вызвало ее утверждение, что трапезная была пристроена к церкви в середине XIX в., так как слишком много архитектурных и конструктивных элементов. характерных для конца XVII - начала XVIII в.в. имело это строение.

http://sobory.ru/article/?object=17511

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010