Если дед был семейным тираном, самодуром и вместе с тем «рыцарем», то его внук, Константин Николаевич, проявил свое деспотическое своеволие и донкихотское благородство в книгах, в своей философии истории. Если дед – яблоня, а внук – яблочко, то оно недалеко от яблони упало. По крайней мере, так казалось самому Леонтьеву, который дедом своим очень гордился. Мать Мать – Феодосия Петровна Леонтьева (1794–1871), дочь Петра Матвеевича Карабанова и жены его, Александры Эпафродитовны, урожденной Станкевич. Дома ее звали то Феничкой, то Фанни. О юности Феодосии Петровны мы знаем по ее запискам и по рассказам сына, который мать обожал, но не идеализировал. Феодосия Петровна была умна, наблюдательна, правдива и очень сдержанна. Чувств своих, кроме одного чувства, восторженной преданности императорской фамилии, она высказывать не любила. Все очень личное, интимное она скрывает или передает намеками. Записки старой Леонтьевой переносят в атмосферу, знакомую нам главным образом по «Войне и миру». Толстой ту эпоху воссоздал по чужим рассказам, многое добавляя из своего опыта, и, по-своему переосмысливая, изымал ее из исторического времени. Позднее Константин Леонтьев кое-что в этой толстовской эпопее не принял, даже осудил. А его мать, на старости лет вспоминая пережитое, небрежно, но живо записывает и ничего, кроме верноподданнических своих чувств, не преувеличивает. Об изложении она не заботится. Фанни-Феничка воспитывалась в Петербурге, в Екатерининском институте 86 . Деньги за право учения вносила ее покровительница, легкомысленная и добрейшая Анна Михайловна Хитрово (или Хитрова, как тогда говорили), дочь самого Кутузова, будущего спасителя отечества и князя Смоленского. Карабановы бедными не были, но, видно, отец не хотел тратить денег на дочь. Фанни училась отлично и – блаженствовала. Она записывает: «В эти пять лет институтской жизни я забыла все домашние ужасы... я точно выпила «воды Леты " ». Ее выделяла, ее ласкала вдовствующая императрица Мария Федоровна. А молодая великая княжна, Анна Павловна, хотела сделать Фанни своей фрейлиной. Тогда все было бы иначе, тогда жизнь удалась бы. Анна Павловна в 1816 г. вышла замуж за принца Оранского, будущего нидерландского короля Вильгельма II. При ее дворе Фанни была бы на виду и могла бы составить блестящую партию в Петербурге или в Гааге.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

– Я уже сказал, мне сейчас не хочется больше об этом рассказывать, но… Послушайте… вы из тех, кто любит все додумывать до конца. Я прошу вас подумать о двух вещах; и потом вы сами освоитесь с выводами. Первая вещь такая. Я вам уже говорил – я человек умеренный. Я против всякого экстремизма. Но когда журналисты и милые господа по клубам утверждают то же самое, обыкновенно они упускают из виду, что есть разные сорта экстремистов. Обыкновенно они помнят только про революционных экстремистов. Поверьте, реакционеры точно так же способны на крайности. История всех междоусобий и распрей доказывает, что на насилие равно способны патриции и плебеи, гибеллины и гвельфы, люди Вильгельма Оранского и фении, фашисты и большевики, куклуксклановцы и сицилийские анархисты. И когда политический деятель приезжает из Лондона с предложением компромисса в кармане, он срывает все планы не одних только националистов. Вторая вещь – более личного свойства, для вас особенно. Вы как-то мне говорили, что опасаетесь за душевное здоровье членов семьи на том основании, что сами вы склонны к мечтательности и у вас слишком развито воображение. Поверьте, сходят с ума вовсе не люди с богатым воображением. Даже в самом трагическом состоянии духа они не теряют рассудка. Их можно всегда встряхнуть, разбудить от страшного сна, поманив более светлыми видами, потому что у них есть воображение. Сходят с ума люди без воображения. Упрямые стоики, преданные одной идее и понимающие ее слишком буквально. Молчальники, которые дуются-дуются, кипят, пока не взорвутся. – Знаю, – поспешно перебила она. – Не надо, не говорите, я все, по-моему, поняла. Я тоже скажу вам две вещи; они короче, но связаны с предыдущим. Дядюшка меня послал сюда с полицейским, у которого приказ о вашем освобождении… а заместитель губернатора уезжает домой… отставка по состоянию здоровья. – Лорд Толбойз не дурак, – сказал Джон Хьюм. – Раскусил. – Боюсь, он раскусил еще кое-какие вещи, – сказала Барбара. Об этих кое-каких вещах мы вовсе не обязаны распространяться; но Хьюм говорил о них и говорил, покуда наконец не вынудил даму к несколько запоздалым протестам. И она сказала, что он ей кажется вовсе не таким уж умеренным. Честный шарлатан 1. Пролог у дерева

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

На формирование мировоззрения Н. П. большое влияние оказала Отечественная война 1812 г. В 1814 г., после вступления союзников во Францию, имп. Александр I разрешил младшим братьям приехать в армию. В апр. 1814 г. Александр I советовался с Марией Феодоровной относительно целесообразности посещения вел. князьями Голландии, Великобритании, Швейцарии. В июне по приглашению принца Виллема Оранского, буд. кор. Виллема (Вильгельма) II, Н. и Михаил посетили Брюссель, Гаагу, Амстердам. В февр. 1814 г. в Берлине внимание Н. П. привлекла старшая дочь прусского кор. Фридриха Вильгельма III и покойной кор. Луизы принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, ставшая впосл. его женой. В 1815 г. Н. П. вновь побывал во Франции. 29 авг., во время парадного смотра в Вертю, он впервые командовал 2-й бригадой 3-й гренадерской дивизии, а 24-25 сент. вел. князья участвовали в смотре австр. войск в Дижоне. 10 окт. 1815 г. они прибыли в Берлин. Во время торжественного обеда имп. Александр I и кор. Фридрих Вильгельм III провозгласили тост за здоровье помолвленных Н. П. и принцессы Шарлотты. Закрепление династическими узами союзного договора России и Пруссии отвечало политическим интересам обеих стран. 9 мая 1816 г. Н. П. отправился в поездку по юж. губерниям России в сопровождении генерал-адъютанта П. В. Голенищева-Кутузова. 27 июня он присутствовал при спуске 74-пушечного корабля в Николаеве. Проездом из Николаева в Одессу 11 июня 1816 г. он посетил Ольвию, приняв участие в археологических раскопках, затем побывал в Крыму. Осенью 1816 - зимой 1816/17 г. состоялось еще одно образовательное путешествие Н. П. в Германию и Великобританию. 13 сент. он отбыл из Павловска, 21 сент. прибыл в Берлин, где провел более 3 недель. 15 окт. Н. П. продолжил путешествие, посетив в Веймаре сестру Марию Павловну. 6 нояб. он прибыл в Лондон; в программу пребывания помимо офиц. визитов и приемов входили осмотр промышленных предприятий Лондона, Бирмингема, Манчестера, а также 2 ознакомительные поездки - в Шотландию с посещением Эдинбурга и в Ливерпуль, Плимут и Портсмут.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

В Ирландии вице-королем был назначен Джеймс Батлер, герц. Ормонд, к-рый сохранил земли за их новыми владельцами; изъятые земли были компенсированы прежним владельцам лишь частично; никаких послаблений для католиков не последовало. Внешняя политика Поиск союзников в ожидаемой войне с Испанией способствовал заключению англо-португ. соглашения, скрепленного в 1662 г. браком К. с принцессой Екатериной Брагансской, дочерью Жуана IV. Богатое приданое принцессы включало г. Танжер (совр. Марокко) и т. н. 7 островов Бомбея (ныне Мумбай). В период правления К. Англия дважды воевала с Нидерландами: в 1665-1667 гг. (2-я англо-голл. война) и в 1672-1674 гг. (3-я англо-голл. война). Первый конфликт начался на фоне попыток К. повлиять на избрание статхаудером Нидерландов своего племянника Вильгельма III Оранского. В начале войны англ. флоту удалось взять Нов. Амстердам (ныне Нью-Йорк), однако затем побеждали голландцы и значительная часть англ. флота была уничтожена у родных берегов. После восстановления флота к нач. 70-х гг. XVII в. Англия вновь вступила в войну с Голландией по тайному Дуврскому договору с Людовиком XIV, воевавшим с голландцами. Успех вновь сопутствовал Голландии, и К. прекратил военные действия под давлением парламента. Дабы наладить отношения с бывш. противником, король способствовал заключению брака племянницы, дочери Якова, Марии со статхаудером Вильгельмом III. Понимая, что чрезмерное давление на англ. монарха все больше заставляет его ориентироваться на Голландию, а также вызывает нежелательную для Франции чрезмерную внутреннюю нестабильность в Англии, Людовик XIV смягчил свою позицию. В последние годы правления К. Англия старалась не вмешиваться в континентальные проблемы, постепенно переходя к политике, впосл. названной доктриной «блестящей изоляции». Период политического кризиса (1667-1685) В 1667 г. гр. Кларендон был отстранен от управления государством. К власти пришли Джордж Вильерс, 2-й герц. Бакингем, Генри Беннет, гр. Арлингтон, и гр. Уильям Ковентри, соперничество к-рых расшатывало и без того нестабильную ситуацию, связанную с отсутствием у короля законного наследника.

http://pravenc.ru/text/1681063.html

[англ. Baxter] Ричард (12.11.1615, Раутон - 8.12.1691, Лондон), пуританский богослов, св. англикан. Церкви (пам. 14 июня). Происходил из религ. семьи, начальное образование получил в нонконформистской школе в Роксетере. В 15-летнем возрасте после прочтения книги англ. иезуита Р. Парсонса, отредактированной протестантом Э. Банни и известной под заголовком «Решимость Банни» (Bunny " s Resolution), пережил религ. обращение. В 1633 г. на короткое время оказался при дворе, однако светская жизнь его не привлекла, и он вернулся домой и занялся самообразованием. В 1638 г. он был рукоположен во священника Вустерским англикан. еп. Дж. Торнборо и назначен помощником настоятеля на приход в Бриджднорте (1639), в 1641-1660 гг. служил на приходе в Киддерминстере. Несмотря на то что Б. разочаровался в епископальной системе и не стал подписывать «Et cetera oath» - присягу, подтверждавшую признание главенства епископального строя в Церкви Шотландии (1640), он не делал различий между англиканами, пресвитерианами и индепендентами, что обеспечило Б. возможность осуществлять свою пастырскую деятельность с большой эффективностью. С началом гражданской войны (1640) Б. ненадолго стал капелланом в армии парламента, но в 1647 г. окончательно оставил службу. В 1660 г. он принял деятельное участие в возведении на престол Карла II , при этом отверг предложенный ему сан епископа. В результате Б. изгнали из его прихода в Киддерминстере и запретили заниматься пастырской деятельностью. В 1661 г. он принял участие в Савойской конференции, на к-рой представил свои предложения по реформе Книги общих молитв , выдержанные в пуританском духе и ставшие известными как «Изъятия из Книги общих молитв» (Exceptions against the Book of Common Prayer), и проект самого Служебника. Хотя большинство предложений Б. были отклонены, они оказали влияние на подготовку Книги общих молитв 1662 г., к-рая и в наст. время употребляется в Церкви Англии. Поскольку Б. отказался подписать новый Акт о единообразии (1662), до низложения Якова II он подвергался различным преследованиям, с марта 1685 по нояб. 1686 г. находился в тюрьме. Б. принял участие в Славной революции, приведшей на трон Вильгельма III Оранского , к-рый издал Акт о веротерпимости (1688), положивший конец его преследованиям. Б. погребен в ц. Христа на Ньюгит-стрит в Лондоне.

http://pravenc.ru/text/77400.html

В Варфоломеевскую ночь был убит и зять К. Шарль де Телиньи. Овдовевшая дочь К. Луиза (1555-1620) в 1583 г. вышла замуж за Вильгельма, принца Оранского-Нассауского, статхаудера Нидерландов. Их потомок Вильгельм III , принц Оранский, статхаудер Республики Соединённых провинций, в 1689 г. занял англ. престол. Старший сын К. Франсуа де Колиньи де Шатийон (1557-1591) после Варфоломеевской ночи бежал в Женеву, потом в Базель, в 70-80-х гг. XVI в., во время религиозных войн командовал войсками гугенотов. Следуя советам Франсуа де Шатийона, кор. Генрих Наваррский заключил союз (30 апр. 1589) с франц. кор. Генрихом III, изгнанным из Парижа Католической лигой . Младший сын К. Шарль, маркиз д " Андело (1562-1632), единственный из детей адмирала, кто был крещен и с детства воспитывался в протестант. вере, перешел в католичество. Лит.: Besant W. Gaspard de Coligny. L., 18792; Delaborde J. Gaspard de Coligny, amiral de France. P., 1879-1882. 3 vol.; Bersier E. Coligny avant les Guerres de Religion. P., 1884; Atkinson E. G. The Cardinal of Châtillon in England, 1568-1571//Proc. of the Huguenot Society of London. 1892. Vol. 3. P. 172-285; Whitehead A. W. Gaspard de Coligny, Admiral of France. L., 1904; Merki Ch. L " Amiral de Coligny... et la révolte protestante. P., 1909; Engel Cl.- É . L " Amiral de Coligny. Gen., 1967; Shimizu J. Conflict of Loyalties: Politics and Religion in the Career of Gaspard de Coligny, admiral de France, 1519-1572. Gen., 1970; L " Amiral de Coligny et son temps: Actes du colloque d " oct. 1972. P., 1974; Калашников В. М. Гугенотская колонизация Флориды (60-е гг. XVII в.)//Французский ежег., 1983. М., 1985. С. 227-234; Cr é t é L. Coligny. P., 1985; Cocula A.-M. Dreux, Jarnac, Coutras: Le rebondissement de la vendetta des Grands//Avènement d " Henri IV: Quatrième Centenaire. Pau, 1988. Vol. 1: Coutras. P. 17-37; Bourgeon J.-L. L " Assassinat de Coligny. Gen., 1992; Coligny, les protestants et la mer/Sous la dir. de M. Acerra, G. Martinière. P., 1997; Histoire et dictionnaire des guerres de religion/Éd. A. Jouanna, J. Boucher, D. Biloghi, G. Le Thiec. P., 1998. P. 42-204, 794-795; Эльфонд И. Я. Адмирал Колиньи: Жизнь и легенда//ВИ. 2000. 10. С. 141-147; Варфоломеевская ночь: События и споры/Ред.: П. Ю. Уваров. М., 2001; Окунева О. В. «И Вашим именем почтить безвестный край»: топонимика как способ легитимации франц. присутствия в Бразилии XVI - нач. XVII в.//Американский ежег., 2011. М., 2011. С. 316-327; она же. Католич. и протестант. авторы XVI в. о первой франц. колонии в Бразилии//Ретроспективная информация источников: Образы и реальность/Ред.: И. Н. Данилевский, О. И. Тогоева. М., 2013. С. 179-200. Н. И. Алтухова Рубрики: Ключевые слова: АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Известно, что его приглашал в Россию Петр I – для передачи опыта. Однако в Россию Ло ехать не захотел. На жизнь он добывал игрой, в чем ему до конца везло. Но повторить свою французскую «большую игру» ему больше не удалось. Скончался Ло в Венеции от воспаления легких. Но гораздо более удивительной, чем во многом предвидимая судьба Джона Ло представляется судьба основателя Банка Англии Вильгельма III Оранского, короля Англии. Мы помним, что именно он договорился с банкирами, и договоренностей своих не нарушил. Но, похоже, что для окончательного закрепления результатов договоренностей, «было принято решение», что слишком долго нести бремя явных и секретных переговоров, королю тяжело. И сравнительно молодой и здоровый король скончался в марте 1702 года он в Кенсингтонском дворце, от последствий падения с лошади, которое внезапно перешло в воспаление легких, как и в случае вышеупомянутого Джона Ло. О чем не любят говорить и писать Однако в истории с французским вариантом «печатной машинки» интересно другое. То, что по ней нанесла удар Денежная Держава – более или менее очевидно. Причем, похоже, не прибегая к помощи масонов, которые появились во Франции на несколько лет позже краха Французского банка. Последнее подтверждает предположение, что именно Денежная Держава стоит и за масонами и многим другим таинственным и интересным, а если надо может обойтись и без них. Это также говорит о том, что Денежная Держава, говоря в геополитических терминах, твердо решила связать судьбу своей «штаб-квартиры» с «мировым островом». Этому решению она остается верна до сих пор. Удивительно другое. О Джоне Ло, и его затее с малообеспеченными бумажными деньгами, действительно написано масса литературы. О нем писали все экономисты, включая Маркса, в основном упирая на авантюризм его проекта. Но!!! Никто не говорит в таком роде и ключе о соотечественнике Ло, скромном шотландском финансисте Уильяме Патерсоне, которому такой проект удалось осуществить вполне. И Англия не только не рухнула, но, напротив, на несколько столетий стала «владычицей морей» и богатств, что лежат на них.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

Строго, а вернее абстрактно говоря, король мог бы отменить привилегии Банка и заполнить брешь собственными бумажными деньгами. Но… в соответствии с Биллем о Правах 1689 года ему это было запрещено делать без согласия Парламента, что означало на практике − без согласия Банка Англии . Да королю-то было и незачем отменять. Он ведь попал в новую элиту. Простым англичанам ничего хорошего создание Банка Англии не принесло. Большинство из них даже банкнот Банка Англии в глаза не видели, так долгое время номиналом меньше 20 фунтов новые дензнаки не выпускались. А 20 фунтов был очень неплохой годовой доход очень небольшого числа жителей острова. В Парламент же вообще допускались лучшие из лучших – те, у кого было не менее 200 фунтов в наличии или в недвижимости. Таких среди 25 млн английского населения нашелся целый 1%. Этот процент и определил на века английскую демократию и прочие конституционные блага. Банк Англии как созидатель английской морской силы Но вот королевству Англии, как геополитической силе, создание Банка пошло очень даже впрок. Все источники отмечают, что при короле Вильгельме Оранском в стране начался экономический подъем, а Англии в несколько лет проделала путь к Великой Британии. Только после создания Банка Англии Вильгельмом III Оранским из тумана острова на политическую сцену явилась та Великобритания, которую мы знаем. «Великая Британия» – так правильно переводится название этой страны. [Лукавство перевода. Проглотили всего одну букву, и Альбион перестал быть империей в русском языке. Скажи «Великая Россия» и тебя упрекнут в стремлении к империи. А Великая Британия есть на карте и всегда на ней была. При этом как бы демократия. На самом деле − империя никуда не делась, а демократия − это только маска, надетая на скелет «печатной машинки» ]. «Тут мы должны задать себе вопрос: почему же именно при новом монархе-путчисте начался расцвет британского народного хозяйства? Ведь и ранее англичане работали как проклятые, но уровень их жизни ничем не отличался от уровня остальной Европы.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/03/...

— А, вот и вы, наконец! Входите. Фрэнсис протянул ему руку. — Отец Кезер, не правда ли? — Правильно. А кого еще вы могли ожидать? Короля Вильгельма Оранского? Ну ладно, вы как раз подоспели к ужину. Тем лучше для вас, — откинувшись на спинку стула, он крикнул: — Мисс Кэфферти! Вы что, собираетесь всю ночь копаться? Потом он обратился к Фрэнсису: — Садитесь и не смотрите, как потерянный. Я надеюсь, вы играете в криббидж ? Люблю сыграть партию вечерком. Фрэнсис придвинул стул к столу. Вскоре мисс Кэфферти поспешно внесла большое закрытое блюдо с копчеными селедками и вареные яйца. Пока отец Кезер клал себе в тарелку пару селедок и два яйца, она поставила прибор для Фрэнсиса. Тогда отец Кезер передал ему блюдо и сказал с полным ртом: — Валяйте, кладите себе. И не скупитесь, вам придется много работать, так что лучше ешьте побольше. Сам он ел быстро. Его жующие челюсти и ловкие руки, покрытые черными волосами, как войлоком, ни минуты не оставались без движения. Отец Кезер был плотным мужчиной, с круглой, коротко остриженной головой. Сжатые губы, плоский нос с широкими ноздрями, из которых росли два темных запачканных табаком клочка волос, создавали впечатление силы и властности. Каждое его движение было образцом бессознательного самоутверждения. Разрезая пополам яйцо и засовывая одну половинку в рот, он маленькими глазками наблюдал за Фрэнсисом и составлял о нем свое мнение, подобно тому, как мясник оценивает качества молодого бычка. — Вы выглядите не очень-то сильным. Верно, не потянете и одиннадцати стоунов, а? И до чего только вы, помощники священников, дойдете? Мой последний был совсем слабосильный, еле на ногах держался. Ему надо было бы зваться Фли, а не Ли , уж больно он был никчемный. Это все эти иностранные штучки вас портят. В мое время… те парни, с которыми я учился в Мейнуте, были настоящими мужчинами. — Ну, я думаю, вы увидите, что я здоров и телом и духом, — улыбнулся Фрэнсис. — Мы это скоро увидим, — проворчал отец Кезер. — Когда кончите ужинать, идите исповедовать. Я приду позже. Впрочем, сегодня будет мало народа… вон как льет. Сделаем скидку на погоду. Они ленивы до мозга костей, мои прелестные прихожане!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Ибо истина есть лишь форма Добра, а Добру неведома зависть» (пер. с франц. Г. А. Рачинского) (Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 246).). 111 Трудно понять, какой эпохи. Совершенный дилетант по своему историческому образованию, он сам затруднился бы дать ответ на этот вопрос. Так (I, 151) он говорит: «До времен Цезаря Августа, св. Константина, Франциска I, Людовика XIV, Вильгельма Оранского, Питта, Фридриха II, Перикла, до Кира или Дария Гистаспа и т. п. все прогрессисты правы, все охранители не правы. Прогрессисты тогда ведут нацию и государство к цветению и росту. Охранители тогда (когда?) ошибочно не верят ни в рост, ни в цветение или не любят, не понимают их». 112 II, 215. «Всякая реакция есть лечение не радикальное, а лишь временная поддержка организма, чем-нибудь уже неисцелимо расстроенного». – Ibid., 135. «Быть просто консерватором в наше время было бы трудом напрасным. Можно любить прошлое, но нельзя верить в его даже приблизительное возрождение». 113 Пока мы будем в остзейском крае «вместо европеизма феодального, который дал царям русским стольких хороших полководцев и политиков, вводить европеизм эгалитарно-либеральный», мы будем служить космополитическому делу «всеобщего уравнения», а никак не русскому делу, которому лучше служили остзейцы. («Я, впрочем, не знаю наверное, какие реформы предстоят остзейскому краю, – пишет Леонтьев в 1882 г., – но я, не зная, боюсь их». II, 189.) «Один породистый остзейский барон сам по себе стоит целой сотни эстского и латышского разночинства» (Нац. Пол., 12). «Бароны – образы и величины определенные и значительные. А что такое эсты? К чему эта племенная демократизация? Пусть их не слишком теснят – и довольно!» (II, 189). 115 «В последнее время даже турецкие министры так изучили наш церковный вопрос, что делают нередко болгарам очень основательные канонические возражения, когда те слишком спешат. Туркам иногда, для спокойствия империи, приходится защищать православие от увлечения славянских агитаторов» (там же). 118 «Да! в России много еще того, что зовут варварством. И это наше счастье, а не горе. Не ужасайтесь, прошу вас; я хочу сказать только, что наш безграмотный народ более, чем мы, хранитель народной физиономии, без которой не может создаться своеобразная цивилизация» (9); ср. II, 73: староверчество – как «истинное смотрение Божие», как «один из самых спасительных тормозов нашего прогресса» .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010