С приездом посольства, видя неудачу в скрывании себя в маленькой деревне, Петр переехал в Амстердам – на ост-индской верфи работать и строить фрегат по своему проекту. Но увидя, что теории кораблестроения можно было научиться только в Англии, Царь поехал туда, приняв любезное приглашение короля Вильгельма Оранского. В Голландии же и в Англии, побывав и присмотревшись к житию европейскому, Царь-плотник направился в Вену, думая склонить императора Леопольда к дружному удару на турок. В Вене это предположение не оправдалось и получено известие о бунте стрельцов. Весть эта заставила, вместо Венеции – как предполагал Государь прежде, ехать через Польшу уже в Москву. В Люблине имел Петр, на этот раз с новым польским королем, Саксонским курфирстом, свидание; заключив оборонительный и наступательный союз против Швеции. Стрелецкое восстание было уже подавлено и Петру предстояло произвести жестокий розыск над виновными, чтобы открыть вполне участие царевны Софии, уже высказанное в ответных речах прикосновенных к делу. Жестокость тогдашней необходимой процедуры доследования – пыток и казней, считавшихся неизменным следствием осуждения, – может ли однако относиться к Петру, когда он унаследовал уложение от отца и значительно облегчил даже тяжесть наказания? Нельзя легкомысленно и осуждать разгневанного Государя за его карательные меры против сестер: преступной Софьи, подговаривавшей стрельцов к восстанию и за то теперь постриженной, как и сносившаяся с ними Марфа Алексеевна. Пострижена и жена Петра, царица Евдокия Федоровна. Задумав, в союзе с Даниею и Польшею, начать В. северную войну с шведским королем Карлом XII, Петр I желал получить выгодный мир с турками, и для того припугнул их построенным на Дону флотом, выведя его в Азовское море: для проводов полномочного посла своего – Украинцова. Это помогло; разрушив впрочем всякие иллюзии на проход в Средиземное море. Так что необходимость воротить проход в Балтийское море, уступленный шведам с Невою при Михаиле (1616 г.), представилась делом не терпящим отлагательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ночью Господь отнимает у царя сон, и Артексеркс велит слуге читать ему вслух книгу дневных записей, где перечислены все оказанные ему благодеяния. Тут он слышит имя Мардохея, которого никак не отблагодарили за то, что тот однажды спас царю жизнь, разоблачив преступников, замышлявших убийство Артексеркса. Наутро Аман, уверенный в том, что уже достиг вершины своего могущества и славы, получает приказ оказать самые высокие почести тому, кого он ненавидел больше всего на свете и о чьей смерти на виселице в тот же самый день он пришел просить Артаксеркса. Во время второго пира Эсфирь высказывает пожелание, чтобы никого из её соотечественников, не возвратившихся по разрешению царя на родину, не притесняли. Охваченный невероятным гневом на своего бывшего любимца, Артаксеркс оставляет ненадолго трапезу, а когда возвращается, то видит его распростёртым у ложа царицы и думает, что тот хотел бы ещё и её насиловать. Это окончательно решает судьбу Амана - его тотчас же отправляют на виселицу, ту самую, которая была приготовлена для Мардохея. Его семью постигает та же участь. Мардохей получает перстень власти, который до этого был в руках визиря, и теперь вместе со своей бывшей воспитанницей может не только написать об отмене приказа о преследовании евреев, восстановить их во всех правах, но и предоставить им возможность расправиться со своими гонителями. В иудаизме Эсфирь почитается одной из величайших женщин, в христианстве она нередко рассматривается как прообраз Божией Матери. Эсфирь, некогда вымолившая у персидского царя жизнь своему народу, таким образом становится прообразом Царицы-Заступницы, ходатайствующей о спасении христиан у престола своего Сына. Во времена Рембрандта у голландцев был ещё один повод вспомнить о знаменитой воспитаннице Мардохея. Ветхозаветная Эсфирь для многих иудеев тогда стала символом их самоидентификации. Так, Амалию фон Сольмс, супругу статхаудера Голландии принца Фридриха-Генриха Оранского (1584-1647), голландцы называли «второй Эсфирью», поздравляя её в 1626 году с рождением сына Вильгельма. Памфлетисты, писатели, проповедники широко прибегали к аналогичному сравнению применительно к еврейскому народу, которого короли Испании и их ставленники, ассоциировавшиеся с Аманом, подвергали жестоким гонениям. Словно само Провидение Божие в очередной раз спасает богоизбранный народ, как это уже однажды произошло при Артаксерксе.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Между мной и Петером все хорошо. Бедный мальчик гораздо больше нуждается в тепле, чем я: он каждый раз краснеет после нашего прощального поцелуя и умоляет еще об одном. А, может, я ему просто заменяю Моффи? Если так, ну и пусть — он так счастлив, когда кто-то его любит. Теперь, когда я с таким трудом его завоевала, я смотрю на вещи как бы со стороны, но не думай, что любовь ослабела. Он очень добрый, но моя душа сейчас снова закрыта, и если он хочет сломать замок, то должен стать решительнее! Анна Франк   Суббота, 20 мая 1944 г. Дорогая Китти, Вчера вечером, спустившись с чердака вниз, я увидела, что красивая ваза с гвоздиками лежит на полу, мама на коленях вытирает тряпкой пол, а Марго собирает мои мокрые бумаги. «Что случилось?» — спросила я, полная самых мрачных предчувствий. Но ответа не требовалось, уже на расстоянии я видела, что нанесен непоправимый вред! Моя папка родословных, тетради, книги — все плавало. Я чуть не плакала и так разволновалась, что заговорила по-немецки. Что именно я бормотала, не помню, но Марго потом воспроизвела моя слова: «Неслыханный вред, ужасный, невосполнимый…». Отец расхохотался, Марго с мамой — за ним, а мне оставалось лишь реветь над потерянной работой и моими замечательными конспектами. При ближайшем рассмотрении «неслыханный вред» оказался не таким уж страшным. Я отнесла промокшие листы на чердак, тщательно отделила их друг от друга и повесила сушить. Получилась забавное зрелище: даже я не могла не улыбнуться, видя висящих рядом Марию Медичи, Карла Пятого, Вильгельма Оранского и Марию-Антуанетту. «Это осквернение рассы», — пошутил господин Ван Даан. Поручив Петеру следить за моими бумагами, я спустилась вниз «Какие книги пострадали?» — спросила я Марго, которая как раз возилась с моими учебниками. «Алгебра», — ответила та. Но, увы, и учебник алгебры оказался почти не поврежденным! Я хотела бы, чтобы он упал прямо в вазу — ни одну книгу в жизни я не ненавидела так, как эту. На первой ее странице стоят, по крайней мере, двадцать имен прошлых владелиц. Книжка потерлась, пожелтела, заполнена пометками, исправлениями… Ей богу, как-нибудь, решусь и разорву это препротивную «Алгебру» на мелкие клочки!

http://pravmir.ru/dnevniku-anny-frank-70...

Военные успехи Фарнезе в 1584-1585 гг., который вернул под свою власть бóльшую часть земель к югу от Рейна вплоть до Антверпена, ранее присоединившихся к Утрехтской унии, ознаменовали прекращение освободительной войны в Южных Н. Жители захваченных испанцами городов были вынуждены либо принять католицизм, либо бежать. Из юж. провинций на север Н. началась массовая эмиграция купцов, предпринимателей, ремесленников. После гибели Вильгельма Оранского (1584) от рук наемного убийцы, католика-фанатика Б. Жерара, статхаудером Голландии и Зеландии был избран его сын Мориц Нассауский (нояб. 1585). Генеральные штаты сев. провинций все еще продолжали поиски нового суверена. После отказа франц. кор. Генриха III принять этот титул они подписали договор о военном и политическом союзе с Англией (авг. 1585), предложив стать сувереном Северных Н. кор. Елизавете I Тюдор. Отклонив предложение, она отправила в помощь Северным Н. армию под командованием Роберта Дадли, гр. Лестера, к-рый в янв. 1586 г. занял пост наместника и командующего англ. войсками. Однако Лестер не смог занять ключевое положение в органах управления молодого гос-ва, не получил доверия со стороны Генеральных штатов. Когда стало известно о том, что англ. правительство предписывало Лестеру заключить мир с Фарнезе и «примирить» сев. провинции с Филиппом II, Лестер в дек. 1587 г. был вынужден отбыть в Англию. Генеральные штаты прекратили поиски нового суверена. В 1588 г. они стали управлять страной, фактически положив начало Республике Соединённых провинций (офиц. провозглашения республики никогда не было). В 90-х гг. XVI в. армии Соединённых провинций под командованием Морица Нассауского удалось освободить территорию страны от испан. войск, овладеть нек-рыми крепостями и перенести военные действия на территорию Южных Н. К кон. XVI в. республика была признана союзниками (Англией и Францией), а успешные военные операции ее армии на суше и совместные англо-нидерланд. действия на море - взятие Нивпорта (1600), битва у Гибралтара (1607) - упрочили независимость Соединённых провинций.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

М., 1957; он же. Нидерландская буржуазная революция XVI в. М., 1958; он же. Характер анабаптистских выступлений в Голландии в 1534-1536 гг. и состав их участников: (По неопубл. приговорам Суда Голландии)//СВ. 1962. Вып. 22. С. 86-99; он же. Вопросы морали и семьи у анабаптистов XVI в.//Там же. 1963. Вып. 23. С. 64-90; он же. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в 1-й пол. XVI в. М., 1964; он же. Лютеранство в Нидерландах (1517-1533)//СВ. 1983. Вып. 46. С. 78-95; он же. Реформация как фактор германской истории XVI в.//Там же. 1985. Вып. 48. С. 91-100; он же. Становление гос. строя Респ. Соединённых провинций//Там же. 1987. Вып. 50. С. 151-172; он же. Отражение тираноборческих идей в «Апологии» Вильгельма Оранского (1581)//Культура и общественная мысль: Античность. Ср. века. Эпоха Возрождения/Отв. ред.: Л. С. Чиколини. М., 1988. С. 206-212; он же. Амстердам в XVI-XVII в.: Соц.-экон. развитие и повседневная жизнь//СВ. 1997. Вып. 60. С. 37-50; Брандт Д. М. Нидерланды. М., 1953. Post R. R. Kerkelijke verhoudingen in Nederland vóór de Reformatie van c. 1500 tot c. 1580. Utrecht, 1954; idem. Kerkgeschiedenis van Nederland in de Middeleeuwen. Utrecht, 1957. 2 vol.; Geyl P. The Revolt of the Netherlands, 1555-1609. N.Y., 19582; idem. Geschiedenis van de Nederlandse stam. Amst., 1961-1962. 6 vol.; idem. La révolution batave: (1783-1798). P., 1971; Вальков В. А. Экономика и политика Голландии после второй мировой войны. М., 1961; Fockema Andreae S. J. De Nederlandse staat onder de Republiek. Amst., 1961; The Netherlands in the XVIIth Cent. N.Y., 1961-1964. 2 vol.; Шелимов А. Нидерланды//Антифашистское движение Сопротивления в странах Европы в годы второй мировой войны. М., 1962. С. 537-559; Weiler A. G. e. a. Geschiedenis van de Kerk in Nederland. Utrecht; Antw., 19632; Kok J. A., de. Nederland op de breuklijn Rome-Reformatie: Numerieke aspecten van protestantisering en katholieke herleving in de Noordelijke Nederlanden, 1580-1880. Assen, 1964; Stoeffler E. E.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Гуигнгнм (houyhnhnm) — Это сочиненное Свифтом слово является подражанием ржанию лошадей. « …ни одного животного, которое любило бы соль.» — Гулливер проявил здесь недостаточную осведомленность: травоядные, в том числе и лошади, любят соль. Известно, что некоторые животные стремятся попасть в места, где соль выступает на поверхность земли. Император Карл V — Карлу V приписывается изречение, что охотнее всего он обращался бы к Богу по-испански, к любовнице — по-итальянски, а к лошади — по-немецки. « …последнюю английскую революцию… многолетнюю войну с Францией… » — Имеется в виду так называемая «Славная революция» 1688 г., поставившая у власти Вильгельма Оранского, и война за испанское наследство (1701–1714 гг.) между Англией, Нидерландами, Австрией — с одной стороны, и Францией — с другой; каждая из враждующих сторон стремилась посадить своего претендента на вакантный трон Испании. «Различие мнений стоило многих миллионов жизней…» — Имеются в виду религиозные войны XVI–XVII bb. между католиками и протестантами. Внешним поводом для вражды служили различия в толковании Священного писания, церковных доктрин, таинств и проч. Действительные причины этих войн были политические и экономические. С осуждением религиозной борьбы Свифт выступил еще в раннем своем произведении «Сказка бочки». « …является ли Тело хлебом… » — Имеется в виду часть христианского обряда причащения. Этот обряд католической церкви был отвергнут протестантской церковью. « …целовать кусок дерева… » — Подразумевается целование креста верующими. « …какого цвета должна быть верхняя одежда… » — Речь идет о цвете и далее о форме одежд священнослужителей и монахов. « …особый вид нищих государей… » — Это место было выпущено первым издателем «Путешествий» Моттом и другими издателями, так как в нем содержался намек на Георга I, который, как и многие немецкие князья, насильно вербовал своих подданных в солдаты и затем за плату отдавал их внаем разным странам. Англия часто пользовалась наемными солдатами для ведения войн.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

Константина, Франциска I, Людовика XIV, Вильгельма Оранского, Питта, Фридриха II, Перикла, до Кира или Дария Гистаспа и т. п. все прогрессисты правы, все охранители не правы. Прогрессисты тогда ведут нацию и государство к цветению и росту. Охранители тогда ошибочно не верят ни в рост, ни в цветение или не любят этого цветения и роста, не понимают их. После цветущей и сложной эпохи, как только начинается процесс вторичного упрощения и смешения контуров, т. е. большее однообразие областей, смешение сословий, подвижность и шаткость властей, принижение религии, сходство воспитания и т. п., как только деспотизм формологического процесса слабеет, так, в смысле государственного блага, все прогрессисты становятся не правы в теории, хотя и торжествуют на практике. Они не правы в теории; ибо, думая исправлять, они разрушают; они торжествуют на практике, ибо идут легко по течению, стремятся по наклонной плоскости. Они торжествуют, они имеют громкий успех. Все охранители и друзья реакции правы, напротив, в теории, когда начнется процесс вторичного упростительного смешения; ибо они хотят лечить и укреплять организм. Не их вина, что они не надолго торжествуют; не их вина, что нация не умеет уже выносить дисциплину отвлеченной государственной идеи, скрытой в недрах ee. Они все-таки делают свой долг и, сколько могут, замедляют разложение, возвращая нацию, иногда и насильственно, к культу создавшей ее государственности. До дня цветения лучше быть парусом или паровым котлом; после этого невозвратного дня достойнее быть якорем или тормозом для народов, стремящихся вниз под крутую гору, стремящихся нередко наивно, добросовестно, при кликах торжества и с распущенными знаменами надежд, до тех пор, пока какой-нибудь Седан, Херонея, Арбеллы, какой-нибудь Аларих, Магомет II или зажженный петролеем и взорванный динамитом Париж не откроют им глаза на настоящее положение дел. Я предвижу еще одно возражение: я знаю, мне могут сказать, что пред концом культурной жизни и пред политическим падением государств заметнее смешение, чем упрощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Во время 2-й (1567-1568) и 3-й (1568-1570) религ. войн в Нидерландах начались восстания против испан. владычества; значительную роль в антииспан. волнениях играли кальвинисты. В связи с тем что Екатерина Медичи дала согласие на переброску испан. войск во главе с Фернандо Альваресом де Толедо, герц. Альбой, в Нидерланды через франц. территорию, гугеноты были крайне обеспокоены тем, что эта армия по тайному сговору королевы-матери с герц. Альбой может быть брошена против них. По инициативе принца Конде была сделана попытка захватить короля в бургундском замке Монсо (т. н. сюрприз в Мо; К. считается одним из его организаторов). Карл IX и королева-мать успели бежать сначала в укрепленный замок Мо, а потом в Париж, но эти события послужили поводом к возобновлению военных действий. К. участвовал в сражении у Сен-Дени (10 нояб. 1567), где гугеноты были разбиты. Однако потом протестанты взяли Тур и Блуа, осадили Шартр. И католики и протестанты смогли собрать значительные армии, но из-за отсутствия денег и у той и у др. стороны дальнейшие военные действия оказались невозможны. 23 марта 1568 г. был подписан мир в Лонжюмо. Проводимая герц. Альбой политика жестоких репрессий против представителей франкоязычной нидерланд. знати потребовала от франц. короля публичного выражения определенной политической позиции. Репрессии затронули дворян, находившихся в родстве с франц. знатными семействами (так, лидеры нидерланд. восстания гр. Ламораль Эгмонт и Филипп де Монморанси Нивель, гр. Горн, являлись родственниками франц. Монморанси и Шатийонов), к-рые просили короля защитить нидерланд. дворян. Вопрос о помощи нидерланд. знати обсуждался на заседании Королевского совета, но под давлением Екатерины Медичи, опасавшейся войны с Испанией, был признан несвоевременным. Отряд, собранный капитаном Франсуа де Коквилем, гугенотом, для помощи восставшим нидерланд. протестантам, по приказу короля был остановлен армией во главе с маршалом А. де Коссе и разбит при Сен-Валери (июль 1568), а де Коквиль схвачен и казнен. Испанский кор. Филипп II одобрил эти действия франц. короля. Это подтолкнуло франц. и нидерланд. кальвинистов к объединению. Принц Конде и К. с французской стороны и принц Вильгельм Оранский со стороны восставших в нидерландских провинциях подготовили договор о «Священном союзе» в деле защиты истинной веры, в борьбе с ущемлением прав дворянства и в противостоянии тирании (авг. 1568; см.: Archives ou Correspondance inédite de la maison d " Orange-Nassau/Ed. G. Groen van Prinsterer. Leyde, 1836. T. 3. P. 282-286). Этот документ не был подписан, но в начале 3-й религ. войны отряды принца Вильгельма Оранского и его брата гр. Людовика Нассауского сражались на стороне франц. гугенотов.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Свете) границы Французского королевства. Союз против Испании в обмен на Фландрию и Артуа предлагал франц. королю в июле 1571 г. и Людовик Нассауский, один из предводителей антииспан. движения в Нидерландах; планировалось, что союзнические отношения свяжут не только Францию и восставшие провинции, но и Англию (ей должны были отойти портовые города в Голландии и Зеландия) и Свящ. Римскую империю (в ее состав должны были войти все остальные провинции под властью Вильгельма Оранского). Для выполнения этого плана был необходим союз с Англией, но переговоры о союзе и браке между англ. кор. Елизаветой I и братом короля Генрихом, герц. Анжуйским, к тому времени провалились. 1 апр. 1572 г. морские гёзы, участники движения против испан. владычества в Нидерландах (Елизавете I, тайно поддерживавшей гёзов, по настоянию испан. короля пришлось изгнать их из англ. портов), смогли захватить порт Брилле, к-рый стал плацдармом для высадки их на сушу. Постепенно восстание охватило большую часть Нидерландов. В историографии давно обсуждается вопрос о колониальных проектах К.: он поддерживал создание франц. колоний в Нов. Свете - на территории совр. Бразилии, а также во Флориде. Франц. колонии могли служить убежищем для протестантов, притесняемых в Зап. Европе, а затем стать гос-вом, где гугеноты доминировали бы в силу их числа и богатства и установили бы кальвинист. порядок. В честь К. остров (в наст. время о-в Вильганьон) в бухте Гуанабара (Рио-де-Жанейро), где находилась 1-я франц. колония, а также построенный там форт были названы его именем ( Окунева. 2011. С. 323-325). Франц. колония «Антарктическая Франция» существовала с 1555 по 1560 г. и пала под натиском португальцев. Ее недолгое существование было омрачено конфликтом католиков и протестантов, к-рый иногда рассматривается исследователями как «пролог» религ. войн во Франции. Глава колонии Никола Дюран де Вильганьон сначала проявлял симпатии к протестантам и даже приглашал их на остров, но затем он вернулся в католическую веру и изгнал из колонии оказавшихся в оппозиции гугенотов (3 из них были показательно казнены и впосл.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Неудивительно, что мир, после того как он был наконец заключен, не понравился отцам-иезуитам. Он значительно подрывал их надежды вернуть когда-либо всю Германию католицизму. Но иезуиты сумели приспособиться к новым условиям: от метода массового обращения они перешли к методу обращения индивидуумов. Свое искусство они направили в двух направлениях – на евангелические дворы и евангелические университеты. В университетах, как показывает дошедшая до нас инструкция, они записывались обычно в число слушателей юридического или медицинского факультета. Иногда они пытали счастья и в качестве преподавателей языков. Но как раз среди образованной буржуазии, из рядов которой рекрутировалось большинство студентов и профессоров, они имели мало успеха. Обращения силезского поэта Иоганна Шефлера и профессора церковной истории в евангелическом Гельмштадтском университете брауншвейгца Христиана Блюме были единственными крупными успехами иезуитов среди этих слоев населения. Значительно больших результатов добились они при евангелических дворах, как показывает приведенный ниже маленький список княжеских обращений – далеко, впрочем, неполный. В католицизм перешли: из дома пфальцских Виттельсбахов в 1659 году пфальцграф Эдуард и его сестра Луиза Голландская; из Нассау-Оранского дома – в 1653 году Иоганн Людвиг фон Нассау-Гадамар; из Голштинского дома в 1698 году – Доротея Гедвиг фон Голштейн-Норбург; из Шварцбургского дома – Августа Доротея фон Шварцбург; из Вюртембергского дома – герцог Ульрих фон Штутгарт и его дочь Мария Анна в 1651 году, герцог Карл Александр в 1715 году; из Бранденбургского дома – Христиан Вильгельм, правитель Магдебурга; из Гессенского дома – в 1652 году ландграф Фридрих фон Гессен-Дармштадт, умерший в 1682 году в сане кардинала и князя-епископа Бреславля, и ландграф Эрнст фон Гессен-Рейнфельс; из Мекленбургского дома – правящий герцог Христиан фон Шверин в 1663 году; из Брауншвейгского дома – в 1651 году Иоганн Фридрих, впоследствии правящий герцог Каленберга, Геттингена и Грубенгагена; в 1709 году правящий герцог Вольфенбюттеля Антон Ульрих [Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1633–1714) – герцог Брауншвейга-Вольфенбюттеля, автор нескольких, романов и опер]; наконец, из Веттинского дома – в 1689 году герцог Христиан Август фон Цейтц, впоследствии кардинал и архиепископ Рааба; в 1697 году курфюрст Август Сильный [Август Сильный (1670–1733) – курфюрст Саксонии под именем Фридрих Август I Саксонский с 1694 г., польский король (1697_1704 и 1709–1714) под именем Август II Польский и великий князь Литовский с 1697 г. Союзник России в Северной войне]; в 1712 году кронпринц, впоследствии курфюрст Август III Саксонский [Август III Саксонский (1696–1763) – польский король и великий князь Литовский с 1734 г, курфюрст Саксонский с 1733 г. под именем Фридрих Август II].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010