Сведения о святой немногочисленны. В кон. VI в. свт. Григорий Турский упоминает о месте захоронения святой ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 1), а также кратко описывает совершенные ею чудеса ( Greg. Turon. Glor. conf. 91). Основным источником о жизни святой является житие, написанное, видимо, кем-то из образованных клириков г. Паризии. Автор был знаком с сочинениями античных ( Вергилий , Плиний Старший) и христ. писателей, в т. ч. с «Пастырем» Ермы , с сочинениями Сульпиция Севера , посвященными свт. Мартину Милостивому , еп. Турскому, возможно, с Житием свт. Германа , еп. Автиссиодурского (Осерского), написанным Констанцием, пресв. Лугдунским (Лионским). Согласно Житию Г., оно было написано спустя 18 лет после смерти святой. Первоначальный текст не сохранился. Житие представлено в средневек. рукописях в позднейших редакциях, к-рых Ж. Болланд в XVII в. насчитывал 3 (ActaSS. P. 137). Ш. Колер, подготовивший 1-е критическое издание жития, считал наиболее древней редакцию В, относя ее к меровингской эпохе (BHL, N 3334). В 1884 г. аббат Ш. Нарбей отдал предпочтение расширенной редакции А (BHL, N 3335), содержащей ряд позднейших интерполяций и добавлений, к-рые отсутствуют в редакции В ( Narbey Ch. Quel est le text de la vie autentique de St. Geneviève?//Bull. du Comité d " histoire et d " archéologie du diocèse de Paris. 1884. P. 187-208). Самая значительная вставка касается миссии сщмч. Дионисия , еп. Парижского, ученика апостолов, посланного в Галлию св. папой Римским Климентом I и принявшего мученическую кончину близ г. Паризии, в мест. Катуллиак (совр. Сен-Дени), в I в. по Р. Х. (Vita A. 17). В редакции В вместо этого рассказа находится краткое упоминание о том, что мч. Дионисий, не названный здесь ни епископом, ни учеником апостолов, захоронен в Катуллиаке, где впосл. Г. воздвигла базилику в его честь (Vita B. 16). По стилю редакция А более архаична, чем редакция В, а наличие вставки о сщмч. Дионисии как об ученике апостолов Нарбей рассматривал как свидетельство древности предания об апостольском происхождении Церквей Галлии. Б. Круш, издавший в 1896 г. текст редакции А в Monumenta Germaniae Historica , разделял мнение Нарбея, однако наличие этой легенды, возникшей, как он считал, не ранее VIII в., рассматривал как доказательство того, что и житие появилось не ранее этого времени и, т. о., не имеет исторической ценности ( Krusch. Die Fälschung.). В 1910 г. К. Кунстле предложил признать в качестве изначального текста жития самую краткую редакцию С (BHL, N 3336), однако эта гипотеза не получила поддержки среди ученых. Признано, что данная редакция является сокращенным вариантом редакции А, сохранившим ее основные особенности, такие как легенда о свт. Дионисии, ученике апостолов, и упоминание о деревянном оратории, выстроенном над могилой святой (Vita A. 17, 55; Vita C. 13, 42).

http://pravenc.ru/text/162115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИЙ [Иларий Арелатский; лат. Hilarius Arelatensis] (ок. 401-449), св. (пам. зап. 5 мая), еп. г. Арелат (ныне Арль, Франция), митр. Вьеннской пров., первенствующий еп. Галлии (до 445), политический и церковный деятель, писатель. Источники Основные сведения об И. содержатся в 2 агиографических произведениях: автором «Слова о жизни св. Гонората Арелатского», наставника И. и его предшественника на кафедре, был сам святитель, автором Жития св. Илария - его ученик Гонорат Массилийский (Марсельский). Среди др. важных источников - посвященная И. «Похвала пустыне» св. Евхерия , еп. Лугдунского (Лионского), краткий рассказ в соч. Геннадия Массилийского «О знаменитых мужах», Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского), составленное Констанцием Лугдунским, письма Сидония Аполлинария, анонимное Житие св. Лупа, еп. Трикасс (ныне Труа), а также послания Римского папы свт. Льва I Великого . Жизнь Год рождения И. устанавливается по сообщению Гонората Массилийского о кончине в возрасте 48 лет. Из его родственников известны брат и сестра Пимениола, вышедшая замуж за Лупа (впосл. епископ Трикасс). По свидетельству агиографа, И. получил фундаментальное классическое образование, владел искусством риторики. Главным событием своей жизни И. считал «обращение» к аскезе, о чем есть упоминание в «Слове о жизни св. Гонората» ( Hilarius Arelatensis. Vita Honorati. 23-24// Hilaire d " Arles. Vie de St. Honorat. 1977. P. 132-138) и в Житии И. ( Honoratus Massiliensis. Vita Hilarii. 3-7// Honorat de Marseille. Vie de St. Hilaire d " Arles. 1995. P. 92-104). Как И., так и его агиограф приписывают «обращение» (conversio) влиянию св. Гонората Арелатского, специально прибывшего из Леринского мон-ря, чтобы убедить своего родственника оставить мирскую жизнь. И. связывал изменение жизни с воздействием благодати, в то время как агиограф был склонен объяснить успех миссии способностью И. к рациональному мышлению.

http://pravenc.ru/text/389093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (15.05.1024, Семюр, ныне Семюр-ан-Брионне, деп. Сона и Луара - 28.04.1109, Клюни), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ( Одо , Майоль , Одилон и Г.). Происходил из высшей провинциальной знати Бургундии. Старший сын герц. Дальмаса де Семюр. Рождению Г. предшествовало знамение: один священник увидел лик младенца в чаше для причастия. Мать Г. восприняла видение как свидетельство предназначения буд. ребенка к духовному служению. Отец желал, чтобы сын избрал военную карьеру, но Г. более интересовался науками. Г. был отдан в обучение двоюродному деду Гуго, еп. Осерскому. В 14 лет стал послушником в мон-ре Клюни , в 15 лет принял монашеский постриг, в 18 - был рукоположен во диакона, в 20 лет - во пресвитера, а в 24 года стал главным приором мон-ря. В возрасте 25 лет Г. был единогласно избран аббатом Клюни (1 янв. 1049) и торжественно посвящен архиеп. Безансонским Гуго де Саленом (22 февр.). Деятельность Г. была направлена на распространение клюнийского устава и расширение духовного влияния мон-ря Клюни. За 60 лет руководства мон-рем число зависимых от аббатства обителей увеличилось с 60 до 2000. При Г. была основана первая жен. клюнийская обитель в Марсиньи. Однако рост числа обителей обернулся ослаблением аскетического духа, возрождение к-рого и было основной задачей клюнийской реформы . Лишь авторитет Г. и его строгость в отношении дисциплины на время отсрочили назревавший упадок клюнийского движения. Г. воспринимал клюнийскую конгрегацию как единое целое, где проступок любого из членов бросал тень на всю общину, отсюда его обостренное чувство личной ответственности за порядок и исполнение устава и нетерпимость к нарушителям. Г. выступил инициатором реконструкции аббатства. По преданию, во сне к одному из монахов явился ап. Петр с просьбой о строительстве нового храма. Узнав о видении, Г. начал строительные работы. Новый храм, т. н. Клюни III (1080-1130), стал образцом романской архитектуры и вплоть до сооружения собора св. Петра в Риме (XIV в.) оставался крупнейшим христ. храмом в Европе. Г. придавал большое значение истории аббатства и способствовал прославлению своих предшественников, аббатов Клюни. Особое внимание было уделено Одо, к-рого при Г. почитали как «отца-основателя» обители.

http://pravenc.ru/text/168247.html

О жизни святителя Дифрига Витраж с изображением св. Дубрикия в церкви св. Дубрикия в Порлоке, Сомерсет (фото любезно предоставлено Rachel Kingdon) Святитель Дифриг (Дубрикий; Dyfrig, Dubricius, Devereux) – один из самых почитаемых святых древнего Уэльса и величайших церковных деятелей за всю историю этой страны. Его вклад в развитие церковной жизни и монашества в древнем Уэльсе поистине огромен; сегодня его почитают православные христиане на Британских островах, а также некоторые католики и англикане. Хотя Дифрига по праву называют одним из отцов-основателей валлийского монашества конца V и первой половины VI веков, а в основанных им монастырях одновременно подвизалось 2000 насельников, о его жизни сохранилось мало достоверных сведений. До нас дошли лишь малодостоверные поздние версии его жития: написанное в XII веке монахом Бенедиктом Глостерским и позднее – хронистом Иоанном Тайнмутским в XIV веке. Его биография также содержится в «Книге Лландаффа» XII века. Святой упоминается в ряде донорманнских валлийских жалованных грамотах, в дошедшем до нас житии святителя Самсона Дольского (Samson of Dol; ок. 610 г.) и в более поздних агиографических творениях. Святитель Дифриг родился во второй половине V века в римо-британской семье. По преданию, в местечке Мэдли (Madley) – ныне это деревня в нескольких милях к западу от города Херефорд графства Херефордшир (Herefordshire) на Западе Англии, но в те времена это была часть Уэльса. Согласно житию, уже во младенчестве Дифриг, прикоснувшись к болевшему эпилепсией своему деду – королю Пейбио Эргингскому, исцелил его. С детских лет будущий святитель отличался умом и религиозным рвением. По некоторым данным, ученики великого отца галльской Церкви святителя Германа Осерского, дважды посещавшего Британию в первой половине V века, имели влияние на Дифрига. Когда Дифриг подрос, его отправили учиться в один из ранних монастырей Уэльса. Богом было определено, чтобы дальнейшие его труды на ниве Христовой проходили на юге Уэльса (особенно в королевстве Гвент – Gwent) и на месте нынешнего Херефордшира. Наставники отмечали в юном Дифриге рвение к учению, необычайные способности и благочестие. Святой выучился на богослова, немало преуспел в светских науках и юриспруденции.

http://pravoslavie.ru/135649.html

Преподобный Ильтуд Когда римские легионы покинули Британию около 410 года, незадолго до падения Западной Римской империи, православное христианство римско-бриттской традиции на территории Британии все еще процветало. По мере того как основанные римлянами города пустели, приходила в упадок и религиозная жизнь. Однако на протяжении сорока лет или более небольшие христианские общины продолжали существовать в нескольких городах и при усадьбах, особенно в южном Уэльсе. Кроме того, языческие германские племена англов, саксов и ютов в том же веке перебрались в огромном количестве из земель, составляющих нынешние Германию и Данию, и начали заселять территорию Англии. Хотя Уэльс никогда не завоевывали германские варварские народы, но язычники из Ирландии в том же веке совершали частые набеги на валлийские земли. В результате духовного вакуума в первой части V столетия появились такие ересиархи, как Пелагий. Великий и талантливый святитель из Галлии Герман Осерский (память 31 июля/13 августа) предпринял две очень успешные миссии в Британию в 429 и 447 годах и смог успешно подавить пелагиеву ересь в Альбионе. Ллантуит при Ильтуде слыл одним из крупнейших центров образования в западной Европе Вскоре после этого в Уэльс пришла сильная православная традиция, которая распространилась оттуда в Корнуолл и Ирландию. Православное монашеское влияние пришло из Египта, в основном через Галлию и северную Испанию. Кельтские народы Британии и Ирландии приняли православную веру и аскетические традиции Востока столь искренне и от всего сердца, что на протяжении последующих нескольких веков эти земли были известны как «фиваида святых». Здесь влияние святителя Германа Осерского сыграло важную роль, ибо он не только искоренил пелагианство в Британии, но и стал наставником одного из самых значимых валлийских святых, который вместе со своими учениками распространял православное монашество по всему Уэльсу. Имя этого святого — Ильтуд (другие формы: Иллтид, Ильтут, Эльтут). Витраж святого Ильтуда Святой Ильтуд, один из самых ученых мужей своего времени, блестяще знавший Ветхий и Новый Завет, знаток философии и других наук, родился, вероятнее всего, в первой половине V века. Его отца звали Бикан, мать носила имя Риэйнгулид. По одной версии, Ильтуд был сыном бретонской принцессы и благородного солдата, но, согласно другой и более достоверной версии, его местом рождения был Гламорган на юге Уэльса. Хотя Ильтуд — один из наиболее почитаемых валлийских святых за всю историю, о его жизни сохранилось мало достоверных фактов. Самое раннее письменное упоминание о святом можно найти в житии святителя Самсона Дольского, одного из его духовных преемников, написанном около 600 года. Существует также средневековое житие Ильтуда, составленное в XII веке, которое частично опиралось на более ранние предания.

http://pravoslavie.ru/98796.html

Святой Луп, епископ Труаский Память 29 июля/11 августа Святитель Луп родился в городе Туль около 383 года. Он происходил из знатной галло-римской семьи и получил хорошее классическое образование. Луп женился на Пимениоле, сестре святого Илария Арльского и родственнице святого Гонората. После шести лет супружеской жизни они решили посвятить себя Богу. Пимениола постриглась в монахини, а Луп поступил в Леринский монастырь, привлеченный славой святого Гонората. Спустя год его избрали епископом Труа (ок. 426). Сохраняя верность иноческим обетам, он продолжал подвижническую жизнь, совмещая ее с пастырскими обязанностями: спал на жесткой подстилке, носил власяницу, ел и спал лишь через день и неизменно проявлял милосердие к бедным и узникам. В 429 году, по просьбе папы Келестина и прибывших на Собор галльских епископов, он сопровождал святого Германа Осерского в Британию для борьбы с еретиками-пелагианами, утверждавшими, что они не нуждаются в Божественной благодати. Приведя там множество душ к истинной вере чудесами и вдохновенными речами, святой Луп, вернувшись в Труа, возобновил служение с отеческой заботой. Во время нашествия гуннов (451), когда город, не имея ни оборонительных укреплений, ни гарнизона, не мог противостоять нападавшим, епископ призывал жителей молиться с сокрушенным сердцем и сам удвоил аскетические подвиги. Потом, облачившись в епископские одежды, он в сопровождении клира вышел к вождю гуннов Аттиле. Епископ сумел внушить варвару такое уважение своим величественным видом, что захватчик остановил воинов, бросившихся на беззащитных священнослужителей. Святой Луп сказал ему: «Если ты тот, за кого себя выдаешь, – бич Божий, то наказывай нас настолько, насколько позволит ведущая тебя рука». Эти слова дошли до сердца варвара, и он не тронул город. Потерпев поражение и проходя через Труа на обратном пути, он взял епископа в заложники и вел с собой до Рейна, но там не замедлил отпустить и попросил молиться о нем. Когда святой Луп вернулся, некоторые стали подозревать, что он стал осведомителем гуннов. Тогда епископ удалился на два года на гору Ласуа, в 60 километрах от Труа, а оттуда в Макон. Там он совершал поразительные исцеления, которые настолько прославили его, что король алеманнов по его просьбе освободил всех узников, которых держал в темнице. Вернувшись в Труа, Луп принялся восполнять материальный и духовный ущерб, нанесенный варварским нашествием городу и окрестным селениям.

http://pravoslavie.ru/55417.html

В то время из Рима по всему Западу распространилась пелагианская ересь, сторонники которой утверждали, что человек, наделенный Богом свободной волей, может возрастать в добродетелях и спастись без помощи Божественной благодати. Особенно прочно эта ересь утвердилась на родине Пелагия – в Британии. Православные этой страны направили депутацию галльским епископам, которые в 429 году созвали Собор. На Соборе было решено направить в Британию святителя Германа и святителя Лупа Труасского (память 29 июля) для борьбы с этой ересью. Спускаясь по Сене, два епископа остановились однажды вечером в селе Нантер. К Герману привели маленькую девочку по имени Женевьева, будущую святую, которую он благословил и наставил в духовной жизни (память 3 января). Переправляясь через Ла-Манш, он прекратил поднятую бесами бурю, запретив, подобно Христу, бушевать волнам и вылив в них немного масла. Оба епископа, тепло встреченные огромной толпой, не замедлили показать превосходство истинной веры как проповедями, так и чудесами. Верные утвердились в истине, а множество заблудших вернулись к ней, так что вскоре вся страна готова была прийти к единодушию в вере. Устрашенные ревностью проповедников, еретики поначалу скрывались, но потом, убедившись в своей многочисленности, решили выступить открыто. Однако блаженные иерархи, предоставив противникам говорить, сколько им угодно, продолжали евангельскую проповедь. На их речи, подобные по силе раскатам грома, еретикам нечего было возразить. Толпа громкими криками приветствовала победу епископов в споре и хотела расправиться с еретиками. С большим трудом святым епископам удалось удержать народ от расправы. Их победа стала еще более убедительной, когда святой Герман исцелил слепую девочку, приложив к ее глазам мешочек с мощами, который он всегда носил с собой. С этого момента люди всем сердцем принимали православную проповедь. Обеспечив мир в Церкви, два епископа отправились на могилу святого мученика Альбана (память 22 июня). Вернувшись в Осер, святитель Герман в честь него освятил храм.

http://pravoslavie.ru/55230.html

Уже завершив миссию, епископ Герман сломал ногу. Около дома, где он лежал прикованный к постели, начался пожар. Собравшаяся толпа бросилась спасать проповедника, но он запретил им выносить свое ложе, и огонь прошел мимо его дома, сжигая все вокруг. Святой исцелился после явления ему ангела в белых одеждах и продолжил путь в Галлию. Между тем саксы и пикты, заключив между собой союз, напали на бриттов. В страхе те обратились к святым епископам, которые прибыли к ним в лагерь и подняли боевой дух воинов так, как если бы к ним подошло сильное подкрепление. На протяжении всего поста они наставляли воинов и, построив деревянную церковь, многих крестили на праздник Пасхи. В этот же день они получили известие о подходе противника. Тотчас новопросвещенные сменили крестильные рубахи на боевые доспехи. Встав во главе войска, святитель Герман велел бриттам устроить засаду в узкой долине. Когда враг приблизился, епископы, как боевой клич, трижды возгласили: «Аллилуйя!» Подхваченный войском, этот клич был похож на раскат грома. Нападавшие обратились в беспорядочное бегство, и многие их них при этом погибли. Одержав столь внушительную победу над видимыми и невидимыми врагами и восстановив мир и спокойствие в Британии, святые отправились домой. Вернувшись в Осер, святитель Герман, укрепляемый Божественной благодатью, продолжил пастырское служение. Горожане, страдая от невыносимых поборов, обратились к нему, как дети к своему отцу. Сжалившись над ними, он отправился в префектуру Галлии, в город Арль, чтобы добиться снижения налогов. Проезжая по Галлии с небольшой свитой и с Христом в сердце, он совершил по дороге множество чудес и свидетельств Божия милосердия. Несмотря на его стремление остаться незамеченным, жители всех окрестных городов и селений приносили к нему больных, приводили для благословения жен и детей и собирались послушать его богодухновенные речи. Принятый в Арле как достойный преемник апостолов, святой Герман остановился у своего друга Илария (память 5 мая), который часто посещал его и обсуждал с ним церковные проблемы Галлии. Префект Авксилиарий отнесся к святителю с особым почтением. После того как епископ исцелил его жену, долгое время страдавшую лихорадкой, префект охотно согласился облегчить налоги жителям Осера. На прощание Авксилиарий подарил ему много подарков.

http://pravoslavie.ru/55230.html

По свидетельству Иоанна Салернского, отец О., Аббон, был приближенным Гийома I Благочестивого († 918), герц. Аквитании. Святой рассказывал, что Аббон был образованным человеком, знатоком рим. права. О матери О. сведений нет. Ко времени рождения О. его родители были уже немолоды и не рассчитывали иметь детей ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3-5). Родившегося сына Аббон поручил молитвенной защите св. Мартина (Ibid. I 6). Когда мальчик подрос, отец отдал его на обучение «некоему своему пресвитеру». Потом О. воспитывался при дворе Фулька I Рыжего († 942), в то время вице-графа Анже, затем - в окружении герц. Гийома I Благочестивого. С 16-летнего возраста О. страдал от приступов головной боли, из-за к-рых ему пришлось покинуть герцогский двор и вернуться к родителям. Болезнь, продолжавшаяся 3 года, повлияла на решение юноши стать клириком в базилике св. Мартина, к-рому некогда его посвятил отец. Предположительно в 897 или 898 г. О. был торжественно принят в число каноников. Продолжив образование, он изучил лат. грамматику Присциана и приступил к чтению классической поэзии, но из-за страшного сна отказался от этого намерения (Ibid. I 12) и стал читать церковную лит-ру, в т. ч. комментарии на Свящ. Писание и Устав св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ). Возможно, О. ознакомился с основами рим. права ( Ros é . 2008. P. 72-74). В Париже под рук. Ремигия Осерского он изучал «диалектику» и «свободные искусства» в изложении Марциана Капеллы ( Ioannes Salernitanus. Vita S. Odonis. I 3, 19). Анализ сочинений О. показывает, что он получил фундаментальное образование, был знаком не только с творениями отцов Церкви, но и с классической лат. лит-рой, разбирался в богословской проблематике ( Ros é . 2008. P. 87-107). Согласно поздним источникам, в турском капитуле О. якобы занимал должности руководителя хора (прецентора) и преподавателя (схоластика) (Ibid. P. 74-76). В годы жизни при базилике О. стал почитать св. Мартина как своего покровителя (см.: Rosenwein. 1978; Ros é . 2008. P. 80-86).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

Новый импульс развитию библейских глосс приходится на 2-ю пол. XI в., когда появляется идея создания свода глосс для полной Библии. Ключевая роль в начале этого процесса, по мнению комментаторов XIII в., принадлежала Ансельму Ланскому (ок. 1100), к-рый составил глоссы к Псалтири, Евангелию от Иоанна, Павловым посланиям и, вероятно, на Песнь Песней. Его брат Радульф ( 1131 или 1133) составил глоссы к Евангелию от Матфея; кто-то из них или оба вместе - к Евангелию от Луки. Глоссы к Евангелию от Марка более позднего происхождения. Среди учеников Ансельма в качестве глоссатора прославился магистр Гильберт Универсал (ок. 1110-1120 диакон в Осере, а в 1128-1134 епископ Лондона), к-рому принадлежат глоссы на Пятикнижие, книги Пророков и Плач Иеремии, а также на книги от Иисуса Навина до 2-й Царств. Его имени приписываются также глоссы на 12 малых пророков. В Лане появились глоссы к Соборным посланиям и на Апокалипсис. К нач. XIII в. глоссы, составленные в школе Лана и пользовавшиеся большим авторитетом, тем не менее подверглись переработке. В XII в. в Сен-Викторском аббатстве в Париже возникает центр создания библейских глосс. В Париже впосл. преподавал один из учеников Ансельма и Радульфа - Гильберт Порретанский ( 1154). Глоссы Ансельма значительно расширил Петр Ломбардский († 1160). Его труд был назван «Magna glosatura» (Великие глоссы), комментарий Гильберта - «Media glosatura» (Средние глоссы), Ансельма - «Parva glosatura» (Малые глоссы). На основании изучения этих комментариев велось преподавание в Парижском ун-те. Стандартный текст глосс оформился к XIII в., определение ordinaria появляется не ранее XIV в. В рукописях библейский текст помещался посередине, а по краям (marginalis) и между строк (interlinearis) находились глоссы (в эпоху позднего средневековья считалось, что первые принадлежат Валафриду, а вторые - Ансельму). Комментарии заимствовались преимущественно из лат. переводов сочинений Оригена, свт. Амвросия Медиоланского и Амброзиастера, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого, Кассиодора, Беды Достопочтенного, Алкуина, Рабана Мавра, Валафрида Страбона, Иоанна Скота Эриугены, Пасхазия Радберта, Ремигия и Гаймона Осерских, Беренгара Турского, Ланфранка Бекского и Гильберта Универсала. Петр Ломбардский включил в состав «Magna glosatura» комментарии жанра quaestiones (вопросы).

http://pravenc.ru/text/165159.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010