Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Франко-русский проект Eikôn запускает серию двуязычных книг с переводами житий западных святых, почитаемых в Православной Церкви 9 апреля 2024 – 9 апреля 2024 События Первая книга — житие Святого Мартина Турского — поступит в продажу в июне 2024 года, сейчас есть возможность оформить предзаказ ( http://www.eikon-editions.fr/boutique ). Помимо прочего, книга содержит географическую карту мест, упоминаемых в публикуемом памятнике, а также словарь редких терминов. Мартин Турский (ок. 315-397) был проповедником, основателем первых монастырей во Франции и разрушителем языческих капищ. Около 370 года он стал епископом Тура. Святого Мартина широко почитают в Западной Европе, особенно много храмов посвящено ему во Франции и Англии. Студия Eikôn — это православная медиагруппа, предлагающая оригинальные материалы в области печати и аудиовизуального контента.  Новые переводы осуществляют члены православной рабочей группы по изучению местных святых, желающие сделать древние жития доступными для современного читателя. Цель двуязычного издания — расширить читательскую аудиторию. В будущем Eikôn планирует выпустить около десятка книг с житиями преподобной Женевьевы Парижской, святителя Германа Осерского, преподобного Галла, просветителя Швейцарии, преподобного Гонората Леринского, преподобных отцов, в горах Юрских подвизавшихся, преподобного Гильдаса Мудрого Бретонского.    Источник : Богослов.Ru/ Eikon Перевод с французского Алины Тонку Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6195562

[Эльтут; лат. Iltutus, Ildutus, Eltutus; валл. Illtud, Illtyd] (VI в.), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 6 нояб.), основатель мон-ря Лланильтуд (Лланиллтид-Ваур, на месте совр. сел. Ллантуит-Мейджор, Уэльс). Самый ранний памятник, в к-ром упоминается И.,- Житие св. Самсона, еп. Дольского (2-я пол. VI в.), составленное в Арморике (совр. Бретань) в VIII-IX вв. (BHL, N 7478-7479). Согласно Житию, родители привезли св. Самсона «в училище выдающегося наставника британцев, именем Эльтута», к-рый в молодости был рукоположен во пресвитера св. Германом , еп. Автиссиодурским (Осерским). «Этот самый Эльтут был ученейшим из всех бриттов во всем Писании... и всяком роде философии, а именно в геометрии и риторике, грамматике и арифметике, и во всех философских искусствах. [Он был] опытнейшим волшебником и предвидел будущее». Агиограф утверждает, что лично посещал «великолепный монастырь» И., где, вероятно, и почерпнул сведения о святом. Далее автор делает отступление, повествуя о том, как И. перед смертью призвал 2 аббатов, Исанна и Атоклия. Он сказал им, что в полночь у Исанна вырастут золотые орлиные крылья и он увидит, как душа И. в окружении ангелов возносится на небеса. Атоклию также будут дарованы крылья, но свинцовые, т. к. он чрезмерно возлюбил мир и отягощен грехом алчности (Vita S. Samsonis. I 7-8). Возвращаясь к основному повествованию, агиограф сообщает, что И., увидев св. Самсона, предсказал, что отрок станет величайшим епископом среди бриттов по обе стороны моря, т. е. в Британии и в Арморике. В Житии подробно сообщается о пребывании св. Самсона в мон-ре И. и о чудесах, совершенных святым по благословению наставника. Во время посещения монастыря еп. Дубрикий рукоположил Самсона во диакона и впосл.- во пресвитера. В Житии сообщается о 2 племянниках И., один из к-рых также был пресвитером, завидовавшим св. Самсону и боявшимся, что И. сделает его своим преемником (Ibid. I 14). В Житии св. Дубрикия (сост. ок. 1120), зависимом от Жития св. Самсона, также сообщается о посещениях св. Дубрикием мон-ря И. (Lectiones de vita S. Dubricii. 4-5).

http://pravenc.ru/text/389467.html

Известны 2 редакции Жития И., краткая (BHL, N 4599) и пространная (BHL, N 4600), датировка к-рых остается предметом дискуссии. По мнению Л. С. Тиймона , изучившего пространную редакцию, составителем Жития И. был Констанций Лугдунский, написавший также Житие св. Германа Автиссиодурского (Осерского). Болландист Ж. Стилтинг отверг гипотезу Тиймона и предположил, что краткая редакция была составлена на рубеже IV и V вв., пространная версия создана значительно позже. Это мнение поддержали Л. Дюшен и А. Ковиль. Б. де Врежиль отметил, что Житие И. скорее всего восходит к сер. V в., но впосл. неоднократно перерабатывалось (Le diocèse de Lyon. 1983. P. 20). Б. Божар предложила датировать составление краткой редакции сер. V в., указав на наличие в ней представлений о значимости аскетического подвига и на параллели с сочинениями св. Иоанна Кассиана Римлянина . С т. зр. Божар, Житие было составлено под влиянием галльского монашеского движения V в., среди участников которого был св. Евхерий , еп. Лугдунский (2-я четв. V в.) ( Beaujard. 2000. P. 105-106). Согласно Ж. Марилье, краткая редакция Жития И. является позднейшей переработкой, выполненной для богослужебных целей, тогда как пространная версия была составлена примерно в сер. IX в. Ее автор опирался на достоверные источники, хотя и не всегда мог верно их интерпретировать ( Marilier. 1966. Col. 31). Мнение большинства исследователей о составлении Жития И. в кон. IV или в V в. основано на утверждении агиографа, что он слушал рассказы 90-летнего пресвитера, к-рый некогда удалился с И. в егип. пустыню. Эти сведения, а также упоминание о св. старцах Макарии и Пафнутии, с которыми И. подвизался в пустыне, содержатся только в краткой редакции. Однако в пространной редакции приведены др. подробности (об участии И. в церковном Соборе в Италии и др.). В остальном обе редакции практически идентичны по содержанию, в них включены пространные риторические отступления, молитвенные воззвания к святому, похвалы и авторские комментарии (так, агиограф рассуждает о значении имен Иуст (праведный) и Виатор (путник); в пространной редакции подвиг мученичества за Христа сопоставляется с бескровным мученичеством, аскезой). Сложно установить, какая версия является первоначальной, но пространная редакция более однородна с т. зр. стилистики повествования. Ссылка на рассказы старца-пресвитера и упоминание о святых Макарии и Пафнутии скорее всего являются добавлениями, целью к-рых было поместить жизнь И. в исторический контекст и обосновать достоверность изложенных в Житии сведений. Основное содержание Жития заключается в повествовании об удалении И. в егип. пустыню и в описании его аскетических подвигов, к-рое носит шаблонный характер. Отсутствие сведений о деятельности И. как еп. Лугдунского позволяет полагать, что составитель Жития мало знал о святом.

http://pravenc.ru/text/1237901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Герман. Фрагмент витража ц. Сен-Жермен в Марсанжи. Ок. 1250 г. († 31.07.448, Равенна), свт. (пам. зап. 31 июля, 22 сент. (перенесение мощей из Равенны), 1 окт. (погребение), 1 сент. (перенесение мощей 841), 6 янв. (перенесение 859); Осерский Мартиролог XI в. указывает также 1 июня (день поставления) и 17 марта (перенесение мощей, неизвестное по др. источникам)), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция). Источники Первостепенное значение имеют сведения, к-рые содержатся в текстах V в., в первую очередь в Житии Г., составленном ок. 480 г. пресв. из Лугдуна (совр. Лион) Констанцием, другом Сидония Аполлинария. Сообщения Констанция уточняют и частично дополняют краткие заметки из Жития св. Илария Арелатского, написанного ок. 480 г. еп. Гоноратом Массилийским, из хроники Проспера Аквитанского, «Галльского хроникона» (т. н. хроники Проспера Тирона) и нек-рых др. памятников. Ряд позднейших сочинений агиографического (Житие св. Геновефы, Житие св. Аматора и др.), исторического («Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного) и псевдоисторического («История бритов» Нения) жанров также содержит сведения о Г., не имеющие аналогий в более ранних текстах и потому, хотя и не всегда вполне оправданно, подвергающиеся сомнению. Большинство сообщений из этих памятников было уже в нач. IX в. добавлено анонимным автором в первоначальный текст Констанция в виде многочисленных и пространных вставок. Получившаяся компиляция в 2 книгах, «Второе Житие св. Германа» (Vita secunda), включает кроме текста Констанция и редакторских ремарок интерполяции из Жития св. Аматора Автиссиодурского (Vita Amatoris=Vita Germani. II 2-8), из «Книги о видении Коркодема об обращении св. Мамертина» (Vita Germani. II 18-27), из Жития св. Геновефы (Vita Germani. II 42-44, 60), из «Церковной истории народа англов» Беды (Vita Germani. II 49, 60= Beda. Hist. eccl. 1, 18), из соч. «О чудесах св. Юлиана» Григория Турского (Vita Germani. II 58), из Жития св. Кассиана Августодунского (Vita Germani. II 64).

http://pravenc.ru/text/164693.html

5 Священномученик Сатурнин, первый епископ Тулузский Пострадал в правление императора Деция в 250 году. Основал Церковь в Тулузе. Проповедовал Евангелие в Аквитании и Испании. По возвращении в Тулузу был схвачен язычниками, которые привязали епископа к быку, погнав его по городу. Обезумевшее животное носилось по улицам, терзая тело святого Сатурнина. Позже на месте кончины мученика была воздвигнута церковь. День памяти — 29 ноября/12 декабря. 6 Мученик Виктор Марсельский Пострадал в 290 году в Марселе. Был офицером римской армии. Во время гонений Максимиана обратился к христианам, призывая их смело исповедовать свою веру. За смелые обличения Виктора, протащив по всему городу, бросили в темницу. Здесь он обратил ко Христу трех солдат: Лонгина, Александра и Фелициана, которые, исповедовав себя христианами, были казнены. Сам Виктор принял мученическую кончину, будучи брошен под жернова. День памяти — 21 июля/3 августа. 7 Мученик Албан Британский Первый святой мученик Британских островов. Пострадал во время гонений Диоклетиана около 303 года. Будучи язычником, скрывал у себя священника, доброта которого так поразила Албана, что он выразил желание креститься. Когда за беглецом пришли воины, святой переоделся в одежду священника и вместо него пошел на мучения. Тщетно пытался судья добиться от Албана, чтобы тот принес жертвы языческим богам, и осудил святого на усечение мечом. День памяти — 22 июня/5 июля. 8 Святитель Гонорат, епископ Арльский Родился в Галлии, в знатной семье. Еще в юности обратился в христианство, впоследствии принял монашество. Основал крупнейший монашеский центр на одном из Леринских островов. В 426 году был избран епископом Арля. Но и после этого продолжал жить как простой монах, творя дела милосердия. Мирно отошел ко Господу 16 января 429 года, до самого конца продолжая наставлять и утешать верующих. День памяти — 16/29 января. 9 Святитель Герман, епископ Осерский Происходил из богатой сенаторской семьи. Принял крещение уже в зрелом возрасте, был рукоположен в священники. В 418 году поставлен Осерским епископом. Способствовал созданию общежительных монастырей. Активно боролся с ересями. В 423 году рукоположил в епископы святителя Патрикия, ставшего просвятителем Ирландии. Скончался в 448 году в Равенне, куда отправился искать защиты для жителей Бретани, которым угрожали враги. День памяти — 31 июля/13 августа.

http://foma.ru/svyatoy-patrik-i-eshhe-14...

О. пишет: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить» (In Ep. 1 ad Cor. 14. 19). Задачу экзегета Г. О. видит в том, чтобы говорить то, что полезно для «приготовления и созидания храма Божия в сердце слушающих» (In Ep. 1 ad Tim. 1. 4; ad Rom. 14. 19). Берущийся толковать Свящ. Писание прежде всего должен понять его текст, а затем уже переходить к разрешению возникающих в связи со священным текстом вопросов. Правильное истолкование подразумевает также увещание и утешение (In Ep. 1 ad Cor. 14, 3). Увещание - форма наставления и учения (species praedicacionis et doctrinae), но если оно обращено к страждущей душе, то должно быть и утешение (In Ep. ad Rom. 12. 8). Экзегет должен быть простым, чтобы быть понятным и, следов., полезным для других. Идеал «мудрого мужа» (vir sapiens) заключается в том, чтобы понимать Писание, вникнуть в него и изложить почерпнутое для пользы других. Так поступали древние толкователи Иероним, Августин и особо чтимый Г. О. папа Григорий Великий (Двоеслов) (In Ep. 1 ad Cor. 12. 8). «Мудрый муж» не ищет большого знания для себя, но ищет то, что служит к наставлению более простых людей. Для этого изучение Писания делается со смирением и любовью: «Знание велико и полезно само по себе, если оно смиряется в любви, которая делает его еще более изобильным кладезем» (In Ep. 1 ad Cor. 8. 1). Толкования Г. О. были хорошо известны в средневек. Европе. С его «Толкованием на Послание ап. Павла» были знакомы Эрве де Бурж-Дью († 1150), Ламберт Сент-Омерский († 1125), Гильберт Порретанский († 1154), Петр Ломбардский († 1160) и Петр Абеляр († 1142). Петр Дамиани советовал чтение комментариев Г. О. монахам аббатства Фонте-Авеллана как доставляющее пищу духовному размышлению (Opusculum 14//PL. 145. Col. 334). Фульберт , еп. Шартрский, дважды приводит буквальные цитаты из «Толкования на Послания ап. Павла» (Ep. 112; Sermo 8//PL. 141. Col. 258; 335). Вибальд из Ставло (Стабульский) († 1158) причислял Г. О. к выдающимся экзегетам христ. мира (PL.

http://pravenc.ru/text/161469.html

с имп. Людовиком. Однако эпиграмма, написанная от лица Карла, а не Людовика, скорее указывает на примирение Г. с первым, что могло иметь место после 833 г., когда Людовик изменил завещание: согласно новому документу о разделе земель, Осер отходил владениям Карла. Т. о., еще до смерти Людовика Благочестивого Г. перешел на сторону Карла, примирился с правящим императором и вернулся на Осерскую кафедру (не позднее 839). После смерти Людовика Благочестивого (840), когда Лотарь вернулся из Италии, Г. не поддержал его. Автор «Деяний Осерских епископов» сообщает, что открытие мощей св. Германа , еп. Осерского, произведенное Г. в 841 г., в период междоусобицы сыновей Людовика Благочестивого, было совершено по повелению Карла Лысого, выступавшего против Лотаря. Впосл. Г. - один из доверенных лиц Карла Лысого, к-рый после раздела империи в Вердене (843) стал королем зап. франков. В послании к Пруденцию, еп. Труа, написанном ок. 844 г., Луп из Ферьера упоминает, что Г. передавал ему королевские распоряжения (Ep. 63). В 50-х гг. IX в. Г. отошел от участия в политических событиях и, посвятив себя служению Церкви, вел аскетический образ жизни. Основал в Осере школу при кафедральном соборе, к-рая впосл. стала широко известной, пригласил туда выдающихся учителей, таких как Гаймон и Эйрих Осерский. Эйрих посвятил Г. составленный им сборник поэтических изречений (Collectanea, или Excerpta) из произведений Валерия Максима, рим. поэта I в. до Р. Х. При Г. была заново отстроена ц. Иоанна Крестителя, обновлены перекрытия церквей св. Девы Марии и св. первомч. Стефана, в них появились росписи и витражи. Была украшена крипта св. Стефана в аббатстве свт. Германа в Осере и рака, в к-рой хранились одеяния свт. Германа. В 841 г. Г. совершил торжественное открытие мощей св. Германа, к-рые были обнаружены нетленными. Пользуясь покровительством кор. Карла Лысого, Г. добился возвращения Осерскому еп-ству ряда владений, прежде конфискованных и выведенных из церковной юрисдикции. Г. погребен в мон-ре св.

http://pravenc.ru/text/164687.html

Святому Герману пришлось еще раз поехать с миссией в Британию для борьбы с возрожденной пелагианской ересью в 440 году. Вскоре после возвращения в Осер к нему прибыла делегация из Арморики с просьбой о помощи. Военачальник империи Аэций потребовал от свирепого Гоара, короля варварского племени аланов, утопить в крови бретонское восстание . Престарелый епископ спешно отправился к Гоару. Сначала он стал умолять короля через переводчика, но когда тот хотел оттолкнуть его с дороги, схватил поводья его лошади, остановив его и все следовавшее за ним войско. Гоар не рассердился, но, напротив, проникся к святому уважением, благосклонно выслушал просьбу и, развернув войско, вернулся к себе. Тем не менее святой Герман без промедления отправился в Равенну, столицу Западной империи, чтобы добиться у императора Валентиниана III и военачальника Аэция подтверждения милости, временно предоставленной Гоаром. Остановившись в Алезии у своего друга пресвитера Сенатора, он исцелил немую девушку, а затем трогательно попрощался с другом, зная, что не вернется живым из этого путешествия. Он пересек Альпы, неся на спине дорожный мешок хромого старика, которого встретил по дороге и которого на себе переносил через ущелья. Раздавая по пути щедрую милостыню, святой прибыл в Равенну, куда уже дошла слава о нем. Он был с честью принят святым епископом Петром Хрисологом . Императрица Галла Плацидия прислала ему большую серебряную вазу, полную изысканных блюд, которые Герман разделил со своими слугами. Он оставил вазу себе и вырученные за нее деньги раздал бедным, а императрице послал небольшое деревянное блюдо с ячменным хлебом, от которого потом происходили многочисленные исцеления. Проходя однажды мимо тюрьмы, в которой содержались приговоренные к смерти, святой исполнился жалости и, пав на землю, стал молить Господа. Тотчас же железные замки и засовы рассыпались, узники в цепях вышли из тюрьмы и направились в церковь возблагодарить Бога. Исцеления, совершенные святым Германом, вызвали восхищение во всем городе, и он легко добился бы у императора общей амнистии для Арморики, если бы новое восстание не вызвало гнева правителя и не сделало бесполезным все заступничество святого епископа.

http://pravoslavie.ru/55230.html

Святитель Герман Святитель Герман, епископ Осерский Родился в Осере в христианской семье, но после школы отправился в Рим, стал юристом, женился и вернулся на родину, получив назначение на пост «дукса» (позднее это слово стало означать «герцог»), правителя пограничных районов Арморики. Однако, когда в 418 году умер епископ Осера, Германа избрали на его место, что стало для него полной неожиданностью. Он прославился тем, что не гнушался сам ухаживать за бедняками, кормить их обедами, и тем, что строил церкви и монастыри, и тем, что сумел выпросить у префекта Галлии снижение налогов для Арморики. В 429 году Герман вместе с епископом Труа святителем Лупом был послан на Британские острова бороться с пелагианской ересью, а попал в разгар военных действий: на бриттов напали пикты и саксы. Святитель Герман помог одержать победу при помощи хитрости: он посоветовал расположить армию в узкой горной долине, а при появлении врага стал кричать «Аллилуйя», и все вторили ему. Горное эхо так умножило звук, что нападавшие переоценили силы обороняющихся и убрались восвояси. Когда его паства подняла восстание против императора, тот послал войска подавлять мятеж. Герман убедил жителей Арморики сложить оружие и отправился в Равенну, тогдашнюю столицу, вести переговоры о прощении бунтовщиков. Его приняли с почетом, но вскоре пришла весть, что Арморика вновь восстала. В 488 году святитель Герман скончался в Равенне. Его трактат установил и доказал общность православной веры Преподобный Викентий Леринский Преподобный Викентий Леринский О жизни Викентия известно очень мало. Родом из Галлии, из благородной семьи. Был братом святителя Лупа Труанского. Первую половину жизни Викентий посвятил военной карьере. Потом он оставил воинскую службу и принял монашество в Леринском монастыре, на острове против Канн. Со временем был рукоположен во священника. Скончался мирно около 445 или 450 года. Он был автором многих богословских трудов, большая часть которых не сохранилась. Наиболее известен его трактат о сущности и развитии православно-догматического учения, который он создал под псевдонимом «Перегрин». Этот труд был написан в 434 году и имел своей целью, как видно из заглавия, установить и доказать неизменную древность и всеобщность православной веры.

http://pravmir.ru/14-evropeyskih-svyatyi...

и лат. экзегетов: Оригена, свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого, Евсевия Кесарийского, свт. Иоанна Златоуста, Севериана Габальского, еп. Тита Бострийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Кирилла Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина, Феофилакта Болгарского, свт. Илария Пиктавийского, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, блж. Иеронима, Беды Достопочтенного, Рабана Мавра, Ремигия Осерского и др. ( Conticello. 1990). Оригинальным заголовком компиляции, вероятно, следует считать «Expositio continua» (Сплошной комментарий), однако по структуре она представляет собой катену. Велика вероятность того, что толкования греч. отцов заимствованы из греч. К. Мн. святоотеческие цитаты в нек-рых др. произведениях Фомы Аквинского, в частности 3-й ч. «Суммы теологии» и «Комментарии на Евангелие от Иоанна» («Lectura super Iohannem»), взяты им из «Золотой цепи». В XIV в. «Catena aurea» была переведена на восточносредненем. язык (изд: Thomas von Aquin. Catena aurea deutsch: Die ostmitteldeutsche Übers. des Katenenkommentars des Thomas von Aquin/Hrsg. P. Horner. B.; N. Y., 2008. Bd. 1: Lukasevangelium; 2012. Bd. 2: Markusevangelium). Распространение и стандартизация glossa ordinaria не означали полного прекращения компилятивного комментаторства в виде глосс. В XIII-XIV вв. наряду с переписыванием общепринятых глосс в нек-рых центрах средневек. учености продолжалось составление новых компиляций в жанре глосс, никак не связанных с glossa ordinaria. Примером таких «необщепринятых» глосс могут служить т. н. Glossae Tripartitae super Cantica (Трехчастные глоссы на Песни Песней), сохранившиеся в 3 редакциях и составленные в кон. XIII - нач. XIV в. неизвестным францисканцем. Кроме прямой традиции сочинений блж. Августина, Оригена, Бернарда Клервоского, свт. Григория Великого, Гуго Сен-Викторского, Бонавентуры и др. они заимствуют материал из 3 основных источников: анонимной коллекции глосс, составленной в картузианском мон-ре в Сеналесе (близ Больцано, Сев.

http://pravenc.ru/text/катены.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010