Святой Патрикий стал обходить всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Проповедник столкнулся с противодействием языческих жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых. После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армахе (ныне Арма), который стал его главным местопребыванием и впоследствии кафедральным центром Ирландской архиепископии. Прежде своего упокоения Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. 17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире. Из уважения к нему захватчик остановил воинов Святитель Луп Святитель Луп, епископ Труанский Святитель Луп родился в городе Туль около 383 года. Он происходил из знатной галло-римской семьи и получил хорошее классическое образование, женился, но после шести лет супружеской жизни супруги решили посвятить себя Богу. Жена Лупа, Пимениола, постриглась в монахини, а сам он поступил в Леринский монастырь, привлеченный славой святого Гонората. Спустя год его избрали епископом Труа. В 429 году, по просьбе папы Келестина и прибывших на Собор галльских епископов, он сопровождал святого Германа Осерского в Британию для борьбы с еретиками-пелагианами, утверждавшими, что они не нуждаются в Божественной благодати. Приведя там множество душ к истинной вере чудесами и вдохновенными речами, святой Луп, вернувшись в Труа, возобновил служение с отеческой заботой. Во время нашествия гуннов, когда город, не имея ни оборонительных укреплений, ни гарнизона, не мог противостоять нападавшим, епископ призывал жителей молиться с сокрушенным сердцем и сам удвоил аскетические подвиги. Потом, облачившись в епископские одежды, он в сопровождении клира вышел к вождю гуннов Аттиле. Епископ сумел внушить варвару такое уважение своим величественным видом, что захватчик остановил воинов, бросившихся на беззащитных священнослужителей.

http://pravmir.ru/14-evropeyskih-svyatyi...

В 1161 г. к этим празднествам добавилось еще одно - 10 янв., связанное с открытием и рекогницией мощей Г. Поводом к открытию мощей послужило выступление на Соборе епископов в Париже Манассии, еп. Орлеанского, к-рый усомнился в том, что глава Г. находится в посвященной ей церкви. Открытие мощей произвели в присутствии народа и монахов обители Г. архиепископ Санский и епископ Осерский. Впосл. они составили офиц. определение, в к-ром подтверждалось наличие мощей в полной целости и сохранности. В этом постановлении, к-рое приводится в повествовании об обретении мощей (BHL, N 3346), также утверждались все 4 празднества в честь Г. С XII в. мон-рь Сент-Женевьев становится одним из центров просвещения. В 1136 г. на холме св. Женевьевы основал школу Абеляр . Впосл. выросший здесь квартал, названный Латинским, оказался центром парижского студенчества. В 1230 г. парижский ювелир Боннапа изготовил драгоценную раку, куда были помещены мощи Г.; эту раку носили по улицам Парижа во время торжественных процессий в честь святой. В 1242 г. имело место еще одно открытие мощей, описанное Ж. Дина (BHL, N 3349-3350). Этому же автору приписывается и др. сочинение о чудесах св. Г., также восходящее к XIII в. (BHL, N 3347-3348). Произведения во славу Г. появлялись и в XVI-XVII вв. Среди них - песнь в честь Г., написанная в стихах на латыни Эразмом Роттердамским в память о чудесном исцелении, полученном во время процессии в Париже 12 янв. 1491 г. Подробное описание таких процессий в 1522-1625 гг. приводит П. Буррер в написанном на франц. языке Житии Г. В 1638 г. иезуит Д. Пето в память о своем исцелении опубликовал соч. «Геновефа, покровительница Паризиев, прославляемая латинской и греческой службами». В 1758-1789 гг. западнее древней ц. св. Геновефы в Латинском квартале был построен новый храм в ее честь; в 1789 г. он был превращен в Пантеон во славу Франции, ставший усыпальницей знаменитых французов (древняя базилика снесена в 1801-1807). Во время Французской революции была конфискована и уничтожена драгоценная рака Г., а мощи ее сожжены. Частицы мощей, подаренные настоятелями аббатства различным приходам, сохранились в соседнем храме Сент-Этьен-дю-Мон. В 1803 г. его настоятель извлек из-под развалин древней базилики гробницу, в к-рой покоилась в крипте Г., и перенес ее в храм ( Васильев. История почитания. С. 72-73).

http://pravenc.ru/text/162115.html

XVII 6; Gré goire de Nysse. Traité de la Virginité/Éd. M. Aubineau. P., 1966. P. 552). В «Слове...», как и в произведениях Климента Александрийского, святой является образом храма Божия - Гонорат «устроил свое сердце, словно высокую твердыню и светлейший храм» ( Hilarius Arelatensis. Vita Honorati. XVII 2; ср.: «Логос воздвиг храм в каждом человеке, чтобы в каждом человеке поместить Бога» - Clem. Alex. Protrept. XI 117. 4). Круг известных И. произведений свидетельствует о его интересе к аскетической лит-ре, назидательным сочинениям отцов ранней Церкви. Однако из обширного лит. наследия мн. авторов, напр. Иеронима Стридонского, Августина и Григория Нисского, И. выбирал в основном произведения аскетического характера. Сочинение И. стало образцом для др. писателей, в первую очередь для Гонората Массилийского, автора Жития И. (кон. V в.), оно также повлияло на Житие прп. Романа, подвизавшегося в сер. V в. в горах Юра. Автор этого Жития, живший в нач. VI в., заимствовал концепцию «Слова...» - описание подвигов и добродетелей святого, идею совмещения смирения монаха и достоинства священнослужителя (ср.: Vita Romani. 18). В XI-XII вв. «Слово...» послужило предметом не столько подражания, сколько прямого копирования. В это время были сделаны 2 переработки этого произведения. По образцу «Слова...» составлены панегирики в честь др. святых, напр. панегирик в честь св. Аниана Аврелианского (Орлеанского), созданный ок. 1200 г. в Орлеане или в мон-ре Флёри. В текст этого панегирика почти без изменений включены 2/5 текста И. Ок. 1120 г. Годфрид Осерский, друг Бернарда Клервоского , составил проповедь о св. Бернарде из 49 фрагментов произведения И. Гонорат Массилийский упоминает также о др. сочинениях И., среди которых - «проповеди, произнесенные в течение всего года, изложение Символа веры для научения народа, многочисленные письма, стихи о пламенном источнике» ( Honoratus Massiliensis. Vita Hilarii. 14). Из писем полностью сохранилось только послание к Евхерию Лугдунскому, где И. излагает впечатления от «Наставлений» Евхерия.

http://pravenc.ru/text/389093.html

Перед смертью К. Л. назначил наследником Западнофранкского королевства Людовика Заику. Имп. Рихильда вручила ему «меч святого Петра» и королевские одеяния, после чего архиеп. Гинкмар Реймсский совершил коронацию. Людовик Заика отклонил предложение папы Иоанна VIII принять имп. титул, его недолгое правление (877-879) завершилось междоусобицей. Постепенное ослабление королевской власти преемников К. Л. стало признаком упадка династии Каролингов, а воссоздание империи оказалось невозможным. Кор. Карл Лысый перед Распятием. Миниатюра из Молитвенника Карла Лысого. 60-е гг. IX в. Кор. Карл Лысый перед Распятием. Миниатюра из Молитвенника Карла Лысого. 60-е гг. IX в. К. Л. считается последним правителем из династии Каролингов, который пытался проводить имперскую политику, укреплял влияние Церкви, способствовал развитию наук и искусства. Благодаря заботам матери он получил прекрасное образование под рук. Валафрида Страбона . По свидетельству Гинкмара Реймсского, К. Л. с детства изучал богословие, а Фрекульф, еп. Лизьё (825-852), послал имп. Юдифи для обучения сына 2-ю часть написанной им «Всемирной хроники» (PL. 106. Col. 1115-1116). По словам Хейрика Осерского, К. Л. был окружен знатоками наук и искусства, среди которых было немало выходцев из Ирландии (MGH. Poet. T. 3. P. 429). Король поддерживал тесные отношения с крупными богословами и церковными писателями, многие из них давали ему советы по управлению гос-вом. Подражая деду, Карлу Великому, К. Л. придавал большое значение идеологии христ. правления, инициировал обсуждение вопросов, связанных с нравственным обликом и обязанностями государя, источниками его власти. В капитуляриях и синодальных постановлениях, изданных при К. Л., управление гос-вом представлено как особый вид христ. служения. Король и его советники подчеркивали необходимость поддерживать закон и справедливость, мир и порядок. Как и Карл Великий, К. Л. видел среди своих основных задач противодействие порокам и исправление нравов подданных, спасение христ. народа.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Главным оппонентом Пасхазия стал Ратрамн из Корби, к-рый, отвечая на вопросы кор. Карла Лысого, написал в 1-й пол. 843 г. (варианты датировки: после 844, ок. 849-850) одноименный трактат «О Теле и Крови Христовых» (De corpore et sanguine Domini). Согласно Ратрамну, хлеб и вино («телесное») суть «образы» (figurae), скрывающие Тело и Кровь Христовы («духовное»). Евхаристическое Тело Христово не идентично «историческому», поскольку «историческое» Тело было ощущаемо и видимо, а евхаристическое - неощущаемо и невидимо. Оно ощущается лишь духовно ( Ratramnus Corbeiensis. De corpore et sanguine Domini. 60//PL. 121. Col. 152). Оно - Тело Христово, но не телесно (corporaliter). Месса - это образ Страстей, в к-ром вспоминается историческое принесение Христом Себя в Жертву. Субстанция хлеба и вина в Евхаристии сохраняется и после освящения (Ibid. 54//PL. 121. Col. 152), хлеб и вино призваны напоминать нам об искупительной Жертве Христа. После спасения, когда люди будут непосредственно лицезреть Бога, подобное напоминание станет избыточным. Позицию Ратрамна из Корби поддержали Рабан Мавр, Валафрид Страбон, Флор Лионский. На стороне Пасхазия Радберта выступили архиеп. Гинкмар Реймсский, свт. Гаймон , еп. Хальберштадтский, Ремигий , еп. Осерский. Полемика о зачатии и рождении Христа Пресв. Девой Марией развивалась вокруг вопроса о том, произошло ли рождение Христа Божией Матерью чудесным образом или же совершенно естественным физиологическим путем. В трактате «О том, как Дева родила» (Opusculum de partu Virginis; 846) Пасхазий Ратберт доказывал, что девственность Богоматери чудесным образом сохранилась даже после родов. Желая опровергнуть т. зр. Пасхазия, Ратрамн из Корби в трактате «Книга о том, каким образом Христос родился от Пресвятой Девы» (Liber de eo quod Christus ex Virgine natus est; ок. 853) доказывал, что чудесным образом произошло только зачатие, а рождение Христа было естественным. Глоссы Философские и богословские идеи, относящиеся ко времени К. в., излагались не только в трактатах, но и в специальных комментариях - глоссах.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Значение таинства Евхаристии Пасхазий воспринимал с точки зрения Илария Пиктавийского . Пасхазий неоднократно подчеркивал мысли этого отца Церкви о единстве всех в Боге и о приобщении человека божественной жизни, осуществляемом через таинство Евхаристии. Пасхазий в основу своей книги положил обширный святоотеческий материал, который он стремился свести к известному синтезу. В этом синтезе в главном и основном церковные авторитеты оказались согласные между собою. «Пасхазий говорит о преложении Даров, и августиновское определение ядения Плоти и Крови Христовых в прямом смысле, было включено Пасхазием в раскрытие им сущности Таинства, т. е. получило весьма реалистическое истолкование» 132 .Труд Пасхазия, поскольку это был опыт цельной доктрины, жертвовавшей местами прямым смыслом августиновских текстов, мог отсюда вызвать полемику, направленную в защиту иного понимания Августина. И такая полемика возникла, несмотря на успех книги Пасхазия, в лице монаха того же корбейского монастыря Ратрамна. Отвечая на вопросы императора Карла Лысого, он в 859 году написал одноименный с Пасхазием трактат «О Теле и Крови Господних». В нем он утверждал, что «хлеб и вино и Тело и Кровь – это одно и то же, но с разных точек зрения. Согласно Ратрамну, хлеб и вино («телесное») суть «образы», скрывающие Тело и Кровь Христовы («духовное»). Как видимое в таинстве, так и невидимое – это «истина». Но евхаристическое Тело Христово не идентично «историческому», поскольку «историческое» Тело было ощущаемо и видимо, а евхаристическое – неощущаемо и невидимо. Оно ощущается лишь духовно. Оно – Тело Христово, но не телесно» 133 . «Против учения Пасхазия об идентичности евхаристического и «исторического» Тела Христова выступал также Рабан Мавр, Валафрид Страбон и Флор Лионский, а учения Пасхазия поддерживали архиепископ Реймсский Гинкмар, ученик Алкуина свт. Гаймон, епископ Хальберштадский, Ремигий Осерский и Одо Клюнийский» 134 . И все эти евхаристические споры повлияли в какой то степени на те изменения, которые стали происходить в практике совершения Евхаристии латинского Запада, т.

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

В. и в Риме. Иоанн Диакон сообщал о регулярном совершении вигилий в честь святителя и процессиях с его мощами ( Ioan. Diac. Vita S. Greg. Magn. IV 80). Вскоре после открытия мощей Римский папа Григорий IV обновил место захоронения Г. В.: его мощи были помещены под освященным в его честь алтарем вновь выстроенного оратория в базилике св. Петра (Ibidem; Vita Greg. IV//LP. Vol. 2. P. 73-85). С кон. XV в. этот алтарь был известен как алтарь Г. В. и св. ап. Андрея Первозванного, поскольку в память об особом почитании святителем ап. Андрея папа Пий II в 1464 г. установил над этим алтарем киворий с главой апостола. После перестройки базилики папа Климент VIII в нач. XVII в. устроил новый алтарь во имя Г. В., чьи мощи в мраморной раке были помещены под ним в 1606 г. папой Павлом V . Документы XVI в. свидетельствуют, что Радуин перенес в Суасон малые частицы мощей Г. В., большая их часть осталась в Риме. В 826 г. в Суасоне частицы мощей святителя, от к-рых совершались чудеса, с честью были поставлены в главной церкви аббатства Сен-Медар, что нашло отражение в учреждении местной памяти под 9 дек. В 842 г. в присутствии кор. зап. франков Карла Лысого состоялось торжественное перенесение мощей в перестроенную церковь аббатства (местная пам. 26 авг.). При этом король лично нес ковчежец с мощами ( Nithard. Historia//PL. 116. Col. 64). В 1037 г. в связи с междоусобными распрями во Франции эти мощи были временно скрыты, память их открытия в 1038 г. праздновалась в аббатстве 20 апр. По сообщениям хронистов аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе (совр. Франция) Одорана, Клария (XII-XIII вв.) и Роберта Сен-Марианского (Осерского) (нач. XIII в.), глава Г. В. в 70-х гг. IX в. была передана Римским папой Иоанном VIII архиеп. Санса Ансегизу, к-рый поместил ее в мон-ре Сен-Пьер-ле-Виф. Участники Сансского Собора 1095 г. торжественно переложили главу святителя в новую раку, что зафиксировано в актах Собора; переложения имели место в 1333, 1439, 1459 гг. В каждом случае констатировалась целостность главы.

http://pravenc.ru/text/Григорий I ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРИБАЛЬД [лат. Heribaldus, Heriboldus; франц. Héribald, Herbaud] († 857), св. (пам. зап. 25 апр.), еп. Осерский (Франция). Житие Г., содержащееся в компилятивном памятнике «Деяния Осерских епископов», было составлено Рейногалой и Алагом, монахами аббатства св. Германа в Осере, при участии схоластика и мон. той же обители св. Эйриха Осерского. Имя святого упомянуто в «Истории Реймсской Церкви» каноника Флодоарда Реймсского ( 966) и в Осерском Мартирологе (XI в.) в связи с поставлением Г. на епископскую кафедру, пожертвованиями, сделанными им Церкви, и кончиной, а также в актах Соборов, королевских дипломах и сочинениях современников - Лупа из Ферьера, Гинкмара , архиеп. Реймсского, Рабана Мавра и др. Согласно источникам, Г. с юности воспитывался при дворе и, вероятно, нек-рое время входил в состав придворного клира. После смерти дяди св. Ангелельма, еп. Осерского, Г. был избран его преемником, что было одобрено имп. Людовиком Благочестивым и Альдриком, архиеп. Санским. Г. участвовал в Соборах в Париже (829), в Компьене (833), в Туре (849), в Сансе (852), в Вербери (853), в Боннёе (855). В конфликте имп. Людовика Благочестивого и его старшего сына Лотаря выступил на стороне последнего. После возвращения Людовика в авг. 834 г. к власти и удаления Лотаря в Италию Г. в числе др. его сторонников, как пишет Флодоард, «вопреки правилам веры» оставил кафедру и последовал за ним в Италию, посетил Рим, где ему были подарены частицы мощей св. мучеников Хрисанфа и Александра, впосл. помещенные им в ц. Иоанна Крестителя в Осере. В одной из эпиграмм Валафрида Страбона , написанной от лица его воспитанника младшего сына Людовика Благочестивого Карла и адресованной Г., Карл радуется примирению с Г. и говорит, что предательство не принесло бы ему никакой славы. Исследователь Ж. Марилье относит время написания этой эпиграммы к времени после Собора в Париже и интерпретирует ее в смысле примирения Г.

http://pravenc.ru/text/164687.html

О. Силуан (Юстиниано) Я расскажу вам об уникальной семье. Протоиерей Григорий Юстиниано – островитянин с Пуэрто-Рико. Трое его сыновей – священнослужители. Когда большая часть жизни была прожита в Америке, отец Григорий вернулся на родину, чтобы организовать Миссию и построить храм. А сегодня наш собеседник – его старший сын, игумен Силуан (Юстиниано), заместитель настоятеля монастыря Святителя Дионисия Ареопагита в Сент-Джеймс, что под Нью-Йорком. С ним мы говорили в здании Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Это был один из самых холодных дней минувшей, абсолютно бесснежной в здешних краях зимы. Я шла мимо совсем не экзотических для Нью-Йорка кустов олеандра. Они были зелены, как и летом, но листья их были обожжены – морозом и солнцем. – Свое детство я провел в городе Сан Херман в Пуэрто-Рико, откуда в Америку переселился мой отец и большая часть моей семьи, и где сейчас находится Православная миссия Преподобного Иоанна Лествичника, основанная в 2008-м году. В нашей семье четверо детей: трое братьев – я, отец Даниил и отец Серафим – и наша старшая сестра Деспина. Христианское имя моей матери – Евфимия, так же звали и ее мать. Мои отец и дед тоже выросли в Сан Хермане. Это второй старейший город Пуэрто-Рико, расположенный на юго-западе острова и названный в честь святого Германа Осерского. В детстве я много играл в лесу и в кустах. Есть в Пуэрто-Рико тропический фрукт маракуйя, кусты которого разрастаются в саду и создают прекрасные игровые площадки с навесами. Я залезал под кусты и, спрятавшись там, наслаждался уединением, проникающими фрагментарно сквозь листья солнечными лучами и сладким ароматом маракуйи. Все это завораживало и радовало. Отец Григорий и матушка Евфимия Мой отец был пятидесятническим пастором, поэтому большую часть моего воспитания составляло изучение Библии и Евангелия. Рос я в относительно строгой религиозной среде, защищенной от светской культуры. Я сталкивался с некоторыми аспектами католицизма, но неглубоко, просто как с элементами культуры. Пуэрто-Рико было испанской колонией, поэтому люди там и по сей день исповедуют в основном католицизм. Мой отец тоже вырос католиком и до сих пор помнит, как ходил на мессу с моим дедом. Одно из его любимых воспоминаний – как в начальной школе отец провожал его в школу и по привычке всегда благословлял крестным знамением. Из детства отец Григорий также помнит священников, одетых в рясы в старом, традиционном католическом стиле.

http://pravoslavie.ru/152735.html

Протоиерей Александр Шабанов: «Впервые в истории Русской Православной Церкви произошло событие, когда мы сами, не глядя на греков, антиохийцев или кого-то ещё, приняли в свои святцы подвижников Церкви Неразделенной». 29.03.2017 13:42:01 Протоиерей Александр Шабанов Евгений Никифоров: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона Евгений Никифоров. Сегодняшний мой гость - протоиерей Александр Шабанов, клирик церкви в честь Покрова Божией Матери г. Тверь, главный в России специалист по кельтской религиозной культуре. Мы с вами, батюшка, познакомились пару лет назад, когда делали большой материал о святом Патрике. Сейчас решением Синода Русской Православной церкви 9 марта он внесен в наши святцы, наряду с 15-ю другими зарубежными святыми. Естественно, Синод начали подозревать в экуменизме – мол, нам пытаются навязывать католических святых. Почему же в наши святцы внесен святой Патрик? Протоиерей Александр Шабанов: - Я хочу дать небольшую справку. Дело в том, что в 2007 году решением того же самого Священного синода, святые Сурожской епархии, по представлению блаженной памяти владыки митрополита Антония, были внесены в наши святцы. Празднование им было установлено в третье воскресенье, третью Неделю по пятидесятнице. Каждый год после 2007, я с трепетом открывал патриарший календарь посмотреть, есть ли там эти святые, и каждый год удивлялся, почему решение Синода не исполняется. В частных дискуссиях мне приходилось даже брать собой «Альфу и Омегу», журнал, который продублировал это решение как документ. Это первое замечание. Второе замечание: сами по себе святые, которые были внесены 9 марта в наши святцы, эти 15 имен - это святые, которые жили не просто во время до раскола, т.е. до 1054 года, но они вообще принадлежали к одним и тем же временам. Если первый из них, святой Албан - это III век, по некоторым вариантам более часто говорят: IV, то последняя - святая Женевьева, это VI век. Ещё там есть святитель Герман Осерский, святой Патрик. Все они принадлежат времени становления Церкви, эпохе Вселенских соборов.

http://radonezh.ru/text/protoierey-aleks...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010