Вероятно, составитель т. н. текста из Фарфы использовал несохранившийся источник, к к-рому восходят упоминания об И. в Мученичествах святых, пострадавших в Везонционе и в Валенции. На это указывает упоминание о некоем Мученичестве И. (passio ipsius), в котором, по словам агиографа, подробно сообщалось о гибели святого. Предположение о существовании первоначальной редакции Мученичества И. позволяет устранить противоречия в гипотезе ван дер Стратена. Основным источником сведений, использованным в этом несохранившемся Мученичестве, могла быть лат. версия «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и Руфина, где гибель Лугдунских мучеников в 177 г. ошибочно отнесена к эпохе Септимия Севера (в оглавлении 5-й кн.; в тексте это событие датировано правлением Антонина Вера, т. е. Марка Аврелия ( Eusebius Werke. Bd. 2: Die Kirchengeschichte/Hrsg. E. Schwartz, Th. Mommsen. Lpz., 1903. Tl. 1. S. 395, 403)) и где упоминается также о «гонении Севера» (Ibid. Lpz., 1908. Tl. 2. S. 519). Опираясь на лат. версию Руфина, в к-рой текст Евсевия существенно сокращен, агиографы могли смешать гибель мучеников в 177 г. и «гонение Севера», а также представить св. Захарию как ученика И. Поскольку последние упоминания об И. у Руфина предшествуют сообщению о «гонении Севера», кончина святого была отнесена к правлению этого императора. Первоначальное Мученичество И. могло быть создано в Лугдуне, который между 470 и 534 гг. был столицей Бургундского королевства. Так, по мнению Б. Божар, в предании об И., сохранившемся в более поздних текстах, отразилось стремление к «утверждению церковного примата Лугдуна» в бургундскую эпоху ( Beaujard. 2000. P. 222). Мученичество могло быть составлено только после завершения сочинения Руфина (ок. 402), но не позднее нач. VI в. Наиболее вероятной датировкой Мученичества является сер.- 2-я пол. V в., когда Лугдунскую кафедру занимал еп. Патиент (Пациент), к-рый был известен благотворительностью, строил храмы (предположительно им была сооружена базилика над могилой И.), покровительствовал словесности и укреплял почитание местных святых. Ко времени еп. Патиента и его предшественника Евхерия (ок. 432 - ок. 450) относится составление пресв. Констанцием из Лугдуна Жития св. Германа Автиссиодурского (Осерского), а также, вероятно, создание 1-й редакции Жития св. Иуста (BHL, N 4599). Возможно, тогда же в Лугдуне были составлены гомилии на дни памяти мучеников Епиподия и Александра и Бландины (PL. 50. Col. 859-865), сохранившиеся в сборнике гомилий Евсевия Галликана (обычно приписываются Фавсту Рейскому). Вероятно, при еп. Патиенте была составлена первоначальная редакция Мученичества И., которая использовалась в Мученичествах святых, пострадавших в Везонционе и в Валенции (не позднее 1-й четв. VI в.), а затем в т. н. тексте из Фарфы (1-я пол. VI в.).

http://pravenc.ru/text/673989.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ Гаймон Осерский [лат. Haymo Autissiodorensis] († 865/66), лат. экзегет эпохи Каролингов. О его жизни известно из небольшого анонимного произведения, созданного в Мельке: Г. О. был монахом при мон-ре св. Германа в Осере (аббатство Сен-Жермен-д " Осер, Франция). Согласно этому источнику, он «...написал на Апостола книгу бесконечную по объему, написал огромное изъяснение на Апокалипсис, написал на Песнь Песней, написал на текст двенадцати пророков, и на Евангелия, написал многие беседы». (De scriptoribus ecclesiacticis. 76//PL. 213. Col. 977). О Г. О. упоминают и др. авторы XII в.: Сигеберт из Жамблу (De scriptoribus ecclesiacticis. 135//PL. 160. Col. 577), Ордерик Виталий (Historia ecclesiastica. I 27//PL. 188. Col. 94), Гонорий Отёнский (De luminaribus ecclesiae 4. 6//PL. 172. Col. 230), однако, по-видимому, они не были знакомы с трудами Г. О., а брали сведения из сборников (Collectanea), составленных учеником Г. О. Эйрихом Осерским . Др. его учеником был Ремигий Осерский († 907). Г. О. был не простым монахом, как он хочет представить себя в одной из гомилий (Homilia de tempore. 21//PL. 118. Col. 161), а монастырским учителем (scholasticus). Он получил хорошее образование, знал творения классических авторов и отцов Церкви. О времени деятельности Г. О. точных сведений нет, известно только, что в 865 г. в мон-рь св. Германа в Осере был направлен его ученик Эйрих, к-рый, видимо, сменил его на посту монастырского учителя. «Explanatio in Pauli apostoli epistulas» (Толкование на Послания ап. Павла) является самым значительным сочинением Г. О., раскрывающим основной принцип его экзегезы: давать толкование в виде ответа на риторический вопрос, а также рассматривать неск. альтернативных интерпретаций. В «Expositio in Apocalipsim» (Изъяснение на Апокалипсис) автор следует за толкованиями предшественников: Примасия, Беды Достопочтенного, Амвросия Аутперта, рассматривая кн. Откровение Иоанна Богослова как указание на тайну отношений Христа и Церкви. «In Cantica Canticorum» (Толкование на Песнь Песней) в ряде средневек. рукописей ошибочно приписывалось Кассиодору и даже Фоме Аквинскому. Это сочинение использовал при составлении одноименного произведения Бернард Клервоский. Авторство соч. «In duodecim prophetas minores» (На двенадцать малых пророков) принадлежит не только Г. О., но и его ученикам. В Лионском издании 1677 г. «Maxima bibliotheca Patrum» комментарии на Иоиля и Амоса из этого собрания помещены под именем Ремигия Осерского.

http://pravenc.ru/text/161469.html

Святитель Герман, епископ Осерский Память 31 июля/13 августа Святитель Герман , самый выдающийся из святых епископов Галлии после святого Мартина, родился около 378 года близ города Осера. Он происходил из богатой и знатной семьи. Герман получил блестящее образование сначала в Галлии, а потом в Риме, где изучал право и стал адвокатом. Женившись на добродетельной и благочестивой девушке, он вернулся в Галлию и занял высокий пост. Когда скончался Осерский епископ Аматор, по Божественной воле, выраженной в единогласном решении народа, Герман вопреки своему желанию был избран епископом (418). Оставив мирское служение, чтобы посвятить себя служению небесному, он полностью изменил свою жизнь. Презрев суету этого мира, епископ раздал свое имущество бедным, стал жить с женой как брат с сестрой и предался аскетическим подвигам, соединенным со смирением. В любую погоду святитель Герман носил один и тот же капюшон и плащ и не менял их, пока они не превращались в лохмотья. Он надевал на голое тело грубую власяницу, а на шее носил мешочек с мощами святых, от которых совершались многочисленные чудеса. Спал он одетым, не снимая обуви, на убогой подстилке, наполненной углями, и, поднимаясь после короткого отдыха, проводил всю ночь в покаянном сокрушении. Проводя в миру аскетическую и уединенную жизнь и постоянно устремляясь к Богу, он, тем не менее, не забывал долга гостеприимства. Епископ всех принимал в своем доме, омывая гостям ноги и служа им за столом в подражание Господу. В начале епископского служения он основал на правом берегу Ионны монастырь, посвященный святым Косме и Дамиану, и делил свое время между совместной молитвой с монахами и наставлением клира и паствы в соборе. Христова кротость, возраставшая в нем через аскетические подвиги, в изобилии изливалась на его паству в делах милосердия и чудесах. Он помог одному сборщику налогов найти потерянные им деньги, которыми завладел некий одержимый. Благословляя масло, святой Герман исцелял детей своего города во время эпидемии дифтерита. Он исцелял многих одержимых и для всех готов был служить источником милосердия Божия.

http://pravoslavie.ru/55230.html

5 мая 1946 года храм был освящён митрополитом Серафимом. 17 января 1948 года приход вместе с настоятелем вернулся в юрисдикцию в РПЦЗ. Адрес: 5 Rue Sainte-Geneviève, 69006 Lyon, Франция Телефон: +33 4 78 24 72 66 Подробнее... Приход первомученика Стефана и святителя Германа Осерского (Везле) [ править править код ] Приход первомученика Стефана и святителя Германа Осерского в Везле был основан в 1986 году, относится к Западноевропейскому экзархату Русской православной церкви. Расположен недалеко от базилики святой Марии Магдалины. Адрес: France, Maison Romane rue du Couvent 89450 Vezelay Проезд: Когда вы прибудете на площадь базилики, просто посмотрите направо и увидите маленькую улицу, где находится дом в романском стиле. Этот дом представляет собой здание 12-го века и является одним из старейших домов в Везле. На первом этаже вы можете полюбоваться фресками с жизнеописанием святителя Германа Осерского. Телефон: 33 3 86 32 31 74 Подробнее... Храм иконы Богородицы " Всех скорбящих Радость " и преподобной Геновефы (Женевьевы) в Париже [ править править код ] 22 октября 2006 года парижский приход в честь иконы Всех скорбящих радость и преподобной Геновефы Парижской отметил семидесятилетие своего существования. Торжества возглавил архиепископ Корсунский Иннокентий. Во время Божественной литургии владыка Иннокентий рукоположил в сан пресвитера диакона Николая Лосского, профессора Свято-Сергиевского православного института. Отец Николай Лосский является сыном известного богослова Владимира Лосского, который вместе со своей супругой Магдалиной и протоиереем Михаилом Бельским был одним из основателей Всехскорбященского прихода. Как отметил архиепископ Иннокентий в своей проповеди, Всехскорбященский приход стал второй общиной Московского Патриархата в Париже после потрясений 1931 года. Первым было Трёхсвятительское подворье, основателями которого оказались некоторые из тех, кто положил позднее начало существованию прихода в честь иконы Всех скорбящих радость. Владыка подчеркнул, что на этом не ограничивается духовная и историческая связь между обоими приходами Московского Патриархата в Париже. Их объединяет также любовь к Матери-Церкви и верность своему священноначалию вопреки политическим и межличностным преградам.

http://azbyka.ru/palomnik/Франция_(храмы...

Начиная с VIII в. в источниках зафиксированы сведения о церковной политике К. М.: майордом притеснял Церковь, отбирал у нее собственность и передавал воинам. Одним из важнейших источников такого рода является Житие св. Евхерия, еп. Аврелианского (BHL, N 2660), составленное скорее всего в сер.- 2-й пол. VIII в. Согласно Житию, К. М., первоначально благоволивший к Евхерию († 738), по наущению злых людей отправил епископа и его родственников в ссылку. Но сопоставление сведений Жития св. Евхерия с данными «Деяний Осерских епископов» (IX в.) показывает, что смещение Аврелианского епископа было связано не с «гонениями» на Церковь, а с проводившейся К. М. политикой подавления самостоятельности местной знати. Дядя Евхерия, еп. Саварик (Суаварих), с 90-х гг. VII в. занимал Автиссиодурскую кафедру и установил контроль не только над Автиссиодуром (ныне Осер), но и над соседними городами - Аврелианом (ныне Орлеан), Ниверном (Невирном; ныне Невер), Торнодуром (ныне Тоннер), Аваллоном и Трикассами (ныне Труа). Епископ предпринял попытку захватить Лугдун, но умер во время похода (Gesta pontificum Autissiodorensium. 26). Наследниками Саварика стали Евхерий и Айнмар (Хайнмар), занявшие соответственно Аврелианскую и Автиссиодурскую кафедры. В «Деяниях Осерских епископов» Айнмар описывается как могущественный властитель, покоривший почти всю Бургундию. Возможно, он был мирянином (vocatus episcopus - Ibid. 27; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 448-449). Стремление Саварика и его преемников создать в Сев. Бургундии самостоятельное гос. образование (в «Деяниях Осерских епископов» оно названо Бургундским дукатом - usque ad ducatum pene totius Burgundie perveniret) противоречило политике К. М., направленной на объединение гос-ва франков. Майордом утвердил избрание Евхерия и, вероятно, Айнмара, но намеревался добиться от них покорности. Победа над арабами и военные успехи в Аквитании и др. юж. регионах позволили К. М. сместить Евхерия. Айнмар оказал майордому военную помощь во время похода против арабов, но впосл. был обвинен в сговоре с Одоном Аквитанским, заключен под стражу и убит при попытке к бегству (Gesta pontificum Autissiodorensium. 27).

http://pravenc.ru/text/1681079.html

Глоссы на каждую книгу Свящ. Писания имеют неодинаковое количество источников. Как правило, их число ограничено (от 1 до 9). Большее количество авторов цитируется в глоссах на кн. Бытие, в к-рых чаще всего приводятся толкования блж. Августина (De Genesi ad litteram, Quaestiones in Heptateuchum libri VII), в меньшей степени - Исидора Севильского, блж. Иеронима, свт. Григория Великого (напрямую и через компиляцию Патерия), Беды Достопочтенного (Libri quatuor in principium Genesis; De natura rerum liber; De temporum ratione liber; особенно при толковании кн. Чисел), а также Валафрида Страбона, Алкуина и Рабана Мавра. Заметно отсутствие прямых ссылок на «Шестоднев» свт. Амвросия Медиоланского. Возможно, это связано с тем, что его толкования вошли в комментарии Беды и Рабана Мавра. Главными источниками глосс на кн. Исход послужили гомилии Оригена (In Exodum homilia) и комментарии Беды Достопочтенного, блж. Августина (Quaestiones in Heptateuchum libri VII; Locutiones in Heptateuchum libri VII), свт. Григория Великого (в форме выдержек из Патерия), Исидора Севильского (Mysticorum expositiones sacramentorum), Рабана Мавра, блж. Иеронима и Валафрида Страбона. Нек-рые глоссы, приписанные Рабану Мавру, принадлежат др. писателям: Иосифу Флавию, блж. Августину, Исидору Севильскому и др. В глоссах на кн. Исход кое-где используются толкования Гильберта Осерского (Исх 6, 7, 19, 30) и свт. Иоанна Златоуста (Исх 23. 23). Глоссы на кн. Левит составлены гл. обр. на основе гомилий Оригена (In Leviticum homiliae), комментария прп. Исихия Иерусалимского на кн. Левит (в форме извлечений из комментария Рабана Мавра). Ссылки на др. толкования (блж. Августина, Амвросия, свт. Григория Великого, Исидора, Беды, Гильберта Осерского и др.) немногочисленны. Фрагменты Адаманция являются выдержками Оригена, взятыми из комментария Рабана Мавра. Такой же состав источников, за исключением толкований прп. Исихия, имеют глоссы на кн. Числа. Основным комментатором в глоссах на Второзаконие выступает блж. Августин, к-рый лишь в очень редких случаях дополняется глоссами др. авторов. В глоссах на книги Иисуса Навина и Судей Израилевых вновь преобладают толкования Оригена (In liber Iesu Nave homilia; In liber Iudicum homilia), предваряемые во мн. рукописях леммой «Adamantius» и заимствуемые из комментариев Рабана Мавра. Глоссы с леммой «Origenes», видимо, восходят к др. источнику: или прямой традиции его гомилий, или к др. коллекции глосс. Гомилии Оригена комментируют книги Иисуса Навина и Судей Израилевых не полностью, поэтому в глоссах на нек-рые главы преобладают толкования блж. Августина, Исидора Севильского и свт. Григория Великого (из компиляции Патерия).

http://pravenc.ru/text/катены.html

А фермер становится их нанимателем. Фермер. Он же теперь хочет быть только нанимателем своих детей. У него теперь только право пользования. А их прямой (и полный) хозяин теперь Бог. Но Бог — хороший хозяин. Смотри, как умен этот человек. Который хочет быть только фермером для своих детей. Который уходит, возвращается с пустыми руками. Ведь ни Бог, ни Пресвятая Дева не ревнивы. Они спокойно дадут ему безраздельно владеть своими детьми. Удобно иметь Бога своим хозяином. Ну и хитрец же этот человек, он отдал своих детей в руки Пресвятой Девы, в руки Бога. Бога, их творца. И их хозяина. Разве все творение не в руках Божиих. Разве все творение не собственность Бога. [ Бывают дни, когда покровителей и святых недостаточно] Нужно сказать правду. Он все же великий святой — святой Марцелл. И великий покровитель. (Хотя неизвестно в точности, что он совершил. Но об этом не надо говорить. И таких, возможно, было много. Но в конце концов, он был великий святой, скажем, просто святой, это уже много). Но бывают дни, когда нужно идти повыше. Не надо бояться говорить правду. Она все же великая святая — святая Жермена. И великая покровительница. И она, должно быть, очень могущественна. (Хотя неизвестно в точности, что она совершила. Но об этом не надо говорить). Ну и что, она сделала по крайности то, что была святой, и великой святой. И это уже много. И это уже все. Просто быть святой, это уже все. И есть ее собрат святой Жермен, он может пригодиться, рожденный в Осере, епископ Осерский, он обретет ; вечную славу За то, что посвятил Богу нашу великую святую и нашу великую покровительницу и нашу великую подругу святую Женевьеву, Которая была простой пастушкой. Святой Жермен, по прозвищу Осерец, рожденный в Осере, епископ Осерский, Епископ и святой времен варварских полчищ И отступления варварских полчищ, Епископ и святой Франции, Он мог бы служить покровителем. И великим покровителем. И святая Женевьева, рожденная в Нантерре. Парижанка, покровительница Парижа. Покровительница и святая Франции, вот великие покровители и великие святые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Заалтарный образ из церкви в г. Сан-Кирзе-дел-Вальес. Сер. XV в. П. Гарсия де Бенабарре (Епархиальный музей, Барселона) Мученики Кирик и Иулитта. Заалтарный образ из церкви в г. Сан-Кирзе-дел-Вальес. Сер. XV в. П. Гарсия де Бенабарре (Епархиальный музей, Барселона) С IX в. мощи К. почитались в Невере (Франция) и в др. городах и в мон-рях империи Каролингов . О происхождении святыни повествуется в сказании о чудесах К. и И., составленном диак. Тетерием из Невера (2-я пол. X в.) (BHL, N 1811; см.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 51-52; Ibid. Iun. T. 3. P. 21; Bibliothèque historique de l " Yonne/Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 133-134), а также в повести о перенесении мощей К. в Эльнон, написанной мон. Гунтером (BHL, N 1813). Автиссиодурский (Осерский) еп. Аматор (ок. 388-418) в сопровождении некоего Савина совершил путешествие на Восток. Во время посещения Антиохии епископ обрел почивавшие там мощи К. и И. и привез их в Галлию, после чего спрятал святыни в Автиссиодуре, подарив Савину руку К. Впосл. имп. Карлу Великому приснилось, что во время охоты на него напали дикие кабаны. Императору удалось спастись только благодаря помощи чудесного отрока, к-рый поменялся с ним одеждой. Когда Карл потребовал от советников истолковать сон, Неверский еп. Иероним (795-815) предположил, что отроком-спасителем был К., а обмен одеждой означает желание мученика, чтобы император восстановил посвященную ему церковь в Невере. Император щедро одарил Неверскую кафедру и пожаловал епископу средства для восстановления собора. Из Аквитании в Невер доставили руку К., хранившуюся в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп (св. Савина, в честь к-рого был назван мон-рь, отождествляли с помощником св. Аматора). Тогда же в Осере были обретены мощи К. и И., некогда спрятанные св. Аматором; по просьбе Иеронима Осерский еп. Херибальд прислал в Невер часть мощей мучеников (см.: Crosnier. 1854. P. 17-22, 26-27; I dem. Notice. 1868. P. 8-10). Эти сведения носят легендарный характер и не подтверждаются более ранними источниками (напр., в Житии св.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Анонимный автор из Мелька приписывает Г. О. также «многие гомилии на Евангелия». Возможно, что ряд проповедей из лионского гомилиария каролингской эпохи «Псевдо-Флор» (Homiliariuim Lugdunence) восходят к школе Г. О. Сигеберт из Жамблу упоминает среди трудов Г. О. «Толкование на Исаию» (Expositio in Isaiam). Иоганн Тритемий , аббат Шпонхаймский, приписывает св. Гаймону , еп. Хальберштадтскому, не дошедшие до нас толкования на пророков Иеремию, Иезикииля и Даниила (PL. 116. Col. 189-190), однако в одном средневек. каталоге б-ки аббатства Клюни оба произведения упоминаются под именем Г. О. Нек-рые труды Г. О. дошли до нас в неск. редакциях, что дает основание предположить, что Эйрих или Ремигий впосл. вносили в первоначальный текст Г. О. свои коррективы и исправления. Эйрих Осерский в сборнике (Collectenea) собрал схолии на вопросы Г. О. (Scholia quaestinum) и ответы на них. В сочинениях Г. О. предвосхищает методологию подачи экзегетического материала, получившую распространение в школе Ансельма Ланского. В рукописной традиции Г. О. приписывается авторство соч. «Сокращенная священная история» (Historia sacra epitome), во многом следующего за Евсевием Кесарийским (в пер. Иеронима и Руфина Аквилейского), Иосифом Флавием, однако точная его принадлежность является спорной. В сочинениях Г. О. заметно хорошее знание трудов Оригена, Евсевия Кесарийского (в переводе Руфина Аквилейского), свт. Амвросия Медиоланского, Илария Пиктавийского, блж. Иеронима, блж. Августина, свт. Григория Великого (Двоеслова), прп. Венедикта Нурсийского, Исидора Севильского. Из более близких по времени авторов он цитирует Беду Достопочтенного, св. Амвросия Аутперта, Клавдия Туринского, а также своих современников - Смарагда и Рабана Мавра. С т. зр. традиц. разделения смыслов Свящ. Писания по Оригену (разработано на западе Иоанном Кассианом Римлянином) Г. О. отдает предпочтение моральному аспекту Свящ. Писания. Слово Божие должно прежде всего наставлять в вере. Комментируя 1 Кор 14. 19, где ап. Павел отрицательно высказывается по поводу говорения на незнакомых языках, Г.

http://pravenc.ru/text/161469.html

В пространном Житии содержится подробное повествование о жизни М. до избрания аббатом Клюни (1-я кн.; только в этой части произведения сделана попытка соблюсти хронологический порядок повествования), его деяниях во главе монашеской общины, в т. ч. о совершенных им чудесах, а также о его добродетелях (2-я кн.); 3-я кн. посвящена пленению М. сарацинами, его отношениям с имп. Оттоном II и его матерью Адельгейдой , чудесам, последним годам жизни и кончине святого. В Житии приведено развернутое обоснование клюнийской идеологии «монашеской теократии» (см., напр.: Iogna-Prat. 1991). Монашество представлено как высший слой об-ва и призвано руководить людьми, хранить мир и порядок. Близость монахов к Богу обусловлена их нравственным совершенством, к-рое выражалось прежде всего в их целомудрии, а также в смирении, учености и молитвенном созерцании. Клюнийское монашество рассматривалось как продолжение «апостольской общины» и земное отражение сонма ангелов Небесного Иерусалима. Житие М. открывается повествованием о монахах, пострадавших от сарацинов в Леринском монастыре (см. Лерен ): их мученическая смерть, подобно целомудрию («бескровному мученичеству») клюнийцев, была жертвой, открывшей монахам путь к спасению. В Житии подчеркивается важность единения монахов с аббатом, к-рое ведет к единению с Христом. В соответствии с представлениями об особой роли монашества в об-ве агиографы делали акцент на деятельности М. как наставника мирян, вдохновителя «крестового похода» против провансальских сарацинов, советника императоров (внимание, которое уделено отношениям М. с династией Оттонов, согласуется с политикой его преемника Одилона, заинтересованного в укреплении сотрудничества с императором) (см.: Idem. 1988. P. 319-376). По мнению Ионья-Пра, в Житии заметно влияние идей христианского платонизма, заимствованных из сочинений Иоанна Скота Эриугены и Хейрика Осерского (напр.: Idem. 1991. P. 248-249). В рукописях к пространному Житию приложены проповедь о М. (Sermo de beato Maiolo; изд.: Idem. 1988. P. 287-301), составленная в основном из фрагментов «Перифюсеона» Эриугены, трактата блж. Августина «О святом девстве», гомилии в честь св. Иоанна Реомского и сочинений Хейрика Осерского (проповедь в день памяти св. Германа и сказание о чудесах св. Германа; см.: Ibid. P. 48-58), а также стихотворение «Избрание господина Одилона» (BHL, N 6283d; изд.: Iogna-Prat. 1988. P. 303-304). Тексты Жития и приложенных к нему сочинений получили распространение только в клюнийских монастырях; большинство из 9 известных рукописей относится к XI-XII вв. В XII в. в аббатстве св. Марциала в Лиможе была составлена особая редакция Жития М. (BHL, N 5177; изд.: ActaSS. Bened. 5. 786-810; PL. 137. Col. 745-748), в к-рой совмещены тексты раннего Жития (BHL, N 5180) и пространного Жития (BHL, N 5179).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010