Герои «Повести о чудесах Виленского креста» – муромец, купец гостиной сотни Тарасий Борисов сын Цветнов, по прозвищу Богдан, и арзамасец, сын боярский Василий Сергеев сын Микулин – реальные исторические лица (см. об этом Брун Т.А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста» IITOДPЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 323–326). Описываемое в Повести событие – передача чудотворного креста – точно датировано в тексте памятника действие происходит в июле 1658 г., «в субботный день». Однако, несмотря на такую конкретность дат и описаний, вопрос о времени создания памятника достаточно сложен. Исследовательница Повести Т.А. Брун первоначально датировала ее последней третью XVII в., однако позднее перенесла датировку памятника в первую половину XVIII в. на основании анализа перечня частиц от мощей, содержавшихся в Виленском кресте, который включают все списки Повести (см. Брун Т.А. Одатировке «Повести о чудесах Виленского креста» II Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVII–haчaлo XVIII в. М., 1989. С. 206–216). Точность же описаний Повести и сохранившиеся в ней следы устного рассказа объясняются, по мнению исследовательницы, тем, что письменным источником Повести о Виленском кресте, вполне вероятно, могла послужить челобитная ее героя сына боярского Василия Микулина о его «полонном терпении». Однако отсутствие полного текстологического анализа всех сохранившихся списков памятника (а они содержат различные варианты текста) не позволяет считать вопрос о времени создания «Повести о чудесах Виленского креста» окончательно решенным. С учетом некоторых новых материалов (см. Руди Т.Р. Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста» II ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 52. С. 232–242) наиболее вероятной нам представляется датировка памятника концом XVII в. Все сохранившиеся списки Повести (18) поздние они датируются 2-й – 4-й четвертями XVIII в. и известны только в составе «муромских сборников». В настоящем издании текст «Повести о чудесах Виленского креста» публикуется по списку последней четверти XVIII в. – ИРЛИ, Древлехранилище им. В.И. Малышева, собр. Ф.А. Каликина, 39, л. 12–15 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

не изданных. Исключение составляет только одна проповедь на Благовещение, по-видимому затерявшаяся: в письме к прот. Серафимову он упоминает о ней; но ни в одном издании проповедей мы ее не видим. – Правда, в одном из воспоминаний о нем (г. Рыбакова) за период 1855–1857 годы читаем; «экспромтом он всегда говорил и проповеди, причем конечно был обдуман план» и пр. (Прав. Об. 1883, т. II, стр. 536). Но автор, сколько можно догадываться, не утверждает, что он слышал много этих экспромтов и вообще много проповедей, кроме одной, прощальной, которая и существует в печатном сборнике в изд. 1891 года. О проповедях в Вильне издатель Виленских проповедей (СПБ. 1880) действительно дает как будто разуметь, что в Вильне проповедей произнесено было более, чем напечатано: в предисловии издатель говорит, что «некоторые проповеди Макария, произнесенные в Вильне, не были своевременно записаны», и что издатель «ограничивается здесь собранием только тех его виленских проповедей, которые вскоре после произнесения печатались порознь в разных повременных изданиях» (стр. II). И так, не должно ли по крайней мере изданные под названием Виленских проповедей назвать лишь незначительной частью Виленских проповедей и подразумевать, что значительнее число их не сохранилось? Нет, издатель, правда, неточно выражается, но тут же даст разуметь, что изданные проповеди составляют все-таки главнейшую часть: он прямо говорит, что вообще «число Виленских проповедей Высокопреосвященного представляется незначительным», и потому отнимает основание думать, чтобы напечатанные представляли собою, относительно ко всем проповедям, лишь меньшую часть. Притом и издатель его проповедей 1891 года не рассматривает издание виленских проповедей как неполное, как не выражающее всей его проповеднической деятельности (см. предисловие). После смерти преосв. Алексия в одной газете кто то обратил внимание на эту неучительность Алексия, поставляя её в соотношение с тем же качеством в митр. киевском Филофее (см. Гражданин, 1890, 219).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Засим, препровождая при сем две именные ведомости, мною подписанные, ученикам – одну назначенным на полное казённое содержание в Виленскую епархиальную семинарию, другую назначенным в ту же семинарию на половинное казённое содержание, – предлагаю правлению семинарии: 1) всех поименованных в сих ведомостях учеников принять, по моему о них назначению, в Виленскую семинарию с начала наступающего учебного года, то есть с 1-го числа будущего сентября месяца; 2) снабдить каждого из них особым на сие билетом, с прописанием, кто на какое принят содержание, и с означением срока, к которому должен явиться в Виленскую семинарию с предъявлением самого билета; 3) учеников, которые по круглому сиротству останутся в Жировицах и других духовных училищах, во время предстоящих каникулов доставить в Виленскую семинарию на счёт тех учебных заведений, в которых они теперь находятся; 4) положить правилом, чтобы никто из семинаристов в Вильне не мог проживать вне семинарских зданий, так как предположенная перестройка тех зданий доставит помещение в них всему юношеству Литовской епархии, предназначенному для семинарского образования; 5) постановить тоже непременным навсегда правилом, чтобы ученики, принимаемые на половинное казённое содержание, вместо обзаведения собственным платьем и другими потребностями, вносили в правление семинарии деньгами половину годового оклада по полугодно, то есть пятнадцать рублей серебром в начале сентября, а пятнадцать в начале марта месяца, так, чтобы все ученики семинарии, проживая в одном заведении, пользовались одними и теми же удобствами и одним форменным одеянием – сего требует приличное содержание семинарии в городе Вильне, да и взнос деньгами половинного содержания удобнее для самого духовенства, состоящего ныне на жаловании; 6) всё прописанное выше объявить посредством консистории всему духовенству Литовской епархии как для соблюдения учреждённых здесь правил, так и для доставления оным в семинарию Виленскую к назначенному сроку принятых в сие заведение учеников по выданным им от правления билетам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вследствие правительственных распоряжений, Литовское епархиальное управление, в исходе сего апреля и начале наступающего мая месяцев, переводится из Жировиц в город Вильно. По случаю сему, покорнейше прошу ваше превосходительство: прислать подорожную по казённой надобности для меня собственно на 10 лошадей от Жировиц в город Вильно и по Виленской губернии, да при том 4 бланковые подорожных, тоже по казённой надобности, каждую на 3 лошади, расстоянием от города Слонима до города Вильно, которые мог бы я употребить соответственно надобности при отправлении в Вильно членов консистории и других чиновников. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову (конфиденциально), от 10 апреля за 975, о разрешении, как расходовать сумму 1.645 руб., назначенную на усиление штата Виленского Святодухова монастыря Конфиденциальным отношением к вашему сиятельству, от 7 марта прошлого года за 443, ходатайствуя о перечислении к Святодухову Виленскому монастырю штатной суммы, остающейся от переведения в третий класс Виленского Свято-Троицкого монастыря, в числе 1.645 рублей серебром, просил я о составлении нового штата для Святодухова монастыря по представленному проекту. Ныне указом Святейшего Синода, от 22 истекшего марта за 2620, дано мне знать, что означенная сумма 1.645 руб. сер. перечислена к сему монастырю на усиление штата оного, но о самом штате ничего не сказано. Между тем причины, по которым испрашивалось мною усиление штата Виленского Святодухова монастыря, ныне же требуют удовлетворения, как по размещении прежних иноков Троицкого монастыря, переводимого в низший класс, так и в особенности по необходимости, с перемещением ныне в Вильно епархиального начальства, поместить в Духовом монастыре самых лучших иноков. Посему долгом поставляю просить покорнейше посредства вашего сиятельства, чтобы снабжен я был разрешением: могу ли из означенных выше 1.045 руб. сер., назначенных на усиление штата Виленского Духова монастыря, увеличивать жалованье инокам оного против прежнего штата? могу ли я увеличивать против того штата самое число простых и чиновных иноков? и вообще могу ли применяться к проекту штата, приложенному при означенном выше отношении моём, за 443? или же должен во всём этом ожидать составления и Высочайшего утверждения нового штата для Виленского Духова монастыря, на какой предмет назначена уже помянутая сумма 1.645 рублей серебром. Начальнику Виленской губернии Жеребцову, от 11 апреля за 987, об охранении разного казённого и церковного имущества, перевозимого из Жировиц в Вильно

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

По сим уважениям, в наступающий 13-й день июня, я предположил отслужить предписанное Св. Синодом молебствие только в одном Жировицком кафедральном соборе и о том предложил ныне же преосвященному Михаилу, викарию Литовской епархии. По последствиям оного и по объяснениям с благочинными, я буду в состоянии представить начальству мнение своё: полезно ли отправлять помянутое молебствие в воссоединённых церквах на грядущие времена, или нет. Препровождая при сем рапорт мой в Св. Синод по означенному выше указу, имею честь быть. 55. Список с рапорта Святейшему Синоду, от 10 июня 1840 г. за 647, с мнением насчёт учреждения Православных причтов по уездным городам Виленской губернии Указом Его Императорского Величества из Св. Синода, от 22 истекшего мая за 5869, предписано мне сообразиться и представить Св. Синоду мнение, насчёт учреждения причтов Православных по губернии Виленской. Из прописанной справки в сем уже самом указе видно, что, за назначением Православных священников в разные места Виленской губернии, число Православных людей оказалось всюду гораздо более, иногда в несколько крат, противу того, как показываемо было прежде. Сие разбросанное по всей губернии Православное стадо, по благости Всевышнего, час от часу умножается присоединяющимися к Православию лицами Римского и Протестантского исповеданий, а также раскольниками. Сих последних считается по губернии Виленской до двадцати пяти тысяч, и нельзя терять надежды на их обращение к Православной Церкви. Сверх того, стадо Православное в сей губернии должно увеличиваться людьми воссоединённого из бывшей Унии народа, коих помещики часто сюда переводят из своих имений по другим губерниям. Между тем, кроме города Вильна, Ковна и Новоалександровска, ни в одном уездном городе Виленской губернии не имеется ныне Православного священника, потому что из вызванных из других епархий священников в города Ошмяну, Вилкомир и Свенцяны, первый преставился, а два последние по истечение годового срока возвратились на прежнее местожительство. Засим, состоящие по всем городам Православные чиновники и разбросанный повсюду Православный народ остаются не только без богослужения, но даже без удовлетворения самым необходимым духовным требам, и должны подвергаться – одни тягостнейшей душевной скорби, а другие религиозному равнодушию или даже совращению к иным вероисповеданиям. Сверх того, обильная предстоящая жатва на пользу Православной Церкви не только остаётся без движения, но и новообращённые к оной чада лишены дальнейшего утверждения и духовного призрения. С другой стороны, по возникшим часто делам из столкновения с другими исповеданиями, весьма затруднительно, а иногда и невозможно назначить духовных депутатов; а даже для строящихся ныне в Россиенах, Вилкомире, Свенцянах и Ошмяне, и имеющихся строить в других городах Православных церквей нет священников, коим бы можно было поручить надзор за работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

К отделению богословскому относятся: 1) Священное Писание с еврейским языком, 2) Нравственное и Пастырское богословие, 3) Церковное законоведение, 4) Церковная словесность или Гомилетика с историей духовной литературы, 5) Теория общей словесности с историей литературы (в качестве науки вспомогательной). К отделению церковно-историческому: I) Библейская история и Библейская археология, 2) Общая церковная история, 3) Патристика, 4) Церковная археология и Литургика, 5) Гражданская история, общая и русская (в качестве вспомогательной науки). К отделению историко-филологическому. 1) Общая история, 2) Теория общей словесности с историей литературы, общей и русской, 3) Греческий язык и Словесность, 4)Латинский язык и Словесность, 5) Русский язык и славянские наречия. IV. Для помещения духовной Академии в Вильно нет нужды строить новое здание, а есть готовый, весьма хороший и обширный дом, в котором и прежде помещалось учебное заведение. Ныне он состоит в ведении Министерства Народного Просвещения и отдается в наем. Если дом этот будет уступлен духовной Академии, в таком случае потребуются только небольшие издержки, чтобы вновь приспособить здание для помещения в нем учебного заведения. V. Число преподавателей и прочих служащих лиц в Виленской дух. Академии должно быть, по меньшей мере, такое же, какое определено, по новому уставу, в каждой из других наших Академий (ибо в Виленской, кроме богословских отделений, предполагается еще особое отделение историко-филологическое), – и всем этим лицам нет основания не дать такого же точно жалования, какое назначено им в прочих академиях. Равным образом и на учебные пособия, хозяйственные и другие расходы нельзя не назначить для Виленской Академии, по крайней мере, такой суммы, какая назначена для Академий Киевской и Казанской. Можно уменьшить только число казеннокоштных студентов в Виленской Академии, сравнительно с другими Академиями и ограничить здесь это число 80-тью или даже 60-тью, тогда как в Академиях – С.-Петербургской, Московской и Киевской оно восходит до 120-ти в каждой, а в Казанской до 100, – чрез что сократится и сумма, потребная на содержание академических студентов в Вильно. Соответственно всему этому проект штата Виленской дух. Академии будет следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

устава Виленской Римско-Католической духовной академии . Положение о Виленской Римско-Католической духовной академии Глава первая. О цели, составе и зависимости академии 1) Духовная Римско-Католическая академия в Вильно учреждается: а) для доставления Виленской епархии нужного по её ведомству духовенства; в) для высшего образования духовных лиц, предназначающихся к главнейшим должностям по Римско-Католической в России иерархии. 2) Соответственно сей двойной цели, и духовная академия состоит из двух отделений. 3) Первое из них, заступая место бывшей епархиальной Виленской семинарии, пополняется клириками одной Виленской епархии, коих полагается на фундушевом содержании 60. 4) Во второе отделение, состоящее из 40 воспитанников на фундушевом содержании, поступают способнейшие из духовных, кончившие учение в низшем отделении академии и Римско-Католических епархиальных семинариях. 5) Сколько каждая из Римско-Католических епархий имеет посылать духовных в число помянутых 40 воспитанников высшего отделения академии, назначает Римско-Католическая духовная коллегия с утверждения министра внутренних дел. 6) Кроме того, в оба отделения академии и в число определённых для оной 100 фундушевых воспитанников назначаются по усмотрению министра внутренних дел по нескольку клириков из Армяно-Католиков, в России пребывающих, для доставления сему Обществу собственного духовенства, ныне из-за границы выписываемого. 7) Независимо от воспитанников, на фундушевом содержании состоящих, дозволяется принимать в академию и своекоштных, с помещением ли за условленную цену в самом заведении, или вне оного жительствующих. 8) Для преподавания наук в академии назначаются семь профессоров, четыре адъюнкта и три лектора для языков. 9) Управление академии вверяется особому правлению, которое состоит в непосредственной зависимости Римско-Католической духовной коллегии и главном ведомстве министра внутренних дел. 10) Сверх того, ближайший надзор и попечение о преуспеянии сего высшего учебного заведения предоставляется местному епархиальному начальнику. Глава вторая. О составе и образе действия академического правления

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Иосиф, митр. Литовский и Виленский//Странник. 1868. Т. 4. 12. С. 155-159; Литовский митр. Иосиф: (Некролог)//ПО. 1868. Т. 27. Дек. Заметки. С. 151-166; О кончине митр. Иосифа//Вестн. Зап. России. Вильна, 1868. Т. 3. Кн. 9. Отд. 4. С. 298-337; Еще нек-рые сведения о покойном митр. Иосифе//Там же. Т. 4. Кн. 10. Отд. 4. С. 29-35; Де Пуле М. Ф. Митр. Иосиф Семашко: Некролог//СПбВед. 1868. 326; Кончина и погребение преосв. Иосифа, митр. Литовского и Виленского//Виленский вестн. 1868. 133, 26 нояб. С. 530; 135, 30 нояб. С. 537-538 (То же//Изв. по Казанской епархии. 1868. 24. С. 705-718); На могилу великого архипастыря. Вильна, 1868; Дылевский Е. В. Иосиф (Семашко), митр. Литовский и Виленский, член Св. Синода. СПб., 1869 (отд. отт. из: Странник. 1869. Т. 38. 4. С. 4-44; 5. С. 47-102; 6. С. 105-156); Высокопреосв. Иосиф, митр. Литовский и Виленский//Киевские ЕВ. 1869. 1. Отд. 2. С. 1-20; Благотворительная деятельность в Бозе почившего митр. Иосифа//Там же. 2. Отд. 2. С. 81-82; Высокопреосв. Иосиф, митр. Литовский и Виленский//Черниговские ЕВ. 1869. Приб. 7. С. 263-280; 9. С. 345-361; 10. С. 370-384; Сушков Н. В. Восп. о митр. Литовском и Виленском Иосифе и об уничтожении унии в России. М., 1869 (отд. отт. из: ЧОИДР. 1869. Кн. 1. Смесь. С. 159-197); Толстой Д. А. Очерк служения митр. Литовского Иосифа, скончавшегося в 1868 г.: (Извлеч. из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода гр. Д. А. Толстого по ведомству правосл. исповедания за 1868 г.)//ХЧ. 1869. 12. С. 1076-1110 (То же//Изв. по Казанской епархии. 1870. 3. С. 71-77; 5. С. 133-141; 6. С. 163-174); он же. Иосиф, митр. Литовский, и воссоединение униатов с правосл. Церковью в 1839 г.//ЖМНП. 1869. Т. 94. Отд. 2. 5. С. 72-83; 8. С. 251-272; Т. 95. 9. С. 1-23; 10. С. 207-234 (отд. отт.: СПб., 1869); Геннади Г. Н. Краткие сведения о рус. писателях и ученых, умерших в 1868: [Иосиф Семашко]//РА. 1870. 11. Стб. 2023-2025; [Памяти покойного митр. Иосифа]//ПО. 1870. Март. С. 66-67; Морошкин М. Я., свящ. Воссоединение унии: Ист.

http://pravenc.ru/text/578547.html

437 Опись древних церквей города Мурома и древних предметов, в них находящихся. Рукопись XIXbeka. НА. МИХМ. 29. Л. 21–21об. 440 Реставрационный паспорт. КП. ВХНРЦ 3614/24. Живопись – Реставратор Бучило Е. И. Руководитель Дунаева Н. В. Оклад – Петров В. Е. 1993 г. 441 См. Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV–XXbb. М., 1983. С. 205. 2108–2110. С. 226. 2867. 442 Сухова О. А. Древности Муромского Троицкого монастыря//Уваровские чтения. – II. Муром, 21–23 апреля 1993 г. М., 1994. С. 141. 443 Руди Т. Р. Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста»//ТОДРЛ. Т. 51 (в печати). Выражаю сердечную благодарность Т. Р. Руди за предоставленную мне возможность до публикации ознакомиться с данной работой и за консультации, оказанные мне в процессе работы над статьей. 444 Брун Т. А. Муромская «Повесть о чудесах Виленского креста»//ТОДРЛ. Л., 1979. Т. 34. С. 326; Брун Т. А. О датировке «Повести о чудесах Виленского креста»//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 2. XVI – haчaлoXVIII веков. М., 1989. С. 210–211. 447 «Повесть о чудесах Виленского креста»//Рукописный сборник начала XIXb. МИХИ. Инв. М-2299. Л. 12. Здесь и далее цитаты из произведения приводятся по этому тексту с сохранением особенности орфографии подлинника. 452 См.: Читатели изданий Московской типографии в середине XVIIbeka//Публикации документов и исследование С. П. Лупова. Л., 1983. С. 19, 41, 51, 92, 93, 104. О том, что такая информация содержится в этом издании, я узнала из указанной статьи Т. Р. Руди. 453 Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея//Сборник Калужского художественного музея. Калуга. 1993. Выпуск 1. С. 96. 455 Травчетов Н. П. Материалы для истории Муромского Троицкого монастыря. Владимир, 1902. С. 18–19. 457 «Главная церковная и ризничная опись Муромского Троицкого девича монастыря» 1861 г. (записи по 1891 г.). ГАВО. Ф. 570. О. 1. Д. 31. Л. 12об. 458 «Опись древних вещей Муромского Троицкого женского монастыря» 1878 г. ГАВО. Ф. 570. О. 2. Д. 218. Л. 4об.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И яз его пожаловал, дал ему лготы на пять лет: и который поп учнет у него у той церкви пети, и не надобе тому попу в ту пять лет моя дань, ни данской корм, ни данския пошлины, ни сборное, ни Петровское, ни к старосте поповскому в ту пять лет с тяглыми попы не тянет, а десятинницы мои того попа не судят, а кому будет до того попа каково дело, и яз Макарей, Митрополит всеа Росии, сам его сужю. Такжее и десятинницы мои и их тиуни и довотчики у того попа в ту пять лет пошлин своих: взъезжего, ни явленые куницы, ни осеннего проезда, ни иных никоторых не емлют же, а заезщики мои у того попа заезда своего не емлют же. А как отойдет лгота пять лет, и томлу попу ся наша грамота явити у нас на Москве нашему казначею, и мы тогда, посмотря по приходу, и данью обложим. А нечто тот поп сие найме грамоты после тех урочных лет сие нашие грамоты у нас на Москве не явит, и нам велеть на том попе и на те урочные лета взяти дань... ся. А дана грамота на Москве, лета 7070 апреля в 22 день. Подлинник писан столбцем, на одном листе. В конце скрепа: Дьяк Никита Парфеньев (Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. СПб., 1857. T.I. С. 119–120). 63. Грамота Виленского бискупа Валериана и Виленского воеводы Н. Радзивила к Всероссийскому Митрополиту Макарию и др. (1562, октября 30) Великого государя Жигимонта Августа, Божьею милостью короля Полского и великого князя Литовского (полный титул), от панов рад его королевской милости великого князства Литовского, от князя Валерияна, з ласки Божьи бискупа Виленского, от Миколая Яновича Радивила, княжати на Олыце и Несвижу, воеводы Виленского, старосты Берестийского и Ковенского, великого государя Ивана Васильевича, Божьею милостию государя всеа Русии и великого князя (полньй титул), братье нашей, пресвященному архиепископу Митрополиту Московскому Макарию , а бояром, воеводе навышшему наместнику Володимерскому князю Ивану Дмитреевичю Белскому, а намеснику Тверскому Данилу Романовичю Юрьевича Захарьина и иншим бояром ближней раде государя вашего, братьи нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010