Икона Божией Матери «О Тебе радуется обрадованная вся тварь».   Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, «Богоматерь Остробрамская-Виленская» представляет собой вариант, тяготеющий к типу «Знамение», так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ( «се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» . Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу «Знамение». Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского. Икона Божией Матери «Радуйся Невесто неневестная».   Известная древняя русская икона «Богоматерь Боголюбская»  также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу «Одигитрия». В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Боголюбская икона Божией Матери.   Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу — акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение», известен этот иконографический вариант и под другим названием — «Умягчение злых сердец»  . Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

He без борьбы произошло это водворение православия в Вильне, и, к прискорбию, была борьба не только с чужими, но и с своими. Отсутствие единодушия и поддержки со стороны гражданской власти по отношению к духовной не могло не причинить вреда делу православия. Римско-католическое духовное начальство подняло голову. С каким фанатизмом относилось в то же время к православным латинское епархиальное управление видно из следующих случаев. Один ксендз не противился возвращению в православие совращенных в латинство некоторых своих прихожан и, кроме того, посетил высокопр. Иосифа, когда тот проезжал по Лидскому уезду. В наказание за это римско-католическое начальство низвело ксендза в викарные и перевело на худший приход. На его место назначен был ксендзом такой фанатик и нахал, что допустил собравшимся к нему на праздник соседним ксендзам остричь бороду и волосы у приехавшего к нему в гости старца, православного священника Гречихи. Ксендзы были озлоблены закрытием множества латинских монастырей 5 , введением, под влиянием Иосифа, новых, весьма не выгодных для них, сравнительно с прежними доходами, штатов, но еще более негодовали на Иосифа за перенесение в Вильну православного епархиального управления. Свою ненависть к православным ксендзы распространяли и среди народа. Для возбуждения народного фанатизма они воспользовались, почитаемою во всем Западном крае, Островоротною, или Остробрамскою, иконою Божией Матери. Между прочим они настойчиво распространяли слух среди собирающихся ежедневно на улице, пред иконой, многочисленных богомольцев о мнимом намерении Виленскаго православного епархиального управления взять эту икону в свое ведомство. Вледствие этого слуха богослужения перед иконой приняли явно возбуждающий характер в семидневный латинский праздник Покрова Пресвятой Девы Марии, 11–17 ноября. Каждый день, утром и вечером, собирались несметные толпы народа на улице против Остробрамской часовни, вблизи занятого недавно под духовное училище покармелитского монастырского здания и на месте разобранной губернатором каменной ограды. Сам епископ Цивинский служил в начале и в конце этой праздничной недели и служение его сопровождалось игрою особого оркестра и двусмысленными проповедями. Чтобы прекратить возникшее вследствие всего этого брожения в народе, Иосиф в письме к министру внутренних дел советовал перенести Остробрамскую икону в обширнейший в Вильне костел св. Иоанна на той же улице или, еще лучше, в ближайший Остробрамский костел в честь св. Терезии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Дело в том, что ремонт в Борисоглебсой церкви в конце XIX века проходил как раз под неусыпным наблюдением епископа Брестского Иосифа (Соколова) - второго викария Литовской епархии, чья резиденция располагалась именно в Гродно. Неслучайно, что на этой иконе помёщён образ его небесного покровителя. Вместе с иконой святителя Михаила, первого митрополита Киевского, она, очевидно, закрывала канонические оконные проёмы в алтаре. Теперь же их разместили в нишах - иконы сами по себе представляют исторический интерес дореволюционной Коложи. Очевидно, был в этом ряду ещё и третий образ, но он пока не найден. Приятные неожиданности на том не закончились. Спустя некоторое время пономарь храма Анатолий Колковский увидел выставленную на сайте одного из немецких антикварных аукционов Коложскую икону Божией Матери. По милости Божией образ удалось выкупить. Это оказался... единственный известный на сегодня исторический список чудотворной иконы, история которой прослеживается начиная с рубежа XVII-XVIII столетий. Чудотворный образ представлял собой копию Виленской иконы Одигитриии. " Говорят старые люди, что какой-то нищий всегда носил с собой по обету, этот образ Пресвятой Богородицы. С приближением смерти в видении ему было объявлено, чтобы он образ этот поместил в Коложской церкви, что и было им исполнено, и сам он изъявил желание быть погребённым возле этой церкви " . При эвакуации в 1915 году с Запада Российской империи в Москву вывезли две величайшие святыни белорусского народа: Жировичскую и Коложскую иконы Божией Матери. Но если Жировичскую в 1920-х годах удалось найти и тайком (в основном благодаря её скромным размерам) вернуть, то судьба оригинала Коложского образа до сих пор не ясна. На обороте приобретённой в Германии иконы было написано: " Написан образ в Лавре иконописной иеромонахом Григорием " . Как выяснилось при атрибуции святыни в ходе реставрации в Минске, куда она была отправлена, " изготовлена она была до революции " . Но почему икону для провинциального храма, пускай и очень почитаемую, заказали иконописцу одной из Лавр РПЦ? Ответ легко находится, если вспомнить о высочайшем визите в Гродно в 1914 году августейшей четы вместе с двумя старшими дочерями. А отреставрированный Коложский список 1 мая 2019 года торжественно был принесён в Борисоглебский храм.

http://sobory.ru/article/?object=03898

5 Здесь, как и в конце Слова, по обстоятельствам времени и местности, указывается на тех несчастных из поляков, которые сделались орудиями чуждого влияния против России. 6 Управление Литовской Епархии, равно Семинария и Духовные училища, до 1845 года, находились в местечке Жировицах, в 9 верстах от города Слонима и в 200 – от города Вильны, и там совершились все действия, приготовившие по Литовской Епархии воссоединение Униатов. Монастырь Жировицкий славится Чудотворной иконой Божией Матери. 12 Церковь эта каменная, небольшая, но изящной архитектуры, построена Князем Константином Острогским для Православных, после перешла к униатам и такому подверглась запустению, что со всех сторон была обстроена прилепленными к ней домиками и вовсе незаметна для проходящих возле неё. Только издали можно было видеть одну изящную её колокольню. 14 Не худо здесь напомнить, что Святые Мощи эти были свидетельствованы и поверены, назначенными нарочно от Святейшего Синода, Преосвященными Черниговским Лаврентием и Минским Анатолием в 1826 году, то есть 25 лет тому назад. 15 Кроме Мощей, у нас в Вильно самый Святодухов монастырь, где они почивают, есть древний памятник бывшего здесь Православия. Сверх того: есть древняя Николаевская церковь , построенная знаменитым Константином Острогским, есть останки древних церквей Пятницкой и Спасской, есть икона Остробрамской Божией Матери, есть древний Троицкий монастырь, а в нем еще древнейшая икона Божией Матери, привезенная в Вильно Еленой, дочерью Uoahha III . 17 При чтении этого слова необходимо иметь в виду время, когда оно было произнесено. Тогда никто не предвидел случившегося последствия, – да и вообще всё было непредвиденно в богопротивной войне магометан и их покровителей против России. По-видимому, всё это было в неисповедимых судьбах Всевышнего. 18 После переведения в Вильну Православного Епархиального Начальства, отдан был оному, для необходимых помещений, давно закрытый большой миссионерский монастырь. Но здание это потребовалось вскоре гражданскому ведомству; и затем, вместо него, предложены и переданы Духовному Православному ведомству, несколько лет тому назад: праздные здания бывшей Римско-католической Духовной Академии и Августинского монастыря с церковью сего последнего, которая ныне обновлена и освящена во имя Св. Апостола Андрея Первозванного. В первых из сих зданий, помещалась прежде Главная Семинария при Виленском Университете, в которой воспитывался – Его Высокопреосвященство – Митрополит Литовский Иосиф. (Прим. Издателя.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В Вильнюс доставлен список чудотворной иконы Божией Матери «Ченстоховская» 10 августа 2012 г. 17:10 10 августа 2012 года в Вильнюс прибыл список чудотворной иконы Божией Матери «Ченстоховская», который будет открыт для поклонения верующих в Пречистенском кафедральном соборе, а затем в Свято-Духовом монастыре литовской столицы до 11 августа. Образ начал свое путешествие во Владивостоке 9 мая и завершит его в конце декабря в Лиссабоне — такова программа развернутой международной акции в защиту традиционных семейных ценностей и жизни нерожденных детей «От океана до океана». Шествие со списком чудотворной иконы уже проследовало через Россию, Казахстан, Белоруссию, Украину, Латвию и 12 августа отправится в Польшу, где икона пробудет до 28 августа, затем в Чехию и другие европейские страны, а в 2013 году — в США. По преданию, Ченстоховская икона относится к образам Пресвятой Богородицы, написанным святым апостолом и евангелистом Лукой. Есть предположение, что в X веке этой иконой был благословлен брак греческой царевны Анны с князем Владимиром, а икона затем проследовала в Киев и Белз. В Белзском замке (Западная Украина) икона находилась в ведении православного греческого духовенства и просияла многими чудесами. Во второй половине XIV века, когда юго-западная Россия была покорена поляками, чудотворная икона досталась тогдашнему правителю Польского государства Владиславу, князю Опольскому. На территории Польши иконописный образ Богоматери также прославился чудесами. В 1377 году князь Владислав Опольский перевез чудотворную икону во Львов, а в 1382 году забрал ее в свое западное Виленское княжество. Древние хроники свидетельствуют, что жители Львова долго и безутешно оплакивали взятие у них святыни. Между тем Владислав поместил чудотворную икону в церкви на Ясной горе, близ Ченстоховы. Вскоре он приказал разобрать деревянную церквушку и на ее месте построил каменный храм и здания для монастыря. Храм на Ясной горе и стал той обителью для чудотворной иконы, где она находится поныне. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

14 мая 2016 г. - в день празднования в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» - Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе КБМ совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (А.Г. Могилёв), посещавший по приглашению митрополита КиТ Феофана (И.А. Ашуркова) г. Казань. На богослужении, в числе прочих, присутствовали: заместитель губернатора Костромской области А.В. Соколов, депутат ГС РТ И.Ш. Фардиев и депутат Костромской областной Думы Ф.Ф. За литургией была также вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине . В проходившем 14 мая 2017 г. в Крестовоздвиженском соборе КБМ богослужении принял участие клирик Русской Православной Церкви Заграницей - ключарь собора во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Нью-Йорке (США) протоиерей Андрей Соммер, сопровождавший ковчег с десницей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. На память о посещении г. Казани правящий архиерей благословил священника Казанской иконой Божией Матери и подарил ему книгу, посвящённую истории чудотворного образа. Протоиерей Андрей Соммер, в свою очередь, вручил митрополиту КиТ Феофану (И.А. Ашуркову) икону преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицей святых 20 мая 2017 г. в Крестовоздвиженском соборе КБМ прошло соборное архиерейское богослужение. Всенощное бдение возглавили управляющий делами Московской Патриархии (МП) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков) и председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московской духовной академии (МДА) и семинарии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Верейский Евгений (В.Г. Решетников). Архипастырям сослужили заместитель управляющего делами МП архимандрит Савва (С.А. Тутунов), наместник КБМ игумен Марк (М.И. Виленский), настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани игумен Пимен (С.А. Ивентьев), настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Набережные Челны протоиерей М.М. Гречко и насельники КБМ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

В новой епархии существовали православные храмы и даже монастыри, но главная часть населения исповедовала католическую веру. Архиепископ Тихон, как всегда, и здесь очень быстро завоевал уважение, авторитет и любовь. Вскоре после его назначения началась война, и его служение осложнилось многими новыми заботами. Ему пришлось думать о беженцах, эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранялась и чудотворная Жировицкая икона Божией Матери, впоследствии им возвращенная в Жировицкий монастырь. Бывал он и на фронте, даже был под обстрелом, за что был награжден одним из высоких орденов. В это время приходит очередь архиепископа Тихона присутствовать в Святейшем Синоде. Его деятельность расширяется, он много времени проводит в Москве, где его и застала Февральская революция 1917 года. После революции обер-прокурором Святейшего Синода был назначен В.Н.Львов. Он сместил с кафедр двух старших митрополитов Русской Церкви: митрополита Московского Макария (Невского) и митрополита Санкт-Петербургского Питирима (Окнова), затем вскоре распустил Синод, чтобы новый состав сделать для себя более удобным. В числе опальных оказался и архиепископ Виленский Тихон, бывший в это время членом Святейшего Синода. Желая привлечь к церковному управлению новых людей, В. Н. Львов организовал выборы на освободившиеся Московскую и Петербургскую кафедры, и еще в нескольких епархиях, которые возглавляли неприемлемые с точки зрения реформаторов епископы. Наступившая в это время невиданная в России свобода дала возможность свободных выборов на Московскую и Петербургскую кафедры. Действительно, в древности в Церкви епископов выбирал народ, но за многие века эта традиция была утрачена, и епископы стали получать назначение от власти. Вдруг ставшие возможными выборы на главные кафедры Русской Церкви были, конечно, небывалым событием и привлекали к себе общее внимание. И вот, в Москве епархиальный съезд московского духовенства и мирян стоит перед задачей выборов нового московского архиепископа или митрополита. Этим выборам предшествовала, конечно, молитва, совершавшаяся перед главной московской святыней – Владимирской иконой Божией Матери. Одним из претендентов на это место был всеми любимый замечательный церковный деятель Александр Дмитриевич Самарин, потомок известного славянофила. Интересно, что его кандидатуру предложили в кругу московской церковной интеллигенции будущий священник, а тогда философ, Сергей Николаевич Булгаков и замечательный церковный деятель Михаил Александрович Новоселов.

http://pravoslavie.ru/41953.html

Построили часовню, стала обустраиваться будущая святая обитель в память Девяти Кизических мучеников. А в 1686-м году в Казани тысячи людей вновь стали умирать от страшной эпидемии «горячки». Митрополит Казанский и Свияжский Адриан пообещал, что если Господь спасет город от морового поветрия, он построит под Казанью Кизическую обитель. На следующее утро эпидемия внезапно прекратилась. Деревянную церковь построили к лету 1688 года, а в 1691-м году Патриарх Адриан благословил основание Свято-Введенского Кизического мужского монастыря. Он любил эту обитель и отправил туда икону Девяти мучеников Кизических с частицами их святых мощей и две иконы Божией Матери – Кизическую и Виленскую. Каждый год икона Кизических мучеников приносилась в Казань вместе с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери. Молебен служили не только в храмах, но и во дворах и домах горожан, путь к которым устилали травой. Храм Святых Девяти мучеников Кизических – Жаль, что сейчас, при разгуле нового «вредоносного поветрия», повсеместно не проводятся крестные ходы с такими святынями, как чудотворная икона мучеников из Кизика. Оказывается, в Москве в усадьбе Орловых на Б. Никитской была домовая церковь во имя Девяти мучеников Кизических. Ее освятили в связи с эпидемией чумы 1771 года. Старший брат графа Владимира Орлова Григорий Орлов участвовал в организации борьбы с эпидемией. Стоило бы снять фильм о помощи святых мучеников при эпидемиях и показать по центральному телевидению! Жаль, что мы забываем такие яркие и поучительные страницы истории. – Думаю, что было бы интересно снять и истории наших современников, которые вымолили себе хорошую работу у главной святыни храма. На ней изображены девять жителей города Кизик. Это город в Малой Азии на берегу Средиземного (Мраморного) моря. В Кизике христианство начало распространяться еще во времена проповеди святых апостолов Андрея Первозванного и Павла. Среди мучеников есть воины, сельские жители, горожане, клирики. Если часто читать акафист, можно запомнить их необычные имена – Феогнид, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон, юный Антипатр и престарелый Руф.

http://pravoslavie.ru/139193.html

В столице Татарстана прошли торжества, посвященные празднику Казанской иконы Божией Матери 5 ноября 2016 г. 10:18 4 ноября 2016 года, в день празднования  Казанской  иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), в столице Татарстана Казани прошли торжества, посвященные этому образу, а также Дню народного единства. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил в этот день служение Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского кремля. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Уржумский и Омутнинский Леонид , настоятель Седмиезерной Богородицкой пустыни ( Казанская епархия ) архимандрит Герман (Кузьмин), секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, настоятель Иоанно-Предтеченского мужского монастыря города Казани архимандрит Нектарий (Демин), первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), благочинный I округа города Казани протоиерей Алексий Чубаков, наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), благочинные Казанской епархии, священнослужители епархий, входящих в состав Татарстанской митрополии . Из Богородицкого мужского монастыря специально на богослужение был доставлен почитаемый Казанский образ Пресвятой Девы Марии. Песнопения Литургии исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова. За богослужением молились игумения Свято-Успенского Зилантова монастыря Сергия (Лакатош), монашествующие, курсанты Казанского высшего командного танкового училища, представители молодежных организаций города Казани, сестры милосердия, воспитанники Казанской духовной семинарии, паломники из различных регионов России, многочисленные верующие. После чтения Евангельского зачала глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с проповедью. По завершении Литургии верующие с почитаемой Казанской иконой Божией Матери проследовали крестным ходом от Казанского кремля к месту обретения святого образа. Иконы на многотысячном шествии под колокольный звон градских храмов несли курсанты танкового училища. У стен Крестовоздвиженского собора Казанско-Богородицкого монастыря духовенством было отслужено молебное пение Пречистой Деве. Затем митрополит Феофан обратился к собравшимся со словом. Далее перед Казанским образом было совершено пение акафиста. Участники молитвенных торжеств смогли приложиться к почитаемому образу Пресвятой Богородицы. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4661586.ht...

Основан в 1693 г. Ежегодно 27 нояб. совершается крестный ход с Казанской иконой Божией Матери из кафедрального собора в мон. и обратно. При мон. образцовая школа женского духовного училища, мастерская для рукоделий, больница, странноприимный дом и свечной завод. Казанская епархия Мужские: Александро-Невский Чувашский , общ., в Козьмодемьянском у„ в 4 в. от с. Большого Сундыря. Учрежден в 1902 г. Воскресенский Новый Иерусалим , в 7 в. от г. Казани, при втором Кабаньем озере. Построен в 1722 г. Ныне загородный архиерейский дом. При нем школа. Зилантов Успенский , 2 кл., общ., близ г. Казани, на Зилантовой (с татарского – Змеиной) горе. Основан в 1552 г., по повелению царя Иоанна Васильевича, на месте погребения воинов, убитых при взятии Казани; в 1560 г., после разрушения в половодье, перенесен на нынешнее место. В нем находится древняя Смоленская икона Божией Матери – копия с иконы, бывшей в походах Иоанна Грозного. Ежегодно 2 окт. совершается из мон. крестный ход к храму – памятнику убитых воинов, построенному в 1823 г. на месте прежнего мон. Иоанно-Предтеченский , в г. Казани. Построен во второй полов. XVI в. архиеп. Германом (см. 6 нояб.), икона которого с частью его мощей находится в мон. В. Кизический Введенский , 3 кл., бл. г. Казани. Основан во второй полов. XVII в. По мнению некоторых, основателем мон. был иеродиакон Стефан (Сахаров), который, путешествовавши по св. местам и вынесши из Кизика части мощей св. Кизических девяти мучеников (см. 29 апр.), исходатайствовал у митр. казанского Адриана основание обители, предложив в состав средств для построения ее и наследственное достояние. Главнейшую святыню мон. составляют мощи свв. Кизических мучеников. Они находятся в киоте, вложены в кипарисную доску и залиты воско-мастикой; вверху же часть древа (красноватая) креста Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. Здесь же находятся: чудотворный Кизический образ Божией Матери (письмо иконы – древне-греческое, весьма художественное); Виленская икона Божией Матери – весьма чествуемая многими, как чудотворная; крест напрестольный большой, под коим вычеканена надпись об устроении его в 1690 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010