Продолжая воспоминания о начальных годах своего церковного служения, митрополит Иларион поблагодарил главу Виленско-Литовской епархии за оказанное ему в то время доверие, которое выразилось, в частности, в назначении настоятелем каунасского Благовещенского собора. «Вот уже более 20 лет Вы несете свое служение в Литве, и за эти годы стяжали любовь, уважение своей паствы и всего литовского общества», продолжил председатель ОВЦС, обращаясь к митрополиту Хризостому. В память о посещении монастыря митрополит Иларион вручил владыке Хризостому святую панагию, а в дар монастырской библиотеке оставил свою книгу «Православие», изданную Сретенским монастырем в 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В завершение иерарх призвал всех ревностно и неленостно продолжать свое служение Церкви. Напомнив слова митрополита Виленского и Литовского Хризостома о том, что православные христиане в этой стране живут в инославном окружении, среди людей, принадлежащих к другим христианским конфессиям, митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул: Нелегко нести на себе крест свидетельства о православной вере так, чтобы, неизменно сознавая истинность Православия, в то же время с уважением относиться к представителям других конфессий и убеждать их не просто громкими словами, но прежде всего образом жизни. Это требуется от монашествующих, которые должны быть светом мира (Мф. 5:14), это требуется от священнослужителей, это требуется от каждого христианина, ибо всех нас Господь призван на апостольское служение вне зависимости от того, на какое место в Церкви мы поставлены. Затем митрополиты Иларион и Хризостом вместе с братией монастыря подошли к месту упокоения архиепископа Виленского и Литовского Викторина (Беляева). Почившему архипастырю была возглашена «Вечная память». Братское общение двух иерархов продолжилось за трапезой в архиерейских покоях управляющего Виленско-Литовской епархией. В тот же день председатель ОВЦС посетил Пречистенский кафедральный собор и Свято-Николаевский храм Вильнюса, а также молился перед чудотворной Остробрамской иконой Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/1111167.ht...

Во время сугубой ектении возносились прошения о единстве Православной Церкви, о мире на Украинской земле и благодарственные прошения о здравии и долгоденствии Высокопреосвященнейшего митрополита Александра. По окончании Божественной литургии было совершено славление перед Якобштадтской иконой Пресвятой Богородицы и возглашены уставные многолетия. От лица Латвийской паствы владыку Александра поздравили епископ Даугавпилсский Александр и епископ Елгавский Иоанн. Преосвященные владыки преподнесли в дар владыке комплект из двух панагий и креста; от Даугавпилсско-Резекненской епархии епископ Александр преподнес дикирий и трикирий. Затем были зачитаны поздравительные адреса Президента Латвии Эгилса Левитса, председателя Сейма Латвийской Республики Инары Мурниеце, президента министров Латвийской Республики Артурса Кришьяниса Кариньша, а также Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Митрополит Таллинский Евгений поздравил владыку Александра и вручил Его Высокопреосвященству орден Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата священномученика Сергия Ракверского I степени. Митрополит Евгений передал приветственный поздравительный адрес Эстонской Православной Церкви и преподнес в дар комплект из двух панагий и креста, а также икону преподобного Феодора Санаксарского. От Виленско-Литовской епархии митрополита Александра поздравил митрополит Виленский Иннокентий, который преподнес Его Высокопреосвященству складень с изображением всех икон Пресвятой Богородицы, которые прославились на территории Литовского государства. Митрополит Пензенский Серафим подарил архипастырю панагию с иконой всех святителей Пензенских, среди которых изображен священномученик Иоанн, архиепископ Рижский, и двухтомник, посвященный святителю Иннокентию Пензенскому. В ответном слове митрополит Александр поблагодарил прибывших архипастырей, духовенство и всех верующих за теплые слова и поздравления. « " Не нам Господи, не нам, но имени Твоему " , — говорится в одном из псалмов. И действительно, лично я не достоин всех этих прекрасных подарков и теплых слов, которые звучали сегодня здесь, — сказал владыка Александр. — Я в первую очередь благодарен Господу Богу, Пречистой Владычице нашей Деве Богородице и священномученику Иоанну, архиепископу Рижскому и Латвийскому, ибо без их неизреченной, но явственно осязаемой помощи служение мое было бы невозможно и тщетно… Поэтому в эти праздничные дни прошу ваших святых молитв о мне грешном, а я же, в свою очередь, молюсь постоянно о всей своей латвийской пастве».

http://patriarchia.ru/db/text/5476617.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (48) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2020-10-26) Происхождение изображения: Загружено 2020-10-26, анонимно. Описание: Существует две Виленских Богоматери. Одна из них «Остробрамская» - ее считают частью композиции Благовещение. Вторая же – полноценная самостоятельная икона типа «Одигитрии» (путеводительницы). Одигитрию, среди многих, приписывают кисти евангелиста Луки. В любом случае, создана она была в Палестине, откуда попала в Константинополь, а после была передана на Русь, в Галицко-Волынское княжество. После падения Галицкого княжества Богоматерь попала в Москву. Однако есть и другая версия, согласно которой данный образ был привезен на Русь царевной Софьей, вышедшей замуж ха Ивана III. Этой иконой Иоанн III благословил свою дочь Елену, выходившую замуж за литовского князя Александра. С ней же икона была перенесена в столицу Литвы Вильну, где и получила свое название – Виленская. Икона долго находилась в руках католиков, многие цари пытались ее вернуть. Но удалось это лишь в 1839 году, когда монастырь, в котором находилась святыня, перешел в руки православных. В Первую в связи с угрозой оккупации все православные святыни благословили на вывоз. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь, но впоследствии икона исчезла, и судьба ее неизвестна. (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. Хромолитография А.В.Васильева. Москва, 1885 г.) Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Виленская " .

http://pravicon.com/image-35078

146 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй не пожелай (чужого), и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, и так любовь есть исполнение закона. 147 Что в этом месте посл. ап. Павла (ср. то же кратко Гал.5:14 ) πλρωμα νóμου не имеет смысла legi satisfacere, это видно, во-первых, из того, что в других местах у него идет речь о соблюдении заповедей, которое обозначается термином τρησις ντολν θεο ( 1Кор.7:19 ), во-вторых, из того, что любовь у него изображается в чертах христианстки-абсолютных. 244 Вступительная лекция в курс Истории философии, произнесенная 15 сентября 1907 г. студентам 2-го курса Московской духовной академии. 249 Первую, гносеологическую, точку зрения Паульсен разъясняет в специальной монографии в Vierteljahrschrift für wissenschaftliche Philosophie (B. I. 1877). Ueber d. principiellen Unterschiede d. erkenntnistheoretischer Ansichen, вторую, метафизическую, намечает попутно в своей известной книге о Канте (Иммануил Кант, его жизнь и учение, перев Лосского, 2-е изд., Спб. 1905, стр. 7–9) 250 См. замечательную диссертацию проф. М. А. Остроумова. История философии в отношении к откровению, Харьков, 1886, стр. 68 след. 251 См. двухтомное исследование Renouvier: Esquisse d’une classification systématique des doctrines philosophiques. Paris Tt. I–II, 1885–1886. 252 Специально в предисловии к курсу Истории философии и – попутно – в книге L’avenir de la Méthaphysique (pp. 133–5). 254 Ср. у Heinrich’a Gomperz’a, Die Lebensauffassung der griechischen Philosophen, 1904, 1-te Vorlesung. – Книга Гомперца представляет интересную попытку осветить историю греческой философии с точки зрения возрастания идеала нравственной свободы. 257 Бывшего Директора Канцелярии Обер-Прокурора св. Синода, потом Попечитель Виленского Учебного Округа. 259 В 11 письме (стр. 12 книги «Письма м.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

687 Зап. на кн. Быт. изд. 2–3, стр. 29–30; изд. 4, стр. 18. В 1-м издании последние слова читаются так: «но в особенности Моисей упоминает о китах – tanninim. Под сим именем заключаются вообще животные великие, и посему особенно примечательные» (стр. 29). Если бы автор Записок считал «все бытописание Моисея» за «приспособление древнейшей мифологии к обычаям евреев», то чего бы он не мог насказать в объяснение имени: танниним, с которым у евреев, как известно, соединялись самые баснословные представления. Так уже в 3 кн. Ездры VI, 49 и дал., в виду Быm. I, 21 , читается: Ты сохранил двух животных, одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь и когда хочет. Срав. таргуму Псевдо-Ионафана на Быm. I, 21 : «и сотворил Господь китов великих, Левиафана и его самку, которые приготовлены на день утешения» (см. в нашем исследовании: «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 146). Срав. также апокрифическую книгу Еноха гл. 60, 7 и дал. и Bereschith rabba на Быm. I, 21 , стр. 40, столбец 2-й, изд. Виленского 1878 года. А между тем автор «Записок» ограничился в настоящем случае краткими, но точными словами: «змеев и рыб великих». Срав. перевод Мандельштама «змеев больших», тогда как у Вадима: «чудовищ больших»; у Макария Глухарева: «большия морския чудовища», как и издании Росс. Библ. Общества; в Синодском издании 1868 и дал.: «рыб больших». Срав. перевод Скорины: «киты великие» (Вульг. сете grandia). Срав. изображение Левиафана и Бегемота в кн. Иова, 40, 10–41, 1–26; 3,8 и др. 688 Вот почему Филарет перевел еврейское: bezalmenn chidmutenu не: в образе нашем по подобию нашему, как по-видимому требовалось бы перевести буквальнго и как переведено у Вадима, хотя и с ущербом не только в ясности, но и в смысле (срав. также перевод Мандельштама), но: по образу нашему и по подобию нашему… по образу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Веруйте, возлюбленные, что Господь «не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ) и «как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь« ( Евр.2:18 ), – «только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраните до конца» (см.: Евр.3:6 ) и «не ожесточите сердец ваших в день искушения« ( Евр.3:8 ). В этом «увещавайте друг друга и назидайте один другого... Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Не воздавайте «злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем« ( 1Фес. 5:11, 14–15 ). «Терпением и утешением из Писаний» сохраняйте «надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса« ( Рим.15:4–5 ), и «братство любить» (см.: 1Петр.2:17 ), как заповедовали нам апостолы. «Стойте в вере« ( 1Кор.16:13 ) на недвижимом камени Православия, по заветам святоотеческим, и легко для вас будет бремя испытания вашего, и будет «надежда наша о вас тверда» ( 2Кор.1:7 ). Чада мои. Ведомо вам, что не впервые Литовскую Церковь постигает испытание веры под чужеземной властью и проповедью «иного упования». Но, верные заповедям Христа Спасителя, заве- там апостольским и наставлениям святых отцов и учителей Церкви Православной, предки ваши «во всеоружии Божием» смогли «противостать всем козням вражиим« (см.: Еф.6:11 ) и сохранили вам в драгоценное наследие веру святую. В крепком стоянии за истину Православия как святыню народа русского они не щадили своей жизни и сияют ныне немеркнущими и путеводными для вас звездами исповедников и мучеников – на небе Церкви Литовской. Во дни испытания вашего «горе имейте сердца», возведите духовные взоры ваши к этому небу, и вы узрите путь ко спасению: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поминайте святых мучеников, первенцев Антония, Иоанна и Евстафия. Воодушевляемые их святым примером, предки ваши оставили вам в святое наследие и крепости веры, под кров и во ограде коих вы можете укрыться в дни испытания и найти надежные средства обороны от козней диавольских: это братства Церкви Литовской – древнее виленское Свято-Духовское и позднейшие ковенское Свято-Николаевское, гродненское Софийское и иные западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Люди шли для того, чтобы почтить тех, кто за Христа переносил тяжкие, несказанные страдания; тех, которые испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:36–38 ). Это те, кто прошел путь, указанный Господом Иисусом: тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь вечную ( Мф. 7:14 ); тот путь, о котором Он говорил: В мире скорбны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир ( Ин. 16:33 ). К великому сонму древних мучеников Христовых приложились святые имена двенадцати мучеников российских, среди которых особенно ярко сияют перед Богом св. Михаил, князь Черниговский и его боярин Феодор и Роман, князь Рязанский, замученный в Золотой Орде за отказ переменить веру христианскую на веру мусульманскую, а также три мученика Виленских: Антоний, Иоанн, Евстафий. Не могу умолчать о такой яркой черте русского благочестия, как подвиг юродства, явленный великими людьми, которые взяли на себя этот тягчайший из всех крестов. Двенадцать великих имен юродивых находим мы в святцах Церкви Российской, только два-три имени в Православной Церкви Греческой, и ни одного в церкви римско-католической. Великой прозорливостью и чудесами Сам Бог засвидетельствовал святость юродивых, и весь православный русский народ глубоко чтит страдальцев и чудотворцев, добровольных мучеников, блаженных Василия и Максима Московских, Прокопия Устюжского и остальных. Трудно нам, нынешним христианам, стоять и держаться против буйных ветров безбожия, но нас укрепляет Всемилостивый Господь памятью о жизни и подвигах множества наших святых предков, увещевает и святой апостол Павел, говоря: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13:7 ). Воздадим же от всего сердца славу и честь, хвалу и благодарение в Троице славимому Богу нашему, излившему на землю Русскую Свой истинный свет, которого не может угасить никакая тьма. Ведь перед нами – огромное сверкающее облако свидетелей о Господе Иисусе. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную Престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр. 12:1–3 ) и пойти вслед за Христом. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

О, какая досада, что не записали мы тех разговоров, которые вели с ними в присутствии вашей милости у меня на обеде около года назад! Потому что тогда мы спокойно возражали им при помощи Священного Писания на их новые измышления, то есть: их мнение о происхождении Святого Духа; их различные переводы Библии ; летосчисление от сотворения мира; и в-четвертых, о верховенстве их папы – чем они теперь устрашают правоверных. И еще раз прошу вас, пусть наши не ходят часто на их проповеди без кого-либо опытного из наших и пусть не пускаются с ними в споры, нарушая заповедь самого Господа, который сказал ангелу Фиатирской церкви устами Иоанна Богослова следующее: «Вам же и прочим находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас много бремени; только то, что имеете, держите, пока приду». А если Богу будет угодно, то мы к вам поспешим вместе с тремя достойными свидетелями: с Дионисием Ареопагитом , с Иоанном Златоустом и с Иоанном Дамаскиным , а также с другими святыми прежними учителями, которые явно обличают их новоизмышленное богословие, содержащее выдумки о происхождении Святого Духа. Об этом более, чем о других их раскольнических вещах, трудно спорить с ними по причине их упрямства. Если вашей милости это посланьице покажется важным, то прочти его в доме пана Зарецкого, а также всем виленским жителям, хранящим правоверие. А меня, многогрешного, в любви своей и в молитвах перед Богом не забывай. Аминь. ЛИСТЪ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ДА КОЗМЫ МАМОНИЧА Господину и брату моему милому, пану Кузм, обычное и доброхотное поздравление, со женою и с чады, и со всемъ домом твоимъ. Слышах от немалых людей зацных, также, яко и от вашей милости, и от пана Петра, а одномъ езуите, иже много отрыгал ядовитыми слогнями на святую непорочную вру нашу, нарицающе нас схизматиками. А сами будуще совершенные схизматицы, напившеся от мутных источников, истекающих от новомудренных ихъ папъ, преступников явственных и соперников святых вселенских великих седми синодов, 1107 кои были удержаны не тылько восточных наших церквей епископами, но и заподными их самыми святыми папежи древними.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание мощей имеет и литургическое значение, в церкви во время службы присутствуют и живые люди, и небожители. Святые, чьи мощи покоятся в храме, принимают участие в общих молитвах, предстательствуют пред Богом за молящихся. Не в каждом храме есть гробницы святых, но во всех престол покрыт антиминсом с частицей святых мощей, без которого невозможно совершение таинства Евхаристии – соединения с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов. Уже в 787 году VII Вселенский Собор определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен». Мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, изгоняют демонов. Сам Господь Бог одних из них при жизни, других после кончины удостоил дара чудотворений, которым обладал Сам. Илия сокрыт был вихрем, – и Елисей исполнился духом его и во дни свои не трепетал пред князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его ( Сир. 48:12 – 15 ). С древнейших времен установился культ святых мощей, и тогда же появились противники их почитания. Среди них еретик Порфирий, язычник Сардиан, римский император Юлиан Отступник. Бывали в прошлом и попытки поругания и даже истребления останков Божиих угодников. Так, по слову летописца Феофана, в 792 году мусульманский воевода Хумейд, прибыв в ликейский город Миры, восхотел разломать священную гробницу святого чудотворца Николая, но по ошибке уничтожил другую, стоявшую поблизости. Наказан же он за попытку святотатства был бурей на море, от которой богоборный Хумейд едва спасся, недосчитавшись нескольких своих судов. Совершенное истребление чудотворных мощей находится вне досягаемости врагов христианства, хотя напакостить они могут немало, что и случилось в России в двадцатом от Рождества Христова столетии. 21 октября 1917 года можно назвать первым днем поругания в нашем Отечестве святых мощей, дотоле совершавшееся, как полагают историки, разве что при татарском нашествии. В Успенском соборе Московского Кремля двое пьяных солдат накинулись на раку с мощами святого патриарха Ермогена, срывая с нее покровы. Когда святотатцев оттащили, они, зло бранясь, стали доказывать, что нынче свобода и каждому можно делать, что угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О получении и о рассылке означенных медалей имеет консистория мне донести. Святейшему Правительствующему Синоду, от 30 июня за 949, с ведомостью о церковных причтах, определённых по девяти уездным городам Виленской губернии Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 14 августа прошлого 1840 года, объявлено мне Высочайше утверждённое положение Святейшего Синода об учреждении церковных причтов в уездных городах Виленской губернии и предписано заместить сии причты достойными священно и церковнослужителями, и об окончательном замещении донести Святейшему Синоду. По отдалённости означенных городов от прочих церквей Литовской епархии, по необходимости заместить причты Виленской губернии лучшим духовенством, по скудости управляемой мною епархии в хороших церковнослужителях, замещение означенных выше 9 причтов не могло вскоре совершиться, но происходило постепенно. Ныне, с Божией помощью, все священнические, диаконские, дьячковские и пономарские должности по тем причтам замещены соответственными своему назначению лицами, по Высочайше утверждённому штату, и только не определены просфирни в гг. Тельши и Поневеж. Донося о сём Святейшему Синоду, долгом поставляю представить при сём именную ведомость священно и церковнослужителям, а также просфирням, определённым в помянутые выше 9 причтов, с показанием времени определения каждого. Святейшему Правительствующему Синоду, от 30 июня за 950, с просьбою о возврате 500 р. сер., выданных в пособие десяти причётникам, определённым в уездные города Виленской губернии При рапорте моём, от нынешнего числа за 949, имел я честь представить Святейшему Синоду ведомость священно и церковнослужителям, определённым в уездные города Виленской губернии. В числе упомянутых в той ведомости церковнослужителей большая половина отправлены к нынешним местам из губерний Минской, Гродненской и даже Волынской, именно: 1) дьячек Иван Проневский, 2) дьячек Павел Сухецкий, 3) пономарь Илья Говорский, 4) пономарь Осип Подгайский, 5) пономарь Инуарий Андржеевский, 6) пономарь Викентий Кончевский, 7) дьячек Софроний Пигулевский, 8) пономарь Пётр Дашкевич, 9) дьячок Григорий Смородский; 10) пономарь Осип Нет. Все сии церковнослужители, по отдалённости местожительства и бедному состоянию, не могли отправиться к назначенным местам и обзавестись там собственными средствами. Как же указом Святейшего Синода, от 29 марта сего года за 3228, для церковнослужителей, определяемых в уездные города Виленской губернии из других губерний, предназначено единовременное пособие каждому в 50 руб. сер. на проезд и обзаведение: то, по моему распоряжению, упомянутым 10 церковнослужителям выдано консисторией Литовскою по 50 руб. сер. каждому, и нужные для сего деньги, всего 500 руб. сер., заимствованы консисторией из суммы, отпущенной по распоряжению Святейшего Синода на удовлетворение жалованьем церковных причтов по уездным городам Виленской губернии, не израсходованной ещё по неполному до сего времени комплекту тех причтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010