Свод основного объёма занимают четыре большие композиции: «Коронование Богоматери» (восток), «Покров» (север), «Взятие Богоматери на небо» (запад), «Успение» (юг). Росписи свода и верхней части стен выполнены в укрупнённом масштабе, фигуры выглядят монументальнее. Росписи на северной и южной стенах расположены в трёх ярусах. В центре верхних частей стен в круглых медальонах написаны изображения святителей Василия Рязанского (на северной) и Иоанна Златоуста (на южной). Под ними помещены фигурные филёнки, заполненные растительным орнаментом, с равноконечными крестами между ними. В двух основных ярусах размещены по две большие композиции. В нижнем ряду они заключены в прямоугольные рамы, в верхнем – в рамы с полукруглым завершением. Второй ярус занимают сюжеты «Благовещение», «Введение во храм» (северная стена), «Рождество Богородицы» и «Сретение» (южная). Соответственно в нижнем написаны композиции: «Прославление Казанской иконы», «Список иконы подносят царю Ивану Грозному», «Чудеса от Казанской иконы», «Обретение Казанской иконы». Иконография отличается попытками исторически достоверно изобразить костюмы, детали интерьера и утварь 16 в. На западной стене над аркой представлен многофигурная композиция «Прибытие Божией Матери на Афон», вписанная в полукруг. На внутренней поверхности широкой арки из четверика в трапезную, расположено четыре сюжета, а в центре в рост написана фигура Богоматери с Христом-младенцем на руках, стоящая на полумесяце. Данная иконография (Мадонна Апокалипсиса), восходит к западноевропейским образцам и имеет сходство с иконой «Богоматери Виленской». На северном склоне арки изображены композиции «Явление Христа святой Евгении» и «Бегство в Египет» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда), на южном им соответствуют – «Евгения поучает жен о девстве» и «Встреча Марии и Елизаветы». В трапезной до настоящего времени дошла орнаментальная гризайльная монументальная живопись и лепные розетки, к которым крепились паникадила. В храме находилось три не сохранившихся ныне иконостаса, выполненных в 1870 г.

http://sobory.ru/article/?object=11722

Икона Виленская-Остробрамская Время явления сей иконы неизвестно. Находится она в Вильне, над городскими воротами, называемыми Острой Брамой, отчего так названа и сама икона. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к сей чудотворной иконе. Икона, называемая Милостивой О сей иконе см. под 12 ноября. Икона, именуемая Байбузской Она находится в Киево-Печерской лавре. Прославилась сия икона в 1832 году в селе Байбузе Черкасского уезда. Оттуда перенесена в лавру. Икона, именуемая Блаженное чрево, или Барловская О сей иконе известно только то, что явление её последовало в 1392 году. Она находится в московском Благовещенском соборе. Сей иконе празднуется ещё 6 октября. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, из которых одним празднуется не в одни и те же числа месяцев, а празднование других не вполне известно Икона, именуемая Ахренская-Шахматица Она явилась в 1491 году, 17 октября преподобному Косьме, игумену Ах ренскому, на реке Валусе, в 15 вёрстах от Юрьева-Польского. Косьма тогда ещё не был иноком и шёл со своим господином во Владимир. От иконы был ему голос, повелевавший идти в иноки и построить монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он так и сделал. Явленную икону поставил в монастырь, и от неё стали происходить чудотворения. Балыкинская икона Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в 1711 году. Икона – малороссийского письма и отличается некоторыми особенностями пред прочими иконами Божией Матери. На месте явления празднуется ей в Субботу акафиста. Молитва пред иконой, именуемой «Балыкинская» Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея иконы многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненной верой во Твой всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аше бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Древнюю святыню Вильны составляет икона Божией Матери, известная под именем Остробрамской или Островоротной. О происхождении ее существуют два мнения: по одному она принесена в Вильну в. к. Ольгердом из Херсонеса, после победы его над татарами и вторжения в Крым, и подарена монахам троицкого монастыря; по другому она считается чудесно явившеюся на виленских городских воротах 14 апр. 1341 года. Православные построили при ней над воротами небольшую деревянную часовню, а внизу, вблизи ворот, небольшую деревянную церковь св. Петра. В начала XVII века вице-канцлер великого княжества Литовского, Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи, построили при остробрамской часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. С этих пор они завладели часовней и остробрамской иконой. (Подробная история Остробрамской иконы изложена И. Козловским в Вестнике Зап. России 1867 г., стр. 99–125.) 217 2. В Троках, столице Кейстута и Витовта, и потом главном городе Трокского воеводства, 218 были православные церкви Рождества Христова и Рождества пресвятой Богородицы, и монастырь, основанные великим князем литовским Витовтом. Две эти церкви с монастырем составляли, так называемую, Трокскую архимандрию. Монастырь принадлежал к числу королевских бенефиций и находился вне власти митрополита. Опекунами монастыря назначались иногда светские лица. Но часто не было в нем ни архимандрита, ни монахов, вследствие чего монастырь только в первое время после своего основания и был в цветущем состоянии. 219 В конце XVI в. (1585 г.) в Троках, кроме монастыря, существовали церкви Св. Николая и Воскресения Господня. 220 Другой значительный город Трокского воеводства – Гродно, один из древних русских городов, в начале XIII в. опустошен татарами, потом подпал под власть литовских князей; до 1413 г. был столицей княжества, а с образованием на Литве воеводств присоединен к Трокскому воеводству и был в нем лучшим городом. При Казимире Ягеллоне он принадлежал к значительным городам Литовского княжества, но цветущего состояния достиг при Баторие, который жил в нем по долгу и даровал городу разные преимущества и льготы. И впоследствии, несмотря на частые опустошения беспрерывными войнами, он сохранил свое значение лучшего города Литвы до конца польского владычества, чему особенно способствовали собиравшиеся в нем генеральные сеймы. 221

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Священномученик Евфимий был епископом Сардийским. Жил в конце VIII и в начале IX века. Присутствовал на 7-м Вселенском Соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Фракии), на Черном море. Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина , и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался, будучи 75-ти лет. Жил в IX веке. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи. Преподобный Константин жил в VIII веке. Происходил из евреев. Когда целовал он крест, во время крещеная, и положил его себе на голову, то от этого отпечатлелся на голове знак креста, который так и оставался во всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти. Икона Богородицы «Трех Радостей» находится в Москве, в Троицкой, на Грязях, церкви. На ней вместе с Младенцем Иисусом изображен младенец Иоанн Креститель. Называется иконой «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская, Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остро-Брамой. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Барловская, или «Блаженное чрево» явилась в 1392 году. Находится в Москве, в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от горы Киккос, находящейся на острове Кипре. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читать под 12 нояб. О Максимовской иконе Богородицы читать под 18 апр. 27-е число О св. апостоле, первомученике и архидиаконе Стефане читать под 2 авг. О препод. исповеднике Феодоре начертанном читать 22 сент. Св. Феодор был архиепископом в Константинополе в VII столетии. Здесь он и родился. До принятая святительского сана был пресвитером и сосудохранителем Великой (т. е. кафедральной) церкви. Скончался около 690 года. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   В Москве на приходских собраниях больше всего голосов отдали за А. Д. Самарина, в прошлом обер-прокурора Синода, осмелившегося в свое время противостать влиянию Распутина. Избрание в епископы мирянина было делом в России неведомым, хотя оно и не чуждо практике древней Церкви. Но последнее голосование в храме перед Владимирской иконой Божией Матери дало перевес Виленскому архиепископу святителю Тихону, которому вскоре выпала крестная тяжесть первосвятительского служения. 29 июня архиепископ Тихон был возведен Святейшим Синодом на Московскую кафедру.    В июне в Москве открылся Всероссийский съезд духовенства и мирян, на котором единственным участником из архиереев был епископ Уфимский Андрей. Съезд отразил переломный момент в смене настроений церковной общественности: здесь много было сказано о необходимости радикальных перемен в Церкви, которые бы соответствовали духу времени, о демократизации церковного управления, о нововведениях в богослужении. Делегаты поддержали либеральное направление новой редакции «Всероссийского церковно-общественного вестника», а депутаты от юго-западных епархий внесли на рассмотрение съезда декларацию с требованием автокефалии Украинской Церкви. В то же время в речах выступавших звучала тревога о положении Церкви при новой власти. Несмотря на свой либерализм, московский съезд решительно высказался против замысла Временного правительства отнять у Православной Церкви приходские школы. Но главной темой съезда был Всероссийский церковный Собор, скорейшего созыва которого ждала вся Церковь, ждала уже более двухсот лет, и исполниться этим чаяниям Господь судил в лихолетье смуты. апреля при Святейшем Синоде был образован Предсоборный Совет, в котором работали 62 члена — священники, ученые богословы из мирян, известные церковно-общественные деятели. Входил в Совет и обер-прокурор Львов. Первое заседание состоялось 13 июня в Петрограде. В Совете было образовано 10 тематических отделов; во главе каждого стоял архиерей.    При обсуждении программы предстоящего Собора в Совете использовались материалы Предсоборного Присутствия 1905—1906 гг. и Предсоборного Совещания 1912—1914 гг. Острые споры вспыхнули по вопросу о высшем церковном управлении. Профессора Петроградской Духовной Академии, преобладавшие в Совете, настояли на том, чтобы предложение о восстановлении патриаршества было отвергнуто. Законопроект, разработанный Предсоборным Советом, предполагал сохранение синодальной системы. Горячо обсуждалось участие мирян в ведении церковных дел. Профессор Петроградской Академии А. А. Папков отстаивал самые широкие права прихода, ему спокойно возражал Н. И. Лазаревский, что «бесконтрольное хозяйничанье мирян может привести к самым неожиданным постановлениям, а если они постановят продать Казанский собор на увеселительные заведения, тогда что делать?».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Поммер Янис Андреевич; 6.01.1876, хутор Илзессала Венденского у. Лифляндской губ.- 12.10. 1934, Рига), сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архиеп. Рижский и всея Латвии. Из бедной семьи православных латышских крестьян. В детстве пас овец. Обучался грамоте у отца. В 9 лет поступил в 2-классную школу Мин-ва народного просвещения. По совету приходского священника выбрал дальнейшее духовное образование. В авг. 1887 г. успешно выдержал вступительные экзамены в Рижское ДУ. В 1891 г. зачислен казенным стипендиатом в Рижскую ДС, к-рую окончил в 1897 г. с дипломом 1-й степени. Преподавал в церковноприходской школе в Ляудоне, в нач. 1899 г. переведен псаломщиком к храму в Либаве (ныне Лиепая), одновременно преподавал в местной церковноприходской школе. В 1900 г. поступил в КДА. Во время учебы в академии 13 сент. 1903 г. по совету и благословению прав. Иоанна Кронштадтского принял монашество с именем Иоанн. 23 сент. рукоположен во диакона, 13 июня 1904 г.- во иерея. В 1904 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. В том же году назначен преподавателем Свящ. Писания в Черниговской ДС. 13 сент. 1906 г. переведен инспектором в Вологодскую ДС. 26 сент. 1907 г. возведен в сан архимандрита. С 1908 г. ректор Литовской ДС в Вильне (ныне Вильнюс) и настоятель виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря. Являлся председателем училищного совета и председателем издательского комитета Литовской епархии. Сщмч. Иоанн (Поммер), еп. Таганрогский. Фотография. 1917 г. Сщмч. Иоанн (Поммер), еп. Таганрогский. Фотография. 1917 г. Благодаря выдающимся интеллектуальным способностям, твердой воле и адм. таланту И. сумел в короткий срок поднять уровень образования в семинарии и организовать работу в монастыре. Он пользовался любовью верующих, понимал их нужды, оказывал покровительство и защиту. И. организовал многотысячные крестные ходы по сельским приходам с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия».

http://pravenc.ru/text/469171.html

Кроме богослужения, в «пустыньке» устраивались гуляние и ярмарка. Ныне прямая дорога от Леохново в Рублево заросла и стала непроходимой. Во вторую пятницу после праздника первоверховных апостолов Петра и Павла бывает празднество в память обретения и перенесения мощей преподобного из Новгорода в устроенный им монастырь. В этот день бывал крестный ход из семи соседних церквей. Хоругви, чтимые иконы и другие местные святыни, принесенные сюда на праздник, вместе с неуместившимися в храме верующими располагались кольцом вокруг храма, вынося за ее стены ликование праздничной службы. На памяти верующих и крестный ход из Старой Руссы с чудотворной Старорусской иконой Божией Матери. Несли икону на специально устроенных носилках сто человек. У церковной ограды устраивалась ярмарка, лавки выезжали из Старой Руссы, среди прочих были и шелковые ряды. Одних лошадей стояло более тысячи. Многолюдными были и другие большие церковные праздники. Старожилы вспоминают, что перед церковью летом и трава не росла, вбитая в землю ногами богомольцев. В церкви стояли тихо и благочинно рядами по 4–5 человек от солеи до притвора: справа мужчины, слева женщины. Служба бывала очень благолепна, было два хора. Перед закрытием церкви в 1938 г. одним, Виленским, хором управлял Глеб Гараничев, а другим, Гостежским, Параскева – дочь музыканта Павла Никифорова. 70 Память преподобного отца нашего Антония празднуется Леохновской церковью 17/30 октября, хотя по многим источникам, днем его преставления считается 14/27 сентября, в неделю 3-ю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня – перенесения мощей. 55 (А. А. Романова. С. 670) Леохновскому монастырю принадлежит Рублевская пустынь – место первоначальных подвигов преподобного Антония. Она находится примерно в четырех километрах от села Леохново вблизи деревни Рублево, в которой ныне сохранилось только два ветхих дома. В одной из гор, примыкающей к дороге, недалеко от входа в пустынь в 1859 г. открыта пещера, в которой, по преданию, жил преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1925 г. жил в Даниловой обители монах Петр (Драчев; впоследствии схиигумен Павел), постриженник Оптиной пустыни, насельник Иоанно-Предтеченского скита, куда был принят по благословению старца Варсонофия в 1910 г. После закрытия Данилова монастыря о. Петр был сослан на север, в Пинежский край. Там он встретил тяжело болевшего ссыльного оптинского иеромонаха Никона (Беляева), которого перевез на свою квартиру в деревню Валдокурье и за которым ухаживал до его кончины 8 июля 1931 г. Последние годы долгой и многотрудной жизни схиигумена Павла прошли в с. Черкасское Тульской обл., где он преставился ко Господу 29 марта 1981 г. в возрасте 93-х лет, оставив о себе память как об иноке оптинской школы, чей пример научал паству страху Божию, самоукорению и усердию в молитве. Носителем духовных традиций Оптиной пустыни был в Даниловом монастыре в 1920-х годах и архимандрит Георгий (Лавров). С отроческих лет он по благословению преподобного Амвросия жил в Оптиной, где принял монашеский постриг. Впоследствии о. Георгий был настоятелем Мещевского Георгиевского монастыря Калужской епархии. После революции его судили по ложному обвинению в хранении оружия и приговорили к расстрелу. Чудесным образом расстрел не состоялся и был заменен 5-летним заключением, которое о. Георгий отбывал в Таганской тюрьме. Здесь он обучился простейшим медицинским процедурам и часто исполнял должность санитара. Как милосердный самарянин, обмывал он гнойные язвы, перевязывал раны и каждого старался утешить бодрым словом или шуткой. Нередко в тюремной амбулатории он принимал приговоренных к смерти заключенных для врачевания не телесного, а духовного, совершая таинства Исповеди и Причащения. Митрополит Кирилл (Смирнов), соузник о. Георгия, прозорливо увидел в батюшке тот светильник, который должен стоять на свещнице, и благословил его на старчество. Среди заключенных в Таганской тюрьме архиереев был и настоятель Данилова монастыря архиепископ Феодор. Выйдя на свободу, он добился освобождения о. Георгия, взяв его на поруки в Данилов монастырь. Старец жил в помещении бывшей монастырской библиотеки в первом этаже храма святых отцов Семи Вселенских Соборов, напротив придела во имя праведных Захария и Елизаветы, где был прекрасный, белого мрамора, иконостас и где перед Виленской иконой Божией Матери горела неугасимая лампада. Здесь, в уютном полумраке и глубокой тишине, принимал о. Георгий скорбный московский люд. У него окормлялись в основном художники, актеры, врачи, инженеры. О. Георгий не был высокоученым человеком, но его простота вмещала в себе и мудрость, и крепкую волю, а главное, удивительную мягкость, терпимость, широту воззрений и безграничную любовь.

http://patriarchia.ru/db/text/5777577.ht...

Этот генерал, со своей стороны, внушал католическому духовенству, чтобы оно не отдавало монастыря. Ободряемая местным чиновничеством латино-польская партия употребила все меры к тому, чтобы, как бы выражая свой протест против перенесения в Вильну епархиального управления и семинарии, как можно сильнее фанатизировать народ. Для этой цели более всего пользовались известной святыней – Остробрамской иконой Божией Матери. Сам епископ Цивинский часто служил здесь, и служение его сопровождалось музыкой и двусмысленными проповедями. Признавая весь вред от такой политики католического духовенства для православных, Иосиф, для устранения подобного рода публичных служений, в письме своем к Протасову советовал перенести эту икону в Свентоянский костел, воспользовавшись тем удобным предлогом, что во время богослужения у Острых ворот становятся рогатки и прекращается всякое сообщение, тогда как здесь бывает самая усиленная езда. А для того, чтобы парализовать впечатление, производимое на народ публичным служением латинского духовенства, Иосиф разрешил ректору семинарии, при прогулках воспитанников чрез Острые ворота, пение пред иконою: «под Твою милость». Не менее шуму, чем дело о передаче Кармелитского монастыря, возбудило Леонпольское дело, в котором была ясно замешана латино-польская партия и находившаяся под ее влиянием местная администрация. В 1841 году крестьяне села Леонполя, Дисненского уезда, обратились в православие, а впоследствии, благодаря внушениям ксендзов и помещиков, снова совратились в латинство. После причисления сего уезда к Литовской епархии в 1844 г., преосвященный Иосиф возбудил дело о совращении 2000 прихожан. А между тем вместо ксендзов пострадали те лица, которые содействовали возвращению в православие этих прихожан и, между прочим, священник Юревич, который, будучи награжден за это содействие обращению скуфьею, по требованию гражданского начальства, Минским епархиальным начальством был сменен, тогда как дьячок, принадлежавший к католическому исповеданию, не был сменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Аксайская - описание В 1656 году, в царствование Алексея Михайловича, во время войны с Польшей, донские казаки находились в составе русской армии в городе Вильно, откуда привезли на Дон в город Черкасск чудотворную икону Богоматери ВИЛЕНСКУЮ «Одигитрия». В честь привезённой иконы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Её икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть её туда, откуда взяли. Долгое время требование не исполнялось. В 1661 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окружённые со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасёт их от гибели, то они исполнят Её волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью в Вильно. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся. Другая версия связывает происхождение Аксайской иконы «Одигитрия» с именем святителя Тихона, епископа Воронежского. Икона «Одигитрия» долгое время находилась в его святительской молельне, пока не была подарена в благословение священнику Троицкой церкви станицы Аксайской отцу Василию Петрову. После смерти отца Василия икона «Одигитрия» исчезла из его дома. Какая из двух версий происхождения Аксайской «Одигитрии» ближе к истине, сказать трудно: обе они на равных бытовали в народном предании. Явление иконы «Одигитрия» в станице Аксайской произошло в 1830 году. В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали в каждом почти доме, нигде не было спасения. В то же время некоторым жителям во сне стала являться Богоматерь с указанием пойти в один заброшенный дом, где взять находящуюся там икону «Одигитрия», которая и спасет всех от скорой и ужасной смерти. Прихожане обратились к священнику Тимофею Попову. Священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Вошли в комнату и там, за печью, под толстым слоем мусора, обрели драгоценное сокровище — икону Божией Матери «Одигитрия». Затем начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.

http://pravicon.com/info-217

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010