в свято явлення в Татарстану 22 липня 2018 р. 12:00 21 июля 2018 года, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), в столице Татарстана прошли церковные торжества, центром которых стал Благовещенский собор Казанского кремля. Божественную литургию в главном храме Казанской епархии возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан , митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен , епископ Волжский и Сернурский Феофан . Архипастырям сослужили секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря архимандрит Нектарий (Демин), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря игумен Пимен (Ивентьев), настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов), благочинные округов Казанской епархии, настоятели храмов столицы Татарстана. На богослужении присутствовали: заместитель министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов; заместитель руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан — руководитель Экспертного департамента Президента РТ Игорь Савельев; руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по РТ генерал-лейтенант Павел Николаев и другие официальные лица. Среди молившихся были настоятельница Успенского Зилантова женского монастыря игумения Сергия (Лакатош), монашествующие Казанской епархии, студенты КазДС, многочисленные верующие — прихожане казанских храмов и паломники из регионов России. В организации торжественных богослужений оказывали помощь представители местного казачества и православная молодежь. Песнопения Литургии исполнял архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова. По запричастном стихе проповедь произнес благочинный I Kaзahckoro округа протоиерей Алексий Чубаков. После отпуста начался многотысячный крестный ход с почитаемым древним списком Казанской иконы Божией Матери. Молитвенное шествие прошло от Благовещенского собора Казанского кремля к месту обретения чудотворного образа. По прибытии в Казанско-Богородицкий монастырь рядом с воссоздаваемым собором Казанской иконы Богородицы было совершено молебное пение Царице Небесной. Глава Татарстанской митрополии обратился к присутствующим с  архипастырским словом . В завершение торжеств насельники монастыря в священном сане совершили пение акафиста перед Казанской иконой Божией Матери. Верующие приложились к чудотворному списку Царицы Небесной. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5241672...

Трудности предстоявшего перенесения в Вильну епархиального управления и духовно-учебных заведений, организаторские способности преосвященного Иосифа, его такт и неутомимая ревность. Прибытие в Вильну Иосифа с православным духовенством 8 мая. Переименование собора в «кафедральный», освящение помещений для консистории и для архиепископа. Почему Иосиф удержал для епархии, консистории и семинарии название «Литовских»? Открытие временной домовой в архиерейском доме церкви и торжественное освящение обновленного Свято-Духова монастыря. Обозрение Могилевской, Минской и Полоцкой епархий и отчет, представленный Иосифом в Святейшей Синод. Распоряжения Иосифа в бытность в Жировицах. Торжественное открытие Литовской семинарии в Виленском Троицком монастыре 8 октября. Вредные последствия холодной встречи светскими властями переселившегося в Вильну епархиального управления. Борьба Иосифа по поводу незаконного оставления шести латинских ксендзов в здании духовного училища. Иосиф возвращает в православие совращенных леонпольцев; просит министра внутренних дел заменить неблагонадежный состав местного епархиального латинского управления новыми лицами, лично известными Иосифу. Кощунство ксендзов над православным священником. Ксендзы-фанатики волнуют народ слухом о намерении православного архиепископа отнять у католиков чудотворную Остробрамскую икону Божией Матери. Иосиф советует перенести эту икону в ближайший костел святой Терезы; предоставляет православным семинаристам петь молитву «Под твою милость» на улице перед той же иконой. Освящение Николаевской церкви 6 декабря. Распространенная в Европе сказка о семилетнем преследовании Иосифом униатских монахинь. Женские монастыри в Литовской епархии в 1840–1845 годах. Покушения на жизнь преосвященного Иосифа. Распоряжения Иосифа: о воспрещении вступать в брак дочерям священников, не знающим славянских молитв, об обращении в православие некоторых латинянок, жен священников, о показании в клировых ведомостях числа, присоединяемых к православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Как всегда, преосвященный Тихон действовал примирительно и много способствовал благополучному окончанию дела. Всего тяжелее оказалось положение архиепископа Тихона во дни революции, когда он был в Синоде, а в кресле К. П. Победоносцева и В. К. Саблера оказался неуравновешенный В. Н. Львов. Тотчас же с усердием, достойным лучшего применения, и с приемами жандарма старых времен, революционный обер-прокурор изгнал из Синода митрополитов Питирима и Макария, ставленников Распутина, но и остальным членам Синода нелегко было ладить с В. Н. Львовым. Затем весь состав Синода был сменен; был освобожден от присутствия в нем и преосвященный Тихон. Вскоре москвичам пришлось избирать себе архипастыря вместо уволенного на покой митрополита Макария. И вот на московскую кафедру был избран виленский архиепископ Тихон. Что повлияло на этот выбор, совершенно неожиданный и для самого преосвященного Тихона? Несомненно, рука Божия вела его к тому служению, какое он несет теперь для славы Церкви и спасения России. В Москве его мало знали. В Петроград приезжали особые уполномоченные от московских духовных и светских кругов, чтобы собрать сведения о достойных кандидатах; в собрании, особо для них устроенном, назвалось много имен, было названо и имя архиепископа Тихона, но определенно ни на ком ни остановились. На предварительных собраниях в Москве, перед выборами архипастыря, имя архиепископа Тихона также не выступало на первую очередь, больше голосов было за А. Д. Самарина, и только решительное голосование в храме, перед древней святыней Москвы Владимирской иконой Божией Матери, дало значительный перевес перед всеми архиепископу Тихону; он был торжественно провозглашен избранным и утвержден Святейшим Синодом. Возможно, что близость Ярославля к Москве имела здесь некоторое значение: ярославцы хорошо помнили архиепископа Тихона. Москва торжественно и радостно встретила своего первого избранника-архипастыря. Он скоро пришелся по душе москвичам – и светским, и духовным. Для всех у него находился ровный прием и ласковое слово, никому не отказывал он в совете, в помощи, в благословении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Митрополит Мисаил (1475—1480 гг.)    В преемники Григорию правительство провело Смоленского епископа Мисаила. Он был родом из русских князей Пестручей. С Москвой он дружил и в 1454 г., будучи уже на Смоленской кафедре, он посылался к великому князю Василию Васильевичу за чудотворной иконой Божией Матери — Смоленской. В Москву икона попала в 1404 г. Ее увез тогда Смоленский князь Юрий Святославич, восставший против Виттовта. Просьба, переданная через Мисаила была исполнена, и Смоленская икона была «отпущена из плена». Когда явился в Литву из Рима Григорий-Униат, епископ Мисаил был одним из тех архиереев русских, которые сначала не принимали его. Он писал об этом митрополиту Ионе в Москву и в ответ заслужил от Ионы похвалу в особом письме. Но... вскоре православные епископы сдали свою твердую позицию, приняли формально унию. Исправив свою кривизну стали православными. По смерти Григория в 1475 г., в. кн. Казимир IV, очевидно, под давлением Польши и Рима, целых два года не утверждал намечаемых в преемники Григорию новых возглавителей русской церкви. Наконец, его выбор состоялся. Формально избранным и представленным на благосклонное утверждение кандидатом на митрополичье место оказался старый Смоленский епископ Мисаил (Пеструч). Став после выбора нареченным митрополитом, Мисаил соблазнился на измену и должен был немедленно приступить к исполнению нового, теперь уже секретного плана введения унии. Из иерархии в заговор вовлечены были, кроме Мисаила, еще только два первоклассных архимандрита — обычно ближайшие кандидаты на епископство: Киево-Печерский архимандрит Иоанн и Виленский Свято-Троицкий Макарий. Остальные полтора десятка привлеченных к делу мирских особ принадлежали к православной знати, породнившейся с латинскими фамилиями. Пишется просьба о принятии в унию на имя папы Сикста IV. Документ этот печатно опубликован в Вильне почти полтораста лет спустя, когда Брестская Уния была уже введена. В очень пространном письме диссонируют две материи и два разных тона. С одной стороны слова неумеренно льстивой раболепно-покорной преданности папе и с другой — повторные жалобы на стеснения и обиды, которыми полна жизнь православных под польско-литовской короной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

мучител немилостива измтающи  начальства врнымъ наставнице цломудри персомъ наставнице цломудри   Зададимся вопросами: в связи с чем и когда прп. Сергий взял в келейное правило службу Акафиста? Наибольшее соответствие историческим реалиям имеет предположение о влиянии афонской традиции келейной молитвы. Усматривать связь с указанной традицией позволяет, во-первых, наличие афонской редакции акафиста в рукописях учеников прп. Сергия и, во-вторых, известие Жития о введении общежительного устава в обители Живоначальной Троицы по совету и благословению свт. Филофея, патриарха Константинопольского . Обратимся к решению второго вопроса: когда? Известно, что в параманном кресте-мощевике — подарке патр. Филофея прп. Сергию — вложены среди святых мощей мощи виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, прославление которых совершил в 1374 г. сам святейший патриарх Филофей . Исходя из свидетельства ряда исторических источников, патриаршее послание прп. Сергий получил тоже в 1374 г., вскоре (обычно событие относят к 1375 г.) состоялся и переход устройства Троицкой обители к общежительному уставу . Таким образом, если принять, что описанное в Житии явление Божией Матери относится к 1384 г.  либо было годом ранее , то акафистное пение в составе келейного правила прп. Сергий совершал к тому моменту уже около 10 лет, и это действительно соответствует выражению агиографа «Б бо ему обычай». Остаётся уточнить ещё вопрос о самой святогорской традиции: каковы примеры использования службы Акафиста в составе келейного правила и насколько известна была традиция за пределами Афона? Наиболее раннее свидетельство находим в повести о зографских мучениках, где описываются события, связанные с латинским вторжением на Афон после заключения имп. Muxauлoм VIII Палеологом Лионской унии с латинянами в 1274 г. Согласно патериковому сказанию , некий старец-отшельник, келья которого была недалеко от святой обители Зограф, имел правило ежедневно читать акафист перед келейной иконой Богоматери. Совершая пение в очередной раз, он получил от Пресвятой Богородицы откровение о приближении латинян и о предстоящем подвиге исповедания православной веры для монахов Зографа. Укреплённые принесённым через отшельника известием свыше иноки, отклонив униатские претензии пришельцев, были сожжены в башне, совершая свой подвиг с пением псалмов и акафиста Богородице. На пепелище была найдена в сохранности икона, перед которой получено откровение и которая почитается в Зографе с того времени под именем «Акафистная» . Очевидно, что в последней четверти XIII b. для акафистного пения могла использоваться лишь триодная редакция гимна. Весьма вероятно, что отражение этой древней традиции представляет собой сербский список акафиста в древней триодной редакции , который находится в Псалтири с дополнительными статьями из библиотеки Хиландарского монастыря на Афоне — это пергаменный кодекс, судя по всему, местного происхождения, писанный в 20 — 30-е гг. XIV в. .

http://bogoslov.ru/article/6175771

В соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть» — копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. Написана она масляными красками на кипарисовой доске. Внутри иконы вложены частицы святых мощей многих угодников Божиих и кусочки ваты, освященные на Гробе Господнем, на Гробе Богоматери, на Голгофе. Икона окроплена святой водой из реки Иордан. Образ Богородицы, согласно надписи, – «дар от некоторых беднейших русских Святогорских иноков-патриотов отцу-настоятелю церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в местечке Глубокое, Литовской епархии, Виленской губернии, Дисненского уезда, священнику Евфимию Диволовскому с причтом и приходом для сея церкви в неотъемлемое достояние, во благословение от святой Горы Афонской сему храму, прихожанам, богомольствующим в нем и благотворителям, селению и по всему округу православным жителям…» Из документов, собранных бывшим настоятелем собора в Глубоком, протоиереем Серафимом Гоголушко, известно, что образ принесен в июне 1911 года крестным ходом при участии многочисленного духовенства. В течение 3 суток богомольцы с иконой прошли 36 верст, останавливаясь по пути во всех населенных пунктах. В Глубоком икону встречало множество людей, в том числе и сестры Березвечского женского монастыря в честь Архистратига Божия Михаила. Несмотря на позднее время было совершено богослужениие с акафистом Божией Матери. Архиепископ Виленский и Литовский составил рапорт императору о торжестве, на что получил ответ: «Прочел с удовольствием. Николай». Глубокский образ Богородицы издавна известен своими чудотворениями. Интересен собор и своими подземельями. Несколько столетий его подвалы служили подземной усыпальницей для монахов, здесь же покоились и останки фундатора монастыря Иосифа Корсака. В 1831 г. кармелиты поддержали восстание против царского правительства, поэтому подземелье стало местом для хранения арсенала оружия, лечения раненых и укрытия для повстанцев. Во время второй мировой войны подземелья служили тюрьмой для узников “русской освободительной армии Родионова”, воевавших на стороне фашистов. После войны в подземельях располагалось хранилище консервного завода.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

По окончании Духовной академии (получив диплом с отличием и степень кандидата богословия) он направляется в Черниговскую духовную семинарию, где преподает Священное Писание . Начальство высоко оценило труды иеромонаха Иоанна. В 1906 году его назначают инспектором Вологодской духовной семинарии. В 1907 году архиепископом Вологодским иеромонах Иоанн возводится в сан архимандрита, а уже в следующем году назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Архимандрит Иоанн прилагает немало усилий, чтобы поднять искусство проповеди на самый высокий уровень. Он лично прослушивает проповеди своих воспитанников. Большое внимание уделяется им благолепию храма и монастыря. Архимандрит совершает также крестные ходы в сельские приходы с чудотворной иконой Божией Матери, в которых участвуют огромное количество молящихся. Истовые богослужения и проповеди глубоко проникают в души прихожан, в общении с которыми владыка удивительно прост. 11 марта 1912 года в Александро-Невской Лавре Собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан в епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского Михаила. Однако вскоре Иоанну Поммеру пришлось расстаться с Минском. Он совершает епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского Димитрия в 1913 году назначается в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913–1917). Затем он был епископом (позднее – архиепископом) ряда районов России, включая Саранск, Екатеринослав, Пензу, другие районы и города. Наступало время трагических потрясений Первой мировой войны и 1917 года. Беды и трудности того времени были только предвестниками тяжелых испытаний, обрушившихся на Православную Церковь . Пропаганда безбожия, потоки клеветы, прямые преследования священнослужителей использовались новой властью. С целью внести раскол внутри Православной Церкви архиепископом Владимиром (Путятой), лишенным сана за неподобающие деяния, в Пензе была организована «народная церковь », которая поддерживала революционные события в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

5 Здесь, как и в конце Слова, по обстоятельствам времени и местности, указывается на тех несчастных из поляков, которые сделались орудиями чуждого влияния противу России. 6 Управление Литовской Епархии, равно Семинария и Духовное Училища, до 1845 года, находились в местечке Жировицах, в 9 верстах от города Слонима и в 200 от города Вильны, и там совершились все действия, приготовившие по Литовской Епархии воссоединение униатов. Монастырь Жировицкий славится чудотворной иконой Божией Матери. 8 Пристроенными к ней со всех сторон домами. Примеч. автора. Теперь очищена от них и открыта. Прим. М.К. 14 Церковь эта каменная, небольшая, но изящной архитектуры, построена князем Константином Острогским для православных, после перешла к униатам и такому подверглась запустению, что со всех сторон обстроена прилепленными к ней домиками и вовсе незаметна для проходящих возле нее. Только издали можно видеть одну изящную ее колокольню. Прим. автора. Теперь она очищена от заслонивших ее домов и благолепно возобновлена. Прим. М.К. 17 Архиепископ Антоний (Зубко) родился в 1797 г.; с конца 1827 г. по 1884 г. был ректором Жировицкой (Виленской епархии) семинарии; рукоположен во епископа в 1834 г. и до 1840 г. был викарным Литовской епархии; с 1840 г. был минским епископом до 1848 г.; в этом же году в сане архиепископа удалился на покой и сначала жил в своем небольшом имении в Минской же губернии, а с 1865 г. в Пожайском монастыре (близ г. Ковны), где и скончался в 1884 г. В примечаниях к тексту «Воспоминаний» приведены некоторые пояснения. Для отличия примечаний самого автора они обозначаются так: примеч. М.К. 18 Автор, без сомнения, хотел схазать, что Русь в девятом веке начала слагаться в οднο государство. Как славяно-русские области и даже группы областей с торговыми городами, как Ладога, Смоленск, Киев, и областными князьями, Русь слагалась за много веков до призвания князя Рюрика в 862 г. Примеч. М.К. 19 Так рассказывается в Воскресенской летописи, именно, говорится, что «Литовские городы...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Сестра церковного старосты Прохора Андрущука Варвара, страдавшая болезнью глаз, узнавши о появлении иконы и о том, что многие люди несут туда свои жертвы, сняла ленту с головы, с ней отправилась к явленной иконе. Она просила Домникию Остапчукову надеть на эту ленту икону и повесить обратно на стенку, что та и исполнила. Спустя неделю она исцелилась от болезни глаз. Во время следствия были зафиксированы также и необычные события, связанные с иконой, которые убеждали в ее чудодейственной силе. Сначала явленная икона была помещена на стене в доме Остапчуков среди других икон. Все двери, окна и другие отверстия, через которые можно было попасть в дом, были закрыты и опечатаны. К приезду комиссии выставлена охрана. Но когда члены комиссии прибыли и вошли в дом, то явленная икона Божией Матери стояла на столе. И так происходило несколько раз: снимая нетронутые и неповрежденные печати, входя в дом, члены комиссии находили икону Богоматери не на стене, куда она была помещена накануне, а на столе. Узнавши о необыкновенном явлении иконы, крестьянин с. Вилия Симеон Малеванчук принес в дом Остапчуков свечу и поставил ее там незажженной. 26 мая свеча зажглась сама и была вечером потушена хозяином. Он оставил возле иконы незажженную свечу – и свеча сама загорелась На другой день, 27 мая, были принесены и другие свечи, которые зажглись сами по себе, лежащими на столе, без повреждения скатерти, которою был накрыт стол. Горящие свечи были потушены хозяином дома Николаем Остапчуком при наступлении вечера, но свет, бывший в комнате, вспыхивал и после того. Мая 27-го дня крестьянин Людвиг Добруцкий принес восковую свечу собственной работы и вставил ее в подсвечник незажженной, а 28 мая домашние нашли ее зажженную. Благочинным были представлены письменные заявления людей, получивших исцеления по молитве у иконы, что было зафиксировано в протоколе следствия. Вот некоторые из них. 1. Крестьянки дер. Пивнева Гора Сусанны Островской о том, что в прошлом 1889 году вследствие сквозняка она стала чувствовать сильную боль руки, вроде поражения параличом; целый год страдала и не могла владеть рукою, несмотря на принятые средства к облегчению боли. Узнав от других о явленной иконе в Виленском приходе, она в Святую Четыредесятницу сего 1890 года прибыла в Вилию и отправилась в местную церковь слушать заутреню; при входе в церковь пришло ей на смысл попросить свечку, оказавшуюся вместе с явленною иконою. Один из братчиков вынес сказанную свечу, которую она взяла больною рукою и чрез несколько минут почувствовала облегчение настолько, что, идя в церковь, не могла даже поднять руки, чтобы надеть пальто, а когда возвратилась на квартиру, то уже свободно могла действовать рукою и без помощи сняла сама пальто. И с того времени рука стала совершенно здоровою, и в настоящее время она не чувствует никакой боли. Такое внезапное исцеление она признает врачеством помощи Пресвятыя Владычицы. Показание сие готова подтвердить и под присягой.

http://pravoslavie.ru/132151.html

Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил архиеп. Пантелеимона (Рожновского) на восстановленную Пинско-Новогрудскую кафедру и поручил ему управление воссоединенными западнобелорус. территориями в звании экзарха Московской Патриархии. 24 июня 1940 г. архиеп. Пантелеимон возглавил Гродненскую и Вилейскую кафедру, Новогрудок отошел Виленской епархии. В 1919-1939 гг. наблюдались случаи притеснения православных со стороны римо-католиков. Так, в 1919 г. в Лиде подвергся нападению римо-католиков прот. Иосиф Коялович, брат историка И. О. Кояловича. У православных отбирали храмы, к-рые переоборудовали под костелы. Были изъяты Михайловский собор в Лиде, Свято-Троицкая ц. в Слониме, Крестовоздвиженская ц. в с. Белица, Крестовоздвиженский храм Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , Борунский монастырь и др. Для противодействия экспансии католиков и распространению безбожия создавались правосл. братства . В 1938 г. по территории Гродненской епархии был совершен крестный ход с чудотворной Жировицкой (Жировичской) иконой Божией Матери . При этом положение православных в Зап. Белоруссии (в составе Польши) было значительно лучше, чем в Вост. Белоруссии (в составе СССР), где верующие подвергались жестоким гонениям. В сент. 1939 г. территория Польши оказалась разделена между СССР и фашистской Германией. В период безвластия, когда польск. власти бежали из страны, а советская власть еще не пришла, приняли мученическую кончину от рук местных безбожников настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с. Шиловичи Слонимского повята прот. Андрей Куц с супругой, настоятель храма Успения Пресв. Богородицы в с. Волковичи Новогрудского повята прот. Николай Недзведский и иерей Владимир Буко (с. Князиковцы). Постановлением Синода Белорусской Православной Церкви от 4 июня 2011 г. в лике священномучеников был канонизирован свящ. Киприан Климуц. В 1930-1939 гг. о. Киприан совершал пастырское служение на приходе в с. Ятра (ныне деревня Новогрудского р-на). После установления в регионе советской власти священник в 1939 г. был арестован, осужден, в 1942 г. скончался в заключении. В период немецко-фашистской оккупации Белоруссии была учреждена кафедра в Новогрудке. Такое решение принял в 1942 г. Собор белорус. епископов. Управляющим епархией с титулом «епископ Новогрудский и Барановичский» был назначен еп. Вениамин (Новицкий), живший на покое в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре . Из-за неприбытия еп. Вениамина в Белоруссию управление Новогрудской епархией осуществлял Витебский и Полоцкий еп. Афанасий (Мартос). Летом 1944 г. ввиду наступления Красной Армии белорус. архиереи по приказу нем. властей эмигрировали.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010