Не заблуждайтесь, братья, эта содержимая нами вера не жива, ибо не имеет души, т. е. дел, а если даже и имеет кое–какие дела, то это лишь внешние, совершаемые или по привычке, или по человекоугодничеству, а не внутренние дела доброго произволения и богоугодной мысли. Не заблуждайтесь! Вил был не живой бог, а бездушный истукан. И при такой вере многие, считающие себя христианами, на самом деле суть идолы христиан; идолы, как говорит Павел, «имущий образ благочестия, силы же его отвергшиися» (2 Тим. 3:5). Каковы же дела веры? Их много, но они совмещаются в одном. Блаженный Павел называет веру, которая «любовию поспешествуема» (Гал. 5:6). Таким образом, вера обнаруживается через любовь, и любовь есть дело веры, она есть знак, отличающий истинных христиан. «О сем», говорит Христос, «разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35). Ибо это (любовь), объясняет божественный Златоуст, «предмет всякой добродетели, и ею мы все спасемся». Ковчег Ноя по всем своим особенностям есть чудесная вещь. Он имел в высоту тридцать локтей, в ширину — пятьдесят и в длину — триста. Столько времени пошло на его устройство; вместе с семьей Ноя в нем вместились столько животных, чистых и нечистых, и содержались там в течение целого года. Все это чудесно. Но, по моему мнению, удивительнее всего, как жили вместе в одном ковчеге эти животные, столь различные по виду, враждебные между собой по природе — лев и медведь, волк и овца? Как они были в единомыслии и согласии? Как не дрались и не рвали друг друга? Толкователи Священного Писания говорят, что животные оставались спокойными в ковчеге по воле Божией, почти изменили свою природу, оставили вражду, отложили свирепость. Иначе, если бы они подняли в ковчеге волнение и войну, Ной был бы принужден изгнать их из ковчега в потоп к прочим животным. Поэтому они должны были оставаться спокойными, если хотели спастись. Никакое событие Ветхого Завета не является таким наглядным образом святой нашей Церкви, как ковчег. Ибо подобно тому, как спаслись только вошедшие в ковчег, а оставшиеся вне его были потоплены, так точно имеют надежду на спасение только те, кои остаются в Церкви Христовой верными, благочестивыми и православными, а кто пребывает вне Церкви — нечестивые и еретики, — те потопляются в погибель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В приведенных словах Никон, как на единственного виновника своего невольного оставления патриаршего престола, указывает на царя: Никон потому именно оста вил престол, что царь, обещавшийся, при поставлении Никона в патриархи, хранить все заповеди Божии, все церковные законы и правила, изменил в этом отношении своему торжественному и публичному обещанию, и, к тому же, стал неправедно гневаться на Никона, почему и вся вина оставления последним патриаршей кафедры исключительно падает на царя. В ответе на 17 вопрос Никон уверяет, что будто бы он, на вопрос посланных от царя — Рамодановского и Матюшина: зачем он уходил от патриаршества, отвечал так: «от не милосердия ево — царева иду с Москвы вон, и пусть ему, государю, просторнее без меня, а то, на меня гневаяся, и к церкви не ходить, и про тот гнев всему государству ведомо, что он, гневаяся на меня, не приходил. А вселенстей велицей церкви обид много стало и божественных заповедей Христовых, и св. апостол и св. отец правил, как обещал на нашем поставлении, не почал соблюдати. А мы, на избрании своего патриаршества, и сами обещались, с клятвою и подписанием руки своея, Божия заповеди и св. апостол и св. отец хранит. А он, великий государь, чрез божественный правила суд церковный отъял, нас самех, и епископов, и аримандритов, и игуменов, и весь священничесий чин велел своим приказным людям судить». И, несколько ниже. Никон замечает, что он ушел из Москвы потому, «что от гнева царева невозможно стало жить». Здесь Никон, кроме царского гнева на него, от которого ему «невозможно стало жить», указывает и новые причины своего удаления с патриаршей кафедры: обид много стало от царя всей вселенской церкви, царь, вопреки божественным правилам, захватил церковный суд и подчинил всех духовных, начиная с патриарха, суду своих царских приказных людей. И еще: Никон и по тому ушел с патриаршества, «что-б ему, государю, просторнее было без него, Никона». Смысл последнего заявления будет более ясен и понятен из слов Никона, заключающихся в ответе на 26-й вопрос.

http://sedmitza.ru/lib/text/439660/

3) О наместнике Тройной Лавры, архимандрите Леониде (Кавелине) . – Леонид избран митрополитом Иннокентием на место архимандрита Антония, вопреки предостережения митрополита Петербургского Исидора. – Наместничества домогался бывший Серпуховский архим. Мелетий 764 и предлагал сыну митрополита, протоиерею Гавр. Ив. Вениаминову, значительную сумму, но договор почему-то не состоялся. 4) О ректоре Моск. академии, протоиерее Александре Васильевиче Горском. – Как Ректор Академии, он оста- —487— 1881 г. вил по себе не весьма почётную память. Дисциплина была ослаблена, и студенты не отличались при нём особенным благонравием и благовоспитанностью: они не отдавали должного почтения самому Ректору. – По смерти его оказались черновые, карандашом писанные, наброски речей к студентам даже по маловажным случаям. 5) О бывшем Епископе Смоленском Иоанне (Соколове) . Он был со-воспитанником С. К-ча по академии. Пред окончанием курса, в мае 1842 г. во время прогулки с ним в роще за Сергиевским посадом, Иоанн поразил его неожиданным объявлением мысли о принятии монашества. При этом объяснил, что, при пострижении в монашество, он имеет целью исправление ошибок в управлении Русской церковью со стороны Синода и парализование самовластия Обер-Прокурора, Графа Протасова. Таковы были замыслы гордого, молодого студента – будущего монаха! Но этим замыслам не суждено было осуществиться. 1 августа служил в Кафедральном соборе и был в Крестном ходу на р. Волгу. Погода была не совсем благоприятная, было пасмурно. 2-го ч. служил в Крестовой церкви и возвёл в сан игуменьи Настоятельницу Осташковского Знаменского монастыря, бывшую казначею Тверского Христорождественского монастыря, монахиню Ольгу. По окончании литургии, при вручении новопоставленной игуменьи жезла, я обратился к ней с следующею речью: „Всечестная игуменья Ольга! Когда ты оставляла, по свободному произволению своему, шумный мир с его удовольствиями и суетой и водворялась под кровом мирной обители, ты, без сомнения, имела в мыслях своих единое на потребу, т.е. спасение своей души. Пребывши затем довольное число лет в келейных подвигах и в разных монастырских послушаниях, ты утвердилась в решимости посвятить себя навсегда уединённой иноческой жизни, произнести пред Сердцеведцем Богом священные обеты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В это время на прилавках около села появились большие толпы киргиз с флагами, готовившихся к нападению на него. Казалось, дни наши были сочтены, так как в селе были почти одни женщины и дети. Мужчин вообще и ранее было немного, а в рабочее время и те, которые оставались, были на работе. Да и что мог сделать десяток - другой почти безоружных людей против тысяч киргиз? Видя все это, я решил готовиться к смерти и приготовить к ней своих духовных детей. И вот, в церкви мы начали служение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. За общим рыданием не было слышно слов акафиста. Это был общий предсмертно-покаянный плач. Семья моя находилась здесь же, около иконы Богоматери. Передав чтение второго акафиста диакону Резникову, я начал исповедывать народ, но видя, что по одиночке не в состоянии исповедывать всех, предложил общую исповедь. Народ стал с рыданием каяться в своих прегрешениях. Прочитав затем общую разрешительную молитву, я приступил к причащению всех запасными Святыми Дарами. В большом затруднении я был относительно себя: исповедаться я не мог за отсутствием другого священника. Служить Литургию не было возможности, и я решил исповедать свои грехи пред Святым Престолом Самому Господу и причаститься. Все это происходило в церкви. Что же в это время было вне ее? А вне ее совершилось дело явной помощи Божией. Киргизы в огромном количестве с диким воем бросились с гор на село. Совершенно случайно в селе оказались три казака, вооруженных винтовками, и один техник с охотничьим ружьем. И вот четыре этих человека при слабой поддержке нескольких мальчиков отбили нападение. Пусть неверующие люди объясняют это чем угодно, но я и мои прихожане не сомневаются в этом первом заступлении за нас Царицы Небесной. Пока происходило наступление, постепенно стали прибегать с полей и из других мест мужчины. Появилось несколько охотничьих ружей, револьверов, кос, вил и прочее. С этим вооружением люди стали на улицах по краям села. Киргизы же, собравшись на прилавках, готовились к новому нападению.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/...

2794 «Русские поселенцы, вызванные Курляндским герцогом Иаковым в средине XVII века (из Витебской и Смоленской губ.) построили в Якобштате православную церковь и учредили при ней монастырь, при монастыре – госпиталь для старых и бедных людей, не имеющих пристанища» и школу «для воспитания малых ребят»; см. Вилен. Арх. Сб., т. XI, стр. XXI. 2795 Весьма отрывочные сведения имеются о некоторых братствах в городах Черниговской и Полтавской губерний. Так, в г. Стародубе в 1690 году существовало «братство положения пояса Пресвятой Богородицы», в г. Кролевце, в XVII и XVIII век. существовало два братства, наконец, в ту же эпоху были братства при Воскресенской церкви г. Бахмача, в Борзне, в Козельце и в Погаре (в 1675 году) Никольское братство с богадельнею; эти сведения помещены в статье «О старинных школах, богадельнях и братствах», Черниг. епарх. вед. 1862 г. 27, извлечен в Вест. зап. и юго-зап. России, 1862 г. сентябрь, стр. 209. Более подробные сведения сообщены о братстве г. Золотоноши, Полтавской губ. в статье К. Василенко «Остатки братств и цехов в Полтавщине», Киевская Старина, 1885 г. 9. На учреждение этого братства имеется письменное разрешение владельца Золотоноши от 19 июля 1627 года, с дозволением сытить мед, по две кади, два раза в год. Со вступлением в 1847–1852 г. в это цеховое братство (портных и скорняков) евреев, оно прекратило свое существование. Записная книга братства сохраняется в Золотоношской ремесленной управе. Она заведена в 1724 году, но записи в ней начаты с 1700 года. Наконец, в документах Куряжского монастыря под 1700 годом упоминается про братство при Харьковском соборе: см. «Шпиталь в м. Боромле», Киевск. Стар. 1883 г., сент.-октябрь. 2796 См. подробности о пребывании русских в Вильне с 1655 по 1661 год в Истории г. Вильны Васильевского, в Памят. стар. в зап. губ., вып. 6, гл. 7. О перенесении мощей см. Вилен. Акты, XX, пред. CCXVIII. 2797 О существовании школы свидетельствуют, между прочим, следующие документы: Акт. Вилен. Ком. т. IX, 175 и 109; см. Смирнова, Вил. св. дух. мон., стр. 143 и 144.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Любовь священномученика Зиновия и сестры его Зиновии основана была на любви ко Христу, за Которого они пострадали. Да соединяет и нынешних братьев и сестер любовь ко Христу. Постараемся все ее приобрести. Будет любовь к Христу, будет и братская любовь. Тогда жить друг для друга братьям и сестрам будет и легко, и приятно, и утешительно, потому что тут в лице брата и сестры будет все делаться для Христа. Аминь. (Составлено по указанным источникам). Тридцать первый день Поучение 1-е. Преподобные Спиридон и Никодим (Уроки из их жизни: а) должно труд соединять с молитвой; б) избегать праздности и в) при изображении крестного знамения складывать три перста) I. Cbb. преподобные Спиридон и Никодим, память коих совершается ныне, были просфорниками в Киево-Печерской лавре и жили в XII веке. Оба они происходили из простого народа и не знали даже грамоты. В молодых летах Спиридон поступил в обитель. За высоконравственную жизнь игумен поставил его в просфорню для приготовления просфор. Послушание это очень нравилось Спиридону, потому что приготовляемые им просфоры шли для великого таинства св. Причащения. Труд свой св. Спиридон всегда соединял с молитвою и чтением или пением псалмов из Псалтири. Св. Никодим был сотрудником Спиридона и отличался таким же благочестием, как и Спиридон. Святые провели вместе 30 лет. Мощи их почивают в Антониевой пещере. У св. Спиридона персты правой руки сложены так, как складывают их при молитве; три первые перста соединены вместе, а средний и мизинец приложены к ладони. Это – урок для наших старообрядцев, которые обыкновенно так много ратуют за двуперстное перстосложение! II. Много уроков предлагает нам жизнь преп. Спиридона и Никодима. а)  Во-первых, они учат нас труд соединять с молитвой. Труд располагает к молитве и поддерживается ею, а молитва располагает к труду и возбуждается им. Однажды св. Антоний Великий, боровшийся в пустыне с своими помыслами, из глубины сердца вопросил Господа: «Господи, покажи мне путь спасения!» По какому-то невольному побуждению он вышел из своей пещеры и увидел кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и начал молиться; после опять сел и вил веревку, поработавши, опять встал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. Этот ангел Божий сказал ему вслух: «и ты делай так, – и спасешься». Труд, подкрепляемый молитвою, и молитва, сопровождаемая благим трудом, могут привести ко спасению души, к которому прежде и больше всего должны стремиться трудящиеся. (Достопамятные сказания о подвижничестве св. отцев, с. 3, § 1, изд. 1845 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

вил келью и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это, в 36 верстах от Вологды, еще и ныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и разорили ее. Давая место гневу, пустынник ушел в Шилегонский лес, на речку Ингарь или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить ревнители пустынной жизни и сверх того многие жители страны Вологодской, гонимые нашествием татар, толпами бежали в Шилегонский лес. Так безмолвие пустынников нарушено было поселившимися близь пустыни изгнанниками. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу: он поселился с учеником своим Герасимом там, где прежде водрузил крест свой и стал расчищать лес. Его стали тревожить не люди, 50 а звери; но молитвою своею он смирил их и медведи уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников: он поставил храм в честь положения ризы Богоматери во Влахерне. Иногда посещал он и Шилегонскую пустынь. На пути из одной пустыни в другую он имел обычай беседовать о спасении души со встречавшимися с ним; останавливаясь в селениях, назидал простых людей словом спасительным. Если замечал, что кто-нибудь в поле трудится в праздник, или в день воскресный: то строго обличал за то. Раз поселяне ослушались его, – не перестали работать в праздник и внезапно поднявшийся ветер разметал снопы их. Проведя долгую иноческую жизнь, в посте, молитве и непрестанных трудах, старец перед кончиною приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 24 августа 1550 г. 51 На другом краю Русского севера, в стране Олонецкой, подвизался один из достойных учеников преп. Александра Свирского : 52 в 9 верстах от места подвигов преп. Александра, жил в своей отчине дворянин Андрей Завалишин, охотник до звериной ловли. Однажды в самом разгаре охоты, Андрей увидел оленя и бросился догонять его; охотник мчался с такою быстротою, что далеко оставил за собою товарищей охоты, и все таки олень исчез из глаз его. Вдруг Завалишин увидел перед собою хижину и следы пустынника, в таком диком месте, где, казалось, никогда не ступала нога человеческая. Он постучался у хижины и перед ним явился труженик, изнуренный постом и подвигами, в ветхой одежде. Повесть подвижника о дикой своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Это было в 1493 году. Завалишин после того часто приходил к прп. Александру (это был он) слушать наставления его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Десятый член. Святое Причащение. На Тайной Вечери Господь Сам сказал о благословленных Им хлебе и вине: приимите, ядите: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... сие творите в Мое воспоминание ( Мф.26:2628 ; Лк.22:1920 ; 1Кор.11:2329; 10:16 ). Кроме того, Господь сказал: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной литургии совершается Таинство святого Причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь дал апостолам власть связывать и отпускать грехи кающимся людям ( Мф.18:18 ; Ин. 20:2223 ); от святых апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, то есть к истинным пастырям Церкви ( Деян.20:28 ). Священство. Истинные пастыри Церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью ( Ин.10:15 ), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение ( 1Тим.4:14 ), то есть те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозваные пресвитеры, какие есть у отступников и противников Церкви, суть тати или волки. Первая заповедь Десятословия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда памятует, что святые угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки ( Евр.12:2223 ). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первой заповедью. Посему воистину почитаются святые пророки ( 4Цар.2:15 ), Матерь Божия ( Лк.1:48 ), все святые праведники ( Притч.10:7 ). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их житиях ( Сир.44:114 ; Пс.77:37 ). Вторая заповедь. Идолы, или кумиры, были и имеются у языческих народов, которые не знают Бога истинного. Идолы, или кумиры, суть не действительные, но вымышленные, ложные боги и вещественные изображения ложных богов ( 1Кор.8:4 ; Гал.4:8 ); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большей частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу или выше земли, например: Ваал, Астарта, Вил.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

18 В это же приблизительно время в руки униатов перешли некоторые монастыри, как-то: Лавришевский (Вил. Акт. XI, 24), Супрасльский, Мстиславский, Онуфриевский (Акт. ю.-з. Рос. II, 9), Лещинский (А. З. Р., IV, 162). 20 Константинонольский патриарх Матвей в 1600 году подтвердил ставропигиальные права Львовского братства, а патриарх Кирилл Лукарис – в 1601 году; Макарий, Ист. рус. цер., т. X, стр. 333. 21 См. о щедрых пособиях молдавского господаря Иеремии Могилы Львовскому братству в Труд. Киев. Дух. Акад., стат. Голубева, Матер. для ист. зап. рус. прав. цер., 1878 г., июнь, стр. 154–158, а равно письма господаря п логофета Луки Строича, помещенные в I т. Юбил. изд. Льв. брат., XXVII–XLVI; XLVIII–LII; LIV. 23 А. Ю. и З. Р., т. II, 15; А. З. Р. т. IV, примеч. 116; Сводная галицко-русская летопись Петрушевича, стр. 403–405 (ч. 1.); Макарий, Ист. рус. цер., т. X. 342–342. 24 См. напр. челобитную от 1603 года депутата Виленского православного братства сеймовым чинам о разных насилиях и обидах, претерпеваемых православными от униатского митрополита Ипатия Потея и Виленских магистратских властей: Акт. Запад. России, т. IV, 159. 26 Кояловича, Литовская церковная уния, т. II, примеч. 101, замечает: братство начало строить церковь св. Духа с целью поместиться при ней еще в 1596 г. (А. З. Р., т. IV, 101) Впрочем до 1609 года не оставляло Троицкого монастыря и только в этом году окончательно утвердилось при св. Духовском монастыре (Собр. грач г. Вильны и др., т. II, 23 и 24). Ср. Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 313. 30 А. З. Р., т. IV, 171. В сочин. Бантыша-Каменского, Истор. извест. об унии (1864 г., стр. 63) приведено королевское постановление 1607 года из собрания польских конституций. В этом постановлении между прочим сказано: «також братства церковныя веры Греческой при правах и привилегиях оставляем». См. Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 354. 32 Бережанского округа, принадлежавшее некогда фамилии Балабанов. Из Стрятинских кииг замечателен особенно славянский Служебник, вышедший в 1604 г., в послесловии которого Гедеон описал и заведение своей типографии, а также Требник, 1606 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

29 . Итак, из рассмотрения времён и всего нами сказанного можно видеть древность пророческих писаний и божественность нашего учения, – что не ново это учение, и не баснословны и не ложны наши верования, как думают некоторые, но самые древние и истинные. Ибо Фалл упоминает о Виде царе ассирийском и Кроне Титане, говоря, что Вил вместе с титанами воевал против Зевса и сторонников его, так называемых богов, и что побеждённый там Гиг, который тогда царствовал в стране, прежде называвшейся Актою, теперь же Аттикою, бежал в Тартисс. Не считаю нужным распространяться о происхождении названий прочих стран и городов, особенно для тебя, хорошо знающего историю. Итак, ясно, что Моисей древнее всех писателей (и не он один, но и многие после него бывшие пророки), древнее и Крона, Вила и троянской войны. Ибо, по истории Фалла, Вил существовал за 322 года до троянской войны. А Моисей почти на 900 или на 1000 лет был древнее завоевания Трои, – как мы показали выше. Но так как Крон и Вил были современники, то многие не знают – кто Крон, и кто Вил. Некоторые почитают Крона, называя его Видом и Валом, особенно живущие в восточных странах, не различая Крона и Вила. У римлян же он называется Сатурном, и они сами не знают, кто он – Крон ли или Вил. Олимпиады начали праздноваться с Ифита, как говорят, а по некоторым – с Лима, который назывался также Илием. Какой же порядок имеет число лет и олимпиад, я выше сказал. Думаю, что, сколько возможно, обстоятельно показаны мною древность наших событий и число всех лет. И если есть у меня ошибка, например, лет 50 или 100 если даже 200, однако не на тысячи или десятки тысяч лет, как это случилось с ложными счислениями Платона, Аполлония и других. Что же мы, быть может, не знаем точно числа всех лет, – это потому, что в священных книгах не написаны промежуточные месяцы и дни. Кроме того, о тех временах, о которых мы сказали, согласное говорит и Бероз, философ халдейский, который передал эллинам халдейские писания: он сходно с Моисеем повествует о потопе и о многих других событиях и отчасти согласен с пророками Иеремией и Даниилом, а именно то, что о событиях иудейских при Вавилонском царе, которого он называет Набопалассаром, у евреев называют Навуходоносором.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010