1523 «Supplementum Synopsis» на польском языке напечатано в Арх. ю.-з. России, ч I, т. VII, стр. 577–649. 1524 «Св. уния церкви восточной и западной» (Jedno sw. cerkwie Wschodniej i Zachodniej); «Права и привилегии (Prawa i priwileje), данные королями Польши и Литвы обывателям греческой веры, находящимся в унии с церковью римскою». См. также сочинение К. Скупинского от 1634 года: «Rozmowa dwoch Rusinow schismatika z unitem», направленное против «Synopsis’a»; это сочинение напечатано также в ч. I, т. VII, Арх. ю.-з. России, стр. 650–732. Две фанатические проповеди Фабиана Бирковского. 1525 «Bractwa cerkiewne wszystkie in genere którekolwiek s dotd u Nieunitów, take i te które przez nich [na]potem bd instytuowane z swemi cerkwiami, maj byd przy nich, in pacifica possessione et libero exercitio». 1526 Этою же записью постановлено, какие именно церкви и епископские имения в епархиях, смешанных (где были архиереи православные и униатские) принадлежать должны православным, и какие – униатам. 1527 Suppl. ad. hist. Rus. mon. LXVII, стр. 160; Бант.-Камен. Истор. изв. об унии, стр. 91–95. Список городов и местечек, в коих православным надлежало предоставить известное количество церквей и монастырей, см. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. VI, стр. 656. Срав. также документы на стр. 658, 660, 662, 665, 691 и 694. См. также Сапунова. Витеб. стар. V, ч. 1, стр. 130. 1532 В «статьях для успокоения народа русского», между прочим, значилось: «братству Виленскому, названному Свято-Троицким, состоящему не в унии при церкви Св. Духа, дозволяется окончить начатую им каменную церковь , но только по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости и тому же братству в замен церкви Св. Троицы, остающейся за униатским братством, имеют быть даны в Вильне три церкви: Воскресения Христова, св. Иоанна и св. Юрия на предместье. 1533 Борколабовский монастырь в Оршанском повете был также в ведении Виленского Св.-Духовского монастыря: Вилен. Арх. Сб., т. II, 31. О Купятицком монастыре, см. Вил. Акт. II, 25, см. сведения в Вил. Акт. XI, предисл. стр. XIV и послед. На попечение братства отдавались и церкви; Вилен. Арх. Сб., VI, 139, Вил. Акт., VIII, стр. 117.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог ! Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:39 ). В книге Иисуса Навина также категорично сказано об этом. «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]» ( Нав.24:15 ). В истории еврейского народа имели место случаи, когда евреи в результате своего заблуждения «стали служить другим богам» ( Суд.10:13 ). «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам» ( Суд.2:11 ). О служении евреев Ваалу в Библии говорится много раз. «Ибо нечестивая Гофолия и сыновья её разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для Ваалов» ( 2Пар.24:7 ). Израильский царь Ахав «стал служить Ваалу и поклоняться ему» ( 3Цар.16:31 ). Самарийский царь Охозия «послал послов, и сказал им: пойдите, спросите у Веельзевула, божества Аккаронского: выздоровею ли я от сей болезни?» ( 4Цар.1:2 ). На протяжении долгого времени еврейский народ служил Ваалу, затем каялся и служил Истинному Богу. Колебания в вопросе кому служить, Богу или Ваалу (ложному божеству), проявлялись у евреев неоднократно. «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам» ( Суд.3:7 ). «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему» ( Суд.10:6 ). Слово «ваал» обозначало господин. Этим словом называлось главное языческое божество мужского рода, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы природы, которому активно поклонялись хананеяне, финикийцы, филистимляне и сирийцы. В Сирии Ваала называли Веель, в Ассирии Вил. «Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их – на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных» ( Ис.46:1 ). «Вавилон взят, Вил посрамлен, Меродах сокрушен, истуканы его посрамлены, идолы его сокрушены» ( Иер.50:2 ). Ваал, Вал или Бел боготворился вавилонянами, карфагенянами и сирийцами. Ваал-Фегору поклонялись моавитяне. Название Ваала вошло во многие финикийские имена. Например имя Ганнибал обозначает «милость Ваала». Имя Аструбал означает «помощь Ваала». Имя Ефваал означает «с Ваалом». «Дочь Ефваала, царя сидонского» ( 3Цар.16:31 ). В поздние времена именем этого идола евреи называли сатану. Причем имя это было Веельзевуф, и означало бога мух. Чтобы сделать это имя более оскорбительным, евреи слово Веельзевуф поменяли на слово Веельзевул, обозначавшее бог навоза.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Пасхальное «Слово» святого Григория начинается символическим описанием видения Ангела, возвещающего о воскресении Христа: «На стражу мою стал я, говорит чудный Аввакум ( Авв. 2:1 ). Стану с ним ныне и я, по данным мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что возглаголано. Я стоял и смотрел: и вот, муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и вил его, как вил Ангела ( Суд. 13:6 ), и одежда его, как блистание пролетающей мимо молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом... и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор. 5:17 ); обновляйтесь». Григорий говорит о Пасхе как о главном событии церковного года, превосходящем по своей значимости все прочие праздники. Пасха, так же как и Крещение Господне, есть праздник света, что символизируется зажжением свечей по всему городу в пасхальную ночь: «Пасха Господня! Пасха! И снова скажу «Пасха!» в честь Троицы. Она у нас праздников Праздник и Торжество торжеств: она настолько превосходит все праздники – не только человеческие и происходяοие на земле, но также Христовы и для Христа совершаемые, – насколько солнце превосходит звезды. Прекрасно у нас и вчера блистало и озарялось все светом, который зажигали мы в частных и общественных домах, так что едва ли не весь род человеческий и люди всякого звания обильным огнем освещали ночь – прообразом великого света, которым небо сияет свыше... и того света, что превыше небес... и того, что в Троице, Которой создан всякий свет, неделимым Светом разделяемый и украшаемый. Но то, что сегодня, еще прекраснее и блистательнее. Ведь вчерашний свет был лишь предтечей великого Света, Который воскрес, и как бы неким предпразднственным веселием. Сегодня же мы празднуем само Воскресение – не еще ожидаемое, но уже совершившееся и собравшее собою воедино весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вот, например, два идола, упомянутые пророком Исаиею: „Пал Вил, низвергся Нево!» (46:1). Это были два главных вавилонских божества, почитаемые также и в Ассирии: первое из них может быть сравнено с Юпитером, другое с Меркурием, или Зевесом и Ермием, о которых упоминается в Деяниях Апостольских (14:12) при рассказе о пребывании апостолов Павла и Варнавы в Листре, жители которой приняли их за этих самых богов и намеревались принести им жертвы. На одном из барельефов, Бел или Вил переносится в торжественной процессии вместе с Иста- рою, грозною богинею войны и сладострастия, которая в Ханаане носила несколько измененное наименование Астарты. Этот барельеф как нельзя лучше объясняет возвышенное место в той же 46-й главе пророчества Исаии, где пророк противополагает мертвым богам, которых нужно носить, Бога живого, Который Сам носит народ дома Израилева от утробы матерней (ст. 3 и 4): „Низверглись (боги), пали вместе, не могли защитить носивших». Вот затем страшный бог войны Нергал, упомянутый в 4 кн. Царств (17:30), половина человека и половина льва, чем ассирияне желали выразить с одной стороны политический ум, руководящий военными походами, с другой – непреодолимую силу, с какой ведутся эти походы. Поразительная особенность: престол Нергала находится в великом городе, именуемом Шуал, который есть ничто иное, как Шеол у евреев, местопребывание умерших, слишком усердно наполнявшееся во время кровопролитных войн. В другом месте мы видим изображение другого бога, часто упоминаемого в Библии и столь же часто изображаемого на барельефах и упоминаемого в их надписях: это Дагон, который имеет тело человеческое и хвост рыбы. Филистимляне заимствовали это божество у ассиро-вавилонян, и в Ветхом Завете о нем говорится, только когда речь идет о филистимлянах. В храме Дагона, во времена Самуила, они поставили ковчег завета, похитив его у израильтян ( 1Цар.5:2 ); у храма Дагона они воткнули отрубленную голову Саула ( 1Пар.10:10 ); наконец, в Дагоновом храме Самсон сдвинул с места два средних столба, вследствие чего храм обрушился и задавил всех бывших в нем ( Суд.16:30 ). У ассиро-вавилонян Дагон был олицетворением одного из благодетельнейших божеств, Эа, которое вышло из глубины Персидского залива и научило их предков всем искусствам тогдашнего просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

И Даниил жил вместе с царем». Но и это начало не согласно с каноническим повествованиием о Дарие (а не Астиаге) и Кире ( Дан.6:28 ) и необычной близости пророка Даниила к Киру (10:1). Но, помимо этих противоречий, самое разногласие памятников смущает читателей: какому повествованию давать преимущество и о каком Данииле идет речь?.. Но продолжим обзор повествования. «Был у Вавилонян идол Вил (3 ст.)... царь (Кир) чтил его» (4 ст.). Бесспорно, что у Вавилонян был бог и идол Вил ( Ис.46:1 ), но чтобы Кир персидский почитал его, очень и очень сомнительно, так как Персы были не идолопоклонники, а солнцепоклонники сабеисты, не имевшие, по Геродоту, идолов. Правда, у Шрадера приводится клинообразная надпись, в коей Кир называет себя «почитателем Вила и Нево и Меродоха» (Keilinschriften u. Alt. Testament. 2 ed. 373 s.), но простиралось ли это почтение и на идолов их, как изображено здесь, неизвестно… 426 История о Виле заканчивается «разрушением» его идола и даже «храма» Даниилом с дозволения Кира (14:22). Помимо странности в «разрушении храма» одним Даниилом, этот храм, по Геродоту, существовал и после Кира при Ксерксе, коим был ограблен (Геродот. 1. 183. УП, 17. Strab 16, 1. Arrian. Exp. Alex.). Католические апологеты, правда, видят здесь частичное разрушение какого-нибудь «притвора или этажа» этого храма, 427 но текст на это не уполномочивает... Во второй части (14:23–42) повествуется о почитании Вавилонянами я тем же Киром змея. Не спорим, согласно новооткрываемым памятникам, может быть Вавилоняне и почитали змея (Biehm. Handworterb. 288 s. Lenormant. La divination chez les cbaldeens 90 p. Cornely 1. c. 513), или точнее изображение ero в виде дракона, 428 но почитал ли его Кир, очень и очень сомнительно... Маловероятна требовательность побежденных Вавилонян к Киру и угрозы «убить его и его дом» (14:29–30) за умерщвление Даниилом змея. Она напоминает подобное же требование пред Дарием; но последнее высказано было не побежденными, а придворными чиновниками и на основании «законов Мидян и Персов» ( Дан.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

272 Уст. Луцк. Братства: Пам. Киев. Ком. Т. I. грам. VII. пун. 12; тоже подтверждает и Уст. Львовского Брат. Т. III грам. пун. 22 и 23,и Виленского: Собр. Вил. грам. Ч. 4; и наконец Уст. Могил. Брат. Ж. Н. М. П. 1849 г. Март. стр. 292 274 Пам. Киев. Ком. Т. I грам. VII. пунк. 13, 14; Т. III. гр. V. пунк. 8; грам. I. пунк. 24; Уст. Могилевского Братства при церкви св. Николая – Могил. Вед. 1851 г. 35. глав. VIII ;В уставе Братства Виленского при церкви св. Троицы, называемого кушверским, говорится: «если какой либо уписный брат умрет, то они братья мают (имеют) давать на погребение его оксамин (бархат) и свечи Братские и должны провожать его тело (до могилы)». Вил. грам. Ч. II. 16. 275 Такие помянники сохранились до сих пор во многих Братских церквах и могут служит материалом для генеалогии древних княжеских и дворянских родов. Таков напр. Помянник Луцкого Братства, написанный в лист. Вот его заглавие, писанное киноварью: «сия книга глаголемая поменник церкви Брацкое Луцкое в року 1618 писати зачатый: а през мене многогрешного монаха Иеремию Савицъкого, законника катедралного Луцкого, с послушания тут на тот час в року 1677 мешкаючого, слово в слово рукою моею власною за отпущение переписанный»), Помянник распределен Савицким на три части: в первой помещены роды особ стану шляхетнаго, во второй – особ стану духовнаго, в третьей – стану посполитаго; а в начале поминаний Савицкий приложил три указательные реестра родов, в помянник вписанных. Неизвестный по имени инок, соревнуя Савицкому, в 1748 г. тщательным почерком дописал, как в поминаниях, так и в реестрах, продолжение помянника, оправил его в новый кожаный переплет и в конце реестров приложил следующ. CTUXI: «Чителнику побожный и ласковый Хочешь ли род свой знайти без забавы: Реестр с личбою впрод писаный читай, Грешного Иеремию поминай, Савицкого, законника худинуˆВтуюж читаня твоего годину». О помяннике Луцкого Братства чит. в Киевлянине , 1841 г. стр. 314–317. 277 Там же. Т. I. грам. II. стр. 3; грам. XVIII. стр. 159; Т. II. грам. II. стр. 35; грам. IV. стр. 65 и 67; Чтен. в Императ. общ. 1848 г. 6. стр. 57.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Поэтому закон Иисуса Христа, Который есть правило святости, требует в самом деле общества верующих без скверны и порока. Церковь , не имущу скверны, или порока. Итак, ввиду того что этот закон святее всех прочих законов, он и требует для себя людей святее прочих, – люди избранны, ревнители добрым делом. Христианин, по собственному смыслу имени, означает человек более духовный, чем телесный, более небесный, чем земной, распявший в себе все мирское, облеченный во Иисуса Христа, разумеется, не в одежду Иисуса Христа, а в Него Самого. Об этом апостол Павел сказал: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ); значит, он должен вести жизнь, столь похожую на жизнь Иисуса Христа, как будто в нем живет Сам Христос, чтобы он мог говорить вместе с апостолом: Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Такова жизнь, приличествующая христианину; ее от нас в этом мире требует вера Христова. И, однако, если я испытаю нашу жизнь, я найду, что ни во израили толики веры обретох. В делах наших я не нахожу святости, среди христиан не нахожу христианина, которого имеет в виду наш Спаситель. Наоборот, я нахожу сребролюбие иудея, блуд язычника, распущенность эпикурейца, скотское непотребство и зверское безумие. Нахожу убийство, месть, разбои, прелюбодейства – грехи, даже названий которых не знали древние христиане, эти люди невинности и любви, не виноватые перед язычниками ни в чем, кроме разве своей веры. Странное дело! Новейшие христиане так похожи на язычников в их заблуждениях, как древние христиане превосходили всех языческих богов в добродетели. Таким образом, вся наша вера в конце концов ограничивается внешними делами веры, делами, лишенными всякой заслуги, которые совершаются скорее по привычке, чем из любви, которые имеют снаружи действительно изображение, как монета, но в веществе не имеют настоящей ценности. Поэтому мы сильно заблуждаемся, если надеемся с такой верой достигнуть вечного блаженства. В таком же заблуждении был и нечестивый царь Валтасар, который, веруя, что чтимый в Вавилоне идол Вил есть живое божество, с негодованием сказал Даниилу: Не мнится ли ти Вил быти жив бог? Почто не покланяешися ему? ( Дан.14:6, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

1730 Этими областями были: воеводства – Киевское, Виленское, Минское и Новогрудское, кроме того, к той же категории православных надлежит причислить и те остатки православной паствы, которые населяли прежде бывшие православными епархии: Холмскую, Владимиро-Брестскую и Луцкую. 1731 В октябре 1685 г. новоизбранный митрополит Киевский Гедеон князь Святополк-Четвертинский прибыл в Москву и был 8 ноября посвящен в этот сан Московским патриархом Иоакимом. Арх. ю.-з. России, ч. I. т. V. стр. 102 и след. 1732 См. например, прошение Петру Великому от всех монастырей Литовских и Белорусских у Бантыша-Каменского, Ист. изв. об унии, стр. 148. Там же помещена и грамота Петра Великого польскому королю относительно притеснений и насилий, чинимых православным (стр. 150). 1734 Универсал короля Августа II от 17 октября 1711 г. о лишении сана Кирилла Шумлянского вследствие рукоположения его в Киеве, причем король ссылается на послание папы Климента XI. Арх. ю.-з. России, ч. I, т. IV стр. 340. 1735 Supplem. ad hist. Rus. monun. LXXXII, стр. 226. Перевод на рус. язык помещен в Вест. юго-зап. и зап. Росс. июль 1862 г. Отд. I, 3. 1736 Этот проект, на польском языке, с переводом на французский, помещ. в Документ. объясняющ. ист. зап. рус. края, стр. 342 и след. 1740 Вилен. Акты, т. IV, стр. 188, т. VII, стр. 269, 285 (пунк. 30), т. XIII, стр. 191, 198; т. XXIII, стр. 204. Вил. Арх. Сб. т. 90, стр. 131. Витеб. Стар. т. V стр. 235. 1741 Для русско-униатской церкви был введен праздник «Божьего Тела», установлен праздник в честь Иосафата Кунцевича (16 сент.), уничтожено употребление теплоты и губы при литургии, введено стрижение и голение бороды, по примеру латинских ксендзов и т. д.; см. некоторые подробности в Свод. галиц. рус. летоп. Петрушевича, (с 1700–1772 г. стр. 85, и у Чистовича, Очер. ист. зап. рус. цер. ч. II, стр. 378. О печатании униатских служебников требников и других книг митрополитом Львом Кишкой в Супрасльской типографии, см. Вил. Арх. Сб. т. IX, стр. 391, а также страницы 308, 310, 316, 317, 393, 406. В 1747 году президент униатской консистории Лисянский по всей Белоруссии предписал всем униатским священникам обрить бороды и остричь волосы для отличия от православных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

771 Монастыри подсудные Виленскому Святодуховскому . Святодуховскому монастырю подчинены были 17 мужских и 2 женских монастыря (в том числе женский Благовещенский в Вильне). 772 По потом многие из них захвачены были униатами, так что к половине XVIII века в православии осталось только 10 монастырей. В Виленском, и Новогрудском воеводствах . – Голдовский, в повете Лидском. В 1718 г. голдовские базилиане завладели православным Голдовским монастырем, захватили все принадлежавшие ему имения и документы, а монахов избивши полуживых и измученных выгнали из монастыря. В 1747 г. старший виленский Богданович протестовал против отнятия Голдовского монастыря и обращения его на унию: но несмотря на то монастырь остался за базилианами. (Вестн. Зап. Росс. 1867 г. кн. I, отд. I, стр. 28). Сурдегский Святодухов, в местечке Сурдегах, вильлкомирского уезда. Существовал еще до унии; в первой половине XVII века владелицей местечка, Ставецкой-Городевской, отдан под власть и дозор Виленского Святодуховского Монастыря. (Акт. Вил. ком. VIII 57). Друйский Благовещенский, в местечке Друи, браславского (ново-александровского) уезда. Основан иждивением тамошних мещан по дозволению князей Сапег, которые дали землю под построение и снабдили монастырь угодьями. Князь Богдан Матвеевич Огинский и супруга его Раина Ивановна, урожденная Воловичева, основали православные монастыри Евейский и Кронский. – Евейский Успенский, в м. Евье (в 35 верстах от Вильны) основан в 1619 г. при двух находившихся там церквах Успения пресв. Богородицы и Вознесения Христова. В монастыре, при самом основании его, заведена была типография, в которой печатались книги богослужебные и вообще духовного содержания. В 1619 г. в евейской типографии напечатана славянская грамматика Смотрицкого, с гербом Огинских. 773 Теми же благотворителями в 1629 г. основан Кронский Троицкий монастырь, в м. Кроне, трокского уезда. В 1634–1637 гг. настоятелем монастыря был игумен Митрофан Зеневич, продавший знатное имение монастыря Стравник Друцкой Соколинской Раецкой и навлекший за то гнев на себя м. Петра Могилы . (Акты, Вил. ком. XI, 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1563 Этот монастырь, имея в описываемую эпоху настоятелем Иоиля Труцевича, распространял свою просветительную деятельность на целый край, и, между прочим, в своей типографии печатал богослужебные и ценные богословские книги. Здесь кстати заметить, что идея о воссоединении с Россией, появившаяся в западной Руси в XVII в. и осуществившаяся во второй половине этого века, нашла своих ревнителей в среде духовенства и монашества. В описываемую эпоху одним из видных представителей этого стремления в Белоруссии был Кутеинский игумен и братчик Иоиль Труцевич, который в издаваемых Кутеинским монастырем молитвенных сборниках (см. напр. «Брашно духовное», 1639 г.) помещал молитвы за православного Московского царя, за Московского патриарха, за русскую державу и воинство. 1564 Историко-юридич. материалы, Сазонова, вып. X, стр. 481, кор. грам. Кононовичу-Горбацкому на сан епископа; также вып. XIII, стр. 333, где ошибочно обозначен Горбацкий униатским епископом. Жудро, Ист. Могилев. брат., стр. 63, прим. 3. 1565 «Дидаскалия», напечатана в Кутеинском монастыре в 1637 г. О соборе в Могилеве в 1637 г., см. Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер., II, стр. 234. 1566 См. письмо митроп. Сильвестра братству, Вилен. Арх. Сб., т. II, 52. О действиях епископа Сильвестра Коссова на пользу православия в Полоцке, см. любопытные документы в Витеб. Старине Сапунова, V, ч. I, стр. 147 96), 149 98 и 99), 189 104). 1567 Собр. Минских грамот, 89 и 121. О нападениях в 1666 г. евреев в Слуцке на православное духовенство, см. Вил. Арх. Сб., VII, 102. См. также 148, 228. Об убийстве евреями настоятеля Кобринского монастыря Бальцевича, см. Вилен. Акт., III, стр. 76. О дерзостях евреев, см. Вил. Акт., V, стр. 54 и 222; т. XV, 204 и 241; т. XXIII, стр. 15 и 193. 1569 Собр. Минск. грам., 123, а также Акт. Вилен. Ком., т. XI, стр. 101. Грамота короля Владислава IV подтверждена в 1744 г. королем Августом III. 1570 Рус. Ист. Биб., т. IV, «Диариуш» Берестейского игумена Афанасия Филипповича, 1646 года, стр. 86. Бантыш-Каменский, Ист. изв. об унии, стр. 119. Чистович, Ист. зап. рус. цер., II, 248.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010